Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Российско-германские отношения в условиях постбиполярного мира

ang_not 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.08.2018
Тенденции развития системы международных отношений оказали существенное влияние на внешнюю политику ФРГ – как на ее участие в многосторонних связях, так и на отношения с Российской Федерацией. Рассмотренный период можно с известной долей условности подразделить на три этапа: становление однополюсной системы (90-е годы ХХ в.), господство ее жесткой модели (первая половина 2000-х годов) и переход к варианту мягкой монополярности (середина нулевых годов XXI в. – 2008 г.).
Введение

Россия и Германия являются давними партнерами и, что не менее важно, соседями. Географическая близость обусловливает развитие отношений между двумя странами, которые могут быть партнерскими и способствовать развитию государств, и конфронтационными. Наши государства рассматривают друг друга как важных партнеров в различных сферах, и специалисты, занимающиеся изучением отношений между странами, нередко пытаются спрогнозировать их возможное будущее. В постбиполярную эпоху вектор национальных интересов расширяется, причем акценты в его элементах претерпевают изменения. Обнаруживается склонность к решению международных вопросов в рамках сетевой дипломатии, где проблемы преодолеваются многосторонним способом с участием заинтересованных субъектов. В таком случае Германия приобретает новые шансы для укрепления своих позиций, активно участвуя в акциях ООН, НАТО, ЕС и ОБСЕ, осуществляемых в различных районах земного шара. Преимущество во времени и нередко в качестве принятого решения на двустороннем уровне было доказано практикой взаимодействий Германии с Россией, чье руководство, в свою очередь, рассматривало связи с ФРГ в качестве важного фактора продвижения национальных интересов РФ на европейском пространстве, содействия переводу ее экономики на инновационный путь развития, обеспечения адекватного ответа на культурно-гуманитарные вызовы современности. Учет опыта, накопленного Германией в ходе ее отношений с Россией, равно как и анализ имевших место просчетов и достижений в процессе формирования и развития этих отношений, позволяет в настоящее время осуществить взвешенное, научно обоснованное прогнозирование российского направления во внешней политике ФРГ. Степень научной разработанности проблемы. В первую очередь следует выделить немногочисленные работы российских ученых, в которых был затронут вопрос о роли ФРГ на международной арене. Они стали появляться лишь на рубеже XX – XXI вв., что можно объяснить стремлением тщательного осмысления процессов, протекавших в 1990-е гг. Одной из первых такую попытку предприняла Л.М. Воробьева, которая системно подошла к исследованию проблемы, начав с анализа изменений, происшедших в Европе и мире после окончания холодной войны. В историко-публицистической работе А.Ю. Ватлина «Германия в ХХ веке» был представлен широкий спектр проблем этой страны. Характерной чертой последующих лет стало появление коллективных трудов, в которых сотрудники ведущих российских институтов, занимавшихся проблемами германистики, подвели итоги своих многолетних исследований. С этой точки зрения интерес вызвал сборник «Российско-германские отношения в контексте европейской безопасности», подготовленный группой российских германистов – историков, политических аналитиков, экономистов. Авторами опубликованных статей являлись ученые, представлявшие РАН, МГИМО, Академию государственной службы, Фонд «Наука-XXI». Ими был внесен существенный вклад в исследование текущих отношений между РФ и ФРГ, а также определены перспективы их развития в ключевых областях. Крупнейшим достижением отечественной науки стало появление монографии «Германия. Вызовы XXI века», написанной коллективом авторитетных германистов. В 2013 году увидела свет коллективная монография «Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций», изданная при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ. В данной работе был поставлен под сомнение ряд стереотипов, утвердившихся в отечественной исторической науке. Отмечалось, что интенсивные финансово-предпринимательские связи Германии и России не улучшили автоматически состояние политических отношений между двумя державами. Никакие инвестиции в ФРГ, включая вложения в улучшение образа РФ в этой стране, не дали весомого имиджевого эффекта. Вместе с тем комплексные научные исследования, специально посвященные проблеме взаимосвязи позиций объединенной Германии на международной арене и реализации ею своих национальных интересов в системе многосторонних и двусторонних (на примере германо-российских) связей, отсутствуют. Объектом исследования являются международные связи российско-германских отношений. Предметом исследования выступают деятельность ФРГ и России на мировой арене и инструменты реализации национальных интересов. Цель исследования – проанализировать российско-германские политические, экономические и международные отношения в постбиполярной системе. В соответствии с поставленной целью автор решает следующие задачи: 1. изучить концептуальные основы Германии и России в условиях постбиполярного мира, 2. провести анализ развития российско-немецких отношений в конце постбиполярного мира (конец 90-х -начало 2000-х гг.). Отправной хронологической точкой настоящего исследования выступил январь 1991 г., важным политическим событием которого стало формирование первого правительства объединенной Германии во главе с Г. Колем. Конец ХХ – начало ХХI вв. явились тем периодом, в течение которого модернизированный механизм внешних связей ФРГ прошел адаптацию к новым условиям функционирования. В это время осуществлялись поиски оптимальных инструментов продвижения германских интересов на мировой арене, а также предпринимались шаги по их претворению в жизнь. Этап 1991–2008 годов стал особой вехой в развитии германо-российских отношений. В их рамках нашло сочетание противоположных тенденций: сближения (или интеграции), что позволило сторонам найти общие подходы и согласовать свои позиции по ряду злободневных проблем, а также отчуждения (дезинтеграции), проявившегося в расхождении взглядов руководства ФРГ и РФ на ключевые вопросы европейской и глобальной безопасности, в том числе процесс расширения НАТО и ЕС на восток. В 2008 г. мир вступил в полосу тяжелого финансового и экономического кризиса, который не только поставил под сомнение краеугольные основы переходной системы международных отношений (однополярность, откровенно непропорциональное распределение ресурсной базы в пользу западных стран, принижение роли России в регулировании глобальных и региональных процессов), но и обозначил новые угрозы для объединенной Германии (потеря стабильности в рамках Евросоюза, исчерпанность долговременных конкурентных преимуществ ФРГ на европейских и глобальных рынках, попытки усиления контроля со стороны США). Все это вынудило Германию сосредочить внимание на разработке пакета антикризисных мер и внести определенные коррективы в свою внешнеполитическую линию. Характеристика источников. В целях комплексного освещения исследуемой темы был привлечен широкий круг отечественных и иностранных источников, изданных на русском, немецком и английском языках. Научная новизна состоит в том, что сделана попытка провести исследование механизмов участия ФРГ в системе многосторонних связей на международной арене и развития ее отношений с Российской Федерацией в постбиполярную эпоху (1991–2008 гг.). Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что фактические данные, положения и выводы могут быть использованы: 1) в процессе написания новых трудов, посвященных изучению механизма многосторонних и двусторонних взаимодействий на международной арене, внешней политики ФРГ; 2) при чтении лекций в рамках вузовского курса по теории и истории международных отношений, а также спецкурса по внешней политике Германии в постбиполярный период. 3) в работе российских коммерческих и некоммерческих организаций, поддерживающих контакты с германской стороной. В ходе написания данной работы автором были использованы следующие методы: - компаративный для выявления основных изменений, произошедших во внешнеполитическом курсе страны по сравнению с периодом Боннской республики, - метод системного анализа для определения роли объединенной Германии в формировании архитектуры постбиполярного мира, - исторический, позволивший проследить эволюцию внешней политики в 90–е и в начале 2000–х гг., - а также геополитический подход, показавший трансформацию немецкой доктрины Миттель Европа в современном периоде. Проанализировав основные изменения внешней политики ФРГ, автор пришел к выводам, что объединенная Германия стала принципиально новым актором на международной арене, появление которого изменило баланс сил, как в Европе, так и за ее пределами. Преодолев комплекс вины, немцы ощутили свою новую роль в системе международных отношений в качестве гаранта безопасности и стабильности в Европе. Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Концептуальные основы российско-германских отношений в условиях постбиполярного мира 8 1.1 Постбиполярная система международных отношений: основные параметры 8 1.2 Место ФРГ в международных отношениях в постбиполярном мире 11 1.3. Место РФ в международных отношениях в постбиполярном мире 34 Глава 2. Развитие российско-германских отношений в конце ХХ – начале XXI в. 41 2.1. Политические и экономические аспекты развития отношений 41 2.2. Российско-германское взаимодействие в сфере науки, культуры, образования 53 2.3. Перспективы развития отношений России и Германии 58 Заключение 80 Список использованной литературы и источников 87 Приложение 1 94 Приложение 2 103
Список литературы

1. Абдуразаков Р.А. Атлантизм и евразийство как концептуальные основы внешней политики России в 1991 — 1997 гг. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Махачкала, 1998. 2. Арзаманова Т. В. Позиция Германии во время ливийского кризиса- 2011: Новая внешнеполитическая стратегия или предвыборный маневр? / / Европейская безопасность: События, оценки, прогнозы / РАН. ИНИОН. - М., 2011. - № 26 (42). - С. 11-15. 3. Арин О.А. Мир без России. М., 2002. 4. Бажанов Е.П. Неизбежность многополюсного мира // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2. 5. Балуева Т.В. Взаимодействие вуза с работодателями как фактор успешного трудоустройства выпускников // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2014. Вып.1 (12). www.yrazvitie.ru/wp- content/uploads/2014/06/01 -Balueva.pdf 6. Басов Ф. Россия в установках политических партий ФРГ // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 4. C. 56-61. 7. Белов В.Б. Российско-германские отношения - поступательное развитие // Германия. 2010 (Доклад № 267 ИЕ РАН). М.: Ин-т Европы РАН, 2011. С. 170-188. 8. Белов В.Б., Максимычев И.Ф. Образ современной России в Германии. М.: Ин-т Европы РАН, 2010. 69 с. 9. Белозеров В. К. Отражать любые угрозы в любой точке мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/3203/ 10. Бобылов Ю.А. Больше стратегического внимания редким и редкоземельным металлам // Наука и жизнь Израиля. 26.09.2014. http://nizi.co.il/nauka/tochnye-nauki/redkie-zemli.html 11. Богатуров А.Д. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль. 1996. № 2. 12. Васильев В. Антикризисная политика А. Меркель в рамках Европейского союза // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 5. С. 55-66. 13. Васильев В. Восточная политика Германии: противоречивая эволюция // Международная жизнь. 2015. № 1. С. 14-28. 14. Газовый рынок Европы: утраченные иллюзии и робкие надежды / Под ред. В.А.Кулагина, Т.А.Митровой. НИУ ВШЭ-ИНЭИ РАН. М., 2015. http://www.eriras.ru/files/gazovyy_rynok_evropy.pdf 15. Гранин В. Россия и Германия: история длиною в 1000 лет // Международная жизнь. 2012. № 6. С. 57-65. 16. Грановская М. От Ганзы до «Мерседеса « // Международная жизнь. 2012. № 12. С. 174177. 17. Григорьев Е. Мюнхен затмил Берлин // Независимая газета. 2016. 4 февраля. 18. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003. 19. Дискуссия о том, какой быть внешней политике России // Международная жизнь. 1993. № 2. 20. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации / МИД РФ. - М.: Международные отношения, 1994. - Вып. 47: Международные договоры, заключенные СССР и вступившие в силу с 1 января по 31 декабря 1991 года. - С. 34-37. 21. Занегин Б.Н. Китайская революция на геополитических весах // США-Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 1. 22. Зарецкий В. Германские инвестиции в Россию // Международная жизнь. 2014. № 9. С. 60-78. 23. Истягин Л. Г. Потенциал сближения // Российско-германские отношения в контексте европейской безопасности / под общ. ред. В. И. Да-шичева; отв. ред. Н. К. Меден. - М. : Институт экономики РАН, 2009. -С. 99-109. 24. К 2020 году Россия откажется от импорта редкоземельных металлов // Новости Ростех. 21 октября, 2013. http://rostec.ru/news/3323 25. Классен И. Новый курс во внешней политики Германии // Международная жизнь. 2014. № 5. С.103-113. 26. Клепацкий Л.Н. дилеммы российской внешней политики // Международная жизнь. 2000. № 7. 27. Клепацкий Л.Н. Имеют ли немцы «gross Zukunft « в российской экономике // Международная жизнь. 2015. № 3. С. 171-175. 28. Кокеев А. Трансатлантические отношения во внешней политике Германии // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11. С. 38-46. 29. Кокеев А.М. О соотношении атлантизма и европеизма во внешней политике ФРГ / / Мировая экономика и международные отношения / РАН. ИМЭМО. - М., 2009. - № 7. - C. 21-27. 30. Кокошин А. А. Реальный суверенитет в современной мирополити- ческой системе. - М.: Европа, 2006. - 140 с. 31. Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. 1993. № 1. 32. Королёв В.И. «Император всея Земли», или за кулисами «нового мирового порядка». М., 2004. 33. Кравченко И. Образ России в германских СМИ // Международная жизнь. 2010. № 2. 34. Краткая хронология миротворческой операции по принуждению Грузии к миру // МИД РФ. - М., 2008. - 30.09. - Режим доступа: http:// www.mid.ru / bdomp/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/b700 d6f9f6ff614ec325752e00504f75!OpenDocument
Отрывок из работы

Глава 1. Концептуальные основы российско-германских отношений в условиях постбиполярного мира 1.1 Постбиполярная система международных отношений: основные параметры Масштабные трансформации международных отношений после окончания холодной войны, резкое увеличение влияния некоторых акторов на принимаемые в русле международной политики решения и их стремительное развитие, а также ослабление позиций США в мировой политике актуализировали дискуссии о возможности становления и формирования в будущем новой биполярной системы международных отношений. В подобных теориях одно из мест традиционно отводится США как ведущей державе в современном мире. На роль второго субъекта данной модели мироустройства примериваются то ЕС, то Россия, однако, чаще всего (особенно в западной политологии), вторым потенциальном центром силы в последнее время объявляется Китай, опирающийся на мощный рост экономической и политической активности, достигнутый за последние десятилетия. Более того, большинством исследователей признаётся вполне реальным перенос международной активности с Запада на Восток, в Азию, где и будут приниматься ключевые решения в XXI в. XXI век, по крайней мере в первом своем десятилетии, не стал новым «американским веком». Человечество, по оценкам многих ученых, вернулось к ситуации многополярности, либо можно утверждать об этом как о «тенденции стратегического характера» [Бажанов Е.П., 2004, с. 35]. Формирующийся многополярный мир характеризуется появлением и проявлением новых тенденций, отличающих его от биполярности и однополярности. Помимо традиционных игроков на международной арене (государств), действующих в уже сложившейся системе координат, увеличивается число новых центров, что снижает влияние государств на международную систему в целом. Рост числа государств, оказывающих влияние на принятие политических решений на международной арене, и определённая иерархичность складывающейся структуры межгосударственных взаимодействий. Ядро, высший уровень этой иерархии составляют примерно 10-15 государств (Россия, США, Китай, страны ЕС и др.). Усложнение структуры современного миропорядка и, как следствие, возникновение новых проблемных точек в международных отношениях приводит к попыткам конструирования и созданию иных разнообразных форматов сотрудничества: «двоек», «связок», «треугольников» (БРИКС, G-20, G-2, ШОС и др.) [Богатуров А.Д., 1996, с. 25]. В рамках формирующейся полицентричности важнейшие, если не все, составляющие мирового сообщества взаимодействуют, сотрудничают и конфликтуют друг с другом, стремясь к реализации своих интересов. Отношения между многочисленными акторами чаще, чем раньше, устанавливаются по конкретным случаям и поэтому в большей мере подвержены изменениям. Такой миропорядок следует рассматривать не как нечто раз и навсегда данное. Это - открытая по всем направлениям и для всех влияний, постоянно изменяющаяся структура.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Международные отношения, 74 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 80 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 74 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 70 страниц
1750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg