Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ang_not 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.08.2018
В ходе проведенных разработок по проблеме формирования графической грамотности у учащихся основной школы сделаны следующие выводы. В 1 главе мы рассмотрели понятия графической грамотности и его компоненты, психолого-педагогические основы формирования графической грамотности, формирование в урочной деятельности. Пришли к выводу, что графическая грамотность на уроках математики является важным аспектом обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает мышление, воображение, внимание, творческие способности.
Введение

В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ различной профильной направленности, в том числе гуманитарных, технических, экономических, естественно – математических и других по – новому встают вопросы о целях, содержании формах и методах обучения математике в школе, о месте и роле каждого школьного предмета. Особое значение сегодня придается формированию графической грамотности у учащихся и основным средством ее формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются – интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно – логическое мышление. Роль математики в развитии графического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых предметов в школе. В ней высокий кровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. О важности развития графического мышления школьников писали такие известные математики, как А. Н. Колмогоров, Я. С. Дубнов, А. Я. Ханчин, Б. В. Гнеденко, Л. А. Калужнин. Особая роль в этом отводилась геометрии, в которой его ценность выдающимися математиками – авторами школьных учебников учебников считалась неотъемлемой и даже основной. На основе изучения литературы по данной проблеме определили новизну исследования – раскрыть методы, средства, приемы формирования графической грамотности у школьников на занятиях математики в средней школе. Важно формировать графическую грамотность на уроках математики у учащихся школы. Объект исследования: процесс формирования графической грамотности на занятиях математики у учащихся основной школы. Предмет исследования: методы, средства и приемы формирования графической грамотности на уроках математики у учащихся 7 классов. Цель исследования: разработать систему заданий по математике и методических рекомендаций по конструированию и моделированию математического материала для формирования графической грамотности у учащихся. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить сущность и уточнить понятия графическая грамотность. 2. Сделать анализ учебников геометрии с целью выявления графической составляющей. 3. Разработать методические рекомендации по конструированию и моделированию математического материала для формирования графической грамотности у учащихся. 4. Разработать задания, способствующие формированию графической грамотности. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительно – сопоставительный анализ психолого – педагогической и методической литературы; самостоятельно работать по составлению учебных заданий, способствующих формированию потребности в логических рассуждениях учащихся школы. Ст?руктура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.1. Понятие графической грамотности и его компоненты. 1.2. Психолого-педагогические основы формирования графической грамотности учащихся. 1.3. Формирование графической грамотности в урочной и внеурочной деятельности учащихся основной школы. Выводы по первой главе ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ФГОС. 2.1. Методы и приемы формирования графической грамотности учащихся на уроках математики. 2.2. Элементы моделирования и конструирования в формирования графической грамотности учащихся на уроках математики. 2.3. Описание педагогического эксперимента по формированию графической грамотности учащихся на уроках математики. Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Атанасян, Л.С. Геометрия 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с. 2. Александров, И.И. Сборник геометрических задач на построение с решениями. -М.: Учпедгиз, 1954. 176 с. 3. Амирбеков, А. Развитие графической грамотности у учащихся VI VIII классов на уроках геометрии и черчения. Дис. .канд. пед. наук. — Душанбе. - 1984. - 192 с. 4. Артемов, А.К. Смирнов К.С. О психологических компонентах решения задач по чертежу: Проблемы восприятия пространства и времени / JL: Изд-воЛГУ, 1961.-70 с. 5. Баранова, Е.И. Методика реализации компьютерного обучения геометрии в средней школе. -Санкт-Пб, 1997.— 16 с. 6. Барский, Б.В., Гузева М.А. Зависимость пространственных порогов видения от информационного содержания контура плоской фигуры // Вопросы психологии. — 1962. — №2. — С. 22-26 7. Бисенгалиев, М.Д. Формирование и развитие графической грамотности учащихся при обучении геометрии.— Алматы, 2000. 17 с. 8. Болотова Н.В., Корниенко И.А., Шабат Г.Б. Компьютеры в школьной геометрии. Опыт проведения совместных уроков //Математика и образование. 1998, - С.3-9. 9. Ботвинников А.Д. Графическая деятельность /Дидактическое исследование процесса формирования графических знаний, умений и навыков у учащихся средней общеобразовательной школы. -М., 1968. -55 с. 10. Ботвинников А.Д. Об основных направлениях классификации и исследования способов решения учебных графических задач. М.: Изд. АПН РСФСР, 1966.-20 с. 11. Ботвинников А.Д. Экспериментальное исследование обучения чтению чертежа // Известия АПН РСФСР. 1963. - №126. - С. 27-34. 12. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979.-255 с. 13. Ботвинников, А.Д Якиманская И.СОсобенности оперирования учащимися различными видами графических изображений // Политехнические знания учащихся средней школы / Под ред. Скаткина М.Н.-М, 1968. С. 196-231. 14. Бугаева,Т.И. Формирование элементов графической культуры у учащихся на уроках алгебры. –М: 1986год. -14 с. 15. Василас,Н. Обучение доказательству теорем геометрии с использованием компьютера. Дис. .канд. пед. наук. — М., 1997. 183 с. 16. Вернер,А.Л., Рыжик В.И., Ходот Т.Г. Геометрия: Учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2001. — 192 с. 17. Вернер А.Л., Рыжик В.И., Ходот Т.Г. Геометрия: учебное пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2001. — 207 с. 18. Владимирский Г.А. Экспериментальное обоснование системы и методики упражнений в развитии пространственного воображения // Известия АПН РСФСР. 1949. - Вып. 21.-е. 95-149. 19. Воистинова, Г.Х. Задачи на построение как средство формирования приемов мыслительной деятельности учащихся основной школы: Автореф. дисс. канд. пед. Наук. М., 2000, - 17 с. 20. Танеев, С.М. Графическая культура как один из аспектов общей культуры школьника /г. Тара, - 2002. - С. 74-76. 21. Танеев ,С.М. Проблемы формирования графической грамотности у учащихся в условиях компьютерного обучения математике / Проблемы педагогической инноватики: Материалы VI межвузовской научно-практической конференции.г. Тобольск, 2001. - С. 61-63. 22. Танеев, С.М. Применение программно-методического комплекса «Живая геометрия» в изучении планиметрии: Методическое пособие. — Омск: Издательско-полиграфический центр ОГИС, 2004. 46 с. 23. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987, - 263 с. 24. Глейзер, Т.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. — М.: Педагогика, 1978. 104 с. 25. Далингер, В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии // Информатика и образование. 2002. № 8, - С. 71 —77. 26. Далингер, В.А. Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач: Уч. пособие. Омск: Изд. ОмГПУ. - 2001. - 366 с. 27. Далингер,В.А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии: Уч. пособие. — Омск: Изд. ОмГПУ, 1992. 96 с. , 28. Далингер, В.А. Обучение учащихся доказательству теорем. Омск: ОГПИ, 1990.-128 с. 29. Далингер, В.А. Планиметрические задачи на построение. Омск: Изд. ОмГПУ. - 1999.-203 с. 30. Далингер, В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике: Уч. пособие. Изд. ОмГПУ. - 156 с. 31. Далингер, В.А. Чертеж учит думать //Математика в школе. — 1990. — №4. С.32 - 36. 32. Зинченко, В.П., Ломов Б.Ф. Сравнительный анализ движения руки и глаз в процессе восприятия пространства и пространственных представлений. — Л.- 1959.-243 с. 33. Калошина, И.П., Добровольская Н.А. Творческие задачи на создание дополнительных построений. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского университета, 1984. — 160 с. 34. Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике. М.: Просвещение, 1977. -318с. 35 . Кукарцева, Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7-9 классы. К.: ГИППВ, 1998. - 128 с. 36. Лагунова, М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов высших технических учебных заведений. Автореф. дис. докт. пед. наук. Н. Новгород, 2002. 40 с. 37. Ломов,Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 272 с. 38. Майер, В.Р. Методическая система геометрической подготовки учителя математики на основе новых информационных технологий: Монография. — Красноярск: РИО КГПУ, 2001. 368 с. 39. Мартынов, Н.Н., Иванов А.П. Matlab 5.Х. Вычисления, визуализация, программирование. М.: Кудиц-Образ, 2000. — 336 с. 40. Марюков, М.Н. Компьютерные обучающие системы в геометрии. Новые информационные технологии в образовании. /III Всероссийская научно-практическая конференция. — Воронеж. 1997. - С. 116. 41. Марюков ,М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе.- М: 1998год, - 31 с. 42. Маслова, Г.Г. Методика обучения решению задач на построение в восьмилетней школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 152 с. 43. Матросов, А.В. Maple 6.0. Решение задач высшей математики и техники. -СПб.: БХВ, 2001.-528 с. 44. Михайлов, Н. Путь к графической грамотности // Народное образование.- 1996.-№9.-с. 80-85 45.Монахов, В.М. Перспективы разработки и внедрения новой информационной технологии обучения на уроках математики // Математика в школе. — 1991. -№ 3. -С. 58-62. 46. Моторина, В.Г. Развитие графической грамотности учащихся 6-7 классов при обучении математике: - 1988 год.- 19 с. 47. Сатьянов, П.Г. Методика использования задач графического содержания в обучении началам математического анализа в школе: 1984. - 16 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.1.Понятие графической г?рамотности и его компоненты. В словарях приводится следующее толкование: «грамотность – определенный уровень владения человеком навыками чтения, письма, счета; грамотность функциональная – владение человеком комплексом знаний, умений и навыков, необходимых ему для сознательного и активного участия в экономической, природоохранной, культурной, политической и других видах общественной деятельности»; «неграмотность – неумение читать и писать; отсутствие нужных знаний в какой-либо области; низкое развитие самосознания, критического мышления, преобладание эффективного над рефлексивным»[19]. В статистике под грамотностью понимается способность человека читать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Те?рмин «грамотность» обозначает также: а) наличие соответств?ующих знаний в какой-либо области (политическая г?рамотность, техническая г?рамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами лите?ратурного языка (г?рамматическими, стилистическими, о?рфоэпическими и д?р.) [21, с.176]. В настоящее в?ремя графические умения у учащихся – важнейший аспект об?учения. Графическая г?рамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, тво?рческие способности, наблюдательность и внимание. Графическая подготовка включает в себя глубокое и разносторонее овладение графическими знаниями, обеспечивает приобретение умений и навыков чтения и выполнения чертежей и направлена на формирование готовности к сознательному использованию различных графических изображений в трудовой деятельности и развитию творческих способностей. Графическая грамотность определяется как способность оперировать понятиями, связанными с визуализацией информации, умение точно и быстро передавать информацию с помощью графических средств. В психологическом словаре отмечено, что слово «графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [19, с.520].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg