Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческого потенциала младших школьников в системе дополнительного образования

baby_devochka 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников в системе дополнительного образования. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческого потенциала младших школьников. Предмет исследования: содержание, методы и приёмы развития творческого потенциала младших школьников в условиях дополнительного образования. Объект исследования: процесс развития творчества у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала младших школьников будет эффективным, если: - занятия с детьми организованы и осуществляются в условиях дополнительного образования; - разработана программа работы изобразительной студии и занятия по изобразительной деятельности, осуществляются в соответствии с принципами обучения; - в изостудии организована специальная среда для реализации образовательного процесса (предметно–пространственная, материально–техническая, дидактическая, эстетическая); - подобраны и разработаны методы и приемы, способствующие развитию творческого потенциала у детей младшего школьного возраста в процессе занятий в изостудии. Задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; 2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческого потенциала младших школьников в условиях изостудии; 3. Разработать программу уроков изобразительного искусства в изостудии, способствующую развитию творческого потенциала у детей младшего школьного возраста, экспериментально проверить её эффективность в практике работы. Методы исследования: анализ научной и учебной литературы; беседа, наблюдение, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов экспериментальной работы. Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности педагогам дополнительного образования. База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы "Центр развития творчества детей и юношества "Гермес", объединение Изостудия «Образ» с 30 детьми 9-10 летнего возраста. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (62 источника) и приложения ( ).
Введение

Актуальность проблемы. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, ставит задачу реализации мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт, вступивший в силу с декабря 2010 года, целью которого, становится формирование условий для активного роста творческой личности. Проблема развития творческого потенциала в современное время получает все большую значимость. Нашему обществу нужны активные, разносторонние, нестандартно мыслящие и творческие люди, чему так мало уделяют внимания в современных школах. Развитие творческой личности, особенно важно для младших школьников, именно на этом этапе необходимо дать правильный старт и помочь в раскрытии интереса к познанию мира. Творческий потенциал представляет собой совокупность индивидуальных личных качеств человека, вследствие чего он развивается и создаёт что-то новое и значимое. Необходимо вознаграждать интересы ребёнка, давать новою и интересную информацию, предоставлять обширный выбор творческой деятельности, это будет способствовать увеличению опыта детей, доверительному и честному общению с родителями. Подходящие условия для раскрытия творческого потенциала сейчас наиболее активны в системе дополнительного образования. Неповторимость этой системы состоит в безграничных возможностях, удовлетворении часто меняющихся запросов родителей и увлечений детей. В то время, как и педагоги дополнительного образования прилагают не мало усилий для создания интересной и дружеской атмосферы на занятиях. Многие из них занимались изучением проблемы развития творческого потенциала - Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.Н. Дружинин, Л.В. Занков, А.М. Матюшкин, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флёрина и другие о творчестве, как о деятельности человека, ведущей к преобразованию внешнего и внутреннего мира личности, писали Л.С. Выготский, В.С. Кузин и многие другие. Особое значение для развития творческого потенциала представляет собой взаимодействие различных направлений искусства. Для формирования полной, гармонично развитой личности, необходимо объединения различных видов искусства, ведь каждый из них обладает своими характерными возможностями влияния на личность, именно поэтому взаимодействуя отдельно друг от друга, полноценное развитие творческих способностей будет менее эффективно. Безграничные, нестандартные и индивидуальные особенности для развития творческого потенциала предоставляет детям именно система дополнительного образования. Система, где педагог создаёт все условия, для развития у ребёнка интереса к любому виду творческой деятельности, опираясь на современные тенденции общества и предпочтения родителей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………........................... 8 1.1. Понятие творческого потенциала и его значение в развитии личности младшего школьника…..………….…………………….. 8 1.2. Психологические основы развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности…………………..……………………………………. 00 1.3. Изучение условий функционирования изостудии в условиях дополнительного образования и ее значение в развитии детей младшего школьного возраста….……..…………………………... 00 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………... ………………………………………... 00 2.1. Состояние проблемы развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста в практике работы изостудии (диагностика уровня развития творческого потенциала)………… 00 2.2. Особенности экспериментальной работы по развитию творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на уроках по изобразительному искусству в условиях изостудии.. 00 2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования по развитию творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в условиях дополнительного образования……..……... 00 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………….. 00 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….………………..... 00 ПРИЛОЖЕНИЕ…..………………………………………….…………….…... 00
Список литературы

3. Амонашвили Ш. А. творческие способности детей дошкольного и младшего школьного возраста (Школа жизни)- 2012 -256 с 4. Антилогова Л.Н. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. №4. С. 100-104. 5. Антилогова Л.Н., Карпова Л.Г. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников// Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №2. С .129-133. 6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М., 2002. 7. Богоявленская, Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. -1999.-№2. – С.35-37. 8. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей /Д.Б. Богоявленская / Nauka-Rastudent.ru (Электронный журнал). - 2016. - № 5.с. 36-37. 9. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С.15-24. 10. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова. – Самара, 2014. – 122 с. 11. Брунер, Д. Психология познания [Текст] / Д. Брунер – М.: Прогресс, 1977. – 297с. 12. Васильев В.Н. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. М., Проспект, 1991. – 189 с. 13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 3. / Л.С. Выготский. - М., 1983. – 432 с., 14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст]: книга для учителя / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с. 15. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / В.В. Иванова, Л.С. Выготского, В.В. Иванова – М.: Искусство, 1986. – 326 с. 16. Гилфорд, Дж. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psychologiainfo.ru/logics-565-1.html (дата обращения: 10.10. 2021). 17. Гилфорд Дж. «мышление и интеллект»- м –Фаир пресс,2004 -40с 14.Генералова И.А. Театр / Под ред. Л.В. Тарасова Методическое пособие для учителей начальной школы, дополненное и переработанное. М.: Авангард, 1997.-160 с. 18. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с. 19. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Издательство «Просвещение», 2009. 20. Закон РФ "Об образовании". – М., 2011. 21. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик / А.В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – С. 46-53. 22. Кислов А.В. «Диагностика творческих способностей ребенка:» практические. пособия - М.: Речь, 2011. - С. 21 23. Куприянов, Б.В. Функции учреждений дополнительного образования детей [Э/р]. - Р/д: http://www.ucheba.com 21\, свободный доступ. 24. Кушнир Е.О., Закирова А.Б. Развитие творческих способностей младший школьников в условия учреждения дополнительного образования // Бюллетень науки и практики. Электрон. Журн. 2017. № 12. С. 540-544. 25. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. – М., 1976. – 110 с. 26. Мардахаев, Л.В. Способности и творческие способности: особенности проявления у детей младшего школьного возраста [Текст] / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ. – 2015. – № 2. – С. 28-34. 27. Мелик-Пашаев, А.А. Способности к художественному творчеству / Искусство в школе, 1996, № 4 – 324 с. 28. Миронова А.Ю. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе реализации программы развития творческой самостоятельности в условиях дополнительного образования // Научные исследования и разработка молодых ученых. 2016. №9-1. С. 62-69. 29. Миронова, Ю.П. Развитие творческой самостоятельности младших школьников в учреждении дополнительного образования детей: дис. ... кандид. наук: 13.00.01 / Миронова Юлия Павловна. – Казань, 2019. – 188 с. 30. Мирошникова Г. Н. Диагностика и развитие творческой одаренности ребенка в учреждениях дополнительного образования // Одаренный ребенок. - 2004. - №1. - С.90-95. 31. Михайлова А.Ю. Диагностика интеллектуально-творческого потенциала младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. №2. С. 183-190. 32. Михайлова-Рябыкина, Л.Н. Метод проектов как система обучения, ориентированная на развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л.Н. МихайловаРябыкина // Психология обучения. –2009. – № 4. – С. 41-48. 33. Мороз В.В. Обзор зарубежных теорий креативности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – № 12. – С. 35–41.) 34. Неменский, Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека [Текст] // Вопросы психологии. – 1991, № 3. – 9 – 16 с. 40. Никифорова, О.И. 35. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова / Российская АН; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. - 944 с. 36. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия / С. Н. Павлов /Автореф. дис. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2016. - 23 с. 37. Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017г.). – Чита: Издательство Молодой учёный, 2017. – 78 с. 38. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. – 280с. 39. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: [приказ № 196: принят Мин. просвещения РФ 9 ноября 2018 г.: по состоянию на 10 янв. 2019 г.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/41102, свободный 40. Прибыткова Ю.А., Неволина В.В. Арт-терапия как средство развития творческого потенциала младшего школьника // Наука и социум. 2019. № 2. С. 54-58. 41. Психологический словарь / под ред. В.П. Зичченко. М., 1997 42. Роджерс К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С.127-158. 43. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Савенков. – М.: Академия, 2000. – 121 с 44. Сидорова Е.Э., Ноговицына Н.М. Развитие творческого воображения младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-3. С. 258-262. 45. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / Автор-составитель: Лямзин М.А., Громкова М.Т.– М.: ИРДПО, 2013. – 29 с. 46. Соколова Ю.Н. Формирование мотивации к творческой деятельности у младших школьников в дополнительном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т.9. №1(30). С. 263-267. 47. Столяренко, Л.Д. Тест креативности Торренса [Текст] / Л.Д. Столяренко // Основы психологии. Практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 153-170 48. Субботина, Л.Ю. Развитие творчества у детей / Л.Ю. Субботина / Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2012. - 226 с. 49. Торренс Е.П. Диагностика креативности [Текст]: теория и тесты / Е.П. Торренс - СПб.: Речь, 2008 – 236 с. 50. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 51. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998. 52. Усынина Т.П. — Исследование страхов в младшем школьном возрасте// Психолог. – 2019. – № 4. С. 49-54 [Электронный ресурс] https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30559, свободный. 53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/, свободный 54. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительном образовании» от 1 января 2002 года. 55. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова.- 5-е изд.- М.: Политиздат, 1987.- 590с. 56. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопр. психологии. 1998. N 5. С. 68-81. 57. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 58. Якушева С.Д., Зюзина А.В. Роль педагога-мастера в развитии артистизма и творческого потенциала младших школьников // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 6 (16) [Электронный ресурс] http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2190, свободный.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы развития творческого потенциала младших школьников в системе дополнительного образования 1.1. Понятие творческого потенциала и его значение в развитии личности младшего школьника Проблема развития творческого потенциала личности в психологии и педагогики не является новой. Интерес к проблеме творчества учёные проявляли во все времена. Понятие «творчество» вызывало огромные дискуссии, связанные с установленным значением этого термина. На основе этого, найти конкретное определение крайне трудно. В настоящее время перед образованием ставятся определенные цели и задачи. Быстрая реакция на изменения, совершающиеся в мире, применение знаний в необычных условиях, максимальная готовность к результативной демонстрации своих способностей, именно эти черты необходимы современному человеку. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России написано: «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать и гражданина, и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни высокотехнологичном конкурентном мире» [19]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должна отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [55]. Из этого следует, что современное образование должно способствовать развитию творческого потенциала детей. Изучением отдельных аспектов творческого потенциала личности занимались философы (П.К. Энгельмейер, И.О. Мартынюк, М.С. Каган и др.), а также психологи (А.М. Матюшкина, Л.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина и др.). В педагогике активное изучение вели (Л.А. Даринская, Т.Г. Браже, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, А.И. Санникова и др.). Одним из самых важных понятий для осмысления личности человека, является творческий потенциал. Творчеством является - «процесс, итогом которого становится формирование новых материальных и духовных ценностей» [34, с.44]. В конечном счёте по своей сущности культурно-исторический феномен, творчество обладает психологическим аспектом: личностный и процессуальный, ориентируемый на наличие способностей, мотивации, знаний и умений, итогом которой становится создание уникального и нестандартного продукта. [34, с.44]. С.И. Ожегов - «Толковый словарь русского языка», определяет «творчество», как «возникновение абсолютно новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [37]. «Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности», такое определение даёт нам «Философский словарь» [57]. Познакомившись, с разными определениями творчества можно сделать вывод, что деятельность, результатом которой становится что-то новое, ранее не существовавшее и есть творчество. Советский и российский психолог Я.А. Понамарёв [40], говорит о творчестве, как о «взаимодействии, ведущем к развитию». Младший школьник имеет неподражаемые способности для формирования творческого потенциала, но в процессе роста ребенка, эти возможности невозвратно теряются, поэтому особенно важно максимально интенсивнее использовать их на начальных ступенях развития. Чем продуктивней творческая деятельность школьника, тем эффективней путь развития индивидуальных особенностей [4]. Итогом творческой деятельности становится формирование и развитие творческого потенциала. Творчество – это высшая форма самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное, новые материальные и духовные ценности. Связь творческого потенциала с умственным развитием была характера до середины XX века. Для определения интеллектуальной способности стали создаваться тесты. Но прямой связи творческого потенциала от интеллекта, исследования многих психологов не выявило. Что же означает «творческий потенциал»? Использование данного понятия довольно обширное, равносильное таким значениям как возможности, а в некоторых случаях способности. Мильчак Н.А. в своём исследовании рассматривает потенциал личности как совокупность полученного жизненного опыта и своеобразие нервной системы, которые являются «внутренним резервом» личности. Дж. Гилфорд определяет творческий потенциал как комплекс способностей и других индивидуальных черт личности, способствующих нестандартному мышлению. Проблемы творческих и индивидуальных способностей формируют три основных подхода: 1. Творческая способность абсолютно независима от интеллекта. 2. Как таковых творческих способностей нет. Гениальность интеллекта личности существенный, но недостаточный критерий творческой активности. Личностные черты и мотивация выполняют важнейшую роль в определенности творческого потенциала. Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу считают, что для творческой личности основными чертами являются когнитивная одарённости, свобода мысли и действия в нестандартных ситуациях. 3. Высокий уровень развития творческих способностей ожидает такого же уровня от развития интеллекта. З. Фрейд, обратившись к первоначальному значению креативности, считает, что «креативность – это явление, которое содержит в себе определенные меняющиеся факторы человеческого разума с креативными попытками как следствие» [35, с. 35]. Группа учёных во главе с Дж. Гилфордом провели исследование креативности [16]. Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделяет четыре основные параметра креативности: 1. Оригинальность – способность осуществлять идеи, имеющие отличия от общепринятых взглядов. 2. Смысловая гибкость – способность определить главные параметры объекта и найти для него новое, нестандартное применение. 3. Образная адаптивная гибкость – способность изменения оценки объекта так, чтобы найти в его сути неординарные черты и возможности для использования. Смысловая спонтанная гибкость – способность произвести нестандартные идеи в свободной ситуации. Чтобы развить творческий потенциал у детей, важное внимание нужно уделить развитию таких психологических процессов как: – внимание; – мышление; – память. ? восприятие; – воображение; Эти факторы крайне важны для развития творческого потенциала. Желание человека сделать что-то новое или усовершенствовать старое –это и есть творчество. Л.С. Выготский считал, максимальное представление творчества может быть досягаемо только немногим гениям, но сталкиваясь с ежедневными жизненными ситуациями, творчество важнейшая потребность бытия. Л.С. Выготский считает, что творческая деятельность – это «деятельность, создающая что-то необыкновенно новое, независимо будет ли это вещь или чувство, которое находится внутри самого человека» [14]. Одно из самых важных утверждений о понятии проблемы развития творческого потенциала устанавливает Л.С. Выготский, он считает, что только избранные, наделённые неповторимым талантом, могут творить: «Обращаясь к понятию природы творчества, как созданию чего-то по истине нового, приходит понимание, что само творчество, является частью каждого из нас, оно же естественный и постоянный друг детского развития» [14, 32]. Рассматривая мнение Н.А. Ветлугиной, понимаем, что, «творчество становится важным условием и средством развития способности образного видения» [11, с.122]. А.А. Мелик – Пашаева определяет эстетическое отношение – «умением на чувственном уровне воспринимать сущность вещей и явлений как воспроизведение внутренней жизни, в чем-то близкой человеку» [29, с.39]. Возможное проявление творчества в повседневной жизни, в разнообразных формах самовыражения, в ежедневном выборе жененных ситуаций, допускал А. Маслоу. Довольно большое количество психологов приходят к мнению, что все люди в мире предрасположены к творчеству от природы [44]. Исходя из сказанного, можно увидеть, что эти определения перекликаются с принципом доступности и востребованности, что указывает на возможность заниматься творчеством, абсолютно каждому ребёнку. Творческий потенциал на природном уровне уже заложен в детях, ведь именно дети так активно стремятся к нему, используя все доступные средства вокруг них, к такому выводу приходят многие исследователи (В. Зеньковсктй, З.И. Равкин, Д.Н. Никандров и др.) Детское творчество — это сочетание свободы и правильного руководства со стороны педагога, по мнению авторов (Т.Г. Козаковой, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугиной и др.). Именно поэтому творчество детей не принудительно, может быть не обязательно и ориентированно на актуальный принцип досуговой деятельности – принцип интереса. Творчество ребенка, некая форма самостоятельной работы и свободной активности. Творческая деятельность младшего школьника основывается на самостоятельной постановке задач и поиска их решений. Д.Б. Богоявленская считает, что: «творчество – это процесс деятельности, а не её продукт» [8]. В ее исследованиях проблема творчества поставлена и экспериментально решена не только как продуктивное мышление, но и как проблема личности. В учебной деятельности, формирование творчества осуществляется через понимание и создание вопросов теории и практики, именно через процесс, а не итог решения задач и проблем. Главной особенностью для младшего школьника в процессе знакомства с творчеством, является самостоятельно находить и открываться для себя новые законы, принципы, уметь отслеживать их в практике, сопоставлять свои доводы и объяснять полученные данные с научными сведениями. Чтобы помочь ребёнку раскрыть как можно ярке свой творческий потенциал, реализовать на практике собственные возможности, необходима делать упор на индивидуальные качества и особенности личности учащегося. Важнейшую роль в развитие творческого потенциала играют педагоги и родители. Наставники, которые могу оказать необходимую поддержку, без критики, и с уважением, не пренебрегая интересами ребёнка, могу стать главным звеном для фундамента творческой личности. Педагогу необходимо постоянно создавать в учебной деятельности условия для нестандартного мышления ребёнка и его систематичности. Именно на этом строится ФГОС, на необходимости эффективного формирования способностей детей к творчеству, путём создания самостоятельной деятельности, для реализации поставленных перед ними задач. Организация эффективного учебного процесса, основывается на том, чтобы дети с удовольствием находили для себя новые знания и с лёгкостью могли применять их на практике в жизни. 1.2. Психологические основы развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности В младшем школьном возрасте, для развития творческого потенциала есть все самые подходящие условия. Любознательность, безграничное желание познания мира, присуще этом возрасту. Что бы содействовать увеличению детского опыта, взрослым нужно поощрять любознательность, давать новые знания, привлекать их в разнообразные виды деятельности. Благодаря получению нового опыта и обширного багажа знаний, формируются условия для дальнейшего творческого потенциала. Для развития творческой личности, стандартный подход к процессу воспитания и обучению ребенка, будет провальным. Прекрасным наставником в развитии творческой стороны младшего школьника будет педагог, который может адекватно оценивать потенциал ребёнка, вдохновлять на творческие достижения, доступно и просто излагать материал и помогать в затруднениях. Особенно важные изменения развития младших школьников настигает их с приходом в школу, период, когда особенно остро нужен контроль психологических процессов личности, умение управлять своими эмоциями, рационально руководствоваться мышление и восприятием. Чтобы развить творческий потенциал ребёнка, нужно сформировать мастерство решать творческие задачи, подразумевающие постоянно и последовательно преобразовывать реальность, объединять то, что несовместимо, отталкиваться от субъективного опыта школьника, который составляет фундамент диалектического мышления, всестороннего и продуктивного воображения. В процессе творческой деятельности, при взаимодействии с окружающей обстановкой и другими людьми, формируется развитие творческой активности. Поэтому так необходимо создать максимально благоприятную обстановку, поощрять школьника за высказывания нестандартных идей, давать возможность задавать вопросы. Научится творчески, правильно распоряжаться этими знаниями, раскрыть индивидуальные особенности ребёнка, способствует любой из видов этой деятельности. Параллельно с этим, развивается его воля. Что помогает действиям ребёнка, получить характер осознанной и понятной ему инициативы. К сожалению, как показывает практика, многие учителя опасаются, что времени на прохождение новой темы будет недостаточно, и не спешат использовать творческие задания. Творчество и здоровье как «норма жизни» находятся в неразрывном единстве. В данном смысле «норма» - это тот аспект творческой деятельности, который положительно влияет на здоровье ребёнка. Именно таким образом, приобщения ребенка к здоровому образу жизни, будет успешно через творческую детальность [17, с.43]. Опираясь на деятельность многих учёных, можно сказать, что творческий потенциал особенно значим для жизни ребёнка, ведь формирование оздоровительной деятельности, не менее важно, чем развивающей. Развивает его уникальность и помогает в самореализации. Развивая творческий потенциал, раскрываются задатки, способности, наклонности личности и расширяется эмоциональная жизнь. Дети очень любят что-то воображать и быть оригинальными. Творческий потенциал – ни что иное как индивидуальные особенности качеств ребёнка, определяющие успешность выполнения любой творческой деятельности [7]. Конкретные критерии творческого потенциала человека на данный момент ещё остаются вопросом, в современном мире выделяют несколько предположения, рассматривающих данную проблему. А.Н. Лук [26], выделяет такие критерии творческих особенностей как: - умение находить проблему там, где её не видят другие; - умение не дробя действительность на части, принимать её целиком; - умение применять навыки, полученные при решении одной задачи к решению другой; - умение с лёгкостью связывать отдалённые понятия; - умение памяти в точный момент давать точную информацию; - гибкость мышления; - умение находить конкретный вариант решения поставленной проблемы, до того, как она решена; - лёгкая генерация новых идей; - творческое воображение; - умение усовершенствовать детали, к идеалу первоначального замысла. Многие педагоги и ученые считают, что важный фактор творческого потенциала включает в себя способности: - стремление к познанию; - фантазия и интуиция, в результате которых появляется изобретение, открытие, что-то новое; - скорость мышления; - ассоциативность; - умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; - гибкость в мышлении и действиях; - свободное воображение; - стремление к открытиям; Исходя из выделенных способностей, формирующих творческий потенциал мы приходим к тому, что самыми важными аспектами является качественное творческое мышление и воображение. Творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями [9, 13, 18]: - умение отказаться от типичной точки зрения и принять другую; - высока нормативность; - устойчивость; - готовность выхода за рамки доступного; - свобода взглядов; - своеобразие и индивидуальность; - свобода действия и мысли ко всему непривычному. Именно младший школьный возраст считается самым удачным для развития творческого потенциала, в этом возрасте дети очень любознательны, и они имеют безграничное желание познавать окружающий мир. Что бы помочь расширить опыт ребёнка, родители должны поощрять любознательность, давать им новые знания и как можно чаще вовлекать в разнообразные виды деятельности. Младший школьный возраст, это период становления психологического фундамента для творческого потенциала. В этом возрасте, у ребёнка особенно оригинальные, подвижные и гибкие способности к созданию чего-либо нового, нового образа, рисунка или конструкции. Возраст любопытства, бесконечных вопросов к взрослому, устойчивая мотивация, настойчивость, формирование активной позиции. Такое рвение связано с изобретательностью, умению преодолевать трудности, способностью и любознательностью. В младшем школьном возрасте происходят важные изменения в мотивационной сфере. Происходит разделение и осознание красоты действительности, отношения к искусству. Б.Т. Лихачёв говорит в своей работе, что к развивающему стимулу этого возраста, добавляется совершенно новый, осмысленный мотив: «Некоторые ребята получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования, в них уже сформировано эстетическое отношение к искусству, хотя они ещё не подозревают этого» [27]. «В то время как другие начинают увлекаться произведениями более рационально, знакомятся с ними после рекомендации, не углубляясь в суть, получая только общее представление» [27]. Формируется особое эмоционально- психологического чувство, обостряется любознательность, память, возбуждается интерес к жизни, создаётся в новом отношении к красоте природы и окружающих людей. В младшем школьном возрасте особенно сильно сохраняются в памяти пережитые эмоции, которые нередко перерастают в образ поведения, мотив, упрощая процесс убеждений и привычек поведения. Б.М. Неменский говорит о том, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования» [36]. Так же он отмечает, что основным составляющим действительности этетического воспитания, служит эмоциональные реакции ребёнка и его. «Только в эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли» [36]. Воображение можно считать одним основных качеств творческого потенциала, ведь именно творчество тесно связано с развитием воображения, которое формируется в этом процессе. Воображение – способность формирования человека абсолютно новых, нестандартных образов, в процессе переработки психических элементов, полученных в прошлом опыте. Максимальная степень конкретики и наглядности присуще воображению. Л.С. Выготский в своих исследования показывает, что «воображение детей намного беднее, чем у зрелого человека, это связанно с отсутствием накопленного личного опыта» [15, с.115]. «Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности» [15, с.123]. Существует два показателя воображения младших школьников: зарождение самой идеи и формулировка плана исполнения этой идеи. Дети трех-пяти лет при создании нового образа берут за основу реальность, а дети шести – семи лет уже не имеют опоры, их воображение свободно. В.А. Варданян, выделяя художественно-изобразительную деятельность в творческом потенциале, гораздо значительней выделяет понимание творческого потенциала личности, добавляя в него, не мало важный, показатель - мотивацию. Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова определяя основную задачу для приобретения навыков изобразительной деятельности, выделяют основой, неискажённое представление ребёнком своих чувств от окружающей его реальности в процессе изображения предметов и явлений, а также овладение техническими приёмами работы с разнообразными видами материалов. Техника изобразительного искусства – это сочетание особенных навыков и приёмов, при помощи который выполняется работа. Деятельность детей младшего школьного возраста становится все более осознанной. Детей учат умению сначала придумать, представить, что он собирается изобразить, а потом уже начинать действовать. Оценка рисунков в конце становится подробной и обоснованной. Ребята понимают, хорошо или плохо сделана работа. С возрастом эти навыки развиваются и в дальнейшем ребята выполняют работу более уверенно, чем ранее. Улучшение навыков оценки вызывает интерес к более качественной работе. Необходимость овладения навыками. Дети развивают способность работать без отвлекающих факторов и развивают хороший темп работы. Процесс рассмотрения и восприятия предмета перед его изображением контролируется и направляется педагогом так, чтобы дети, прежде всего, воспринимали свойства предмета, особенно важные для последующего изображения. К ним относятся: форма, строение, размер, цвет. Такая работа учителя, связанная с организацией и направлением правильного восприятия предмета детьми, называется экзаменом. Г.Г. Григорьева выделяет ряд условий, способствующих формированию изобразительного мастерства: - создать благоприятную атмосферу, способствующую возникновению новых идей и мнений, способную увлечь ребенка, придать ему уверенности в себе, поощрить его интересы, развить его творческие способности; - создание психологической безопасности, атмосферы взаимного доверия; - восхищение каждой новой идеей ребёнка; - подготовительная работа перед занятием, когда педагог развивает у ребенка восприятие, наблюдательность, воображение, представления и зрительную память; Важной особенностью в организации работы по развитию творческого потенциала в изобразительной деятельности младших школьников является интеграция работы, основанная на ознакомлении с различными видами деятельности (игры, проекты и т.д.) в декоративно-прикладном творчестве, активное включение детей в многообразие видов художественной деятельности (театральная, музыкальная и т.д.), опираясь на индивидуальные увлечения, склонности, уровень развития изобразительной деятельности. Воплощая в действительность интегрированный подход на занятиях изобразительной деятельности, можно построить деятельность тематических композиций, отразив в них атмосферу народных праздников, сюжеты народных сказок и былин. Важное значение в развитии творческой личности имеет посещение экскурсий в музеи, по историческим местам города, посещение выставок, для ознакомления с творчеством художественных деятелей, все это поможет полноценному пониманию истоков творчества, художественно-культурных особенностей. Благодаря этому, мы сформируем ценностное отношение к культурному наследию, потребность в изучении нового в искусстве, обогатим эмоциональный и художественный опыт детей. Художественно-творческое развитие младшего школьника в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством более эффективно, если существует взаимосвязь между видами изобразительной деятельности, ориентация творческой деятельности детей на эстетическую и практическую важность результата, применение комплекса игровых упражнений, направленных на формирование изобразительных навыков и умений. Чем разнообразнее условия художественно-творческой работы с детьми, разнообразнее содержание, формы, методы и приемы их осуществления, тем успешнее развивается творческая личность ребенка. 1.3. Изучение условий функционирования изостудии в условиях дополнительного образования и ее значение в развитии детей младшего школьного возраста Неоспоримый вклад в развитие системы внешкольного обучение Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. Они реализовали не только теоретическую базу исследования, но и создали необходимые условия для их выполнения. Педагогическая методика сформировала совершенно новое представление о ребенке как объекте педагогического взаимодействия, стала использовать новые формы и методы обучения и воспитания детей, благодаря работам этих авторов. Именно ребёнок становится активными участником воспитательного процесса. Фундаментом для дальнейшего развития экспериментальной педагогики в области внешкольного обучение, послужили выводы С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Именно они способствовали важным достижениям в педагогической деятельности, а именно тому, что содержание внеурочной деятельности получило особое обоснование как необходимое направление в воспитании и развитии детей. В то время одной из целей внешкольного образования была идея дать подрастающему поколению возможность иметь яркое и счастливое детство. Дополнительное образование может сыграть важнейшую роль в жизни детей, в формировании всех этих качеств, поможет стать наиболее эффективной формой развития способностей, увлечений детей, образования, которое они получают сверх основного, помогает в личностной, социальной и профессиональной реализации знаний и творчества, помогая раскрыть их потенциал. В силу этой тесной связи требуется углубленное изучение дополнительного образования детей, которое признано важнейшим структурным элементом образовательной среды и появилось в педагогической практике и появление термина «дополнительное образование» с 1992 г. В нынешних условиях важными направлениями государственной политики нашей страны является подготовка высококвалифицированных, нестандартно мыслящих, творчески развитых специалистов, способных обеспечить устойчивое развитие инновационной экономики страны.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg