Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Влияние межличностных отношений в полных и неполных семьях на самочувствие дошкольников

baby_devochka 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.05.2022
Объект- психоэмоциональное самочувствие ребенка дошкольного возраста. Предмет- межличностные отношения в полных и неполных семьях как фактор благополучия психоэмоционального самочувствия дошкольника. Задачи исследования: 1. Рассмотреть психоэмоциональное самочувствие как фактор личностного развития дошкольника. 2. Дать характеристику полной и неполной семьи. 3. Определить степень влияния межличностных отношений в полной и неполной семье на формирование благополучия психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста. 4. Изучить межличностные отношения в полных и неполных семьях и уровень психоэмоционального самочувствия ребенка-дошкольника. 5. Разработать программу психологической коррекции межличностных отношений в неполных семьях, способствующую благополучию психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста 6. Проанализировать полученные результаты исследования. В соответствии с намеченной целью и задачами были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретические методы - изучение и теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования; 2. Эмпирические методы – наблюдение, беседа, психодиагностические методики: анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. Проективная методика «Дом, дерево, человек» Романова Е.С., Потемкина С.Ф., тест -опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина. 3. Группа статистических методов: методы математической обработки данных, определения средних величин. Теоретико-методологическую основу исследования составили: - социально-психологический подход к исследованию межличностных отношений, отражающий принципы детерминизма и системности в психологии: Ананьев Б.Г., Деркач A.A., Лаптев Л.Г., Мясищев В.Н., Парыгин Б.Д., Петровский A.B.; - основные положения современной психологии семьи, анализирующие взаимоотношения родителей и детей на основе принципов детерминизма, системности и развития: Архиреева Т.В., Белобрыкина O.A., Белогай К.Н., Брагина Т.В., Гаврилова Т.П., Гарбузов В.И., Даринская В.М., Джайнот X., Захаров А.И., Костицына Е.А., Усова A.B., Фильдштейн Д.И., Целуйко В.М.; - системный подход к феномену родительства: Варга А.Я., Гурко ТА., Захарова Е.А., Овчарова Р.В., Спиваковская A.C., Эйдемиллер Э.Г.; - основные положения отечественных и зарубежных исследователей по вопросам семейной психотерапии, коррекции и консультирования, в основе которых принципы детерминизма, развития, системности и личностного подхода: Алёшина Ю.Е., Арчакова Т.О., Винникотт Д.В., Витакер К., Елиаров А.Н., Ефимова Н.С., Кочюнас Р., Овчарова Р.В., Смирнова М.И., Столин В.В., Шведовская A.A., Эйдемиллер Э.Г. Практическая значимость главным образом определяется разработкой программы психологической коррекции межличностных отношений в неполных семьях, что способствует благополучию психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста. Предлагаемая программа помогает психологу-практику ориентироваться в форме и стратегии психологической помощи семье по проблемам ребёнка, вызванных особенностями детско-родительских отношений. Программа способствует повышению эффективности коррекционной работы и уменьшению временных затрат в работе с каждой семьей. База исследования: МДОУ д/с № 19 «Ивушка» г. Буденновск. Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.?
Введение

В настоящее время активно изучается влияние семейных факторов в развитии личности ребенка. В российской психологии и педагогике особое внимание уделяется структуре семейных взаимоотношений, развитию личности ребенка в семье, влиянию взаимоотношений на возникновение комплексов и психологических заболеваний. Несмотря на растущий интерес к данной проблеме полученные данные все еще систематизированы, и не выработана однозначная система взглядов. Влияние семьи на развитие и воспитание дошкольника имеет огромное значение. Ребенка со всеми членами семьи связывают многогранные взаимоотношения, которые по-разному влияют на его развитие и социализацию, однако заметнее всего в этом процессе роль родителей. Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [11, с. 119]. Проблема родительской позиции активно обсуждается отечественными исследователями (Варга А . Я., Архиреева Т.В., Захаров А.И., Спиваковская A.C., Эйдемиллер Э.Г., Битянова М.Р., Брагина Т.В., Гарбузов В.И., Костицына Е.А., Савина Е.А., Жигалин С.С., Зиновьева М.В., Овчарова Р.В., Целуйко В.М., Шапатина О.В.). Предметом внимания становятся такие аспекты родительской позиции как: определение данного понятия (Архиреева Т.В., Земска М., Спиваковская A.C., Чекалина A.A., Овчарова Р.В.); структура родительской позиции (Спиваковская A.C., Овчарова Р.В.); типология родительских позиций (Битянова М.Р., Земска М., Спиваковская A.C.). Интенсивно исследуются неадекватные родительские позиции (Захаров А.И., Спиваковская A.C., Эйдемиллер Э.Г., Шнейдер Л.Б., Личко А.Е.). Одним из важнейших показателей развития ребенка является его психоэмоциональное самочувствие, оказывающие влияние на эмоциональное развитие ребенка и, в частности, на состояние проявлений эмоционального благополучия старшего дошкольника. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми [13, с. 79]. В связи с этим большое значение приобретает разработка содержательно-методологического обоснования коррекционной работы с нарушениями детско-родительских отношений. Основой этого может выступить широко развивающийся социально-психологический подход (Андреева Г.М., Парыгин Б.Д., Новиков В.В., Петровский A.B., Мясищев В.