Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Гендерная специфика женских образов в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети»

ang_not 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.08.2018
Проза Людмилы Улицкой относится к женской прозе «феминного» типа. Писательница считает, что понятия «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» – это миф, поэтому она не признает понятия «священная природа женщины». Для Л. Улицкой не важен гендерный статус женщины, ее больше всего интересуют особенности гендерного поведения не только в отдельной частной семье, но и шире – в глобальной перспективе, но не выходя, однако, за рамки размышлений о значимости частной жизни.
Введение

Во все времена литература стремилась ответить на основные вопросы человеческого бытия. Гендерный подход позволяет по-новому интерпретировать литературные произведения, в которых отражаются мужской и женский взгляды на мир, на взаимоотношения двух полов. Проблема женского творчества является значимой и обретает новые перспективы в связи с успехами гендерологии. Наиболее интересна в этом плане современная женская проза, отражающая сегодняшний гендерный статус женщины и мужчины, особенности гендерного поведения, гендерные конфликты наших дней. Актуальность нашей квалификационной работы продиктована необходимостью рассмотреть гендерную специфику романа Л. Улицкой «Медея и ее дети». Анализируя данное произведение, мы отмечаем яркую творческую индивидуальность его автора – Людмилы Улицкой, как представителя современной женской прозы, вошедшего в большую литературу. Интерпретация романа в гендерном аспекте будет интересна для студентов-филологов и широкого круга читателей. Научная новизна работы в том, что она представляет собой одну из попыток исследования романа Л. Улицкой «Медея и ее дети» с опорой на концептуальные установки гендерного анализа. Гендерная специфика произведений женской прозы рассматривается в работах Т. Мелешко, М. Рюткенен, И. Шаберт, М. Завьяловой, С. Охотниковой, Е. Трофимовой, Г. Брандт и др. Первым диссертационным исследованием по женской прозе, выполненным в гендерном аспекте стала кандидатская диссертация Т.А. Ровенской «Женская проза конца 1980-х – начала 1990-х годов (проблематика, ментальность, идентификация)» (2001). Ключевое понятие «гендер» в теме диссертации отсутствовало, очевидно, в силу его непривычности в конце 1990-х годов. Но первая глава и по названию – «Смена парадигм в восприятии мира и науке как основа теории, практики и политики гендерных исследований и феминистского литературного критицизма» – и по поставленным проблемам демонстрирует плодотворность именно гендерного аспекта изучения женской прозы. В дальнейших литературоведческих исследованиях понятие «гендер» не раскрывалось в своей художественно-теоретической специфике и являлось своего рода синонимом к понятию «женская проза». Именно в силу неразработанности гендерного аспекта литературоведения избранная нами тема отличается научной новизной. Объектом исследования стал роман российской писательницы Л. Улицкой «Медея и ее дети», рассмотренный в гендерном аспекте и поднимающий вопросы экзистенциального бытия женщины. Предмет исследования – гендерная специфика женских образов в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети». Цель исследования – раскрыть гендерное своеобразие женских образов в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети». Данная цель реализуется в процессе решения следующих исследовательских задач: - рассмотреть гендерный аспект в литературоведении; - определить особенности творческой индивидуальности Л. Улицкой на основе гендерной идентичности; - интерпретировать сюжет и социально-психологические конфликты в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» как художественное воплощение гендерной структуры современного общества; - рассмотреть античный миф о колхидской Медее в гендерном пространстве романа Л. Улицкой «Медея и ее дети» - исследовать гендерную специфику женских образов Л. Улицкой «Медея и ее дети»; - раскрыть своеобразие внутреннего мира героинь, их психологии и моделей поведения. Методологической основой квалификационной работы стал комплексный подход, позволяющий использовать данные других наук – гендерологии, психологии, лингвистики для выявления идейно-эстетической сущности художественного текста. Мы опирались на труды по современной гендерологии как зарубежных авторов (С. Бовуар, С. Бем, Ш. Берн), так и отечественных (Г. Брандт, О. Воронина, А. Костикова, Н. Пушкарева и др.). В процессе анализа художественных текстов мы использовали сравнительно-типологический и герменевтико-интерпретационный методы исследования. Материалом исследования послужил роман Л. Улицкой «Медея и ее дети», литературно-критические и литературоведческие статьи, посвященные творчеству писательницы и женской прозе в целом. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности системно, с учетом междисциплинарных связей определить параметры нового аспекта литературоведческих исследований – гендерного, наметить пути анализа и интерпретации творчества современных женщин-прозаиков, а также использовать полученные наблюдения для ретроспективного рассмотрения проблемы. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать ее результаты в процессе преподавания спецкурсов и спецсеминаров, выявляющих гендерный аспект современного литературного процесса, в преподавании общего курса истории русской литературы. Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...3 Глава 1. Гендерный аспект в литературе и особенности феминного творчества Л. Улицкой…………………………………………...6 1.1. О гендерном аспекте художественной литературы…………………….6 1.2. Особенности феминного типа творчества Л. Улицкой………………..17 Глава 2. Гендерная специфика женских образов в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети»……………………..............................................................22 2.1. Античный миф о Медее и концепция образа Медеи в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» ………………………………………………22 2.2. Специфика женских образов в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети»…………………………………………………………….36 Заключение ……………………………………………………………………46 Библиография………………………………………………………………….50
Список литературы

1. Абашева, М.П., Воробьева, Н.В. Русская женская проза на рубеже XX—XXI веков: Учебное пособие по спецкурс/ М.П. Абашева. – Пермь: Пермский государственный педагогический университет. 2007. 2. Абубрикова Н. И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. – 1996. – № 6. 3. Агаева, К. Ш. Символика антропонимов в романе Л. Улицкой «Медея и её дети» [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. 4. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. – Минск: Пропилеи, 2000. 5. Арбатова, М.И. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма // Преображение. – 1995. – № 3. 6. Бавильский, Д. Небо в алмазах Людмилы Улицкой/ Д. Бавильский/ http://www.vzglyad.ru/columns/2005/9/20/7397.html. 7. Бандальер, А. На литературоведческом перепутье//А. Бандальер/ http://artpages.org.ua/bukvi/na-literaturove4eskom-pereputie.html. 8. Бахтин, М.М. Проблемы материала, содержания и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетик. Исследования разных лет/ М.М. Бахтин. - М., 1988. 9. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ./ С. Бем – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 10. Бологова, М.А. Рождение лирики из духа пародии. Л. Улицкая «Веселые похороны» VS «Медея и ее дети», «Сонечка» & «Казус Кукоцкого» // Пародия в русской литературе XX века/ М.А. Бологова. – Барнаул, 2002. С. 136. 11. Большакова, А.Ю. Гендер // Западное литературоведение XX в.: Энциклопедия. – Москва. Intrada, 2004. (ИНИОН РАН. Центр гуман. научно-инф-х исследований. Отдел литературоведения) Главн. научн. редактор Е.А. Цурганова. – М., 2004. 12. Брандт, Г.А. Современный феминизм: переворот в историко-философской антропологической традиции Западной Европы. Адам и Ева. Альманах гендерной истории/ Г.А. Брандт. – Москва: ИВИ РАН, 2003. – № 6. 13. Брандт, Г.А. Феминизм и Российское сознание/ Г.А. Брандт. www.a-z.ru/women/texts/brandtr.html 14. Булычев, И.И. Гендерная картина мира/ И.И. Булычев. http:www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal3/fram1_bul.htm 15. Васильева, Л. Женщина. Жизнь. Литература: Вступ. слово на учредит. конф. Федерации писательниц при СП СССР // Литературная газета. – 1989. – 20 дек. (№ 51). 16. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. – СПб.: Алетейя, 2001. 17. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов / Костикова И.В. и др. Под общ. ред. И.В. Костиковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – (Серия «Классический университетский учебник»).
Отрывок из работы

Глава 1. Гендерный аспект в литературе и особенности феминного творчества Л. Улицкой 1.1. О гендерном аспекте художественной литературы Термин «гендер» ввел в научный обиход в 1958 г. американский психоаналитик Роберт Столлер. Под ним ученый понимал общественные проявления принадлежности к полу или «социальный пол». Данное понятие стало междисциплинарным и активно используется социологией, антропологией, философией, литературоведением и лингвистикой [4]. Распространение гендерных концепций на рубеже XX – XXI вв. оказало влияние на российское литературоведение. Большинство статей зарубежных и отечественных авторов посвящено интерпретации художественных текстов, которая дана с концептуальных позиций гендерного анализа. Финский филолог М. Рюткенен в статье «Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения», поставила вопрос о возможности изучения гендера в художественном тексте [67]. Гендерной проблеме посвящены статьи Г. Брандт, Э. Шорэ, М. Абашевой, Е. Трофимовой и др. Гендерные литературоведческие исследования посвящены анализу творчества женщин-писательниц, а также изучению женских образов в женской литературе. Вместе с тем, гендерными могут быть как «женские», так и «мужские» изыскания, как в плане проблематики, так и плане авторства. Гендерный подход способствует новому прочтению и пересмотру классических текстов. Мировая литература постоянно обращалась к «женскому вопросу», который был связан с социально-экономическим положении женщины, ее местом в семье, о праве на творчество.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 36 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Инвестиции, 45 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
220 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg