Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

Совершенствование государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации

baby_devochka 2430 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть результаты реализации государственной политики в сфере высшего образования на примере Московской и Ленинградской областях, для разработки предложений по совершенствованию работы в данном направлении. Объект исследования – государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования. Предмет исследования – процессы реализации государственной политики в сфере высшего образования в Московской и Ленинградской областях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть образовательную политику – как важнейшую составляющую социальной государственной социальной политики; - исследовать процесс реализации государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации; - раскрыть управленческие процессы и модели государственной политики в сфере высшего образования в региональном аспекте; - проанализировать региональную государственную политики в сфере высшего образования в Московской и Ленинградской областях; - разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере высшего образования в Московской и Ленинградской областях. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и иностранных учёных и исследователей по проблемам реализации государственной политики в сфере образования. Среди методов исследования, выбранной темы, следует выделить: аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей. Информационную базу работы составили монографии и научные статьи зарубежных и отечественных авторов, специализированные периодические издания, отечественные и зарубежные аналитические доклады и исследования, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования России, Департамента образования Московской и Ленинградской областях. Практическая значимость исследования определяется наличием конкретных рекомендаций по совершенствованию управления региональной системой высшего образования. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Введение

Россия, как и многие страны, переживает сегодня переходный период, когда практически во всех сферах идут социально-экономические реформы. Коснулись они и образовательной системы, которая переживает сейчас непростой период обновления. В настоящее время произошли изменения во всех сферах социальной жизни, которые привели к необходимости совершенствования системы образования. Одним из наиболее перспективных путей развития данной области являются введение инноваций, педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы высших образовательных учреждений. Тема работы «Совершенствование государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации» является актуальной, так как так как в настоящее время развитие системы образования одно из ключевых направлений во внутренней политике нашей страны и без выявления проблем, с которыми она столкнулась сегодня это сделать невозможно. В последнее время во всем мире наблюдается рост значимости высшего образования. Об этом свидетельствует политика увеличения инвестиций в высшее образование при стабильном или даже снижающимся уровне финансирования дошкольного и среднего образования, проводимая по данным ОЭСР одной третью стран мира. В наиболее социально ориентированных странах, таких как Бельгия, Швеция, Финляндия, Исландия, Норвегия государственные расходы на образование составляют 5-7% ВВП, а в России, Чешской Республике, Италии, Японии, Литве, Люксембурге, Словацкой Республике – 3% ВВП. Последнее десятилетие доля расходов на образование в России в процентах к ВВП постоянно снижается, причем это относится как к бюджетным, так и внебюджетным источникам финансирования. Образование выступает важнейшим институтом, отвечающим за формирование человеческого капитала и трудового потенциала территорий, во многом определяя возможности экономического развития стран и регионов. Именно поэтому развитие образования должно не только идти в ногу со временем, но и носить опережающий характер. В первой половине 2020 г. более полутора миллиардов школьников и студентов, миллионы учителей и преподавателей во всем мире оказались в новой реальности. Впервые за продолжительное время одномоментно закрылись двери школ и университетов в десятках стран. При этом шок был двояким. С одной стороны, системе образования пришлось перестраивать привычные процессы в стрессовом режиме, что потребовало пересмотра подходов к организации учебного процесса, образовательным технологиям и материалам, а также к оценке образовательных результатов. С другой стороны, изменились и внешние условия функционирования системы образования: привычные практики взаимодействия школ и вузов с семьями, экономическими агентами, провайдерами цифровых технологий. Большинство вузов уже в первые дни сформировали специальные чрезвычайные управленческие структуры (штабы) для принятия оперативных решений и их реализации. Однако во многих случаях управленцы ждали инструкций и однозначных указаний от учредителей, региональных властей. Кризис также продемонстрировал неготовность управленческих команд части вузов к работе в новой для них ситуации. Пандемия сделала актуальной разработку новой педагогики и цифровой дидактики. Пандемия также выявила неготовность управленческих команд ряда высших учебных заведений к работе в кризисных условиях. В связи с этим необходимо изменить подход к повышению квалификации вузовских управленческих команд. Наиболее актуальными проблемами в образовательной организации являются: недостаточная разработанность модели управления инновационными процессами в образовательной организации; недостаточное взаимодействие составляющих структур системы управления. Современная образовательная организация нуждается в новой модели управления инновационными процессами, поэтому необходимо изменить существующий подход к управлению инновационными процессами в образовательной организации, ориентированной на взаимодействии с социальными партнерами. Этот процесс надо представлять в широком формате на региональном уровне сообщества, которое объединяет профессионалов различных специальностей, профессий, компетенций.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 1.1 Образовательная политика – важнейшая составляющая социальной государственной социальной политики 7 1.2 Реализация государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации 14 1.3 Управленческие процессы и модели государственной политики в сфере высшего образования в региональном аспекте 22 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 2.1 Анализ региональной политики в сфере высшего образования на примере Московской области 30 2.2 Оценка эффективности реализации региональной политики в сфере высшего образования в Ленинградской области 36 2.3 Сравнительный анализ реализации государственной политики в сфере высшего образования в Московской и Ленинградской области 41 ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯХ 49 3.1 Проблемы и перспективы реализации государственной политики в сфере высшего образования в Московской и Ленинградской областях 49 3.2 Разработка подходов к управлению региональными системами высшего образования в России 56 3.3 Эффективность предложений 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : офиц. издание : [принятая 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 08.12.2020). [Электронный ресурс] // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения: 23.11.2021) 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 23.11.2020). [Электронный ресурс] // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671 (дата обращения: 23.11.2021); 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 30.12.2020). [Электронный ресурс] // Консультант плюс: URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (дата обращения: 23.11.2021) 5. Федеральный закон Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция от 30.12.2020). [Электронный ресурс] // Консультант плюс : URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530 (дата обращения: 23.11.2021); 6. Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 23.11.2021) 7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция от 08.12.2020) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: URL : // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342 (дата обращения: 23.11.2021) 8. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 31.12.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2021) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: URL :// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474 9. Постановление Правительства Московской области от 16.02.2016 №103/4 «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2025 годы [Электронный ресурс] // Консультант плюс: URL :// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474 10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (разработан Минэкономразвития России) // [Электронный ресурс] // Консультант плюс: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363743 11. Алёхина, А. С. Основные направления муниципальной политики в социальной сфере в России / А. С. Алёхина. // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 41-43 12. Бабинцева А.С. Историческое образование в современной России: реформы и проблемы / Бабинцева А.С. // В сборнике: Всегда ваш В А: памяти Виктора Абрамовича Сыркина Сборник, посвящённый памяти и научному наследию кандидата исторических наук, доцента В.А. Сыркина. - Глазов, 2019. - С. 163-171. 13. Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М. Проблемы финансирования образования в России // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-3. – С. 546-550 14. Воронина, Д. И. Проблемы финансирования образования / Д. И. Воронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 97 15. Гаврилова В.В. Некоторые аспекты реформы системы образования в современной России / В.В. Гаврилова // В сборнике: IV Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С.И. Злобина. – 2018. – С. 33-39 16. Генералова О.М. Положительные аспекты реформирования и модернизации современного образования в Российской Федерации / Генералова О.М., Золин Д.Ю., Яковлева И.В. // В сборнике: Содержательные и процессуальные аспекты современного образования материалы Международной научно-практической конференции. редактор-составитель И. А. Романовская, Е. А. Тарабановская. - 2019. - С. 160-163. 17. Герсонская И.В. Государственная социальная политика на современном этапе развития России // Социально экономические процессы и явления. – 2020. - №2 (109). – С.5 18. Глазунова, Н. И. Система государственного управления : учебник / Н. И. Глазунова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 551 с. 19. Государственное управление: основы теории и организации : учебник. В 2 т. Т. 2 / под ред. В. А. Козбаненко. – Изд. 2-е, с изм. и доп. – М. : «Статут», 2018. – 592 с. 20. Грязнова Е.В. — Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы // NB: Административное право и практика администрирования. – 2018. – № 6. – С. 10 21. Иванова, И.Н. Особенности реализации социальной политики в системе образования / И.Н. Иванова. // Современные проблемы науки и образования. – 2017 – № 2. – С.29 22. Егорова М.С. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 5-2. – С. 302-304 23. Клячко Т. А. Уроки пандемии короновируса и возможные изменения механизма финансового обеспечения вузов / Т.А. Клячко // Вопросы образования. 2021. - № 1. – С.8 24. Ковалев, Е.Е. Информатизация муниципального управления и подготовка кадров в современных условиях / Е.Е. Ковалев. // Педагогическая информатика . – 2017. – № 1. – С. 77 25. Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / В.И. Коробко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 383 c. 26. Костюк, А.В. Интенсификация образовательного процесса в условиях информатизации образования / А.В. Костюк. // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2018. - №1(2). - С. 22-26 27. Кузьменко Н.И. К вопросу о финансировании сферы образования РФ // Теория науки. – 2016. - № 2. – С.29 28. Костюк, А.В. Интенсификация образовательного процесса в условиях информатизации образования / А.В. Костюк. // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2018. - №1(2). - С. 22-26. 29. Кюльян А.М. Реализация государственной политики в сфере среднего образования: анализ актуальных проблем / А.М. Кюльян. // Психология, социология и педагогика. -2017. -№ 2. -С.23 30. Ли Е.И. Применение современных информационных технологий для активизации самостоятельной работы студентов вузов / Е.И. Ли- // Современные научные исследования и инновации. - 2019. -№ 12. – С.38 31. Лунев, А. Н. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования / А. Н. Лунев, Н. Б. Пугачева, Л. З. Стуколова // Концепт. – 2017. – № 2. – С.31 32. Одегов, Ю.Г. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы / Одегов Ю.Г., Гарнов А.П // Уровень жизни населения регионов России. - 2019. - № 3 (213). - С. 36-51 33. Переслегин, А.Г. Проблемы информатизации образовательного процесса / А.Г. Переслегин. // Инновации в гражданской авиации. -2018. - Т. 3. - №1. - С. 43-48. 34. Сытых О.Л. Реформы образования в современной России и их влияние на повседневную жизнь субъектов образовательного процесса / Сытых О.Л., Синцова Л.К. // В сборнике: Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность материалы международной научной конференции. Ответственные редакторы В.А. Веременко, В.Н. Шайдуров. - 2020. - С. 252-256. 35. Шафеева Э.И., Лутфуллин Ю.Р. Применение инновационных образовательных технологий в курсе обучения экономическим дисциплинам // Теория и практика мировой науки - №12 - 2020 г. - С. 35-38. 36. Актуальные направления развития образования. Экспресс информация. 2021. https://www.eseur.ru/Files/Aktualnie_napravleniya__razvit56264. 37. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Д. Р. Бородина, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 496 с. (Indikatory` obrazovaniya: 2020: statisticheskij sbornik / N. V. Bondarenko, D. R. Borodina, L. M. Goxberg i dr.; Nacz. issled. un-t «Vy`sshaya shkola e`konomiki». – M.: NIU VShE`, 2020. – 496с. 38. Образование в цифрах: 2021 Краткий статистический сборник Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Редактор Д. А. Бейлина 2021. https://www.hse.ru/mirror/pubs/share /516715423 39. Официальный сайт. Министерство образования Московской области https://mo.mosreg.ru 40. Официальный сайт. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области uedu.lenobl.r
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Образовательная политика – важнейшая составляющая социальной государственной социальной политики Образование является одним из основных системообразующих институтов общества, реализующих широкий спектр общественно-значимых функций и находящихся под влиянием происходящих общественных трансформаций. Особенностью образования в современном мире является то, что оно одновременно выступает одним из самых консервативных институтов, сохраняющих и воспроизводящих традиционные формы и отношения, а с другой, – оно все более становится центром воспроизводства наиболее значимых инноваций и передовых практик, определяющих перспективы развития общества. Современные реалии таковы, что образование выступает в качестве индикатора социально-экономического развития общества, поскольку позволяет достичь его устойчивости в стратегическом периоде. Как фактор развития человечества и социализации личности, образование является приоритетным направлением. Исходя из этого, что во многих сферах общества происходят коренные преобразования, которые должны базироваться на тенденциях развития рыночных отношений в экономической системе страны . В наиболее социально ориентированных странах, таких как Бельгия, Швеция, Финляндия, Исландия, Норвегия государственные расходы на образование составляют 5-7% ВВП, а в России, Чешской Республике, Италии, Японии, Литве, Люксембурге, Словацкой Республике – 4% ВВП. На рисунке 1 показаны государственные расходы на образование в % к ВВП. Рисунок 1 - Государственные расходы на образование в % к ВВП Образование является одним из фундаментальных социальных институтов, осуществляющих передачу знаний и практического опыта от одного поколения к другому на основе преемственности, способствует формированию ценностных ориентаций и менталитета общества, сохранению и развитию национальных и культурных традиций, социальных связей и взаимоотношений между людьми в этом обществе . На современном этапе развития сферы образования его определяющим императивом выступает экономическая функция, обусловленная внедрением рыночных механизмов в экономику страны, развитием предпринимательства, с вхождением России в мировое экономическое пространство, что декларирует новые требования к компетентности граждан, предоставление качественных образовательных услуг, соответствующих потребностям рынка, общества и государства . На рисунке 2 показан потенциал обучающихся в России. Рисунок 2 – Структура обучающихся в России в 2020 году Государственная социальная образовательная политика – это регулирующая деятельность государства в сфере образования, которая осуществляется им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения . Основные приоритеты российской государственной политики в области образования сформулированы в ряде документов стратегического характера. Среди них: 1) Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (разработан Минэкономразвития России ; 2) Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017г.) ; 4) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция от 08.12.2020) . Деятельность Правительства Российской Федерации в сфере образования в 2020 году осуществлялась в соответствии с решениями и поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, положениями законодательства об образовании, а также с учетом установленных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) правовых основ стратегического планирования в Российской Федерации, реализуемых через координацию государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их взаимодействие с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Важным направлением государственной политики в сфере высшего образования в части обеспечения конкурентоспособности российского образования является разработка и актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО). В 2020 году завершена актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (утверждено 210 стандартов) в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. В 2020 году Минобрнауки России являлся ответственным за реализацию трех федеральных проектов НП «Образование» (в части высшего образования). Цели и задачи которых в отчетном году в целом достигнуты. Тем не менее, в виду продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, которая существенно повлияла на эпидемиологическую и социально-экономическую ситуацию в России и в мире, ряд целевых показателей и плановых мероприятий потребовал корректировки. В первую очередь, указанные явления затронули реализацию федерального проекта «Экспорт образования». На данный момент развитие системы образования одно из ключевых направлений во внутренней политике нашей страны и без выявления проблем, с которыми она столкнулась сегодня это сделать невозможно . Поэтому необходимо провести тщательное исследование проблем образования на различных уровнях, то есть от дошкольного до вузовского . Так как необходимы комплексные меры по модернизации современной образовательной модели и внедрение новых технологий и методов образования. Также возможно применение опыта различных стран и их образовательных систем, потому что на данный момент отечественная образовательная система нуждается в серьезных преобразованиях . Одним из приоритетных направлений развития системы образования, отраженных в «Федеральной целевой программы развития образования на 2018–2025 годы» является модернизация самой модели управления этой системой. Общий объем финансового обеспечения Программы развития образования на 2018–2025 годы составляет 31658 млрд. руб. (рисунок 3) Рисунок 3 - Общий объем финансового обеспечения Программы по годам, млрд. руб. Из них: - объем бюджетных ассигнований федерального бюджета – 4374 млрд. руб. (13,8%); -объем бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов РФ – 27283 млрд. руб. (86,2%); -объем средств из внебюджетных источников – 21 млрд. руб. (менее 0,1%) (рисунок 4). Рисунок 4 – Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и консолидированных бюджетов РФ по годам, млрд. руб. Опыт обучения в период пандемии показал, что назрела необходимость постепенного перехода к иной модели финансирования образования с учетом развития сетевого формата образовательной деятельности. Ее основу могла бы составить экономика цифровой персонификации, которая предоставляет семьям право распоряжаться частью общественных ресурсов (в том числе частью бюджетных средств, переданных по специальному сертификату) при сохранении финансового обеспечения деятельности образовательных организаций с учетом как качества образования, так и стимулирования их развития и инновационной активности. В 2020 году деятельность системы образования, как и других отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации и всего мира, претерпела существенные трудности в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции . Таким образом, уровень образования населения выступает ориентиром для любого государства, имеет непосредственное влияние на его конкурентоспособность, в том числе на международном рынке, а также находит отражение в качестве жизни населения. Качество жизни общества определяет качество образования, его приоритеты, основные направления развития. В свою очередь, образование является индикатором качества жизни, которое диктует условия для формирования новых потребностей и ценностей . Диалектическая взаимосвязь образования с различными сферами общественной жизни выделяет его в особую нишу, и требует отдельного внимания со стороны государства. На сегодняшний день одним из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации является обеспечение высокого качества российского образования. Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики. 1.2 Реализация государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации В системе высшего образования действует 710 организации (с филиальной сетью из 549 филиалов), в том числе 497 государственных и муниципальных организаций (70,0%). Учредителями образовательных организаций высшего образования (ООВО) являются 20 федеральных органов исполнительной власти: в ведении Минобрнауки России находится 215 вузов, Минсельхоза России - 54 вуза, Минздрава России - 46 вузов, Минкультуры России - 47 вузов, Минпросвещения России - 33 вуза, Минспорта России - 14 вузов, Правительства Российской Федерации - 6 вузов, Федерального агентства железнодорожного транспорта - 8 вузов, иных федеральных органов исполнительной власти - 25 вузов. Кроме того, в 2020 году программы высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) за счет средств федерального бюджета реализовывали 6 научных организаций, из них 2 подведомственные Минобрнауки России, 1 - Минздраву России, 2 - Правительству Российской Федерации . В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук . Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен. В России всего 4 уровня высшего образования. С 2007 года Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, поэтому было решено разделить специалитет на 2 уровня – бакалавриат и магистратуру. Неизменными остались только аспирантура и докторантура. Уровни высшего образования в России: - Бакалавриат - на очном отделении 4 года, на заочной форме обучения - 4,5. - Или Специалитет – 5 лет обучения на очной форме обучения. - Магистратура – 2 года на очной форме обучения и 3 года на заочной форме обучения. - Аспирантура – 3 года учебы и защита кандидатской диссертации. - Докторантура – 3 года и защита докторской диссертации . Бакалавр – это выпускник вуза, который закончил бакалавриат. Он справился со своей задачей получения высшего образования. Теперь с полученными знаниями он может идти работать по специальности. Но только штатным сотрудником. Магистр – это более высокий уровень образования, но это не второе высшее. Поэтому поступающий может снова поступить на бюджет. Магистратура – это не обязательный этап для студента. Тем не менее многие выпускники бакалавриата продолжают свою учебу. Можно выбрать то же направление, по которому студент учился, либо выбрать новую специальность. Главное, чтобы она была смежной с первым образованием. Эффективность сферы образования зависит от ряда факторов, таких как: - наличие гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования (обучение на протяжении всей жизни), развивающей человеческие потенциал; - наличие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих доступность услуг образования; - наличие образовательных программ, обеспечивающих современное качество учебных результатов; - наличие системы оценки качества образования на основе принципов открытости, прозрачности, объективности общественно-профессионального участия. Помимо перечисленных выше факторов на успешное развитие сферы образования влияет объём финансирования этой отрасли, эффективность использования бюджетных средств, направленных в данную сферу . На успешное развитие сферы образования влияет объём финансирования этой отрасли, эффективность использования бюджетных средств, направленных в данную сферу. Источниками финансирования образования являются: - государственный бюджет; - поступления от платных образовательных услуг; - научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов, - предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью . Законом предусмотрено, что финансирование образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В компетенции РФ находятся: - доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования; - формирование федерального бюджета в части расходов на образование; - создание федеральных фондов развития образования; - установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; - определение федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием. Достижение эффективности расходования бюджетных средств посредством системы финансирования госпрограмм РФ в области образования зависит от слаженности действий и результативности функционирования всех её участников . Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, на воспитание детей и подростков, на культурно-просветительскую работу и на подготовку кадров . Механизм финансирования сферы образования представляет собой систему элементов: источники финансирования образования, порядок распределения бюджетных расходов на образование, методы бюджетного планирования и финансирования образования, нормативно-правовое обеспечение, взаимодействие которых обеспечивает процесс осуществления бюджетных расходов на образование (рис. 5). Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, на воспитание детей и подростков, на культурно-просветительскую работу и на подготовку кадров. Рисунок 5 - Элементы механизма финансирования сферы образования В общей сумме бюджетного финансирования средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ, на 1% - из федерального бюджета. Высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и на 4% - из территориальных бюджетов. Итак, расходы на образование являются одним из важнейших показателей социального развития, отражающих степень внимания государства к образованию граждан. Инвестиции в образование – не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития, но и расширение кругозора людей, обеспечение возможности самореализации, также образование способствует материальному благополучию граждан и их здоровому образу жизни. Пандемия коронавируса серьезно изменила ситуацию в системе высшего образования, затронув большинство механизмов функционирования данной сферы, в том числе и механизм финансового обеспечения реализации вузами государственного задания. Она ускорила развитие в высших учебных заведениях цифровой образовательной среды. Экстренный переход на дистанционное обучение, который произошел в России и мире весной, а затем фактически повторился осенью 2020 г. в связи с пандемией коронавируса, должен быть осмыслен как с организационной, так и с экономической точек зрения. С одной стороны, вузы приобрели новый опыт функционирования, а с другой — перед ними встала задача развития в радикально изменившихся и еще не до конца определившихся условиях. Перемены затронут и внутреннюю вузовскую среду, и внешнюю, поскольку не будет прежним объем ресурсов, которые поступают в систему высшего образования. Краткосрочные организационно-экономические проблемы в начале пандемии были вызваны необходимостью обеспечить финансовую устойчивость вузов при ожидавшемся весной 2020 г. сокращении по крайней мере внебюджетных доходов вузов и одновременном росте непредвиденных расходов на обеспечение перехода в дистанционный режим обучения студентов и слушателей, девальвацией лимитов расходов, зависящих от курса рубля. Пандемия стала для систем высшего образования по всему миру тем вызовом, который одновременно способен превратиться и в новый источник развития. Буквально за несколько недель 95% студентов по всей планете были вынуждены перейти в дистанционный или смешанный формат обучения. «Стресс-тест» в виде практически моментального перехода на различные формы дистанционного обучения в марте 2020 г., с одной стороны, проверил эти системы на прочность, а с другой — позволил испытать новые технологии, введение которых в предыдущие годы осложнялось отсутствием финансирования, необходимого уровня технической оснащенности, технических навыков и должного уровня мотивации. Большинство университетов отреагировали на пандемию отказом от очного и переходом на дистанционное обучение, закрытием кампусов, мерами помощи студентам и преподавателям в освоении новых форматов коммуникации, включая предоставление необходимых технических средств и программного обеспечения. Вместе с тем при переходе на дистант руководство вузов не пошло на снижение платы за обучение (в тех вузах, где оно платное), хотя такое требование выдвигалось студенческими организациями (например, в США и Великобритании). Правительства многих стран в период пандемии оказало университетам финансовую помощь; прежде всего средства выделялись высшим учебным заведениям с высокой долей студентов из низкодоходных слоев населения (так, федеральное правительство США выделило на эти цели 14 млрд). Основной вопрос, который сейчас стоит перед всеми университетами в мире: станет ли COVID-19 тем триггером, который спровоцирует давно назревшую технологическую революцию в высшем образовании. Актуален и вопрос, действительно ли технологическая революция в данной сфере может решить те проблемы, которые в последние годы встали перед системой высшего образования и порождены далеко не только новейшими образовательными технологиями, но и социально-экономическими и технологическими изменениями в современном обществе. В ситуации неопределенности дальнейшего развития пандемии университеты повсеместно вынуждены вырабатывать меры реагирования и проактивного планирования своей деятельности. Реакция российских вузов на пандемию была аналогична общемировой. Вузы перешли на удаленную работу и дистанционный формат обучения, студенческие городки были закрыты. Большинство вузов помогали преподавателям и студентам в обеспечении нуждающихся необходимой техникой и программным обеспечением, поддержкой ИT-волонтеров при переходе на дистанционный формат обучения. Вместе с тем российские вузы приняли нестандартные меры по трудоустройству студентов. Пандемия выявила значительную неоднородность российских вузов и тенденцию к еще большему их расслоению, а также проблему неравенства доступа студентов к качественному образованию. Экстренный переход вузов на удаленную работу в условиях пандемии показал, что преподаватели вузов в целом слабо вовлечены в дистанционный формат преподавания и зачастую воспринимают его негативно, хотя и видят в его развитии определенные положительные перспективы. Необходима массовая переподготовка преподавателей вузов, направленная не просто на «прохождение курса повышения квалификации», а на внедрение новых форматов и технологий. Кроме того, требуется создание системы методической поддержки ППС, в том числе разработка методических материалов по использованию дистанционных образовательных технологий. Во многом преодоление негативного восприятия дистанционного формата может быть обеспечено за счет создания системы поощрения и мотивации преподавателей, активно включающихся в проектирование и использование цифровых ресурсов и практик, а также путем стимулирования подготовки преподавателями или их группами дистанционных и онлайн-курсов, в том числе за счет создания специальных проектов и выдачи грантов на их реализацию. При этом необходимо обеспечить как внесение соответствующих показателей в процедуры конкурсного отбора, так и поддержку преподавателей на первых этапах освоения и применения цифровых инструментов. Переход к дистанционному формату обучения выявил «технологическое» неравенство студентов в доступе к образованию. Сдерживание роста всех видов неравенства доступа к высшему образованию должно стать важной задачей для регуляторов и университетов. В настоящий момент государственная политика в области высшего образования претерпевает существенные изменения. Министерством образования и науки РФ инициирована программа создания в регионах группы опорных университетов, которые должны стать одними из ключевых драйверов социально-экономического развития регионов. Фактически это одна из ключевых инициатив (наряду с проектами федеральных университетов), которая направлена не только на развитие отдельных вузов, но и на повышение эффективности региональной системы высшего образования. Масштаб и неоднородность системы высшего образования в России ставит задачу по поиску объективных оснований для реализации программы создания опорных вузов и других инициатив по развитию системы высшего образования в региональном разрезе. Управленческие процессы и модели государственной политики в сфере высшего образования в региональном аспекте рассмотрим в следующем параграфе. 1.3 Управленческие процессы и модели государственной политики в сфере высшего образования в региональном аспекте Большая ответственность за осуществление задач национального проекта в сфере образования ложится на региональные и муниципальные органы управления образованием, которые должны на основе глубокого анализа существующих моделей развития важнейшей составляющей социальной сферы – образование, применяя проектный подход, разработать инструменты реализации национального проекта . Муниципальная система образования как инфраструктура социальной сферы отражает состояние общества - его идеологию, экономическое положение, уровень социального развития . Развитие муниципального управления в современных условиях связано как с объемами имеющихся ресурсов, так и со способностями управленческих кадров данной территории, которые могут организовать эффективность использования этих ресурсов. Так, муниципальные органы должны участвовать в создании современной стратегии развития сферы образования, обеспечивая корректировку данной стратегии на основе использования, в том числе, ситуационного подхода. Изменения, происходящие сегодня в России и мире, оказывают существенное влияние на современную систему образования и требуют от нее мобильности и адекватного ответа на реальные запросы общества, ставят ее перед необходимостью пересмотра традиционных ценностей и целей, путей, ориентиров, методов и подходов . Основной механизм обеспечения доступности высшего образования - формирование объемов и структуры контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее – КЦП). В 2020 году существенно доработан механизм планирования и распределения КЦП, при этом увеличена роль регионов. Запросы на бюджетные места в первую очередь теперь формируются самими регионами, с учетом потребностей региональных экономик и социальной сферы, а также с учетом демографической ситуации. Основным отличием распределения является обособление образовательных организаций высшего образования (далее – ООВО) из столичных регионов таким образом, чтобы они не конкурировали за объем контрольных цифр приема с другими субъектами Российской Федерации. Такой подход позволяет обеспечить направление прироста бюджетных мест в региональные вузы. По поручению Президента Российской Федерации существенно увеличено количество бюджетных мест. На 2020/21 учебный год дополнительно установлено 11 433 места, при этом приоритет отдавался региональным вузам – они получили 84% дополнительных мест (9,5 тыс. мест). Регионами, получившими наибольшее количество КЦП (за исключением Московской и Ленинградской областей) в 2020 году стали: Республика Татарстан (18 385 мест), Ростовская область (17 773 места), Свердловская область (16 421 место), Новосибирская область (15 422 места), Республика Башкортостан (12 736 мест). Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, по которым в 2020 году было установлено наибольшее количество КЦП: -«Образование и педагогические науки» (66 587 мест), - «Информатика и вычислительная техника» (42 723 места), -«Клиническая медицина» (39 962 места),
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg