1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности
Для наилучшего понимая темы дипломной работы, необходимо дать для начала краткое понятие оперативно-розыскной деятельности, представленное в действующем российском законодательстве, которое звучит следующим образом. Оперативно-розыскная деятельность представляет собой мероприятия, выполняемые уполномоченными государственными органами, с целью, выявления, пресечения и раскрытия преступлений. В начале работы следует отметить примечательный факт, отличающий оперативно-розыскную деятельность от следственных мероприятий, проводимых в рамках дознания, в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Оперативно-розыскная деятельность, может проводиться как на территории Российской Федерации, так и за её пределами, а следственные действия проводятся только в пределах Российской Федерации.
Для того что бы подробно изучить объект понятия оперативно-розыскной деятельности и ее основания, необходимо рассмотреть определение правоохранительного регулятора.
Российские органы законодательной власти предоставляют гражданам основное определение оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Данное определение содержится в первой статье федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, принятого Государственной думой Российской Федерации 5 июля 1995 года. Данный Федеральный закон, действующий на территории Российской Федерации, определяет собой содержание оперативно-розыскной деятельности, а также закрепляет законность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Следует отметить, что данная процедура, регламентирует и дает правовое регулирование и другим нормативно-правовым актам на федеральном уровне, в том числе и постановлению Пленумов Верховного РФ .
Понятие оперативно-розыскной деятельности, подразумевает под собой комплекс правовых норм , закрепленных на законодательном уровне и действующих на территории Российской Федерации. Эти нормы, представляют собой ряд задач, которые необходимо выполнить перед обществом и государством, в том числе несут ответственность и подразумевает контроль и надзор со стороны вышестоящих надзорных ведомств и государственных органов, наделивших полномочиями структуры, проводящие оперативно-розыскную деятельность. Осуществление правового комплекса правовых норм соответствует конституционным принципам Российской Федерации, что отражено в первой главе, третей статье Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Для полноценного понимания понятия оперативно-розыскной деятельности, следует обратиться к задачам правоохранительной деятельности. Как уже отмечалось ранее, перед правовыми нормами стоит ряд задач, обязательных к исполнению компетентными органами. За выполнение или же невыполнение задач предусмотрена юридическая ответственность.
Во второй статье Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрены четыре основные задачи оперативно-розыскной деятельности. Представленные задачи помогают ответить на вопрос: «На что направлена оперативно-розыскная деятельность?»
К основным задачам относят:
1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления.
2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.
3. Добывание информации о событиях, действиях или бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
4. Установление имущества, подлежащего конфискации.
Законодатель выработал четыре основные задачи оперативно-розыскной деятельности в России и утвердил их в Федеральном Законе.
Исходя из задач, приходит вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность по своему понятию в Российском праве обеспечивает исполнение принципа неотвратимости от уголовного наказания, за совершенное противоправное деяние в отношении государства и общества.
Принцип неотвратимости от уголовного наказания предусматривает требование, чтобы каждое лицо, совершившее преступление, претерпело уголовно-правовое воздействие за совершение преступления. Также принцип неотвратимости в своем смысле содержится и реализуется в основных принципах уголовного кодекса Российской Федерации .
Хотелось бы отметить тот факт, что оперативно-розыскная деятельность тесно связана с уголовно-правовым законодательством. Это дает понимание того, что оперативно-розыскная деятельность в целом обеспечивает реализацию конституционных правовых норм и уголовно-правового законодательства. Конституция РФ охраняет права и свободы человека и гражданина, тем самым осуществляя обеспечение законных интересов граждан и людей в целом. В этом Конституция содержит в себе принцип неотвратимости.
Основное значение оснований оперативно-розыскной деятельности кроется в ее задачах, которые перед ней ставит государство. Первой задачей оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том числе выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Иначе, это означает, что в современной Российской юридической науке предусмотрено оказание помощи оперативных служб и подразделений различных правоохранительных структур органам предварительного следствия и дознания.
Другими словами, первоочередным основанием является наличие возбужденного уголовного дела факту совершенного преступления, либо наличие достоверной информации о готовящемся преступлении и проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью его пресечения . В таком случае органы предварительного следствия и дознания возбуждают уголовное дело по факту материалов проверки.
Следующим основанием проведения оперативно-розыскной деятельности является осуществление розыска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. Это привело к тому, что лица, скрывающиеся от процессуальных органов, активно противодействуют розыску, поэтому для определения их местонахождения необходимо применение оперативно-розыскных мероприятий .
Третьим основанием согласно законодательству страны, является поиск информации о событиях, действиях или бездействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. Это обусловлено тем, что лица планирующие, организующие и совершающие преступления против сфер жизни государства используют хорошо-развитые способы конспирации.
Ну и наконец последним, четвертым основанием, согласно поставленных задач перед ОРД, считается установление имущества, которое подлежит конфискации. В современной экономической ситуации это очень важно, так как за счет конфискованного имущества, появляется возможность возмещения причиненного ущерба перед государством и отдельными потерпевшими лицами.
