Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Методы инновационного развития предприятия

baby_devochka 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что инновационный процесс - это создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциалы страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационный процесс - мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Инновационный процесс призван обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Для развития инновационной деятельности необходим также комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных проектов, организации открытых торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка). Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и заканчивая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно -технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса. Управление инновационной деятельностью имеет особенности по сравнению с традиционной деятельностью. Прежде всего, это обусловлено наличием научно-исследовательских и проектных работ. Другой особенностью - является ее рискованность. На любом этапе создания новых потребительских продуктов и образцов техники возможно появление неожидаемых, не видимых ранее проблем, которые могут привести к нарушению сроков, перерасходу ресурсов, к недостижению запланированных целей или даже к закрытию инновационного проекта. В процессе управления инновационной деятельностью необходимо решать технические и производственные вопросы с учетом экономической целесообразности и коммерческой выгоды, внедрять новые технологии, осваивать новые изделия и их сбыт, обеспечивать согласованность, непрерывность, динамику инновационной деятельности предприятия на всем ее протяжении – от идеи до реализованного материального продукта. Именно поэтому данная тема интересна для исследования, вместе с тем она недостаточно разработана, так как каждое нововведение требует более тщательного анализа и разработки практических рекомендаций по внедрению инноваций. Управление инновационными процессами – это управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах. Объектом исследования составляет изучение инновационного процесса и инновации как результата этого процесса, пригодного для практической реализации. Предмет исследования дипломной работы – это изучение управления инновационным процессом на предприятии – общество с ограниченной ответственностью «Леста» (ООО «Леста»). Целью данной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности – как основы достижения стратегического конкурентного преимущества предприятия и оценка эффективности инновационного процесса. Задачами данной работы являются: 1. Изучить мировой опыт управления инновационными процессами. 2. Обобщить основные теоретические подходы к изучению инноваций и инновационного процесса. 3. Проанализировать спрос на научно-техническую продукцию. 4. Оценить эффективность инноваций. 5. Разработать рекомендации по совершенствованию инновационного процесса на конкретном предприятии. Методами исследования при написании дипломной работы являются изучение и анализ научной литературы, а также обобщение достижений мировой и отечественной практики управления инновационными процессами. Научная новизна дипломной работы состоит в разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления инновационными процессами на предприятии. Практическая новизна заключается в возможности использования материалов данной работы при управлении инновациями в ООО «Леста». Теоретической базой исследования являются труды российских и зарубежных авторов, самыми значимыми из которых являются В.Я. Горфинкель, Р.А. Фатхутдинов, Ф.Котлер, Й. Шумпетер и другие. Дипломная работа включает: введение, три главы и заключение. В первой главе рассматриваются основы управления инновационными процессами, соотношение понятий «инновация» и «инновационный процесс», виды и стадии инновационного процесса. Во второй главе делается анализ управления инновационным процессом в ООО «Леста», в связи с чем внимание уделяется организационной структуре управления предприятием, организации управления инновациями и процедуре внедрения инноваций как стадии инновационного процесса. Третья глава дипломной работы раскрывает пути совершенствования инновационной деятельности предприятия, как основы достижения стратегического конкурентного преимущества предприятия, а именно внедрения автоматизированных линий по пошиву, сложке, выворотке и упаковке швейных изделий. В главе дается оценка эффективности инновационной деятельности. В заключение данной работы сформированы основные выводы и рекомендации по проделанному исследованию.
Введение

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуще-ствление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых усло¬виях или местах применения. Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры. Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями, а также способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Для рыночной экономики характерны конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. В результате существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры. В настоящее время важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны как государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 6 Глава 1. Основы управления инновационными процессами……………. 11 1.1 Инновации и инновационный процесс…………………………….. 11 1.2 Виды инновационного процесса……………………………………. 14 1.3 Фазы инновационного процесса…………………………………….. 18 1.4 Технология и методы инновационного менеджмента………………. 32 Глава 2. Управление инновационным процессом……………………….. 39 2.1 Организационная структура управления предприятием…………… 39 2.2 Организация управления инновациями на предприятии……………. 43 2.3 Внедрение инноваций как стадия инновационного процесса………. 48 Глава 3. Пути совершенствования инновационной деятельности предприятия…………………………………………………………………. 61 3.1 Эффективность инновационной деятельности………………………. 61 3.2 Совершенствование инновационной деятельности как основа достижения стратегического конкурентного преимущества предприятия…………………………………………………………………. 66 Заключение………………………………………………………………….. 78 Список использованных источников……………………………………… 83 Приложение……………………………………………………………….... 86
Список литературы

1. Абрамов С.И. Инвестирование. - М: ЦЭМ, 2007. - 357 с. 2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия.»- М.: Дело и сервис, 2002. – 298 с. 3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. -СПб.: Питер, 2006. – 352 с. 4. Башин М. Оборотные средства предприятия в условиях рынка. - М.: Финансы, 2008. – 178 с. 5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - Киев.: Ника-Центр, 2003. – 265 с. 6. Бочаров В.В. Финансовый анализ. - Спб.: Питер, 2005. – 134 с. 7. Брэдик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 2007. – 421 с. 8. Бухалков М. Внутрифирменное планирование. - М.: Дело и сервис, 2006. – 241 с. 9. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций - М.: Филинъ, 2003. – 195 с. 10. Вейс Г., Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производства. - Красноярск, 2002. – 214 с. 11. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 2004. – 365 с. 12. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Финансовый аспект. - М.: ЮНИТИ,2005. – 232 с. 13. Глазунов В.Я. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. -М: Финстатинформ, 2004. – 154 с. 14. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник длявузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 321 с. 15. Гринёв В.Ф. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.-К.: МАУП, 2007. – 187 с. 16. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 220 с. 17. Дегтяренко В .Я. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М: Экспертное бюро -М, 2004. – 67 с. 18. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – Пенза, 2003. – 213 с. 19. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 114 с. 20. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2006. – 96 с. 21. Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2004. – 177 с. 22. Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия. - М.: Инфа-М, 2003. – 234 с. 23. Идрисов А.Б., Картышев СВ., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: Филинъ, 2002. – 165с. 24. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2003. 25. Инновационный менеджмент: Учебник./под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 313 с. 26. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - Минск.: Новое издание, 2002. – 256 с. 27. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 67 с. 28. Коробейников О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом.-2003.-№ 4. – 47 с. 29. Крылов Э. И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 98 с. 30. Макаренко М.В., Малахина О.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 178 с. 31. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Дело, 2002. – 267 с. 32. Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов: Рекомендации для предприятий и коммерческих банков. — М.: Финансы и статистика, 2001. – 71 с. 33. Раицкий К. Экономика предприятия. - М.: ДИС, 2002. – 414 с. 34. Сергеев И. В. Экономика предприятий: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2005. – 135 с. 35. Старобинский Э.К. Основы менеджмента на коммерческой фирме.-М.: Дело, 2004. – 244 с. 36. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. - СПб.: Геликон Плюс, 2000. – 167 с. 37. Уткин Э. А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 2003. – 94 с. 38. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2002. – 313 с. 39. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2004. – 177 с. 40. Шумпетер И. Теория экономического развития: - М.: Прогресс, 2000. – 344 с. 41. Экономика фирмы. Учебник/под ред. проф. Н.П. Иващенко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 277 с. 42. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2006. – 113 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Основы управления инновационными процессами 1.1 Инновации и инновационный процесс Слово «инновация» переводится на русский язык как «новизна», «новшество», «нововведение». В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя [25. С.24]. Инновация – это конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам. Здесь следует обратить внимание на широкое толкование понятия инновация – это может быть новый продукт, новый технологический процесс, новая структура и система управления организацией, новая культура, новая информация и т.д. Под инновацией в XIX в. понимали прежде всего введение элементов одной культуры – в другую. В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Й. Шумпетер еще в начале века понял роль инновации как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции. В своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [40. С.27]. Понятие «осуществление новых комбинаций» охватывает по Шумпетеру следующие пять случаев: 1. Изготовление нового, то есть еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага. 2. Внедрение нового, не известного данной отрасли промышленности метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в ином способе коммерческого использования соответствующего товара. 3. Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет. 4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать. 5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия. Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса. Инновационный процесс это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание. Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества: 1) научно-техническая новизна; 2) производственная применимость; 3) коммерческая реализуемость. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента: 1) «материализацию» инновации – от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию; 2) «коммерциализацию» инновации – превращение ее в источник дохода. Инновационная деятельность фирм гораздо более эффективное средство в конкурентной борьбе, чем все традиционные способы. При ней другие способы уже не могут играть существенной роли. Во второй половине XX в. начался бум инноваций во всех сферах жизни общества. В 1979 г. Конгресс США принял "Национальный акт о научно-технических инновациях", в котором говорилось, что инновации – центральный вопрос экономического, экологического и социального процветания США [21. С.27]. Инновационная стратегия была призвана уменьшить торговый дефицит, выиграть конкуренцию на мировом рынке, стабилизировать курс доллара. В ФРГ также на государственном уровне было подтверждено, что инновации являются основным средством борьбы со всеми социальными болезнями. Таким образом, то что в 40-50 гг. было стратегией отдельных фирм, в 70-80 гг. становится стратегией целых наций, государственной политикой развитых стран. Одновременно развивалась и наука об инновационной деятельности. Она означала отход от понимания рынка как свободной игры спроса и предложения. Теперь полагалось перехватить у рынка инициативу, управлять рынком, провоцировать появление потребностей массового покупателя, предлагать ему то, о чем он еще и не успел подумать. Такая стратегия и создала «потребительское общество». Рассматривая инновационный процесс (см. приложение 1), следует определить ряд понятий, которые являются базовыми. Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие. Новация – проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический проект, модель, опытный образец. Концепция инновации – система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка. Инициация инновации – научно-техническая, экспериментальная, или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса. Диффузия инновации – процесс распространения инновации за счет фирм – последователей (имитаторов). Рутинизация инновации – это приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, – моральное старение инновации. 1.2 Виды инновационного процесса В зависимости от того, где применяется инновация – внутри фирмы или за ее пределами различают три вида инновационного процесса (Рисунок 1). Рисунок 1 – Виды инновационного процесса. Простой внутриорганизационный (натуральный) процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Хотя в роли потребителей выступают те подразделения и сотрудники, которые используют внутрифирменную инновацию. При простом межорганизационном (товарном) процессе новшество выступает как предмет купли-продажи на внешнем рынке. Такая форма инновационного процесса означает полное отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей, нарушении монополии производителя-пионера, дальнейшем распространении товара – диффузии. Явление диффузии инновации способствует экономическому развитию общества и является стимулом для инициации нового инновационного процесса [18.С.14]. На практике скорость диффузии инновации зависит от различных факторов: 1) технических и потребительских свойств инновации; 2) инновационной стратегии предприятия; 3) характеристик рынка, на котором реализуется инновация. Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации. В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает: 1) научные исследования и разработки; 2) научно-техническое образование и подготовку кадров; 3) научно-технические услуги. Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений. В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности (Рисунок 2):. Рисунок 2 – Категории основных участников инновационной деятельности. Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией. Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) ? это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе [25. С.66]. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно-исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль. Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки. Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство») [25. С.68]. Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру (Рисунок 3). Рисунок 3 – Иные участники инновационной деятельности. 1.3 Фазы инновационного процесса Одним из этапов инновационной деятельности является управление инновационным процессом от инвенции до реализованной инновации. Инновационный процесс состоит из нескольких частей (фаз), которые в совокупности составляют жизненный цикл инноваций (ЖЦИ). Рассмотрим состав и содержание фаз инновационного процесса относительно продуктовой инновации, которая является наиболее значимой среди других видов инноваций. Как правило, выделяются пять фаз инновационного процесса (Рисунок 4). Рисунок 4 – Фазы инновационного процесса. 1. Фаза «Фундаментальная наука». К этой фазе относятся фундаментальные научные исследования – экспериментальная и техническая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества. Фундаментальная наука осуществляется в академических институтах, вузах, отраслевых институтах. В странах Западной Европы, в США и Японии фундаментальная наука в основном базируется в высшей школе. В России – в отраслевых и экономических институтах. Основной формой организации исследований в России по-прежнему остаются научно-исследовательские институты (НИИ), обособленные от высших учебных заведений и предприятий. Ведущее место в сети научных организаций академического профиля занимает Российская академия наук. В России наука, как система, появилась почти 300 лет тому назад благодаря государственному акту-указу Петра I, и в дальнейшем она развивалась как государственное дело. Сначала была создана Академия наук, а затем на ее базе был создан университет и стала развиваться университетская наука. Позднее от академической и университетской отпочковалась отраслевая наука. Эти три структуры российской науки были центрированы на Российскую академию наук, которая являлась системообразующим началом организации научной деятельности в стране. Именно Академия наук в значительной мере задавала эталоны научного исследования, формировала основополагающие научные ценности, определяла научные приоритеты, ранг научного престижа и социального признания. Результатом фундаментальных научных исследований являются новые теоретические знания – открытия. Прогнозирование возможности их практического применения весьма затруднительно. Статистика показывает, что только 10 % фундаментальных исследований имеют положительный результат. В США важнейшим исполнителем фундаментальных исследований являются университеты – 51,3 % исследований. Роль университетской науки особенно велика при выполнении заказов Национального института здравоохранения – 66,7 %. Даже Пентагон размещает в университетах 48,7 % своих фундаментальных исследований [25.С.74]. К началу 2008 года в России насчитывалось 4535 научных организаций и по их количеству Россия вернулась к уровню 1990 года - 4646 научных организаций. При этом наибольшее сокращение их числа пришлось на 1990 – 1995 года, после чего начался рост числа научных организаций. 2. Фаза «Прикладная наука». На этой фазе инновационной деятельности осуществляется прикладное теоретическое и экспериментальное исследование – научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных народнохозяйственных задач [18. С.56]. Как отмечал Ф. Бэкон еще в начале XVII века, «следует разделить учение о природе на исследование причин и получение результатов: на части – теоретическую и практическую. Первая исследует недра природы, вторая переделывает природу, как железо на наковальне». Наука не сразу стала созидающей общественной силой. До середины XVIII века научные достижения используются в производстве лишь спонтанно. В это период наука, как писал Ф. Бэкон, «склонна к болтовне, но бессильна и не созрела для того, чтобы рождать» [18. С.56]. Во второй половине XVIII века наука сформировалась как целостная система, организованная с общими для всех отраслей науки принципами. С этого момента она из изолированной сферы человеческой деятельности превращается в важнейший фактор интенсификации производства. Сильным стимулом такого развития науки явились созревшие в экономике требования перехода производства на машинную основу. Для создания научной инфраструктуры, «банка научной информации» большую роль сыграло книгопечатание. Но тем не менее вплоть до XX века отсутствовала тесная кооперация между наукой и производством – полученные результаты прикладных исследований часто не находили практического применения. Традиционно в СССР прикладная наука осуществлялась в отраслевых институтах – научно-исследовательских институтах (НИИ), специальных конструкторских бюро (СКБ). В странах Западной Европы, в Америке прикладные исследования, как правило, проводятся непосредственно на предприятиях. Это сближает науку и производство, дает значительный выигрыш по времени и результатам при внедрении инноваций. В настоящее время в России произошли значительные изменения в области прикладной науки. Научные организации, выполняющие научные исследования и разработки в качестве основной деятельности либо имеющие в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение научных исследований и разработок, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности сами выбирают направления развития, изыскивают финансовые возможности, устанавливают деловые связи, занимаются коммерциализацией своих интеллектуальных продуктов. Прикладные исследования используют полученные фундаментальной наукой новые знания для создания новых и улучшения существующих средств и способов человеческой деятельности. Результат прикладных исследований фиксируется в изобретениях, «ноу-хау», научно-технических монографиях, в технических заданиях на проектирование новых объектов. В современном мире происходит постоянное углубление процесса превращения науки в непосредственную производительную силу, а производства – в практическое применение научных достижений. «Прогресс наук, – писал Кондорсе, – обеспечивает прогресс промышленности, который сам затем ускоряет научные успехи, и это взаимное влияние, действие которого беспрестанно возобновляется, должно быть причислено к наиболее деятельным, наиболее могущественным причинам совершенствования человеческого рода» [18. С.58]. Практическое использование этого результата в производстве также далеко не всегда предсказуемо и велика вероятность получения отрицательного итога. Поэтому инвестиции в прикладные исследования носят рисковый характер. Несмотря на это все ведущие страны мира уделяют огромное внимание стимулированию роста изобретений. По статистическим данным количество патентов, зарегистрированных в 2001-2007 гг. в Японии составило - 3,5 млн. (37%), в США - 2,6 млн. (27%), в Евросоюзе, Южной Корее и Китае - по 12%. Самыми быстрыми темпами регистрация патентов растет в КНР и к 2012 году по этому показателю китайские специалисты обойдут нынешних лидеров по числу изобретений - японцев. Китай уделяет большое внимание развитию современных технологий, в частности, в области химии, компьютеров, телефонной связи и передачи информации. В 2020 году Отдел по регистрации патентов (PCT - Patent Cooperation Treaty) Всемирной Организации по работе с Интеллектуальной Собственностью (World Intellectual Property Organization - WIPO) зафиксировал беспрецедентно высокий уровень регистраций новых патентов – 156`100 патентов, что на 4,7% больше, чем в 2006 году. Особо значимый рост числа патентов показали Южная Корея и Китай, которые по сравнению с 2019 годом показали рост на 18,8 и 38,1% соответственно. Тройку лидеров за 2019 год возглавляет США (52`280 патентов, или 33,5% от общего числа), затем идет Япония (27`731 патентов, 17,8% от общего числа) и Германия (18`134 патентов, 11,6% от общего числа). Очень весомо прибавили в росте также Бразилия (рост 15,3%), Малайзия (71,7%), Сингапур (13,9%) и Турция (10%). Правда, ни одна из них еще не входит в десятку лидеров [18. С.60]. В России число зарегистрированных патентов в 2020 году составило 695, в 2019 году - 507 и 2008 году - 568. 3. Фаза «Разработка (проектирование)». Данная фаза содержит конструкторскую подготовку изделия для последующего его производства. Сюда входят следующие основные работы: 1) инженерное прогнозирование – прогнозирование новых технических решений, новых материалов, новых методов проектирования. Здесь также устанавливаются возможные ограничения на проектирование, изготовление и применение нового изделия – ресурсные, технические, экономические, социальные, экологические. 2) параметрическая оптимизация – определение технических характеристик изделия (образца), обеспечение оптимального ряда параметров изделия, его типоразмеров; 3) проектирование изделия – разработка эскизного проекта, определение возможных технических альтернатив, разработка технического проекта, отработка изделия на технологичность; 4) изготовление опытного образца (прототипа), его испытание и доводка; 5) корректировка конструкторской документации по результатам испытаний опытного образца [18. С.62]. Фазы «Прикладная наука» и «Разработка» часто соединяются в одну фазу – Научно-исследовательская и опытно-конструкторская подготовка производства (НИОКР). НИОКР проводятся как в специализированных лабораториях, конструкторских бюро, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных фирм. На выходе данной фазы – проработанная инвенция – новация. Новация существует в виде проекта, опытного образца, полезной модели [21. С. 90]. При оценке эффективности НИОКР используется расчетный период, который разбивается на следующие этапы: научное исследование, опытно-конструкторские работы, изготовление промышленных образцов, серийное производство, использование произведенных изделий или технологий в производственной и хозяйственной практике, ликвидацию (утилизацию) изделий. Расчеты эффективности научных исследований учитывают следующие основные положения и условия: - оценка НИОКР дается в рамках расчетного периода; - обязателен учет фактора времени (изменения затрат и результатов во времени, неравноценность разновременных доходов и расходов); - на начальной стадии НИОКР учитываются только предстоящие расходы и доходы, связанные с проведением и внедрением научной разработки; - при расчетах фактической эффективности учитываются фактические затраты и доходы, связанные с проведением НИОКР и реализацией ее результатов; - используется система цен, действующая на момент выполнения расчетов, тарифов, налогов и т.д. (с обязательным указанием этого момента), инфляция не учитывается; - указываются факторы неопределенности и риска, а также способы их отражения в расчетах; - используется принцип сравнения «без проекта (без инновации) и с проектом (с инновацией)», то есть оценка эффективности научных исследований проводится путем сопоставления денежных потоков, связанных с проведением исследования и использованием его результатов, с денежными потоками, которые имели бы место, если бы исследование и, соответственно, внедрение не проводилось; - оценки эффективности НИОКР, за редким исключением, должны быть выражены в денежной форме. Обоснования эффективности научной разработки проводятся на следующих стадиях (этапах) ее жизненного цикла: - на стадии заявки включения в план НИОКР и заключения договора (оценка потенциального эффекта); - на стадии завершения разработки (оценка ожидаемого эффекта); - на стадии внедрения (расчеты фактического эффекта). На завершающей стадии оценки эффективности НИОКР должны быть отражены результаты работы по направлениям их использования. При формировании оценки эффективности НИОКР необходимо, в первую очередь, выявить и дать оценку изменению эффективности в производственной, хозяйственной и иной деятельности Общества при внедрении научной разработки. Изменения такого рода могут характеризоваться факторами эффективности (результативности, полезности) НИОКР. Реализация научных результатов может позитивно повлиять на основные показатели деятельности предприятия за счет [21. С.97]: 1. Увеличения дохода от роста реализации продукции. 2. Снижения материальных и энергетических затрат. 3. Сокращения затрат живого. 4. Разработки, нацеленные на экономию времени. 5. Экономии капитальных вложений. 6. Факторы, связанные с повышением качества готовой продукции, изменением цен, оптимизацией финансовых потоков и налогообложения. В рыночных условиях хозяйствования значительный эффект могут дать результаты научных разработок, обеспечивающие при их практической реализации: - повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта продукции и услуг предприятия на внутреннем и внешнем рынках; - повышение курсовой стоимости Общества; - увеличение общей капитализации предприятия; - снижение рисков, связанных с производственной и хозяйственной деятельностью предприятия; - получение доходов от продажи патентов и лицензий; - получение доходов от приобретения или продажи недвижимости, финансовых вложений, других операций на фондовом и финансовых рынках; - рост доходов от реструктуризации предприятия и совершенствования системы управления предприятием. Эффективность НИОКР во многом определяется самим процессом проведения и внедрения научных разработок. Наиболее важными факторами этого процесса, с точки зрения его эффективности, являются: - объем затрат на проведение НИОКР и их распределение во времени; - длительность периода от момента завершения НИОКР до начала внедрения полученных научных результатов; - объем внедрения и его распределение во времени в течение всего жизненного цикла инновации; - продолжительность периода нарастания объемов внедрения и динамика объемов внедрения; - система взаимоотношений между различными участниками (организационно-экономический механизм) научного проекта, в том числе отношения внедряющих организаций с предприятием, научной организацией, отношения предприятия и внедряющих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления. 4. Фаза «Производство». Данная фаза состоит из следующих частей: Организационно-техническая подготовка, которая в свою очередь содержит – конструкторско-технологическую, материально- техническую, организационную подготовку производства. Конструкторская подготовка производства включает проектирование специального оборудования, приспособлений, инструментов. Технологическая подготовка производства охватывает разработку технологий, как для основного, так и для вспомогательного производства. Материально-техническая подготовка, во-первых, включает материально-техническое снабжение сырьем, материалами, комплектующими, стандартным оборудованием, оснасткой, инструментом, а во-вторых, – монтаж оборудования и проведение пуско-наладочных работ. Организационная подготовка включает разработку системы планов по освоению новой продукции; реструктуризацию существующих подразделений и разработку структуры новых производственных подразделений; разработку системы деловых взаимоотношений как внутри организации, так и с внешней средой; разработку системы оплаты труда. Запуск производства – комплекс технических, организационных, экономических мероприятий с целью освоения нового изделия на производстве. На фазе «Производство» реакция потребителей на инновацию еще не
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 72 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 84 страницы
2100 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 98 страниц
2450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg