Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЭЛЕВАЦИЯ В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ang_not 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.08.2018
Проанализировав научные источники, мы сделали обзор основных теоретических положений по проблеме тревожности, рассмотрели вопрос изучения тревожности в дошкольном возрасте и сформулировали гипотезу эмпирического исследования, подобрали психодиагностические методики, организовали диагностику уровня тревожности дошкольников. Изучив необходимую литературу, мы рассмотрели такой термин как тревожность и его виды. «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [9, c.500]
Введение

В наше время, в эпоху различных перемен и нестабильности, у людей с каждым днем все больше проблем. И несмотря на то, что проблемы у взрослых, это отражается непосредственно на психическом здоровье их детей. В последнее время в России стало очень частым обращение родителей, имеющих ребенка дошкольного возраста, к психологу. И с каждым разом количество обращений увеличивается. Родители переживают за ребенка, так как дошкольный возраст является решающим этапом развития перед поступлением в школу. Например, очень важным является диагностика тревожности ребенка, так как именно она влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, когнитивную, морально-волевую, коммуникативную. Следует отметить, что до наступления подросткового возраста тревожность может проявляться в виде эмоциональной реакции с последующим закреплением, а в дальнейшем и вовсе стать чертой личности. Данное положение подкрепляется словами А.М. Прихожан: «… закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который порождая, в свою очередь, негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности» [с.103, 22] В отечественной психологии изучением теоретических аспектов тревожности занимались такие ученые как, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.С. Славина, Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова и др. В свою очередь, в зарубежной психологии изучением теоретических аспектов тревожности занимались такие исследователи, как З.Фрейд, К.Хорни, Г.Салливан, А.Адлер, Р Мэй. Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей. А именно: хоть дошкольники еще и не могут сдерживать свои эмоциональные процессы, со временем у них постепенно начнет развиваться это умение. Необходимость регулярного, и как можно более раннего контроля над ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений, давно признана в отечественной психологии. Проблемой коррекции негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста занимались И.П. Воропаева, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, А. А. Нурахунова, Т.О. Смолева, А. С. Спиваковская, С.Г. Файнберг, М.И. Чистякова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Следует отметить, что в нашей работе мы будем использовать такой метод коррекции тревожности, как метод психоэлевации. Данный метод был создан в 1990 году и является оригинальным методом психотерапии детей, страдающих невротическими и сходными пограничными расстройствами:страхами, агрессивным поведением, повышенной тревожностью и застенчивостью, тиками, навязчивостью, демонстративным и асоциальным поведением, в том числе воровством и т.д. Данный метод был разработан И. Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой. Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является изучение эффективности использования метода психоэлевации в коррекции тревожности детей в дошкольном возрасте. Объект: Тревожность детей дошкольного возраста. Предмет: Использование метода психоэлевации в коррекции тревожности дошкольников Гипотеза:при повышении уровня тревожности у детей дошкольного возраста будет эффективна такая техника ее коррекции, как психоэлевация, после которой уровень тревожности будет значительно меньше. В ходе работы были сформулированы следующие задачи: 1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме изучения тревожности детей в дошкольном возрасте. 2. Провести исследование тревожности детей дошкольного возраста. 3. Разработать и апробировать систему занятий по коррекции тревожности дошкольников с использованием метода психоэлевации, проанализировать её эффективность. Теоретико-методологическая основа исследования: Теоретико-методологической основой исследования выступили общенаучные принципы познания, а также теоретические концепции ведущих отечественных и зарубежных психологов: Славиной, Э.М. Божович, А.М. Прихожан, Е.В. Новиковой, К.Хорни, Г.Салливана. Методы и методики исследования. Для проведения исследования и подтверждения выдвинутой гипотезы был использован метод тестирования. Для диагностики тревожности перед коррекцией и после нее были использованы следующие методики: -тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Выбери нужное лицо» - графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой. База и выборка исследования.Исследование проводилось на базе МБОУ детский сад №169. В нем приняли участие дети дошкольного возраста от 6 до 7 лет. Общая численность – 21 человек. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования полученных материалов при работе с детьми дошкольного возраста, разработке и апробациисистемы занятий. Структура выпускной квалификационной работы состоит из следующих разделов: введение, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования. Первая глава посвящена теоретическому обзору проблемы тревожности детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии. Во второй главе представлено обоснование выбора эмпирических методик, описание выборки, этапов исследования и проведения коррекционной программы, анализ и интерпретация полученных данных.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы тревожности……….6 1.1. Основные теоретические подходы к проблеме изучения тревожности………………………………………………………………………..6 1.2. Особенности тревожности в дошкольном возрасте……………….11 1.3. Методы коррекции тревожности ……………………..…….……….15 Выводы по главе ……………………………………..………..…....... …..20 Глава 2. Исследование эффективности использования психоэлевации в коррекции тревожности дошкольников..…………………………………………………………………………………... .22 2.1. База и методы исследования ……………………………………..…22 2.2. Анализ результатов исследования ………………………………….28 2.3. Система занятий с использованием психоэлевации в коррекции тревожности дошкольников и анализ её эффективности……………………….31 Выводы по главе ………………………………………………….….……..38 Заключение ………….……………………………………………………... 40 Список литературы..………………………………………………….…... 43 Приложение 1…………………………………………………………...…..46 Приложение 2………………………………………………………………..47
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. 2. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 98 с. 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. – 464 с. 4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – СПб.: Прогресс, 2001. – 231 с. 5. Бреслав Г.М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2007. – 544 с. 6. Валлон А. Психическое развитие ребенка / пер. Л. И. Анцыферовой. - М.: Просвеще¬ние, 1967. – 103 с. 7. Долгова В.И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника / В.И. Долгова, Р.В. Овчарова // Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета. – 2014. - №6. – С.40-48. 8. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 1997. 9. Зинченко В.П. Психологический словарь/ В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд. - М., 1997. - С. 500 10. Зинченко Е.В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников //Е.В. Зинченко [Интернет ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-art-terapii-v-korrektsii-trevozhnosti-mladshih-shkolnikov - прямая ссылка 11. Карпова А. В. Общая психология / А.В. Карпова. - М.:Гардарики, 2002. – 198 с. 12. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми 13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): учеб.пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – 464 с. 14. Лимонцева Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. [Интернет ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-sredstvo-korrektsii-trevozhnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta - прямая ссылка 15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/Под ред. А.Г. Рузеной. - М.: ИПП.2007. - 384 с. 16. Метод драматической психоэлевации Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой [Интернет ресурс] http://medvedeva-shishova.ru/node/44 - прямая ссылка 17. Микляева А. В.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор¬рекция / А.В. Микляева , П.В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с. 18. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с. 19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочесвто / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 640 с. 20. Никонова С.Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // С.Л. Никонова [Интернет ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-trevozhnosti-u-starshih-doshkolnikov - прямая ссылка 21. Петровский А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: ИНФРА-М,1998. – 528 с. 22. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с. 23. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с. 24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 350 с. 25. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Н.Л. Собчик. – М.: Институт прикладной психологии, 1997. - 469 с. 26. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов. - М.: Класс, 2008. — 288 с. 27. Столяренко Л. Основы психологии / Л. Столяренко. – М.: Феникс, 2009. – 264 с. 28. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. / Р.М. Ткач. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с. 29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология ( психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. — 349 с. 30. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1964. – 352 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы тревожности 1.1 Основные теоретические подходы к проблеме изучения тревожности В современной психологии при анализе научной литературы можно обнаружить то, что каждый автор по-своему определяет термин «тревога», вкладывая в него свой смысл. Например, в большом психологическом словаре термин тревожность определяется следующим образом: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [9, c.500]. В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако, помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др. А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [25]. А.М. Прихожан отмечает, что тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие. В работе А.М. Прихожан раскрывается механизм «замкнутого психологического круга», в котором происходит закрепление и усиление тревожности, ведущей затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, порождая негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности [22]. Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: тревожность характера и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом [6]. По определению А.В. Петровского, тревожность есть некая склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности [21]. А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и отражает «...тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем - другие взрослые и сверстники)». Развивая мысль о генезе тревожности, он пишет, что «беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность... превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста». «Ближе к 7 и особенно к 8 годам... можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, как об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам» [8, c.53]. Г Ш. Габдреева отмечает, что в генезе личностной тревожности лежит недостаточная сформированность или нарушение механизма психологического самоуправления. Несоответствие субъективной модели реальной действительности, сопровождающееся проявлением неадекватно завышенной тревоги, может привести к нарушению регуляторных процессов. Тогда тревожность закрепляется в качестве свойства личности и развивается в доминирующую черту характера [8].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 85 страниц
690 руб.
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg