Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Оценка и развитие системы финансового планирования на предприятии

baby_devochka 3000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 120 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Целью работы является исследование роли финансового планирования в общей системе управления финансовыми ресурсами организации, а также выявить направления его совершенствования. Для достижения цели поставлены следующие основные задачи: 1. рассмотреть его сущность и значение финансового планирования; 2. изучить принципы, состав и методы финансового планирования на предприятии; 3. проанализировать систему перспективного, текущего, оперативного финансового планирования деятельности в ООО «БИТ»; 4. выявить недостатки и разработать предложения по совершенствованию финансового планирования на ООО «БИТ»; Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «БИТ», основное направление деятельности которого розничная торговля продуктами и товарами повседневного спроса. Предметом исследования является процесс составления, исполнения и анализа финансовых планов ООО «БИТ». Период исследования включает в себя 3 года (2018-2020 г.). Теоретической и методологической основой работы явились научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные теории и практике исследования финансов организаций, управления финансовыми ресурсами. В основу положены труды Алексеева М.М., Балабанова И.Т., Бланка И.А., Бочарова В.В., Ковалевой А.М., Ковалева В.В., Шеремета А.Т и др. и данные финансовой отчетности ООО «БИТ». Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Результаты дипломной работы могут быть использованы руководством ООО «БИТ» для совершенствования существующей системы финансового планирования, в целях повышения эффективности коммерческой деятельности организации.
Введение

В условиях формирования рыночной экономики в нашей стране важнейшим целевым параметром в конкурентной среде становится обеспечение финансовой устойчивости организации на основе оптимизации формирования и использования ресурсов. В этой ситуации существенно актуализируется роль эффективного управления и планирования именно финансовых ресурсов. От того насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие организации в целом, её собственников и работников. С развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны. Финансовое планирование в современных условиях призвано обеспечить воспроизводственный процесс соответствующими по объему и по структуре финансовыми ресурсами и выбрать оптимальные направления их распределения на базе финансового анализа, представляющего собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния организации. Переход российской экономики к рыночным отношениям объективно предопределил необходимость и актуальность изучения форм и методов планирования финансовых ресурсов организаций, ставя перед российской экономической наукой задачи разработки широкого круга вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с планированием финансовых ресурсов. Тема дипломной работы представляется весьма актуальной на сегодняшний день в связи с тем, что в рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Содержание

Введение………………………………………………………………… 6 Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии…………………………………………………………….. 9 1.1 Сущность, значение, принципы финансового планирования на предприятии…………………………………………………………….. 9 1.2 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.. 21 1.3 Содержание основных методов современного финансового планирования……………………………………………………………. 29 Глава 2. Анализ системы финансового планирования ООО «БИТ»… 40 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…. 40 2.2 Анализ финансового состояния ООО «БИТ»…………………….. 52 2.3 Оценка существующей системы финансового планирования ООО «БИТ»……………………………………………………………………. 70 Глава 3. Рекомендации по совершенствованию эффективности процесса финансового планирования в ООО «БИТ»………………… 91 3.1 Основные направления совершенствования финансового планирования на предприятии…………………………………………. 91 3.2 Финансовое планирование на 2021 год…………………………… 98 3.3 Применение информационных технологий в целях совершенствования системы финансового планирования……………. 109 Заключение………………………………………………………………. 114 Список использованных источников……………………………………. 118
Список литературы

1. Российская Федерация. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА-М. 2019. – 560 с. 3. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации от 19.06.92 г. № 3085-1. 4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/а). 5. Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния»: / Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23 января 2001 г. № 16. 6. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 256 с. 7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 3-е изд., перераб. - М: Финансы и статистика, 2004. - 288 с. 8. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 208с. 9. Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение / В 2т.- М: Информационный издательский дом «Филинь», 2018. - с.351. 10. Беннет Р. Секреты эффективного управления = Effective management.: Пер. с англ. – М.: ЛОРИ, 2004. – 216с. 11. Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: НикаЦентр, Эльга, 2018. – 544с. 12. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 314 с. 13. Борисов Л. Анализ финансового состояния предприятия // Экономика и жизнь, 2004 г., № 5. – с.12-18. 14. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 384 с. 15. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2019. – 525 с. 16. Быкадоров В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия. – М.: «Издательство ПРИОР», 2004. – 96 с. 17. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 208с. 18. Денисов А.Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией. – М.: «Дело и Сервис». 2019. – 416 с. 19. Иванов Г.Г. Экономика торговли. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с. 20. Ивашкин Б.Н. Бухучет торговле (оптовой и розничной). Учебно-практический курс. – М.: ИКЦ «ДИС», 2018. – 416 с. 21. Керимов В.Э. Управленческий учет. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2019. – 268 с. 22. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Новое знание, 2004. – 544 с. 23. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ИКЦ «ДНС», 2019.-224 с. 24. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга. 2004.-216 с. 25. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.– М.: Финансы и статистика. 2019. – 512 с. 26. Ковалева А.М. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 412 с. 27. Литвин М.И. Управление оборотным капиталом хозяйственной организации. – Липецк, 2004 – 82 с. 28. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 471 с. 29. Моляков Д.С. Теория финансов предприятия – М.: Финансы и статистика. 2019.- 346 с. 30. Практикум по финансам предприятий. / Под ред. П.И. Вахрина. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2018. – 168с. 31. Проданова Н.А. Финансовый менеджмент. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 336с. 32. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2018. – 1012 с. 33. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: «Экоперспектива». 2020.-688 с. 34. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика. 2018. – 528 с. 35. Сулименко Н.И. Финансы предприятий. – Белгород: Кооперативное образование, 2004. – 135 с. 36. Ткачук М.И. Осноыв финансового менеджмента. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2018. – 416 с. 37. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Инфра-М, 2004 – 448 с. 38. Финансы предприятий. / Под ред. проф. Н.В.Колчиной – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 447 с. 39. Чернышева Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2018. – 284 с. 40. Чернышева З.Д. Методика оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия – Белгород: Издательство БУПК, 2004. – 45 с. 41. Чечевицина А.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности – 352 с. 42. Чорба П.М. Финансы потребительской кооперации. – Белгород: Изд-во БУПК, 2018. – 185 с. 43. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М., 2018 – 208с. 44. Экономика торгового предприятия: Торговое дело /Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 314 с. 45. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. /Под ред. А.Н.Соломатина. – М.: Инфра-М, 2018. – 416 с. 46. Экономика предприятий. /Под ред. проф В.Я.Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 718 с. 47. Ярных Э.А. Статистика финансов предприятия торговли. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 416 с. 48. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист, 2018 г., №12. – с.55-59. 49. Ефимова О.В. Анализ оборотных активов организации. //Бухгалтерский учет. 2004. №10. С. 47-52. 50. Илясов Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия. //Финансы. - 2004. - № 10. – С. 70 – 73. 51. Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности. //Бух. учет. – 2004. - №5. - С. 68 – 72. 52. Прижигалинская Т.Н. Оценка факторов экономического роста в организациях потребительской кооперации. // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. - № 10. - С. 61-63. 53. Абрютина, М.С., Грачев А.В., Анализ финансово-экономической деятельности: Учебное пособие – М.:Дело и Сервис, 2006г. – 256с. 54. Аливина, Н.В., Распределение прибыли организаций//«Финансы» № 3, 2005г. - 15 с. 55. Антипина, А.Г., Управление финансами фирмы//«Финансы» № 10, 2006г. - 6 с. 56. Балабанов, И.Т., Финансовый анализ и планирование хозяйственного субъекта: Учебное пособие – М.:Финансы и статистика, 2006г. – 208с. 57. Баканов, М.И., Теория экономического анализа: Учебник – М.:ЮНИТИ, 2007г. – 416с. 58. Барнетайн, Л.А., Анализ финансовой отчетности: Теория, практика и интерпритации - М.:Юрайт-М, 2007г. – 623с. 59. Буров В.П., Бизнес-план. Теория и практика: Учебник – М.:Инфра-М, 2006г. – 109с. 60. Врублевский, О.В., Романовский М.В., Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник – М.:Юрайт-М, 2007г. - 321с. 61. Горемыкин, В.А., Бизнес-план. Методика разработки: Учебник – М.:ЮНИТИ, 2008г. – 59с. 62. Голубев, М., Отношение к планированию изменилось// «БОСС» №1, 2008г. – 9с. 63. Дадашева, А.З., Черник Д.Г., Финансовая система России: Учебник – М.:ИНФРА-М, 2008г. –383с. 64. Дробозина, Л.А., Финансы: Учебник – М.:ЮНИТИ, 2006г. – 250с. 65. Попов, В.М., Бизнес-планирование: Учебник – М.:ЮНИТИ, 2006г. – 93с. 66. Рагимов, С., Финансовые риски // «Независимая газета» №4, 2006г. – 2с. 67. Романовский, М.Н., Финансы предприятий: Учебник – М.:Инфра-М, 2007г. – 198с. 68. Сафронов, Н.А., Экономика организации (предприятия): Учебник – М.:Экономистъ, 2007г. – 181с. 69. Сизов, К.В., Распределение налогов между звеньями бюджетной системы// «Финансы» №2, 2007г. – 7с. 70. Стоянов, Е.С., Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник – М.:ЮНИТИ, 2007г. – 157с. 71. Терехин, В.И., Финансовое управление фирмой: Учебник – М.: Экономика, 2005г. – 272с. 72. Карпов, Т.П., Управленческий учет: Учебник – М.:ЮНИТИ, 2005г. – 182с. 73. Керимов, В.Е., Управленческий учет: Учебник – М.: Дашков и К, 2006г. - 84с. 74. Козлов, Д.А. Расчёт налогов в оперативной деятельности предприятия // «Финансовый менеджмент» №7, 2007г. - 28-34с. 75. Лихачев, О.Н., Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие – М.:Проспект, 2006г. – 6с. 76. Закова, Н. Долгая дорога: От фактического учёта до стратегического планирования // «Бухгалтер и компьютер» №2, 2007г.- 27-28с. 77. Зубец, А. Внутрифирменное планирование //«Риск» №1, 2008г., 26-31с. 78. Шишкин, А.Г., Захарова М.А., Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиски и решения// «Финансы» №4,2005г. 79. Щеборщ, Н.Д., Бюджетирование на производственном предприятии – М.:ЮНИТИ, 2008Г. – 215с. 80. Эриашвали, Н.Д., Управленческий учет – М.:Аудит, 2005г. – 82с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии 1.1 Сущность, значение, принципы финансового планирования на предприятии Финансовое планирование - (англ, financial planning) - вид управленческой деятельности, связанный с определением финансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановых заданий. Различные авторы дают следующие определения понятию финансовое планирование (табл.1). Таблица 1 - Определение финансового планирования Автор Определение 1 2 Лихачева О.Н Финансовое планирование - это процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение предприятия; процесс принятия решений о допустимом уровне риска и выборе окончательных вариантов финансовых планов Ревинский И.А., Романова Л.С Финансовое планирование представляет собой процесс разработки мер по обеспечению организации необходимыми ресурсами, повышению эффективности ее деятельности в будущем. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансовое планирование - процесс выработки плановых заданий, составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Павлова Л.Н. Финансовое планирование это не что иное, как планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств Продолжение таблицы 1 Лапуста М.Г., Никольский П.С Финансовое планирование - процесс разработки системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии предприятия в предстоящем периоде Обобщив все вышесказанное, финансовое планирование представляет собой процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени. Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам и во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми заданиями и конъюнктурой рынка. Финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе бизнес-плана. Финансовое планирование представляет собой систему долгосрочных, текущих и оперативных планов. В долгосрочном плане определяют основные финансовые показатели, дают финансовую оценку изменений стратегического порядка в деятельности предприятия. В текущем плане обеспечивают увязку всех разделов плана предприятия с финансами. При этом финансовое планирование должно играть активную роль, не сводясь к обсчету других показателей в денежном выражении. Прежде всего, организуют воздействие финансового планирования на производственно-сбытовую сферу с целью разработки плана производства и продажи продукции, обеспечивающего для предприятия наилучшие финансовые результаты. В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций [5, с.216]. Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности [2, с. 69]. Значение финансового планирования заключается в следующем: намеченные стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических показателях – объеме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.; устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении; определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия; оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии. Разработка финансовых планов занимает важное место в системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятия. Основными задачами финансового планирования являются: обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие; выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия; соблюдение интересов акционеров и инвесторов; определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами и вышестоящими организациями; работниками предприятия; оптимизация налоговой нагрузки и структуры капитала; контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразность планируемых операций и ситуаций; обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия на принципах самоокупаемости и самофинансирования [10, с.113]. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово - хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия. Важнейшие объекты финансового планирования (рисунок 1): расчет выручки от продажи продукции (работ, услуг) для составления достоверного баланса доходов и расходов, формирования и распределения прибыли, текущего и перспективного объема оборотных активов; определение источников прироста норматива собственных оборотных активов и покрытия их недостатка; расчет амортизационных отчислений; расчет ремонтного фонда; формирование и распределение социальных фондов предприятия; мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве; взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Опираясь на расчеты и установленные нормы и нормативы, в процессе финансового планирования определяют возможные объемы собственных финансовых ресурсов на планируемый период. Рисунок 1 - Объекты финансового планирования. Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно отметить, что это – сложный, многоэтапный процесс. Финансовое планирование охватывает ряд взаимосвязанных этапов (обязательных условий (компонентов), необходимых для успешной организации финансового планирования) [27, с.191]: • анализ финансового состояния предприятия; • прогнозирование финансовых условий хозяйствования в планируемом периоде; • определение финансовых задач; • разработку вариантов, показателей финансового плана и выбор оптимального варианта; • корректировку отдельных финансовых показателей в увязке с другими заданиями плана предприятия • производство, программа, капитальное строительство, техническое развитие и др.); • доведение заданий плана до подразделений и ответственных исполнителей; организацию учета и контроль за выполнением плана. Финансовый план хозяйствующего субъекта - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать финансовые результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией. Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых коллективов с финансовыми возможностями предприятия [4, с.64]. Финансовый план предприятия используются в следующих целях: с его помощью вырабатываются стратегия бизнеса и направления развития предприятия, с помощью плановых расчетов доказывается финансовая устойчивость предприятия, платежеспособность при привлечении заемных средств и потенциальных партнеров, с помощью рассчитанных финансовых коэффициентов определяется финансовое состояние и осуществляется контроль за деятельностью предприятия, финансовый план может быть использован при рекламе своего предприятия. Финансовое планирование базируется на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией. Сформулируем основные технологические принципы финансового планирования (рисунок 2). Принцип соответствия состоит в том, что приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Другими словами, если предприятие планирует закупку партии товаров, прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций не следует. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время, для проведения модернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источники финансирования. Рисунок 2 - Принципы финансового планирования Принцип постоянной потребности в рабочем капитале (собственных оборотных средствах) сводится к тому, что в прогнозируемом балансе предприятия сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать “слабо ликвидный” баланс предприятия. Данный принцип имеет ярко выраженный прагматичный смысл – определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочной задолженности и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств. Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования “не обнулять” денежный счет, а иметь некоторый запас денег для обеспечения надежной платежной дисциплины в тех случаях, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. При этом экономические законы отражают строгую зависимость, причинно-следственную обусловленность между экономическими явлениями. Закономерности выступают в виде тенденций, выявленных степени и тесноты взаимосвязей. Требования законов обуславливают необходимость соблюдения соответствующих принципов, т.е. исходных, основополагающих положений и правил. Осознанное применение закономерностей и принципов способствует получению новых знаний в области финансового планирования [10, с.144]. Под принципом планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития, как объекта планирования, так и самой практики планирования, и определяющего задачи, направления и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения. Значительный вклад в определение принципов планирования внес Р. Акофф, который выделил три основных принципа планирования. Это - принцип участия, принцип непрерывности и принцип холизма. Принцип участия основывается на том, что важнейшим продуктом планирования является сам процесс, поэтому главные выгоды дает участие в нем. Именно благодаря участию в планировании члены организации могут развивать себя. Кроме того, участие позволяет им приобрести понимание организации и служить ее целям более эффективно. Это в свою очередь облегчает развитие организации. Принцип непрерывности рассматривает процесс планирования как длящийся во времени, непрерывность перехода от одной стадии планирования к другой, от прошлого к настоящему и будущему. Принцип непрерывности, означающий сочетание перспективного и текущего планирования, преемственности планов, корректировки плановых показателей при изменении условий. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок: - неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий организации и внесение соответствующих исправлений и уточнений в планы; - изменяются не только фактические предпосылки, но и представления организации о своих внутренних ценностях и возможностях [4, с.92]. Принцип холизма состоит из двух частей: принципа координации и принципа интеграции. Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Следовательно, деятельность единиц одного уровня следует планировать одновременно и во взаимозависимости. Принцип интеграции устанавливает, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным, как планирование во взаимозависимости на всех уровнях. Сочетание принципов координации и интеграции дает нам принцип холизма, согласно которому, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планирование одновременно и во взаимозависимости. Так как финансовое планирование является элементом общей системы планирования, для него применимы общие принципы планирования. В то же время финансовому планированию присущи частные принципы планирования. Рассмотрим основные этапы финансового планирования (рисунок 3). На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств [9, с. 236]. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию. Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования [4, с.178]. Рисунок 3 - Основные этапы финансового планирования на предприятии Второй этап включает формирование общей финансовой стратегии на среднесрочную перспективу. Этот этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия. На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. В данном случае на большинстве предприятий это сводиться к процессу составления бюджетов, рассчитанных на один календарный год. На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование, путем составления кредитного плана, кассового плана и платежных календарей. Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением [5, с.318]. В процессе составления финансового плана осуществляется следующее: • определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.); • изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска цененных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов и т.д.; • выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками; • устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды (расширение и перевооружение производства, материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива) или вложение их в дела других предприятий и организаций (долевое участие в формировании уставных капиталов, покупка ценных бумаг и другие операции на финансовом рынке); • определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капиталовложений; выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений научно-технического прогресса и совершенствования производства. Планирование в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется по различным схемам: «снизу вверх» (децентрализовано); «сверху вниз» (централизованно) и «интерактивно» (во взаимодействии). Если планирование ведется в двух разрезах, то, как правило, долгосрочные стратегические планы разрабатываются на уровне корпорации, а среднесрочные на уровне структурных подразделений. Эти схемы планирования используются в российских условиях. При децентрализованном планировании «снизу вверх» цели, стратегии планирования, производственные планы – все инициируются оперативными подразделениями предприятия. Задачами планового отдела в таких корпорациях являются установление форм плановых документов и координация плановой деятельности. Однако это не исключает, что стратегические идеи могут быть выдвинуты высшим руководством. Планирование «снизу вверх» указывает лишь на иерархическую ступень составления планов, но никоим образом не умаляет их качества. Централизованная модель планирования – «сверху вниз» означает более важную роль планового отдела предприятия. В Японии довольно часто, особенно в специализированных компаниях, планы разрабатываются плановым отделом штаб-квартиры при определенном участии структурных подразделений и отдела труда корпорации. При интерактивном планировании идеи формируются и стратегии вырабатываются в процессе взаимодействия по вертикали. Плановый отдел накапливает информацию, получаемую от подразделений, и ставит вопросы перед высшим руководством. Рыночные, финансовые стратегии могут вырабатываться плановыми службами корпорации и осуществляться на уровне корпорации в целом. Итак, финансовое планирование базируется на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией, оно может осуществляться централизованно и децентрализованно. Финансовое планирование - это процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени. 1.2 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием В зависимости от прогнозируемого периода движения финансовых ресурсов финансовые планы делятся на перспективные, стратегические (составляемые на три, пять и более лет); среднесрочные, годовые; оперативные (разрабатываемые на месяц, 15 дней, декаду, пятидневку) (рисунок 4). Сроки разрабатываемых планов определяют сферы планирования. Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы: перспективное финансовое планирование; текущее финансовое планирование; оперативное финансовое планирование. Рисунок 4 - Подсистемы финансового планирования Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются. Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования. Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко – до 5) лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования [10, с.291]. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия включает в себя следующие основные этапы: определение периода реализации стратегии; анализ факторов внешней финансовой среды предприятия; формирование стратегических целей финансовой деятельности; разработка финансовой политики предприятия; разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии; оценка разработанной финансовой стратегии. Процесс планирования можно представить в виде модели, которая включает 5 стадий. Отметим основные задачи каждой из них (рисунок 5). Стадия 1 – предпосылки. Собирается информация и составляется прогноз будущего положения предприятия. Выявляются как возможности, так и угрожающие факторы. На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ней. Рисунок 5 - Процесс финансового планирования Стадия 2 – постановка и уточнение проблем. Определяются уровни притязаний (например, темп роста производства должен быть не меньше 5% в год). Затем исходя из текущей политики предприятия прогнозируются результаты (получили, например, темп роста 1% в год). Полученные результаты сравниваются с уровнем притязаний и выявляются разрывы (в нашем примере 4%). Далее осуществляется поиск стратегий, позволяющих ликвидировать обозначившиеся разрывы. Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии. Стадия 3 – долгосрочная стратегия. Для ликвидации разрывов между желаемыми и прогнозными значениями показателей разрабатываются новые стратегии «продукт-рынок». Например, определяются возможности развития новых производств, создания зарубежных филиалов, совместных инициатив, вертикальной интеграции. Изучаются возможности расширения производства, снижения издержек. Здесь может использоваться матрица «рост-доля рынка». Эта стадия планирования является наиболее важной. Стадия 4 – среднесрочные планы. Они разрабатываются на базе принятой долгосрочной стратегии. Намечаются среднесрочные проекты и их хронологическая последовательность. В свою очередь на их основе определяются стратегические цели и разрабатываются планы отделений компаний. Затем составляются сводные среднесрочные планы, в том числе и финансовый. Стадия 5 – краткосрочное планирование. Основные задачи – конкретизация показателей среднесрочных планов на текущий год и оценка выполнения относительно долгосрочных планов и текущего, краткосрочного плана [23, с.348]. Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно: воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов; служит инструментом получения внешнего финансирования. Важным моментом при разработке финансовой стратегии предприятия является определение периода ее реализации. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формирования общей стратегии развития предприятия. Кроме этого, на него воздействуют и другие факторы, такие, как: динамика макроэкономических процессов; изменения, происходящие на финансовом рынке; отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности предприятия.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg