ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ЛИТЕРАТУРОЙ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ.
1.1. Руководство читательской деятельностью учащихся в методической науке и практике преподавания литературы.
Читательская компетенция - это совокупность навыков, знаний и умений, которые при приобретении дают учащемуся возможность самостоятельно планировать и выполнять работу над изученным художественным текстом.
Читательская компетенция имеет свойство постоянно развиваться, и таким образом представляет собой бесценное умение, которое возможно развивать на протяжении всей жизни.
Согласно задачам нашего исследования, анализу истоков литературной педагогики предшествовали исследования вопроса формирования их читательских интересов и умений старшеклассников. В данном исследовании мы изучили работы известных педагогов 19 и 20 веков, которые, в свою очередь, обращались к вопросам формирования читательского интереса старшеклассников.
Новая парадигма образования согласно Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ориентируется на конечный результат образования, а именно умение применять полученные знания в повседневной практике, использовании их в процессе дальнейшего обучения.
Грамотность, общекультурная, читательская компетентность, выработанное умение работать с текстами, решение сложных интеллектуальных задач – необходимые навыки для каждого современного человека в его частной жизни, общественной и профессиональной деятельности.
Разумеется, каждый учитель–словесник интерпретирует данные направления через призму своих предметов. Однако единой задачей, стоящей перед любым учителем словесности, является формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, обеспечивающего получение знаний и навыков для последующей адаптации в современном мире и активно меняющемся информационном поле.
Результаты теста на грамотность чтения 15-летних школьников в рамках международного исследования PISA подтвердили гипотезу о том, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в навыках чтения. В частности, речь идет об умении находить и извлекать необходимую информацию из текста, интегрировать и интерпретировать текстовые сообщения, понимать и оценивать текстовые сообщения.
Россия – некогда самая читающая страна в мире. Однако на сегодняшний момент интерес к этому базовому компоненту образования, развития культуры, поддержания мировоззренческих ценностей практически утрачен. Согласно статистических исследований близко 35 % населения совсем не читают, 43 % – лишь от случая к случаю и всего 22 % проводят с книгой ежедневно.
При этом читательская грамотность перешла из разряда базовых в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют только 3 % россиян. Оценивая современное состояние чтения, эксперты, занимающиеся разработкой Государственной программы развития и поддержки чтения, констатировали следующее: «Нынешнюю ситуацию в России можно охарактеризовать как системный кризис читательской культуры. Россия достигла серьезного уровня пренебрежения чтением».
В условиях активной модернизации системы образования, а также перехода на новые ФГОС наблюдаются и изменения требований к учителю. Одной из первостепенных задач последнего становится формирование социально-необходимого уровня читательской компетентности у учащихся.
Этот факт объясняет особое место формирования читательской компетентности в ФГОС ОО: умение читать - активно развивающая совокупность определенных знаний, навыков и умений, которые необходимо совершенствовать на протяжении всей жизни и активно применять в различных ситуациях.
В России изучение читательской деятельности началось гораздо раньше, чем за рубежом. Академические исследования граждан-читателей во Франции относятся к 1904 г. В России аналогичный вопрос вызвал интерес исследователей в конце 1950-х гг. Главным автором в этой области является Н.Г. Чернышевский. Н.Г. Чернышевский был руководителем революционно-демократического движения 1960-х годов.
Заслуженного внимания стоят утверждения Н.Г. Чернышевского о внеклассном чтении [101, с. 129]. В своем выступлении автор показал важную проблему интереса к студенческому чтению с новой точки зрения. Он убедительно высмеял учителей, которые в любой книге видят угрозу детской нравственности. Подобным вопросом задавался Н.Г. Чернышевский в своей рецензии на книгу американского писателя Н. Хоторна «Собрание чудес» (1860 г.).
Методологические воззрения и требования Чернышевского к детской книге нашли отражение в авторском биографическом очерке об А.С. Пушкине.
В своих работах Н.Г. Чернышевский боролся за воспитание «новых людей», стремясь к тому, чтобы книга стала не только «учебником жизни» для юных читателей, но и приобрела статус полезного средства самообучения. Автор доказывает важность цикла чтения, по-разному опровергает аргумент «противоречия» против детского чтения и требует уважения к юным читателям, которые проявляли интерес к чтению.
В «Истории русской библиографии до начала 20 века» Н.В. Здобнов писал: «Чернышевский начал новую библиографическую работу: статистико-библиографическое исследование географического распространения и размещения российской периодики» [56]. В 1859-1861 гг. Н.Г. Чернышевский опубликовал информацию о количестве подписчиков журнала «Современник».
В результате, впервые к чтению был применен метод диагностики. Формирование и развитие читательской деятельности, обучение осознанному отношению к чтению книг, рассмотрение учащихся как читателей, глубокое понимание детской психологии – это основные педагогические убеждения, на которых основана деятельность Н.Г. Чернышевского. Эти положения не утратили своей актуальности и по сей день.
Особый вклад в современное педагогическое наследие внёс известный методист В.Я. Стоюнин. Он ставил в центр внимания вопросы нравственного и эстетического воспитания и считал их неразрывными. Стоюнин обосновал это положительным влиянием на формирование нравственности эстетического вкуса, продвижение и обогащение духовного мира школьников.
Высокое предпочтение среди школьных предметов В.Я. Стоюнин отдавал гуманитарным наукам. В дополнение к основному внеклассному чтению он обозначил историческое и словесное направления в обучении литературе.
По его мнению, успех в изучении литературы достигается только за счет правильного подбора художественных произведений, имеющих четкую воспитательную направленность, но с использованием соответствующих методов осознанного восприятия и дальнейшего усвоения основных идей произведения [88]. Также, по мнению автора, перед учителями - словесниками стоят несколько основных задач: Каждый учитель должен найти в предмете, которому учит, три жизненные силы, которые окажут благотворное влияние на учащихся. Также, он должен научить их истинным знаниям о человеке и природе, прорабатывать с учащимися тягу к труду и развитию.
Восприятие, общение и материал — это три силы, которые должны быть объединены в образовании. Это то, что будет иметь педагогические и педагогические последствия [88, c.204]. В. Я. Стоюнин выступал против простой «передачи темы» литературного произведения без достаточного знания текста [88, с. 96].
Большой ценностью данного исследования является высказывание методиста: «Читать и разбирать книгу удобнее из того произведения, которое более близко к нашему времени, потому что в нём отражена практическая ситуация реальной жизни, с которой знакомы учащиеся, и не нужно никаких исторических объяснений, которая усложняет работу с текстом…» [88, стр. 210].
По мнению автора, чтение и анализ произведений, близких интересам учащихся, составляет важную часть основного содержания уроков и внеклассных занятий по литературе в школе.
Другим автором, достойным вниманием в изучениях этого вопроса стал В.И. Водовозов. Автор считал художественную литературу незаменимой в вопросах воспитания, и отводил ей важную роль. По его мнению, изучение художественной литературы способствует развитию художественного вкуса, корректных эстетических взглядов на мир.
Литература расширяет кругозор учащихся, обогащает их языковое развитие, рассказывает о ходе их жизни за прошедшие годы, раскрывает характер социальных отношений и привлекает внимание к интересным мыслям и чувствам людей. По мнению В.И. Водовозова, в воспитании «дети самостоятельно приобретают конкретные знания посредством наблюдения и размышления, а учитель может облегчить их работу, снабдить учащихся разнообразными фактами для наблюдения и правильными вопросами для выведения общего вывода» [18, с.182].
1.2. Психолого-педагогические принципы организации читательской деятельности учащихся старших классов.
Основной целью читательской деятельности старшеклассников является их способность адаптироваться к обществу и жизни. Детальный анализ проблемы самореализации человека в процессе учебной деятельности можно объяснить несколькими причинами.
В первую очередь следует обратить внимание на ст. 14 Закона «Об образовании», которая гласит, что образование должно быть направлено на поддержку индивидуального самоопределения и создание надлежащих условий для самореализации учащихся. Поэтому в школах должны быть созданы условия обучения, в которых каждый учащийся может выстроить собственное образовательное пространство для большей самореализации в современном обществе [1].
Также важно учитывать потребности современного общества в характере школьника. Человек, который не совершенствует себя, не сможет в дальнейшем найти себя в современном обществе. Поэтому, чем лучше условия для самореализации человека, тем больше вероятность её эффективного осуществления.
В связи со всем вышеизложенным можно сделать вывод, что очень важно ответственно подойти к теоретическим основам самореализации и найти основу этого процесса в ходе осуществляемой учебной деятельности.
Важнейшим условием самореализации учащихся в ходе учебной деятельности является использование интерактивных методов обучения. Основная мысль последнего приводит к формированию человеческого «Я», происходящего в ситуациях взаимодействия [4, с.242].
Термин «самореализация» получил различные определения, встречающиеся в работах многих философов, педагогов и психологов. Например, на психологический аспект проблемы повлияли работы следующих ученых: Б.Г. Ананьева, Л.А. Коростылёвой, Л.С. Выготским, Д.Н. Леонтьевым и др. Вопросом со стороны философии занимались следующие исследователи: Л.Г. Брылёва, Л.Н. Коган, И.О. Ведина, Л.Н. Коган и др. Педагогические аспекты рассмотрены в работах Е.А. Никитина, В.В. Николина и других.
Детальный анализ определения самореализации показывает, что возможно существенное развитие личности юного читателя, активное раскрытие личностных качеств и способностей обучающегося.
Важно отметить, что в процессе деятельности можно реализовать процесс самореализации. Поэтому, разработка педагогических средств и методик, направленных на формирование, развитие и реализацию личности является крайне важной в этом вопросе.
Такой вывод хорошо представлен в трудах Е.Н. Шиянова и И.Б. Котовой. Эти авторы считают, что потребность в человеческом самовыражении может возникнуть в процессе активного педагогического взаимодействия учащихся и педагога. Процесс обучения строится на выбранном образовательном содержании, который преподаватели могут совершенствовать под содержание программы обучения, а также активно стимулировать развитие жизненного опыта, знаний и интереса учащихся, что требует перестройки старых представлений о жизни [8, с. 145].
Этот тезис неразрывно связан с психологическим подходом к проблеме самореализации учащегося. Более популярный подход к изучению самореализации состоит в отражении личности тремя способами. Среди них самореализацию можно классифицировать следующим образом:
1. Как потребность
2. Как определённый род деятельности
3. Как объективный и субъективный результат деятельности.
Рассматривая самореализацию как потребность, можно думать о ней как о желании человека реализовать свои способности в жизни. Когда эта потребность удовлетворена, человек становится тем, кем он может и в конечном итоге должен стать благодаря своим способностям. (Н.Н. Михайлов, Л.А. Коростылева).
Л.Н. Коган, поддерживая отношение к самореализации как к одной из главнейших потребностей человека, определяет самореализацию, акцентирует внимание на условии: «самореализация как сознательный и активный процесс возможна при осознании человеком своих интересов, потребностей и способностей, которые он воплощает и объективирует в реальной жизни» [2, c.134].
Отсюда делаем вывод, что самореализация не представляется как потребность. Признание и реализация потребности личности означает наличие целенаправленной деятельности.
Анализ данных психолого-педагогической литературы (С.Л. Рубинштейн, Н.П. Аникеева, А.В. Брушлинский и др.) выявил более полное представление потенциала личности только в основных видах деятельности. Представленные выше ученые считают, что отношения с окружающими необходимы для развития личности и полной самореализации.
По мнению вышеупомянутых авторов, потребность в общении в ходе учебной деятельности является важным фактором, который необходимо учитывать при построении учебного процесса и познавательной деятельности.
Самореализация учащихся в процессе использования интерактивных методов обучения отмечается в следующих видах деятельности:
1. Взаимодействие учащихся (как между собой, так и с учителем) при организации различных дискуссии, круглых столов, обсуждения вопросов, анализе различных ситуаций;
2. Взаимодействие учащихся между собой, работая в группах (совместной выполнение презентаций, проектов);
3. Взаимодействие учащихся с источниками информации (компьютер, учебник). Представленная форма взаимодействия подразумевает выполнение учениками заданий с помощью компьютера, поиск информации в электронных учебниках и программах для обучения.
Процесс самореализации с использованием интерактивных методов обучения может быть более эффективным, если педагог учитывает особенности интересов и возраста учащихся, и предоставляет им возможность выбора [3, с. 74-75].
Психологические аспекты развития старшеклассников напрямую влияют на процесс самореализации в процессе образовательной деятельности с использованием интерактивных методов обучения, таких как:
1. У учащихся появляются новые мотивы
2. Психологические процессы учащихся старших классов содействуют интеллектуализации учебной деятельности;
3. В подростковом возрасте начинает активно формироваться собственное «Я».
Преобладание личной внутренней мотивации над внешней является главным моментом при развитии самореализации в ходе учебной деятельности [7, c. 71]. Следовательно, процесс самореализации неразрывно связан со степенью выраженности внутренней мотивации и её преобладанием над внешней.
Обобщая вышеизложенные факты, следует отметить, что процесс самореализации предполагает раскрытие возможностей личностного развития, личностных умений и возможностей. Психолого-педагогической основой самореализации в процессе учебной деятельности является:
1. Взаимодействие всех участников, вовлечённых в образовательный процесс (включая учеников, учителя);
2. Эмоциональные переживания, ощущение успеха (от этих составляющих зависит главная мотивация и потребность учебной деятельности);
Принимая во внимание все вышеупомянутые концепции самореализации, основными условиями её реализации в процессе учебной деятельности являются:
1. Активизация познавательной деятельности школьников с помощью интерактивных методов обучения;
2. Создание ситуации успеха в ходе урока;
3. Приобретение нового опыта;
Таким образом, мы можем согласиться с А.А. Серикова. Автор считает, что самореализация есть стремление познать свое внутреннее «Я», и представляет собой важное личностное качество.
Потребность утвердить себя в обществе и быть принятым является фундаментальной человеческой принадлежностью. Её удовлетворение является необходимым условием и источником нормального развития учащегося, а в процессе самореализации происходит формирование положительного образа «Я» [6, с. 16-19].
1.3. Современное положение вопроса формирования читательской компетенции учащихся
Сегодня ежегодно издается большое количество книг. Они предназначены для разнообразной аудитории, в том числе для детей и молодежи. В то же время большая часть населения не интересуется чтением. Наряду с этим, существует проблема с книготорговлей: библиотеки и большая часть населения не могут купить книги. На самом деле, нет системы популяризации чтения и наблюдается нехватка специалистов по чтению для детей.
Популяризация чтения для детей и молодежи является одним из направлений национальной политики, неотъемлемой частью которой является разработка программ чтения для детей и подростков. Основное направление реализации – исследование современных моделей чтения.
Исследование представленного научного исследования основано на результатах опросов, проведенных в разных классах изучаемой школы. На основе полученных данных проанализировано современное состояние интереса современных школьников к чтению. В ходе исследования была предпринята попытка выявить читательские предпочтения, диапазон чтения, индивидуальные особенности восприятия и читательскую мотивацию к чтению, а также ключевые возрастные и гендерные особенности чтения у современных учащихся.
Культура чтения литературы – направление, защищающее культуру и язык нации, формирование правильного мышления и речи. Чтение было одной из главных национальных ценностей России. Сегодня российское общество утратило статус читающего государства и переживает читательский кризис, который «должно быть связан с глобализацией, широкой доступностью аудиовизуальных медиа средств, социальных сетей и развлечений» [1, с. 2].
А.В. Воронов в своих трудах говорит: «Эта национальная проблема настолько велика, что у читателя в нашей стране есть основания говорить о кризисе» [2, с.25].
Социологи из Аналитического центра Юрия Левады проанализировали читательскую активность россиян и выяснили, что «50% населения сегодня не покупают книгу в книжном магазине, а 35% не читают. При этом 32% россиян не держат дома печатные книги. Сельские жители с населением менее 100 000 человек не имеют ни потребности, ни доступа к изготовлению печатных книг» [3].
Несмотря на крупномасштабное издание литературы, «более трети населения России вообще не читает. У юных читателей значительно снижено желание читать и круг чтения ограничивается развлекательной и функциональной литературой. А также наблюдается низкая покупательная способность населения и недостаточное финансирование библиотечных фондов». [4, с. 18]. Крупные современные литературные потоки лишены продуктивной системы навигации. Это связано с тем, что экспертиза книги не высока, не хватает профессиональной рабочей силы и пропаганда чтения не проработана на должном уровне.
Исследования, проведенные учеными, привели нас к выводу, что сегодня подрастает целое поколение неграмотных детей. 9- и 10-летние отличаются высокой читательской активностью, а 15-летние ею отличиться не могут.
Современные дети и подростки имеют не только разные предпочтения при выборе литературы, но и разные представления о книжной культуре. В современном мире книги рассматриваются как бумажные носители информации.
В современном мире печатные издания не являются единственным источником знаний и легко могут быть заменены другими средствами и досуговыми ресурсами. В настоящее время Интернет и средства массовой информации пользуются большой популярностью.
Современный мир информационных технологий «подорвал» смыслообразующую функцию книги, как отмечает Е.А. Набиева. В конечном итоге книга приравнивается к развлечению и тем самым приобщается к огромному разнообразию досуга современной информационной цивилизации [5, с. 40].
Влияние экранной культуры способствовало формированию в современном обществе другого типа мышления, называемого «клипом». Представители этого склада ума не воспринимают большие объемы информации, не находят причинно-следственных связей, не зацикливаются на проблемах. Стратегия «курсорного чтения» способствует формированию этого типа мышления. Юные читатели, предпочитающие читать «по диагонали», часто сталкиваются с проблемой глубокого анализа текста и создания нового текста [5, с. 39].
Одной из видных проблем современного общества является утрата традиции передачи литературной культуры из поколения в поколение [6, с. 185]. Сегодня традиция семейного чтения и последующего анализа прочитанного, утрачена. В то же время существуют существенные различия в читательских предпочтениях по возрастным группам.
Сегодня популяризация чтения считается одним из приоритетов современной государственной политики. В 2017 году подписано постановление об утверждении «Концепции Программы поддержки чтения молодежи», в рамках которой планируется организация и реализация мероприятий по преодолению кризиса современных читателей.
Речь идёт о создании межведомственных экспертных советов по рецензированию детской литературы, формировании государственного заказа на выпуск социально значимой детской литературы, разработка системы семейного чтения как главнейшего элемента родительства, формирование продвижения детской литературы в средствах массовой информации государственная поддержка распространения подобной литературы по учреждениям, обслуживающим детей, постоянное обновление библиотечных фондов [1, c. 9-11].
Однако эти предлагаемые меры не дадут ожидаемых результатов без детального анализа читательского интереса современной молодёжи, изучения и анализа причин упадка читательской культуры. Лучшим инструментом для этого является опрос учащихся 4, 9 и 11 классов. В данном исследовании были опрошены учащиеся, посещающие МОУ СОШ №1 ГО ЗАТО п. Горный.
Анализируя полученные результаты исследования, удалось сформулировать характеристики интереса учащихся к чтению. Кроме того, путем выявления места читательской деятельности современных школьников были выявлены круг читательских предпочтений и их возрастные особенности.
В современном обществе чтение считается видом досуга. Однако многие школьники предпочитают гулять с друзьями, играть в компьютерные игры и проводить время в социальных сетях, вместо чтения книги.
Количество времени, которое современные школьники тратят на чтение, пропорционально количеству времени, которое они тратят на различные формы досуга, например, на посещение секций.
Хотя большинство учащихся довольно положительно относятся к чтению, времени на знакомство с книгой катастрофически не хватает. Например, в начальной школе все дети в классе по умолчанию читают книги. Потому что они все еще заинтересованы в чтении. В старших классах дети постепенно теряют интерес к чтению. Это можно обосновать подготовкой к сдаче итоговых экзаменов.
Отмечается, что книги как развлечение в первую очередь рассматривают только учащиеся начальных классов. В старших классах книги считаются средством обучения. Возможно, именно поэтому среди старшеклассников наблюдается все меньше желающих получить книгу в подарок на Рождество. Однако стоит отметить, что девочки охотнее относятся к книгам как к подаркам, чем мальчики. Мальчики проявляют интерес к книге, в том случае, если эта книга того жанра, который им интересен.
Выводы по главе 1.
Результаты опроса показывают, что студенты в основном берут произведения для чтения в библиотеке, а ещё чаще в Интернете. Сегодня даже учащиеся начальных классов активно используют Интернет для поиска необходимых произведений. Старшеклассники, а точнее, треть опрошенных предпочитают читать литературу для школьного обучения в библиотеке или в Интернете. В развлекательных целях дети предпочитают покупать книги в специализированных магазинах. Важную роль здесь сегодня играет достаточно высокая стоимость литературы.
В младших классах большинство мальчиков берут книги в библиотеке, а в старших классах книги берут и девочки, и мальчики. В выпускном классе учащимся удобнее работать над литературой через Интернет.
По мере того, как учащиеся становятся старше, саморегулируемый процесс чтения становится более очевидным. В младших классах 20% учеников (чаще мальчиков) заставляют читать родители.
Самое главное, современные школьники не желают прислушиваться к мнению авторитетного взрослого (родителей, учителей, библиотекарей) при выборе книг. Они все больше руководствуются собственным мнением.
Немногие девятиклассники делают выбор, основываясь на родительском совете, когда готовы читать интересную книгу. Учащиеся выпускных классов часто учитывают рекомендации незнакомых людей (в Интернете) при выборе книг, а также основываются на личном опыте и желаниях. Современная молодёжь не только не готова слушать, но и не желают давать советов, потому что у всех разные предпочтения.
Также важно отметить быстрое изменение читательских предпочтений учащихся с 4 по 11 класс. Если младшие школьники отдают предпочтение классическим детским произведениям (как правило, рассказам и повестям), то наименее востребована такая литература в 9 и 11 классах.