Заключим, оперативно-розыскная деятельность подразумевает под собой ряд действий, проводимых уполномоченными органами с целью выявления, пресечения и раскрытия преступлений. Поводами для оперативно-розыскной деятельности служат следующие основания: наличие возбужденного уголовного дела, розыск лиц, добыча информации, создающей угрозу стране, а также установление и конфискация имущества.
1.2 Система нормативно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность
Подходя к написанию данного пункта, мы можем задаться вопросом: «Какими правовыми нормами в современном российском праве регламентирована Оперативно-розыскная деятельность»? Также, ответ на этот вопрос, даст понимание статуса этих правовых норм, открывает представление о сущности материальной реализации оперативно-розыскной деятельности. Нами в данном пункте дипломной работы будет обозначен регламент оперативно-розыскной деятельности, который задают данные правовые нормы, регулирующие данный вид правоохранительной деятельности. Для получения развернутого ответа на поставленный вопрос, необходимо обратиться к законодательству Российской Федерации, как к источнику возникновения и существования оперативно-розыскной деятельности, как элемента современного права. По нашему мнению, необходимо подробно разобраться с основным правовым инструментом ОРД в России, который предусмотрен в шестой статье федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ.
Данный правовой инструмент оперативно-розыскной деятельности имеет название оперативно-розыскных мероприятий, о которых уже отмечалось раннее. Обратимся еще раз к определению оперативно-розыскных мероприятий, что по своей сути тесно переплетается с определением оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскные мероприятия – это действия, выполняемые гласно и негласно уполномоченными государственными органами с целью выявить, пресечь или раскрыть преступление, отыскать скрывающихся и пропавших без вести людей, установить имущество, подлежащее конфискации, добыть информацию о событиях и деяниях, опасных для государства.
На сегодняшний день в нашем законодательстве предусмотрено пятнадцать видов мероприятий:
1) Опрос.
2) Наведение справок.
3) Сбор образцов для сравнительного исследования.
4) Проверочная закупка.
5) Исследование предметов и документов.
6) Наблюдение.
7) Отождествление личности.
8) Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9) Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10) Прослушивание телефонных переговоров.
11) Снятие информации с технических каналов связи.
12) Оперативное внедрение.
13) Контролируемая поставка.
14) Оперативный эксперимент.
15) Получение компьютерной информации.
Исходя из того, что по своему понятию ОРД это вид правоохранительной деятельности, она также имеет еще одно основное юридическое определение, к которому нам также необходимо обратиться, с целью дальнейшего понимания нормативного регламентирования данного вида деятельности. Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными службами и подразделениями государственных органов исполнительной ветви власти, уполномоченных на то законом, в пределах на то своих полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Ну а теперь более подробно рассмотрим систему нормативно-правовых актов. Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Согласно ст.4 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» такую основу составляют Конституция РФ, Федеральный Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Фундаментальный источник правового регулирования ОРД - это Конституция РФ. Принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Конституционные положения о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. Так, в гл.2 ст.17 - 63 Конституции РФ определяются основные права и свободы человека и гражданина, составляющие основу правового статуса личности в России. Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч.2 ст.23 и ст.25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Эти нормы конкретизированы в ч.2 ст.8 Закона об ОРД.
Центр правовой основы ОРД составляют нормы самого Федерального Закона об ОРД. Это действующий комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы. Он регулирует общественные отношения в области ОРД, а также в сфере некоторых иных видов деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, которые взаимосвязаны с оперативно-розыскной (в частности уголовно - процессуальной, уголовно-исполнительной, разведывательной и контрразведывательной) деятельностью, а также определяет не только содержание оперативно-розыскной деятельности, но и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
К другим федеральным законам, образующим правовую основу ОРД, относится значительное число законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:
- устанавливающие базисные положения осуществления ОРД;
- регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
- регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.
К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует в первую очередь отнести УК РФ. Именно в нем определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная деятельность. Установление наличия этих признаков является согласно ст.7 Закона об ОРД основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а при их отсутствии ОРД осуществляться не может. В уголовном законе содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для осуществления ОРД. Так, ст.15 УК РФ дает определение понятия тяжкого преступления, признаки которого согласно ст.8 Закона об ОРД являются одним из основных условий проведения некоторых ОРМ. Уголовно-правовые институты крайней необходимости, указанные в ст.39 УК РФ и обоснованного риска в ст.41 УК РФ, используются при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка. Установление ряда уголовно-правовых запретов, о которых говорится в ст.137-139, 283, 286, 293, 330 УК РФ. Уголовный кодекс Российской Федерации является одной из гарантий соблюдения законности и прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ч.1 ст.118 УПК). Таким образом, устанавливается легитимность ОРД в целях решения задач борьбы с преступностью. Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений (ст.119, 127 УПК РФ) Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) № 174-ФЗ от 18. 12.2001; устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, что согласно ст.8 Закона об ОРД является обязательным условием осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст.68 УПК), виды доказательств (ст.69 УПК) и способы их собирания (ст.70 УПК), уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.
Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании ОРД, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие законы:
1) Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» - указано, что полиция вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
2) Федеральный Закон от 06 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
3) Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому учреждениям, исполняющим наказание, предоставлено право осуществлять ОРД;
4) Федеральный закон от 03 апреля 1995 года «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»;
5) Федеральный закон от 10 января 1996 года «О внешней разведке»;
6) Федеральный закон от 27 мая 1996 года «О государственной охране»;
К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести: Таможенный кодекс Таможенного союза - приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением ЕвразЭС от 27 ноября 2009 года №17, «Уголовно-исполнительный кодекс российской федерации» от 08. 01.1997 № 1-ФЗ, Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 01 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации», Федеральный Закон от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Закон «О Государственной границе» определяет, что органы и войска ФПС России охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они проводят ОРД (ст.30).
К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, составляющим правовую основу ОРД, относятся:
- акты Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- акты Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда РФ, содержащие разъяснения и толкование норм оперативно-розыскного законодательства.
К первой группе иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы в сфере ОРД, можно отнести следующие Указы Президента РФ: «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 12 июля 1995 г., «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. и некоторые другие.
Ко второй группе иных нормативных правовых актов можно отнести следующие:
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» от 4 сентября 1995 г.;
- «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» от 14 октября 1996 г.
К третьей группе иных нормативных правовых актов относятся следующие:
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г.
Перечисленные нормативные правовые акты являются основными в регулировании ОРД. Однако ими не исчерпываются источники правового регулирования данного вида государственной деятельности.
Часть 2 ст.4 Закона об ОРД, закрепляет за органами, осуществляющими ОРД, право на издание в пределах своих полномочий нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий .
Некоторые вопросы, связанные с осуществлением ОРД, регламентируются в нормативных актах несекретного характера. К числу таковых можно, например, отнести следующие:
- Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд утверждена совместным приказом Федеральной службы налоговой полиции, Федеральной службы безопасности, МВД, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, Государственного таможенного комитета и Службы внешней разведки Российской Федерации от 13 мая 1998 г. (сформулировано понятие и перечислены основные виды документов, отражающих результаты ОРД, требования, предъявляемые к ним, закреплена единая процедура представления результатов ОРД, а также механизм защиты сведений об органах, осуществляющих ОРД, и обеспечения безопасности ее участников);
- Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений утверждена приказом МВД России от 20 июня 1996 г. №334 (регламентирован порядок взаимодействия следователей с оперативными аппаратами при реализации материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организация работы следственно-оперативных групп);
- В правовую основу ОРД в статье 4 Закона об ОРД не включены международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя Конституция РФ (ч.4 ст.15) рассматривает нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части ее правовой системы. Однако анализ содержания данного Закона позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД. В частности, п.6 ч.1 ст.7 Закона об ОРД рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения ОРМ, а п.3 ст.14 закрепляет в числе обязанностей оперативных служб необходимость выполнения запросов правоохранительных органов иностранных государств.
К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, следует отнести:
- Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая в ст.12 провозгласила право любого человека на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции;
- Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., установивший право любого человека на защиту не только от произвольного, но и незаконного вмешательства в его личную жизнь (ст.17);
- Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятую Советом Европы 4 ноября 1950 г., запрещающую вмешательство государственных органов в осуществление права граждан на неприкосновенность частной жизни, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в интересах государственной безопасности и предотвращения преступлений (ст.8);
- некоторые другие международные правовые акты, подписанные или ратифицированные Российской Федерацией.
Источником правового регулирования ОРД являются и международные правовые акты, принятые государствами-членами СНГ, в числе которых первостепенное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г. и ратифицированная Федеральным законом от 4 августа 1994 г. Согласно ст.6 этого документа стороны обязались оказывать друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством, где под иными действиями подразумеваются и оперативно-розыскные мероприятия. Конвенция регламентировала содержание и форму поручений об оказании правовой помощи, порядок их исполнения, правила выдачи предметов, которые могут иметь значение доказательств по уголовным делам, и ряд других вопросов, касающихся проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Отдельную группу международных правовых актов составляют соглашения о сотрудничестве между правоохранительными органами государств-участников СНГ, в числе которых необходимо указать следующие :
- Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписанное в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г. Стороны договорились исполнять запросы и просьбы по уголовным делам и делам оперативного учета, обмениваться оперативно-розыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях, содействовать в проведении ОРМ и процессуальных действий;
- Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписанное в г. Ашхабаде 17 февраля 1994 г.;
- Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, подписанное на заседании Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ 16-18 декабря 1998 г. в г. Москва, в котором регламентирована процедура выполнения запросов на проведение наблюдения за лицами, обоснованно подозреваемыми в совершении преступлений, при пересечении ими внутренних границ СНГ;
- некоторые другие многосторонние и двусторонние международные соглашения и договоры в сфере борьбы с преступностью.