Н. и другие). Многочисленные научные источники и специальные экспериментальные исследования свидетельствуют про негативное влияние на психологическое здоровье ребёнка стрессовых причин, которые постоянно воздействуют на детскую психику и являются главной причиной достаточно высокого процента невротичных проявлений в поведении дошкольников. Такими стрессовыми причинами являются психотравматичные социально-психологические ситуации деформированных взаимоотношений в системе «близкий взрослый - ребёнок» в условиях семейного воспитания. Семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи. Поэтому актуальность проблемы влияние межличностных отношений в полных и неполных семьях на самочувствие дошкольников остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение различий в психоэмоциональном сочувствии детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Гипотеза исследования: реализация программы психологической коррекции межличностных отношений в неполных семьях будет способствовать благополучию психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния межличностных отношений в полных и неполных семьях на самочувствие ребенка дошкольного возраста 8 1.1. Психоэмоциональное самочувствие дошкольника как фактор личностного развития 8 1.2. Характеристика полной и неполной семьи 13 1.3. Влияние межличностных отношений в полной и неполной семье на формирование благополучия психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста 18 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния межличностных отношений в полных и неполных семьях на самочувствие дошкольников 33 2.1 Изучение межличностных отношений в полных и неполных семьях и уровня психоэмоционального самочувствия детей дошкольного возраста 33 2.2 Программа психологической коррекции межличностных отношений в неполных семьях, способствующая благополучию психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста 45 2.3 Анализ результатов исследования 52 Заключение 58 Список использованной литературы 61 Приложения
Список литературы

1. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал, 1992. Т.13 № 5. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972. 3. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. - М., 1996. 4. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1990. 5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1989. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998. – 148с. 7. Бурбо Л. Отношения родитель - ребенок. - Киев, 2012.- 190. 8. Брайн Ш. Тесты для детей. - Тюмень, 1996. 9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990. – 212 с. 10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., М., Харьков., Минск. - 1999. 11. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., Изд. Просвещение., 2003 - 207с. 12. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Аркти, 2003. 13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995 - 348с. 14. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2002. 15. Воспитание дошкольника в семье (Вопросы теории и методики) /Под. ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1979 - 191 с. 16. Вроно Е. Пойми своего ребенка. - М., 2012. 17. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. 18. Венгер А. Л. К проблеме опосредствования эмоциональных оценок. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983 – 320с. 19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 20. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994. 21. Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). - С. 6-16. 22. Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978. 23. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1996. 24. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой.- М.: Изд-во МГУ, 1980г. 25. Йемов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994. 26. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1998. 27. Колосова Т.С. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Т.С. Колосова, Н.В. Звягина, Л.В. Морозова // Под общ. ред. Т.С. Колосовой. - Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. -159 с. 28. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996. 29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1997. 30. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983. 31. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина. – 2002. 32. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. – 2001 – 194 с. 33. Крайг Г. Психология развития. - СПб, Изд. Питер. – 2000, 992 с. 34. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко // под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М., 2012 - 195 с. 35. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с. 36. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил. 37. Леденев В.В. Семейный социализационный потенциал и оптимизация его развития в современной России / Материалы Второго Российского Конгресса «Мир семьи». 4.1. Тезисы участников Конгресса / Сост. И общая ред. С.А. Байкин. - М.: Фонд «Мир семьи», 2001.-198 с. 38. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика., 1983 – 450 с. 39. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т 2. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Педагогика, 1983. 40. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Педагогика. –1986, 263 с. 41. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – С-Пб.: Речь, 2000. – 150 с. 42. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. - 112 с. 43. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с. 44. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с. 45. Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996. 46. Основы конструктивного общения. Хрестоматия / составители Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М: Совершенство, 2017. - 198 с. 47. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. -М.: Рус.яз., 1988. -750 с. 48. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000. 49. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. М., 1997 – 138 с. 50. Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект) - М., 1996 – 280 с. 51. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. - М.; издательский центр «Академия», 1998. - 160 с. 52. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрсйтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.—288 с. 53. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2016. – 144 с. 54. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г. 55. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979. С. 179-212. 56. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: 57. Романов А.А. Альбом с игровыми упражнениями для дошкольников. М., 1993. 58. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно-европейской американской психологии.: Хрестоматия по психологии. - Самара: Изд. дом «Бахтар», 1996. - 480 с. 59. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. - Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013 – 143 с. 60. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 2005 г. – 168 с. 61. Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1957. 62. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А. - М., Просвещение., 1989 - 206 с. 63. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Изд-во: Владос, 2001 - 96 с. 64. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., Мысль. – 2007 - 351 с. 65. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 66. Федотов А.Ю. Психология семейных отношений. – М., 2000.- 200с. 67. Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. – 2002, № 1. 68. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987. 69. Экспериментальная психология. / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. С.133 - 142.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния межличностных отношений в полных и неполных семьях на самочувствие ребенка дошкольного возраста 1.1 Психоэмоциональное самочувствие дошкольника как фактор личностного развития Для рассмотрения вопроса психоэмоционального самочувствия дошкольника как фактор личностного развития, целесообразным видится изучение понятия «самочувствие». По определению С. И. Ожегова, «самочувствие - чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил» [47, с. 332]. Самочувствие - общий психический показатель телесного и духовного состояния индивида в каждый данный момент; состоит из конкретных ощущений и общих чувств [34, с. 66]. Самочувствие, в частности, зависит от благополучия. Не существует чёткого определения действий и условий для создания благополучного самочувствия. Самочувствие развивается через оценку своей среды и эмоций, которые оно вызывает, а затем развивается интерпретация собственного личностного самоопределения, что и формирует самочувствие. Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи, например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи [59, с. 78]. К показателям эмоционального благополучия относят ряд факторов: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения в группе ДОУ, отношения с воспитателями, особенности воспитательной среды. Необходимо помнить: любые негативные переживания, в том числе и у детей - это сигнал о какой-либо неудовлетворенной потребности. И если базовые нужды ребенка чаще всего удовлетворены, то его психологические потребности нередко остаются без внимания. Дошкольный период непродолжителен по времени. Поэтому в это время важно заложить правильную основу личности. В том числе необходимо работать и над развитием психоэмоциональной сферы дошкольника. Эмоциональное неблагополучие дошкольника представляет собой отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, выраженное в нестабильности и неадекватности эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающим, в преобладании отрицательных эмоций, в выраженной тревожности и наличии страхов, в преобладании заниженной самооценки [18, с. 98]. Проявление негативных эмоций и эмоциональных состояний, например, как тревожность, агрессивность, образуют основу эмоционального неблагополучия личности. Эмоциональное неблагополучие - это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной его жизни [9, с. 56]. Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоционального неблагополучия у детей: биологические, психологические и социально-психологические. Биологические предпосылки эмоциональных трудностей включают в себя генетические (наследственные) факторы. В исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчётливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей [3, с. 98]. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных отклонений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения связаны с трудностями социальной адаптации часто болеющего ребёнка, с особенностями его самооценки (Д.Н. Исаев, И.И. Мамайчук, М. Раттер). К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей ученые (В. И. Гарбузов, А.И. Захаров, Слободчиков В.И., Е.И. Исаев) относят особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка: нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения [20, 23, 59]. Большинство исследователей (М.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, И.И. Мамайчук, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.) признают, что главную роль в возникновении эмоционального неблагополучия у ребенка играет социальная ситуация развития. По А.Н. Леонтьеву, это объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые ему обществом [38, с. 112]. В работах Л.А. Абрамян, Л.С. Выготского, А.И. Захарова, В.В. Лебединского, О.С. Никольской, М.М. Либлинг, М.И. Лисиной и других указывается, что эмоциональное неблагополучие обычно возникают в связи с отрицательными эмоциональными переживаниями ребёнка. Наиболее острые и устойчивые переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему сверстников, родителей и воспитателей. Дошкольник к 5-7 годам уже имеет опыт общения со взрослыми, сверстниками и с семьей, этот опыт может быть благоприятным и неблагоприятным. Во-первых, если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Во-вторых, при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания: разочарование, обида, гнев, тревожность, агрессия. В-третьих, семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов также могут вызвать у него негативные переживания. Также к факторам эмоциональных нарушений у дошкольников относят предметную среду, содержание которой (например, игрушки, стимулирующие агрессию) оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения, а также средства массовой коммуникации и интернет [50, с. 165]. Отрицательные эмоциональные состояния являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности ребенка, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном учреждении является актуальной, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Психологически здоровый ребёнок характеризуется гармоничным развитием, уравновешенностью, адаптивностью, так же духовностью, ориентацией на саморазвитие и самоактуализацию. Гармоничное личностное развитие и физическое здоровье благоприятствуют успешной адаптации ребёнка в социуме. По данным исследований, нарушения равновесия в системе смысловых образований внутреннего мира детей в следствии депривации их потребности в сохранении чувства само ценности, собственной значимости для других, кроме родителей, обусловливает развитие негативных эмоциональных состояний. Эмоциональная потребность в любви и защищённости занимает первое место среди душевных потребностей детей во всех возрастных группах. Недостаточное удовлетворение этой потребности обуславливает возникновение у детей кратковременных и длительных негативных психических состояний (нервозов, психопатий и др.) Когда ребёнок попадает в психотравматическую ситуацию, функциональная роль ценностных переживаний в процессе поддерживания психологического здоровья становится очень важной. Почти каждая ситуация, в которой не уважается, или даже унижается чувство собственного достоинства ребёнка, воспринимается им критично [64, с. 223]. По мнению американского психолога Абрахама Маслоу, потребность детей в уважении является глубоко укоренённой и составляет часть биологической организации человеческого яства. Удовлетворённость этой потребности ведёт к повышению уровня психического здоровья ребёнка. И, наоборот, его депривация дезориентирует растущую личность в собственных ценностях, снижает самооценку, нарушая тем самым гармоничность самоосмысливания, что является психологическим фундаментом психологического здоровья. По мнению И. Дубровиной, психологическое здоровье превращает личность в самостоятельную [21, с. 8]. Уровень осведомлённости родителей с особенностями детской психики часто играет решающее значение в сохранении психологического здоровья ребёнка. Родители, у которых отсутствует потребность знать душевное состояние своего ребёнка ежедневно, ежеминутно, оставляют ребёнка в одиночестве с обидами и страхами. Постепенно, по мере накопления опыта негативных переживаний у ребёнка снижается уровень его психического здоровья: теряется способность радоваться, удивляться, увлекаться, доверять, и в место этого появляется настороженность, тревога, беспричинные страхи, нарушения сна, беспокойство и др. Ребёнок теряет эмоциональный контроль и чувство защищённости собственного я. Играющую роль в патогенезе психологического нездоровья играет психологический, или внутренний конфликт, который является соприкосновением противоречивых отношений личности. Переживания, которые возникают во время этого конфликта, могут стать источниками заболевания только тогда, когда конфликт не решается, или не возникает патогенное напряжение и не находится рациональный продуктивный выход из ситуации, которая сложилась. Вспомним круг потребностей ребёнка, которые связаны с общением, с жизнью среди людей. Ребёнку необходимо чтобы: его любили, понимали, признавали, уважали; он был нужным и близким; он был успешным в своих действиях; он мог реализоваться, развивать свои способности и уважать себя. Полноценная реализация этих потребностей зависит, прежде всего от стиля общения родителей с ребёнком. Ведь именно он создаёт психологический климат той среды, в которой он растёт. От стиля общения родителей с ребёнком прежде всего зависит эмоциональный опыт, который он получает. Известно, что неудовлетворение значимых для ребёнка потребностей порождает страдания, а частые страдания производят «разрушительные эмоции» - гнева, злости, агрессии [17, с. 65]. Итак, ценностные ориентации ребёнка зависят от того, как с ним общаются значимые для него взрослые родители в семье, воспитатель в детском саду. И первостепенную роль необходимо отвести семье, характеру взаимоотношений и социально-психологическому климату В каждой семье в силу определенных причин объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания, которая может отражаться на психоэмоциональном самочувствии ребенка. И важную роль играет также и состав семьи, где причиной неполноценного, неудачного воспитания детей может явиться отсутствие одного родителя в семье. Вопросу рассмотрения особенностей полной и неполной семьи дошкольника посвящен следующий параграф. 1.2 Характеристика полной и неполной семьи Человек как личность начинает развиваться в первую очередь в семье. Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [32, с. 74]. Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В неполных семьях ежегодно остаются более полумиллиона детей. В силу своего состава неполная семья занимает особое положение, а ее влияние на развитие личности ребенка в разных возрастах изучена недостаточно. Неполная семья - это один из основных социально- демографических типов современной семьи [11, с. 64]. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать - отец- ребенок [62, с. 118]. Причины увеличения числа семей с одним родителем Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: - изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; - распространение добрачных связей, - изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; - утрата семьей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку; - завышенные требования по отношению к брачному партнеру; - алкоголизм и наркомания [62, с. 154]. Источники формирования неполных семей: Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.). В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака. В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства. Проблемы неполных семей. Семья выполняет следующие функции: - воспитательная функция; - экономическая- заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности; - эмоциональная функция- удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке); - функция духовного общения - совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека); - функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и др. [66, с. 87]. Понятно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме. Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, педагогические, медицинские и психологические. Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей. Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка. Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе. Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе. Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным [64, с. 123]. В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. [49, с. 82] Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что актуальность проблемы детско-родительских отношений, влияющих на становление личности ребенка в полной и неполной семье, остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Более подробно о влиянии межличностных отношений в полной и неполной семье на формирование благополучия психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста пойдет речь в следующем параграфе. 1.3 Влияние межличностных отношений в полной и неполной семье на формирование благополучия психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста Становление личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Развитие личности ребенка и его воспитание неразрывно связано с процессом его социализации. В трудах советских и российских психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др.) основополагающим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, указывается социальный опыт, воплощенный в предметах материального и духовного производства, который интериоризируется ребенком. Первоначальными и единственными до определенного возраста носителями этого социального опыта для ребенка являются родители. И так как первичная социализация ребенка происходит в сфере межличностных отношений с ближайшим окружением, для формирования здоровой личности важны гармоничные отношения внутри родительской семьи. Этот факт ярко иллюстрируют слова Л.И. Божович: «Психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации, то есть усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Но образцы, с которыми встречается в ходе своего развития ребенок, неоднозначны. Они могут представлять собой продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие прогрессу общества, но они могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, отрицательные качества личности и прочее [6, с. 48]. Если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребенка, весь процесс превращения его из биологического организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. Семья, согласно классификации А. Мудрика, относится к микрофакторам социализации человека. Но из всех существующих факторов, родительская семья является самым важным и влиятельным. Влияние семьи ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив и лишен критического отношения. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [42, с. 56]. Семью можно считать колыбелью личности. Ребенок входит в мир своих родных и перенимает все, что наполняет этот мир. В процессе взаимодействия с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Э. Эриксон полагал, что каждой стадии развития присущи свои собственные параметры, которые способны принимать как положительные, так и отрицательные значения. На первых четырех стадиях из восьми именно родители оказывают более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития. На первой стадии, как полагал Э. Эриксон формируется базовое доверие к миру. И уровень этого доверия зависит от степени проявляемой заботы к ребенку со стороны родителей. На второй стадии, которая охватывает второй и третий годы жизни формируются самостоятельность или стыд и нерешительность, в зависимости от проявленных взрослыми терпения к ребенку и понимания его новых потребностей в развитии моторных и психических способностей. Предприимчивость или чувство вины являются результатом третьей стадии развития ребенка от четырех до пяти лет. Если родители положительно реагируют на всевозможные затеи ребенка, позволяют ему проявлять инициативу в его моторной активности, фантазировать и при этом с готовность отвечают на все вопросы, возникающие у него, у ребенка вырабатывается и закрепляется предприимчивость. Параметр четвертой стадии развивается между умелостью и чувством неполноценности. Когда ребенка поощряют в его желании мастерить, рукодельничать, помогать взрослым в делах по дому, у него вырабатывается умелость и способность к техническому творчеству, если нет, то у ребенка может развиться чувство неполноценности. В зависимости от того какие качества развились у ребенка на предшествующих стадиях, в подростковом возрасте происходить идентификация личности, опознание собственной индивидуальности или подросток проявляет симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит [58, с. 234]. Взаимоотношения детей с родителями и с другими членами семьи можно рассматривать как систему, где все части взаимодействуют друг с другом. Семья - это открытая самоорганизующаяся система. Такой взгляд на семью дает возможность видеть, что все в ней взаимосвязано. Системный подход позволяет постулировать ряд признаков семьи, присущих ей как системе: 1. Система, как целое всегда больше, чем сумма ее элементов; 2. Фактор, влияющий на семью в целом, оказывает влияние на ее каждый элемент; 3. Изменение одного элемента, входящего в семейную систему влечет за собой изменение других элементов и семьи в целом [64, с. 128]. Семья, как система чувствительна к внутренним и внешним воздействиям, а ребенок, является наиболее сензитивным элементом семейной системы. Важной функцией семьи является удовлетворение потребности супругов в отцовстве и материнстве, потребности в контакте с детьми, их воспитании. Воспитание детей занимает продолжительное время от рождения до начала трудовой деятельности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg