Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование орфоэпических умений у младших школьников

baby_devochka 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Проблема исследования заключается в организации педагогических условий формирования орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка. Цель исследования - определить содержание, методы и приемы работыпо формированию орфоэпических умений у младших школьников на уроках русского языка. Объект исследования - процесс формирования орфоэпических умений у младших школьников. Предмет исследования - содержание, методы и приемы работы по формированию орфоэпических умений у младших школьников на уроках русского языка. Гипотеза исследования- орфоэпические умения у младших школьников будут сформированы, если на уроках русского языка будут применятся методы, приемы и упражнения, имеющие орфоэпическую направленность. Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач: 1) дать характеристику орфоэпии как раздела языкознания; 2) рассмотреть орфоэпические умения у младших школьников; 3) определить виды орфоэпических ошибок у младших школьников и пути их предупреждения и устранения; 4) разработать и апробировать систему работы по формированию орфоэпических умений у младших школьников на уроках русского языка; 5) провести диагностику уровня сформированности орфоэпических умений у младших школьников; проанализировать результаты экспериментального исследования. В работе использовались следующие методы исследования: - изучение теории данного вопроса; - анализ учебно-методической литературы; - педагогическое наблюдение; - педагогический эксперимент. Методологической основой исследования послужили работы следующих ученых: А. Н. Гвоздев, М. В. Панов, В. В. Иванов, Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский, М.Р. Львов, Г.В. Репкина, Л.И. Разумовская, О.Е. Дроздова, М.Б. Успенский, Н.С. Валгина, Т.В. Алексеева. Так же вопросами культуры речи занимаются выдающиеся ученые нашего времени: И.Б. Голуб, Л.К. Граудина, Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.Р. Саввова, Е.Н. Ширяев. Экспериментальная работа включает в себя исследование, состоящее из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. База исследования. В качестве респондентов выступили обучающиеся 4 класса Денисовской СОШ, Владимирская область, поселок Пролетарский. Структура и объем работы. Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение. В первой главе были раскрыты теоретические аспекты формирования орфоэпических умений младших школьников, во второй главе описано экспериментальное исследование формирования орфоэпических умений младших школьников; заключение, в котором даны выводы по всей работе; списка литературы и приложений. Объем работы составляет 65 страниц, включая список литературы.
Введение

В примерной программе по русскому языку в начальной школе предусматривается систематическая работа по изучению разных разделов русского языка, в том числе и орфоэпии (Савинов, 2012, 223). Усвоение орфоэпическим норм способствует развитию культуры речи и языковой компетентности младших школьников. Учащимся постоянно приходится иметь дело с постановкой ударения, так как это важно и в процессе чтения книг, и при оформлении письменных работ. Велико значение правильного произношения слов при формировании навыка выразительного чтения у младших школьников. Умение грамотно и красиво произносить слова облегчает процесс устного и письменного общения. Обязательными условиями формирования орфоэпических умений у младших школьников являются регулярная работа над улучшением навыка выразительного чтения, целенаправленная деятельность по предупреждению и исправлению орфоэпических ошибок. С целью формирования орфоэпических умений у младших школьников должны проводиться разнообразные упражнения, направленные на усвоение норм литературного произношения и соблюдение данных норм в собственной речи детей. С целью формирования орфоэпических умений у младших школьников ведется планомерная, целенаправленная и систематическая работа, включающая в себя традиционные упражнения, направленные на закрепление орфоэпических знаний, связанных с обучением нормам литературного произношения, ударения и другие, а также современные методы обучения. Актуальность темы исследования заключается в том, формирование орфоэпических умений у младших школьников является одной из ведущих задач обучения русскому языку в начальной школе. Формирование орфоэпических умений у младших школьников не может происходить стихийно, должна проводиться постоянная работа, опирающаяся на специальные принципы, включающая эффективные методы, приемы и упражнения.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………..……….....6 1.1. Орфоэпия как раздел языкознания……………………………………6 1.2. Общая характеристика орфоэпических умений у младших школьников……………………………………………………………11 1.3. Виды орфоэпических ошибок у младших школьников и пути их предупреждения и устранения……………………………………….15 Выводы по 1 главе…………………………………………………………...20 Глава 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОПИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………22 2.1. Анализ примерной программы и учебников по русскому языку с целью определения содержания работы по формированию орфоэпических умений у младших школьников ………………………………...…………………….22 2.2. Методические приемы формирования орфоэпических умений у младших школьников …………………………………………………………………28 2.3. Практическая работа по формированию орфоэпических умений у младших школьников……………………………………………………….41 Заключение………………………………………………………………….57 Список литературы…………………………………………………………59 Приложение………………………………………………………………....65
Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2013. - 160 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Проспект, 2012. - 41 с. 3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с. 4. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос-пресс, 2012. - 374 с. 5. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / В.Л. Аношкина. - Ростов-н/Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с. 6. Архипова Е.В. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Вастелева, А.Д. Дейкина; под ред. Р.Б. Сабаткоева.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с. 7. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 2010. - 89 с. 8. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: пособие для учителя / Г.И. Блинов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 128 с. 9. Булатова О.С. Искусство современного урока / О.С. Булатова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 276 с. 10. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. Е.А. Быстровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 231 с. 11. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации / Н.С. Валгина. - М.: Просвещение, 2010. - 102 с. 12. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с. 13. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев. - М.: Просвещение, 2010. - 324 с. 14. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.Е. Елфимова. - М.: Просвещение, 2001. - 78 с 15. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 476 с. 16. Зиновьева Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 304 с. 17. Иванова Л.Т., Осипов Б.И. Хрестоматия по методики русского языка: Преподавания орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях / Л.Т. Иванова. - М.: Просвещение, 2005. - 198 с. 18. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы) / Н.Г. Казанский. - М.: Просвещение, 2008. - 342 с. 19. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе / Н.П. Каноныкин. - М.: Просвещение, 2009. - 387 с. 20. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения / М.Н. Канцева. – Оренбург: Изд. ООИУУ, 2007. - 198 с. 21. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учрежд. средн. проф. образов. / Г.М. Коджаспирова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 352 с. 22. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа / В.С. Кукушин. - Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 376 с. 23. Кулачина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулачина. - М.: Просвещение, 2015. - 438 с. 24. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2010. - 176 с. 25. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д.Г. Левитес. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - 288 с. 26. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с. 27. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2009. – 272 с. 28. Матюшкин М.А. Мышление, обучение, творчество / М.А. Матюшкин. - М.: Просвещение, 2009. - 132 с. 29. Немов Р.С. Психология: учеб для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. В 3 кн. - Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. - 496 с. 30. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – 3- е изд.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 632 с. 31. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство «Мир и образование», 2015. – 1200 с. 32. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с. 33. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. - М.: Просвещение, 2012. - 198 с. 34. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с. 35. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2012. - 276 с. 36. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе / С.П. Редозубов. - М.: Просвещение, 2008. - 389 с. 37. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах: пособие для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П.Е. Решетников. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 320 с. 38. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь. - М.: Айрис-Пресс, 2002. – 437 c. 39. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека / В.И. Слободчиков. - М.: Школьная пресса, 2010. - 416 с. 40. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с. 41. Федорова Т.Л. Правила и упражнения по русскому языку для 1-4 классов / Т.Л. Федорова. - М.: ЮНВЕС, 2015. - 320 с. 42. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. акад., 2010. – 366 с. 43. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. - Киев.: Украина, 2002. - 423 с. 44. Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации / А.Б. Шапиро. - М.: Просвещение, 2009. - 187 с. 45. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структуры, методика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.Г. Шатова. - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 253 с. 46. Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: учебно-метод. пособие для учителей, методистов / В.В. Шоган. - Ростов-н/Дону: Издательство «Учитель», 2015. - 231 с. 47. Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2010. - 87 с. 48. Алексеева Т.В. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма / Т.В. Алексеева // Начальная школа. - 2015. - №5. - С.43-48. 49. Алтабаева Е.В. Формирование понятия «функциональных предложений» / Е.В. Алтабаева // Начальная школа. - 2015. - №6. - С.17-22. 50. Богомолова Г.Г. Не забывать о способных / Г.Г. Богомолова // Начальная школа. - 2015. - № 5. - С.23-26. 51. Веретенникова И.В. Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке. Система Л.В. Занкова / И.В. Веретенникова // Начальная школа. - 2016. - №11. - С.58-62. 52. Елабугина-Полежакова Н.А. Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по русскому языку / Н.А. Елабугина-Полежакова // Начальная школа. - 2015. - №1. - С.9-10. 53. Иванова, О.А. Праздник пунктуационных навыков / О.А. Иванова // Начальная школа. -2010. - №8. - С.32-37. 54. Лаврова Н.М. Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями / Н.М. Лаврова // Начальная школа плюс до и после. - 2015. – №5. - С.35-40. 55. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2011. - №5. - С.54-59. 56. Плотникова А.Ю. Учить по-новому: зачем и как? / А.Ю. Плотникова // Практика образования. - 2015. - №1. - С.25-28. 57. Сорокина А.И. Работа над ошибками на уроках русского языка / А.И. Сорокина // Начальная школа. - 2016. - №5. - С.15-19.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1.1. Орфоэпия как раздел языкознания Орфоэпия (от греч. orthoґs – правильный, прямой; eґpos – слово, речь) - это: 1) во-первых, это наука (раздел фонетики) о языке, который занимается изучением нормативного литературного произношения, а также его установлением и обоснованием; 2) во-вторых, это правила единых принятых норм произношения в русском языке; 3) в-третьих, это правила и нормы орфоэпического оформления письменного и устного текста для родного языка. Можно выделить следующие разделы орфоэпии как науки: произношение заимствованных из других языков слов; особенности стилей произношения; особенности произношения тех или иных форм грамматики; произношение гласных или согласных звуков в соответствии с нормами. Грамотное сочетание всех представленных разделов как раз и образует понятие орфоэпии. Принцип обучения орфоэпии: 1) опора на речевой слух учащихся, что способствует сознательному восприятию звуков и определению их свойств. Умения, формируемые в процессе обучения орфоэпии: 1)определять место ударения (словесного, логического); 2)правильно произносить слова (с учетом орфоэпических норм); 3)пользоваться орфоэпическим словарем и словарем ударений. В орфоэпию включают все произносительные нормы литературного языка. К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий (висна – вэсна, булочная – булошная); отмечает место ударения в слове (кла?дбище – кладби?ще, тво?рог – творо?г); рассматривает социально значимые произносительные варианты, т.е. те, которые типичны для разных групп людей. Орфоэпия –это «правильное произношение», именно орфоэпия устанавливает правила и нормы литературного произношения и ударения. Среди таких норм: произносительные, ударения и интонации. Рассмотрим некоторые особенности произношения слов в русском языке: 1) в современном русском лит языке присутствует иканье, т.е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем (реки [р'эки] – река [р'ика] ).Так же есть эканье - совпадение в той же позиции в звуке э с призвуком и гласных фонем неверхнего подъёма; 2)на месте ‘а’ после ‘ш, ж, ц’ в первом предударном слоге после звуков [ш], [ж], [ц] произносится звук [а]: шаги; 3) в русском языке ударный звук [о]в безударном положении меняется на [а][в[о]ду –в[а]да, т[о]чит –т[а]чить]; после мягких согласных ударные гласные [о, а, э] меняются на безударный звук [и](м[я]со –м[и]сной, в[ё]л –в[и]ла, л[е]з –вл[и]зать); 4) в конце слов звонкие согласные меняются на глухие (ду[б]ы –ду[п], моро[з]ы –моро[с]); 5)в словах иноязычного происхождения согласный перед буквой е может произноситься как твердо, так и мягко, при этом орфоэпическая норма иногда требует твердого произношения (например, [дэ]када, [тэ]мп), иногда –мягкого (например [д'е]кларация, [т'е]мперамент, му[з'е]й). 6) наблюдаются звуковые законы (в том числе и законы произношения) - регулярно осуществляющиеся в современном русском литературном языке звуковые фонетические изменения. Первый закон редукции гласных - в безударных гласных происходит редукция. Второй закон оглушения согласных - звонкие согласные в конце оглушаются (друг[к]). Третий закон - ассимиляции согласных по звонкости-глухости глухой согласный– глухой согласный; звонкий-звонкий; (ла[фк]а) Четвертый закон ассимиляции согласных по твёрдости-мягкости: а) твёрдые зубные звуки заменяются мягкими (пе[н’c’]ия) б) перед мягкими [ч’] [ш:‘] заменяются на мягкие (сме[н’ш:’]ик) в) звук «м» перед мягким «м» смягчается (га[м’м’]а)(Жедек, 2009, 66). Орфоэпия родного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая вместе с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты. Орфоэпия, как и орфография, имеет практическую направленность. Она должна не только фиксировать существующие произносительные варианты и находить условия для их реализации (чем занимается описательная фонетика), но также и указывать на то, какие варианты будут являться «правильными», и тем самым оказывать влияние на функционирование языка в его устной форме. Тем самым орфоэпия определяет то, как должны произносится те или иные звуки в конкретных фонетических позициях, в определённых сочетаниях с другими звуками, а также в определённых сочетаниях с другими звуками, а также в конкретных грамматических формах и группах слов. Орфоэпические правила имеют большое значениев коммуникации между людьми. Ошибки, которые мы делаем в речи отвлекают внимание слушателя от содержания того, что мы говорим, и это способствует непониманию и барьеру между говорящими. Таким образом, знание орфоэпических норм и правил позволит более быстрому пониманию говорящих. Но, не смотря на совершенствование школ, улучшение и модернизацию качества образования речевой культуры общества в целом, правильное произношение на сегодняшний день является наиболее слабым звеном. С ростом влияния средств массовой информации вопрос о правильном и красивом произношении стоит особо остро. В разное время различные языки отличались своими нормами. Правила орфоэпии имеют долгую историю, и сформировались они в качестве норм национального языка достаточно поздно. Орфоэпические нормы также называют литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, то есть язык, на котором пишут и говорят люди. Литературный язык объединяет всех русскоговорящих людей, а также он необходим для преодоления языковых различий между ними. Это значит, что у литературного русского языка должны иметься строгие нормы и правила: не только лексические - это нормы употребления слов, не только грамматические, но и орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы устанавливаются учёными- специалистами в области фонетики. На основании этого лингвисты и ученые решают, какой вариант нужно и можно принять, а какой отвергнуть. Кодификаторы орфоэпии взвешивают все «за» и «против» каждого варианта, но при этом принимают во внимание разные факторы: распространенность варианта, который мы произносим и его соответствие законам развития языка (то есть смотрят, какой вариант будет обречен, а какого есть будущее). Следует различать два основных типа вариантности. Первый тип - выводит произношение за пределы литературного русского языка. Например, «оканье» вместо «аканья». Варианты, которые признаются неправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем, таких как: территориальные диалекты, городские просторечия или близкородственные языки, преимущественно украинский язык. У человека, который не владеет русским литературным языком, в речи часто встречаются произносительные черты, которые будут свойственны местному говору, усвоенному им в детстве. Например, выходцы с юга Российской Федерации часто сохраняют «г фрикативное». Следует понимать, что подобного рода произносительные черты и особенности будут являться нарушением норм лишь в системе литературного языка, в то время как в системе территориальных диалектов они правильны и соответствуют фонетическим законам этих диалектов. Существуют и другие виды нелитературного произношения. Если человек в письменной речи, в художественной или любой другой литературе впервые встречает слово, которое он до этого никогда не слышал и не знает как оно произносится, то скорее всего он его неправильно прочитает и озвучит, тем самым на произношение может оказать влияние буквенный облик слова. Именно под действием написания появилось, например, произношение слова [ч]то вместо правильного [ш]то, помо[щ]ник вместо верного помо[ш]ник, а также чу[ф]тво вместо правильного чу[с]тво. Второй тип вариантности оставляет произношение в пределах русского литературного языка (колебание нормы), и лишь тогда возможно говорить о вариантах нормы (например, строчные [и] с [Э] или, наоборот, [Э] с [И]; [СЬ] и [СЪ] в возвратном постфиксе). Источниками колебания нормы могут выступать как диалектные особенности речи, а также в последнее время особенно влияет орфография. Орфоэпическая норма не всегда утверждает лишь один правильный произносительный вариант, тем самым отвергая другой, считая его ошибочным. В некоторых случаях орфоэпическая норма допускает различные варианты произношения. Как мы видим, в отличие от, например, орфографических норм, которые предлагают только один вариант, орфоэпические нормы могут допускать варианты, которые будут оценивать либо как равноправные, либо один вариант будет являться желательным, а другой только допустимым. Таким образом, орфоэпия –неотъемлемая часть литературного языка. Её задачи заключаются в том, чтобы, минуя индивидуальные особенности речи и особенности местных говоров, сделать литературный язык средством широчайшего общения. Орфоэпия, как раздел лингвистики, занимается не только литературными нормами, которые связаны со звуковым оформлением значимых единиц, таких как: морфема, слово и предложение, но и изучает нормы суперсегментной фонетики, а именно ударение и интонацию. 1.2. Общая характеристика орфоэпических умений у младших школьников Единообразие звукового оформления устной речи содействует быстрому и лёгкому языковому общению. Орфоэпия устанавливает правила литературного произношения и ударения. Р.И. Аванесов указывает, что орфоэпия – неотъемлемая часть литературного языка. Задачи орфоэпии заключаются в том, чтобы, минуя индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать литературный язык средством наиболее широкого общения (Аванесян, 2009, 54). Поэтому совершенно очевидна важность обучения орфоэпическим нормам всех говорящих на русском языке, необходимость пропаганды этих норм в театре, кино, на радио и телевидении. По утверждению А.А. Бондаренко, орфоэпия тесно связана с фонетикой: правила произношения охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в данном языке фонем, их качество, изменение в различных фонетических условиях, именно поэтому орфоэпию и объединяют с фонетикой (Бондаренко, 2011, 78). А.А. Бондаренко указывает, что предмет орфоэпии – нормы произношения, а орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития языка (Бондаренко, 2011, 88). В области орфоэпии школьники овладевают умениям и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий. Орфоэпический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (устная речь, чтение). Важнейшим фактором для формирования орфоэпических умений у младших школьников является учет системы работы над словами. Систематическая работа над разделами орфоэпии является надежной базой для прогнозирования типичных устойчивых ошибок правописании обучающихся, позволяет наметить стратегию предупреждения и преодоления допущенных ошибок, способствует более рациональной организации языкового материала в целях повышения качества обучения. Как только ребенок начал обучение в школе, в действие вступает новый фактор – процесс усвоения орфоэпических норм продолжается под воздействием написания. А.А. Бондаренко разработал для начальной школы орфоэпический минимум, где прописаны слова и формы слов, что отличаются стабильностью и устойчивостью. Усвоению подлежат следующие правила произношения: - «чт» в местоимениях «что», а также в его производных; - «чн» в словах «нарочно, конечно, отлично»; - «щн» в слове «помощник»; - «гк», «гч» в словах «мягче, легче»; - окончание его\ого и слово «сегодня»; - слов иностранного происхождения; - твердых (партер) и мягких (кофе) согласных перед [Е] в заимствованных словах. (Бондаренко, 1990, 36) Слова из этого орфоэпического минимума входят в словарь «Говори правильно». Этот словарь входит в структуру учебников русского языка. Ситуацию успеха при работе по усвоению норм орфоэпии были названы Т.А. Ладыженской. Прежде всего, это: - установка на необходимость усвоения правильной речи; - формирование стремления овладеть нормативной стороной речи; - обеспечить многократное повторение верного варианта произношения слова; - реализовать системный подход в проведении орфоэпических упражнений. Вся эта работа в создаст прочную лингвистическую базу для формирования орфоэпических умений у младших школьников. В настоящие время науке о языке известны несколько подходов к изучению орфоэпии: одни рассматривают ее как раздел фонетики, который занимается изучением нормативного литературного произношения, другие с точки зрения лингвистических признаков. В одном классе находятся дети с разным уровнем речи и слуха. Процессы восприятия, внимания, памяти, мышления работают по-разному. Причиной возникающих затруднений является недостаточная разработанность дифференцированного подхода к формированию устной речи. Данная ситуация требует усиленного внимания к проблеме дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей в начальной школе. Дифференцированный подход предполагает: - комплексное обследование состояния слуховой функции, устной речи на начало обучения в школе; - на основе обследования – создание групп учащихся; - соединение в едином педагогическом процессе специальной работы по формированию у учащихся речевого слуха, навыков слухозрительного восприятия, достаточно внятного, естественного воспроизведения устной речи и развитию самостоятельного моделирования высказываний, их актуализации в собственной речи; - специализированную работу, которая направлена на активизацию устной коммуникации учащихся при широком использовании диалогов; - текущий и периодический учет развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи; - целостность в работе над устной речью в разных организационных формах обучения: на индивидуальных занятиях, на групповых занятиях и во внеурочное время. Произносительная сторона устной речи формируется при использовании различных видов речевой деятельности. Дети овладевают навыками дактилирования, слухо - зрительного восприятия, говорения, (сопряженное, отраженное проговаривание речевого материала, ответы на вопросы, чтение, самостоятельная речь). К числу орфоэпических умений у младших школьников относятся: - умение определять место ударения (словесного, логического); - правильно произносить слова (с учетом орфоэпических норм); - пользоваться орфоэпическим словарем и словарем ударений. Развитие устной речи зависят от многих факторов: от остаточного слуха, от индивидуальных особенностей ребенка, от времени наступления снижения слуха, от условий, в которых ребенок находится, от внимания к ребенку, от окружающих его людей, от речевой среды, от преемственности в работе над речью на индивидуальном занятии, на уроках и во внеклассное время. Развитие устной речи ребенка зависит от совместной деятельности учителя класса и воспитателя, от совместного планирования, от взаимопонимания, от единых требований к речи учащихся. 1.3. Виды орфоэпических ошибок у младших школьников и пути их предупреждения и устранения В школе проблему формирования орфоэпического навыка призвана взять на себя начальная ступень обучения. Действующие программы по русскому языку для начальных классов обязывают вести работу над звуковой стороной речи детей на протяжении всего начального этапа обучения. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах. В области орфоэпии школьники овладевают умениям и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий. Орфоэпический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (устная речь, чтение). В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества. Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарной работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках. Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку. Работа по предупреждению и устранению орфоэпических ошибок у учащихся будет являться важной составляющей частью в работе по развитию речи в школе. Очень велика эстетическая ценность правильного произношения, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Кому из нас не режут слух формы типа «до?говор», «торты?», «жа?люзи», «ката?лог», «кило?метр» встречающиеся в речи и детей, и взрослых? Разве подобные факты не свидетельствуют о невысоком культурном уровне говорящих? Основы произносительной культуры закладываются ещё в самом раннем детстве. В школе эту заботу о культуре произношения призвана взять на себя начальная ступень обучения. Действующие программы по русскому языку для начальных классов четырехлетней школы обязывают вести работу над звуковой стороной речи детей на протяжении всего начального этапа обучения. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах. Для младших школьников наиболее характерны следующие орфоэпические ошибки, обусловленные воздействием письма: - произношение местоимения что и его производных; - произношение сочетания – чн – в отдельных словах; - произношение слова сегодня и окончаний – ого –, –его –; - произношение существительных район, почтальон (Богусловская, 2011, 66). Орфоэпические ошибки диалектного происхождения. Эта группа ошибок специфична для каждого отдельного говора, поэтому назвать общие для всех младших школьников отклонения от норм литературного произношения в диалектных условиях заключаются в том, что диалектное произношение школьников находит прочную поддержку в окружающей их речевой среде. Здесь требуется не только хорошая лингвистическая и методическая подготовка, но и большая осторожность, деликатность в общении с детьми. Ведь диалектный язык – это родной, материнский язык ребёнка. Он выучил его от самых близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки. Следовательно, вызвать неуважение к родному диалекту ребёнка – это поколебать его доверие к родным. С учётом этого первокласснику необходимо объяснить, что существует две формы языка – та, на которой говорят дома, и та, на которой учат в школе (Богуславская, 2011, 78). Орфоэпические ошибки просторечного характера. Одним из главных источников возникновения орфоэпических ошибок у младших школьников является просторечный язык той части населения, которая недостаточно владеет нормами литературного языка. Для этой группы орфоэпических ошибок наиболее типичны следующие: - нелитературное произношение глагольных форм на – сь («учуся»); - нелитературное произношение заимствованных слов («дилектор»); - вставка лишних согласных звуков в слова ( «пондравился»); - замена звука (щ) на в (ч) словах с сочетанием (нч) (жен(ч)ина). Для успешного формирования орфоэпического навыка используются определенные показатели: 1) развитие речевого (фонематического) слуха; 2) развитие орфоэпической зоркости; 3) понимание языковых значений; 4) овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфоэпический навык; 5) умения выбрать способ выполнения орфоэпического действия и составить алгоритм его выполнения; 6) выполнение достаточного количества практических упражнений; 7) систематическая работа над ошибками. Таким образом, грамотно правильно построенная работа на уроках русского языка, применение всевозможных методов и приемов, придерживание определенным методическим условиям формируют орфоэпический навык у младших школьников.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg