Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Совершенствование налоговой политики в Российской Федерации

baby_devochka 2150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении основных направлений развития налоговой политики в Российской Федерации. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи: ? с теоретической точки зрения рассмотреть социально-экономическую сущность налоговой политики и ее виды; ? рассмотреть особенности структуры и элементов налоговой политики; ? охарактеризовать инструменты налогового государственного регулирования; ? провести аналитическую оценку налоговой политики Московской области на основе налогового потенциала региона; ? выявить основные проблемные области налоговой политики на современном этапе; ? раскрыть основные направления повышения эффективности функционирования налоговой политики. Объектом выпускной квалификационной работы является Московская область, как субъект Российской Федерации. Предмет представлен особенностями налоговой политики региона. Теоретическая база выпускного исследования представлена законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Московской области; разработками в области налогов и налогообложения; публикациями специалистов в периодических изданиях («Налоги и налогообложение», «Финансы», «Налоговая политика и практика», «Государство и общество», «Актуальные вопросы экономики и науки», «Налоговый вестник» и др.), касающиеся отдельных вопросов современной налоговой политики Российской Федерации; информационными, аналитическими, справочными источниками специализированных изданий; статистическими данными государственных органов, опубликованными на официальных сайтах в сети Интернет. Результаты исследования получены на основе обзора работ отечественных авторов, касающихся вопросов содержания и особенностей налоговой политики, таких как: Гатиятулин Ш. Н., Горский И.В., Едронова В.Н., Качур О.В., Кирьяк Р.А., Маис Н.И., Парфенова Д.А., Позднякова Г.А; вопросов налогового регулирования: Гончаренко Л.И., Князева О.В., Лях О.И., Макарова Л.М.; вопросов оценки налогового потенциала региона: Архипцева Л.М., Богачева О.В., Шалюхина М.Н. и др. При решении поставленных задач использовались общенаучные методы, такие как: описания, сравнения, обобщения в работе с информационными и литературными источниками, конкретизации, группировки данных, анализа и сравнения и др. Поставленные цель и задачи сформировали структуру работы, которая состоит из введения с обоснованием актуальности рассматриваемой проблемы; трех глав, логически разделенных на параграфы; заключения с обобщающими выводами по работе; списка литературы и наглядного материала в форме приложений.
Введение

Деятельность государства, независимо от его формы правления и государственных структур, направлена на построение устойчивой экономики в стране и независимо от характера государственной политики для выполнения возложенных на него задач требуются собственные финансовые ресурсы. Чтобы у государства было достаточно ресурсов для выполнения своих задач, должны быть источники государственного финансирования, которые, в свою очередь, покрывают понесенные расходы. Другими словами, активизация факторов, дестабилизирующих состояние отечественной экономики, обуславливает необходимость поиска эффективных методов регулирования. Одним из таких методов является налоговая политика, оказывающая влияние «почти на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связанная со многими элементами государственного управления: кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др. Налоговая система и налоговая полтика Российской Федерации занимает важное место в формировании новых экономических отношений, способствует финансовой и экономической стабильности страны. Их стабильное функционирование зависит от того, насколько государство учитывает внутренний потенциал налога как экономической категории. Для увеличения доходов бюджетов всех уровней с использованием показателей налогового потенциала, увеличение которого является возможностью достижения финансовой устойчивости экономики страны, необходимо определить резервы роста налоговых поступлений. При этом, основной проблемой отечественной налоговой системы и политики является её систематическая изменчивость и непредсказуемость. Влияние малоизученных макроэкономических факторов в систему российского налогообложения влечет за собой ряд проблем и повышает степень неопределенности для российского бизнеса и экономики в целом. Особое значение в данной ситуации приобретает адаптация системы, создающей возможность для выживания и дальнейшего роста в условиях изменения социально-экономических реалий внутри государства. Поэтому основным направлением налоговой политики государства должно быть стабильное обеспечение доходной части бюджета, для реализации которого используются инструменты налоговой системы: налоговое администрирование, планирование и прогнозирование в налоговых вопросах, контроль за соблюдением поступления средств в бюджеты разных уровней, при этом налоговый потенциал может служить индикатором оценки их эффективности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 1.1 Социально-экономическая значимость налоговой политики и ее виды 6 1.2 Структура и элементы налоговой политики 15 1.3 Инструменты налогового государственного регулирования 23 ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 34 2.1 Налоговой потенциал Московской области 34 2.2 Анализ налоговых показателей Московской области 41 2.3 Оценка эффективности налогового менеджмента в процессе реализации налоговой политики 46 ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 53 3.1 Проблемные области налоговой политики на современном этапе 53 3.2 Основные направления повышения эффективности функционирования налоговой политики 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77 ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Список литературы

Нормативно-правовые документы и акты 1. Конституция Российской Федерации: федер. закон[( принята всенар одным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11- ФКЗ)] // СПС Гарант 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер.закон [от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 1 июля 2021 г. №251- ФЗ)] // CПС Гарант 3. Налоговый кодекс РФ: федер.закон [от 31 июля 1998 г. №146- ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г. № 309- ФЗ)] // СПС Гарант 4. О бюджетном процессе в Московской области: закон Московской области [от 19.09.2007 г. №151/2007- ОЗ (в ред. от 14.09.2021 №165/2021- ОЗ)] // СПС Гарант 5. О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер.закон [от 3 декабря 2011 г. №392- ФЗ (в ред. от 24 апреля 2020 г. №147- ФЗ)] // СПС Гарант 6. О льготном налог в Московской области: закон Московской области[№151/2004- ОЗ (в ред. от 28.11.2012 №184/2012- ОЗ] // СПС Гарант 7. О Министерстве финансов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ [от 30.06.2004 № 329 (в ред. от 18 июня 2021 г. №928)] //СПС Гарант 8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ [от 07.05.2018 г. №204] // СПС Гарант 9. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года Указ Президента РФ [от 21.07.2020г. №474] // СПС Гарант 10. О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» данные наблюдения проводятся 1 раз в 5 лет : федер.закон [от 24.07. 2007 г. №209- ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г. №359- ФЗ] // СПС Гарант 11. О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ: Постановление Правительства РФ [от 22.11. 2004 г. № 670( в ред. от 24 декабря 2020 г.№ 2263)] // СПС Гарант 12. Об инвестиционном налоговом вычете в Московской области: закон Московской области [ Принят Постановлением Московской областной Думы от 04.07.2019 № 8/90- П] // СПС Гарант 13. Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе: Постановление Правительства РФ [от 30.09.2004 № 506 (в ред. от 17 августа 2021 г. №1353)] // СПС Гарант Специальная литература 14. Азрилиян А.Н. Бо льшой бухгалтерский словарь /Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2016. – 218 с. 15. Алиева Б.Х. Налоги и налогообложение / Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 268 с. 16. Арсеньева В. А. Теоретические аспекты построения концепции н алоговой безопасности региона / Арсеньева В. А., Саркисян А. Д.//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2021. – № 1 (128). – С. 8 – 17. 17. Архипцева Л. М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в пла нировании налоговых поступлений/Л. Н. Архипцева// Налоги и налогообложение. – 2019. – С.7. – С.30 – 36. 18. Аслаханова С. А. Налоговая политика России и основные направления ее развития/С. А. Аслаханова, М. А. Эскиев, А. И. Бексултанова//Молодой ученый. – 2018. – № 23 (103). – С. 462–465. 19. Барулин С.В. Налоговый менеджмент / Барулин С.В., Ермакова Е.А. – М.: Омега-Л, 2018. – 198 с. 20. Богачева О.В. Налоговый п отенциал и региональные счета /О. В. Богачева// Финансы. – 2017. – №2. – С. 27 – 32. 21. Вишневский В. Влияние режима налогообложения на миграцию капитала /В. Вишневский, А. Гречишкин// Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – №4. – С. 20 – 29. 22. Воробьева Л. Т. Регулирование экономики России с помощью налогового механизма /Л.Г. Воробъева// Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Экономика. – 2019. – № 9 (2). – С. 70 – 74. 23. Галимова Г. Налоговые стимулы экономики /Г. Галимова// Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2021. – №6. – С.31 – 37. 24. Гатиятулин Ш. Н. Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика / Гатиятулин Ш.Н. Астахова Н.А. // Поиск (Волгоград). – 2019. – № 6. – С. 35 – 42. 25. Гончаренко Л. И. О новых подходах к политике применения налоговых льгот и преференций в целях стимулирования развития экономики/ Гончаренко Л. И. Мельникова Н. П. // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – №8. – С.11– 17. 26. Горский И.В. Методологические подходы к эффективности налогообложения: социальный аспект / И.В. Горский // Налоговая политика и практика. – 2018. – №3. – С. 23 – 28. 27. Горский И. В. Налоговая политика и экономический рост /И.В. Горский// Финансы. – 2019. – № 1 – С.20 – 29. 28. Гюльмагомедова Г.А. Тенденция и развитие налоговой политики в Российской Федерации / Гюльмагомедова Г.А., Османова С.Г // Наука среди нас. – 2018. – №1 (5). – С. 270 – 272. 29. Данилов А. Налоговая система и пути ее реформирования / Данилов А., Флиссак Н. – М.: Парламентское издательство, 2018. – 326 с. 30. Деметрюк Э. Э. Анализ налоговых доходов региональных бюджетов РФ /Э. Э. Деметрюк// Актуальные вопросы и тенденции развития в современной науке. – 2019. – №11. – С.209 – 212. 31. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации /Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 366 с. 32. Едронова В. Н. Сущность и элементы налоговой политики / В. Н. Едронова // Финансы и кредит. – 2019. – №8. – С.51 – 56. 33. Ермакова Е. А. Финансовая система России в условиях глобализации /Е. А. Ермакова// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2017. – Т. 15.– № 1. – С. 75. 34. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение/В.Р. Захарьин. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 428 с. 35. Иванов Ю. Б. Налоговое планирование: принципы, методы, инструментарий /Иванов Ю.Б. – М.: ИД « ИНЖЭК», 2016. – 412 с. 36. Игнатова Т. В. Финансовая обеспеченность домашних хозяйств как фактор роста экономики региона. Современные проблемы развития социально-экономических систем: инновационные подходы и решения в управлении и маркетинге / Игнатова Т. В., Ажогина Н. Н. – Ростов-на-Дону, 2021. – 178 с. 37. Исаншина Г.Ю. Налоговый менеджмент / Г.Ю. Исаншина. – Киев: ЦУЛ, 2018. – 96 с. 38. Карп М.В. Налоговый менеджмент / М.В. Карп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 246 с. 39. Качур О.В. Налоги и налогообложение / О.В, Качур. – М.: КНОРУС, 2017. – 218 с. 40. Качур О.В. Субъект и объект налоговой политики /О.В. Качур // РБК. – 2019. – №7. – С. 239 – 246. 41. Кирьяк Р. А. Налоговая политика России в условиях пандемии /Р. А. Кирьяк, А. Ю. Панова. – Курск, 2021. – 450 с. 42. Князева О. В. Особенности налогового администрирования в государстве с переходной экономикой /О.В. Князева // Финансы. – 2019. – №7. – С.37 – 43. 43. Козлова А. А. Налоговое стимулирование развития сферы культуры /А.А. Козлова // Актуальные вопросы экономических наук. – 2019. – № 18. – С.62. 44. Крысоватый А.И. Нало говая система / Крысоватый А.И. – Тернополь:« Карт-бланш», 2017. – 416 с. 45. Кузнецов Л. Д. Направления налоговой политики государства / Л. Д. Кузнецов // Юридические науки. – 2018. – № 6. – С. 34–38. 46. Львова Н. А. Концепция финансовых парадоксов: предпосылки становления и траектории развития /Н. А. Львова, Н. В. Покровская, Н. С. Воронова// ЭКО. – 2017. – № 6. – С. 164. 47. Лях О.А. Региональная налоговая политика России на современном этапе/ Лях О.А. Гринкевич А.М. // Известия Томского политехнического университета. – 2018 .– №6. – С.17 – 24. 48. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение /И.А. Майбуров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 268 с. 49. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения / Майбуров И.А., Ушак Н.В., Косов М.Е. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2017. – 366 с. 50. Майбурова И.А. Налоговые реформы. Теория и практика /Под ред. Майбурова И. А., Иванова Ю. Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2019 – 198 с. 51. Макарова Л.М. Анализ контроля за налоговыми доходами федерального бюджета в единой системе государственного финансового контроля /Л.М. Макаров // Гуманитарные и экономические науки. – 2020. – №3(20). – С. 130 – 140. 52. Малис Н.И. Н алоговая политика государства /Под ред. Н.И. Малис. – М.: Юрайт, 2017. – С.18. 53. Мартынов А. М. Теоретические основы и классификация налогового адм инистрирования /А.М. Мартынов//Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. – № 3. – С. 72 – 84. 54. Мясоедов С. А. Анализ процесса формирования концепции устойчивого развития экономических отношений /С. А. Мясоедов// Экономические науки. – 2019. – №128. – С.10 – 17. 55. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / В.Г. Пансков. – М.: МЦФЭР, 2018. – 496 с. 56. Парфенова Д. А. Налоговая политика современной России и пути ее совершенствования /Д. А. Парфенова/Via scientiarum. – Дорога знаний. – 2018. – № 2. – С.70 – 79. 57. Позднякова Т. А. Субъект и объект налоговой политики / Позднякова Т.А., Абаев Э.О. // РБК. – 2017. – №5 (49). – С. 238 – 241. 58. Поляк Г. Б. Налоги и налогообло жение/ Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 472 с. 59. Романовский В. М. Налоги и налогообложение /Под ред. В.М. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2017. – 218 с. 60. Рощупкина В. В. Современные концепции формирования регион ального налогового потенциала/В. В. Рощупкина// Вестник Северо-Кавказского ГТУ.– 2017. – № 3. – С.24 – 29. 61. Салимова Л.А. Налоговая политика России и основные направления ее развития / Салимова Л.А., Бикбова И.И. //В сборнике: Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития. – 2018. – №8. – С. 66. 62. Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение / Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. – СПб.: Питер, 2018. – 328 с. 63. Сулейманов М. М. Налоговый федерализм как основа формирования бюджетного потенциала территорий / М. М. Сулейманов // Финансы и кредит. – 2020. – № 29. – С.67 – 70. 64. Федосов В.М. Налоговая система/В.М. Федосов. –М.:РЭК, 2017.–338 с. 65. Черник Д.Г. Налоги /Н.Н. Селезнева и др. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2019. – 216 с. 66. Шалюхина М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования / М.Н. Шалюхина // Налоговый вестник. – 2019. – № 1. – С.38 – 45. 67. Шевченко И.В. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории/ И.В. Шевченко, А.С. Алеников// Финансы и кредит. – 2018. – №30 (510). – С. 45 – 52. 68. Шемякина М. С. Генезис категории «налоговый потенциал» / М.С. Шемякина // Налоги и налогообложение. – 2018. – № 9. – С. 688 – 694. 69. Шмелев Ю.Д. Повышение роли государства в формировании системы налогового планирования / Ю.Д. Шмелев, И.Н. Юрасова // Финансы. – 2018. –№7. – С. 43 – 48. Зарубежные авторы 70. Bradbury D. Inclusive fiscal reform: ensuring fairness and transparency in the international tax system / Bradbury D., O'Reilly P. // International Tax and Public Finance. – 2018. – №25. – С.68 – 74. 71. Cockfield A. Taxing global digital commerce / Cockfield A., Hellerstein W., Lamensch M. – Kluwer; 2020. – 88 с. 72. Hodzic S. Tax administrative challenges of the digital economy: the croatian experience / Hodzic S. // Journal of Tax Research. – 2019. – 16(3). – 846 с.. 73. Pеtersone M. Improvement of customs and tax administration ict system performance / Pеtersone M., Ketners K. // Research for Rural Development. – 2019. – №8. – С.262 – 271. Электронные ресурсы 74. Московская область в цифрах: Управление федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области (МОССТАТ) : Электронный ресурс [Режим доступа] // https://mosstat.gks.ru/statistic 75. Положение о Министерстве экономики и финансов Московской области : Постановлений Правительства МО [от 01.11.2017 №907/40 (в ред. от 30.03.2021 № 228/10)]: Электронный ресурс [Режим доступа] // https://mef.mosreg.ru 76. Об учётных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области : Постановлении губернатора Московской области [от 15.07.2020 № 329-ПГ] : Электронный ресурс [Режим доступа] // https://mosreg.ru/dokumenty 77. Устав Московской области : [от 11 декабря 1996 года №55/96-ОЗ(в ред. от 27.05.2021)]: Электронный ресурс [Режим доступа] // https://docs.cntd.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Социально-экономическая значимость налоговой политики и ее виды Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом и её важнейших составляющих – валютной и налоговой политике. Налоговая политика и налоговая система разных стран формируется и функционирует под воздействием большого количества исторических, культурных, экономических, политических, социальных событий и других процессов, при этом как сложный многогранный процесс, изучается специалистами и учеными с разных сторон. Например, зарубежные специалисты Д. Брэдбэри и П. Рейли делают упор на изучение особенностей фискальных реформ в различных странах; М. Петерсоне и К. Кетнерс в своих работах проводят аналогии различных вариантов совершенствования таможенного и налогового администрирования; В своих трудах, С. Ходжич делает акцент на налогово-административных проблемах цифровой экономики в современном мире, а совместная работа А. Кокфилда, В. Хеллерстейна и М. Ламенша посвящена вопросам налогообложения глобальной цифровой торговли . Что касается отечественных ученых и специалистов, то коллективом авторов в монографии «Налоговые реформы» под редакцией И. А. Майбурова и Ю. Б. Иванова дается обоснование различных аспектов налоговых реформ, анализируется опыт реформирования налоговой политики в Российской Федерации, в том числе связанного с антикризисным налоговым регулированием. Е. А. Ермакова рассматривает особенности процесса налогообложения в условиях глобализации , а Н. А. Львова, Н. В. Покровская, Н. С. Воронова обращают свое внимание на парадоксальность налоговых явлений в кризисной ситуации. В науке такой термин как «налоговая политика» разделен на такие категории, как «налоги» и «политика», которые тесно связаны между собой. Под термином «политика» понимается искусство управлять государством, а через «налоги» государство формирует свои фонды, за счет которых оно: финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве; финансирует социальные программы – пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.; обеспечивает свою оборону и безопасность; содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления; предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам. Теоретические подходы к трактовке сущности государственной налоговой политики, научное понимание экономического содержания, сущности и значения налоговых отношений в теории рыночной экономики формировались постепенно в течение длительного периода времени. Попытка законодательно определить понятие налоговой политики не стала основой для однозначного его понимания и трактовки учеными. Отдавая должное многочисленным научным исследованиям, вопрос об определении сущности и задач налоговой политики на сегодня остается полностью не раскрытым, так как налоговая политика является предметом исследования различных общественных наук, в частности экономики, политологии, социологии, государственного управления и юриспруденции. Таблица 1 Теоретические подходы к трактовке сущности понятия «государственная налоговая политика» Автор, группа авторов Значение термина А.И. Крысоватый «особое направление деятельности государства, реализуемых в сферах внедрения, правового регламента и организации взимания налогов и налоговых платежей, которые являются орудием распределения и перераспределения части ВВП и формирования централизованных денежных ресурсов». В.М. Федосов, В.М. Опарин, «деятельность государства в сфере установления и взимания налогов, в частности для формирования государственных доходов за счет постоянных и временных источников, определение видов налогов, платежей, объектов, ставок, льгот, механизма зачисления». Г.Ю. Исаншина «система действий, проводимых государством в области налогов и налогообло-жения. Налоговая политика является составной частью общей финансовой политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу». А.Д. Данилов и Н.П. Флиссак «составная часть экономической политики, которая бази руется на совокупности юридических актов, устанавливающих виды налогов, сборов и обязательных платежей, а также порядок их взыскания и регламентирования». И.А. Майбуров « составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рацио использование националь богатства страны, способствовать гармон изации интересов экономики и об щества» О.В. Качур «концепция целенаправленных действий страны в области налогообложения на основе эко номических, правовых и организ ационно-контрольных мероприятий». В.Г. Пансков «со вокупность экономических, финан совых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспреде финансовых ресурсов». А.Э. Сердюков О.Е. Вылков А.Л. Тарасевич деятельность органов государственной власти и государственного управления, осуществляемая в рамках общей экономической стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения с учетом интересов и целей конкретного государства на соответствующем этапе его исторического развития. Карп М.В. Составная часть общей финансовой политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу и включает в себя: концепцию государственной деятельности в области налогообложения, налоговый механизм, а также управление налоговой системой Ендронов Н.В. совокупность правовых, экономических и организационных мер субъекта налоговой политики по регулированию налоговых отношений… Итак , следовательно, налоговая политика ориентирована на регулирование налоговых отношений, а от эффективности её реализации зависят предпосылки экономического развития экономики, при этом она влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другими. Сущность экономической категории « налоговая политика» проявляется в ее функциях, которые имеют деление на группы( табл.2). К первичным функциям налоговой политики следует относить фискальную, контрольную и распределительную, а к вторичным – регулирующую, стимулирующую и социальную. Таблица 2 Содержание функций налоговой политики Функции налоговой политики Содержание функций Первичные функции налоговой политики Фискальная Связана с формированием доходной части бюджета и созданием матери-альных условий для функционирования государства Контрольная ( дисциплинарная) Выступает в качестве своего рода защитной функции: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства с предприятиями. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция нало-гов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовы-ваться только на основе подчинения силе закона. Распределительная Заключается в установлении справедливости при взимании налогов; влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов. Вторичные функции налоговой политики Регулирующая Заключается в регулировании денежных доходов, распределении нало-говых платежей между юридическими и физическими лицами, отрас-лями экономики, государством в целом и ее территориальными обра-зованиями, достижении равновесия между спросом и предложением, производством и потреблением. Стимулирующая Является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудно настраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэконо-мического регулирования, поскольку она непосредственно взаимодей-ствует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Социальная Заключается в том, что должна меняться структура уплаты налоговых и других обязательных платежей особенно между той частью, которая идет в государственный бюджет, и той, которая остается в местном. Изучение опыта построения и функционирования систем налогообложения дает возможность выделить два основных подхода, с разных сторон дающих обоснование места и роли налоговой политики в системе государственного регулирования, а именно: кейсианский подход ((налоговые инструменты направлены на обеспечение всех факторов производства, возникновение возникающих диспропорций между объектом производства и платежным спросом) и неоклассическая концепция (( использование налогов как инструмента изъятия денег из обращения) формирования налоговой политики. В современных реалиях, налоговая политика является неотъемлемой составляющей финансовой политики, которая, в свою очередь,« призвана быть важнейшим составным звеном экономической политики государства, обеспечивающим формирование федерального, региональных и местных бюджетов, содействующим развитию производства, предпринимательства, стимулирующим инвестиционную деятельность», т.е. другими словами налоговая политика является главной составляющей социально – экономической политики государства. С одной стороны, основой налоговой политики является формирование доходов бюджетной системы страны и решение финансовых потребностей государства, проведение социальных мероприятий. С другой стороны, проводимая бюджетно-налоговая политика – это инструмент, который позволяет воздействовать на экономику, на процессы производства и распределения. Другими словами, налоговая политика, является инструментом регулирования рыночной экономики. Главное назначение налоговой политики – изъятие части валового общественного продукта( ВОП) на общегосударственные нужды, мобилизация этих средств и последующее перераспределение через бюджет. Таким образом, государство, используя имеющиеся у него методы воздействия, финансово обеспечивает развитие экономики и решение социальных проблем общества. Проблема теневой экономики для России является одной из основных проблем и показатель теневой экономики нашей страны один из самых высоких в мире. Снижение теневой экономики является также приоритетной задачей экономического развития и налоговой политики государства. Налоговая политика должна быть направлена на снижение уровня коррупции, легализация отдельных секторов теневой экономики и их интеграция в легальную экономику, выявления незаконной деятельности и выработку более унифицированных законодательных норм, усиление контроля в сфере уклонения от уплаты налогов. С целью дальнейших преобразований экономики государство проводит реформирование и совершенствование налоговой системы. Принятая« Среднесрочная программа социально-экономического развития страны до 2025 года «Стратегия Роста»» содержит приложение, в котором отражены основные направления налоговой реформы. Кроме того, с 2007 года государство стало планировать бюджет страны на три года(« Трёхлетка»), это позволяет прогнозировать объём поступления налоговых платежей и вносить корректировки в соответствии с новыми экономическими прогнозами. Именно налоговые отчисления в бюджет позволяют государству решать социально-экономические задачи, которые так важны для каждого гражданина страны: как будет функционировать здравоохранение, образование, организована занятость населения. Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом , непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Министерство финансов РФ, а за её выработку и осуществление в целях обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей несет ответственность Министерство РФ по налогам и сборам, на это указывают п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации , и постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе». Налоговая политика проводится( осуществляется) вышеуказанными органами посредством методов: управления; информирования (пропаганды); консультирования; льготирования; контролирования; принуждения. В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политики или их совокупность. В современной мировой практики можно выделить следующие методы: ? регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения; ? регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов; ? регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие; ? регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии; ? регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы; ? регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов. Что касается разновидностей налоговой политики, то сегодня учёные выделяют две основополагающие модели налоговой политики, а именно: либерально-ограниченную и социально-напряженную ( загруженную). Либерально-ограниченная модель присуща таким странам, главной целью экономической деятельности которых выступает: увеличение объёмов производства товаров, работ или услуг, выход на новые мировые рынки, увеличение доходов населения. В пределах данной модели происходит строгое ограничение доли налоговых изъятий: предоставляется большое количество налоговых льгот для инвестирования в производственные отрасли, государство старается минимизировать вмешательство в контроль частнопредпринимательской деятельности и придерживается предоставлять особые привилегии субъектам рыночных отношений. Главными целями данной модели являются: обеспечение стабильности национальной валюты, всестороннее поощрение экспорта труда, а также уменьшение внешнего долга. Данная модель характерна для таких стран, как Бразилия, Мексика, Индия, Китай и другие. Социально-напряженная модель сложилась в странах с высоким уровнем экономического развития, которые стараются сохранить высокие стандарты социальных гарантий и конкурируют за поддержание своих лидирующих позиций на международном рынке. Такие страны достигли границы уже существующего экономического роста и их теперь преимущественно волнуют вопросы структурного преобразования экономики. Инструментами данной модели выступают высокие налоговые ставки, прежде всего по социальным налогам применение НДС. В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на определенном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму этой политики. Анализ мировой и отечественной практики налогообложения, показывает, что существуют три типа метода осуществления налоговой политики: максимальных налогов, политика разумных налогов, политика экономического развития (рис.1). Рисунок 1 – Виды (модели) налоговой политики Первый тип – политика максимальных налогов, при которой, государство повышает уровень налогообложения до максимального уровня, выше которого оно попадает в « налоговую ловушку», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Предельная граница налогообложения определяется многими факторами в зависимости от конкретной экономической, социальной и политической ситуации и составляет, по мнению зарубежных ученых, 50%. Политика экономического развития характеризуется практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов; приоритетными в данной политике выступают экономические цели. Политика разумных налогов является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми формами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями. Итак , в отечественной науке на сегодня вопрос относительно комплексного определения понятия и сущности налоговой политики в правовом аспекте, несмотря на всю важность указанной категории, остается открытым. Проведенный анализ различных дефиниций налоговой политики показал, что в основном они сводятся к раскрытию целей, задач и средств реализации последней. Негативным следствием теоретических разногласий в научных подходах по трактовке дефиниций налоговой политики является влияние на выбор практических мероприятий, которые экспериментально направляются на реформирование налоговой системы государства. 1.2 Структура и элементы налоговой политики Как и любая другая политика государства, налоговая политика имеет свое содержание (структуру и элементы), научно обоснованную концепцию развития налоговой системы, определение важнейших направлений использования налогово-бюджетного механизма. Рисунок 2 – Элементы налоговой политики Выступая частью финансовой и социально-экономической политики государства, налоговая политика преследует определенные цели, достижение которых осуществляется в рамках конкретных направлений политики. В составе целей налоговой политики следует выделять первичные (первоочередные) цели, реализация которых приводит к « автоматическому» достижению вторичных( рис.3). Такое разделение необходимо для эффективной организации налогового администрирования: ресурсы по управлению процессами налогообложения должны концентрироваться, в первую очередь, на реализации первичных целей, а не «распыляться». Рисунок 3 – Цели государственной налоговой политики Цели налоговой политики формируются под воздействием ряда факторов: уровень развития налоговой системы, уровень развития экономики, расстановка политических сил в обществе, а также экономическая и социальная ситуация в стране. Исходя из целей налоговой политики определяются ее задачи, однако многие авторы не разграничивают по содержанию цели и задачи налоговой политики. Так, М. В. Романовский и О.В. Врублевская утверждают, что налоговая политика должна решать три основные задачи: «фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами; экономическая, или регулирующая, направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем». Данную точку зрения разделяют Е.С. Вылкова, И.А. Кацюба, Р.А. Петухова и Е.А. Фирсова, однако вместо международной выделяют контролирующую задачу налоговой политики. По мнению Н.Г. Дмитриевой и Д.Б. Дмитриева, задачами ГНП являются: « обеспечение государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования экономики страны на отраслевом и региональном уровнях; сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения; налоговая поддержка решений, содействующих ускорению рыночных реформ; макроэкономическая стабилизация системы налогообложения». Д.Г. Черника, И.А. Майбурова, А.Н. Литвиненко, Н.Н. Селезнева и другие к наиболее важным задачам ГНП относят «обеспечение государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования экономики; сглаживание неравенства в уровнях доходов населения». Обобщая можно выделить следующие задачи налоговой политики: дальнейшее усовершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей; оптимизация налоговых льгот и преференций; наиболее жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет; рационализация налогового администрирования; реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Государственная налоговая политика реализуется на всех уровнях управления, поэтому важно рассмотреть принципы ее построения и функционирования( рис.4). Рисунок 4 – Основные принципы функционирования налоговой политики В зависимости от того, какие принципы и в каком объеме закладываются в основу политики, функции налогов как регулятора бюджетных доходов, структуры и динамики экономики, социальных отношений в стране могут выражаться в разной степени. В дополнение, для более полного понимания сущности понятия «налоговая политика государства» в разрезе элементов, следует рассмотреть состав субъектов и объектов государственной налоговой политики. При рассмотрении этого вопроса необходимо представлять себе отличия их от субъектов и объектов налогообложения. Так, к субъектам налогообложения, в соответствии со ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся, с одной стороны, хозяйствующие субъекты( физические и юридические лица) в виде налогоплательщиков или налоговых агентов, с другой стороны, государственные органы в лице налоговых, таможенных, органов, органов государственных внебюджетных фондов. К субъектам налоговой политики государства физические и юридические лица относиться не могут по определению. К объектам налогообложения, по ст. 38 Налогового кодекса РФ, относятся – операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров( выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Таким образом, состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства и дифференциацией уровней управления. Субъектами налоговой политики являются: государство в представительстве его налоговых органов на уровне федерации, субъектов федерации (республики, края, области, автономные области и округа, города федерального значения) и муниципальных образований( города, районы, села, поселения); налогоплательщики – физические и юридические лица, обязанные уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством государства. Субъекты налоговой политики обладают налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством РФ, и имеют возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода инструментов( налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство (Конституция РФ , Налоговый кодекс РФ , постановления Правительства РФ и иные федеральные законы о налогах и сборах), устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы. Налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: ? налоговое планирование ( оперативное, долгосрочное, текущее, стратегическое) – основная задача заключается в обеспечении качественных и количественных программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов; ? налоговое регулирование основные задачи заключаются в создании общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечении преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала; ? налоговый контроль – деятельность осуществляется налоговыми органами, контролирующими соблюдение налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов. Государственный налоговый контроль способствует наполняемости доходной части бюджетов всех уровней, финансовые ресурсы которых направляются на реализацию социальных, экономических и других реформ.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg