Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Интерактивные формы в обучении современных школах

baby_devochka 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Объектом исследования является сам процесс обучения учащихся посредством интерактивных технологий. Предметом исследования является использование интерактивных технологий обучения учащихся современной школы на уроках биологии. Целью курсовой работы – изучить основы использования интерактивных форм обучения в современной школе. Задачи: - раскрыть сущность и формы интерактивного обучения; - охарактеризовать методы и приемы организации интерактивного обучения; - изучить особенности организации интерактивного обучения в современных школах; - провести опытно-экспериментальную работу по использованию интерактивных форм обучения в современной школе на уроках биологии. Практической значимостью является рассмотрение существующих методик применения интерактивных технологий и подбор методик, которые способствовали бы улучшению качества всего образовательного процесса. Для решения поставленных задач нами использованы теоретические методы исследования: анализ литературы, систематизация и обобщение информации; эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, диагностические методики. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность. Говоря простым языком, школьники легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех школьников группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Исходя из актуальности возникает проблема: интерактивные методы в данный момент изучены не полностью, поэтому при их применении на практике в общеобразовательных школах возникают сложности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 5 1.1 Сущность и формы интерактивного обучения 5 1.2. Методы и приемы организации интерактивного обучения 11 1.3 Особенности организации форм интерактивного обучения 19 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 23 2.1 Использование интерактивных форм обучения на уроках биологии 23 2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию интерактивных форм обучения на уроках биологии 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….42
Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273–ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598. – Текст: непосредственный. 2. Федеральная государственная программа Российской Федерации «Развитие образования: [утверждено постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года №1642: в редакции от 22 января 2019 года] // «Собрание законодательства РФ». – 2018. - №1 (ч. 2). – Ст. 375. – Текст: непосредственный. 3. Акпаева А.Б. Методика формирования математических понятий у младших школьников / Автореф. дис. канд. пед. наук. – Алматы, 2000. – с. 26 4. Басалин П. Д., Белоусова И. И. Интерактивные формы обучения в образовательном процессе // Вестник ННГУ. 2014. №3-4. – С.18-21. 5. Быхун Н.С. Интерактивные технологии обучения в современной системе образования // Наука и современность. 2015. №38. – С.81-86. 6. Ветошкина Т. А., Шнайдер Н. В. Активные и интерактивные методы обучения: метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2011. – 156 с. 7. Владимиров А. И. Об инновационной деятельности вуза. М.: Издательский дом Недра, 2012. – 72 с. 8. Доронцов М.Ю. Интерактивное обучение как метод активизации учебно-исследовательской деятельности обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. – №1-4 (20). – С. 20-21. 9. Долгаева Н.О. Интерактивные технические средства обучения в контексте обучения иностранному языку (на примере курса «Лингвострановедение и страноведение» // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. – №2. – С. 23-26. 10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000. 11. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Оценка качества образования / отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Московский центр качества образования, 2008. С. 3–56. 12. Кабулова Г.С., Ефимова И.И., Тороян С.В. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе // Школьные технологии. – 2011. - №9. – С.11-15. 13. Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 94-99. 14. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения // Педагогическое образование в России. 2012. – №2. – С. 171-174. 15. Копжасарова А.Е., Кунжигитова Г.Б. Интерактивные методы обучения, влияющие на активность личности в обучении // Наука и Мир. 2014. – Т.3. - №5 (9). – С. 44-47 16. Лось Т.Н. Интерактивная доска на уроках русского языка // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 85-93. 17. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб пособие для студ. пед. колледжей. / Под. ред. В.М. Филатова. -Серия профессиональное образование. -Ростов –н/Д, 2004. -124 с. 18. Налимова О.О. Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного обучения // Молодой ученый. 2014. – №18-1. – С. 69-72. 19. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Изд. центр «Академия», 2006 – 176с. 20. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. -М.: Академия,2000. - 179 с. 21. Салихова М. Н., Шнайдер Н. В. Применение интерактивных форм обучения в современном вузе // АОН. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-interaktivnyh-form-obucheniya-v-sovremennom-vuze (дата обращения: 26.11.2021). 22. Саржанова А.Н., Пустовалова В.Г. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах // Начальная школа Казахстан. – 2011. - №1. – С.6-8. 23. Сафронова И.В. Интерактивное обучение как метод индивидуализации образовательного процесса // Обучение и воспитание: методика и практика. 2012. – №1. – С. 79-83. 24. Соловьева А.Р. Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей / Автореферат кандидата педагогических наук. – Астана, 2008. – 26 с. 25. Формы обучения в педагогике: традиции и новаторство // FB.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/4409/formyi-obucheniya-v-pedagogike-traditsii-i-n
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.1 Сущность и формы интерактивного обучения Актуальной задачей современных учебных заведений является реализация компетентного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Современная ситуация, которая сложилась в образовании, требует овладения новыми формами учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. При этом основные методические инновации связаны с применением активных или интерактивных методик обучения. «Интерактив» (англ. Слово interact, inter – взаимный, akt – действовать). «Интерактивный» – означает способствовать, взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем (компьютером), или с кем-либо (человеком). Значит интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и ученика [24]. К вопросам, связанным с интерактивным обучением, как с одним из актуальных направлений современного образовательного процесса, обращались В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, О.П. Осипова, Н.В. Суворова. Большинство ученых выделяют последовательные этапы организации занятия в интерактивном режиме: вычленение проблемы в учебном материале, поиск решения проблемы в группах, обсуждение представленных решений, выбор наиболее оптимального решения, обязательная рефлексия. Одним из компонентов такого занятия является диалог, предполагающий возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании. [3, с.81]. Суворова Н.Н. полагает, что «интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения» [3, с.83]. При реализации интерактивного обучения через погружение в разнообразные формы общения повышается интерес к изучаемому предмету, школьник добровольно включается в активную познавательную учебную деятельность, поэтому О.О. Налимова считает интерактивное обучение инновационным [16, с. 69]. С развитием технических и технологических средств в современном образовании интерактивное обучение связывают с использованием информационных технологий (компьютерное обучение). Н.О. Долгаева рассматривает интерактивное обучение как вид электронного обучения, основанного на взаимодействии человека и компьютера [6, с. 24]. Т. С. Панина и Л. Н. Вавилова, под интерактивным обучением понимают способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, при которых все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем [17, с. 8]. И.В. Сафронова отличием интерактивного обучения от других считает активизацию мышления, высокую степень мотивации, постоянное взаимодействие педагога и обучающихся посредством прямой и обратной связи, направленность на развитие индивидуальных и интеллектуальных умений и навыков [21, с. 80]. Таким образом интерактивные формы обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося [8, c.327] Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного процесса, достижение всеми учащимися высоких результатов обучения [22]. Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве [22]. Все участники образовательного процесса (учителя и школьники) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Суть использования интерактивных форм проведения состоит в погружении школьников в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего специалиста. Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения [8, c. 219]. При использовании интерактивных форм обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении. Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные формы ни в коем случае не заменяют занятия, но способствуют лучшему усвоению материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Основные преимущества интерактивных форм обучения [14, с.85]: • Активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности школьников; • Вовлечение школьников в процесс обучения, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников; • Развитие навыков анализа и критического мышления; • Усиление мотивации к изучению дисциплины; • Создание благоприятной атмосферы на занятии; • Развитие коммуникативных компетенций у школьников; • Сокращение доли традиционной аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы школьников; • Развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; • Формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; • Гибкость и доступность процесса обучения – школьники могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети; • Использование таких форм, как электронные тесты (текущие, промежуточные) позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний школьников и т.д.; • Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов школьников с преподавателем. Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в интерактивном обучении. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии. Различают несколько форм/моделей обучения [11, с.95]: • пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); • активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); • интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем [19]. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия школьник становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. В традиционной модели обучения школьникам предлагается усваивать большие объемы уже готовых знаний. При этом практически отсутствует необходимость разрабатывать проекты, в основе которых лежит учебная деятельность с другими школьниками. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех школьников группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации [14]. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи [10]. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. Таким образом сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Педагог вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность педагога уступает место активности школьников, его задачей становится создание условий для их инициативы. Он отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации [20]. 1.2. Методы и приемы организации интерактивного обучения Основой интерактивных методов является взаимодействие, следовательно, при таком обучении предполагается обмен информацией не только между учителем и учениками, но и общение учащихся друг с другом. Таким образом, можно говорить о том, что в интерактивном обучении используются преимущественно активные методы. К методам интерактивного обучения исследователи относят: эвристическую беседу, мозговую атаку, круглый стол, деловые игры, ролевую игру, работу над проектом, дискуссии, тренинги, работу в группах. (М.Ю. Доронцов, Е.В. Коротаева, Л.К. Гейхман, Б.Ц. Бадмаев, М.Ю. Олешков, Н.Ф. Одилова, М.М. Двуличанская). М.Ю. Олешков в активные методы обучения включает также дискуссионные, игровые и сенситивные тренинги [40, с. 62]. Ниже рассмотрены основные интерактивные форм обучения, используемые в современной школе. 1. Обсуждение в группах Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала. На первом этапе группового обсуждения перед школьниками ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого школьники должны подготовить аргументированный развернутый ответ. Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения: • задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 10 ошибок); • ввести алгоритм выработки общего мнения; • назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем. Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями [10]. 2. Творческое задание Творческое задание составляет содержание (основу) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческих заданий требуют от школьника воспроизведение полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем, и требующей творческого подхода [7]: • подборка примеров из практики; • подборка материала по определенной проблеме; • участие в ролевой игре и т.п. 3. Публичная презентация проекта Презентация - самый эффективный способ донесения важной информации как в разговоре "один на один", так и при публичных выступлениях [22]. Слайд-презентации позволяют эффектно и наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение, которое несет презентация и его ключевые содержательные пункты. Использование интерактивных элементов позволяет усилить эффективность выступлений, являющихся частью профессиональной деятельности большинства специалистов. 4. Дискуссия Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Учебной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение учителем методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др. Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии. Выделяют следующие виды дискуссий [11]: 1) тематическая дискуссия – обсуждаемы вопросы связаны с темой урока; 2) биографическая дискуссия – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника; 3) интеракционную – когда обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь и теперь», например, в условиях взаимодействия группы. Вид дискуссии выбирает преподаватель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, возможно сочетание различных видов дискуссий. В зависимости от целей и задач урока возможно использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия, «Круглый стол». В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность [11]: • моделировать реальные жизненные проблемы; • вырабатывать у учащихся умение слушать и взаимодействовать с другими; • продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений; • обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного. Таким образом, дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему. 5. Деловая игра Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Цели использования: • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов; • воспитание системного мышления • передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия; • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом; • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. С помощью деловых игр можно определить [14]: • наличие тактического и (или) стратегического мышления; • способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения; • способность прогнозировать развитие процессов; • способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение; • ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др. Виды учебных деловых игр [14]: • тренинг отдельного навыка; • тренинг комплекса навыков; • демонстрация навыка; • демонстрация типичных ошибок и др. Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях. 6. Анализ конкретных ситуаций (кейс-метод) Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени [22]. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Преимущества метода [1]: • Развивает аналитическое мышление школьников • Обеспечивает системный подход к решению проблемы • Позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, принимать коллективные решения. • Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией. • Вносит в обучение элемент загадки, тайны. • Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников. 7. Интерактивная лекция Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед большими аудиториями в течение 1-4 часов с применением следующих активных форм обучения: • Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа • Модерация • Демонстрация слайдов или учебных фильмов • Мозговой штурм • Мотивационная речь 8. Разработка проекта Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей [10]. Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д. Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой. 9. Круглый стол В современном значении выражение «круглый стол» употребляется как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Этот способ характеризуется тем, что [14]: • цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы; • все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов; • все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Чаще всего круглый стол играет скорее информационную роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений. 10. Коллоквиум Коллоквиум - вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса [14]. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний школьников целой академической группы по данному разделу курса. Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой школьникам предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, школьник в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал. 11. Методика «Мозговой штурм» Использование методики «мозговой штурм» стимулирует группу школьников к быстрому генерированию как можно большего вариантов ответа на вопрос. На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе дается определенная проблема для обсуждения; участники высказывают по очереди любые предложения, в точной и краткой форме; ведущий записывает все предложения (на доске, плакате) без критики их практической применимости. На втором этапе проведения «мозгового штурма» высказанные предложения обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования [20]. На данном этапе возможно использование различных форм дискуссии. На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляет презентацию результатов по заранее оговоренному принципу [20]: • самое оптимальное решение, • несколько наиболее удачных предложений; • самое необычное решение и т.п. Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп [18]: • генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы; • критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях; • аналитики, которые будут привязывать выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний, и др. Наибольший эффект для обучаемых интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины. 1.3 Особенности организации форм интерактивного обучения Интерактивные технологии играют важную роль в современном образовании. Их преимуществом является то, что учащиеся усваивают все уровни познания (знания, понимание применения, оценка), обучающиеся сознательно усваивают учебный материал. Ученики занимают активную позицию в усвоении знаний, растет их интерес в получении знаний. значительно повышается личностная роль преподавателя - он выступает как лидер, организатор. Надо отметить, что проектирование и проведение занятия по интерактивным технологиям требуют, прежде всего, компетентности в данных технологиях преподавателя, его умение пересмотреть и перестроить свою работу. Далее мы рассмотрим этапы работы по формам интерактивного обучения. Этап 1. Подготовка занятия Учитель подбирает темы, ситуации и конкретные формы интерактивного занятия, которые могут быть эффективными для работы с данной темой в данной группе. Необходимо обратить внимание: 1.Участники занятия, выбор темы. 2.Перечень необходимых условий (цель занятия, раздаточные материалы, техническое оборудование, участники, основные вопросы, их последовательность, примеры из жизни). 3.Что должно быть при подготовке каждого занятия (уточнение проблем, которые предстоит решить, перспективы реализации полученных знаний, определение практического задания).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg