Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМНО-РЕСУРСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

stitova 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Таким образом, данное исследование было посвящено проблемно-ресурсному сопровождению старшеклассников в процессе профессионально-личностного самоопределения. Теоретический анализ проблемы исследования показал, что психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность педагогических работников, нацеленная на помощь и поддержку обучающимся в их развитии; комплекс взаимосвязанных и целенаправленных педагогических действий, реализуемых в ситуациях личностного развития и развития в ходе образовательного процесса; взаимодействие субъектов сопровождения.
Введение

На современном этапе развития общества совместно с формированием гуманистической направленности образования интенсивно развивается идея психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса, возникшая в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Проблема профессионального самоопределения всегда является значимой, так как «профессиональный выбор является важнейшим жизненным событием человека, которое во многом, определяет его последующий путь». Начало пути к успешной карьере и развитию профессионализма личности начинается с осознанного и обоснованного выбора профессии. Особенно значимое влияние на профессиональный выбор оказывают такие психологические особенности личности старшеклассников как его интересы и склонности, мотивы и ценности, т.е., составляющие профессиональной направленности личности. Актуальность исследуемой темы, ее многоплановость и сложность, ее большая теоретическая и практическая значимость для процесса развития образования на современном этапе обусловили выбор объекта, предмета, постановку цели и задач исследования. Цель исследования: особенности профессионально-личностного самоопределения старшеклассников и их психологическое сопровождение. Объектом исследования являются подростки на этапе пилотажного исследования (n=50); старшеклассники, обучающиеся 11-х классов в возрасте 17-18 лет (n=36). В процессе профессионального самоопределения на пороге выбора профессии. Предмет исследования - структурные компоненты профессионального и личностного самоопределения в процессе проблемно – ресурсного сопровождения: В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что на основных этапах сопровождения выделяются проблемы и ресурсы учащихся, отражающие главные компоненты профессионально-личностного самоопределения старшеклассников (внешние и внутренние факторы выбора профессии; мотивационная и смысло-жизненная ориентация; интеллектуально-личностные особенности. Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы было необходимо решить следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 2. Разработать и адаптировать для подростков, старшеклассников программу проблемно – ресурсного сопровождения. 3. Провести пилотажное исследование для подростков. 4. Выявить личностные проблемы и ресурсы старшеклассников (экстраверсия, интроверсия, самоэфективность, смысло-жизненные и мотивационные особенности, интеллектуальные ресурсы). 5. Выявить профессиональные ориентации старшеклассников (склонности (предрасположенности) к определенным типам профессий, внешние (социальная престижность) и внутренние факторы выбора профессий. 6. Разработать и апробировать программу реориентации старшеклассников, в процессе проблемно-ресурсного сопровождения. Для решения поставленных задач использованы методы: 1. Теоретические: анализ научной литературы, классификация и систематизация информации по проблеме исследования. 2. Комплекс эмпирических методов: а) тестирование: 3. Методы математико-статистической обработки 1. Личностное самоопределение Индивидуально-личностные возможности: - личностные особенности (опросник Г. Айзенка); - Мотивационная и смысло - жизненная ориентация - осознание интересов, намерений, целей (тест смысло –жизненные ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева); - формирование положительной учебной мотивации (методика изучения мотивации обучения Т.И. Ильиной); - способности (тест структуры интеллекта (ТСИ) Р. Амтхауэра) - методика изучения общей самоэффективности личности (Р. Шварцер, М. Ерусалем в адаптации В. Ромека); 2. Профессиональное самоопределение и выбор профессии - определение профессиональных планов, выявление профессиональных и познавательных интересов и склонностей (методика Дж. Голланда на определение профессионального типа личности; методика Е.А. Климова на определение профессиональной направленности); - требования среды (анкета «Образ престижных профессий» для определения внешних и внутренних факторов ориентации старшеклассников в процессе выбора престижных профессий.). 3. Математико-статистическая обработка данных (SPSS 22.0) [34]: Выборка: подростки (пилотажное исследование) (n=50); старшеклассники, обучающиеся11 классов в возрасте 17-18 лет (n=36). База исследования: МАОУ Лицей №11, г. Великие Луки. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении на основе анализа научных источников таких понятий, как «сопровождение», «проблемно-ресурсное сопровождение»; конкретизированы психологические особенности старшеклассников в процессе профессионального выбора; что расширяет теоретическое представление по данной теме. Новизна данного исследования заключается в том, что в работе на основе теоретического анализа научных источников и специальной литературы, а также на основе анализа результатов диагностической работы разработана программа проблемно-ресурсного сопровождения старшеклассников в процессе профессионального самоопределения. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы школьными психологами при работе со старшеклассниками по проблемам профессионального выбора, для консультаций учителей и родителей по вопросам профессиональной ориентации школьников, а также разработанная программа сопровождения старшеклассников в процессе профессионального самоопределения может быть использована педагогами - психологами в практической деятельности. Структура: Введение; три главы; Заключение; Литература (64 отечеcтвенных источника); Приложение. Работа содержит 7 рисунков, 3 таблицы. Общий объём - 86 страниц. Апробация результатов: выступления на конференции (Псков) и публикация [7] (Приложение 1).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНО-РЕСУРСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 1.1. Понятие профессионального и личностного самоопределения........8 1.2. Проблема профессионального самоопределения и выбора профессии в юношеском возрасте.......................................................................12 1.3. Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников……………………………17 Выводы по главе 1.......................................................................................28 ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПРОБЛЕМНО-РЕСУРСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ и ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 2.1. Сущность, понятие, особенности термина «проблемно-ресурсное сопровождение» ……………………………………………………….…….…..30 2.2. Теоретическое обоснование и общая характеристика программы проблемно-ресурсного сопровождения...............................................................34 2.3. Результаты апробации программы проблемно - ресурсного сопровождения подростков в процессе профессионально - личностного самоопределения……………………………………………………………..… 37 Выводы по главе 2.......................................................................................43 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОБЛЕМНО-РЕСУРСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 3.1. Организация и методы исследования.................................................45 3.2. Психологический анализ результатов исследования проблем и ресурсов старшеклассников.................................................................................60 3.2.1. Схема проблемно-ресурсного сопровождения…………………..60 3.2.2. Описательный анализ особенностей старшеклассников в процессе профессионально-личностного самоопределения.............................61 3.2.3. Анализ профессиональных ориентаций старшеклассников…….63 3.2.4. Анализ обобщенных профессиональных ориентаций и личностных особенностей………………………………………………..……..68 3.2.5. Выявление групп старшеклассников для проблемно-ресурсного сопровождения.......................................................................................................70 Выводы по главе 3.......................................................................................73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................
Список литературы

1. Алтенова, Г. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников / Г. С. Алтенова, Т. Ю. Тодышева // Журнал «Молодой ученый». — 2015. — №23. — С. 868-871. 2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методические основы развития личности в историко - эволюционном процессе: учебно-методическое пособие / А.Г.Асмолов. - М., издательство Московского университета, 1986. 3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – СПб.: ДОРВАЛЬ, 2013. – 96 с. 4. Баринова К. К. Психолого-педагогическое сопровождение безнадзорных обучающихся во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] /К. К. Баринова К.К, О. М. Мишагина // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2221/31094">www.scienceforum.ru/2017 /2221/31094 5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2011. - 298 с., с. 15 6. Богданова, Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности [Текст] / Г. В. Богданова // Журнал молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 497-499. 7. Водолажская А.В. Характер и темперамент в подростковом возрасте [Текст] / Молодёжь — науке. 2016. Материалы молодёжных научно-практических конференций Псковского государственного университета по итогам научно-исследовательской работы в 2015/2016 учебном году. Т. IV. — Псков : Псковский государственный университет, 2016. — 196 с., с 82. 8. Волкова, Н.А. Лучшие психологические тесты для прфориентации и профотбора.- Петрозаводск:Петроком,1992 9. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 589 с., с. 115 10. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев: 1988. – 144 с. 11. Горская Н.Е. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте/ Н. Е. Горская, Е. В, Глызина // Вестник иргту. – 2011. - №1 (48). 12. Гулякина В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения Автореф. дисс. … канд. психологич. наук./ Гулякина В.В. Курск: ЮПУ, 2000с.54 13. Деянова, А. В. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников / А. В. Деянова, Г. П. Юрьева // концепт.- 2015.- № 05 (май). 14. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Воронеж. Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с. .с.128 15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. -Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. - 244 с.с.86 16. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2005. - С. 323-324;9-с 17. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб.пособие. / Э.Ф Зеер, О.А. Рудей. – Воронеж : МОДЭК, 2008. – 256 с. 18. Ильин Е.П Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы или мужчины и женщины в глазах общества - СПб.:Питер,2007. 19. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – С-Пб., 1995. – 27 с., с. 45 20. Кобозева Ю. В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников Ю.В. Кобазева // Вестник Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова. - 2009. - Т. 6. - 2. - С. 84-89. 21. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2000.-153 с. 22. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с. 23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. –Р н/Д: Феникс, 1996.-512 с.,с51 24. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. ,с.54 25. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с. 26. Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьева О.И., Подойницина М.А., Чучалова О.Н. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014 –274 с. 27. Кретова, Н. А. Процесс профессионального самоопределения: принципы, содержание [Текст] / Н. А. Кретова // Научные исследования в образовании. - 2009. - №2 . - С. 24-27 28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений// И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464 с. 29. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст]/ Д. А. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. 30. Лебедева А.В. Влияние темперамента на выбор профессии [Электронный ресурс] / А.В. Лебедева // Научно- методический электронный журнал «Концепт».-2015.-Т.8.-С.41-45.- Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/65009.htm. 31. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовский. – Смоленск, 2010. – 190 с., с. 199 32. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М. :Знание, 1996 – 230 с. 33. Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304с. 34. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.: ил. 35. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. -Кн.2: Психология образования -496 с. 36. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1992 №1. - С. 52-59. 37. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии. 4-е изд., 2006, с. 1687 38. Парфенова Н.Б. Проблемно-ресурсное сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода: учебно-методическое пособие. Книга вторая / Парфенова Н.Б.; Псковский гос. Педагог. Ун-т. – Издательство ООО «ЛОГОС Плюс», 2011-152с. 39. Парфенова Н.Б, Середа Е.И. Митицина Е.А. Организация проблемно-ресурсного сопровождения студентов в процессе личностного и профессионального становления в условиях обучения в вузе. 40. Петровский А.В Психология: Словарь / А.В.Петровский [и др.]. - М., 1990. 41. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. -М.: Издат. Центр «Академия», 2000. -512с. 42. Пец, О. И. Профессиональная направленность личности [Текст] / О. И. Пец // Современная наука. – 2014 г. - 3с. 43. Пилецкая Л. С. Психологические особенности развития профессиональной мобильности личности / Л. С. Пилецкая // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 798-801. 44. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для старших классов средней школы - М.: Просвещение, 1991 45. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с. ,с.320 46. Райгородский Д.Я.: Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2011. - 672 с. 47. Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Г.В. Резапкина. –М. : Генезис, 2004. – 79 с. 48. Ронжина, Н. В. Роль профессиональной педагогики в развитии допрофессионального образовани / Н. В. Ронжина // Вестник ЧГПУ – 2013. - № 7. 49. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.:Педагогика, 1976 – 424 с. с254 50. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXXVIII междунар. Студ. Науч.- практ. Конф.-№ 1(38). Новосибирск: Изд.АНС «сибак». –2016. –№ 1(38). URL: http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf 51. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827 52. Соловьева, А. В. Семья как фактор профессионального самоопределения молодежи [Текст] / А. В. Соловьева // Журнал научные исследования в образовании. – 2008. 53. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенез. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М. : 2000. –159с. 54. Суслова В. В. Психолого-педагогической сопровождение в формировании профессионального самоопределения школьников [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2014. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/671/4442">www.scienceforum.ru/2014/6 71/4442 55. Тонышева, Н.В. Проблема педагогической поддержки практических психологов в вузе [Электронный ресурс] / Н.В. Тонышева. // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №1. http://cyberleninka.ru/article/n/problema-pedagogicheskoy-podderzhkiprakticheskih-psihologov-v-vuze 56. Туровец Н. И. Педагогическое сопровождение и поддержка: сущность и соотношение понятий. Современные технологии и инновации в педагогической системе образования. Н. Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. 72 с., с. 9 57. Ульянова И. В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов [Текст] // Журнал современных проблем науки и образования. – 2015. – № 4. 58. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: АСТ, 2008. – 1054 с., с. 821 59. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. – 184с. 60. Фоменко, Н. В., Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н. В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова.- 2014. - № 2. 43. 61. Хилько М. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / М. Хилько, М. Ткачева. Изд-во Юрайт, 2010. 62. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005 – 349 с. 63. Шапкина С. А. Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде [Текст] / С. А, Шапкина // Актуальные вопросы современной 73 педагогики: материалы IV Междунар. Науч. Конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - 2013. - С. 101-105 64. Юсупова, Ф. М. Психологические основы личностно-ориентированного образования / Ф. М. Юсупова // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 861-863.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНО-РЕСУРСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 1.1. Понятие профессионального и личностного самоопределения Проблема личностного и профессионального самоопределения затрагивает исследовательские изучения различных наук и дисциплин - психологии, социологии, педагогики, акмеологии. В психологическом аспекте самоопределение рассматривается как некий процесс, который изучает психологические механизмы, обуславливающие какое бы - то ни было вхождение в социальные структуры и формирование определенного состояния личностного самоопределения. Этимология слова самоопределение раскрывает это понятие как самостоятельно осуществляемый процесс выбора, оценки, обозначения критериев и границ, связанных с деятельностью, выполнением какого - либо дела, профессией («само-» - самостоятельность, «-определение» - определение - обозначение пределов, границ и пространства некоего дела, корнем этого слова является «дел», однокоренным словом - «дело»).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg