Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКИ (ПЕРЕВОДЫ)

Использование ИКТ для организации внеурочной деятельности по английскому языку учащихся средней школы

baby_devochka 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Данная выпускная квалификационная работа выполнена в объеме 83 страницы, 2 приложения, 54 использованных источника. Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЯ, КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТ. Объектом данного исследования является образовательный процесс по иностранному языку (ИЯ). Предмет исследования – обучение иностранному языку в рамках внеурочной деятельности с применением ИКТ и Интернет-ресурсов. Цель исследования: разработка комплекса упражнений, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции с применением интернет-ресурсов. Материалом исследования послужили интернет-платформы для организации обучения. Методы исследования: теоретический, эмпирический, метод математической обработки данных экспериментального обучения. Новизна работы обусловлена введением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в процессе организации внеурочной деятельности с целью построить занятия в форме, отличной от классно-урочной. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории и методики преподавания в школе. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанной системы упражнений на практике в процессе обучения школьников.
Введение

С момента введения первых федеральных государственных образовательных стандартов прошло уже более десяти лет. Каждое новое поколение образовательных стандартов претерпевает ряд изменений и образовательных целей. Так, основной целью ФГОС первого поколения было формирование предметных результатов. Действующие ФГОС, или стандарты второго поколения, ставят своей основной целью развитие универсальных учебных умений. В связи с этим, большое внимание уделено внеурочной и проектной деятельности. Однако, начиная с 2020 года начинается переход к стандартам третьего поколения, которые отличает от предыдущих акцент на развитие междисциплинарных и коммуникативных навыков, а также, в нем прописано, какой формат работы позволит достичь высоких результатов в развитии данных навыков, в связи с этим, еще больше часов отводится на проектную и внеурочную деятельности вплоть до сокращения аудиторных часов. Как мы видим, внеурочная деятельность играет важную роль в реализации современных образовательных стандартов. Более того, справедливо заметить, что она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Следовательно, внеурочная деятельность является обязательным компонентом современного школьного образования, и должна посещаться обучающимися в любом случае. Обучающиеся могут выбирать лишь направление деятельности, которое им интересно. Однако, из года в год, образовательные учреждения сталкиваются с одной и той же проблемой – нежеланием детей посещать курсы внеурочной деятельности и непонимание родителями того, что есть набор курсов, который ребенок обязан посещать. Основными аргументами родителей является то, что дети и так загружены занятиями в учреждениях дополнительного образования и у репетиторов. Другой аргумент основывается на неправильном понимании родителей понятия «внеурочная деятельность». Многие понимают его дословно, и считают, что внеурочная деятельность происходит вне уроков, а то, что не является уроком, не является обязательным к посещению даже для тех детей, которые нигде кроме школы не заняты. Учителя также сталкиваются с определенным набором проблем. Помимо необходимости вести разъяснительную работу с родителями и низким уровнем посещаемости среди детей, учителям нужно организовать внеурочную деятельность таким образом, чтобы она соответствовала требованиям, т.е. форма проведения занятий отличалась от классической классно-урочной формы, была интересной для детей, и не занимала слишком много времени на подготовку и проверку, т.е. не вступала в конфликт с основным предметом, который ведет учитель и другой работой. Основываясь на личном опыте и опыте коллег, а также проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что существует огромное количество проведения занятий в форме, отличной от урочной. В качестве примера можно привести урок-дискуссию, урок-беседу, урок-экскурсию, урок-спектакль. Однако, наше внимание привлекли занятия с использованием ИКТ и элементов дистанционного обучения. Данная форма работы интересна нам тем, что информатизация образовательного процесса позволяет сэкономить время на подготовку к занятиям. Кроме того, если говорить о внеурочных занятиях по английскому языку, то сложно представить себе изучение иностранного языка без выполнения упражнений, что противоречит форме внеурочной деятельности, однако, на сегодняшний день так много интернет-ресурсов по изучению иностранных языков, что данная проблема решается сама собой. Использование ИКТ также позволит осуществлять дистанционное обучение в случае, когда один ребенок находится на больничном, один класс или вся школа находится на карантине, что сегодня является актуальной проблемой. Однако, каким бы удобным ни был данный подход к проведению внеурочной деятельности, он тоже не идеален. В частности, выбирая данную форму работы необходимо соблюдать принцип здоровьесбережения, т.к. слишком долгая работа за компьютером чревата такими последствиями у детей как нарушение зрения и осанки. Помимо этого, нужно учитывать техническое оснащения аудитории, в которой проводятся занятия и наличие необходимых ресурсов у ребенка, в случае если занятия проводятся дистанционно. Вышеперечисленное позволило нам сформулировать проблему исследования: каким образом применить на занятиях внеурочной деятельности интернет-ресурсы и элементы дистанционного обучения таким образом, чтобы сделать занятия интересными и популярными среди учащихся и родителей, минимально энергозатратными как для детей, так и для учителей, но при этом соответствующими принципу здоровьесбережения и не требующими сложной технической подготовки? Объект исследования – обучение иностранному языку в общеобразовательной школе. Предмет исследования – обучение иностранному языку в рамках внеурочной деятельности с применением ИКТ и дистанционного обучения. Цель работы заключалась в теоретическом обосновании проблемы организации внеурочной деятельности по иностранному языку с применением ИКТ и разработке курса внеурочной деятельности для обучающихся средней школы. Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи: ? изучить теоретические основы организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС в школе; ? разработать курс внеурочной деятельности с применением ИКТ и элементов дистанционного обучения; ? определить, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанного курса на практике. Для достижения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы научного исследования: ? теоретический. Была изучена методическая, психологическая и педагогическая литература по теме исследования; ? эмпирический. Проведено педагогическое наблюдение, тестирование, анализ накопленного материала, а также опытно-экспериментальное обучение с использованием разработанной системы упражнений; ? метод математической обработки данных экспериментального обучения. В рамках этого метода исследования был произведен анализ полученных результатов, как в начале, так и в конце опытно-экспериментального обучения. Научная новизна исследования заключается в том, что были выявлены особенности организации внеурочной деятельности с применением ИКТ. Кроме того, был разработан курс внеурочной деятельности по английскому языку для 7 классов «Английский – мой друг». Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории и методики преподавания в школе. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования, разработанной системы упражнений на практике, в процессе обучения школьников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 1.1 Внеурочная деятельность как обязательный компонент ФГОС 10 1.2 Особенности организации внеурочной деятельности по иностранному языку 28 2 ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 48 2.1 Современные информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации 48 2.2 Использование мультимедийных технологий и Интернет - ресурсов во внеурочной деятельности 52 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 59 3.1 Анализ онлайн-сервисов в обучении иностранным языкам 59 3.2 Организация и методика опытно-экспериментальной работы. Внедрение технологии использования Онлайн-сервисов при обучении иностранным языкам 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78 ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Список литературы

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. – Москва: Просвещение, 1987. – 144с. 2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособия для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008. – 151с. 3. Асмолов, А.Г. Психология мысли. – Москва: МГУ, 1990. – 367с. 4. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вестник образования. – 2008. - №1 – С. 65-68 5. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2011. – 159с. 6. Бабанский, Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей школ / Ю.К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 1988. – 184с. 7. Барсукова, Н. Л. Карта успеха. Внеурочная деятельность – старт к достижению успеха / Н. Л. Барсукова // Классный руководитель. 2017. № 4. С. 67-72 8. Бекиш, М.А., Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. - №11. - 56с. 9. Буданова, Г. П. Дополнительное образование детей: путь к себе / Г. П. Буданова, Л. В. Буйлова. Москва: Чистые пруды, 2010. 32 с. (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Управление школой"; вып. 32) 10. Ванько, Т. А книги-то все разные... : читальный флэшмоб / Т. Ванько // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». 2015. № 2. С. 28 11. Верникова, Л. М. Театрализованные представления для школьников: пособие / Л. М. Верникова. Москва: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2013. 120 с. 12. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебнопознавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. – Москва: УЦ «Перспектива», 2011. – 404 с. 13. Воюшина, М. П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образовательных результатов / М. П. Воюшина, Е. П. Суворова // Начальная школа. 2015. № 8. С. 37-40 14. Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 2010. – 127 с. 15. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей / Л.С. Выготский. – Москва-Ленинград: ГУПИ, 1995. – С. 20-32 16. Глазунова, О.С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета 2011. - №10 17. Гольдберг, В. А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие / В. А. Гольдберг. Москва: Новая школа, 2001. 176 с. 18. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. / под ред. В.А. Горского. – 4-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. – 111с. 19. Григорьев, Д. От результатов к эффектам: конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6 20. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2011 21. Громыко, Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-педагогическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю.В.Громыко. – Минск: Технопринт, 2000. – 376 с. 22. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6. – С. 39-48 23. Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. – 1999. - №7. – С. 12-18 24. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. под ред. А.В. Петровского. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1979. – 65 с. 25. Демьянская, С. В. Исследовательский проект в рамках внеурочной деятельности / С. В. Демьянская // Начальная школа. 2015. № 11. С. 71-73 26. Дручина, М. А. Дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе / М. А. Дручина // Образование в современной школе. 2016. № 7/8. С. 24-25 27. Землянская, Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании: методическое пособие. Москва: МПГУ, 2017. – 75 с. 28. Зимина, А. И. Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» / А. И. Зимина // Классный руководитель. 2016. № 8. С. 105-113 29. Золотова, Т. А. Интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности как механизм обеспечения всестороннего развития обучающихся / Т. А. Золотова, М. Ю. Новицкая // Начальная школа. 2015. № 8. С. 41-46 30. Зязюн, И.Я. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.Я. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.Я. Зязюна. – Москва: Просвещение, 1989. – 302с. 31. Иванова, И. В. Авторские программы внеурочной деятельности как основа сетевого взаимодействия основного и дополнительного образования в освоении ФГОС НОО / И. В. Иванова // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 20-28 32. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2014. - №2 33. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская / под ред. И.А. Колесниковой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с. 34. Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – Москва: Просвещение, 2011. – 96 с. 35. Кондаков, А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – Москва: Просвещение, 2008. – 36 с. 36. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года / Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 №1756 [Электронный ресурс] // Правовой консультационный ресурс «Закон Прост». – Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/87209 37. Конышева, Н. М. Новые возможности оптимизации проектной деятельности в школе: интеграция урочной и внеурочной работы / Н. М. Конышева // Начальная школа. 2015. № 8. С. 60-65 38. Крылова, Н. Б. Очерки понимающей педагогики. Книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. Москва: Народное образование, 2001. 448 с. 39. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. – №2 40. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 3-12 41. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 42. Нечаев, М. П. Формирование программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / М. П. Нечаев, Н. Н. Шевелева // Воспитание школьников. 2016. № 9/10. С. 17-22 43. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с. 44. Павлова, Ф. И. Семинар «Веб-квест как эффективная форма внеурочной деятельности» / Ф. И. Павлова // Классный руководитель. 2015. № 2. С. 126-128 45. Письмо министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 46. Письмо министерства образования РФ от 2.02.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 47. Подопригорова, Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку/ Л.А. Подопригорова// Иностранные языки в школе. [Текст]– 2003. - № 5. – c.23 48. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат. [Текст]– М. : Academia, 2005. – 270с. 49. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru 50. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Г.К.Селевко. [Текст] - М.: НИИ школьных технологий. - 2005. С.112 51. Созонов, В. Не пятое колесо, или как осваивается ресурс внеурочной деятельности / В. Созонов // Директор школы. 2017. № 6. С. 43-48 52. Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 96 с. 53. Усова, С. Н. Инновационная модель внеурочной деятельности как фактор повышения качества образования / С. Н. Усова // Воспитание школьников. 2018. № 5. С. 9-14. 54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 и 2012 гг. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2014. – 35
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Внеурочная деятельность как обязательный компонент ФГОС Дополнительные занятия и кружки всегда присутствовали в жизни детей. Такие занятия могли проводиться как на базе общеобразовательного учреждения, так и на базе учреждений дополнительного образования. За подобными занятиями закрепилось название дополнительных, или внеурочных. Они не являлись обязательной частью школьной программы, и посещались сугубо добровольно. Однако, с переходом к Федеральным Государственным Образовательным стандартам, появилось новое понятие – внеурочная деятельность. Данное понятие не имеет ничего общего с дополнительным образованием в привычном его понимании, но до сих пор многие обучающиеся и их родители путают его с кружками и считают необязательными к посещению, что в корне неправильно и часто ведет к конфликтам и претензиям. Дабы избежать путаницы в понятиях и разобраться в причине конфликта между родителями и обучающимися и школой, рассмотрим понятие «внеурочная деятельность», ее истоки, особенности и функции более подробно. Внеурочная деятельность организуется как школой, так и учреждениями дополнительного образования, детскими общественными организациями, социально-педагогическими комплексами. Также она может быть организована и центрами, работающими с детьми, имеющими социальные нужды: центрами медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям, центрами по профилактике девиантного поведения среди учащихся [4]. Для более подробной картины процесса организации внеурочной деятельности, рассмотрим базовую организационную модель реализации внеурочной деятельности. Таким образом, она раскрывается через: ? Учебный план образовательного учреждения, формируемый участниками процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, учебные научные исследования, школьные научные сообщества, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной деятельности); ? Дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); ? Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта; ? Образовательная деятельность групп продленного дня; ? Классное руководство; ? Деятельность педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с их должностными обязанностями; ? Инновационная деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, учитывающих региональные особенности [34]. Необходимо отметить и роль семьи в построении внеурочной деятельности школьников. Наиболее эффективный результат в воспитании обеспечивается организацией совместной деятельности, взаимодействия родителей и детей. Именно в этом случае достигается взаимопонимание между родителями и детьми, которое способствует успешному социальному становлению молодого поколения. Кроме того, родители принимают участие непосредственно в организации внеурочной деятельности в школе, т.к. курсы внеурочной деятельности, представленные в том или ином общеобразовательном заведении, должны быть сформированы на основе запросов учащихся и родителей и удовлетворять их потребности. Поэтому родителям предлагается пройти анкетирование, чтобы выяснить какие курсы были бы наиболее популярны [8]. Нельзя рассматривать понятие внеурочной деятельности, не обратившись к понятию ФГОС. Изначально федеральные государственные образовательные стандарты были установлены с той целью, чтобы образование отвечало вызовам научно-педагогического сообщества, которые возникли в условиях интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство. Современная действительность такова, что в реалиях информационной революции, человеку недостаточно, да и не нужно обладать определенным набором знаний в той или иной области. Гораздо более важным навыком является умение найти необходимую информацию, а также суметь применять свои знания на практике в конкретных жизненных ситуациях. Продуктом такого образования должна стать личность, готовая и способная получать непрерывное образование, направленное на формирование компетенций, востребованных на рынке труда. Кроме того, федеральные государственные стандарты учитывают возрастающую мобильность и развитие миграционных процессов, поэтому важное место уделяется воспитанию патриотизма и формированию национальной идентичности. Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире [35]. Иными словами, формирование насыщенной информационно-образовательной среды, ставит нас в условия необходимости перехода к образовательной парадигме системно-деятельностного подхода к обучению. Классическая парадигма, регламентирующая содержание образования в дидактических единицах, перестала отвечать запросам современных реалий, именно поэтому необходимо было создать новые образовательные стандарты [35]. Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства на всей территории страны. Это позволяет обучающимся оставаться в комфортных условиях при переезде в другой город или переходе в другую школу или переходу на семейное обучение, т.к. учебники и рабочие программы составляются в соответствии с ФГОС [35]. Также, ФГОС обеспечивает преемственность образовательных программ, т.е. обучающийся, закончивший одну ступень образования, получает все необходимые знания и навыки для перехода на другую ступень [39]. Кроме того, важно отметить, что ФГОС соблюдают все образовательные учреждения от детских садов до высших учебных заведений, включая частные, т.к. все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации» [39]. Разумеется, переход к новым образовательным стандартам осуществлялся постепенно. ФГОС первого поколения были приняты в 2004 году. Основной целью был предметный результат, поэтому данный стандарт быстро вышел из употребления, поскольку акцент был смещен на приобретение определенного набора теоретических знаний вместо развития личности [36, 44]. На смену стандартам первого поколения пришли стандарты второго поколения. Они разрабатывались с 2009 по 2012 годы и действуют до 2020 года. Их принципиальное отличие заключается в том, кто во главу угла ставятся личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Акцент смещен на развитие личности ребенка и его универсальных учебных умений, т.е. способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Развитие личности ребенка, согласно данным стандартам, заключается не только в его учебных умениях, но и развития таких качеств как толерантность, любовь к Родине, уважение к закону и стремление к здоровому образу жизни [50, 46]. Как мы видим, уже на этапе второго поколения внеурочной деятельности отводилось достаточно большое количество часов (до десяти). Образовательные стандарты третьего поколения, переход к которым начался в 2021 году, подразумевают еще большее количество часов, отведенных на внеурочную деятельность. Их отличие от предшествующих в том, что в них очень конкретно прописаны требования к обучающимся вплоть до указания количества новых слов, которыми должен пополняться словарный запас ученика ежегодно. Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС: ? Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. ? Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных. ? Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи). ? Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее). ? Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное). ? Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). ? Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов [45, 46]. Главное, чтобы дети не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, достижение которых осуществляется, в том числе, и за счет внеурочной деятельности [46]. Обратимся к определению внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий [48]. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [48]. Традиционно в школе сложились следующие виды деятельности: ? Учебный процесс; ? Система дополнительного образования; ? Общешкольные воспитательные мероприятия; ? Воспитательная деятельность классного руководителя; ? Работы групп продленного дня; ? Индивидуальная работа с обучающимися [8]. Для организации внеурочной деятельности важно дифференцировать ее от других видов деятельности. Однако, она может сочетать в себе другие виды деятельности. Это не традиционный урок, хотя она также направлена на достижение образовательных результатов, закрепленных ФГОС. Важно подчеркнуть, что внеурочная деятельность направлена на решение тех задач, которые не удается выполнить на уроке [47]. Цель внеурочной деятельности: способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы. Кроме того, внеурочная деятельность должна формировать у учащихся следующее: ? Эстетические потребности, ценности, чувства; ? Навыки сотрудничества со сверстниками; ? Умение не создавать конфликты и находить выходы из различных ситуаций; ? Установки на безопасный, здоровый образ жизни; ? Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; ? Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ? Определять наиболее эффективные способы достижения результата; ? Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; ? Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; ? Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; ? Навыки по установлению и выявлению причинно-следственных связей в окружающем мире; ? Умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность [47]. Проблемы здоровьесбережения и здоровьесберегающей деятельности приобрели особую актуальность. Понятие здоровьесберегающих технологий можно определить как «совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога». На практике к данным технологиям возможно отнести те, которые создают непринужденные условия для обучения в классе, учитывают возможности детей, позволяют организовать учебный процесс в соответствии с их индивидуальными особенностями и обеспечивают достаточный двигательный режим. Среди существующих форм и методов здоровьесберегающих технологий в начальной школе ведущее место отводится различным играм – дидактическим, сюжетно-ролевым, деловым. Известно, что игры необходимы не только для того, чтобы решать учебные задачи, но и, что ни мало важно, их задачей является сохранение здоровья детей: усиление их двигательной активности, снятие мышечного напряжения [49]. Основой для проектирования и моделирования внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении являются следующие задачи: ? Создать благоприятную образовательную среду и адаптацию учащихся в школе; ? Усовершенствовать условия для всестороннего развития ребенка; ? Учесть возрастные и индивидуальные потребности учащихся; ? Развивать и совершенствовать механизм по обеспечению выбора учащимися внеурочных занятий согласно их познавательным интересам и способностям; ? Изучить и переосмыслить известные научные подходы к организации внеурочной деятельности, имеющиеся в российском и зарубежном опыте для определения стратегии ее реализации в учебном заведении; ? Теоретически обосновать и сконструировать модель организации внеурочной деятельности учащихся как часть основной образовательной среды школы; ? Определить критерии оценки эффективности воспитательного процесса в соответствии с внеурочной деятельностью в школе; ? Разработать рабочие программы с учетом развития направлений внеурочной деятельности; ? Применять разнообразные формы и методы организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения; ? Максимально эффективно и результативно использовать информационные ресурсы, учебно-методическую и материально-техническую базу, собственный методический потенциал [42]. Нормативная база, регулирующая процесс организации внеурочной деятельности, достаточно обширна. Так, например, к документам, регламентирующим внеурочную деятельность, относятся: ? Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; ? Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; ? Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413»; ? Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; ? Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; ? Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; ? Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»; ? Приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; ? Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников»; ? Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; ? Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; ? Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. № 16 „Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; ? Примерная основной образовательной программы основного общего образования; ? Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки» [34]. В основе внеурочной деятельности лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. Как мы упоминали ранее, внеурочная деятельность призвана помочь в усвоении и реализации общей образовательной программы, а конкретно, программы воспитания и социализации обучающихся, программы формирования универсальных учебных действий и программы учебных предметов, что, в свою очередь, должно привести к достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, совокупность которых, в свою очередь, составляют универсальные учебные действия [38]. В современной школе должны быть представлены различные направления внеурочной деятельности. Традиционно выделяют следующие направления: ? Духовно-нравственное; ? Социальное; ? Общеинтеллектуальное; ? Общекультурное; ? Спортивно-оздоровительное. Духовно-нравственное направление призвано сформировать у обучающихся гражданскую идентичность, приобщить их к культурным ценностым социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества и общечеловеческим ценностям [49, 37]. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [41]. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние [49, 37]. Социальное направление должно способствовать усвоению ребенком основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе, об общечеловеческих ценностях. Также социальное направление внеурочной деятельности обеспечивает сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания, усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые [49, 37]. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Как правило, в рамках социального направления внеурочной деятельности поднимаются такие проблемы как безопасность на дороге, пожарная безопасность, безопасность в окружающей среде, личная безопасность, безопасность в интернете. Педагогическая целесообразность программ внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков [49, 37]. Следующее направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное. В рамках данного направления происходит усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности, а также, усвоение основных элементов общенаучных методов познания [49, 37]. Научно-познавательная деятельность, заложенная в общеинтеллектуальном направлении, строится с учётом возрастных психолого-педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся. Основные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научное общество учащихся, экскурсии, познавательные игры и беседы, исследовательские проекты, конкурсы рассказов, сочинений, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны), предметные недели [49, 37]. К этой же категории можно отнести и проектную деятельность. В ФГОС особое место уделяется исследовательской и проектной деятельности, которую можно рассматривать как средство интеграции. Обучающиеся начинают приобщаться к данному виду деятельности еще в начальной школе. На самом деле, многим видам внеурочной деятельности можно придать исследовательский характер, привлекая тем самым, детей к исследованию проблем. Особенно привлекательны для учащихся проекты краеведческой направленности, т.к. позволяют узнать больше о жизни родного края [49, 37]. Результатом общекультурного направления внеурочной деятельности должно стать усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и др. Основных понятий, связанных с художественно-образным способом познания); усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоение основных понятий, определяющих управление собой, своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием [49, 37]. Духовно-нравственное и общекультурное направление включает широкий спектр видов деятельности. В качестве системообразующей можно взять любой из видов деятельности. Рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках данных направлений на примере художественно-эстетической деятельности [49, 37]. Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание [49, 37]. У любой системы есть фундамент, основа, на которой она строится. Такой основой в системе эстетического воспитания по праву можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества [2]. Задача педагога в рамках реализации программ художественно-эстетического направления - воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание учебных и внеучебных предметов по искусству [5].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языки (переводы), 32 страницы
345 руб.
Дипломная работа, Языки (переводы), 90 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Языки (переводы), 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Языки (переводы), 69 страниц
1725 руб.
Дипломная работа, Языки (переводы), 50 страниц
2550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg