Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Нестандартные задачи как средство формирования исследовательских умений обучающихся в курсе алгебры 8 класса

ang_not 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.08.2018
Анализ литературы относительно проблемы формирования исследовательских умений обучающихся 8 класса на уроках алгебры с помощью нестандартных задач позволил выделить основные положения. Рассматриваемая проблема актуальна и многоаспектна. Изучение данной проблемы позволило уточнить сущность понятий «исследовательские умения» и «нестандартные задачи». Под исследовательскими умениями понимаем личностный опыт, выражающийся в готовности и способности субъекта выполнять операции, составляющие исследовательскую деятельность, формируемые посредством специальных упражнений и характеризующиеся наличием цели, способов деятельности и условий её выполнения, интеллектуальным, сознательным характером, а также синтетичностью, позволяющей применять их в различных ситуациях.
Введение

Система образования, являясь одним из главных социальных институтов любого государства, определяет, как нынешнее состояние, так и будущий прогресс общества и страны в целом. В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.» одной из задач значится «…модернизация образовательных программ, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания» [25, С. 34]. В этом направлении многое уже сделано, и принятые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) активно осваиваются педагогами и учащимися. Целью современного образования является, в первую очередь, развитие свойств личности, необходимых человеку для осуществления социально-значимой деятельности. Так, ожидаемыми результатами образования согласно принятым ФГОС ООО является выпускник, обладающий наряду с другими следующими личностными характеристиками («портрет выпускника школы») [26]: • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; • владеющий основами научных методов познания окружающего мира; • мотивированный на творчество и инновационную деятельность; • готовый к сотрудничеству; • способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. Как показывает практика, успешность человека в обществе определяется способностью грамотно планировать, предсказывать результаты и находить эффективные средства проверки правильности и значимости своей деятельности и, безусловно, способностью качественно осуществлять, внедрять результаты и анализировать последствия своей деятельности на благо общественного прогресса. Все вышеперечисленные действия соответствуют логике проведения любого научного исследования, а обычно человек сталкивается с такого рода деятельностью ещё на школьной скамье. Таким образом, необходимость формирования и развития исследовательских умений учащихся является одной из первостепенных задач современного образования. Вопросу развития исследовательских умений личности посвящен ряд работ психолого-педагогической направленности, среди которых исследования Е.В. Амахиной, Т.А. Егоровой, А.Н. Поддъякова, Е.М. Раздульевой, А.В. Савенкова, Н. Л. Стефанова, В.А. Далингера и др. Существует большое количество исследований, посвященных проблеме диагностики и развития исследовательских умений, однако, она остается не до конца решенной. Среди ученых нет единого мнения относительно структуры, критериев оценки и уровней развития исследовательских умений. Все вышеуказанное доказывает актуальность выбранной темы исследования. Цель данной выпускной квалификационной работы – обосновать возможности комплекса нестандартных задач по алгебре, для формирования исследовательских умений обучающихся 8 класса. Объект исследования: средства формирования исследовательских умений школьников 8 класса при обучении алгебре. Предмет исследования - нестандартные задачи по алгебре, направленные на формирование исследовательских умений обучающихся 8 класса. Для раскрытия темы была сформулирована проблема исследования: каким должен быть комплекс нестандартных задач, способствующий формированию исследовательских умений обучающихся 8 класса при обучении алгебре? Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений школьников будет успешным, если при обучении алгебре в 8 классе использовать разработанный комплекс нестандартных задач. В соответствии с поставленной целью и для проверки сформулированной гипотезы определили следующие частные задачи: • Выделить особенности обучения алгебре в 8 классе, направленные на формирования исследовательских умений обучающихся. • Выявить различные подходы к определению нестандартной задачи и её дидактических функций в методике обучения и воспитания математике. • Разработать комплекс нестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 8 класса. • Провести апробацию разработанного комплекса нестандартных задач в курсе алгебры 8 класса, способствующего формированию исследовательских умений обучающихся. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, апробация. Исследования данной дипломной работы были представлены на XIX всероссийской студенческой научно-практической конференции г.Нижневартовск. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который содержит 31 источник.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений при обучении математике 6 1.1. Особенности обучения алгебре в 8 классе, направленного на формирование исследовательских умений……………………………….6 1.2. Различные подходы к определению нестандартной задачи и её дидактических функций в методике обучения математике 22 Выводы по первой главе 29 Глава 2. Методические аспекты комплекса нестандартных задач по алгебре 8 класса 31 2.1. Комплекс нестандартных задач по алгебре 8 класса, направленный на формирование исследовательских умений………31 2.2. Апробация комплекса нестандартных задач в курсе алгебры 8 класса…………………………………………………………………43 Выводы по второй главе 47 Заключение 48 Список используемой литературы 50 Приложения 54
Список литературы

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т. Новодидактика. Книга 1.Методология и технологии развивающего обучения: в поисках развивающего ресурса [Текст] / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, В.Т. Фоменко. М.: Изд-во «КРЕДО», 2013. - 162 с. 2. Алферьева М.К. Практико-ориентированный подход в обучении информа-тике. – Саратов, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/ 2013/section/206/92368/ 3. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательских способностей и умений [Текст] / Е. В. Амахина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради [Текст]. - СПб., 2007. - N 13(36). - С.161-168. 4. Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 88 с. 5. Биянова Е. Б. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук –Ижевск, 2011. - 21 с. 6. Гаврилина О. В. Основные компоненты структуры исследовательских математических умений старшеклассников [Текст] / О. В. Гаврилина // Молодой ученый. —2012. —№12. —С. 34-39. 7. Гордиенко О.В., КулаеваГ.М. Компетентностно-ориентированные задания как средство диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – С. 93-98. 8. Гусев В. А. Система исследовательских умений учащихся при реше-нии школьных геометрических задач как основа функционирования ЕГЭ // Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Общая топо-логия. Проблемы математического образования: Тез. докл. IV Междунар. конф., посв. 90-летию со дня рождения члена-корр. РАН, академика Евро-пейской академии наук Л. Д. Кудрявцева. – М.: РУДН, 2013. – С. 518–522. 9. Егупова М.В. Практико-ориентированное обучение математике в школе как предмет методической подготовки учителя. Монография. – М.: МПГУ, 2014.– 284 с. 10. Использование практико-ориентированных заданий при обучении математике с целью развития математической грамотности школьников [Электронный ресурс]. URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-16692 11. Карпов А. О. Исследовательское образование: ключевые концепты // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 20–30. 12. Клековкин Г.А., Максютин А.А. Задачный подход в обучении ма-тематике. – М. –Самара: СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2009. –184 с. 13. Менькова С. В. Исследовательские работы школьников в области математики // Педагогические технологии математического творчества: сборник статей участников международной научно-практической конферен-ции. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 146–150. 14. Медведева, О.С. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика / О.С. Медведева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 204 с. 15. Миронов, А.Н. Как построить урок в соответствии с ФГОС: пособие для учителя / А.Н Миронов. - Волгоград: Учитель, 2015 - 147 с. 16. Панкратова Л. В. О формировании исследовательской компетент-ности школьников в условиях современного математического образования // Вестник ВятГГУ. Педагогика и психология. – 2011. – № 4 (3). – С. 84–90. 17. Куимова Е. И., Куимова К. А., Титова Е. И. Функции задач в обучении математике // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 280-281. 18. Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников [Текст] / Е. А. Острикова // Молодой ученый. —2012. —№10. —С. 358-361. 19. Сабирова Ф.М. О механизме реализации практико-ориентированного подхода в преподавании дисциплин математического и естественно-научного цикла в педагогических вузах России. Инновации в современном мире Сборник статей Международной научно-практической конференции. Изд-во: Европейский Фонд Инновационного Развития. М. -2015. -С. 74-77.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений при обучении математике 1.1. Особенности обучения алгебре в 8 классе, направленного на формирование исследовательских умений В педагогической литературе были сделаны попытки выделить умением в отдельную группу выполне исследовательские умением умения и дать им умением определение, а также установить достижения могут элементарного ли исследовательские умения умением переходить в навыки. Ряд определенной исследователей эффективно (С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Кабанова-ведущее Меллер, З.А. Решетова, В.П. Беспалько) эффективно считают таким, что умение предшествует таким навыку. С.В. Менькова, зависимости например умением, отмечает что, умение — это поэтому возможность эффективно выполнять выполне действие умениями (деятельность) в соответствии умением с условиями и целями, в зависимости которых ительсон приходиться действовать [13, С. эффективно 148]. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.А. превращение Ломов отличие, К.К. Платонов, Л.Б. Ительсон умение, А.В. Барабанщиков, В.С. Онищук умственных придерживаются придерживаются точки зрения, умение согласно которой умениям, умениями особенно осознает умениям широкого умениями характера, всегда элементарного предшествует осознает накопление знаний, умственных потому они включают как звенья умением специальные менькова навыки. Причем умением умения широкого может характера элементарного не автоматизируются. Уметь таким что-то сделать — значит: в отличие зависимости эффективно от цели, имеющихся всегда условий и последовательности с ведущее целью определенной оптимального достижения выполнении поставленной задачи, точно которые выполнить превращение действия, проконтролировать всегда полученные результаты и при ведущее необходимости осознает внести коррективы в умственных способы [21, С. 138]. Под умениями ительсон понимают умственных: элементарный уровень определенной выполнения действий и осознает мастерство отличие человека в определенной придерживаются деятельности [29, С.82]. Поэтому принято причем различать достижения элементарное умение может и умение-мастерство. Элементарное зависимости умение эффективно — это выполнение сложного ительсон действия для достижения поставленной достижения цели придерживаются при условиях, которые может раньше не встречались, с умение использованием достижения ранее приобретенных умением знаний и навыков. Элементарное выполне умение выполнении образуется при первобытном выполне применении знаний, достижения навыков элементарное в сложной деятельности. лернер Таким образом, элементарное превращение умение менькова — это несформированный навык зависимости, выполнение сложной выполнении деятельности определенной.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
90 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg