Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Стимулирование развития среднего бизнеса в регионе на основе совершенствования налогообложения

baby_devochka 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2022
Цель выпускной квалификационной работы – развитие механизмов налогообложения и администрирования субъектов среднего бизнеса. Данная цель предопределяет решение комплекса взаимосвязанных задач, способствующих ее достижению: – исследовать особенности влияния налогообложения на тенденции развития среднего бизнеса; – представить анализ налогообложения среднего бизнеса в регионах ЦФО; – провести оценку результатов налогового администрирования субъектов среднего бизнеса; – определить мероприятия по усовершенствованию механизмов налогового администрирования. Предметом исследования является методы и системы налогообложения среднего предпринимательства. Объект исследования – влияние налогообложения на развитие среднего бизнеса в регионе. Теоретической основой данного исследования являются теоретические концепции, сформированные в работах отечественных и зарубежных авторов, посвящённых вопросам стимулирования развития среднего бизнеса и совершенствования его налогообложения. Структура настоящей квалификационной работы представлена введением, основной частью, заключением, списком использованных источников.
Введение

Одной из стратегических задач Правительства РФ является поддержка малого и среднего бизнеса, так как именно данные секторы не только охватывают все сферы экономики страны, но и привносят большую часть инновационных решений. При эффективной поддержке государства средний бизнес сможет перерасти в крупный, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, научно-техническому прогрессу и увеличению суммы налоговых отчислений в бюджет страны. Именно поэтому средние предприятия столь важны для развития экономики государства. Данные субъекты бизнеса находятся в сильной зависимости от проводимой властями политики, что отражается не только на количестве зарегистрированных предпринимателей, но и на качестве их деятельности. Исходя из данных Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, к 2021 году доля малого бизнеса сократилась на 19,2% относительно 2017 года. Одновременно с этим, количество средних предпринимательств показало более слабое снижение на 13,01%. Данное явление можно объяснить прежде всего введением проекта по самозанятым, который оттянул некоторую часть предпринимателей из ранее зарегистрированных как МСП. Помимо этого, сокращение малого и среднего бизнеса обусловлено слабым потребительским спросом, проблемами с доступностью финансирования и ростом фискальной нагрузки. Именно поэтому поддержка государства определенных направлений бизнеса очень важна для его успешного существования и развития в будущем. Механизмами защиты, которые способствуют развитию и обеспечению устойчивости бизнеса и экономики в целом, является снижение налогового бремени, путем применения специальных налоговых режимов. Возможность установления и применения специального режима налогообложения отражена в п. 7 ст. 12 НК РФ. В настоящий момент Налоговым кодексом РФ для субъектов МСП предусмотрены, как общая система налогообложения, так и льготные режимы, а именно: упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), патентная система налогообложения (ПСН). Стоит сказать, что в Российской Федерации льготные налоговые режимы играют важную роль, поскольку в сегменте МСП существует большая вероятность уклонения от уплаты налогов, ввиду того, что средний бизнес сильно подвергается влиянию кризисных явлений, так как он ограничен в собственных ресурсах и имеет трудности в получении заемных средств, а также значительной конкуренции со стороны более устойчивого крупного бизнеса. Кроме того, средние предприятия часто не имеют дополнительных финансовых средств на обеспечение собственной полноценной бухгалтерской службы. Однако, противоречивость и изменчивость налогового законодательства создают определенные трудности для организаций. Попытки создания выгодных условий как для государства, так и для бизнеса приводят к недостаточной четкости нормативных документов. Сложность системы налогообложения не дает точного понимания о том, какие налоги, в каком порядке и когда должны быть уплачены. Упрощение отчетности и учета для субъектов малого и среднего бизнеса реализуются недостаточно. Налогообложение МСП важно сделать более простым для понимания, так как это предоставит возможность для более точного и полного его соблюдения. Более доступные законы позволят упросить работу не только налогоплательщикам, но и налоговым органам. Основной целью государства является получение максимального дохода. Это создает высокую налоговую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства, так как в нашем государстве существует недостаточный экономический анализ воздействия налоговых ставок на производство. Проблема совершенствования налогообложения субъектов среднего предпринимательства является актуальной на сегодняшний день, так как ее нерешенность создает общественное напряжение и негативные ожидания среднего бизнеса, что может привести к прекращению их деятельности или переходу в теневой сектор. Поэтому важно пересмотреть и оптимизировать существующие льготные налоговые режимы с учетом современных условий отечественного бизнеса.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 Теоретические аспекты развития среднего бизнеса в регионе на основе налогообложения 6 1.1 Нормативно-правовая база налогообложения среднего бизнеса 6 1.3 Зарубежный опыт налогообложения среднего бизнеса 22 2 Комплексный анализ развития среднего бизнеса в регионе на основе налогообложения 30 2.1 Анализ налогообложения среднего бизнеса в регионах ЦФО 30 3 Разработка предложений по стимулированию развития среднего бизнеса в регионе на основе совершенствования налогообложения 57 3.1 Налоговый механизм совершенствования нормативно-правовой базы стимулирования развития среднего бизнеса 57 3.2 Предложения по совершенствованию системы налогового администрирования субъектов среднего бизнеса 67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов [утв. Минфином России] [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 7. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 8. Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 9. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 10. Федеральный закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 11. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.levada.ru 12. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] – URL: https://ofd.nalog.ru 13. Информационно-аналитические материалы Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cbr.ru/analytics 14. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru 15. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru 16. Налоговые паспорта [Электронный ресурс] – URL: https://ofd.nalog.ru 17. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru/ips 18. Портал открытых данных Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://data.gov.ru 19. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 г. № 1412 [Электронный ресурс] – URL: http://government.ru 20. Правительство Российской Федерации [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.government.ru 21. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 22. Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gostinfo.ru 23. Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] – URL: https://rspp.ru 24. РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books 25. Счетная палата Российской Федерации [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru 26. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru 27. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора [Электронный ресурс] – URL: http://www.rosfinnadzor.ru 28. Федеральное казначейство [Электронный ресурс] – URL: http://www.roskazna.ru 29. Центр раскрытия корпоративной информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-disclosure.ru 30. Центр стратегических разработок [Электронный ресурс]. – URL: https://www.csr.ru/ru/publications 31. Бурцев Д.Г. Изменения в налоговом администрировании в условиях модернизации налоговых органов // Налоговый вестник. – 2019. - №1. – С.30-36. 32. Вотчель, Л. М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / сост. Л. М. Вотчель, В. В. Внкулнна. - 2-е изд., стер. — Москва: Флинта, 2019. - 172 с. 33. Гармаш, А. Н. Экономико-математические методы и прикладные модели: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Гармаш, И. В. Орлова, В. В. Федосеев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 328 с. 34. Гончаренко, Л. И. Налоги и предпринимательство: учебник / под научн. ред. д-ра экон. наук, проф. Л. И. Гончаренко. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2018. — 432 с. 35. Горский, И.В. Налогообложение недвижимого имущества в зарубежных сиранах: монография / И.В. Горский, О.В. Медведева, Т.Г. Лебединская. - М.: Магистр, 2018. - 360 c. 36. Гуев, А.Н. «Постатейный комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации - Издательство БЕК, 2016. - 559 с. 37. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 175 с. 38. Донцова, Л.В. Учет, аудит и налогообложение в обеспечении экономической безопасности предприятий / Л.В. Донцова. - М.: Русайнс, 2018. - 304 c. 39. Драненко, Л.П. Налог на доходы физических лиц: развитие и роль в налоговой системе РФ / Л.П. Драненко, Д.А. Питиляк, А.Е. Лысковец // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. - С. 5 40. Евстигнеев, Е. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Е. Евстигнеев. - СПб.: Питер, 2017. - 576 c. 41. Зарук, Н.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.Ф. Зарук, А.В. Носов, М.Ю. Федотова, О.А. Тагирова. — Москва: ИНФРА-М, 2020. - 249 с. 42. Иванова, Н.В. Налоги и налогообложение / Н.В. Иванова. - М.: Academia, 2019. - 224 c. 43. Ильина, В.Н. Налоги и налогообложение / В.Н. Ильина. - М.: КноРус, 2018. - 416 c. 44. Касьянова, Г.Ю. ГСМ: нормы расхода, бухгалтерский учет и налогообложение / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2018. - 168 c. 45. Кремер, Н.Ш., Исследование операций в экономике: учебник для вузов / под редакцией Н. Ш. Кремера. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 414 с. 46. Майбуров, И.А. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / И.А. Майбуров [и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 487 с. 47. Майбурова, И.А. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 375 c. 48. Митрофанова, И.А. Налоги и налогообложение: учебник / И.А. Митрофанова, А.Б. Тлисов, И.В. Митрофанова. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 49. Надев, Р.К. Об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации Р.К. Надев // «Право и экономика», № 10, 2016. - С. 15 50. Ногина, О. А. Специальные налоговые режимы: учебное пособие для магистратуры / О. А. Ногина. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. 51. Павлюченко Т. Н., Калюгина И. В. Учет налогов и оптимизация налоговой нагрузки / Т. Н. Павлюченко, И. В. Калюгина // Журнал «Концепт». - 2018. - № 5. - С. 1-7. 52. Пансков, В. Г. Налоговая система РФ: проблемы становления и развития: монография / В.Г. Пансков. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. — 246 с. 53. Паштова, Л.Г. Корпоративные финансы и управление бизнесом (для магистратуры) / Л.Г. Паштова; под ред., Шохин Е.И.. - М.: КноРус, 2017. - 432 c. 54. Пинская, М.Р. Международное налогообложение: Монография / М.Р. Пинская, В.П. Бауэр, В.В. Ворожихин и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c. 55. Романов, Б. А. Налоги и налогообложение в Российской федерации: учебное пособие / Б. А. Романов. - Москва: Дашков и К, 2016. - 560 с. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1428260 (дата обращения: 10.09.2021). 56. Тарасова В. Ф. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. — 3е изд., перераб. — Москва: КНОРУС, 2018 - 493 с. 57. Ткачева, О. Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О. Н. Ткачева, Л. А. Степанова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 83 с. 58. Филимонова, Н. М. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учебное пособие / Н. М. Филимонова, Н. В. Моргунова, Е. С. Ловкова. - 2-е изд., доп. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 222 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-009934-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1036414 59. The World Bank [Электронный ресурс] – URL: https://www.worldbank.org/en/home 60. Electronic Code of Federal Regulations [Электронный ресурс] – URL: https://www.ecfr.gov
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты развития среднего бизнеса в регионе на основе налогообложения 1.1 Нормативно-правовая база налогообложения среднего бизнеса В настоящее время вопросы становления и развития российского предпринимательства вышли на первый план и приобрели не только экономическую, но и политическую окраску. Терминологическая сущность и содержание, вкладываемое в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории. Согласно положениям Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1]. В правовом регламентировании малого и среднего предпринимательства ключевое значение имеет Гражданский кодекс РФ. В ст. 2 сформулировано понятие предпринимательской деятельности – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке, а в ст. 23 зафиксирована предпринимательская деятельность гражданина. В главе 4 определено понятие юридического лица, виды коммерческих и некоммерческих организаций [2]. Одним из основных законодательных актов в сфере предпринимательской деятельности является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 209-ФЗ) [9]. В этом законе сформулированы основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, специфика правового регулирования в этой области. В сферах малого и среднего предпринимательства налоговое регулирование имеет важное значение, так как эта область бизнеса является двигателем развития экономики. При этом средний бизнес оказывает наибольшее влияние на развитие рынков так как сюда относятся инновационные высокопроизводительные предприятия. Малые предприятия в основном работают в сфере торговли и услуг. Однако, в сложившейся экономической ситуации не стоит ждать выдающихся успехов от этого сектора, поскольку специфика деятельности сектора МСП в основном ориентирована на сферы, которые испытывают больше трудностей от ограничений на передвижение людей. Такие предприятия уязвимы и в том, что имеют меньший доступ к кредитам и госзаказам, а соответственно, меньше возможностей для выживания. Необходимо отметить, что действующим российским законодательством не предусмотрена такая организационно-правовая форма, как среднее предприятие. Существуют параметры отнесения предприятий к разряду средних. При этом неважно, к какой организационно-правовой форме принадлежит данное предприятие, важно только то, чтобы оно отвечало определенным критериям. Выделяют следующие особенности среднего предпринимательства: – стремление к инновациям; – постоянное повышение качества предоставляемых товаров и услуг; – склонность к медленной адаптации на постоянно меняющемся рынке. В развитых странах, в Китае и Индии малые и средние предприятия создают около половины ВВП и рабочих мест. В других развивающихся странах их доля в экономике составляет в среднем 33%. Согласно расчетам Росстата, доля МСП в валовом внутреннем продукте России в 2020 году составила 19,8% [11]., в них занята лишь четверть населения. Если в Китае более 50% экспорта приходится на МСП, то в России – не более 7%. Российские власти принимают меры по повышению участия МСП в экономике в надежде на улучшение ее структуры, инновационное развитие и рост занятости. Предприятия среднего бизнеса чаще всего занимаются: – торговлей; – строительством; – производством товаров. Также к этому сектору относятся: частные медицинские центры, компании, которые предоставляют различные услуги, в том числе в сфере IT. Как правило, все они работают на внутреннем рынке, так как выход на мировые имеет всё же крупный бизнес. Согласно ст. 4 №209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: – юридические лица, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (кооперативы; коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); – физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели); – крестьянские (фермерские) хозяйства [9]. Критерии отнесения организаций к категории среднего бизнеса можно разделить на следующие группы: – критерии по численности, – критерии по доходу. Такая дифференциация предприятий регламентирует правовые условия для регулирования деятельности различных категорий среднего бизнеса, а также для предоставления льгот и преференций. Согласно критерию численности сотрудников малого и среднего предпринимательства, выделяют: – микропредприятия - до 15 человек, – малые предприятия - до ста человек, – средние предприятия - от ста одного до двухсот пятидесяти человек. Кроме того, Правительство Российской Федерации устанавливает предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств. А именно: – от 251 до 1000 че¬ло¬век вклю¬чи¬тель¬но для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица [19], – до 1500 человек (с 01.01.2022 года для организаций с основным видом деятельности в сфере общественного питания) [9]. Согласно критерию годового дохода, предприятия, которые относятся к среднему бизнесу, могут зарабатывать миллиарды рублей, в то время как для тех, кто причислен к малому, установлен лимит в сотнях миллионов рублей. Так, предельное значение дохода среднего предприятия составляет 2 млрд. руб. Доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, которое включает в себя предельное значение среднесписочной численности работников и величину полученного дохода. Индивидуальные предприниматели, которые не привлекали наемных работников, определяются в зависимости от величины полученного дохода. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 июля текущего календарного года по 30 июня года, следующего за текущим календарным годом, зарегистрированные в указанный период ИП, а также ИП, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта «Сколково», которые используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, определяются в зависимости от значения среднесписочной численности работников. Также, выделяют критерии по уставному капиталу и составу учредителей. Есть критерии для малого и среднего бизнеса, согласно которым организация относится к последнему, если в числе её учредителей есть юридические лица, а также государственные образования, религиозные образования, благотворительные фонды. А суммарная доля участия таких образований превышает 25%. При этом доля участия юридических лиц превышает 49%. Однако, если учредителями выступают юридические лица-малые предприятия, сформированная ими организация тоже будет считаться малой и при доле в 55%. Данные критерии кардинально обновлялись несколько раз: в 2007 г. Был введен критерий по доходу, в 2016 г. Максимальные значения финансовых критериев были увеличены в 2 раза, что привело к резкому статистическому росту числа субъектов МСП. В 2017 г. Были дополнительно повышены пороговые значения для малых и средних предприятий легкой промышленности. В то же время доступ к льготам для среднего бизнеса ограничивается и более строгими критериями, например, для применения упрощенной системы налогообложения действуют ограничения 130 человек и 200 млн. руб. Таким образом, исследуя критерии МСП можно сделать вывод, что существуют определённые ограничения, которые оказывают влияние на возможность попадания предприятия в категорию среднего бизнеса и соответственно на получение необходимых налоговых льгот. 1.2 Влияние налогообложения на тенденции развития среднего бизнеса В большинстве европейских стран налоговые льготы для средних предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные налоговые ставки чаше всего применяются в рамках прогрессивной шкалы налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов МСП, система правил определения налогооблагаемой прибыли – явление достаточно редкое. Главные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговой системой, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных проблем можно отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, учета сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что, несмотря на постоянно изменяющееся законодательство, налоговая система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями. Российская система налогообложения существенно дифференцирована по отраслям и сферам деятельности предприятий. Так, схема расчета налогов для предприятий финансового сектора (например, для банков) отличается от налогообложения промышленных предприятий; сфера развлекательных услуг (казино, игровые автоматы и т.д.) имеет собственную специфику налогообложения. Это же касается и предприятий среднего бизнеса. Отличительной особенностью системы налогообложения российского бизнеса является ее относительная сложность и многовариантность. Поэтому при обосновании стратегии развития среднего предприятия необходимо обоснованно выбрать наиболее приемлемую схему налогообложения. В настоящее время в России действуют различные системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общая система налогообложения и специальные налоговые режимы, кроме того, возможно их совмещение (мультирежимная налоговая система) (рисунок 1). Рисунок 1 – Системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов среднего предпринимательства Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что при ведении предпринимательской деятельности физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно выбирают налоговый режим в соответствии с положениями глав 23, 26.1, 26.2, 26.3 или 26.5 НК РФ, а именно могут применять: 1) общий режим налогообложения (далее – ОСН); 2) систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – ЕСХН); 3) упрощенную систему налогообложения (далее – УСН); 4) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (до 01.01.2021 года); 5) патентную систему налогообложения (далее – ПСН); 6) налог на профессиональный доход. С 1 января 2021 г. режим налогообложения в виде ЕНВД отменен. С указанной даты деятельность, облагаемая ЕНВД, облагается налогами в рамках иных режимов налогообложения: ОСН, УСН, ПСН, НПД. Специальные налоговые режимы используются государством в целях: – поддержки и развития субъектов среднего бизнеса; – поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства; – привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей. Суть специальных налоговых режимов сводится к замене для определенной категории средних предприятий большинства федеральных и региональных налогов единым налогом, который исчисляется за отчетные и налоговый периоды. Таким образом, установление специальных налоговых режимов в конечном итоге служит целям укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога (ее стимулирующей подфункции). Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена с 1 января 1996 г., и первоначально этот льготный налоговый режим применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогам на прибыль и добавленную стоимость. Однако с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ, в том числе гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций», налоговые льготы для малых предприятий по налогам на прибыль и добавленную стоимость были отменены. Упрощенную систему налогообложения могут применять организации и индивидуальные предприниматели. Они переходят на эту систему или возвращаются к общему режиму налогообложения добровольно. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подаст заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн руб. При переходе на данную систему налогообложения плательщики освобождаются от уплаты: ¬– налога на прибыль; – налога на добавленную стоимость (за исключением налога, под-лежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федера¬ции); – налога на имущество организаций. Таким образом, индивидуальные предприниматели и юридические лица уплачивают единый на¬лог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 346.19 НК РФ). Еще одним специальным режимом, который могут использовать субъекты среднего бизнеса является Единый сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это специальный налоговый режим, который предназначен для организаций и предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию. Работа на нем освобождает организации от уплаты: – налога на прибыль (исключение составляют доходы по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств); – налога на имущество в отношении имущества, которое организация использует для производства, переработки и продажи сельхозпродукции, а также для оказания услуг сельхозпроизводителям. Индивидуальные предприниматели, работающие на ЕСХН, не платят: – НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности (исключение – доходы от дивидендов и доходы, облагаемые по ставкам 35 и 9 процентов (полный перечень можно посмотреть в пп. 2, 5 ст. 224 НК РФ); – налог на имущество физлиц в отношении имущества, которое используется для производства, переработки и продажи сельхозпродукции. До 01.01.2019 физические и юридические лица, работающие на ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС. Изменения, внесенные Законом «О внесении изменения в части первую и вторую НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ, данное послабление отменили. Плательщики ЕСХН имеют право на освобождение от НДС в 2021 году при соблюдении одного из следующих условий (п. 1 ст. 145 НК РФ): – переход на ЕСХН и реализация права на освобождение происходят в течение одного календарного года; – сумма доходов от деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН, за 2020 год не превысила 80 млн рублей (в дальнейшем данная сумма уменьшена до 70 млн рублей за 2021 год и 60 млн рублей — за 2022-й и последующие годы). Для получения права на освобождение в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление и подтверждающие документы до 20-го числа месяца, с которого будет действовать освобождение. Форма уведомление утверждена Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Организации и предприниматели, получившие освобождение, не могут от него отказаться в дальнейшем. С 1 января 2019 года применятся новый специальный налоговый режим ¬– налог на профессиональный доход. Установление данного специального режима является экспериментом и будет действовать до 2028 года. ИП и физические лица, использующие новый специальный налоговый режим, могут платить налог с доходов от своей деятельности по льготной ставке – 4 или 6 %. Для того, чтобы платить налог на профессиональный доход организации и ИП должны соблюдать следующие условия: – получать доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества, – не иметь работодателя, с которым заключен трудовой договор, – не привлекать наемных работников по трудовым договорам, – вид деятельности, условия ее осуществления или сумма дохода не должны попадать в перечень исключений, указанных в ст. 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Налог на профессиональный доход уплачивается до того момента, пока сумма дохода нарастающим итогом в течение года не превысит 2,4 млн. рублей. При этом, не существует ограничения по сумме месячного дохода. Величина налоговой ставки определяется в зависимости от того, кто перечисляет деньги налогоплательщику: – если доходы за товар, работы или услуги поступают от физических лиц, то будет использовать ставка 4%, – в случае расчетов с организациями и индивидуальными предпринимателями используется ставка равная 6%. Покупатель указывается при формировании чека в приложении «Мой налог». Учет налоговых ставок и расчет суммы налога к уплате происходит автоматически. К особенностям данного специального режима относятся: 1. Физические лица не уплачивают налог на доходы физических лиц с доходов, облагающихся налогом на профессиональный доход. 2. ИП не уплачивают: – налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход; – налог на добавленную стоимость, за исключением НДС при ввозе товаров на территорию России; – фиксированные страховые взносы (на других специальных налоговых режимах страховые взносы нужно платить даже при отсутствии дохода). При отсутствии дохода в течение налогового периода нет никаких обязательных, минимальных или фиксированных платежей. При этом самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь. Граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз: Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии, также могут использовать данный специальный налоговый режим. Среди плюсов данного режима можно выделить отсутствие необходимости формирования налоговой отчетности, простоту регистрации в качестве налогоплательщика, а также, освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС. Однако, недостатком является то, что срок действия специального налогового режима ограничен (до 2028 года). Введение налога для самозанятого населения позволяет вовлечь в налоговую систему новых налогоплательщиков. С одной стороны – это пополнение бюджета, с другой это дополнительная налоговая нагрузка на граждан. Тем не менее, это является правильным и эффективным шагом к улучшению экономики и выхода её из тени. Однако данная идея с налогом требует определенного позиционирования и разъяснений. Для привлечения людей к числу самозанятых необходимо создать определенные стимулы. В I полугодии 2020 года компании малого и среднего бизнеса в России оказались под давлением факторов, которые вызвали замедление роста экономики страны. Противодействуя развитию пандемии, государство использовало меры, которые привели к приостановке деятельности организаций сферы услуг и торговли. Но при этом, чтобы предотвратить массовые банкротства и закрытия предприятий, была оказана поддержка, включающая отсрочку по уплате налогов и льготное кредитование. Это позволило большинству секторов МСП возобновить работу после завершения действия ограничительных мер (рисунок 2). Основной вклад в снижение показателей внесла оптовая торговля: занимая 40% в структуре общего показателя, отрасль зафиксировала снижение на 2,964 млрд рублей. С точки зрения динамики наиболее пострадавшей отраслью ожидаемо стал туризм: оборот сократился на 57%. [26]. Рисунок 2 – Динамика количества субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации за период 2018-2021 гг. На основании представленных на рисунке 2 данных видно, что до 2018 года наблюдался рост количества субъектов малого и среднего бизнеса на 7,22% (5,9 млн. единиц). Этому поспособствовало налоговое регулирование, реализованное через использование специальных налоговых режимов и льготное налогообложение, что позволило малым предприятиям продемонстрировать опережающий темп роста в сравнении с общим количеством организаций. Однако, данный рост произошел в основном за счет микропредприятий. Это говорит о том, что поддержка налоговыми стимулами не полностью охватывает сферы малого и, тем более, среднего предпринимательства. Кроме того, желая получить налоговые льготы субъекты МСП дробятся на более мелкие структуры, которые могут воспользоваться ими и снизить налоговое бремя. Начиная с 2019 года отмечается спад количества субъектов МСП, который усилился в 2020 году в связи с пандемией, и составил -2,31% (5,7 млн. ед.). Это связано, во-первых, с падением реальных доходов населения и, как следствие, со снижением спроса на товары и услуги МСП; во-вторых, с усилением налогового контроля: внедрением онлайн-касс и повышением НДС. Основную выручку в сегменте малого и среднего предпринимательства генерируют малые предприятия и микропредприятия – на них приходится почти 90% дохода сектора, доля средних предприятий в выручке составляет около 10% (таблица 1). Таблица 1 Динамика оборота субъектов МСП за период 2018-2020 гг., трлн. руб. [26] Показатели оборота по категориям компаний 2018 г. 2019 г. 2020 г. Оборот малых компаний, трлн. руб 29,4 28,7 25,6 Оборот средних компаний, трлн. руб. 6,6 6,1 7,6 Оборот крупных компаний, трлн. руб. 155,8 166,5 164 Всего оборот малых, средних и крупных компаний (без микропредприятий) трлн. руб. 191,8 201,3 197,2 По данным диаграммы можно увидеть, что оборот малых компаний в 2020 году сократился на 11% относительно периода прошлого года. Данное снижение произошло вследствие ограничительных мер, которые были направленны на уменьшение негативного влияния пандемии. При этом, следует заметить рост оборота средних организаций в 2020 году на 19,7% (рисунок 3). Рисунок 3 – Оборот субъектов малого, среднего и крупного бизнеса за период 2018-2020 гг., трлн. руб. Также, важно заметить, что более высокие обороты отмечаются у малых предприятий по сравнению со средними, так как для данного сектора процедура регистрации является более простой, а также имеется больше возможностей для применения упрощённой и патентной систем налогообложения. Следует также отметить и особенности налогообложения, предоставление льгот для предприятий, которые относятся к малому или среднему бизнесу. Так, для первых упрощена регистрация, бухгалтерская отчётность, предоставляются льготы по налогообложению. Более того, предусматривается минимальное количество проверок. К примеру, до конца 2021 года продлён мораторий на плановые проверки малых организаций. В законе №209-ФЗ описаны условия оказания поддержки со стороны государства для среднего бизнеса. Прежде всего, это: – Кредитование на льготных условиях. Надо сказать, что эти условия определяются отдельно для каждого региона, города, однако есть общие правила. Например, развитие туризма или растениеводства будут поддерживать всегда, а деятельность по продаже алкоголя – не станут. – Выдача субсидий. Важно их целевое использование, прописанное в государственных программах. Если требования не соблюдать и потратить деньги на другие нужды, помощь больше не окажут. – Гранты на открытие своего дела. Чтобы их получить, нужно выиграть в одном из конкурсов регионального фонда содействия бизнесу. К слову, это тоже целевое финансирование. – Налоговые льготы, отсрочка по арендным платежам, как это было в период пандемии 2020 года. Также предприятиям, подпадающим под параметры малого и среднего бизнеса, положены займы по сниженным ставкам в МФО предпринимательского финансирования, работающие по программам государственной поддержки, скидки на лизинг, льготы на аренду и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система налогообложения не всегда способствует развитию сектора МСП. Применение специальных налоговых режимов должно приносить выгоду, как налогоплательщику, так и государству, особенно бюджетной системе на региональном уровне при формировании налогового потенциала.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 52 страницы
1000 руб.
Дипломная работа, Экономика, 70 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Экономика, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Экономика, 89 страниц
7000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg