Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках окружающего мира посредством игровых технологий
1.1. Формирование коммуникативных УУД младших школьников как психолого-педагогическая проблема
ФГОС НОО предусматривает системно – деятельностный поход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества, а также учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения […].
В условиях реализации ФГОС НОО основное внимание исследователей обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность обучающегося к самосовершенствованию и саморазвитию методом сознательного присвоения нового общественного навыка, т.е. умение учиться. Также, данный термин можно раскрыть как систему знаний и способов действия обучающегося, которая обеспечивает самостоятельное получение и усвоение новых знаний, и развитие умений, охватывая организацию этого процесса […].
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития […].
Приведем примеры высказываний разных исследователей по этому поводу
В. О. Пунский дает такое определение умению учиться: «Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями (к ним относятся также автоматизированные умения – навыки), которые и составляют синтезированное понятие умение учиться» […].
А. А. Леонтьев под умением учиться в первую очередь понимает «обучать деятельности» и отмечает: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» […].
К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение младших школьников необходимо «постоянно… развивать в них желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания» […].
Так Е. Н. Кабанова-Меллер подразделяет учебные умения на узкие (специальные, предметные), используемые при изучении отдельных учебных предметов, и общеучебные, универсальные, применяемые при изучении различных школьных предметов [..].
Т. И. Шамова выделяет следующие общеучебные умения: приобретать и перерабатывать информацию (интеллектуальные умения), осуществлять процесс самоуправляемой учебной деятельности (общеучебные умения) [..].
Ю. К. Бабанский делит общеучебные умения на учебно- организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные […].
Таким образом, на основании выше изложенного, можно сделать вывод, что результаты исследований отечественных ученых в области организации учебной деятельности обучающихся, формирования познавательных процессов, общеучебных умений, личностного развития, легли в основу разработки концепции и программы формирования УУД А. А. Асмолова.
По мнению А. А. Асмолова универсальный характер учебных действий проявляется в том, «что они носят надпредметный, метапредметный характер, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося» […].
Виды УУД (по Асмолову): в составе УУД выделено четыре блока:
• личностные (обеспечивающие ценностно- смысловую ориентацию обучающихся);
• регулятивные (обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности,);
• познавательные (включающие общеучебные, логические, знаково- символические действия, а так же постановку и решения проблемы);
• коммуникативные (обеспечивающие социальную компетентность обучающихся, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
Рассмотрим кратко каждый из видов УУД.
В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещ? неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с уч?том конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещ? подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и уч?т позиции других людей, партн?ра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партн?ра — контроль, коррекция, оценка действий партн?ра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД. […].
Формирование и развитие УУД, в т.ч. и коммуникативных относится к числу важнейших проблем педагогики. Среди универсальных учебных действий особое внимание необходимо уделить становлению коммуникативных УУД, так как обеспечивают сотрудничество. Именно в начальной школе обучающиеся испытывают трудности коммуникативного характера, такие как: языковой барьер, неумение последовательно и грамотно излагать свои мысли, дефицит языкового материала и др. […].
Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между людьми.
Социальная ситуация развития младших школьников характеризуется особой значимостью учебной деятельности ребенка, опосредованностью его отношений с взрослыми, их образцами и оценками, следованием правилам, приобретением научных понятий. В процессе учебной деятельности происходит усвоение знаний, формирование интеллектуальных сил, ориентировка в новом предметном мире, опосредуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье [..].
Для каждого возраста характерна своеобразная и специфическая для него социальная ситуация развития - отношение между ребенком и его средой, где идет развитие новообразований, свойственных данному возрасту.
Основные новообразования происходят в процессе учебной деятельности младшего школьника: теоретическое мышление, произвольность и осознанность всех психических процессов, их интеллектуализация, внутреннее опосредование, происходящее благодаря усвоению системы научных понятий. Успешность учебной деятельности непосредственно влияет на формирование личности младшего школьника.
Младший школьник совершает волевые действия по указанию взрослых, в т.ч. и учителя, поэтому коммуникативные взаимодействия в классе между учителем и учеником, способствующие формированию коммуникативных УУД, должен инициировать педагог.
Значимость развития коммуникативных УУД у обучающихся определяет психолог М. И. Лисина: «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно» [..].
Почти у любого ребёнка на протяжении своего существования появляются определённые трудности с общением. Школьник недостаточно контактирует со сверстниками из-за неумения быть интересным, неуверенности в себе, боязни быть не признанным. Это может послужить причиной враждебности, внезапному снижению самомнения, нерешительностью заводить новые знакомства. Это не значит, что он обречён и не сможет контактировать с людьми. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо их развивать и совершенствовать.
Главной целью учителя является формирование успеха обучающихся в деятельности общения. Если ученик испытывает чувство радости, эмоциональный подъем в учебном общении, которые вселяют ему решительность в собственных силах, повышается самооценка, возникает стремление снова достичь хороших результатов.
Способность человека к коммуникации обуславливается в психолого – педагогических изучениях учёных Г. М. Андреева, А. Б. Добрович и др. Согласно их взглядам, для обладания коммуникативности - индивид обязан освоить определённые коммуникативные умения.
Опираясь на теорию общения Г. М. Андреевой […], акцентируя совокупность коммуникативных умений, освоение которых содействует формированию и развитию личности, способной к результативному общению. Выделяют следующие разновидности умений:
• межличностная коммуникация;
• межличностное взаимодействие;
• межличностное восприятие;
1-ый тип умений содержит в себе применение словесных и невербальных средств общения, передача разума и эмоций и т.д.
2-ой тип умений предполагает собой умение установленной взаимосвязи, в связи изменением окружающей среды.
3-ий тип характеризуется умением принимать позицию собеседника, чувствовать его, а также без какой-либо подготовки включаться в разговор.
Обладание данными умениями гарантирует коммуникативное общения.
М. И. Лисина и Ю. В. Касаткина в своих трудах утверждают, что одной из главных задач учителя, при формировании коммуникативных УУД считается такие условия, при которых ученики обретают умения и способности, надлежащие высокой степени общения [..].
Е. Е. Сапогова отмечает, что характерные черты учебной деятельности учеников формируют условия, с целью развития коммуникативных возможностей. То есть учебный процесс требует от ребёнка анализа своей деятельности, «какие результаты у меня были» и «какие результаты у меня сейчас».
По словам М. А. Джерелиевской необходимо совершенствовать основы речевого общения, что подразумевает наличие большого запаса слов, выразительность и точность речи, последовательность высказываний, способность к восприятию устной речи и точную передачу мыслей партнера собственными словами; правильно выделять из услышанного существо дела; кратко и точно формулировать ответы на вопросы партнера [..].
В. И. Тесленко и С. В. Латынцева отмечают, что: «Развитие коммуникативных УУД содействуют разнообразные виды деятельности обучающихся, в том числе проведение дискуссий, поскольку в их процессе младшие школьники обучаются «внимательно и увлечённо выслушивать каждого выступающего, понимать суть того, что было сказано другими соучастниками обсуждения вопросов, стремительно реагировать на изменение коммуникативных условий, занимать лидирующую или подвластную позицию, конструктивно осуществлять разговор, принимать объективные решения» [..].
А. Г. Асмолов определил, что «Коммуникативные УУД - это действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми»[..].
А .Г. Асмолов , делит коммуникативные действия на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности, схематически которые можно представить следующим образом (рис. 1).
Рис.1 Коммуникативные УУД в соответствии с тремя аспектами коммуникативной деятельности.
Под коммуникацией как взаимодействием подразумевается потребность в общении и способность младшего школьника устанавливать контакты, налаживать отношения со сверстниками и со взрослыми, положительное отношение к общению с людьми, ориентация на собеседника, умение его слушать и слышать.
Коммуникация как кооперация – это владение УУД, согласовывающими усилия по достижению общих целей общения; действиями, организующими совместную деятельность. Необходимыми условиями такой деятельности является ориентация на партнера по деятельности.
Коммуникация как условие интериоризации - это коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии (интериоризация - переход извне внутрь, осознание и усвоение полученного извне содержания речи).
Следовательно, формирование коммуникативных умений у человека происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. Уже в дошкольном возрасте ребёнок обладает некоторыми навыками коммуникативных и речевых компетенций, то есть на момент поступления в школу он имеет определённый уровень развития общения.
Успешность обучения и самореализации не только в школе, но и в дальнейшем профессиональном становлении человека зависит от сформированного уровня коммуникативного развития в начальной школе. Недостаточное общение с взрослыми и усиливающийся неконтролируемый поток информации, которую не готов критически оценивать школьник, оказывают неблагоприятное влияние на коммуникативное развитие детей. Именно поэтому особое внимание развитию коммуникативных универсальных учебных действий уделяют в начале школьного обучения [..].
На данный момент согласно требованиям ФГОС начального общего образования универсальные учебные действия являются ведущими планируемыми результатами обучения и способствуют развитию умений, навыков, компетентностей, создают условия для развития и самореализации личности [..].
В рамках нашей работы под коммуникативными УУД мы будем понимать действия, младшего школьника устанавливать контакты, налаживать отношения со сверстниками и со взрослыми, ориентация на собеседника, умение его слушать и слышать; организовывать совместную деятельность. ориентацию на партнера по деятельности, речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям.(А. Г. Асмолов) […].
1.2. Возможности игровых технологий в формировании коммуникативных УУД младших школьников на уроках окружающего мира
«Игра – не только любимое занятие, это вид деятельности детей. Для ученика – это деятельность по добыванию и усвоению информации» – утверждает О. Т. Поглазова [..].Н. Ф. Виноградова считает, что: «Игра необходима на каждом уроке, т. к. эта деятельность остаётся для младшего школьника актуальной и связывает ведущую деятельность предыдущего периода развития (игровую) с той, которая является ведущей для ситуации обучения в школе (учебной)» [..].
А. А. Вахрушев считает, что: «Применение игры в учебном процессе необходимо, потому что она делает процесс интересным и увлекательным. Через игру ребенок познает окружающий мир. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра ? своеобразный «доктор», который лечит низкую мотивацию, педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения остаются чаще всего не развитыми: воображение, мышление, коммуникабельность. Обучающиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении».
У младших школьников ведущей является игровая деятельность.
Каждый педагог периодически попадает в ситуацию, когда кто – либо из обучающихся никак не может понять новую тему. И чтобы ни делал учитель, все безрезультатно. Как сделать так, чтобы все то, что мы говорим детям на уроке, стало простым и ясным? Здесь неоценимую помощь может оказать использование в обучении игровых технологий.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития, обучаемого в отечественной педагогике, занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. [..].
По определению П. И. Пидкасистого и Д. Б. Эльконина понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, активизирующих деятельность обучающихся и направленных на усвоение общественного опыта. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка создания научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игровой деятельностью и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игровая деятельность на формирование личности ребенка и взрослого [..].
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается на уроках окружающего мира при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность обучающихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно – воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
• дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
• развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
• воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
• социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
При использовании игровых технологий на уроках окружающего мира необходимо соблюдение следующих условий:
• соответствие игры учебно – воспитательным целям урока;
• доступность для обучающихся данного возраста;
• умеренность в использовании игр на уроках.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов [..].
Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Игровые технологии нашли широкое применение в нашей практике, имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, Игровые технологии, используемые в обучении и развитии обучающихся, позволяют:
• проводить уроки в нетрадиционной форме;
• раскрывать творческие способности обучающихся;
• развивать коммуникативные навыки обучающихся;
• обеспечивать свободный обмен мнениями;
• организовывать процесс обучения в форме состязания;
• облегчать решение учебной задачи;
• вовлекать всех обучающихся в учебный процесс;
• ощущать значимость результата для каждого обучающегося в отдельности;
• практически закреплять полученные знания;
• формировать мотивационную сферу обучающихся;
• расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности и т.д.
Преимуществами игровых технологий являются:
• активизация и интенсификация процесса обучения;
• воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;
• гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных);