Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Российско-германские отношения в условиях постбиполярного мира

ang_not 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.08.2018
Тенденции развития системы международных отношений оказали существенное влияние на внешнюю политику ФРГ – как на ее участие в многосторонних связях, так и на отношения с Российской Федерацией. Рассмотренный период можно с известной долей условности подразделить на три этапа: становление однополюсной системы (90-е годы ХХ в.), господство ее жесткой модели (первая половина 2000-х годов) и переход к варианту мягкой монополярности (середина нулевых годов XXI в. – 2008 г.).
Введение

Россия и Германия являются давними партнерами и, что не менее важно, соседями. Географическая близость обусловливает развитие отношений между двумя странами, которые могут быть партнерскими и способствовать развитию государств, и конфронтационными. Наши государства рассматривают друг друга как важных партнеров в различных сферах, и специалисты, занимающиеся изучением отношений между странами, нередко пытаются спрогнозировать их возможное будущее. В постбиполярную эпоху вектор национальных интересов расширяется, причем акценты в его элементах претерпевают изменения. Обнаруживается склонность к решению международных вопросов в рамках сетевой дипломатии, где проблемы преодолеваются многосторонним способом с участием заинтересованных субъектов. В таком случае Германия приобретает новые шансы для укрепления своих позиций, активно участвуя в акциях ООН, НАТО, ЕС и ОБСЕ, осуществляемых в различных районах земного шара. Преимущество во времени и нередко в качестве принятого решения на двустороннем уровне было доказано практикой взаимодействий Германии с Россией, чье руководство, в свою очередь, рассматривало связи с ФРГ в качестве важного фактора продвижения национальных интересов РФ на европейском пространстве, содействия переводу ее экономики на инновационный путь развития, обеспечения адекватного ответа на культурно-гуманитарные вызовы современности. Учет опыта, накопленного Германией в ходе ее отношений с Россией, равно как и анализ имевших место просчетов и достижений в процессе формирования и развития этих отношений, позволяет в настоящее время осуществить взвешенное, научно обоснованное прогнозирование российского направления во внешней политике ФРГ. Степень научной разработанности проблемы. В первую очередь следует выделить немногочисленные работы российских ученых, в которых был затронут вопрос о роли ФРГ на международной арене. Они стали появляться лишь на рубеже XX – XXI вв., что можно объяснить стремлением тщательного осмысления процессов, протекавших в 1990-е гг. Одной из первых такую попытку предприняла Л.М. Воробьева, которая системно подошла к исследованию проблемы, начав с анализа изменений, происшедших в Европе и мире после окончания холодной войны. В историко-публицистической работе А.Ю. Ватлина «Германия в ХХ веке» был представлен широкий спектр проблем этой страны. Характерной чертой последующих лет стало появление коллективных трудов, в которых сотрудники ведущих российских институтов, занимавшихся проблемами германистики, подвели итоги своих многолетних исследований. С этой точки зрения интерес вызвал сборник «Российско-германские отношения в контексте европейской безопасности», подготовленный группой российских германистов – историков, политических аналитиков, экономистов. Авторами опубликованных статей являлись ученые, представлявшие РАН, МГИМО, Академию государственной службы, Фонд «Наука-XXI». Ими был внесен существенный вклад в исследование текущих отношений между РФ и ФРГ, а также определены перспективы их развития в ключевых областях. Крупнейшим достижением отечественной науки стало появление монографии «Германия. Вызовы XXI века», написанной коллективом авторитетных германистов. В 2013 году увидела свет коллективная монография «Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций», изданная при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ. В данной работе был поставлен под сомнение ряд стереотипов, утвердившихся в отечественной исторической науке. Отмечалось, что интенсивные финансово-предпринимательские связи Германии и России не улучшили автоматически состояние политических отношений между двумя державами. Никакие инвестиции в ФРГ, включая вложения в улучшение образа РФ в этой стране, не дали весомого имиджевого эффекта. Вместе с тем комплексные научные исследования, специально посвященные проблеме взаимосвязи позиций объединенной Германии на международной арене и реализации ею своих национальных интересов в системе многосторонних и двусторонних (на примере германо-российских) связей, отсутствуют. Объектом исследования являются международные связи российско-германских отношений. Предметом исследования выступают деятельность ФРГ и России на мировой арене и инструменты реализации национальных интересов. Цель исследования – проанализировать российско-германские политические, экономические и международные отношения в постбиполярной системе. В соответствии с поставленной целью автор решает следующие задачи: 1. изучить концептуальные основы Германии и России в условиях постбиполярного мира, 2. провести анализ развития российско-немецких отношений в конце постбиполярного мира (конец 90-х -начало 2000-х гг.). Отправной хронологической точкой настоящего исследования выступил январь 1991 г., важным политическим событием которого стало формирование первого правительства объединенной Германии во главе с Г. Колем. Конец ХХ – начало ХХI вв. явились тем периодом, в течение которого модернизированный механизм внешних связей ФРГ прошел адаптацию к новым условиям функционирования. В это время осуществлялись поиски оптимальных инструментов продвижения германских интересов на мировой арене, а также предпринимались шаги по их претворению в жизнь. Этап 1991–2008 годов стал особой вехой в развитии германо-российских отношений. В их рамках нашло сочетание противоположных тенденций: сближения (или интеграции), что позволило сторонам найти общие подходы и согласовать свои позиции по ряду злободневных проблем, а также отчуждения (дезинтеграции), проявившегося в расхождении взглядов руководства ФРГ и РФ на ключевые вопросы европейской и глобальной безопасности, в том числе процесс расширения НАТО и ЕС на восток. В 2008 г. мир вступил в полосу тяжелого финансового и экономического кризиса, который не только поставил под сомнение краеугольные основы переходной системы международных отношений (однополярность, откровенно непропорциональное распределение ресурсной базы в пользу западных стран, принижение роли России в регулировании глобальных и региональных процессов), но и обозначил новые угрозы для объединенной Германии (потеря стабильности в рамках Евросоюза, исчерпанность долговременных конкурентных преимуществ ФРГ на европейских и глобальных рынках, попытки усиления контроля со стороны США). Все это вынудило Германию сосредочить внимание на разработке пакета антикризисных мер и внести определенные коррективы в свою внешнеполитическую линию. Характеристика источников. В целях комплексного освещения исследуемой темы был привлечен широкий круг отечественных и иностранных источников, изданных на русском, немецком и английском языках. Научная новизна состоит в том, что сделана попытка провести исследование механизмов участия ФРГ в системе многосторонних связей на международной арене и развития ее отношений с Российской Федерацией в постбиполярную эпоху (1991–2008 гг.). Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что фактические данные, положения и выводы могут быть использованы: 1) в процессе написания новых трудов, посвященных изучению механизма многосторонних и двусторонних взаимодействий на международной арене, внешней политики ФРГ; 2) при чтении лекций в рамках вузовского курса по теории и истории международных отношений, а также спецкурса по внешней политике Германии в постбиполярный период. 3) в работе российских коммерческих и некоммерческих организаций, поддерживающих контакты с германской стороной. В ходе написания данной работы автором были использованы следующие методы: - компаративный для выявления основных изменений, произошедших во внешнеполитическом курсе страны по сравнению с периодом Боннской республики, - метод системного анализа для определения роли объединенной Германии в формировании архитектуры постбиполярного мира, - исторический, позволивший проследить эволюцию внешней политики в 90–е и в начале 2000–х гг., - а также геополитический подход, показавший трансформацию немецкой доктрины Миттель Европа в современном периоде. Проанализировав основные изменения внешней политики ФРГ, автор пришел к выводам, что объединенная Германия стала принципиально новым актором на международной арене, появление которого изменило баланс сил, как в Европе, так и за ее пределами. Преодолев комплекс вины, немцы ощутили свою новую роль в системе международных отношений в качестве гаранта безопасности и стабильности в Европе. Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Концептуальные основы российско-германских отношений в условиях постбиполярного мира 8 1.1 Постбиполярная система международных отношений: основные параметры 8 1.2 Место ФРГ в международных отношениях в постбиполярном мире 11 1.3. Место РФ в международных отношениях в постбиполярном мире 34 Глава 2. Развитие российско-германских отношений в конце ХХ – начале XXI в. 41 2.1. Политические и экономические аспекты развития отношений 41 2.2. Российско-германское взаимодействие в сфере науки, культуры, образования 53 2.3. Перспективы развития отношений России и Германии 58 Заключение 80 Список использованной литературы и источников 87 Приложение 1 94 Приложение 2 103
Список литературы

1. Абдуразаков Р.А. Атлантизм и евразийство как концептуальные основы внешней политики России в 1991 — 1997 гг. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Махачкала, 1998. 2. Арзаманова Т. В. Позиция Германии во время ливийского кризиса- 2011: Новая внешнеполитическая стратегия или предвыборный маневр? / / Европейская безопасность: События, оценки, прогнозы / РАН. ИНИОН. - М., 2011. - № 26 (42). - С. 11-15. 3. Арин О.А. Мир без России. М., 2002. 4. Бажанов Е.П. Неизбежность многополюсного мира // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2. 5. Балуева Т.В. Взаимодействие вуза с работодателями как фактор успешного трудоустройства выпускников // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2014. Вып.1 (12). www.yrazvitie.ru/wp- content/uploads/2014/06/01 -Balueva.pdf 6. Басов Ф. Россия в установках политических партий ФРГ // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 4. C. 56-61. 7. Белов В.Б. Российско-германские отношения - поступательное развитие // Германия. 2010 (Доклад № 267 ИЕ РАН). М.: Ин-т Европы РАН, 2011. С. 170-188. 8. Белов В.Б., Максимычев И.Ф. Образ современной России в Германии. М.: Ин-т Европы РАН, 2010. 69 с. 9. Белозеров В. К. Отражать любые угрозы в любой точке мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/3203/ 10. Бобылов Ю.А. Больше стратегического внимания редким и редкоземельным металлам // Наука и жизнь Израиля. 26.09.2014. http://nizi.co.il/nauka/tochnye-nauki/redkie-zemli.html 11. Богатуров А.Д. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль. 1996. № 2. 12. Васильев В. Антикризисная политика А. Меркель в рамках Европейского союза // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 5. С. 55-66. 13. Васильев В. Восточная политика Германии: противоречивая эволюция // Международная жизнь. 2015. № 1. С. 14-28. 14. Газовый рынок Европы: утраченные иллюзии и робкие надежды / Под ред. В.А.Кулагина, Т.А.Митровой. НИУ ВШЭ-ИНЭИ РАН. М., 2015. http://www.eriras.ru/files/gazovyy_rynok_evropy.pdf 15. Гранин В. Россия и Германия: история длиною в 1000 лет // Международная жизнь. 2012. № 6. С. 57-65. 16. Грановская М. От Ганзы до «Мерседеса « // Международная жизнь. 2012. № 12. С. 174177. 17. Григорьев Е. Мюнхен затмил Берлин // Независимая газета. 2016. 4 февраля. 18. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003. 19. Дискуссия о том, какой быть внешней политике России // Международная жизнь. 1993. № 2. 20. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации / МИД РФ. - М.: Международные отношения, 1994. - Вып. 47: Международные договоры, заключенные СССР и вступившие в силу с 1 января по 31 декабря 1991 года. - С. 34-37. 21. Занегин Б.Н. Китайская революция на геополитических весах // США-Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 1. 22. Зарецкий В. Германские инвестиции в Россию // Международная жизнь. 2014. № 9. С. 60-78. 23. Истягин Л. Г. Потенциал сближения // Российско-германские отношения в контексте европейской безопасности / под общ. ред. В. И. Да-шичева; отв. ред. Н. К. Меден. - М. : Институт экономики РАН, 2009. -С. 99-109. 24. К 2020 году Россия откажется от импорта редкоземельных металлов // Новости Ростех. 21 октября, 2013. http://rostec.ru/news/3323 25. Классен И. Новый курс во внешней политики Германии // Международная жизнь. 2014. № 5. С.103-113. 26. Клепацкий Л.Н. дилеммы российской внешней политики // Международная жизнь. 2000. № 7. 27. Клепацкий Л.Н. Имеют ли немцы «gross Zukunft « в российской экономике // Международная жизнь. 2015. № 3. С. 171-175. 28. Кокеев А. Трансатлантические отношения во внешней политике Германии // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11. С. 38-46. 29. Кокеев А.М. О соотношении атлантизма и европеизма во внешней политике ФРГ / / Мировая экономика и международные отношения / РАН. ИМЭМО. - М., 2009. - № 7. - C. 21-27. 30. Кокошин А. А. Реальный суверенитет в современной мирополити- ческой системе. - М.: Европа, 2006. - 140 с. 31. Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. 1993. № 1. 32. Королёв В.И. «Император всея Земли», или за кулисами «нового мирового порядка». М., 2004. 33. Кравченко И. Образ России в германских СМИ // Международная жизнь. 2010. № 2. 34. Краткая хронология миротворческой операции по принуждению Грузии к миру // МИД РФ. - М., 2008. - 30.09. - Режим доступа: http:// www.mid.ru / bdomp/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/b700 d6f9f6ff614ec325752e00504f75!OpenDocument
Отрывок из работы

Глава 1. Концептуальные основы российско-германских отношений в условиях постбиполярного мира 1.1 Постбиполярная система международных отношений: основные параметры Масштабные трансформации международных отношений после окончания холодной войны, резкое увеличение влияния некоторых акторов на принимаемые в русле международной политики решения и их стремительное развитие, а также ослабление позиций США в мировой политике актуализировали дискуссии о возможности становления и формирования в будущем новой биполярной системы международных отношений. В подобных теориях одно из мест традиционно отводится США как ведущей державе в современном мире. На роль второго субъекта данной модели мироустройства примериваются то ЕС, то Россия, однако, чаще всего (особенно в западной политологии), вторым потенциальном центром силы в последнее время объявляется Китай, опирающийся на мощный рост экономической и политической активности, достигнутый за последние десятилетия. Более того, большинством исследователей признаётся вполне реальным перенос международной активности с Запада на Восток, в Азию, где и будут приниматься ключевые решения в XXI в. XXI век, по крайней мере в первом своем десятилетии, не стал новым «американским веком». Человечество, по оценкам многих ученых, вернулось к ситуации многополярности, либо можно утверждать об этом как о «тенденции стратегического характера» [Бажанов Е.П., 2004, с. 35]. Формирующийся многополярный мир характеризуется появлением и проявлением новых тенденций, отличающих его от биполярности и однополярности. Помимо традиционных игроков на международной арене (государств), действующих в уже сложившейся системе координат, увеличивается число новых центров, что снижает влияние государств на международную систему в целом. Рост числа государств, оказывающих влияние на принятие политических решений на международной арене, и определённая иерархичность складывающейся структуры межгосударственных взаимодействий. Ядро, высший уровень этой иерархии составляют примерно 10-15 государств (Россия, США, Китай, страны ЕС и др.). Усложнение структуры современного миропорядка и, как следствие, возникновение новых проблемных точек в международных отношениях приводит к попыткам конструирования и созданию иных разнообразных форматов сотрудничества: «двоек», «связок», «треугольников» (БРИКС, G-20, G-2, ШОС и др.) [Богатуров А.Д., 1996, с. 25]. В рамках формирующейся полицентричности важнейшие, если не все, составляющие мирового сообщества взаимодействуют, сотрудничают и конфликтуют друг с другом, стремясь к реализации своих интересов. Отношения между многочисленными акторами чаще, чем раньше, устанавливаются по конкретным случаям и поэтому в большей мере подвержены изменениям. Такой миропорядок следует рассматривать не как нечто раз и навсегда данное. Это - открытая по всем направлениям и для всех влияний, постоянно изменяющаяся структура.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
410 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
331 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg