Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Совершенствование государственной политики по профилактике социального сиротства на примере Калужской области

ang_not 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.08.2018
В заключение данной дипломной работы можно сделать следующие выводы. Социальное сиротство представляет собой социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Введение

В современных условиях цивилизационного развития качество человеческого капитала определяет конкурентоспособность любой страны. Дети составляют основу этого капитала, его матрицу, поэтому инвестирование в каждого ребенка в его здоровье, образование, счастливое детство в семье, и есть эффективная стратегия, определяющая устойчивое развитие любого общества. Общеизвестно, что ребенок развивается, социализируется лучше в семье. Семья - полноценная, с обоими родителями нравственно достойными лучший институт воспитания, гарантирующий здоровье нашего общества. Другое дело, если семья неблагополучна, именно она источник такого опасного для общества явления как социальное сиротство, причиной которого является нежелание или неспособность родителей выполнять свои обязанности в отношении ребенка. Иногда это связано с отсутствием материальных ресурсов – многие семьи в России находятся за чертой бедности, особенно это актуально для небольших населенных пунктов, где остро стоят проблемы безработицы и низкой оплаты труда. В некоторых случаях – с тяжелым заболеванием взрослого члена семьи, инвалидностью, когда человек теряет возможность работать и ухаживать за ребенком. Но чаще всего социальными сиротами становятся дети, родители которых ведут асоциальный образ жизни – злоупотребляют алкоголем, наркотиками, имеют иные зависимости. Если жизнь или здоровье ребенка в таких семьях находится под угрозой, вмешивается государство в лице органов опеки и попечительства и решает дальнейшую судьбу ребенка. Практика российского государства первых лет в решении вопросов, как социальных сирот, так и детей сирот в целом сводилась по большей части к их устройству в детские учреждения для детей сирот, тем самым попирая важнейшее право ребенка-право на семью. Феномен социального сиротства, актуализировавшийся в России в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политики страны. Социальное сиротство – чрезвычайно сложный и противоречивый для изучения феномен, актуальность которого для нашей страны обозначилась лишь с конца XX века. Масштабы явления, его злободневность и тяжесть последствий требуют всестороннего анализа исследуемого феномена с многих позиций гуманитарных наук. Необходимость обращения к данной теме обусловлена также потребностью комплексного осмысления феномена социального сиротства, так как данное социальное явление отрицательным образом сказывается на состоянии общества в целом, свидетельствуя о деградации базовых социальных ценностей и институтов. Эта научно-исследовательская проблема носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной философии, психологии и педагогики, экономики, права, истории, политологии и других общественных наук. Государство в полной мере осознало, что проблемы демографического спада, модернизация страны и развития более инклюзивного общества невозможны без инвестирования в ребенка и в семью. Сегодня государственная политика в отношении детей-сирот, социальных сирот - представляет целый комплекс мер правового, экономического, социального и организационного характера, направленных на создание максимально комфортных условий для развития таких детей. Вместе с тем такое позорное явление для общества, как социальное сиротство все еще является атрибутом российской действительности. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2015 года, составила 481 921 человека, что на 2,3% меньше, чем в 2014 году (в 2014 г. – 493 071 ребенок). Из них 83% детей находятся на воспитании в семьях. Решение данной проблемы кроется во многом, в отлаженной системной работе с семьей, профилактике проблем, порождающих социальное сиротство и этим определяется актуальность данной проблемы. В Российской Федерации решения вопросов, связанных с семьей, передано на уровень субъектов Российской Федерации. За последние годы многие субъекты Российской Федерации накопили богатый опыт в работе по предотвращению деструктивных явлений в семье, по профилактике социального сиротства. Первопроходцем в данной сфере является и остается Самарская область. Именно там впервые был учрежден институт приемной семьи, были созданы социальные поликлиники, органы опеки и попечительства были выведены из системы образования, создан первый в стране банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Активная работа ведется также в Калужской области, в которой последовательно на протяжении последних десятилетий проводится планомерная политика на обеспечение жильем детей-сирот и социальных сирот, реализующая целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом, на лечение и оздоровление данной категории детей. И этим обусловливается актуальность темы исследования. Первоначально феномен «социального сиротства» изучался в рамках социологии такими исследователями, как А.И. Антонов, С.Н. Буровой, М.Ф. Дементьева, А.Б. Любимова и др. Среди теоретиков социологии детства можно отметить Н.В. Васильеву, С.В. Кочнева, З.Х. Саралиеву, С.Н. Щеглову и др. В последнее десятилетие также было защищено большое количество диссертационных исследований по проблеме семейной социальной политики. Так, можно выделить работы Н.Н. Азисовой, С.Н. Кауновой, Г.И. Климантовой, Г.В. Синицыной, Г.М. Цинченко, Н.П. Шок и др. Однако все они носят, как правило, теоретический, а не прикладной характер: не всегда работы содержат практические рекомендации по совершенствованию деятельности органов государственной власти в области профилактики социального сиротства. Непосредственно проблемой социального сиротства и способов его профилактики занимались такие исследователи, как: В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина, Е.И. Морозова, В.Н. Ослон, Л.К. Сидорова, А.Ш. Шахматова и мн.др. Однако постоянный рост числа детей-сирот в современной России свидетельствует о недостаточной разработанности мер и способов предотвращения социального сиротства в научной литературе. Актуальность данного исследования определяет и проблема несовершенства семейной политики, которая должна быть в гораздо большей степени направлена не просто на увеличение численности населения, а на воспроизводство социально активного, образованного и граждански зрелого молодого поколения. Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию. Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия субъектами Российской Федерации, существует ряд проблем по профилактике социального сиротства, который требует скорейшего решения, в том числе и в Калужской области. Целью написания данной дипломной работы является теоретическое исследование сущности и особенностей социального сиротства в Российской Федерации и разработка рекомендаций по совершенствованию реализации государственной политики по профилактике социального сиротства на примере Калужской области. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность основных понятий в сфере такого явления как семейное неблагополучие и сиротство, в том числе социального; 2. Рассмотреть положение детей оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации; 3. Исследовать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семьи; 4. Проанализировать нормативно-правовую базу защиты прав детей, в том числе сирот; 5. Провести оценку уровня социального сиротства в Калужской области; 6. Проанализировать деятельность органов государственной власти Калужской области по профилактике социального сиротства, в том числе действующие нормативные акты, программы; 7. Определить проблемы, сдерживающие развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве объекта исследования выступает государственная политика по профилактике социального сиротства. П?едметом исследования являются организационные, правовые, экономические, социальные механизмы профилактики социального сиротства, применяемые в Калужской области, органами государственной власти. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные в области социального сиротства на федеральном и муниципальном уровнях. В работе были использованы такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, в частности Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, а также научной литературы по теме исследования и графические методы представления полученных данных, а также материалы периодической печати и интернет-ресурсы. Поставленные задачи предопределили структуру дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 1.1. Сущность основных понятий в сфере семейного неблагополучия и социального сиротства 9 1.2. Нормативно-правовое регулирование профилактики социального сиротства в Российской Федерации 19 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 28 2.1. Характеристика семейного неблагополучия и социального сиротства в Калужской области 28 2.2. Механизмы профилактики социального сиротства Калужской области..49 ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 66 3.1. Рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере семьи и детей 66 3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства Калужской области 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступившая в силу 15 сентября 1990 г. 2. Семейный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2016 года. – М.: Юрайт, 2016. – 64 с. 3. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» 4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 5. Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». 6. Указ Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 «О президентской программе «Дети России» 7. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Собрание законодательства Российской Федерации 2012; 23: Ст. 2994. 8. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" 9. Азисова Н.Н. Социальный статус молодой семьи в условиях со-временной России: Дис. … канд. социол. наук. – Саранск, 2002. 10. Алексеева И.А. «Дети риска». Практические аспекты психологи-ческой помощи детям, пострадавшим от насилия / И.А. Алексеева, П.Н. Гордеев, А.Р. Сейсян. – СПб: Санкт-Петербургский Фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги», 2002. – 148 с. 11. Алексеева Л.С. Институционализация социального патроната се-мей в условиях современной России: Автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2007. 12. Алексеева Л.С. Насилие в семье: с чего начинается семейное не-благополучие / Л.С. Алексеева, А.Д. Кошелева, Е.Л. Соколова, Б.Ю. Шапиро. – М., 2000. 13. Алексеева Э.Р. Патронатная семья как институт социализации детей-сирот: Автореф. дис. … канд. соц. наук. – Екатеринбург, 2008. 14. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 2006. 15. Бородатая М.Н., Ершова Н.Н., Осипова И.И. и др. Социально-психологическая помощь детям-жертвам домашнего насилия / M.H. Бородатая и др. – Киров: Авантитул, 2005. 16. Васильев А.Ю. Социальное сиротство как явление современного российского общества. – Автореф. дисс. … канд. соц. наук. – Уфа, 2007. 17. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот. – М., 2012. 18. Каунова С.Н. Государственная семейная политика как условие устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России: Дис. … канд. полит. наук. – Краснодар, 2010. 19. Клементьев В.В. Институционализация социальной защиты детей-сирот в современном российском обществе: Автореф. дис. … канд. соц. наук. – Пенза, 2005. 20. Козлов В.А. Семейная политика в Российской Федерации: уровни ответственности, реализации и финансирования: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. – М., 2011. 21. Мониторинг психосоциального развития подростков групп риска. Проект ЕС «Дети и молодежь групп риска, РФ». – Майкоп: Качество, 2006. 22. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства: Дис. … д-ра соц. наук. – Н. Новгород, 2009. 23. Осипова И.И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления. – Н. Новгород: НИСОЦ, 2009. – 208 с. 24. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная за-мещающая семья. – М., 2006. – 368 с. 25. Петрова А.В. Сиротство как социальное явление во второй половине XIX – начале ХХ вв. (по материалам Тверской губернии): Автореф. дис. … канд. ист. наук. – Тверь, 2007. 26. Писклакова М.П., Синельников А.С. Технологии и приемы про-фессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия / М.П. Писклакова, А.С. Синельников. – M., 2001. 27. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с. 28. Синицына Г.В. Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ: Дис. … канд. социол. наук. – М., 2009. 29. Смирнова Н.С. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей: Автореф. дис. … канд. псих. наук. – М., 2008. 30. Соловьева О.В. Социальная адаптация детей-сирот к рыночным условиям современного российского общества: Автореф. дис. … канд. соц. наук. – Саратов, 2007. 31. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодников. – М.: Директ, 2007. – 384 с. 32. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИТК Дашков и К, 2007. 33. Чернова Ж.В. Семейная политика в Европе и России. Гендерный анализ / Ж.В. Чернова. – М.: Норма, 2008. – 368 с. 34. Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: Автореф. дис. … канд. псих. наук. – М., 2007. 35. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: уч. пособие. – М.: Академия, 2005. – 192 с. 36. Шок Н.П. Семейная политика в современной России: взаимодей-ствие институтов гражданского общества и власти в ее реализации: Дис. … канд. полит. наук. – М., 2008. 37. Абельбейсов В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №9. 38. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф. Дементьева // СОЦИС. — 2008. — №5. — С. 102-109. 39. Мещерякова Н.Н. Аномия в сложном обществе // Вестник МГИ-МО. – 2014. – №2 (35). 40. Осипова И.И. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства / И.И. Осипова // Народное образование. – 2008. – №6. – С. 46-51. 41. Осипова И.И. Модель учреждения нового типа по предотвращению социального сиротства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. – №1 (13). – С. 41-45. 42. Осипова И.И. Предотвращение социального сиротства // Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Сущность основных понятий в сфере семейного неблагополучия и социального сиротства Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. В любом обществе всегда были, есть и будут независимо от его социально-экономического развития дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. Причины сиротства - отсутствия родителей - могут быть разными. Это - физическая смерть или асоциальное поведение. В любом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). В целях данного исследования важно раскрыть сущностное значение этих явлений. Итак, дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Отчёт по практике, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
10 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg