Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Освоение детьми старшего дошкольного возраста правил безопасного поведения при чтении сказок

baby_devochka 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Цель исследования: обосновать образовательные возможности использования сказки в воспитании навыков безопасного поведения детей посредством сказки. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами определены следующие задачи исследования: 1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу. 2. Выявить возможности старшего дошкольника в овладении навыков безопасного поведения. 3. Организовать специальные условия, способствующие формированию навыков безопасного поведения посредством сказки. 4. Разработать и изготовлять наглядно-дидактические материалы, брошюры, планирования; конспекты занятий, экскурсий, развлечений. Методология навыков в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, явились средством воспитания, навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Введение

Актуальность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы. Противоречие. Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, навыков безопасного поведения, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта. Неоднородность социального окружения определяет специфику социокультурного пространства, при помощи которого человек приобщается к культурным общечеловеческим, национальным, региональным и другим ценностям. Вопросами ознакомления дошкольников с социальной действительностью посвящены труды Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, В.И. Логиновой, Н.В. Мельниковой. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности. Проблема исследования обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка навыков безопасного поведения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы воспитания навыков безопасного поведения посредством сказки у детей дошкольного возраста 5 1.1.Теоретические подходы к развитию воспитания навыков безопасного поведения у детей. 5 1.2. Использование сказки в воспитании навыков безопасного поведения детей 10 Глава 2. Практическая часть 16 2.1. Воспитание навыков безопасного поведения посредством сказки у детей дошкольного возраста 16 2.2 Анализ полученных результатов 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Список литературы

1.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с. 2.Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000 3.Валлон А. Психическое развитие ребенка. Часть 1 и часть 2. Спб., 2001 4.Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. Романенко В.А., Ничипоренко Н.П. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. - 200 с. 5.Пиаже Ж. Инхельдер Б. Психология ребенка. Спб.:Питер, 2003.-160 с. 6.Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии. Учеб. пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. - М.: Российское психологическое общество, 1999. - 360 с. 7.Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Обуховой Л.Ф. и Бурменской Г.В.; предисл. Обуховой Л.Ф. - М.: Гардарики, 2001. - 624 с. 8.Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.- 192 с. 9.Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством. «Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии», под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г. 10.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник/ -М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. - 460 с. - Серия: Основы наук. 11.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001.-992 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы воспитания навыков безопасного поведения посредством сказки у детей дошкольного возраста 1.1.Теоретические подходы к развитию воспитания навыков безопасного поведения у детей. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников дошкольного учреждения образования, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях. Для нравственного развития главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смысл образующую функцию [1, C 3-9]. Вопросам ознакомления дошкольников с социальной действительностью посвящены труды Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, В.И. Логиновой, Н.В. Мельниковой. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности. Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных учреждений образования. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка навыков безопасного поведения. Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение сказки. Необходимость использования сказки в воспитании дошкольников обоснована многими исследователями: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.Т. Белинский, А.С. Пушкин, А.М. Горький, Я.А. Коменский, И.П. Песталоцци, Д. Локк, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.И. Божович и др. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой [2, C 9-11]. Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травм опасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. И если мы будем постоянно одергивать ребенка, то из него вырастет запуганное, беспомощное создание. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т.к. от этого зависят их здоровье и жизнь. Существует ряд предметов, которыми детям дошкольного возраста категорически запрещается пользоваться (спички, электрические розетки, газовые и электрические плиты и т.д.). Здесь как нигде уместны прямые запреты. В то же время необходимо предупредить ребенка о возможных последствиях, не напугав его. При этом необходимо воспитание таких качеств как ориентировка в окружающей действительности, самостоятельность и ответственность. Дети дошкольного возраста без особых трудностей усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с животными. Работа по формированию навыков безопасного поведения осуществляется на основе следующих принципов: - принцип системности: работа должна проводиться ежедневно в течении всего учебного года; - принцип сезонности: следует учитывать местные условия, времена года; - принцип доступности: предоставленный детям материал, должен соответствовать возрастным особенностям; - принцип полноты содержания: содержание должно быть реализовано по всем основным разделам программы («Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице»); - принцип интеграции: данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы; - принцип координации деятельности педагогов: деятельность педагогов должна включать в себя последовательность изложенного материала; - принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи: основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые являются активными участниками педагогического процесса. Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников Не проходит и дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе либо стране. Захватывают заложников террористы, терпят бедствие самолёты и пароходы, пешеходы попадают под колёса автомашин, землетрясения разрушают целые города и посёлки, наводнения сносят дома и мосты, грабители проникают в квартиры [3, C 211]. Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым. Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми. Тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, которые носят разъяснительный, познавательный и определяющий характер, темы могут быть разнообразные: - «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых» или «Что я умею чувствовать» и т.д.; - занятия, с использованием различного игрового и наглядного материала; - экскурсии, целью которых может быть как ознакомление детей с улицей, перекрёстком и т.д., - так и наблюдение за пешеходами, животными; - рассматривание иллюстраций, плакатов, знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением; чтение и драматизация детской сказки (стихи, народные сказки, рассказы и т.д.); - прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т.д.; - сюжетно-ролевые игры, которые на практике помогают детям закрепить пройденный материал, игры подбираются с учётом возраста и пола детей; - используется конструктивная деятельность, которая позволяет создавать разные постройки и обыгрывать различные ситуации с ними. 1.2. Использование произведений сказки в воспитании навыков безопасного поведения детей Важную роль в формировании суждений и оценок у детей играет сказка. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям [4, 330 c]. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Каракасом, а утверждает, что поступил как Буратино. Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший». В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков. Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра. В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности [5, C 61]. В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки. Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев. В соответствии с программой воспитанников знакомят с различными сказками. В их числе русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Заяц-хвастун», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина; сказки народов мира «Три поросенка» (английская), «У солнышка в гостях» (словацкая), а также авторские: «Бременские музыканты» Бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева [7, C 16-20]. Таким образом, беседа по содержанию сказок должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности. В соответствии с требованиями образовательного процесса педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством сказок. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание - важная задача. Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая сказку, ребенок должен не только усвоить ее содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать, свое отношение к ним (кто нравится и почему); уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных задач - формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой. В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе общих положений разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения. Значение сказки в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего народа. Знакомство с произведениями фольклора - это знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его-пословицы, загадки, сказки-ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для ребёнка содержании. Оба эти источника - живой разговорный язык и произведения устного народного творчества - тесно переплетаются между собою во влиянии на ребёнка. Но наблюдается одна закономерность: всего сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в ткань живого разговорного языка. В семье обычно так оно и происходит, поэтому без каких-либо специальных упражнений язык ребёнка оказывается хорошо развитым. В педагогике детских садов в большой степени принято возлагать надежды на то, что сказки способны образовать, язык [8, C 390]. Всё сказанное в ещё большей мере относится к гениальным произведениям народного творчества - к сказкам. Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт. Рассказывание сказок имеет большое воспитательное значение. Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребёнку воспроизвести последовательность событий, напомнить то или иное выражение. По мере того как ребёнок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель всё больше переходит в роль заинтересованного слушателя. Судя по тому, как дети сами рассказывают сказки, впечатление, производимое на них сказкой, сильно не только её образами, но также напевностью языка, лиричностью. Песенный элемент сказки не только не пропускается детьми, а он первый как бы связывает в памяти детей последовательность событий. Драматический элемент сказки дети редко выделяют, подчёркивают. Для них характерно именно эпическое изложение. В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценку сказки дал К.Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса». Богатейшая сокровищница родного языка - народная сказка - может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Художественное рассказывание сказок даёт ребёнку возможность, и видеть всё в ней происходящее, и переживать. Об искусстве рассказывания написано много хороших пособий, которые помогут каждому педагогу овладеть этой необходимой стороной педагогического дела. Проанализировав в теоретической части нашего исследования источники литературы по проблеме воспитания безопасного поведения посредством сказки, мы пришли к следующему выводу: Целенаправленное и системное использование произведений сказки является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует воспитанию навыкам безопасного поведения детей. Глава 2. Практическая часть 2.1. Воспитание навыков безопасного поведения посредством сказки у детей дошкольного возраста Практическая часть работы проводилась на базе. Исследование охватило детей старшего дошкольного возраста. Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми. Данная работа проводится через: - организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги; - совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение сказки; - свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры. Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии. При организации процесса воспитания использую технологии дифференцированного подхода, проектно-исследовательские технологии и метод проектов, здоровьесберегающие технологии, а так же технологию индивидуализации обучения и воспитания. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. В данном разделе ставились задачи – выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности. В эксперименте участвовало 33 детей. На первом этапе проводилась комплектование групп, изучалась теоретическая и научно-методическая сторона интересующей нас проблемы. На втором этапе исследования входе педагогического эксперимента изучались особенности двигательной деятельности юных борцов в зависимости от реализации экспериментальной программы. 2.2 Анализ полученных результатов В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами. Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки. Приемы первой группы: 1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. - Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? - спрашивает педагог. - Хитрая, умная, жестокая, - говорят дети. - И только-то? - удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса. Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась, ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» - добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки. Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т.п. 2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение. Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим - с волшебной яблоней. С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки. 3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т.п.). В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg