Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ г. ХАБАРОВСКА)

ang_not 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.08.2018
Представленные результаты комплексного анализа феномена социального сиротства с точки зрения основных социологических подходов и выработки концептуальных предложений по созданию системы его преодоления позволяют автору представить результирующие выводы. Актуальность обращения к данной теме объясняется следующими обстоятельствами: ? научной и практической потребностью в комплексном анализе, помогающем предвидеть последствия для общества социального сиротства, вторичного сиротства; прогнозировать его воздействие нв развитие общества в целом;
Введение

Актуальность. В условиях кардинальных изменений социальных структур современного российского общества, проявляются противоречивые процессы практически во всех базовых структурах общества, в том числе это затрагивает институт детства, межпоколенные отношения, социальные, экономические, политические процессы. В связи, с чем актуализируется проблемы воспроизводства здорового поколения, передача социального опыта, воспитания и образования. К данным проблемам относятся и проблемы сиротства в современном российском обществе и особенности его воспроизводства. Количество социальных сирот является прямым показателем социальным, экономическим, морально-нравственным здоровья жителей России. Высокие показатели социального сиротства в нашей стране в последние несколько лет удается сокращать. По данным государственного банка о детях- сиротах, на конец 2015 года были выявлены 47203 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по данным в 2014 году их было 61621 тыс. чел.) На январь 2016 года 71,4 тысяч детей, что на 18% меньше, чем конец 2014 года и на 33% меньше чем в 2013 году. Количество детей, устроенных в семьи составило 63 335 тыс. чел. Но показатели современного сиротства все также высокие, что говорит о недостаточной результативности мер социальной, семейной, молодежной и демографической политики. Беспрерывное запаздывание государственных институтов в выявлении неблагополучия семьи и оказание помощи семье, которая находится в период кризиса, только актуализируют проблему профилактики социального сиротства. В настоящее время на воспроизводство социального сиротства в российских регионах влияют ряд факторов, которые формируют внешнюю среду для его распространения. Продолжается кризис семейного образа жизни через ослабление семейных ценностей, что увеличивает распад семейных связей, способствует росту неполных семей, невозможности для многих реализовать модель семей с одним источником доходов. Не уменьшается показатель социального сиротства и на фоне растущей разницы в доходах, между незначительной частью и основной численностью населения, в том числе и трудоспособного населения. Во многих «проблемных семьях» отсутствуют самые необходимые продукты питания предметы потребления, что не соответствует принятым социальным нормам и является следствием появления целых городских и сельских районов с высокой концентрации бедности. Не маловажным фактором социального неблагополучия является жилищная неустроенность и отсутствие занятости. Значительная часть семей не только не имеет собственного жилья, довольствуется съемным жильем или временным и т.д., но у них нет перспектив улучшения своих жилищных условий, что ставит их в зависимость от государства. Отсутствие постоянной работы, неполная или сезонная занятость, особенно в сельских поселениях и малых городах приводит к снижению ресурсной базы семей. Уровень безработицы в отдельных населенных пунктах достигает 15-18%. Отсутствие постоянных доходов, существенно меняет модели поведения, снижает ответственность за себя и за своих детей, за обеспечение своего существования. Индивиды теряют способность к конструированию собственной жизненной перспективы, что чревато выпадением из прежнего социального статуса, сферы действия социальных служб, продуктивных контактов с местным сообществом и, как следствие, трансляция не уменьшающихся показателей девиантных форм поведения, распада семей и неупорядоченный характер связей. Следовательно, феномен социального сиротства напрямую связан с семейным неблагополучием, которое в нормативном, управленческом и научном дискурсах декларируется как «неблагополучная семья», «семьи группы риска», «кризисные семьи». В этих условиях помещение ребенка в социальные учреждения (социально-реабилитационный центр, интернат, действий дом) становится своеобразным вынужденным средством, поскольку в указанных учреждениях более качественно удовлетворяются потребности детей. В связи с этим, защита прав и интересов детей, оставшихся сиротами или без попечения родителей, в России приобретает большое практическое значение. Таким образом, выбор темы настоящего дипломного исследования обусловлен необходимостью социологического анализа категории «социальное сиротства» в целях системного представления его профилактики с учетом региональных специфик и условий, а так же необходимостью выявления основополагающих факторов, которые в настоящий момент наиболее провоцирует рост социального неблагополучия и социального сиротства в условиях города Хабаровска. Степень научной разработанности проблемы. Теоретическое исследование процессов социального сиротства в современной социологии определяется как дискуссионная. Сложность и многоаспектность явления на фоне различных направлений его исследования затрудняют формирование общей теории социального сиротства, в том числе одну из его отраслей профилактику. Не выработан единый терминологический аппарат, на стадии формирования находится концепция анализа данного феномена. Выпускная квалификационная работа опирается из положений разработанных Т.Парсонсом , Л.Демозом , П.Бергером, Т.Лукманом , которые позволяют охарактеризовать взаимосвязанные процессы трансформаций сиротства на макро-и микро-социальных уровнях, выделяя различные формы его модификаций. Основой изучения социального сиротства выступают исследования, касающиеся разных аспектов детства. Как социальный феномен, сиротство нашло отражение в научных трудах многих известных отечественных ученых прошлого и настоящего С. Бахрушин , В.Ф. Залеский , М.Д. Путерен. На процесс формирования теории социального сиротства большое влияние оказывают концепции профилактики данного явления и поддержки семьи В.Г.Жукова, Г.Н. Тростанецкой , Е.Е. Чепурных и др. Поскольку профилактика сиротства осуществляется в большинстве случаем через систему взаимодействия органов социальной защиты с семьей и органами опеки и попечительства то необходимо отметить современное состояние и актуальные проблем ее функционирования и развития анализируются в работах А.И. Антонова, В.В. Бойко , А.Г.Волкова, Б.С. Павлова, А.Г.Харчева. В этой связи необходимо подчеркнуть исследования, посвященные актуальным проблемам совершенствования первичной социализации ребенка в семье, учреждениях образования и воспитания. По данной проблематике выделяются работы А.И. Ковалевой, В.Г. Немировского, С.Л. Сирибрякова, Ф.Э.Шереги. Различные аспекты социально-профилактической деятельности в молодежной и подростковой среде освещались в трудах отечественных педагогов М.А. Алемаскина, А.И. Кочетова, А.В. Петровского, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого. Признавая значение и роль указанных исследований в организации профилактики социального сиротства, следует отметить, что в отечественной социологии еще явно недостаточно изучена данная проблема реализации профилактической работы на уровне регионов данное обстоятельство и предопределяло выбор темы для дипломной квалификационной работы. Целью является выявление факторов, влияющих на воспроизводство сиротства в городе Хабаровске и обоснование наиболее значимых форм его профилактики в современных условиях. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: ? раскрыть основные теоретические подходы и выявить факторы способствующие распространению сиротства в российском обществе. ? определить организационно-методические сопровождение социологической диагностики сиротства. ? проанализировать тенденции возникновения современного социального сиротства и его проявления в городе Хабаровске. ? предложить основные направления совершенствования профилактических работ с учетом современных особенностей объекта и субъекта профилактики. Объектом является профилактика социального сиротства детей и подростков как социальное явление. Предметом является профилактики социального сиротства с учетом факторов его воспроизводства в условиях города Хабаровска. Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составили работы классиков в социологии, а также исследования современных ученых, посвященные проблемам социального порядка, отклоняющегося поведения и социальной политики. При анализе специфических проявлений социального сиротства в современной России важными оказались теоретические представления российских социологов: И.С. Кона, С.Н. Щегловой, М.В. Осориной и др. Нормативную правовую базу составили законодательные акты, регулирующие положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же регламентирующих работу органов государственной власти и муниципального управления выполняющие функции социальной защиты, контроля за опекой и попечительством в городе Хабаровске. В работе использованы принципы системного междисциплинарного, структурно-функционального анализа, позволившие обеспечить комплексность социологического изучения данного явления. В выпускной квалификационной работе использовались методы опроса, анализа документов, вторичного анализа социальной информации. Эмпирическая информация обрабатывалась с использованием статистического пакета SPSS, с применением линейного и корреляционного вида анализа. Гипотеза исследования. Профилактика социального сиротства будет более эффективной при последовательном выполнении следующих условий: во-первых, определением границ социальной профилактики до совокупности мер, которые рассматриваются до событий, когда ребенок уже превращается в сироту или остается без попечения родителей. Вводимые технологии профилактики необходимо оценить на эффективность именно в конкретных условиях. Во-вторых, конкретизацией показателей, появление которых является основанием проводить с ребенком или семьей профилактические работы, а так же определением конкретных показателей эффективности проводимой профилактики. В-третьих, снижению латентного наблюдения семей с детьми по посредством введения информационной базы ранней диагностики потенциального сиротства. В-четвёртых, созданием межведомственной координационной системы реализации и контроля за профилактикой социального сиротства. Показателями успеха в профилактике социального сиротства с учетом современных условий могу стать: сохранение кровной семьи, успешная социализация ребенка, доля детей возвращенных в кровную семью или устроенных в приемную, формирование сети семей группы риска на основании самопомощи и взаимопомощи, социальная реабилитация родителей, в частности возвращение к трудовой деятельности, современное информационное обеспечение процессов социального сиротства и его ранняя профилактика. Эмпирическая база выпускной квалификационной работы представлена результатами социологических исследований: - социологический опрос по теме: «Профилактика сиротства в г.Хабаровске» (проведенный в 2017 г., n = 100 человек). Тип выборки – случайная, доверительная вероятность – P = 95%. Выборочную совокупность составили жители города Хабаровска старше 18 лет. Научный руководитель д.соц.н., проф. Л.А.Кривоносова – при непосредственном участии автора на всех этапах исследовательской работы. - экспертный опрос по теме: «Профилактика социального сиротства в г.Хабаровске» (2017 г., n = 7). Метод опроса: анкетный опрос экспертов по теме исследования. В качестве экспертов привлекались сотрудники «Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению» (КГКУ ЦСУ). Научный руководитель д.соц.н., проф. Л.А. Кривоносова – при непосредственном участии автора на всех этапах исследовательской работы. Практическая значимость дипломного исследования заключается в обобщении полученной информации и практическом применении предложенного инструментария для социологических исследовании посвященных анализу состояния социального сиротства и причин его воспроизводства в городе Хабаровске. Материалы дипломной работы могут быть использованы в социальных учреждениях для разработки специализированных программ и технологий профилактики социального сиротства. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА………………………………………………………………... 10 1.1 Концептуализация основных социологических подходов к изучению сиротства и его особенностей в современном российском обществе……. 10 1.2 Типология современного социального неблагополучия и профилактика сиротства в практиках социологических исследований ……..…………... 22 1.3 Методические и организационные особенности социологического исследования и анализа социального сиротства и его профилактики…… 30 2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В Г. ХАБАРОВСКЕ ……………....... 42 2.1 Социологическая диагностика состояния социального сиротства в г. Хабаровске…………….……………………………………………………... 42 2.2 Анализ результатов социологического исследования, отражающего субъективную оценку содержания и результатов профилактики социального сиротства……………………………………………………… 46 2.3 Основные направления развития современных технологий профилактики социального сиротства в г. Хабаровске ………………….. 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 58 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………...…………………… 60 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 65
Список литературы

1. Дюркгейм, Э.О. Разделение общественного труда / Э.О.Дюркгейм. – М. : Конон, 1996. – С. 432. 2. Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия. Социология. Хрестоматия. /Р.К. Мертон. – М. : Гардарики, 2003. – С. 528. 3. Бреева, Е.В. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования № 4 / Е.В. Бреева. 2004. – С. 44 – 50. 4. Чернявский В.В. Проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних (на примере Краснодарского края) // Актуальные проблемы семей в России / В.В. Чернявский / Под ред. Т.А. Гурко. — М., 2006. — С. 56. 5. Зайцева, Н.Г. Деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте социальной политики в г. Москве // Власть № 12./ Н.Г. Зайцева. 2010. – С. 134. 6. Бессчетнова, О.В. Проблема сиротства в современном Российском обществе: институциональные аспекты. / О.В. Бессчетнова. – СПб., 2014. – С. 400. 7. Байков, Н.М. Деинституционализация социального сиротства в региональном измерении. Власть и управление на Востоке России. Хабаровск. // Н.М. Байков, А.Н. Щербакова. – 2012. № 4. С. 85-91. 8. Сведения о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, по Российской Федерации [Электронный ресурс] : – Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2014/6/. – свободный. 9. Главное препятствие к усыновлению детей-материальное положение россиян [Электронный ресурс] / Пресс-выпуск № 246. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1503. – свободный. 10. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб. [Электронный ресурс] / Ростат. – М., 2014. – 693 с. – Режим доступа: http://istmat.info/node/46367. – свободный. 11. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/14023 - свободный 12. Конвенция о правах ребенка. Статья 20. С. 6 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml 13. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. Глава 22. [Электронный ресурс]: - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/9015517 14. Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации ФЗ-№124 от 24.07.1998. [Электронный ресурс]: - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901713538 15. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем; Функциональная теория изменения//Американская социологическая мысль. / Т. Парсонс. — М. : Изд-во МГУ, 1994. – С. 36 16. Демоз, Л. Психоистория (Эволюция детства). [Электронный ресурс]: - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/01.php 17. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман // трактат по социологии знания/пер. с англ. Е. Руткевич. – М. : «Медиум», 1995. – С. 323. 18. Бахрушин, C.B. Малолетние нищие и бродяги в Москве: исторический очерк/ С.В. Бахрушин. –М., 1913. ¬¬– С. 156. 19. Залеский, В.Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях. / В.Ф. Залесский. - Казань: типо лит. Университета, 1916. – С. 256. 20. Тростанецкая, Г.Н. Государственная политика в области охраны прав детей // Мир детства, №9, 2003. – С. 145. 21. Бойко, В.В. Малодетная семья. Социально-психологическое исследование./ В.В. Бойко. –М., 1980. – С. 45. 22. Алексеева, И. Модель оказания помощи детям группы риска по социальному сиротству в малодоступных и отдаленных районах. / Алексеева И., Новосельский И. // Социальная профилактика и здоровье. Научно-практический журнал. –2006. –№ 3. – С 31-38. 23. Брутман, В. И. Социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема / В.И. Брутман. - М.: Асопир, 1994. – С. 213. 24. Трушкина, С. Проблема отказов от новорожденных детей. / С. Трушина / Социальная работа. – 2006. –№ 3. – С. 213. 25. Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандоров. - М: Педагогическое общество России, 2000. – С.47. 26. Степанов И.А. Современные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // И. А. Степанов. М.: СГУ., - 2014. - № 4. - С. 49 - 56. 27. Панина, Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями. /Н.А. Панина. - Минск, 2006г. С.98. 28. Дмитриева М. А. Причины социального сиротства // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 353-355.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА. 1.1 Концептуализация основных подходов к изучению сиротства и его особенностей в современном российском обществе. В современной социологической теории накоплен опыт исследования социального сиротства через призму специальных концептуальных и методологических построений, что дает новую информацию для понимания данного феномена. Комплексный анализ социологических подходов позволяет всесторонне изучить сиротство и выявлению, прийти к его особенностей, построить особую систему его профилактики с учетом современных реалий и перспектив. Структурно-функциональный подход трактует социальное сиротство как социальную аномию. Структурно-функциональный подход применительно к анализу социальных явления подразумевает, что само общество состоит из частей, которые связаны между собой каким-то определенным образом и в конечном итоге получается не просто набор частей, а нечто большее. Дисфункциональные явление всегда будет иметь место, если же расположить элементы системы в последовательном и правильном порядке то эти части будут выполнять свою функцию, свойственную только им и никакой другой части, в итоге чего получается равновесие - главное свойство социального организма. Проявлением нарушений будет атериоз основных институтов и структур, в частности и таких главных, как семья. То есть сиротство в обществе – величина постоянная. Особенности структурно-функционального подхода к исследованию семьи определяют место семьи в социуме и ее функций в нем. Соответственно, значительное внимание уделяется процессам нарушившим равновесие и их последствиям. Анализ особенностей социального сиротства предполагает рассматривать его с помощью семейных дисфункций, выражающиеся в ослаблении основ семейного воспитания, изменении структуры семьи и семейных отношений, сожительствах, ранних беременностях, во внебрачной рождаемости. С конца 1980-х годов возрастает осознание данного явления как следствия аномии российского общества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 31 страница
190 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 95 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg