Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Совершенствование взаимодействия сотрудников ГИБДД и детских дошкольных учреждений в целях профилактики безопасности дорожного движения

baby_devochka 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Целью выпускной квалификационной работы является процесс совершенствования взаимодействия Государственной инспекции безопасности дорожного движения и детских дошкольных учреждений в целях профилактики безопасности дорожного движения и детского травматизма. Для реализации поставленной цели необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач, а именно: ? провести теоретический обзор сущность и причин детского дорожно-транспортного травматизма; ? раскрыть формы и средства профилактики безопасности дорожного движения в современных реалиях; ? охарактеризовать основные направления взаимодействия ГИБДД и детских дошкольных учреждений в целях профилактики детского травматизма; ? проанализировать современное состояние детского дорожного травматизма в г. Москва; ? выявить основные проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; ? разработать мероприятия по совершенствованию профилактических мер, в целях сокращения детского дорожного травматизма; ? оценить эффективность предложенных мероприятий. Объектом квалификационного исследования является детский дорожный травматизм. Предмет представлен процессом профилактики безопасности дорожного движения в результате взаимодействия ГИБДД и детских дошкольных учреждений. В процессе исследования были рассмотрены нормативно-правовые акты, регламентирующие безопасность дорожного движения; изучен и проанализирован материал специальной литературы по тематике детского дорожного травматизма и его профилактики; дана оценка публикаций различных периодических изданий по вопросам профилактики детского травматизма, взаимодействию государственных организаций и дошкольных образовательных учреждений. Методологическую базу составили общенаучные и математические методы: описания, обобщения, логического мышления, методы группировки данных, полученных из официальных статистических баз; методы анализа и оценки и др. Поставленная цель и задачи позволили сформировать логическую структуру квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав разделенных на параграфы, заключения с обобщающими выводами, списка литературы и приложений.
Введение

Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения разных видов транспорта принес и значительную степень тревоги. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из самых крупных угроз здоровью и жизни людей во всем мире, так как материальный и моральный ущерб от дорожно-транспортных происшествий значительно больше, чем ущерб от всех других транспортных происшествий (на воздушном, морском и железнодорожном транспорте) вместе взятых. Насущными из ведущих причин обострения этой проблемы можно выделить как повсеместный высокий уровень автомобилизации, ярко проявившийся в последние десятилетия, так и низкую дисциплинированность всех без исключения участников дорожного движения. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибают 1,2 млн. человек и 50 млн. получают травмы различной степени тяжести. При этом на сегодняшний день довольно актуальной социальной проблемой практически во всем мире остается проблема гибели и травматизма несовершеннолетних участников дорожного движения. Дети дошкольного возраста не умеют в должной степени управлять своим поведением, мало считаются с реальными опасностями на дороге, переоценивают собственные возможности. В данном возрасте не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся обстановке на дороге, поэтому очень актуально и необходимо обучение детей правилам дорожного движения. Полученные травмы, а также высокая смертность, в результате ДТП – это показатель низкой культурности всех участников (как водителей и пассажиров, так и пешеходов), а также недостаточное внимание, уделяемое различными общественными организациями, участвующими в профилактики дорожно- транспортных происшествий. Первостепенной задачей государства в сфере безопасности дорожного движения является разработка и исполнение мероприятий по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Профилактика данного вида травматизма носит целенаправленный характер и нацелена на выявление, предупреждение и устранение причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении – проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА 8 1.1.Понятие и причины детского дорожного травматизма 8 1.2.Формы и средства профилактики безопасности дорожного движения 18 1.3.Направления взаимодействия ГИБДД и детских дошкольных учреждений в целях профилактики детского травматизма 26 ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА В Г. МОСКВА 35 2.1.Анализ текущего состояния детского дорожного травматизма в г. Москва 35 2.2.Нормативно-правовая и методическая база детских дошкольных учреждений по профилактики детского травматизма на дорогах 44 2.3.Проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма 54 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГИБДД И ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА НА ДОРОГАХ 60 3.1.Мероприятия по совершенствованию профилактических мер, в целях сокращения детского дорожного травматизма 60 3.2.Оценка эффективности предложенных мероприятий 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78 ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Список литературы

Нормативно-правовая документация 1. Государственная программа Российской Федерации« Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : Утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации [от 15.04. 2014 № 345 (с измен. от 3.02.2021 № 105-5)] // СПС Гарант 2. Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования : Распоряжение Правительства Российской Федерации [от 25 марта 2020 г. № 724-р] // СПС Гарант 3. Методика определения мест размещения камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения : Протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» [от 19 ноября 2019 г. № 8] // СПС Гарант 4. Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, включающие типовые решения : Протокол заседания проектного комитета по национальному проекту« Безопасные и качественные автомобильные дороги» [от 31 июля 2019 г. № 5] // СПС Гарант 5. О безопасности дорожного движения: федер.закон [от 10.12.1995 №196- ФЗ (в ред. от 02.07.2021 № 343-ФЗ)] // СПС Гарант 6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ [от 7 мая 2018 г. №204 (в ред. от 21 июля 2020 г. №474)] // СПС Гарант 7. О Правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ [от 23.10.1993 г. № 1090 (в ред. от 31 декабря 2020 г. №2441)]// СПС Гарант 8. Об образовании в Российской Федерации : федер.закон[ закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г. №351-ФЗ)] // СПС Гарант 9. Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного министерства внутренних дел РФ по пропаганде безопасности дорожного движения : Приказ Министерства образования и науки РФ [от 17 декабря 2010 г. №1897 (в ред. от 11 декабря 2020 г. №712)] // СПС Гарант 10. Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами : Постановление Правительства РФ [от 23 сентября 2020 г. №1527] // СПС Гарант 11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ Министерства образования и науки РФ [от 17 .12.2010 г. №1897 (от 11.12.2020 г. №712)] // СПС Гарант 12. Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы : [ Распоряжение Правительства РФ от 8.01.2018№1- р] // Российская газета. – 25.01.2018. – №15. 13. Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: Утвержден Советом при Презенте РФ по стратегическому развитию и национальными проектами[ Протокол от 24.1.22018 г. №15] // СПС Гарант 14. Паспорт федерального проекта «Безопасность дорожного движения» : Утвержден Протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту « Безопасные и качественные автомобильные дороги» [от 20.12.2018 №4] // СПС Гарант 15. Перечень участков автомобильных дорог, на которых будут внедрены интеллектуальные транспортные системы, ориентированные на применение энергосберегающих технологий освещения автомобильных дорог : Протокол совещания в Минтрансе России [от 1 апреля 2019 г. № 3- р] // СПС Гарант Специальная литература 16. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021. – 398 с. 17. Елагин А.Г. Управление деятельностью по обеспечению безопасности: Научное издание / А.Г. Елагин, А.Я. Казаков. – М.: Академия управления МВД России, 2019. – 218 с. 18. Квитчук А.С. Государственно-правовая политика обеспечения безопасности дорожного движения в России: Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2018. – 176 с. 19. Кузнецова Н. М. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних / под общ. ред. О.М. Порташникова. – М.:Инфра-М, 2019. – 314 с. 20. Куржанская М.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / М.А. Куржанская. – М.: Третий Рим, 2018. – С.28. 21. Немсадзе В. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики / В. Немсадзе, Г. Амбернади. – М.: Аист, 2020. – 266 с. 22. Царакова А.П. Виктимологические аспекты предупреждения дорожно-транспортных преступлений / А.П. Царакова. – М.: Инфра-М, 2019. – 190 с. Периодические издания 23. Амеличкин А.В. К вопросу о повышении эффективности деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма/ Амеличкин А.В., Исаев М.М. // Административное право и практика администрирования. – 2019. – № 3. – С.20 – 28. 24. Афонин В. В. Международный опыт обеспечения безопасности дорожного движения/В.В. Афонин // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. –2020. –№ 1 (43). –С. 57– 62. 25. Афонина Е. Г. Информационное обеспечение деятельности по предупреждению правонарушений в сфере детской дорожной безопасности /Е. Г. Афонина// Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2018. – № 2 (52). – С. 156 – 164. 26. Голубничая Л.С. Дети – жертвы дорожно-транспортных происшествий /Л.С. Голубничая// Библиотека уголовного права и криминологии. – 2019. – №1. – С. 71 – 76. 27. Григоренко А.А. О возможностях применения зарубежного опыта оценки эффективности массовых мероприятий по профилактике дорожно-транспортных происшествий /Григоренко А. А., Турченкова Д.В.// Современная зарубежная психология. – 2020. – №11. – С.14 – 18. 28. Добренков А.И. Дорожно-транспортные происшествия, совершаемые несовершеннолетними: современное состояние, закономерности и тенденции/А.И. Добренков // Вестник Воронежского института МВД России. – 2021. – №8. – С.102 – 108. 29. Дьячкова О. М. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в современных условиях / О. М. Дьячкова, П. П. Володькин, А. С. Рыжова. // Транспорт : наука, техника, управление. – 2019. – № 5. – С. 36 – 39. 30. Зейналов Ф.Н. Пешеходы как объекты виктимологической профилактики дорожно-транспортных происшествий / Ф.Н. Зейналов // Теория и практика правоохранительной деятельности. – 2019. – № 6. – С. 31 – 38. 31. Изюмский А.А. Основные направления профилактики детского-травматизма на дорогах / А.А. Изюмский // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2019. – № 1. – С. 76 – 82. 32. Калюжный Ю.Н. Безопасность дорожного движения как компонент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации /Ю.Н. Калюжный// Транспортное право. – 2020. – №4. – С.3 – 11. 33. Капустина Е. Г. Педагогические основы обучения детей правилам дорожного движения /Е.Г. Капустина// Научный вестник Орловского юридического института МВД Росси им. В.В.Лукьянова. – 2020. – №3(72).- С.111 – 118. 34. Королева Е.Г. К вопросу ответственности несовершеннолетних за нарушение правил дорожного движения /Е.Г. Королева// Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2021. – №1. – С.62 – 67. 35. Корсун Г.А. Психологические условия предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей младшего школьного возраста / Корсун Г.А., Полякова С.В. // Вестник ЧГУ. – 2019. – №8. – С. 32 – 37. 36. Кузнецова Н.М. Роль пропаганды в обеспечении безопасности дорожного движения /Кузнецова Н.М., Казанова Л.А.//Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения( состояние, проблемы, пути совершенствования). – 2020. – №8. – С. 190 – 195. 37. Никишкин А.В. Некоторые особенности развития жизненного опыта ребенка в области безопасности дорожного движения /А. В. Никишкин// Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. – 2019. – № 1(2). – С.107 – 111. 38. Ромашихина Е. С. Деятельность органов внутренних дел по осуществлению виктимологической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма /Е.С. Ромашихина// Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 11. – С.140 – 145. 39. Таюрская Е.А. Виктимологическая профилактика дорожно-транспортных преступлений / Е.А. Таюрская // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – №11. – С. 39 – 43. 40. Теодоридис К.А. О состоянии дорожной безопасности в странах Европейского союза /К.А. Теодоридис// Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. – 2018. – №7. – С.94 – 98. 41. Трофимов Д. А. Транспортная безопасность в системе национальной безопасности /Д.А. Трофимов // Труды Академии управления МВД России. – 2019. – №8. – С.51 – 56. 42. Форштат М. Л. Опасная тенденция. Детский дорожно-транспортный травматизм: вчера и сегодня /М. Л. Форштат// Основы безопасности жизни. – 2019. – №3. – С. 37 – 41. 43. Шавалиев И. М. Актуальные вопросы административно безопасности несовершеннолетних в области дорожного движения /И. М. Шавалиев// Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 2. – С. 130 – 135. 44. Шапошников В.Л. О некоторых вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма /В. Л. Шапошников//Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2020.– № 7. – С.11 – 15. Электронные ресурсы 45. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма в Московской области за 2020 года: Электронный ресурс [Режим доступа] // https://молодёжный.рф 46. Годовой отчет за 2020 год Центра организации дорожного движения : Электронный ресурс [Режим доступа] //https://docviewer.yandex.ru 47. Годовой отчет по безопасности дорожного движения в Москве : Электронный ресурс [Режим доступа] https://trasscom.ru 48. Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: Электронный ресурс [Режим доступа] // https://zhemchyzhinka.68edu.ru 49. Официальный сайт «Дорога без опасностей» : Электронный ресурс [Режим доступа] // https://bdd-eor.edu.ru 50. Официальный сайт Научного центра безопасности дорожного движения : Электронный ресурс [Режим доступа] // https://нцбдд.мвд.рф 51. Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма: Электронный ресурс [Режим доступа]// http://www. shekino28.reg-school.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА 1.1. Понятие и причины детского дорожного травматизма Рассмотрение понятия детского дорожно-транспортного травматизма как социального явления путем осмысления его сущности и основных признаков на протяжении ни одного десятка лет является проблемой, находящейся в зоне повышенного внимания. Интерес к данной проблематике проявляют ученые различных областей знания, таких как: педагогика, философия, социология, медицина, юриспруденция, при этом, как показало изучение литературы, несмотря на интерес к данной проблеме, как такового понятия «детский дорожно-транспортный травматизм» -правовыми документами не закреплено. Социально-правовая сторона проблемы детского дорожно-транспортного травматизма, заключается в основных положениях, а именно: интенсивность дорожного движения несет скрытую опасность; ДТП (дорожно-транспортное происшествие) с участием детей оказывают негативное влияние на пострадавшего, его семью; в ажным условием для достижения безопасности детей в условиях дорожного движения является осведомленность всех категорий участников дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности движения. Необходимо также отметить, что указанная проблема в основном изучается в свете таких наук как медицина и педагогика, а так же пути ее решения разрабатывались на стыке этих двух наук. Так, по мнению Куржанской М.А. дорожно-транспортная травма – это смертельная или не смертельная травма, причиненная в результате аварии на публичной дороге с участием, по меньшей мере, одного движущегося транспортного средства. В свою очередь, М.Л. Форштат предлагает понимать под детским дорожно-транспортным травматизмом все случаи повреждений у детей, нанесенные им наружными и внутренними частями движущегося транспорта в условиях и местах( улица, дорога, магистраль, двор и т.д.), требующих соблюдения Правил дорожного движения участниками дорожного движения( водителями, пешеходами, велосипедистами и пассажирами). В нашей стране до сих пор не существует единой классификации детского травматизма, нет такой классификации и по детскому дорожно-транспортному травматизму. В настоящее время распространена классификация травм в зависимости от ДТП следующего вида: столкновения, опрокидывания, наезда на препятствие, наезд на пешехода, наезда на велосипедиста, наезда на стоящее транспортное средство, падения пассажира и прочие. В современном обществе, с быстро растущим темпом жизни, а вслед за этим и стремительно возрастающими нуждами и потребностями взрослая часть населения, в силу своей загруженности, не располагает достаточно свободным временем и как результат, дети часто остаются без присмотра взрослых, а, располагая свободным временем, проводят большую часть на улицах и жилых дворах города. Безнадзорное пребывание детей на улице особенно заметно в период каникулярного времени. Согласно официальным данным статистики большинство несчастных случаев с участием детей дошкольного возраста происходит во дворах жилых домов и на детских площадках. Опасность наезда на ребенка во дворе сегодня увеличивается в силу большого количества близко припаркованных друг к другу автомобилей, из-за которых сложно увидеть ребенка. Однако придомовая территория менее опасна для детей в силу меньшей интенсивности движения транспортных средств и более спокойного скоростного режима. Н аиболее аварийным временем суток являются утренние и вечерние часы, когда увеличивается поток автотранспорта и осуществляется визит в различного рода учебные заведения. С психологической точки зрения, дорожно-транспортные происшествия с участием детей происходят по причине особенностей детской психологии и детского восприятия. Стремление ребенка подражать взрослому, неспособность в детском возрасте правильно оценивать обстановку, непредсказуемая детская реакция на приближающийся автотранспорт и т.д. Эти и многие другие особенности детского возраста лежат в основе причин возникновения детского дорожно-транспортного травматизма. Ребенок младшего дошкольного возраста (2-4 года) не может осознать, что машина не в состоянии мгновенно остановиться; дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) плохо ориентируются по звуку; а дети школьники вообще могут не увидеть то, что происходит рядом с ними. По оценке ГУ ГИБДД МВД России, сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь со стороны органов образования. Известно , что в дорожном движении и в свершении ДТП участвуют люди и механические транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамвай, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. Дорожно-транспортные происшествия дают до 25 % смертельных случаев. В конце XX века в США Уильям Хэддон дал определение 3 временных фаз ДТП, следующих одна за другой: до ДТП, ДТП и после ДТП. Он также дал определение эпидемиологической триады – человек, машина, окружающая среда. Получившаяся в результате матрица Хэддона моделирует динамическую систему, причем каждая клетка матрицы дает возможность вмешательства для сокращения дорожно-транспортного травматизма ( табл.1). Таблица 1 Матрица У.Хеддона Фазы Факторы Человек Транспортное средство и оборудование Окружающая среда До ДТП Предупреж - дение ДТП Информационная работа служб дорожной безопасности Качество дорог, техни- ческое состояние автос- редств, умение управ- лять, скоростной режим Обустройство дорог, удобство для пешеходов ДТП Предотвра- щение травм в ходе ДТП Пользование устройствами безопасности Устройство безопас-ности для пассажиров, другие средства безопасности, защита от травм Объекты в придо-рожной полосе, обеспечивающие защиту от ДТП После ДТП Сохранение жизни Навыки первой помощи, доступность специали- зированной помощи, экономическая и меди- цинская доступность, реабилитация Легкость доступа с пострадавшим, профилактические меры Возможность для спасения, скопление транспорта Анализ представленных выше глобальных факторов риска, влияющих на возникновение ДТП, при их сопоставлении с современной ситуацией в Российской Федерации позволяет сделать следующие заключения: 1. В настоящее время, несмотря на общемировой кризис, в России отмечается достаточно устойчивый рост благосостояния граждан. Заметен валообразный рост парка автомашин ежегодно, изменение структуры среди водителей, часто превышая скорость и не замечая других участников дви жения. На дорогах увеличивается доля автотранспорта с различными техническими характеристиками – старые машины, грузовой транспорт едут в едином потоке со сверхскоростными и маневренными машинами. 2. В стране остро стоит проблема борьбы с нетрезвыми водителями. 3. Несмотря на принятые законы и постановления Правительства РФ, не используются в полной мере средства защиты детей в автотранспорте, ремни б езопасности, специальные детские сиденья, приспособления «hands free» при пользовании мобильными телефонами, шлемы при управлении мотоциклами, ограничения на движение по проезжей части велосипедистов и т.д., что связано с особенностью российской ментальности и фатальным отношением к возможности возникновения ДТП. Следует выделить три аспекта взаимодействия детей с транспортными средствами: ребенок-пешеход – ребенок-водитель (ролики, велосипед, самокат и др.) – ребенок-пассажир. Рассматривая первые два аспекта, можно сказать, что виновниками ДТП с тановятся сами дети. Что касается третьего аспекта, то не всегда пострадавшие дети в дорожно-транспортном происшествии являются пешеходами, зачастую детский травматизм связан с нарушением перевозки пассажиров (детей). По данным ВОЗ, использование удерживающих устройств снижает смертность среди детей-пассажиров на 54 %, а риск получения травм – на 70 %. Таким образом, о сновными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (с целью сокращения пути следования) в зоне видимости пешеходного перехода); неподчинение сигналам светофора ( переход через дорогу на запрещающий сигнал светофора); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; подвижные игры вблизи проезжей части; выход или выезд на велосипеде (самокате, роликовых коньках и др.) на проезжую часть в неустановленном месте перед идущим транспортом. Рисунок 1 – Основные причины детского дорожного травматизма Большинство рассматриваемых происшествий происходят из-за перехода через проезжую часть вне пешеходного перехода, неожиданного выхода из-за транспортного средства, сооружений, деревьев и пр. Повышенную вероятность оказаться жертвой наезда автотранспорта специалисты связывают с тем, что несовершеннолетним присущи невысокий уровень правосознания, рассеянность, невнимательность, неумение адекватно и своевременно прогнозировать и реагировать на возникающие опасности, преувеличение своих возможностей. Эти и другие виды нарушений наглядно демонстрируют, что у детей– юных участников дорожного движения полностью отсутствуют практические навыки безопасного поведения на дороге, нет понимания правильной ориентировки в сложных ситуациях на дороге. К сожалению, у многих детей не сформирована привычка, подходя к проезжей части останавливаться и внимательно осматривая её контролировать ситуацию; при наличии тротуара большая часть детей передвигается со всевозможными нарушениями, вплоть до выхода на проезжую часть. Дети любого возраста, в силу своих психофизиологических особенностей развития непредсказуемы и могут выбежать на проезжую часть, за выкатившемся мячом, не предполагая, чем это может для них закончиться. Итак , отметим, что у несовершеннолетних, как нарушивших правила дорожного движения, так и пострадавших от их нарушения, выделяют из общего числа молодежи в одну специфическую группу, которая имеет следующие особенности: повышенная виктимность и криминогенность в дорожно-транспортной сфере; специфичность свойств их личностных качеств на уровне психики и физиологии; отсутствие либо недостаток знаний, подготовки в этой области, умения ориентироваться на дороге. Вышеперечисленные факторы напрямую зависят от возраста человека и характерны для лиц до 18 лет. По статистическим данным, в 2020 году на территории Российской Федерации отмечено снижение основных показателей дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних (в возрасте до 18 лет). С их участием произошло 21018 ДТП, в которых погибли 759 человек и 23293 получили ранения( рис.2), при этом 17074 ДТП произошло по вине водителей( нарушение ПДД). Рисунок 2 – Динамика основных показателей аварийности с участием детей за 2019-2020 гг. С участием лиц в возрасте до 16 лет зарегистрировано 16639 ДТП, при этом погибли 522 человека, 18184 – получили ранения ( табл.2). Таблица 2 Дорожно-транспортные происшествия с детьми до 16 лет Наименование ДТП Погибло Ранено ДТП и пострадавшие дети в возрасте до 16 лет, из них: 16639 522 18184 с детьми - пассажирами 7743 320 9072 с детьми - пешеходами 6418 142 6494 Прочие 2478 60 2618 Увеличение основных показателей аварийности с участием детей отмечено в 7 субъектах (Кабардино-Балкарская, Удмуртская республики, Республика Хакасия, Ивановская, Новосибирская, Орловская, Ульяновская области). Наибольшее число детей получили смертельные травмы в Ставропольском и Краснодарском краях, Республике Дагестан, Самарской и Волгоградской областях. Наибольшая часть происшествий с пострадавшими детьми до 16 лет (7743 чел. в 2020 году) – это ДТП, в которых дети уч аствовали в качестве пассажиров. Пострадавшие дети данной категории составили почти половину от общего числа раненых и почти две трети от числа погибших. Основные показатели аварийности по данным группам, в том числе тяжесть последствий ДТП, практически одинаковы. В то же время показатель социального риска для групп 7–11 лет, 12 лет и старше в два раза выше по сравнению с возрастной группой детей до 7 лет в салоне ТС ( рис.3). Рисунок 3 – Распределение погибших в ДТП детей-пассажиров по возрасту (до 16 лет) Наиболее остро стоит вопрос дорожного травматизма среди детей-пассажиров младше 12 лет, когда водитель транспортного средства нарушил правила перевозки детей. Несмотря на общую тенденцию по снижению основных показателей аварийности, количество таких случаев возросло. Так, нарушение правил перевозки детей зафиксировано в 918 (+7,0%) ДТП, при этом погибли 74 (+15,6%) и ранены 1104 (+7,8%) ребенка. Таким образом, в каждом шестом (16%) происшествии с участием детей-пассажиров в возрасте до 12 лет зафиксированы нарушения правил их перевозки, смертельные травмы получил почти каждый третий (32,5%) ребенок. С участием детей-пешеходов произошло 6418 (-22,8%) ДТП, в которых погибли 142 и ранены ребенка. В среднем в стране ежедневно происходит 18 наездов на детей, каждые три дня погибает один ребенок-пешеход. Рост основных показателей аварийности с участием детей-пешеходов произошел в Республике Ингушетия и Ставропольском крае. Наибольшее число детей-пешеходов погибли в Республике Дагестан, Краснодарском и Ставропольском краях, Московской области. Практически все наезды на детей (98,1%) совершены в городах и населенных пунктах. Следует отметить, что более трети ДТП (40,9%) с участием детей-пешеходов происходит на пешеходных переходах, при этом доля погибших детей-пешеходов на пешеходных переходах несколько ниже и составляет 22,5%. Это свидетельствует о положительном влиянии особенностей организации дорожного движения в местах расположения пешеходных переходов. Наибольшее количество происшествий с участием детей-пешеходов (662 человек) зарегистрировано с детьми в возрасте 9 лет. Вместе с тем максимальное число погибших и показатель социального риска приходится на детей-пешеходов в возрасте 15 лет, что больше в 2 раза по сравнению с 2019 годом( рис.4). Прямое влияние на состояние детского дорожно-транспортного травматизма оказывает вовлечённость детей в образовательный процесс, о чём свидетельствует распределение основных показателей аварийности в течение суток, недели и года. Рисунок 4 – Распределение количества ДТП и числа погибших в них детей-пешеходов по возрастам (за 2020 год) Находят отражение на динамике ДТП и периоды каникул, а также введения ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID -19 в 2020 году, выраженных в том числе в переводе школьников на дистанционное обучение. Подмечено, что дети, являясь участниками или жертвами ДТП, чаще погибали не из-за тяжести повреждений, а из-за несвоевременности оказания первой медицинской помощи. Так, в 67 % случаев дети погибают на месте происшествия, 31 % – в стационаре и 2 % – во время их транспортировки в автомобилях скорой помощи. Таким образом, дети, являясь уязвимой категорией участников дорожного движения, не полностью защищены от опасности, которая может привести к детскому дорожно-транспортному травматизму. Поэтому необходимо делать акцент на предотвращение аварий с участием детей в следующих направлениях: изучать правила дорожного движения на достаточном уровне; создавать, развивать и совершенствовать условия для практической отработки детьми уже существующих у них теоретических знаний; дорабатывать уже существующие и создавать новые нормативно-правовые акты, направленные на ужесточение ответственности в области правил перевозки детей-пассажиров. 1.2. Формы и средства профилактики безопасности дорожного движения В настоящее время с целью снижения показателей детского травматизма, количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей, снижения тяжести их последствий, в Российской Федерации разрабатываются и проводятся мероприятия различного плана, среди которых приоритетным является пропаганда по распространению знаний, касающихся вопросов безопасности дорожного движения. В качестве одной из задач пропаганды отмечается профилактика снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма. Изучению проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посвящены работы С.В. Белова, В.А. Варламова, В.Р. Клименко, В.В. Лукьянова, В.И. Майорова, М.С. Миронюка, А.Г. Романова, С.Х. Шамариной, A.M. Якупова и др., в которых отражены некоторые теоретические вопросы подготовки дисциплинированного участника дорожного движения. Имеющиеся исследования (В.Н. Володарская, Е.А. Мальцева, Р.Н. Минниханов, M.JI. Форштат, И.А. Халиуллин, С.Г. Шуралев и др.) раскрывают отдельные стороны предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Одновременно активно ведутся исследования по совершенствованию содержания обучения правилам дорожного движения, организации учебно-воспитательного процесса в различных типах образовательных учреждений, созданию методических рекомендаций по организации профилактической работы в учебных заведениях дополнительного образования (К.В. Агафонов, М.Б. Афанасьева, Н.В. Владимиров, JI.H. Овчаренко, В.И. Семенюк и др.). Рассматриваются также психологические аспекты подготовки участников дорожного движения (С.В. Белов, М.М. Котик, а также Д. Дженкинз, Д. Клебельсберг и т.д. Общество является катализатором происходящих в нем явлений и играет важную роль в развитии транспортной культуры, в формировании установки на соблюдение ПДД и безопасное участие в дорожном движении. В этих условиях необходимо воспитывать у детей с раннего возраста чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для участников дорожного движения устойчивым стереотипом поведения (привычкой) и правилом жизнедеятельности. Профилактический аспект деятельности в области дорожного движения обеспечивается за счет успешного проведения мер всех трех уровней предупреждения правонарушений. Первый общесоциальный уровень включает решение широкого круга проблем общественной жизни ( разработка и реализация долгосрочных целевых федеральных программ по обеспечению безопасности дорожного движения с необходимым объёмом капитальных вложений и материально-технических ресурсов): 1. Го сударственная программа « Обеспечение государственного порядка и противодействие преступности» (верхняя граница реализации – 2024 г.), в рамках которой получила развитие подпрограмма« Повышение безопасности дорожного движения». 2. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, в которой обозначены такие основные цели как: повышение безопасности дорожного движения, стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году. В Стратегии безопасности дорожного движения до 2024 года большое внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на повышение уровня дорожной грамотности среди населения. Кроме того, в Наставлении по пропаганде безопасности дорожного движения сказано, что профилактические мероприятия и действия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма являются задачей пропаганды. В осуществлении профилактических мероприятий, безусловно, задействованы сотрудники различных подразделений полиции, в обязанности которых входит обеспечение безопасности на дорогах. 3. Проект «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» , во исполнение национального проекта« Безопасные и качественные автомобильные дороги» и федерального проекта« Безопасность дорожного движения». Это проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на базе перинатальных центров и родильных домов, реализуемый с июня 2019 года, в котором тренинги «Детство без опасности» стартовали в 30 регионах. В 2020 году проект охватил еще 35 регионов. В 2021 году в нем будут задействованы остальные регионы нашей страны. Всего с 2019 по 2021 годы проект « Детство без опасности» охватит 100 городов в 85 субъектах Российской Федерации. За это время медицинские сотрудники перинатальных центров несколько раз в неделю проводят тренинги по теме установки и использования сертифицированных детских удерживающих устройств, соблюдения « детского режима» на дороге ( оптимальный скоростной режим, аккуратное вождение), а также обучают правилам перехода проезжей части дороги с коляской. Второй (социально-криминологический) уровень связан с осуществлением мероприятий, непосредственно направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий в конкретных группах людей( например, рост аварийности среди несовершеннолетних водителей мопедов и иных, приравненных к ним транспортных средств, требует особого внимания законодателя к программам подготовки и сдачи экзаменов (ч. 2 ст. 26 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ); неудовлетворенное состояние дорожного покрытия и т.п. надо понимать, что первопричина ДТП – низкий профессионализм водителя и отсутствие прогнозирования ситуации на дороге, что в принципе свойственно несовершеннолетнему водителю и пр.; о собого внимания заслуживают дети-водители велосипедов и электротранспорта( скутеров и т.п.). Третий уровень – это индивидуальная профилактическая деятельность, которая осуществляется в отношении конкретных лиц, совершивших антиобщественные действия. Наиболее же перспективным направлением в предупреждении ДТП с участием несовершеннолетних пешеходов является виктимологическая профилактика, под которой понимается совокупность мер, направленных на выявление и снижение виктимности посредством устранения негативных предрасположений и активизации защитных возможностей потенциальных жертв, а также обеспечения их безопасности. Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, безусловно, следует проводить с учетом психологических особенностей каждой возрастной группы. Так как дети в возрасте до 7 лет зачастую передвигаются по улицам в сопровождении взрослых, входящих в их ближайшее окружение, именно на этих взрослых необходимо возложить обязанность разъяснять своим детям основные правила дорожного движения для пешеходов. При работе с подростками особое внимание следует уделять воспитанию у них культуры поведения на дорогах. В ряде случаев подростки становятся жертвами дорожно-транспортных преступлений из-за несерьезного отношения к транспортным средствам, но думается, что все же главная причина кроется в деформации воспитания. Основное влияние на изменение данной ситуации может оказать семья, поскольку именно в семье ребенок узнает о правилах поведения в обществе. Особую сложность представляет работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий с подростками, потенциально являющимися как некритичными жертвами, так и активными( сознательно нарушающими правила дорожного движения). Выделяют несколько способов учебного взаимодействия,чаще всего профилактика безопасности дорожного движения проводится с помощью следующих инструментов: социальная реклама; занятия с детьми в муниципальных государственных учреждениях (ДОУ, СОШ); акции, флешмобы; тематические выставки; печатные материалы; плакаты и регулярные инструктажи внутри предприятий. 1. Социальная реклама призвана сформировать общественное мнение о важности проблемы безопасности людей на дорогах с целью сократить нарушения правил дорожного движения. Формы воздействия на граждан: телепередачи с рубриками по проблемам безопасности ДД; специальные газеты, журналы; елерепортажи с мест происшествий с комментариями от первых лиц, от сотрудников полиции, от свидетелей и работников медицинских учреждений, оказывающих неотложную помощь. 2. Согласно официальной статистике, в РФ ежегодно проводится более тысячи мероприятий( акций и флэшмобов), которые направлены на предотвращение аварийных ситуаций. Например, в рамках Всероссийской акции « Внимание, дети!» в разных городах РФ проводилась пропаганда соблюдения правил движения на дорогах, а также профилактика детского травматизма: родительские собрания на тему важности использования светоотражающих элементов на одежде у детей; оформление информационных стендов; выпуск тематических буклетов. 3. С учетом целей проводимых комплексов специальных мероприятий в отделе ГИБДД оформляются стенды по безопасности дорожного движения. Минобрнауки России в части своей компетенции осуществляет комплексную( системную) работу по развитию системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма по определенным направлениям (рис.5). Рисунок 5 – Направления проектной деятельности Минобрнауки России в части профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Содержание федеральных образовательных стандартов на всех уровнях образования предполагает освоение детьми правил безопасного поведения на дороге.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 160 страниц
3900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg