1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
1.1. Общие положения, сущность и понятия оценки бизнеса
Существует множество вариантов понятия стоимости предприятия. Рассмотрим основные виды стоимости, которые используются в практике оценки бизнеса.
Под «бизнесом» в работе понимается экономическая деятельность, основанная на использовании экономических ресурсов, которая направлена на получение прибыли путем создания или реализации определенной продукции или услуги.
Рыночная стоимость организации предполагает получение наиболее вероятной цены при отчуждении объекта на открытом конкурентном рынке. Подразумевается, что стороны сделки поступают верно, имеют достоверную и подробную информациею о финансовом положении предмета договора, а на сумму сделки не воздействуют чрезвычайные обстоятельства, такие как:
1) одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
2) стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
3) объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
4) цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
5) платеж за объект оценки выражен в денежной форме
Рыночная стоимость - объективная, она не зависит от желания других участников рынка и показывает реальные экономические условия, которые складываются на данном рынке.
Инвестиционная стоимость - это оценка стоимости бизнеса для определенного потенциального инвестора или группы инвесторов. Инвестиционная стоимость исчисляется по индивидуальным требованиям к инвестициям [14,c.53].
Каждый инвестор, когда вкладывает в бизнес денежные средства, желает получить как возврат вложенной суммы, так и прибыль. Поэтому расчет инвестиционной стоимости делается по ожидаемым этим инвестором доходам и конкретной ставки их капитализации.
Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже, — это денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга [52,c.420].
Залоговая стоимость - это оценка стоимости предприятия по рыночной стоимости для ипотечного кредитования.
Балансовая стоимость предполагает затраты на покупку объекта собственности, либо на строительство такого объекта. Балансовая стоимость делится на два типа: первоначальная и восстановительная. Рассмотрим подробнее оба определения.
Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерской отчетности на момент ввода в эксплуатацию.
Восстановительная стоимость - определяется в процессе переоценки основных средств. Это стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств.
Можно сказать, что основа оценки стоимости предприятия выражается как: сегодняшняя стоимость равняется стоимости будущих доходов, которые собственник организации может получить от владения данным бизнесом. Можно согласиться, что знающий покупатель будет инвестировать в бизнес только тогда, когда текущая стоимость ожидаемых доходов от собственности будет равна цене покупки. Точно так же продавец, который рационально мыслит, в нормальных условиях не будет продавать свой бизнес, если текущая стоимость тех же ожидаемых доходов больше, чем цена продажи. Можно сделать вывод, что продажа произойдет только по цене, равной приведенной стоимости доходов, которые обеспечивают владение этой собственностью.
Стоимость не всегда выражается определенным числом. Чаще всего при оценке предприятия оценщик определяет диапазон для сумм стоимости.
У процесса оценки существуют определенные критерии. Никто не предскажет со 100% гарантией размер доходов, которые получат собственники бизнеса. Потенциальные инвесторы могут представлять разные размеры этих доходов. Точно так же инвесторы могут рассчитывать на разные суммы окупаемости вложений в зависимости от собственной оценки рисков, которые связанны с обладанием данной компанией. Поэтому стоимость бизнеса для конкретного участника сделки зависит от того, как он оценивает выгоды и риски, которые связаны с данной организацией.
Оценка стоимости бизнеса — это процесс определения рыночной стоимости его капитала [23, c. 346]. Введение приватизации, развитие системы страхования, изучение фондового рынка, переход коммерческих банков на систему выдачи кредитов под залог имущества приводят к тому, что деятельность по оценки бизнеса все более востребована.
Оценочная деятельность — это профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, которая направлена на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости [46, c. 126] .
Субъекты оценки являются:
1) физические лица, по другому называемые оценщиками;
2) юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры,
3) независимые организации оценщиков,
4) государственные органы Российской Федерации,
5) заказчики, покупатели,
6) потребители.
Следует отметить, что оценщик определяет не цену объекта имущества или бизнеса, а его стоимость. Цена — это совершившийся факт, фактический результат состоявшейся сделки. Стоимость — это ожидаемая (наиболее вероятная при данных условиях — состоянии рынка, объекта сделки, условий его функционирования и развития и др.) цена объекта сделки. Рыночная стоимость, как правило, отличается от рыночной цены. При правильном определении рыночной стоимости ее величина максимально приближается к цене объекта оценки при его обращении на рынке. Следовательно, оценочная деятельность представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины его стоимости в денежном выражении с учетом влияющих на него факторов в конкретный момент времени и в условиях
конкретного рынка.
Рассмотрим основные назначения оценки, предусмотренное российским законодательством:
1) при вовлечении в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованьям при приватизации, сдаче в аренду, доверительное управление, передаче в залог, продаже и ином отчуждении, переуступке долговых обязательств, передаче в качестве вклада в уставный капитал (ст.8. No135-ФЗ от 29.07.1998 г) [4, c.25];
2) при возникновении спора о стоимости объекта оценки при национализации, ипотечном кредитовании, при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов, при выкупе или ином предусмотренном законодательством изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд; при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы (ст.8. No135-ФЗ от 29.07.1998 г) [5, c.23];
3) при оплате акций при их размещении неденежными средствами (ст. 34 п. 3 абз.3. закона No208-ФЗ от 26.12.1995 г.);
4) при выкупе акций обществом по требованию акционеров (пп. 75– 77 закона No 208-ФЗ от 26.12.1995 г.);
5) при обязательном предложении о приобретении акций открытого общества (ст.84.2 закона No 208-ФЗ от 26.12.1995 г) [3, c.24];
6) при выкупе лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию их владельцев (ст. 84.7. закона No 208-ФЗ от 26.12.1995 г) [4, c.26];
7) при оценке неденежных вкладов в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, вносимых участниками (ст.15 закона No14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
8) в ходе конкурсного производства (закон No127-ФЗ от 26.10.2002г.)
Оценщик — это такое физическое лицо, которое является представителем одной организаций оценщиков [14, c. 281]. Оценщики страхуют свою ответственность в соответствие с требованиями закона «Об оценочной деятельности». Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.
Требования к лицу, которое занимается оценочной деятельностью:
1) состоит в одной из независимых организаций оценщиков (оценщик одновременно может быть членом только одной СРО согласно ст.24 закона №135-ФЗ);
2) соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
3) наличие документа об образовании, который подтверждает получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
4) отсутствие непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
5) страхование гражданской ответственности оценщиков, независимость оценщика.
Определение сущности оценочной деятельности раскрывает ее характерные черты как процесса:
1) зависимость содержания операций от цели оценки, вида объекта и выбранных методов оценки. Оценщик в своей деятельности для получения результата должен проделать операции, содержание которых зависит от цели (для купли-продажи, вклада в уставный капитал, инвестирования, налогообложения, аренды и т. д.), вида (земельный участок, объект недвижимого имущества, оборудование и т. п.) и выбранных методов оценки (практически почти каждый метод имеет специфику применения для различного вида объектов оценки);
2) упорядоченность, т. е. все действия оценщиком должны совершаться
в определенной последовательности. В алгоритме применения каждого метода оценки можно выделить общие для их всех этапы оценки:
1) определение цели оценки;
2) выбор вида стоимости, подлежащей расчету;
3) сбор и обработка необходимой информации;
4) обоснование методов оценки стоимости;
5) расчет величины стоимости объекта, внесение поправок;
6) выведение итоговой величины; проверка и согласование полученных результатов.
Рассмотрим назначение оценки, которое предусмотрено российским законодательством:
1) при вовлечении в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации(РФ), субъектам РФ либо муниципальным образованьям при приватизации, сдаче в аренду, доверительное управление, передаче в залог, продаже и ином отчуждении, переуступке долговых обязательств, передаче в качестве вклада в уставный капитал (ст.8. №135-ФЗ от 29.07.1998 г) [2, c. 24];
2) при возникновении недопонимания о стоимости объекта оценки при ипотечном договоре, при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов, при выкупе или ином предусмотренном законодательством изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд; при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы (ст.8. №135-ФЗ от 29.07.1998 г);
3) при оплате акций при их размещении неденежными средствами (ст. 34 п. 3 абз.3. закона №208-ФЗ от 26.12.1995 г.) [2, c. 53];
4) при выкупе акций обществом по требованию акционеров (пп. 75– 77 закона № 208-ФЗ от 26.12.1995 г.) [2, c.62];
5) при обязательном предложении о приобретении акций открытого общества (ст.84.2 закона № 208-ФЗ от 26.12.1995 г) [2, c.85];
6) при выкупе лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию их владельцев (ст. 84.7. закона № 208-ФЗ от 26.12.1995 г) [2, c.87];
7) при оценке вкладов, в неденежном эквиваленте, в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, вносимых участниками (ст.15 закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») [3, c.52];
8) в ходе конкурсного производства (закон №127-ФЗ от 26.10.2002г.) [4, c.63];
Оценщики должны использовать стандарты оценки,которые используются при оценке.
Стандарты оценки – это такие правила оценки, которые обязательны к применению субъектами оценочной деятельности. Они созданы и узаконены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме федеральных стандартов оценки стоимости бизнеса российские оценщики учитывают международные и европейские стандарты. Международные стандарты оценки, они называются сокращенно МСО, разрабатываются международным комитетом по стандартам оценки (МКСО), европейские стандарты оценки (ЕСО) – Европейской группой ассоциаций оценщиков (ЕГАО). Российское общество оценщиков (РОО) является полномочным представителем Российской Федерации в МКСО [ 21, c. 67].
Экономическое назначение оценки стоимости бизнеса:
1) купля-продажа;
2) отражение в отчетности, постановка на баланс предприятия;
3) переоценка основных средств;
4) проведение аукционов, торгов или конкурсов;
5) лизинг, аренда;
6) исчисление налогов, пошлин;
7) определение доли имущественных прав;
8) возмещение ущерба, убытков;
9) принятие инвестиционных решений;
10) принятие управленческих решений;
11) страхование.
В таблице 1 отражена классификация целей оценки стоимости бизнеса
Таблица 1 - Классификация целей оценки стоимости бизнеса
Субъекты Цели
Оценочное предприятие Выпуск акций
Разработка планов для увеличения и улучшения финансового состояния предприятия
Оценка эффективности работы персонала
Обеспечение экономической безопасности на предприятии
Собственники Расчет выручки для ликвидации предприятия
Обоснование цены полной или частичной купли-продажи предприятия
Выбор вариантов распоряжения собственностью предприятия
Страховые организации Определение размеров налогов или суммы страховых выплат
Гос.органы Подготовка предприятия к ликвидации
Определение налогооблагаемой базы
Проведение оценки предприятия для судебных целей
Инвесторы Определение стоимости предприятия для инвестиционных проектов
Необходимость оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Рассмотрим основные этапы оценки стоимости бизнеса по общепринятым правилам.
Этап 1. Определение задачи;
1) постановка задачи и причины проведения оценки;
2) принятие решения о проведении оценки;
3) определение требуемого вида стоимости;
4) идентификация объекта оценки и имущественных интересов;
5) определение даты оценки;
6) срок завершения работы.
Этап 2. План проведения оценки стоимости бизнеса
1) определение требований к информации;
2) идентификация методологических и методических условий оценки;
3) определение трудоемкости (трудозатрат);
4) согласование условий выполнения задания и контракта.
Этап 3. Сбор и подтверждение информации
1) макроэкономические показатели;
2) рынок производимой продукции (услуг);
3) показатели экономической деятельности оцениваемой компании;
4) нормативное регулирование условий развития компании.
Этап 4. Применение подходов и методов определения стоимости бизнеса
Этап 5. Согласование результатов
Этап 6. Оформление результатов оценки
Рассмотрим основные источники информации, которые использует оценщик при оценочной деятельности:
1) статистическая и прогнозная информация о рынке, отрасли, стране, регионе функционирования предприятия;
2) баланс предприятия;
3) отчёт о прибылях и убытках;
4) отчёт о движении денежных средств;
5) сведения об имущественном комплексе предприятия.
Информация, используемая в процессе оценки бизнеса, должна соответствовать требованиям:
1) полноты и достоверности финансово-экономической, технико-экономической и управленческой информации, характеризующей деятельность предприятия за период предыстории, а также в будущем периоде;
2) точного соответствия целям оценки;
3) комплексного учёта внешних условий функционирования оцениваемого предприятия.
Информация, необходимая для анализа предприятия в целях его оценки, делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом. Внутренняя информация даёт представление о деятельности оцениваемого предприятия.
Необходимость анализа внешней информации обосновывается тем, что нормальное функционирование бизнеса (объём продаж, прибыль) во многом определяется внешними условиями функционирования предприятия. К информации этого рода можно отнести макроэкономические и отраслевые показатели.
Макроэкономические данные – информация о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации; она характеризует инвестиционный климат в стране.
К макроэкономической относится следующая информация:
1) стадия экономического цикла;
2) экономическая и политическая стабильность;
3) социальные факторы: занятость и уровень жизни населения;
4) процентные ставки и их динамика;
5) налоговое законодательство и тенденции его изменения;
6) риски.
Общие макроэкономические закономерности развития экономики оценщик должен учитывать при анализе конкретного предприятия и составлении прогнозов. Например, в периоды спада деловой активности снижается размер получаемой прибыли, увеличивается вероятность банкротства, снижается стоимость бизнеса.
Основные источники макроэкономической информации:
1) программы правительства и прогнозы;
2) периодическая экономическая печать;
3) аналитические обзоры информационных агентств;
4) данные Федеральной службы государственной статистики;
5) законодательство Российской Федерации.
К отраслевым данным относится информация об отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие: рынки сбыта, наличие и характеристика конкурентов.
Рынки сбыта анализируются с точки зрения соотношения спроса и предложения, взаимоотношений с поставщиками, стратегии сбыта товаров.
Основные направления стратегии сбыта товаров:
1) проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом,
что и конкуренты;
2) развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка; разработка принципиально новых товаров или модернизация существующих;
3) диверсификация производимой продукции для освоения новых
рынков
Цель сбора этой информации – определение потенциала рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние два – пять лет по оцениваемому предприятию, объём продаж в текущих ценах у конкурентов, прогнозы по расширению рынков сбыта.
Цели работы оценщика по сбору внутренней информации:
1) анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций;
2) сбор информации для прогнозирования объёмов продаж, денежных потоков, прибыли;
3) учёт факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса;
4) корректировка и анализ финансовой документации.
Эффективным источником информации является анкетирование владельцев, администрации, аудиторов, кредиторов, конкурентов оцениваемого предприятия, представителей отраслевых ассоциаций и местных администраций. В процессе анкетирования необходимо уделить внимание следующим вопросам:
1) ретроспективные данные об истории предприятия: состав имущественного комплекса, ассортимент продукции и услуг, квалификация рабочего и управленческого персонала; основные заказчики, поставщики и кредиторы;
2) характеристика филиалов и дочерних фирм: формы и размеры участия оцениваемого предприятия в филиалах и дочерних фирмах, ассортимент продукции (услуг) и т. п.;
3) характеристика оцениваемого предприятия:
– наличие и результаты проверок, проводимых аудиторами и налоговыми органами;
– наличие излишних, неоперационных и непроизводственных активов, связанные с ними доходы и расходы;
– сведения об инвентаризации запасов и основных фондов;
– дивидендная политика;
– обязательства или доходы и расходы, не отражённые в финансовых документах (данные об арендных договорах, незавершённых судебных делах, не отражённых в бухгалтерских документах, активах и т. д.);
4) перспективы развития оцениваемого предприятия на ближайшие три – пять лет:
– расширение ассортимента продукции (услуг);
– рост объёмов производства и сбыта;
– выручка от других операций;
– себестоимость и прибыль;
– капитальные вложения;
– риски.
Сферы применения оценки стоимости разнообразны. Это рыночные сделки с объектами имущества и бизнеса, фондовый рынок, кредитная система, судебная и налоговая системы государства, процессы приватизации и управления государственной собственностью, инвестиционная деятельность, выработка стратегии и направлений развития объектов имущества и бизнеса, разработка систем мотивации персонала предприятий. Столь широкие сферы применения подчеркивают важность и значение оценки стоимости имущества и бизнеса в рыночной экономике. В последние десятилетия в мировой практике все шире примечется оценка эффективности управления имуществом, бизнесом
и его отдельными активами через изменение их рыночной стоимости, где в основе лежит ее периодическая оценка.
Обоснованность и достоверность оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область использования оценки:купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация и т. д.
Можно сделать вывод, что требований, которые предъявляются к оценке, и оснований, по которым она проводится, огромное множество. Оценка стоимости бизнеса - это определенный расчёт какого-либо типа стоимости. Определенные требования клиента каждый раз придают различные очертания составляемому отчёту об оценке. Качество отчёта зависит от опыта и объективности лица, который выполняет оценку.
1.2. Факторы, влияющие на оценку бизнеса для привлечения инвестора
Важную роль в управлении стоимостью играет глубокое понимание того, какие именно параметры деятельности фактически определяют стоимость бизнеса. Назовем их ключевыми факторами стоимости. Знать их важно по двум причинам. Во-первых, организация не может работать непосредственно со стоимостью. Она вынуждена заниматься тем, на что способна влиять, — например, удовлетворением запросов потребителей, себестоимостью, капитальными вложениями и т. д. Во-вторых, именно эти факторы стоимости помогают менеджерам высшего эшелона понять, чтоґ происходит на всех остальных уровнях организации, и донести до них свои планы и намерения.
Фактор стоимости — это просто любая переменная, влияющая на стоимость компании. Однако, чтобы факторами стоимости можно было пользоваться, надо установить их соподчиненность, определить, какой из них оказывает наибольшее воздействие на стоимость, и возложить ответственность за этот параметр на конкретных людей, участвующих в достижении целей организации.
Различные микро- и макроэкономические факторы влияют на стоимость бизнеса. Макроэкономические показатели определяют инвестиционный климат в стране, содержат информацию о том, как повлияет на деятельность предприятия изменение макроэкономической ситуации [45, c. 284]. Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, который возникает из внешних событий. Стоимость бизнеса, который существует в условиях высокого риска, ниже, чем стоимость такого же бизнеса, функционирование которого связано с меньшим риском. Чаще всего наиболее высокий доход тесно связан с большей степенью риска.
Основные факторы, которые влияют на стоимость бизнеса:
1) ликвидность зависит от спроса;
2) характеристики дохода и риски, которые связаны с его получением;
3) репутация предприятия на рынке;
4) ограничения для данного бизнеса;
5) размер оцениваемой доли бизнеса;
6) степень контроля, получаемая новым собственником;
7) перспективы развития оцениваемого бизнеса;
8) степень изношенности оборудования;
9) ценовая политика;
10) финансовое положение предприятия;
11) расходы на создание похожих организаций;
12) степень конкуренции в данной отрасли;
13) диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг);
14) отношения с потребителями и поставщиками;
15) степень управления;
16) кадровый состав предприятия.
17) качество выпускаемой продукции;
18) технология и затраты производства;
Рассмотрим представленные факторы подробнее. Ликвидность организации зависит от спроса на рынке. Спрос определяется предпочтениями потребителей, зависящими от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, какой контроль, какие риски связаны с получением доходов, а также социально-политическая и экономическая среда функционирования бизнеса.
Бизнес имеет определенную стоимость, если он является полезным для реального или потенциального собственника. Полезность для каждого потребителя может быть разной. Полезность жилья – это комфортное проживание, пребывание, полезность бизнеса – это его возможность приносить доход в течение определенного периода [41, c. 378]. Чем больше полезность, тем соответственно выше величина оценочной стоимости.
Изменение политических, экономических и социальных сил влияет на конъюнктуру рынка и уровень цен. Вследствие этого стоимость предприятия изменяется.
Следовательно, оценка стоимости предприятия должна проводиться на определенную дату. В этом заключается суть принципа изменения стоимости. Из этого принципа следует, что для того, чтобы рассмотреть возможные способы использования данного предприятия, необходимо исходить из условий рыночной среды. Спрос на рынке, возможности развития бизнеса, местоположение и другие факторы определяют альтернативные способы использования данного предприятия.
Перспективы развития оцениваемого объекта бизнеса играют важную роль. Предприятия, которые неплатежеспособны, могут быть привлекательными для инвестора, который предлагает улучшающие пути развития, а стоимость предприятия в предбанкротном состоянии будет ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансово устойчивого [12, c.56].