ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНОГО
1.1. Стратегии формирования оборотного капитала
Оборотный капитал — понятие классической политической экономии Адама Смита. Одно из основных понятий политической экономии К. Маркса. Оборотный капитал, как и основной капитал, выражает определённые производственные отношения, складывающиеся с развитием предпринимательства.
Для финансирования оборотного капитала предприятия может использоваться одна из стратегий. ( рис. 1)
Рисунок 1 - Стратегии финансирования оборотного капитала предприятия
Осторожная . В этом случае большая часть активов компании представлена в виде денежных средств, товарно-материальных запасов, ценных бумаг с хорошей ликвидностью.
Ограничительная . В составе активов используется минимальный объем денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности. У этой стратегии есть свой минус: для покрытия переменной части приходится создавать большую кредиторскую задолженность.
Умеренная . Это промежуточный вариант между двумя первыми стратегиями. В отдельные моменты у компании могут быть излишние текущие активы, однако они считаются платой за сохранение нормального уровня ликвидности.
Выбирая одну из стратегий финансирования, необходимо понимать, насколько четко определены процессы снабжения и сбыта:
При четко спланированных поставках и сбыте, когда заранее известны расходы, объем, сроки платежей и иные показатели, подходит ограничительная стратегия. Любой другой принцип действия в данном случае может вызвать рост потребности во внешних источниках финансирования без параллельного увеличения прибыли.
Если не удается точно определить объемы поставок, сроки платежей, лучше остановить выбор на осторожной стратегии. В некоторых случаях здесь допускается ограничительный подход, но он требует формирования страхового запаса средств.
Сравним различные стратегии привлечения средств для затрат на финансирование оборотного капитала по риску дефицита и объему финансовых ресурсов, находящихся в составе данных средств без движения (см. табл. 1):
Таблица 1- Сопоставление риска дефицита оборотных средств и объема финансовых ресурсов для различных стратегий
Стратегия Риск Объем финансовых ресурсов
Осторожная Минимален Максимальный
Ограничительная Максимален Минимальный
Умеренная Средний Средний
Как видно из таблицы, между собой, эти три стратегии, отличаются объемом оборотных средств, которые предприятие считает необходимым иметь для поддержания заданного уровня производства и уровнем риска, который подразумевает в себе выбранная предприятием стратегия.
1.2. Модели политики формирования оборотного капитала
Финансовый менеджер должен провести анализ источников финансирования оборотного капитала и выбрать из них наиболее приемлемый. При этом учитываются особенности компании и внешние экономические условия.
В политике управления финансированием оборотных средств выделяют такие подходы:
Необходимость в средствах финансируется за счет краткосрочной задолженности, при этом «рабочий капитал» оказывается равен нулю.
Определенная доля минимально необходимого размера активов финансируется из своих и долгосрочных заемных средств.
Наименьший необходимый размер средств в запасах финансируется за счет своих источников и долгосрочных займов.
Финансирование почти всего объема данного вида средств ведется из своих источников и долгосрочных займов. Таким образом величина «рабочего капитала» поддерживается на уровне наименьшего необходимого размера средств в запасах и почти всего среднего размера средств в расчетах с дебиторами.
Вся постоянная потребность и половина переменной( сезонной) покрываются за счет собственных источников ресурсов и долгосрочных займов. Таким образом, в сравнении с описанным выше подходом « рабочий капитал» значительно растет.
Весь необходимый объем формируется посредством своих источников и долгосрочных займов.
От политики финансирования оборотных средств зависят чистые оборотные средства (« рабочий капитал») компании. Разберем каждую модель более подробно.
Модель 1 связана с высоким уровнем риска для ликвидности, поэтому используется крайне редко. При этом подходе к управлению источниками финансирования оборотного капитала у компании нет собственных оборотных средств. Единственными, для кого подходит этот метод, являются отдельные предприятия без технологического цикла, например, торговые фирмы. В их случае кредиторская задолженность за приобретенные товары соответствует собственным источникам финансирования.
Модель 2 может нанести серьезный урон показателю ликвидности. Финансовые менеджеры вынуждены часто брать кредиты для краткосрочного финансирования оборотного капитала. В случае, когда у компании отсутствует подобная возможность, лучше отказаться от данного подхода.
Модель 3 не предполагает избыточного объема собственных оборотных средств. Финансовые менеджеры добиваются наиболее выгодного баланса между дебиторской и кредиторской задолженностями, а средние сроки их закрытия оказываются равны. То есть срок финансового цикла уменьшен до размеров производственного. Однако здесь остается высокая вероятность падения ликвидности.
Модель 4 предполагает такое соотношение двух обозначенных выше задолженностей, когда финансовый цикл короче операционного, правда, в некоторых случаях может появляться избыточный объем собственных средств. Стоит отметить, что здесь шансы снижения ликвидности не так велики, как в предыдущей модели.
Модели 3 и 4 считают самыми подходящими для управления.
Модель 5 предполагает более низкую вероятность снижения ликвидности, однако в течение года иногда наблюдается серьезный излишек собственных оборотных средств. Поэтому важно обеспечивать своевременный контроль, иначе ресурсы будут расходоваться на закупку ненужных запасов.
Модель 6 работает только в теории, так как в реальной жизни у любой фирмы есть краткосрочная задолженность.
При помощи одного из названных подходов и управления рисками в сфере изменения ликвидности управленцы изменяют объем собственных оборотных средств компании.
Управлять отдельными элементами находящихся в обороте активов ( товарно-материальными запасами, дебиторской задолженностью, деньгами) позволяют специальные методы. Все они используются, чтобы поднять результативность использования ресурсов.
1.3. Контроль собственных и заемных источников финансирования оборотного капитала
Эффективное управление капитала, в частности оборотного, не представляется возможным без постоянного контроля источников финансирования. Во время ведения бизнеса изменяется доля составляющих оборотных средств, а значит, крайне сложно определить взаимосвязь между ними. Однако узнать оценку финансирования оборотного капитала или проверить коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования финансовому руководителю позволяют экономические формулы.
Они используются для вычисления объема собственного оборотного капитала, который в формуле обозначается как СОК:
СОК = ОА – КЗС – КЗ, (1)
СОК = СС + ДЗС – ВА, (2)
где ОА – оборотные средства;
КЗС – краткосрочные заемные средства;
КЗ – кредиторская задолженность;
СС – собственные ресурсы;
ДЗС – долгосрочные заемные средства;
ВА – внеоборотные активы.
Рентабельность оборотных активов (в %) = Рентабельность продаж (в %) ? Оборачиваемость оборотных активов = Операционная прибыль / Средняя цена оборотных активов
Оборачиваемость оборотного капитала – это показатель, который дает характеристику эффективности использования оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости (один из показателей и коэффициентов оборотного капитала, по которому можно судить об эффективности деятельности организации) – показывают количество оборотов необходимого для окупаемости (погашения) капитала предприятия. Вычисления пользуются формулой:
Коб = Вр / Осс (3)
где Вр – сумма прибыли от продажи продукции, из который удержаны НДС и другие доп. налоги;
Осс – средний уровень стоимости оборотного капитала за период исследуемого времени.
Длительность оборачиваемости в сутках (Дло) – отрезок времени, за который оборотный капитал превращается в денежные средства. Для вычисления применяется следующая формула:
Дло = Осс ? Д / Вр (4)
где Д – количество дней за исследуемый отрезок времени.
По сравнению с предыдущим показателем, этот является независимым от длительности исследуемого времени. Коэффициент закрепления оборотного капитала (Кзо) – уровень оборотного капитала на один рубль прибыли от продажи. Для вычисления применяется формула:
Кзо = Осс / Вр (5)
Этот показатель дает характеристику величине среднестатистического остатка оборотного капитала, который приходится из расчета на один рубль прибыли от продажи. Для того чтобы быть уверенными в точности вычислений, необходимо проводить расчеты показателей частной оборачиваемости, учитывая обороты по конкретным областям запасов, отдельным уровням или по каждому составляющему элементу оборотного капитала.
Понять структуру, грамотность работы с источниками финансирования позволяют такие коэффициенты, как:
Маневренность собственного капитала = Собственные оборотные средства / Собственный капитал (6)
Концентрация заемного капитала = Заемный капитал / Пассивы баланса (7)
Финансовый рычаг = Заемный капитал / Собственный капитал (8)
Устойчивое финансирование = ( Собственный капитал + Долгосрочные кредиты и займы) / Активы баланса (9)
Промежуточное покрытие = ( Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочная кредиторская задолженность (10)
Чистый оборотный капитал = Чистый оборотный капитал / Оборотные активы (11)
Платежеспособность по действующим обязательствам = Оборотные активы / Действующие обязательства (12)
Чтобы упросить анализ и управление способами привлечения финансирования, необходим такой документ, как баланс задолженностей. Его суть в разделении краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженностей по сопоставимым периодам погашения, отслеживании соответствия объемов долгов в каждой группе. Данный документ отображает отрицательные изменения, поэтому позволяет руководителю вовремя на них реагировать.
Допустим , рассматривается группа задолженностей сроком закрытия менее месяца, в ней кредиторская задолженность оказывается больше дебиторской. Чтобы исправить это, фирма увеличивает сбыт, предоставив клиентам отсрочку платежа не более месяца. Либо она может выбрать другой подход и выплатить кредиторам часть долгов.
Превышение дебиторской задолженности дает фирме два варианта оптимизации источников финансирования:
обеспечить получение краткосрочных заемных средств, которые должны быть возвращены в течение месяца ( оформить овердрафт);
сократить дебиторскую задолженность, снизив количество сделок, по которым клиенты могут отсрочить платеж.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО " Агроторг"
2.1. Краткая характеристика ООО " Агроторг"
Объектом исследования является ООО « Агроторг». Предприятие находится в Московская обл, г. Сергиев посад, ул. Матросова, дом 9.
Учредительные документы ООО « Агроторг» соответствуют законодательству РФ, в том числе и учетная политика организации полностью соответствует законодательству РФ.
ООО « Агроторг» занимается розничной торговлей прочой в неспециализированных магазинах. По лицензии разрешается: заниматься в промышленных масштабах убоем скота, кроликов и птицы, переработкой мяса на разнообразные пищевые продукты.
Уставный капитал составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала составляет 28740769 рублей.
Организационную структуру ООО « Агроторг» можно охарактеризовать как двухуровневую линейную ( Рис.2).
Рис. 2. Организационная структура ООО « Агроторг»
Далее, в таблице 3, проведем анализ основных экономических показателей ООО «Агроторг»
Таблица 3 - Основные экономические показатели ООО «Агроторг» за период 2018-2020 г.г
Показатели 2020
Тыс. руб. 2019
Тыс. руб. 2018 Тыс. руб. Абсолютное отклонение, тыс. руб.
за 2020/2019 гг за 2019/2018 гг
1. Нематериальные активы 1387734 1388440 1389160 -706 -720
2. Основные средства 132404882 118754839 104415000 13650043 14339839
3.Запасы 107223244 89050848 75006100 18172396 14044748
4. Дебиторская задолженность 50306465 46781370 42933900 3525095 38547470
5. Капитал и резервы 108726759 100522750 93316700 8204009 7206050
6. Долгосрочные обязательство 137729117 102544367 86556200 35184750 15988167
7. Краткосрочные обязательство 172931315 163246022 154837000 90314707 8409022
8. Выручка от продажи товаров 1489639712 1234350406 1035980000 1355289306 198370406
9. Себестоимость проданных товаров 1107296131 914450043 757697000 192846088 156753043
10.Валовая прибыль 382343581 319900363 278283000 62443218 41617363
11.Прибыль от продаж 68233826 56121517 59732100 12112309 -3610583
12.Чистая прибыль 8204009 7206061 10127900 997948 -2921839
На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы:
Количество основных средств уменьшалось на 105509957 тыс. руб. или на 11,1%. Запасы в 2020 по сравнению с 2019 увеличились на 18172396 тыс. руб. или на 120,4 %. Капитал и резервы увеличились на 8204009 тыс. руб. или на 108,1%. Долгосрочные обязательства не увеличились на 35184750 руб., а краткосрочные обязательства уменьшились на 90314707 тыс. руб. или на 44,6%.
Выручка предприятия в 2020 по сравнению с 2019 увеличилась на 1355289306 тыс. руб. или на 1108,7 %. Увеличение выручки связано с увеличением в 2020 году заключенных договоров. Себестоимость проданных товаров увеличилась на 192846088 тыс. руб. Чистая прибыль увеличилась на 113,8% или 997948 тыс. руб.
Основные изменения экономических показателей можно наглядно отобразить на риснке 2.