ГЛАВА 1. ЭМАЛЬ
1.1. История эмали
Уже на ранней стадии развития ювелирного искусства возникло желание расцветить металл. Так появилась эмаль (финифть) - особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. После обжига он превращался в твердую блестящую массу с устойчивыми яркими красками. Куски эмали дробили в стальной или чугунной ступке, затем тщательно растирали в агатовой ступке каменным пестиком в ровный тончайший порошок без крупинок. Рисунок на металлическом предмете покрывали тонким слоем эмалевого порошка, смоченного водой, после чего предмет обжигали. Покрытие эмалью и обжиг повторяли несколько раз. Для того, чтобы при нагреве поверхность с наложенной на нее эмалью прогревалась равномерно и не коробилась, обратную сторону сплошь покрывали эмалью, называемой «контрэмалью». После обжигов поверхность эмали шлифовали мокрым песчаником и полировали до блеска мелкотолченым порошком пемзы.
Особенно велики были успехи киевских мастеров-эмальеров. Эмаль применяли в украшении самых разнообразных предметов из золота, серебра, бронзы и меди, чаще всего эмаль использовали в сочетании со сканью, чеканкой и гравировкой. Однако эмаль иногда являлась вполне самостоятельным видом украшения.
Русская эмаль этого времени известна в двух ее видах - выемчатая и перегородчатая, одноцветная и многоцветная. Наиболее сложной по исполнению является перегородчатая многоцветная эмаль. Тонкие золотые перегородочки по задуманному рисунку припаивали к золотой пластинке, а промежутки заполняли цветной эмалью. Рисунок 1.1.
Рисунок 1.1. Наперсная икона. Золото, перегородчатая эмаль. Константинополь
Красочная эмаль, заполнявшая отдельные участки поверхности таких металлических изделий, как серьги, подвески, диадемы, ожерелья, пряжки, значительно оживляла последние и придавала орнаменту большую выразительность. Великолепно выполненные роскошные диадемы найдены в Киеве и Рязани; они восхищают своей прекрасной техникой исполнения и чистотой тонов эмали и по праву считаются вершиной ювелирного искусства.
XVI век - время расцвета московского золотого и серебряного дела. Не утрачивая прекрасных древних традиций художественного мастерства, московские мастера-ювелиры достигают высокого совершенства в технических приемах обработки и украшениях драгоценных изделий. В ХVII веке, помимо Москвы, такие города как Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск становятся значительными центрами художественной культуры. Каждый из этих местных центров имел свои особенности и традиции.
В конце ХVI и начале ХVII веков постепенно меняется характер украшений, они приобретают большую пышность и усложненность. Стремление к пышности проявляется в большом количестве жемчуга и драгоценных камней, изделий из золота и серебра. Эмали приобретают более яркий цвет и контрастность. Все это соответствует декоративному убранству дворцовых помещений, где яркость, многоцветье, жизнерадостность стали занимать главное место.
Значительное развитие получают гравирование и чернь. В собрании Государственного Исторического музея хранятся работы русских мастеров-серебряников со сложными сюжетными рисунками, выполненными в технике гравюры. Появились новые декоративные приемы в характере черневых рисунков. Вместо тонких и чистых графических линий, условных плоскостных фигур на золотом фоне предметов появляются крупные резные цветы, плоды, травы, птицы, животные. Они подчеркнуты гравированной линией и обработаны мельчайшими бархатистыми штрихами.
Наряду с техникой наводки эмали по чеканному и гравированному металлу в Москве в это время создают изделия со сканной цветной эмалью.
Помимо Москвы знамениты также эмалевые изделия мастеров, работавших в Сольвычегодске. Здесь еще в ХVI веке было организовано производство изделий с расписными эмалями, в том числе серебряной посуды, основным украшением которой являлась декоративная роспись по эмали. В ХVII веке в Сольвычегодске изготовляли простой формы чаши, стопы, блюда и украшали их по светлому фону мотивами растительного орнамента желто-оранжевых, красных, зеленых и синих цветов.
Развитие нового художественного направления в творчестве русских эмальеров завершилось появлением на рубеже ХVII и XVIII столетий миниатюры на эмали, которая вскоре стала наиболее популярной разновидностью этого искусства.
В конце ХVII и начале XVIII веков наблюдается бурное развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности.
Мастера художественной обработки металла группируются при крупных заводах на Урале - в Нижнем Тагиле, Кушве, Кусе и при других чугунолитейных заводах, где занимаются выпуском художественного литья. Рисунок 1.2.
Рисунок 1.2. Портрет Петра1.Эмаль
В это время складываются основные традиционные промыслы художественной обработки металла на территории России.
Расцветом ювелирного применения цветной эмали считается ХVII век, когда украшались предметы не только религиозного, но и бытового назначения, такие как черенки столовых приборов, чернильницы, портсигары и многие другие. Предметы, декорированные орнаментами и сюжетными изображениями, выполненными в технике эмалирования, считались очень дорогими и достойными лишь самых знатных вельмож.
Наивысшими достижениями в искусстве эмалирования по праву признаны изделия семьи Фаберже и мастеров их компании. Ювелиры фирмы Фаберже считали эмаль лучшим средством художественной выразительности и в своих ювелирных изделиях использовали самые разнообразные оттенки эмали, собственно разработанные новейшие технологии её создания и приёмы нанесения на поверхность ювелирных украшений на заказ.
Ростовская финифть считается лучшей в России. Рисунок 1.3. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани. Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла.
Рисунок 1.3. Ростовская финифть
Финифти применяют для исполнения миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон, гербов и других предметов роскоши. Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века. Ростовская финифть имеет свою историю и присущие только ей художественные особенности. Тесно связанная с различными видами искусства и прежде всего с живописью, влияние которой сказывается и в тематике, и в стилевых чертах, миниатюра на эмали играла значительную роль в истории искусства и существовала как вполне оригинальный и самостоятельный его вид.
1.2. Способ получение эмали
Эмаль - тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.
Первое упоминание о Русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все виды Русских художественных эмалей назывались "финифть" и только в XIX веке старинное название "финифть", сменилось на новый термин "эмаль".
Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки.
Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый "глухой" - цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он "опускается", становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки, поэтому требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь, основываясь на опыте и интуиции, регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали, повторить его не в силах даже автор.
Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально. В последние десятилетия ХХ века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Соединяя в себе ювелирную драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.
Сегодня, как и много веков назад, эмаль ценится очень высоко. Эмалевые вставки нередко участвуют в комбинированных украшениях, составляя ансамбль с самыми дорогими камнями. Эмаль характерна не только возможностью создавать удивительно яркие цвета, но и буквально «рисовать», предавая перегородкам из металла нужную форму. Это открывает широкие возможности для мастера, позволяя создавать тончайшие изображения природных мотивов или фантазийных образов.
В силу хрупкости стеклянных пластинок эмали основой для эмалевых изделий служат серебро, медь или золото. Более мягкие материалы не смогут играть роль достаточно прочного каркаса для тонкой стеклянной вставки.
Украшения с эмалью требуют крайне бережного отношения. Эмалевая вставка при падении может легко разбиться. Также материал крайне болезненно воспринимает температурные перепады.
В ювелирном искусстве эмаль обрела широкую популярность. И хотя материалы для создания таких украшений не всегда являются особо дорогими, такие изделия имеют немалую цену. Это определяется в первую очередь тем, что абсолютно каждое изделие уникально, к тому же требует огромных затрат времени и усилий. Сама техника эмали не позволяет создать серийное производство подобных украшений. Это кропотливый ручной труд, награда за который - настоящее произведение искусств.
1.3. Виды эмали
Прозрачные, или сквозные, эмали - такими эмалями покрываются изделия из серебра и золота. Покрытые эмалью гладкие или гравированные участки металла, просвечивая через эмаль, дополняются его блеском и окраской. Прозрачные эмали обладают сильным блеском, чистым глубоким цветом, играют и переливаются на резном фоне металла.
Глухие (или опаковые) непрозрачные эмали - применяются в основном на меди, а также и на других металлах. Их декоративные достоинства заключаются в яркости цвета, превосходящей прозрачные эмали; блеске, сочности окрасок, в контрастах открытых частей металла с цветом эмалей.
Просвечивающие, или опаловые, эмали совмещают в себе до известной степени качества первых двух. В зависимости от угла падающего света такая эмаль кажется то сквозной (просвечивающей), то глухой с разнообразной игрой цвета и переливами, напоминающими густой опал.
Эмали - это обыкновенные легкоплавкие стекла с температурой плавления более низкой, чем температура плавления (или даже размягчения и деформации) тех металлов, на которые они наносятся. Обычно для получения цветных прозрачных (или глухих непрозрачных) эмалей сначала готовят основной сплав - флюс, а затем к этому бесцветному сплаву добавляют различные красители и вновь переплавляют.
1.4. Металлы для эмалирования
Для обычных ювелирных эмалей (температура плавления которых до 800 С) с глубокой древности применялись следующие металлы: золото (чистое и высокопробное), серебро (чистое и высокопробное), медь (красная, чистая) и ее сплавы - томпак (сплав меди с цинком (7-12%)) и очень редко бронза. С середины XIX в. вошли в практику эмалирования железные сплавы (мягкая сталь и чугун).
Пригодность того или иного металла для эмалирования определяется целым рядом их свойств и прежде всего температурой плавления металла (температурой размягчения и деформации, предшествующих точке плавления). Эта температура должна быть выше 800 С, т. е. выше температуры плавления (обжига) эмали.
Кроме температуры плавления металла для эмальерных работ важное значение имеет способность металлов сохранять свой цвет и блеск и просвечивать сквозь прозрачную эмаль после ее обжига. Этим свойством обладают только драгоценные металлы - золото, серебро и платина, так как при обжиге на них не образуется оксидных пленок и сохраняется блеск под слоем эмали.
Медь и железные сплавы (малоуглеродистая сталь и чугун) не обладают этим свойством, они быстро окисляются и становятся тусклыми и темными; поэтому их можно использовать только под глухие (опаковые), непрозрачные виды эмалей. Если же при эмалировании медных изделий все же желательно иметь участки с прозрачной эмалью, то на этих участках под эмаль подкладывают золотую (под красные и желтые тона) или (еще лучше) серебряную фольгу. На серебряной фольге особенно хорошо светятся голубые, синие и зеленые эмали. Можно также прозрачные эмали класть не непосредственно на медь, а на слой белой эмали. На томпак можно наносить и глухие и прозрачные эмали, так как его блеск под слоем эмали сохраняется, хотя отражательная способность томпака, конечно, значительно уступает отражательной способности драгоценных металлов. Поэтому в этом случае также можно делать подслой из белой эмали.
Необходимо учитывать также тепловой коэффициент линейного расширения металла в процессе его нагрева и последующего охлаждения, так как от этого зависит прочность сцепления эмали с металлом. При этом желательно поверхность основы делать шероховатой, так как при этом повышается прочность сцепления металла с эмалями. Коэффициент линейного расширения эмали должен соответствовать коэффициенту линейного расширения металла или сплава, на который накладывается эмаль, в противном случае при остывании эмаль будет отслаиваться от изделия, несмотря на тщательность соблюдения технологического процесса.
В ювелирных изделиях металл, который выбран как основа под эмаль, иногда во многом определяет художественные достоинства изделия. Особенно это относится к изделиям, в которых применяются прозрачные (просвечивающие) эмали. В этом случае блеск основного металла (а также и цвет) через тонкий слой прозрачной эмали придает ей особую силу и яркость цвета.
Например, золото (как чистое, так и высокопробное) является особенно хорошей основой. Оно мало деформируется при нагревании и придает эмали яркость и блеск. Серебро, наоборот, деформируется, поэтому хуже удерживает эмаль. Медь служит прекрасной основой для эмали, так как имеет высокую температуру плавления. Однако прозрачные эмали, которые светятся на золоте или серебре очень ярко, на меди выглядят темными и грязными. На томпаке эмаль держится и просвечивает удовлетворительно. Бронза считается плохим материалом для эмалирования. Она окисляется и пригодна только для глухих эмалей.
1.5. Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть
На рисунке 1.5. представлена роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.
Рисунок 1.5. Роспись цветной эмалью
Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI - XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».
Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.
ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЬЦА
2.1. Разработка художественного образа накладок
Красота птицы во многом зависит от ее оперения и размера. Каждый птичий образ индивидуален. Например, по силуэту орла появляется ощущение, что это изображен охотник, хищная птица. Большой, согнутый тяжелый клюв, большие крылья с острыми перьями. Происходят ассоциации с охотой, быстротой, скоростью, добычей. Различные силуэты орла изображены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Силуэты орла
Так же для сравнения можно обратиться к силуэтам ворона. Их изображения можно найти на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. Силуэты ворона
По силуэту данной птицы складывается ощущение, что это хищник, исходя их выделяющегося массивного клюва и когтистых лап. Силуэт нахохлившегося ворона проводит ассоциации словно со старым стариком, ворчливым и таким же нахохлившимся, но обладающим знаниями и мудростью. Есть и что-то зловещее в этой, ка будто сгорбившейся мрачной фигуре.
Теперь же следует разобрать силуэты синицы, на основании которых будет утверждена композиция будущей росписи. Их изображение можно увидеть на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. Силуэты синицы
Несомненно, вся красота выбранной птицы заключается в изящной раскраске и плавных линиях. Имеет довольно яркое оперение, среди других птиц выделяясь прежде всего ярко-желтым брюшком с «галстуком» - широкой чёрной полосой от груди до гузки. Её изображение можно увидеть на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4. Синица
2.2. Разработка эскиза проектируемого изделия
Полученный эскиз на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5. Эскиз для будущей накладки
Конечный эскиз изделия представлен на рисунке 2.6. Чертеж изделия находится в приложении А.
Рисунок 2.6. Конечный эскиз
2.3. Характеристика материала
Серебро - элемент 11 группы (по устаревшей классификации — побочной подгруппы первой группы), пятого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 47.
Простое вещество серебро — ковкий, пластичный благородный металл серо-белого цвета. Кристаллическая решётка — гранецентрированная кубическая. Температура плавления — 962 °C, плотность — 10,5 г/см?. Серебро с поверхности довольно быстро окисляется на воздухе и тем быстрее, чем больше примесей оно содержит, при этом цвет поверхности изменяется до чёрного с отливом различных оттенков. Блеск металлический до матового, цвет черты серебряно-белый, блестящий. Твердость 2,5 —3. Спайность отсутствует, излом раковистый. Весьма пластичное, гибкое, ковкое. Обладает максимальной среди металлов тепло- и электропроводностью. Является диамагнетиком. Под паяльной трубкой легко плавится. С НСI реагирует, образуя белый творожистый осадок (АgCl). Реакция с Н2S дает чёрное окрашивание.
2.4. Изготовление верхушки
Процесс состоит из трех этапов: сначала мастер готовит белую эмалевую основу, затем наносит рисунок и вставляет изделие в оправу. Пластину для основы вырезали из листа металла. Использовалось серебро. Затем ей придали нужную форму, добиваясь идеально ровной поверхности, чтобы «навести белизну» — нанести на металл слой размолотого стеклянного порошка. Заготовку отправили в печь, на выходе получалась гладкая поверхность белого цвета. Обратную сторону тоже покрыли стеклянным составом, чтобы при обжигах пластина не деформировалась. В таком виде заготовка попала к художнику. На выпуклой стеклянной части изобразили огнеупорными красками из стекловидного порошка миниатюры и орнаменты. Техника была схожа с росписью фарфора: художник работал небольшой кистью и мазок за мазком наносил рисунок. Мастер намечал общий план изображения, отправлял изделие в печь, охлаждал, а затем выписывал тонкие детали и добавлял новые цвета. Каждый слой краски закаляли при температуре около 700–800 градусов. Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые сюжеты требовали до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении.
2.5. Кольцо с верхушкой
Этапы изготовления кольца представлены на рисунке 2.7. Более подробное описание изготовления кольца представлено в таблице 2.7.
Рисунок 2.7. Этапы изготовления кольца
Таблица 2.7. Изготовление кольца
Операция Инструмент, приспособление, материал
Подготовить (прорисовать) эскиз, чертеж, рисунок кольца и отдельных его деталей (эскиз 1), определить расчетные размеры каждой отдельной детали кольца Бумага, карандаш, перо, тушь
Взять проволоку (из золота, серебра, мельхиора, меди) соответствующего диаметра и отрезать заготовку в размер (больше расчетной длины шинки) Штангенциркуль, ножницы или кусачки
Расплющить и слегка выгнуть (методом ковки) центральную часть заготовки (эскиз 2) Молоток
Согнуть заготовку (методом гибки) в деталь, схожую с шинкой (эскиз 3) Плоскогубцы
Закруглить шинку (эскиз 4) Шперак
Расплющить (методом ковки) боковые стороны шинки (эскиз 5)
Править боковые поверхности шинки (эскиз 6) Молоток
Отжечь концы шинки (эскиз 7) Асбестовый лист, горелка
Гнуть концы шинки (эскиз 8) Плоскогубцы
Припасовать концы шинки (эскиз 9) Зажимы, надфиль
Паять концы шинки: офлюсовать, наложить припой (эскиз 10) Асбестовый лист, горелка
Отбелить шинку Ванночка, отбел, пинцет
Промыть шинку в воде, просушить Ванночка
Зачистить место пайки (эскиз 11) Надфиль
Запилить концы шинки по форме верхушки (эскиз 12) "
Довести внутренний диаметр шинки до требуемого: выпилить в нижней части (середина) шинки излишнюю часть металла (эскиз 13) Лобзик
Согнуть концы шинки, припасовать их до плотного прилегания (эскиз 14) Плоскогубцы
Приготовить (вырезать) квадратный кусочек-пластину толщиной 0,05 - 0,1 мм припоя, вставить в предварительно офлюсованный стык так, чтобы пластина выступала из него минимум на 1 мм со всех сторон (эскиз 15) Ножницы, пинцет, кисточка, припой, флюс
Паять стык шинки (эскиз 16) Асбестовый лист, горелка
Отбелить шинку Ванночка, отбел, пинцет
Промыть в воде, просушить Ванночка
Опилить места пайки (эскизы 17 и 18) Напильник, надфиль
Припасовать верхушку к шинке Надфиль
Нарезать припой (узкими длинными пластинками) офлюсовать места пайки, зафиксировать паяемые детали в требуемом положении; паять верхушку с шинкой - узкая длинная полоска припоя применяется как электрод при сварке Кисточка, флюс, асбестовый лист, горелка, пинцет, припой
Отбелить весь узел, промыть в воде и просушить Ванночка, отбел, пинцет
Зачистить места пайки Надфиль
Припасовать накладки к шинке и верхушке, сделав на верхушке всечку
Нарезать припой, офлюсовать места пайки, закрепить паяемые детали в требуемом положении, паять накладки к шинке и верхушке Ножницы, припой, кисточка, флюс, зажимы, асбестовый лист, горелка
Отбелить кольцо, промыть в воде и просушить Ванночки, отбел, пинцет
Зачистить места пайки Надфиль
Править боковые поверхности кольца Флакейзен, молоток
Шабрить кольцо кругом Шабер
Полировать кольцо кругом сначала войлочными, а затем матерчатыми (суконными) кругами (эскизы 27 и 28) Бормашинка с набором матерчатых, войлочных, шерстяных кругов и щеток, паста ГОИ
Произвести химическую очистку кольца в четыреххлористом водороде или технических моющих средствах ТМС-31, ТМС-70, ТМС-160, а затем промыть в теплой воде, просушить; кольцо готово Ванночки, моющие средства