Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГЕОГРАФИЯ

Стратегическое планирование и проектирование в системе физико-географического и экономико-географического анализа регионального развития России

baby_devochka 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Главным образом, в данной работе, проанализированы вопросы теории стратегического планирования и проектирования посредством описания определения и содержания стратегического планирования и проектирования на региональном уровне, а также обоснование этапов стратегического планирования в системе регионального развития. Центральным вопросом работы является характеристика физико-географического и экономико-географического анализа регионального развития России. Для проведения анализа регионального территориального стратегического планирования и проектирования были освещены вопросы законодательства стратегического планирования и проектирования и произведена оценка существующего плана стратегического планирования и проектирования Московской области.
Введение

Стратегическое планирование и проектирование является важнейшем звеном системы физико-географического и экономико-географического анализа регионального развития любой страны, и в том числе, России. Без использования преимуществ стратегического планирования, регионы лишаются четкого способа оценки цели и направления развития субъекта РФ. Также стратегическое планирование определяет перспективные направления развития региона. Объектом исследования работы является система физико-географического и экономико-географического анализа регионального развития России. Предметом – осуществление стратегического планирования и проектирования внутри системы физико-географического и экономико-географического анализа регионального развития России. Целью данной работы является обоснование стратегического планирования и проектирования в системе физико-географического и экономико-географического анализа регионального развития России. Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи: 1. Освещение вопросов теории стратегического планирования и проектирования в системе анализа регионального развития; 2. Характеристика физико-географического и экономико-географического анализа регионального развития России; 3. Анализ регионального территориального стратегического планирования и проектирования в РФ; 4. Оценка плана стратегического планирования и проектирования Московской области.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические аспекты стратегического планирования и проектирования в системе анализа регионального развития 5 1.1. Определение и содержание стратегического планирования и проектирования на региональном уровне 5 1.2. Основные этапы стратегического планирования в системе регионального развития 10 2. Физико-географический и экономико-географический анализ регионального развития России 19 2.1. Аспекты физико-географического анализа регионального развития 19 2.2. Экономико-географический анализ развития регионов России 21 3. Анализ регионального территориального стратегического планирования и проектирования в РФ 23 3.1. Основные законодательные документы стратегического планирования и проектирования 23 3.2. Система регионального стратегического планирования и проектирования регионов РФ 28 3.3. Оценка разработанного плана стратегического планирования и проектирования Московской области 32 Заключение 43 Список литературы 43
Список литературы

1. Андриченко Л.В. Стратегия государственного регионального развития Российской Федерации: правовые основы / Л. В. Андриченко / Журнал российского права. – 2017. – № 5(245). – с. 5-17. 2. Бакланов П.Я. Географические и геополитические факторы в региональном развитии / П.Я. Бакланов / Геополитика и экогеодинамика регионов. – 2014. – Т. 10. – № 2. – с. 18-21. 3. Белянова А.М. Стратегическое планирование в условиях современной экономики России (материалы научного семинара по проблемам стратегического планирования) / А.М. Белянова, В.А. Бирюков, В.Н. Черковец / Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2016. – № 3. – с. 141-158. 4. Волкова И.Н. Возобновимые природные ресурсы для диверсификации экономики российских регионов: потенциал и реализация / И. Н. Волкова, Т. В. Литвиненко / Охрана природы и региональное развитие: гармония и конфликты (к Году экологии в России): / Институт степи Уральского отделения Российской академии наук: Институт степи Уральского отделения Российской академии наук, 2017. – с. 181-185. 5. Гаджиева А.И. Особенности современной методология стратегического регулирования и проектирования регионального развития / А.И. Гаджиева / Региональные проблемы преобразования экономики. – 2010. – № 1(23). – с. 20-29. 6. Добкин А.Г. О документах стратегического планирования и отдельных вопросах формирования системы стратегического планирования в Российской Федерации / А. Г. Добкин / Актуальные вопросы применения норм административного права ("Кореневские чтения"): V Международная научно-практической конференция: сборник научных трудов, Москва, 16 апреля 2021 года / Сост. В.И. Ковшевацкий. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2021. – С. 133-136. 7. Кокшарова Е.К. Стратегия социально-экономического развития Московской области: оценка и проблемы / Е.К. Кокшарова / Калужский экономический вестник. – 2019. – № 4. – С. 60-63. 8. Копылова Ю.В. Анализ этапов стратегического планирования развития региона / Ю.В. Копылова / Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2019. – № 2(66). – с. 42-50. 9. Марача В.Г. Региональное стратегирование как метод повышения эффективности государственного управления региональным развитием в Российской Федерации / Инновации в общественной сфере. Т. 34. Сборник трудов Института системного анализа Российской академии наук. Под ред. Б.В. Сазонова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. 10. Матрусов Н. Д. О формировании системы государственного стратегического планирования в России (оценка проекта федерального закона "о государственном стратегическом планировании") / Н. Д. Матрусов / Управление развитием крупномасштабных систем mlsd'2010: Материалы четвертой международной конференции, Москва, 04–06 октября 2010 года. – Москва: УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИМ. В.А. ТРАПЕЗНИКОВА РАН, 2010. – с. 307-310. 11. Ракитянская Д. А. Функция планирования: современный подход и общее совершенствование процесса стратегического планирования / Д. А. Ракитянская / Экономика и социум. – 2019. – № 4(59). – с. 914-917. 12. Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 Ч. Часть 2 : Учебник / И. А. Родионова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 275 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04067-8. 13. Рациональное использование земельного фонда Российской Федерации - как основная задача земельной политики / А.М. Морозов, И.О. Николаева, Д.А. Тарбеева, Е.Н. Горина / Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. – Т. 3. – № 6(17). – с. 9-12. 14. Сафаров Т.С. Проблематика общественного характера сферы стратегического планирования / Т. С. Сафаров / Интерактивная наука. – 2021. – № 8(63). – с. 25-27. 15. Соколов С. Н. Картографический анализ интеграционного потенциала экономико-географического положения / С. Н. Соколов / Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 4(17). – с. 149-161. 16. Старикова Т.В. Интеграция стратегического планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и стратегического бюджетного планирования / Т. В. Старикова / Развитие промышленного потенциала в условиях импортозамещения: технологии менеджмента и маркетинга: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 18 мая 2017 года. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2017. – с. 554-564. 17. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д. С. Львов, А. Г. Гранберг, С. А. Обозов [и др.]; Отделение общественных наук Российской академии наук, Нижегородский институт менеджмента и бизнеса. – Москва: Издательство "Экономика", 2004. – 605 с. 18. Татенко Г.И. Европейская концепция стратегического планирования развития территории / Г. И. Татенко / Евразийский союз ученых. – 2017. – № 11-2(44). – с. 68-72. 19. Правительство Московской области [Электронный ресурс]: Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года – Москва: 2020. – https://mosreg.ru/ob-oblasti/prioritety-razvitiya (дата обращения: 12.12.2021) 20. Московская областная дума [Электронный ресурс]: Законы Московской области – https://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti (дата обращения: 13.12.2021)
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты стратегического планирования и проектирования в системе анализа регионального развития 1.1. Определение и содержание стратегического планирования и проектирования на региональном уровне Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития [17]. Рисунок 1. Разделы стратегического планирования [17]. Создание стратегии развития конкретного региона состоит в нахождении источников эффективности и повышения уровня социально-экономического развития этого региона, что происходит на основе роста материального благосостояния граждан и разностороннего развития их личности. Разработка стратегического плана регионального развития является сложной задачей научно-практического направления и может быть решена совместными усилиями руководства региона и специалистов в вопросах регионального управления. Регион, являясь объектом стратегического управления, рассматривается в качестве совокупности взаимосвязанных макроподсистем [17]: 1. Региональное хозяйство – включает в себя инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона; 2. Производственная сфера – в состав данной сферы входят все отрасли материального производства, производящие ВРП, кроме АПК; 3. Агропромышленный комплекс – включает сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы; 4. Социальная сфера – в ее состав входят все отрасли воспроизводства и развития населения региона; 5. Финансово-экономическая сфера – обеспечивает макроэкономические пропорции и финансовые связи отраслей в виде бюджета региона; 6. Управленческая сфера – включает совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе. В состав каждой из перечисленных сфер входят от 4 до 8 региональных подсистем, которые выделяются по признаку отрасли народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, образование и т.д.). Также подсистемы могут выделятся по предмету управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т.п.). Взаимосвязь подсистем региона отображена на следующей иллюстрации (Рис. 2). Рисунок 2. Взаимосвязь макроподсистем региона [17]. Проблемы стратегического регулирования должны быть логичны, что подразумевает упорядоченную последовательность этапов, связанных с решением различных вопросов. Исходя из сущности стратегического управления и проектирования, стоит отметить, что центральное место здесь занимает процесс формирования целей на прогнозный период. Под целями в стратегическом регулировании и проектировании понимаются желательные состояния или результаты функционирования территориальной системы в определенный момент будущего. При этом цели могут быть недостижимыми в пределах проектируемого периода, но реальное приближение к ним за это время должно быть возможным. Анализ исходного уровня состояния объекта - вторая важная процедура процесса стратегического регулирования и проектирования регионального развития. Ее значение определяется тем, что развитие национальной экономики, региональной социально-экономической системы, предприятия в ближайшие после базисного периода годы в значительной мере предопределено наличными производственными мощностями, трудовыми ресурсами и другими факторами воспроизводства, которые сложились в предшествующий период. Третий структурный элемент стратегического регулирования социально-экономического развития региона – всестороннее изучение объема и структуры потребностей общества (населения), его отдельных подсистем в упреждающем периоде [5]. Из-за разности в структурности проблем регулирования и планирования социально-экономического развития территорий используются также и различные методы разработки прогнозов, планов и программ. К таким методам относятся [5]: ? Оценочные методы (полностью основаны на мнении и опыте специалистов; используются, как правило, для решения неструктурированных проблем); ? Методы социально-экономического анализа (подразумевают использование методов сравнения, группировки, исчисления балансовых разниц, коэффициентов регрессии и корреляции и т.д.); ? Метод прямых инженерно-экономических расчетов (данные методы широко используются при решении стандартных проблем, представляют собой расчеты экономической эффективности и т.д.); ? Метод балансов (с помощью балансового метода выявляется направление движения финансовых потоков региона, определяются экономические пропорции, рассчитывается прирост различных факторов производства); ? Экономико-математические методы и модели (подразумевают применение способов анализа социально-экономических систем, прогнозирования экономического роста, имеющие большое значение для практического социально-экономического планирования); ? Метод системного анализа и синтеза (его специфика состоит в расчленении социально-экономических систем (и процессов в них протекающих) на составные части. Системный анализ – это процесс, который обеспечивает типизацию технологии решения задач управления. Его целью является повышение эффективности функционирования объекта на основе применения трех взаимосвязанных процедур, измерения, оценки и принятия решения для всех операций процесса управления. Анализ неотделим от синтеза проблем, стоящих перед перспективным развитием. Метод системного анализа и синтеза может использоваться в качестве универсального инструмента при решении большинства региональных проблем. В основе методологии прогнозирования и проектирования регионального развития лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне государственной социально-экономической системы, но и на уровне всех ее составляющих, в данном случае – на уровне субъектов РФ. Каждый из них выступает в виде социально-экономической подсистемы страны, в то же время его можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной системы с относительно законченным циклом некоторых воспроизводственных процессов (например, воспроизводство рабочей силы и возобновляемых природных ресурсов, установление обменных процессов в хозяйственной деятельности, развитие сферы услуг и т.д.) [5]. Исходя из функций региональных систем в воспроизводственном процессе, определяется целевое назначение и сущность регионального прогнозирования. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах - генетическом и нормативно-целевом. При первом подходе направления регионального развития обосновываются, исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При втором подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей. Оба подхода дополняют друг друга, сопоставление результатов, полученных на их основе, повышает обоснованность и достоверность результатов прогнозирования. Наибольшее применение в практике регионального прогнозирования получили методы экстраполяции, методы экспертных оценок и методы моделирования. Эти группы методов имеют между собой тесное информационное и инструментальное взаимодействие. При информационном взаимодействии методы экстраполяции часто являются единственным источником получения необходимых данных. Инструментальная связь возникает в случае необходимости построения трендовых моделей [5]. 1.2. Основные этапы стратегического планирования в системе регионального развития Стратегическое планирование развития региона представляет собой цепь последовательных действия, для достижения определенной цели, которая осуществляется органами управления. За счет разделения данного процесса на последовательные этапы существует возможность формирования состава субъектов и объектов управления на каждом отдельном этапе. Разработка стратегического плана развития региона является важнейшей задачей региональной науки, а также практического ее воплощения в процессе управления регионом. Это может быть реализовано только в процессе совместной деятельности правительства региона и специалистов, которые занимаются вопросами экономики региона. Процесс осуществления стратегического планирования региона начинается с обоснования целей проведения данной процедуры, отбора необходимых стратегий, определения наличия необходимых ресурсов. В широком смысле слова стратегическое планирование стоит воспринимать как набор действий и решений управления, направленных на достижение поставленных целей [8]. Для этого используются традиционные инструменты менеджмента: анализ существующих проблем, оценка окружающей среды, SWOT и PEST-анализ, разработка сценариев развития, построение дерева решений, прогнозирования социально-экономического развития объекта управления. Cтратегическое планирование развития региона имеет свою специфику, и для того, чтобы грамотно его осуществить, необходимо иметь ввиду, что с позиции системного подхода регион как объект стратегического управления не является «монолитным», так как представляет собой совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем [9]: ? регионального хозяйства, включающего всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона; ? производственной сферы, включающей все отрасли материального производства (кроме АПК), и формирующей показатель валового регионального продукта; – агропромышленного комплекса; ? социальной сферы, включающей отрасли воспроизводства и культурного развития населения региона; ? финансово-экономической сферы; ? управленческой сферы, включающей все многообразие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе. В качестве конечного результата стратегического развития территории выступает степень достижения социального эффекта, получаемого в ходе проведения соответствующих мероприятий, а именно — показатели роста благосостояния населения региона. Исходя из изложенного, разделами стратегического планирования являются следующие взаимосвязанные элементы, выполнение которых позволяет приблизиться к конечной цели планирования (Рис. 3). Рисунок 3. Разделы стратегического планирования развития региона [8]. Данные рисунка 3 отчетливо отражают то, что стратегический план развития региона, как документ управления должен содержать в себе описание следующих направлений деятельности, для развития региона: ? цели развития региона; ? характеристику путей достижения поставленных целей; ? анализ потенциальных возможностей; ? перечень методов решения задач, которые поставлены; ? оценку ресурсов, необходимых для выполнения; ? сравнение способов применения имеющихся ресурсов. Стратегическое планирование экономического развития региона представляет собой непрерывный процесс и ставит ограничивающие рамки принятия как текущих, так и перспективных решений. Объективная необходимость существования грамотного стратегического плана экономического развития региона объясняется тем, что его наличие позволяет принимать обоснованные и более целесообразные экономические решения, основанные на большом объеме фактологического материала [3]. Конечным результатом процесса стратегического планирования является не составление самого плана, а именно экономическое развитие региона, успешность которого будет зависеть от управленческих действий, принимаемых в рамках разработанного и утвержденного на региональном уровне стратегического плана. Являясь важнейшей составляющей современных управленческих технологий, стратегическое планирование требует достаточно серьезного изменения принципов и приоритетов работы органов территориального управления, что вызывает необходимость грамотного делегирования и распределения функций стратегического планирования между представительными и исполнительными органами власти, а также привлечения к данному процессу специалистов из разных областей знаний [14]. Далее будут рассмотрены все этапы стратегического планирования развития региона. На первом этапе осуществляется постановка целей развития региона. Логично составленная цепочка целей вносит огромную пользу для осуществления стратегического планирования региона. Общая цель дает характеристику необходимого состояния развития региона на определенные промежуточные этапы развития, она краткая и емкая. Как правило, при ее формировании устанавливают качественные параметры среды проживания в регионе и определяют перечень количественных и качественных ориентиров экономического развития. Эти цели необходимы как критерий развития и вектор дальнейших действий и принятия действительно эффективных управленческих решений. Расплывчатые формулировки общей цели недопустимы. Так как основной целью развития любого региона является устойчивое улучшение качества жизни жителей, то ее можно описать с помощью определенных характеристик и параметров развития региона. Стратегический план, в зависимости от того региона, для которого он составляется, может преследовать достижение одной из трех стратегических целей: ? повышение инвестиционной привлекательности региона и привлечение внешних инвестиций; ? налаживание бизнес-связей с другими регионами или странами; ? создание комфортного социального пространства, максимальное исполнение всех социальных гарантий. Второй этап планирования развития региона включает в себя анализ внешней среды его развития, в процессе чего оцениваются основные социально-экономические показатели: объемы ВВП, состояние инвестиционного климата, уровень различных рисков, темпы инфляции, наличие перспектив экономического роста. Также осуществляется сравнительный анализ экономического развития других регионов, которые могут быть сопоставлены по уровню своего развития с исследуемым регионом, и на основе этого делаются выводы о степени влияния на развитие различных внешних факторов. С помощью данного анализа выявляются отрасли и виды деятельности, приоритетные для данного региона и способные обеспечить ему конкретные преимущества и экономическое благополучие, что позволяет сформировать систему мер, направленную на поддержку именно этих отраслей и реализацию имеющегося у региона потенциала [8]. Фактически, данный анализ — это SWOT-анализ региона, но только на макро-уровне, так как в процессе его проведения также определяются сильные и слабые стороны региона, его риски и возможности для развития. Делается это на основе оценки его географического положения, макроэкономической ситуации в стране, с учетом основных экономических трендов и демографических тенденций. Третий этап планирования позволяет раскрыть внутренний потенциал развития региона за оценки слабых и сильных сторон — то есть здесь опять же присутствует SWOT-анализ, только уже на локальном уровне. Специфика проведения SWOT-анализа территории (в отличие от организаций), заключается в том, что оценке будут подвергаться три вида ресурсов, имеющихся в регионе: человеческие, природные и экономические ресурсы. На основе такого анализа регионального потенциала можно сформировать так называемое «портфолио» региона на текущий момент времени, предположить тенденции его развития и изменения в будущем, а также оценить его успешность по сравнению с другими регионами [11]. На четвертой стадии стратегического планирования оцениваются возможности использования имеющихся преимуществ и перспективы создания новых. Данный этап включает в себя следующие мероприятия: ? оценка возможностей применения тех преимуществ, которые уже есть в регионе, например, благоприятного географического расположения, близости к рынкам сбыта, хорошей демографической ситуации, развитой инфраструктуры; ? анализ результатов реализации предыдущих программ, направленных на социально-экономическое развитие региона; ? выявление факторов, которые в прошлом приводили к успехам или неудачам при реализации программ социально-экономического развития, анализ принимаемых в те периоды времени управленческих решений по вопросам регионального экономического развития; ? определение внутренних факторов регионального развития, а также основных и дополнительных отраслей, для того чтобы определить какую стадию развития проходит регион: индустриальную, постиндустриальную или доиндустриальную$ ? выявление сфер деятельности и факторов, которые могут способствовать созданию добавленной стоимости, и по результатам этого исследования ? уточнение целей экономического развития региона. Пятый этап планирования очень важен тем, что именно на этом этапе выявляются отличительные особенности региона, которые могут сделать его уникальным по сравнению со всеми другими и дать ему дополнительные конкурентные преимущества, но и также могут существенно ограничивать его развитие. Основное внимание при этом уделяется на формирование таких преимуществ, как развитая инфраструктура, современные коммуникации, отлаженная система безопасности, институциональное развитие региона, грамотная промышленная политика, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, благоприятный для инвесторов климат. По завершении данного этапа стратегического планирования социально-экономического развития региона принимаются решения о том, как эффективно использовать сильные стороны региона и преодолеть его слабые стороны. Разработка концепции и стратегии развития региона осуществляется на пятом этапе планирования, в ходе которого формируются окончательные итоги о целях развития региона, утверждается перечень наиболее значимых факторов, влияющих на его развитие, утверждаются механизмы и методы управления региональным развитием, которые будут применяться по отношению к данному региону. Данные итоги подводятся на основе определения новых тенденций развития региона, с учетом региональных особенностей, а также этапа развития, на котором находится регион в настоящее время. В сформированном по итогам завершения данного этапа документе должны содержаться сведения о приоритетных направлениях развития региона, имеющемся объеме ресурсов для развития, а также перечень конкурентных преимуществ региона. На основе учета данных аспектов формируются альтернативные варианты стратегий, производится их сравнительная оценка, выбирается оптимальный вариант, который в последующем дорабатывается за счет использования интересных идей и предложений, содержащихся в других вариантах стратегий, который не были выбраны для реализации [8]. На шестом этапе осуществляется разработка плана действий и реализация стратегии. Как правило, данный план содержит подробный перечень мероприятий, необходимых для реализации намеченных целей, календарный график их проведения, список ответственных лиц, перечень показателей, которые будут служить критериями эффективности достижения цели, предполагаемые результаты, финансовый план, а также план проведения контрольных мероприятий для отслеживания хода реализации стратегии. Так как на этом этапе принимаются решения относительно финансирования всех мероприятий, то очень важно обеспечить целевой характер данных затрат. Для этого на уровне региональных и муниципальных органов власти часто применяется методика бюджетирования, ориентированного на результат, а также система ключевых показателей эффективности [8]. Седьмой, завершающий этап планирования связан с последующим анализом эффективности и результативности принятой стратеги развития, поэтому осуществляется он уже после того, как реализованы все предусмотренные стратегией мероприятия. По итогам производится корректировка целей и методов их достижения. Контрольные мероприятия могут носить сквозной характер и осуществляться на протяжении всего периода реализации стратегии в форме проведения мониторинга социально-экономического состояния региона с отслеживанием того как меняется ситуация в процессе выполнения тех или иных мероприятий. Возможен также контроль основных показателей развития региона по завершении каждого промежуточного этапа реализации стратегии [8]. Мониторинг и оценка деятельности нужны для того, чтобы убедиться, что проводимые мероприятия приводят к намеченным результатам, бюджетные средства используются эффективно. Если ход реализации стратегии показывает хорошие результаты, то необходимости в ее корректировке не возникает. Стоит отметить, что необходимо осуществлять и мониторинг и проводить периодическую оценку реализуемых мероприятий — эти процедуры совершенно разные, и направлены на выявление разных показателей — в ходе мониторинга отслеживаются результаты, а в ходе оценки производится сравнение полученных результатов с нормативными и плановыми показателями. Последовательное осуществление данных этапов стратегического планирования развития региона дает возможность выявить макроэкономические характеристики, оценить уровень межрегиональных связей, проанализировать текущее социально-экономическое положение региона, осуществить грамотный выбор стратегического направления модернизации и роста региональной экономики, провести организационно-экономические мероприятия, способствующие развитию территории, а также с помощью ключевых индикаторов оценить степень достижения запланированных результатов. Практическая реализация поэтапного стратегического планирования развития региона происходит в процессе разработки стратегических планов, которые имеют свое документальное воплощение в виде региональной стратегии социально-экономического развития. Поэтому на практике решение вопросов стратегического планирования происходит через разработку двух документов — Стратегии социально-экономического развития и Плана реализации Стратегии. 2. Физико-географический и экономико-географический анализ регионального развития России 2.1. Аспекты физико-географического анализа регионального развития Региональное развитие чаще всего понимается в обобщенном виде, как социально-экономический рост в том или ином регионе за определенный период времени, например, за 1 год или более. Представляется, что более полно и содержательно региональное развитие можно определить, как формирование и развитие в регионе территориальных социально-экономических структур с приростом экономического, социального и экологического качеств регионального развития. В общем, региональное развитие в пределах определенной конкретной территории определяется совокупностью экономико-географических, научно-технических, геополитических, физико-географических и экологических факторов [2]. Географические факторы начинают действовать уже с начала освоения территории определенного региона, на первой стадии регионального развития. Прежде всего, это физико-географические факторы, включающие в себя природно-ресурсный потенциал и его размещение по территории (акватории) региона. В более строгом виде этот географический фактор регионального развития можно определить, как выявленное на данный период времени природно-ресурсное пространство региона с соответствующими количественными оценками. В последнем должны отражаться не только известное на данный период времени сочетание природных ресурсов с их качественно-количественными характеристиками, но и их взаимосвязи, и пространственные сопряжения между ними [2]. На этой же начальной стадии освоения территории начинает действовать и такой важный географический фактор регионального развития, как природные условия региона, их географическая дифференциация и пространственно-временная изменчивость в целом. Этот же фактор отражает влияние техногенных, антропогенных изменений природной среды и экологических ограничений на региональное развитие. В этой связи экологические факторы регионального развития проявляются и в географических факторах.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, География, 20 страниц
500 руб.
Курсовая работа, География, 12 страниц
150 руб.
Курсовая работа, География, 20 страниц
240 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg