Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков в условиях школы

baby_devochka 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Целью настоящего исследования является определение, теоретическое обоснование и реализация направлений деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков в условиях школы. Объект исследования – деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков. Предмет исследования – деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков в условиях школы. Гипотеза исследования: деятельность социального педагога в процессе предупреждения и коррекции агрессивного поведения у подростков в условиях школы будет эффективным при использовании следующих профилактических направлений: - проведение тренинговых занятий с подростками посредством обучения навыкам адаптивного поведения; - педагогическое просвещение родителей по проблеме агрессивного поведения детей подросткового возраста. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи: 1. Определить понятие, формы и причины агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе. 2. Проанализировать и описать психологические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. 3. Выявить основные направления работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков в условиях школы. 4. Провести опытно-экспериментальное исследование по проблеме профилактики агрессивного поведения у подростков в условиях школы. 5. Разработать программу деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков в условиях школы. Для решения поставленных исследовательских задач нами были использованы следующие методы: ? метод сбора информации (изучение литературы по проблеме исследования); ? общелогические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение полученных данных; ? экспериментальные методы: констатирующий эксперимент; ? качественная и количественная обработка результатов. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы по профилактике агрессивного поведения у подростков, направления которой могут быть использованы педагогами, социальными работниками в условиях общеобразовательного учреждения. База исследования: МБОУ ВМР «Первомайская средняя школа», 9 класс. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

Актуальность темы исследования. Напряженная, неустойчивая социально-политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их агрессивность. Наиболее остро агрессивное поведение проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Подростковый возраст признан в психолого-педагогической литературе как самый трудный возрастной период (В. А. Аверин, В. М. Бехтерев, М. А. Галагузова, О. П. Елисеев, А. В. Мудрик, Л. Ф. Обухова, А. А. Осипова, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.). Именно в данном возрасте происходит наибольший всплеск агрессивности, поскольку действие неблагоприятных факторов внешнего и внутреннего характера, вызывающих агрессию как форму поведения в различных ситуациях, накладывается на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физиологическими, физическими и психологическими перестройками, происходящими у ребенка. Хотя явление подростковой агрессивности не имеет массового характера, оно неприемлемо для общества. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у несовершеннолетнего происходит разрушение многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У подростка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок в подростковом возрасте считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведении другого, положительного опыта. Проблема понимания и предупреждения и профилактики агрессивного поведения подростков является междисциплинарной областью научного исследования, предметом внимания целого ряда наук. Особое место в исследовании и решении этой проблемы должно принадлежать педагогике, поскольку среди многочисленных факторов, способствующих как появлению, развитию так и, снижению, ликвидации агрессии, совокупным педагогическим и, собственно, школьным влияниям принадлежит ведущая роль. Повышенный научно-исследовательский интерес к изучению феномена подростковой агрессии в своих исследованиях проявляли многие педагоги и психологи, а именно Т. П. Авдулова, С. Д. Арзуманян, Р. Бэрон, И. С. Зимина, В. Г. Казанская, С. Л. Колосова, А. А. Любякин, Т. И. Меньшикова, Ю. Б. Можгинский, Н. М. Платонова, Н. А. Позднякова, А. М. Прихожан, Д. Ричардсон, Е. В. Рубцова, Т. Г. Румянцева, Л. С. Славина, Л. Д. Столяренко, И. А. Фурманов, О. В. Шунчева и др. Вместе с тем, психологическим особенностям агрессивного поведения подростков принадлежат труды таких авторов, как Ю. Б. Берлянд, Т. С. Борисова, Г. Э. Бреслав, К. А. Воробьева, А. О. Горшенкова, Е. А. Гришина, С. Н. Дубинин, Л. А. Дубровина, Е. А. Зорина, Н. Л. Коновалова, В. В. Кузьминов, А. А. Макурин, М. Ю. Михайлина, А. С. Никитченко, А. А. Реан, И. Л. Самусенко, Е. Е. Сартакова, Л. М. Семенюк, Е. В. Степанова, В. А. Попов, Е. А. Чепракова и др. Тем не менее, несмотря на актуальность исследования, указанные авторы не уделяют должного внимания направлениям профилактики агрессивного поведения у подростков в условиях школы. В этой связи вышеизложенное еще раз обуславливает актуальность проблемного поля настоящего исследования. В процессе анализа психолого-педагогической литературы удалось выделить противоречие между теорией и практикой, когда для реализации эффективного и результативного процесса педагогической профилактики агрессивного поведения у подростков в условиях школы практика испытывает потребность в теоретико-методическом обосновании данного вида деятельности и наличии конкретных методических разработок для использования в ходе его реализации. С учетом выявленного противоречия определена проблема исследования: при каких направлениях будет наиболее эффективным процесс профилактики агрессивного поведения у подростков в условиях школы.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы профилактики агрессивного поведения у подростков в условиях школы 8 1.1. Понятие, формы и причины агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе 8 1.2. Психологические особенности проявления агрессивного поведения у подростков 17 1.3. Основные направления работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков в условиях школы 22 Выводы по I главе 31 Глава II. Опытно-экспериментальное исследование деятельности социального педагога по проблеме профилактики агрессивного поведения у подростков в условиях школы 34 2.1. Цель, задачи и методы экспериментального исследования 34 2.2. Анализ уровня сформированности агрессивного поведения у подростков в условиях школы 41 2.3. Разработка программы деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения у подростков в условиях школы 49 Выводы по II главе 57 Заключение 58 Список литературы 61 Приложения 66
Список литературы

1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток. М.: Академия. 2018. 128 с. 2. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2016. 361 с. 3. Арзуманян С. Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луис, 2018. 254 с. 4. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство Московского университета, 2017. 104 с. 5. Басс А., Дарки А. Концепция агрессии / враждебности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. 585 с. 6. Берлянд Ю. Б. Опыт профилактики детской и подростковой агрессии в общеобразовательных организациях Российской Федерации (обзор) // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. 2020. № 1. С. 22-41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43178211 (дата обращения: 23.09.2021) 7. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.: Педагогика, 1997. 416 с. 8. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл., 2019. 528 с. 9. Борисова Т. С., Зорина Е. А., Сартакова Е. Е. Влияние субъектов образовательной практики на проявление агрессии в подростковом возрасте // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 6 (34). С. 73-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44344101 (дата обращения: 23.09.2021) 10. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2017. 144 с. 11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2011. 352 с. URL: http://www.law.vsu.ru/structure/criminalistics/books/baron_richardson.pdf (дата обращения: 23.09.2021) 12. Воробьева К. А. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьника. 2008. № 6. С. 55-61. 13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih-1991.htm (дата обращения: 23.09.2021) 14. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. 416 с. 15. Горшенкова А. О., Горшенкова Н. В. Зарубежный и отечественный опыт педагогической работы с подростковой агрессией // Форум молодых ученых. 2020. № 3 (43). С. 103-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42857694 (дата обращения: 23.09.2021) 16. Гришина Е. А. Особенности коррекции агрессивности подростков в образовательной среде с учетом гендера // Современное образование. 2016. № 2. С. 84-94. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=17344 (дата обращения: 28.09.2021) 17. Дубинин С. Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 98-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-u-detey-i-podrostkov-kak-odna-iz-form-deviantnogo-povedeniya/viewer (дата обращения: 23.09.2021) 18. Дубровина Л. А., Макурин А. А. Деятельность социального педагога по коррекции агрессивного поведения подростков // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 7. С. 132-141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23092548 (дата обращения: 23.09.2021) 19. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности СПб: Питер, 2019. 560 с. 20. Зимина И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика. 2013. №3. С. 14-18. 21. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб: Питер. 2016. 240 с. 22. Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2014. 224 с. 23. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПБ: Питер, 2011. 232 с. 24. Кузьминов В. В., Никитченко А. С. Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 806-808. URL: https://moluch.ru/archive/105/25019/ (дата обращения: 23.09.2021) 25. Любякин А. А., Позднякова Н. А. Особенности проявления агрессивного поведения у юношей и девушек // Психология. 2011. № 4. С. 7-14. 26. Меньшикова Т. И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 1. С. 106-115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 21.09.2021) 27. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. 672 с. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php (дата обращения: 27.09.2021) 28. Михайлина М. Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. Волгоград: Учитель, 2020. 116 с. 29. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. М.: Когито. 2016. 181 с. 30. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 200 с. 31. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Владос, 2016. 456 с. 32. Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь. М.: ИСПИ РАН, 2015. 939 с. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=6556&type=publ (дата обращения: 28.09.2021) 33. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2018. 510 с. 34. Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. №4. С.15-30. 35. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2014. 336 с. 36. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб: Питер. 2017. 192 с. 37. Реан А. А. Психология подростка. СПб: Прайм-Еврознак. 2017. 480 с. 38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2017. 712 с. 39. Рубцова Е. В. Причины возникновения подростковой агрессии и приемы коррекции проблем педагогически запущенных подростков // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 29-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42575266 (дата обращения: 23.09.2021) 40. Румянцева Т. Г. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. 2011. №1. С.81-84. 41. Самусенко И. Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи // Вестник Тверского государственного университета. 2010. № 9. С. 73-79. 42. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Институт практической психологии, 1996. 96 с. 43. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 2020. 150 с. 44. Степанова Е. В., Попов В. А. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 788-791. URL: https://moluch.ru/archive/86/16176/ (дата обращения: 23.09.2021) 45. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум. Ростов-на-Дону: Феникс. 2016. 704 c. 46. Тест агрессивности по опроснику Л. Г. Почебут // Психологические тесты. URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/47.html (дата обращения: 08.12.2021) 47. Тест «Рука Вагнера» // Психологическая диагностика. URL: http://1-source.ru/diagnostika/test-ruka.html (дата обращения: 08.12.2021) 48. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск.: Ильин В.П., 2011. 199 с. 49. Чепракова Е. А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 30-36. 50. Шунчева О. В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 2. С. 198-200. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-agressivnosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 21.09.2021)
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы профилактики агрессивного поведения у подростков в условиях школы 1.1. Понятие, формы и причины агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивного поведения приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствуют его вполне однозначное понятие. В рамах настоящего исследования важно различать понятия агрессии, агрессивности и агрессивного поведения, поскольку при характеристике агрессивного поведения используют именно два основных понятия: «агрессия» и «агрессивность». Обратимся к их рассмотрению. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что на сегодняшний день единое понимание термина «агрессия» отсутствует. Данное понятие используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково. А. Г. Асмолов утверждает, что агрессия – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха) [4, с. 37]. Л. М. Семенюк пишет, что встречаются разные трактовки этого понятия. По его мнению, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению [42, c. 41]. Вместе с тем, с точки зрения И. С. Зиминой, это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Агрессия подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия [20, c. 15]. С. Л. Рубинштейн в определении агрессии использует понятие врожденности: «Агрессия, – пишет он, – физический акт, который может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс врожденности, он совершается для того, чтобы причинить ущерб другому человеку (или себе), оскорбить его» [38, c. 258]. Понятие агрессии неоднозначно и сложно. Однако с точки зрения И. Л. Самусенко, она характеризуется следующими особенностями, которые наглядно отражены на рис. 1 [41, c. 74]. Рис. 1. Особенности проявления агрессии Таким образом, агрессия определяется как любая форма поведения, которая имеет цель нанесения вреда другому живому существу. Многие авторы разводят понятия агрессии, как специфической формы поведения и агрессии как свойства личности. В последнем случае речь идет об агрессивности как компоненте личностной структуры. В этой связи целесообразно обратиться к раскрытию понятия агрессивности в психолого-педагогической литературе. Так, агрессивность в Большом психологическом словаре определяется как «склонность личности действовать враждебно и агрессивно» [27, c. 7]. Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон несколько иначе трактуют данное понятие: «Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное» [11, c. 29]. Вместе с тем, агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии [37, с. 68]. По-своему определяет агрессивность психолог Н. М. Платонова: «личностная характеристика, приобретенная и зафиксированная в процессе развития личности на основе социального научения и заключающаяся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители» [35, c. 32]. Ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным, личностным детерминантам. Под ними понимают устойчивые черты характера и наклонности. Роль индивидуальных детерминант агрессивности чрезвычайно велика. Поэтому необходимо обратить внимание на индивидуально-личностный аспект развития агрессии [31, c. 141]. Как считает педагог С. Н. Дубинин истоки агрессивности находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности – гнев, отвращение, презрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям [17, c. 112]. Выделяются три основные позиции в отношении агрессивности: биологическая, социальная, гуманистическая. Данные подходы не противоречат друг другу. Агрессивность имеет биологическую основу, однако социум также может провоцировать проявление агрессивности. В то же время личность имеет возможность частичного управления своей агрессивностью посредством волевых актов [32, c. 226]. Перейдем к рассмотрению понятия агрессивного поведения. Психолог Т. Г. Румянцева определяет «агрессивное поведение» как специфическую форму действий человека, характеризующуюся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [40, c. 83]. Г. Э. Бреслав трактует этот термин следующим образом: «это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой» [10, c. 29]. Вместе с тем, Е. А. Чепракова агрессивное поведение описывает в виде: 1. действия как такового (наступление, атака, нападение); 2. действия против определенного объекта, в т.ч. человека, становящегося жертвой агрессии; 3. действия с учетом ситуации – ее специфики, способствующей агрессивной атаке или провоцирующей ее [49, c. 31]. Таким образом, на современном этапе агрессивное поведение рассматривают с различных позиций: 1. теория инстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь; 2. теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул; 3. теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессивного поведения выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне; 4. когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие когнитивно-аффективного механизма. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов; 5. теория социального научения рассматривает агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком [19, c. 261]. Рассмотрев различные подходы к определениям «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», можно выделить их смысловые различия. Агрессия – это форма поведения, направленная на оскорбление и причинение вреда другому человеку. Агрессивность – это устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии. Агрессивное поведение – это внешне выраженное действие, направленное на причинение ущерба другому человеку. Агрессивное поведение подростков проявляется в разных формах. Наиболее развернутой классификацией агрессивного поведения является классификация, данная психологом А. Бассом. Он выделил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая – вербальная агрессия; активная – пассивная агрессия; прямая – косвенная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить восемь видов агрессивного поведения, которые отражены в табл. 1 [5, c. 126]. Таблица 1 Типология форм агрессивного поведения (по А. Бассу) Типы агрессии Пример Физическая – активная – прямая Нанесение побоев человеку Продолжение таблицы 1 Физическая – активная – косвенная Сговор с преступником Физическая – пассивная – прямая Сидячая забастовка Физическая – пассивная – косвенная Отказ выполнить приказ Вербальная – активная – прямая Словесное оскорбление человека Вербальная – активная – косвенная Распространение клеветы, сплетен Вербальная – пассивная – прямая Отказ разговаривать с человеком Вербальная – пассивная – косвенная Отказ защитить человека, которого незаслуженно критикуют Т. П. Авдулова считает, что существуют два вида агрессивного поведения – «доброкачественное» и «злокачественное». Первый появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессивного поведения. «Злокачественное» агрессивное поведение представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанным и связано со структурой личности [1, с. 44]. В. Г. Казанская констатирует, что единой классификации агрессивного поведения нет и создавать ее трудно. Она выделяет в своем исследовании пять видов агрессивного поведения: 1. Физическое – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенное, которое направлено на другое лицо окольным путем (сплетни, злобные шутки), или агрессивного поведения, которое ни на кого не направлено (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами и т.п.). 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм – оппозиционная манера поведения. Проявляется в формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Вербальное агрессивного поведения – выражение негативных чувств через форму и содержание вербальных реакций (крик, визг, угроза, проклятие, ругань) [21, с. 75]. В психолого-педагогической литературе разные авторы выделяют и другие виды и формы агрессивного поведения. В частности, А. М. Прихожан считает важным разделение агрессивного поведения на враждебное инструментальное. Целью враждебного проявления агрессии является нанесение вреда другому человеку, в то время как инструментальная форма направлена на достижение цели нейтрального характера, и агрессия используется при этом лишь как средство действия (например, шантаж) [36, с. 51]. Л. Д. Столяренко считает, что агрессивное поведение принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий: 1. негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные); 2. явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия); 3. вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение); 4. прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты); 5. враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда/боли другому человеку – с иными целями); 6. эго-синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью) [45, с. 208]. Выделяют множество факторов, влияющих на появление агрессивного поведения, которые наглядно отражены на рис. 2. Рис. 2. Причины проявления агрессивного поведения Н. Л. Коновалова утверждает, что основными причинами агрессивного поведения выступают неадекватная самооценка, низкий уровень социально-психологической компетентности, холерический тип темперамента, неправильная оценка поведения другого человека, недостаточная психологическая устойчивость, отсутствие способности к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, акцентуация характера [23, c. 67]. Вместе с тем, В. М. Бехтерев отмечает, что формирование агрессивного поведения подростков зависит от ряда факторов, к которым следует отнести: ближайшее окружение подростка – родительская семья, группы сверстников, макросреда – образовательные учреждения, в которых ребенок прибывает длительное время (школа, училище), а также традиции и законы данной культуры, средства массовой информации. [7, c. 142]. Однако решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Специалисты считают (Т. С. Борисова, Е. А. Зорина, Е. Е. Сартакова), что реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы [9, c. 76-77]. По мнению психолога С. Л. Колосовой, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей [22, c. 81]. Вместе с тем, выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические. Значимость социальных детерминант обусловлена тем, что сама агрессия «не возникает в социальном вакууме». Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон отмечают, что на агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения. Среди социальных детерминант агрессии ведущее место принадлежит фрустрации (блокированию разворачивания целенаправленного поведения), физическим и вербальным провокациям, характеристикам объекта агрессии (пол, раса) и подстрекательству со стороны окружающих. Однако агрессию порождают не только слова и поступки других людей. Она может стать следствием действия особенностей среды или ситуации обитания, которые повышают вероятность агрессии. Ими могут стать параметры физической среды, создающие дискомфортные условия, – жара, шум, теснота, загрязненный воздух, а также воздействие средств массовой информации, прежде всего кино и телевидения [11, c. 261]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты (акцентуация характера, тревожность), установки, систему ценностей. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил заключить, рассмотренные нами типологии и классификации не исчерпывают все видовые проявления агрессивного поведения человека, но позволяют увидеть неоднозначность его возможного проявления у детей и подростков. Под агрессией в современной теории понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность многими специалистами понимается как относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному поведению. Мы можем определить, что возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении. Оба понятия входят в состав агрессивного поведения, как действия, направленного на причинение вреда другому человеку. Все подходы к классификации агрессивного поведения отражают сущность различия его форм, но в то же время схожесть мотивов. 1.2. Психологические особенности проявления агрессивного поведения у подростков Известно, что одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» подростковый возраст определяется как «период развития детей от 11-12 до 15-16 лет» [8, c. 201]. Границы подросткового возраста достаточно условны, некоторые специалисты считают, что подростковый возраст длится до 16-18 лет. Подростковый возраст называют также переходным возрастом, т. к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Этот период характеризуется двумя противоречивыми тенденциями развития. С одной стороны, этому возрастному этапу свойственны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и положительными факторами: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т. д. Одна из актуальных проблем подросткового периода это проблема агрессивного поведения. Подростковая агрессия заслуживает особого внимания, так как в этом возрасте утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Также, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. С. Д. Арзуманян считает, что для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики. Целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в себе, потребность в общении – с желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, на смену искренней нежности, ласковости могут быстро приходить черствость, отчужденность, враждебность и даже жестокость [3, с. 38]. По мнению И. А. Фурманова, в подростковом возрасте у ребенка появляется и усиливается стремление быть взрослым, что обусловливает стремление изменение поведения и создает совершенно новую ситуацию личностного и психологического развития [48, с. 92]. Важно отметить, что внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. В своем исследовании А. А. Любякин и Н. А. Позднякова акцентируют внимание на том, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14 - 15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика – 11 лет и 13 лет [25, с. 8]. Для подросткового возраста характерна смена форм проявления агрессии. Е. А. Гришина приводит данные, свидетельствующие о различном проявлении агрессивного поведения подростков на разных стадиях этого возраста. У детей 10-11-летнего возраста преобладает физическая агрессия и менее всего выражена агрессия косвенная. У подростков 12-13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессии. Что касается 14-15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессия, а физическая и косвенная повышаются несущественно так же, как и уровень негативизма. В силе проявления агрессивных реакций существуют и половые различия. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессивного поведения: вербальному, косвенному и негативизму [16, c. 85-86]. Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Как отмечает О. В. Шунчева, им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди подростков, у которых наблюдается агрессивное поведение, встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них формы агрессивного поведения выступают средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости [50, c. 198]. Среди подростков с агрессивным поведением Л. С. Славина выделяет три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий. Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Вторую группу составляют подростки, у которых проявление агрессивного поведение характеризуется в основном в качестве нормы поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. В третью группу входят подростки, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам [43, с. 57]. Агрессивное поведение в подростковой группе чаще всего возникает ситуационно. Данный тип жестокости в значительной степени связан с активизацией в момент острого личностного кризиса мощных психических энергий, находящихся вне поля сознания. Эмоции представлены в этом варианте преобладанием дисфорического аффекта: злобностью, раздражительностью. Агрессивные идеи конкретны с самого момента своего ситуационного возникновения и сразу направлены на определенного человека. На фоне дисфорических колебаний настроения происходит мощное усиление агрессивности. На этот процесс оказывает влияние психическая энергия детей подросткового возраста. По мнению психолога Е. В. Рубцовой, агрессивное поведение гораздо чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивного поведения. Причем агрессивность по-разному проявляется разными девочками и мальчиками, что требует рассмотрения их индивидуальных различий [39, с. 30]. Т. И. Меньшикова считает, что мальчишеское агрессивное поведение обычно проявляется более открыто, грубо, оно менее управляемо, и контролировать его ребята начинают позже, чем девушки. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессивного поведения обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые «искусницы» с раннего детства приучаются камуфлировать свое агрессивное поведение иронией и сарказмом. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора [26, с. 108]. Агрессивное поведение для подросткового возраста – обычное явление. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Причем для развития личности ребенка и подростка опасны их результат и реакция окружающих [30, с. 94]. Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает казаться или быть «сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В. А. Аверин показал, что агрессивное поведение подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением [2, с. 31]. Таким образом, агрессивное поведение у подростков определяется как личностная характеристика, которая сформировалась в процессе развития личности на основе социального научения и является проявлением агрессивных реакций на разного рода раздражители.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg