Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Изучение приёмов, закрепляющих навыки определения рода частей речи на занятиях русского языка как иностранного

ang_not 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.08.2018
Подводя итог проведённому исследованию, отметим следующее. Необходимой составляющей методики обучения русскому языку является комплексная работа, направленная на формирование устойчивых знаний, навыков и умений использования в устной и письменной речи грамматической категории рода. При обучении иностранной аудитории русскому языку необходимо учитывать специфику строения языка иностранной аудитории, используя на практике различия в грамматическом строе русского и родного языков, а также национальные факторы русской и родной для студентов культуры, отражающие и одновременно формирующие особенности ментального мировосприятия.
Введение

При изучении русского языка как иностранного особую роль играет изучение грамматики, являющейся необходимой базой для полноценного использования иностранного языка и употребления его как средства общения. «Формирование языковой компетенции иностранного учащегося как основы его компетенции означает усвоение грамматической системы русского языка, и в частности такой категории, как род». С точки зрения современного русского языка невозможно ответить на вопрос, почему одни слова принадлежат к мужскому роду (учебник, пол, стул, календарь), другие – к женскому (линейка, книга, библиотека, ученица), а третьи – к среднему (солнце, море, поле, окно). Соотнесение существительных по родам понятно в том случае, если эти слова обозначают лица. Но подобные совпадения характерны не для всех языков. Именно поэтому одной из важнейших для усвоения грамматических тем русского языка является категория рода. Актуальность диссертационного исследования обусловлена совре-менным развитием методики преподавания русского языка как иностранного, систематизации изученных и поиском новых приемов закрепления темы рода частей речи на закрепляющем этапе. Объектом исследования является начальный этап обучения иностранной аудитории. Предметом исследования является процесс преподавания иностранным студентам грамматической категории рода русского языка на начальном эта¬пе обучения. Целью исследования является изучение и создание эффективной системы приемов, закрепляющих навыки определения рода частей речи на занятиях русского языка как иностранного. Для дости¬жения поставленной цели сформулированы следующие задачи: 1. Осуществить анализ грамматической категории рода имени существительного. 2. Описать методические особенности организации и различные приемы обучения по теме «Род частей речи» на этапе закрепления. 3. Создать комплекс упражнений на закрепление темы рода частей речи для иностранной аудитории начального уровня. 4. Проанализировать каждую группу предложенных упражнений и описать определенные приемы по реализации их выполнения. 5. Проверить эффективность разработанных приемов обучения экспери-ментальным путём. Гипотеза исследования: эффективность в завершении обучения грамматическому роду русского языка иностранных студентов возрастёт, если в процессе обу¬чения будут учтены особенности грамматики изучаемого языка и последовательность предложенных приемов обучения. В процессе исследования были использованы следующие методы: - гипотетико-дедуктивный, - контекстологический, - описательный, - сравнительный, - методико-экспериментальный, Перечисленные методы позволили комплексно подойти к решению перечис¬ленных выше задач. Научная новизна заключается в изучении и систематизации основных приемов обучения на занятиях РКИ по закреплению темы рода частей речи для дальнейшего развития и усовершенствования методов обучения. Одним из новых, предложенных нами, приемов стала разработка комплекса упражнений, подходящая для полного закрепления темы рода частей речи, после проработки которого, студент успешно будет использовать данную грамматическую тему в акте коммуникации. Теоретическая значимость работы состоит в описании методических особенностей преподавания категории рода в русском язы¬ке на этапе закрепления, а также в научном обосновании применения приемов с учетом особенностей аудитории и их понимания общей специфики категории рода. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в ре¬зультате проведённого исследования была разработана методика обучения иностранных студентов, которая может быть использована на занятиях по русскому языку как иностранному, при создании учебно-методических посо¬бий по изучению грамматики на начальном этапе обучения. Апробация результатов исследования. Основные положения и ре-зультаты исследования были представлены в статье и докладе на международной научно-практической конференции МППГУ. Так же основные гипотезы научного исследования были подтверждены в ходе практических занятий с группой иностранных студентов из Китая. Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, Заключения и Списка использованных источников.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1. Категория рода имени существительного в русском языке 1.1. Категория рода имени существительного в русском языке и средства ее выражения ……………………………………………….6 1.2. Колебания в роде имен существительных…………………………..12 1.3. Род несклоняемых имен существительных………………………...14 1.4. Род склоняемых имен существительных…………………………….18 2. Категория рода имени существительного в практике обучения русскому языку как иностранному 2.1. Методика организации работы и основные приемы при определении рода……………………………………………………………………25 2.1.1. Анализ предъявления категории рода в учебниках для иностранных учеников………………………………………………………………..28 2.1.2 Особенности преподавания категории рода иностранной аудитории в практике обучения РКИ……………………………………………36 2.2. Приемы и упражнения, направленные на закрепление навыков определения рода имен существительных в русском языке………………41 2.2.1. Анализ приемов и упражнений, направленных на закрепление навыков определения рода имен существительных в русском языке……………………………………………………………..…….43 2.2.2. Комплекс упражнений, направленный на закрепление навыков определение рода имен существительных в обучении РКИ……….57 2.2.3. Результаты апробации ряда приемов и комплекса упражнений, направленных на закрепление определения рода частей речи в обучении русскому как иностранному……………………………...65 Заключение………………………………………………………………………69 Список литературы……………………………………………………………..72
Список литературы

1. Айрапетян А. Г., Новикова Д. Д. Сопоставительная характеристика категории рода в русском и английском языках // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 1129-1132. 2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.– 185 с. 3. Валгина Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Е. Розенталь, М.И. Фомина. - М.: Логос, 2005. - 527 с. 4. Зализняк А.А. К вопросу о грамматических категориях рода и одушевлённости в современном русском языке. // Вопросы языкознания. 1964. №4. С. 25-40. 5. Занин В.Ф. Просто грамматика в кн. «Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного». М., 2005. 261–335 с. 6. Иванова Т. А. Имя существительное в аспекте РКИ. СПбГУ, 2003.- 80 с. 7. Иевлева З.И. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. М., 1981. -144 с. 8. Какорина Е.В., Савченко Т.В., Костылева Л.В. Русский язык: от ступени к ступени. РКИ. Чч. 1, 2. М.: Этносфера, 2004. 9. Мартинович Г.А..Род имен существительных в современном русском языке. / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/2rod_s.shtml. Дата обращения: 16.06.16. 10. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе / Дергачева Г.И., Кузина О.С., Малашенко Н.М. и др. М., 1986. 11. Моисеев А.И. Наименование лиц по профессии в современном русском языке (структурно-семантическая характеристика). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, доктора филол. наук. Л.: ЛГУ, 1968. - 42 с. 12. Образовательная программа по русскому языку как иностранному Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. Изд-во, Москва, 2001 г. 134 с. 13. Остапенко В.И. Обучение русской грамматике иностранце на начальном этапе. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Рус.яз., 1998. 14. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Рус. яз.. 1990. 15. Протченко И.Ф. Об образовании и употреблении имён существительных женского рода названий лиц в современном русском языке. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М.: МГУ, 1953. - 23 с. 16. Ревзина О.Г. Основные черты структуры грамматической категории рода // Славянское и балканское языкознание: Проблемы морфологии современных славянских и балканских языков. М.: МГУ, 1974. 4-22 с. 17. Рожкова Г. И. Русский язык в нерусской аудитории. Спецкурс по основам функциональной морфологии. М.: Издательство МГУ, 1986. - 101 с. 18. Розенталь Д. Э. . «Справочник по правописанию и литературной правке» 16-е изд. - М.: 2012 - 368с. 19. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1989.- 800 с. 20. Хапачева С.М. Обучение грамматической категории рода имен существительных русского языка учащихся 5 -6 классов адыгейской школы. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Майкоп.- 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///D:/Users/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB/Desktop/01000252790%20(1).pdf. Дата обращения: 19.06.16. 21. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч.2. Словообразование. Морфология. – М.: «Просвещение», 1981. -256 с. 22. Шатилов С.Ф.Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся: уч. пос. – М.: ЛГУ, 1985.- 24 с. 23. Шустикова Т.В., Кулакова В.А., Смирнова С.В. Грамматическая категория рода в практическом курсе русского языка как иностранного (предвузовский этап). Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2013, №1. 27-32 с. 24. Яворовская Т.Д. Типичные ошибки в письменных работах арабо- говорящих. // Русский язык для студентов-иностранцев: Сб. методических статей № 24. - М.: Русский язык, 1987. - 152 с. С. 102-114. 25. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (мо-дели пространства, времени и восприятия). - М.: Гнозис, 1994. - 343 с.
Отрывок из работы

1. Категория рода имени существительного в русском языке Каждый аспект преподаваемого материала необходимо знать в совершенстве. Именно поэтому в данной главе тщательно разобрана тема «Категория имени существительного» и рассмотрены основные возможные трудности, с которыми может столкнуться ученик при изучении данной темы. В русском языке грамматической категорией рода обладают различные части речи, среди них находится имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. Но у названных частей речи род - словоизменительная грамматическая категория: зеленый – зеленая – зеленое; третий – третья – третье; твой – твоя – твое; пел – пела – пело. У имен существительных в русском языке род – это самостоятельный признак, на основе которого осуществляется классификация слов этой части речи. Это означает, что имена существительные в русском языке не изменяются по родам, а разделяются по ним. Именно поэтому основной упор нашей работы идет именно на имя существительное.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg