1 Теоретические аспекты развития среднего бизнеса в регионе на основе налогообложения
1.1 Нормативно-правовая база налогообложения среднего бизнеса
В настоящее время вопросы становления и развития российского предпринимательства вышли на первый план и приобрели не только экономическую, но и политическую окраску. Терминологическая сущность и содержание, вкладываемое в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1].
В правовом регламентировании малого и среднего предпринимательства ключевое значение имеет Гражданский кодекс РФ. В ст. 2 сформулировано понятие предпринимательской деятельности – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке, а в ст. 23 зафиксирована предпринимательская деятельность гражданина. В главе 4 определено понятие юридического лица, виды коммерческих и некоммерческих организаций [2].
Одним из основных законодательных актов в сфере предпринимательской деятельности является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 209-ФЗ) [9]. В этом законе сформулированы основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, специфика правового регулирования в этой области.
В сферах малого и среднего предпринимательства налоговое регулирование имеет важное значение, так как эта область бизнеса является двигателем развития экономики. При этом средний бизнес оказывает наибольшее влияние на развитие рынков так как сюда относятся инновационные высокопроизводительные предприятия. Малые предприятия в основном работают в сфере торговли и услуг.
Однако, в сложившейся экономической ситуации не стоит ждать выдающихся успехов от этого сектора, поскольку специфика деятельности сектора МСП в основном ориентирована на сферы, которые испытывают больше трудностей от ограничений на передвижение людей. Такие предприятия уязвимы и в том, что имеют меньший доступ к кредитам и госзаказам, а соответственно, меньше возможностей для выживания.
Необходимо отметить, что действующим российским законодательством не предусмотрена такая организационно-правовая форма, как среднее предприятие. Существуют параметры отнесения предприятий к разряду средних. При этом неважно, к какой организационно-правовой форме принадлежит данное предприятие, важно только то, чтобы оно отвечало определенным критериям.
Выделяют следующие особенности среднего предпринимательства:
– стремление к инновациям;
– постоянное повышение качества предоставляемых товаров и услуг;
– склонность к медленной адаптации на постоянно меняющемся рынке.
В развитых странах, в Китае и Индии малые и средние предприятия создают около половины ВВП и рабочих мест. В других развивающихся странах их доля в экономике составляет в среднем 33%. Согласно расчетам Росстата, доля МСП в валовом внутреннем продукте России в 2020 году составила 19,8% [11]., в них занята лишь четверть населения. Если в Китае более 50% экспорта приходится на МСП, то в России – не более 7%. Российские власти принимают меры по повышению участия МСП в экономике в надежде на улучшение ее структуры, инновационное развитие и рост занятости.
Предприятия среднего бизнеса чаще всего занимаются:
– торговлей;
– строительством;
– производством товаров.
Также к этому сектору относятся: частные медицинские центры, компании, которые предоставляют различные услуги, в том числе в сфере IT.
Как правило, все они работают на внутреннем рынке, так как выход на мировые имеет всё же крупный бизнес.
Согласно ст. 4 №209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
– юридические лица, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (кооперативы; коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
– физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
– крестьянские (фермерские) хозяйства [9].
Критерии отнесения организаций к категории среднего бизнеса можно разделить на следующие группы:
– критерии по численности,
– критерии по доходу.
Такая дифференциация предприятий регламентирует правовые условия для регулирования деятельности различных категорий среднего бизнеса, а также для предоставления льгот и преференций.
Согласно критерию численности сотрудников малого и среднего предпринимательства, выделяют:
– микропредприятия - до 15 человек,
– малые предприятия - до ста человек,
– средние предприятия - от ста одного до двухсот пятидесяти человек.
Кроме того, Правительство Российской Федерации устанавливает предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств. А именно:
– от 251 до 1000 человек включительно для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица [19],
– до 1500 человек (с 01.01.2022 года для организаций с основным видом деятельности в сфере общественного питания) [9].
Согласно критерию годового дохода, предприятия, которые относятся к среднему бизнесу, могут зарабатывать миллиарды рублей, в то время как для тех, кто причислен к малому, установлен лимит в сотнях миллионов рублей. Так, предельное значение дохода среднего предприятия составляет 2 млрд. руб. Доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, которое включает в себя предельное значение среднесписочной численности работников и величину полученного дохода.
Индивидуальные предприниматели, которые не привлекали наемных работников, определяются в зависимости от величины полученного дохода.
Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 июля текущего календарного года по 30 июня года, следующего за текущим календарным годом, зарегистрированные в указанный период ИП, а также ИП, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям.
Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта «Сколково», которые используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, определяются в зависимости от значения среднесписочной численности работников.
Также, выделяют критерии по уставному капиталу и составу учредителей. Есть критерии для малого и среднего бизнеса, согласно которым организация относится к последнему, если в числе её учредителей есть юридические лица, а также государственные образования, религиозные образования, благотворительные фонды. А суммарная доля участия таких образований превышает 25%. При этом доля участия юридических лиц превышает 49%. Однако, если учредителями выступают юридические лица-малые предприятия, сформированная ими организация тоже будет считаться малой и при доле в 55%.
Данные критерии кардинально обновлялись несколько раз: в 2007 г. Был введен критерий по доходу, в 2016 г. Максимальные значения финансовых критериев были увеличены в 2 раза, что привело к резкому статистическому росту числа субъектов МСП. В 2017 г. Были дополнительно повышены пороговые значения для малых и средних предприятий легкой промышленности.
В то же время доступ к льготам для среднего бизнеса ограничивается и более строгими критериями, например, для применения упрощенной системы налогообложения действуют ограничения 130 человек и 200 млн. руб.
Таким образом, исследуя критерии МСП можно сделать вывод, что существуют определённые ограничения, которые оказывают влияние на возможность попадания предприятия в категорию среднего бизнеса и соответственно на получение необходимых налоговых льгот.
1.2 Влияние налогообложения на тенденции развития среднего бизнеса
В большинстве европейских стран налоговые льготы для средних предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные налоговые ставки чаше всего применяются в рамках прогрессивной шкалы налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов МСП, система правил определения налогооблагаемой прибыли – явление достаточно редкое.
Главные задачи, стоящие в настоящее время перед налоговой системой, включают в себя две, на первый взгляд, противоречивые проблемы: повышение собираемости налогов и ослабление налогового бремени. К числу актуальных и конъюнктурных проблем можно отнести упрощение изъятия налога: техники исчисления, учета сокращения количества инструктивного и методологического материала. Очевидно, что, несмотря на постоянно изменяющееся законодательство, налоговая система не успевает за бурно развивающимися рыночными отношениями.
Российская система налогообложения существенно дифференцирована по отраслям и сферам деятельности предприятий. Так, схема расчета налогов для предприятий финансового сектора (например, для банков) отличается от налогообложения промышленных предприятий; сфера развлекательных услуг (казино, игровые автоматы и т.д.) имеет собственную специфику налогообложения. Это же касается и предприятий среднего бизнеса.
Отличительной особенностью системы налогообложения российского бизнеса является ее относительная сложность и многовариантность. Поэтому при обосновании стратегии развития среднего предприятия необходимо обоснованно выбрать наиболее приемлемую схему налогообложения.
В настоящее время в России действуют различные системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общая система налогообложения и специальные налоговые режимы, кроме того, возможно их совмещение (мультирежимная налоговая система) (рисунок 1).
Рисунок 1 – Системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов среднего предпринимательства
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что при ведении предпринимательской деятельности физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно выбирают налоговый режим в соответствии с положениями глав 23, 26.1, 26.2, 26.3 или 26.5 НК РФ, а именно могут применять:
1) общий режим налогообложения (далее – ОСН);
2) систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – ЕСХН);
3) упрощенную систему налогообложения (далее – УСН);
4) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (до 01.01.2021 года);
5) патентную систему налогообложения (далее – ПСН);
6) налог на профессиональный доход.
С 1 января 2021 г. режим налогообложения в виде ЕНВД отменен. С указанной даты деятельность, облагаемая ЕНВД, облагается налогами в рамках иных режимов налогообложения: ОСН, УСН, ПСН, НПД.
Специальные налоговые режимы используются государством в целях:
– поддержки и развития субъектов среднего бизнеса;
– поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;
– привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.
Суть специальных налоговых режимов сводится к замене для определенной категории средних предприятий большинства федеральных и региональных налогов единым налогом, который исчисляется за отчетные и налоговый периоды.
Таким образом, установление специальных налоговых режимов в конечном итоге служит целям укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога (ее стимулирующей подфункции).
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена с 1 января 1996 г., и первоначально этот льготный налоговый режим применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогам на прибыль и добавленную стоимость. Однако с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ, в том числе гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций», налоговые льготы для малых предприятий по налогам на прибыль и добавленную стоимость были отменены.
Упрощенную систему налогообложения могут применять организации и индивидуальные предприниматели. Они переходят на эту систему или возвращаются к общему режиму налогообложения добровольно.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подаст заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн руб.
При переходе на данную систему налогообложения плательщики освобождаются от уплаты:
¬– налога на прибыль;
– налога на добавленную стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации);
– налога на имущество организаций.
Таким образом, индивидуальные предприниматели и юридические лица уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 346.19 НК РФ).
Еще одним специальным режимом, который могут использовать субъекты среднего бизнеса является Единый сельскохозяйственный налог.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это специальный налоговый режим, который предназначен для организаций и предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию. Работа на нем освобождает организации от уплаты:
– налога на прибыль (исключение составляют доходы по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств);
– налога на имущество в отношении имущества, которое организация использует для производства, переработки и продажи сельхозпродукции, а также для оказания услуг сельхозпроизводителям.
Индивидуальные предприниматели, работающие на ЕСХН, не платят:
– НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности (исключение – доходы от дивидендов и доходы, облагаемые по ставкам 35 и 9 процентов (полный перечень можно посмотреть в пп. 2, 5 ст. 224 НК РФ);
– налог на имущество физлиц в отношении имущества, которое используется для производства, переработки и продажи сельхозпродукции.
До 01.01.2019 физические и юридические лица, работающие на ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС. Изменения, внесенные Законом «О внесении изменения в части первую и вторую НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ, данное послабление отменили.
Плательщики ЕСХН имеют право на освобождение от НДС в 2021 году при соблюдении одного из следующих условий (п. 1 ст. 145 НК РФ):
– переход на ЕСХН и реализация права на освобождение происходят в течение одного календарного года;
– сумма доходов от деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН, за 2020 год не превысила 80 млн рублей (в дальнейшем данная сумма уменьшена до 70 млн рублей за 2021 год и 60 млн рублей — за 2022-й и последующие годы).
Для получения права на освобождение в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление и подтверждающие документы до 20-го числа месяца, с которого будет действовать освобождение. Форма уведомление утверждена Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Организации и предприниматели, получившие освобождение, не могут от него отказаться в дальнейшем.
С 1 января 2019 года применятся новый специальный налоговый режим – налог на профессиональный доход. Установление данного специального режима является экспериментом и будет действовать до 2028 года.
ИП и физические лица, использующие новый специальный налоговый режим, могут платить налог с доходов от своей деятельности по льготной ставке – 4 или 6 %.
Для того, чтобы платить налог на профессиональный доход организации и ИП должны соблюдать следующие условия:
– получать доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества,
– не иметь работодателя, с которым заключен трудовой договор,
– не привлекать наемных работников по трудовым договорам,
– вид деятельности, условия ее осуществления или сумма дохода не должны попадать в перечень исключений, указанных в ст. 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Налог на профессиональный доход уплачивается до того момента, пока сумма дохода нарастающим итогом в течение года не превысит 2,4 млн. рублей. При этом, не существует ограничения по сумме месячного дохода.
Величина налоговой ставки определяется в зависимости от того, кто перечисляет деньги налогоплательщику:
– если доходы за товар, работы или услуги поступают от физических лиц, то будет использовать ставка 4%,
– в случае расчетов с организациями и индивидуальными предпринимателями используется ставка равная 6%.
Покупатель указывается при формировании чека в приложении «Мой налог». Учет налоговых ставок и расчет суммы налога к уплате происходит автоматически.
К особенностям данного специального режима относятся:
1. Физические лица не уплачивают налог на доходы физических лиц с доходов, облагающихся налогом на профессиональный доход.
2. ИП не уплачивают:
– налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход;
– налог на добавленную стоимость, за исключением НДС при ввозе товаров на территорию России;
– фиксированные страховые взносы (на других специальных налоговых режимах страховые взносы нужно платить даже при отсутствии дохода).
При отсутствии дохода в течение налогового периода нет никаких обязательных, минимальных или фиксированных платежей. При этом самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь.
Граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз: Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии, также могут использовать данный специальный налоговый режим.
Среди плюсов данного режима можно выделить отсутствие необходимости формирования налоговой отчетности, простоту регистрации в качестве налогоплательщика, а также, освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС. Однако, недостатком является то, что срок действия специального налогового режима ограничен (до 2028 года).
Введение налога для самозанятого населения позволяет вовлечь в налоговую систему новых налогоплательщиков. С одной стороны – это пополнение бюджета, с другой это дополнительная налоговая нагрузка на граждан. Тем не менее, это является правильным и эффективным шагом к улучшению экономики и выхода её из тени. Однако данная идея с налогом требует определенного позиционирования и разъяснений. Для привлечения людей к числу самозанятых необходимо создать определенные стимулы.
В I полугодии 2020 года компании малого и среднего бизнеса в России оказались под давлением факторов, которые вызвали замедление роста экономики страны. Противодействуя развитию пандемии, государство использовало меры, которые привели к приостановке деятельности организаций сферы услуг и торговли. Но при этом, чтобы предотвратить массовые банкротства и закрытия предприятий, была оказана поддержка, включающая отсрочку по уплате налогов и льготное кредитование. Это позволило большинству секторов МСП возобновить работу после завершения действия ограничительных мер (рисунок 2).
Основной вклад в снижение показателей внесла оптовая торговля: занимая 40% в структуре общего показателя, отрасль зафиксировала снижение на 2,964 млрд рублей. С точки зрения динамики наиболее пострадавшей отраслью ожидаемо стал туризм: оборот сократился на 57%. [26].
Рисунок 2 – Динамика количества субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации за период 2018-2021 гг.
На основании представленных на рисунке 2 данных видно, что до 2018 года наблюдался рост количества субъектов малого и среднего бизнеса на 7,22% (5,9 млн. единиц). Этому поспособствовало налоговое регулирование, реализованное через использование специальных налоговых режимов и льготное налогообложение, что позволило малым предприятиям продемонстрировать опережающий темп роста в сравнении с общим количеством организаций. Однако, данный рост произошел в основном за счет микропредприятий. Это говорит о том, что поддержка налоговыми стимулами не полностью охватывает сферы малого и, тем более, среднего предпринимательства. Кроме того, желая получить налоговые льготы субъекты МСП дробятся на более мелкие структуры, которые могут воспользоваться ими и снизить налоговое бремя.
Начиная с 2019 года отмечается спад количества субъектов МСП, который усилился в 2020 году в связи с пандемией, и составил -2,31% (5,7 млн. ед.). Это связано, во-первых, с падением реальных доходов населения и, как следствие, со снижением спроса на товары и услуги МСП; во-вторых, с усилением налогового контроля: внедрением онлайн-касс и повышением НДС.
Основную выручку в сегменте малого и среднего предпринимательства генерируют малые предприятия и микропредприятия – на них приходится почти 90% дохода сектора, доля средних предприятий в выручке составляет около 10% (таблица 1).
Таблица 1
Динамика оборота субъектов МСП за период 2018-2020 гг., трлн. руб. [26]
Показатели оборота по категориям компаний 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Оборот малых компаний, трлн. руб 29,4 28,7 25,6
Оборот средних компаний, трлн. руб. 6,6 6,1 7,6
Оборот крупных компаний, трлн. руб. 155,8 166,5 164
Всего оборот малых, средних и крупных компаний (без микропредприятий) трлн. руб. 191,8 201,3 197,2
По данным диаграммы можно увидеть, что оборот малых компаний в 2020 году сократился на 11% относительно периода прошлого года. Данное снижение произошло вследствие ограничительных мер, которые были направленны на уменьшение негативного влияния пандемии. При этом, следует заметить рост оборота средних организаций в 2020 году на 19,7% (рисунок 3).
Рисунок 3 – Оборот субъектов малого, среднего и крупного бизнеса за период 2018-2020 гг., трлн. руб.
Также, важно заметить, что более высокие обороты отмечаются у малых предприятий по сравнению со средними, так как для данного сектора процедура регистрации является более простой, а также имеется больше возможностей для применения упрощённой и патентной систем налогообложения.
Следует также отметить и особенности налогообложения, предоставление льгот для предприятий, которые относятся к малому или среднему бизнесу. Так, для первых упрощена регистрация, бухгалтерская отчётность, предоставляются льготы по налогообложению. Более того, предусматривается минимальное количество проверок. К примеру, до конца 2021 года продлён мораторий на плановые проверки малых организаций.
В законе №209-ФЗ описаны условия оказания поддержки со стороны государства для среднего бизнеса. Прежде всего, это:
– Кредитование на льготных условиях. Надо сказать, что эти условия определяются отдельно для каждого региона, города, однако есть общие правила. Например, развитие туризма или растениеводства будут поддерживать всегда, а деятельность по продаже алкоголя – не станут.
– Выдача субсидий. Важно их целевое использование, прописанное в государственных программах. Если требования не соблюдать и потратить деньги на другие нужды, помощь больше не окажут.
– Гранты на открытие своего дела. Чтобы их получить, нужно выиграть в одном из конкурсов регионального фонда содействия бизнесу. К слову, это тоже целевое финансирование.
– Налоговые льготы, отсрочка по арендным платежам, как это было в период пандемии 2020 года.
Также предприятиям, подпадающим под параметры малого и среднего бизнеса, положены займы по сниженным ставкам в МФО предпринимательского финансирования, работающие по программам государственной поддержки, скидки на лизинг, льготы на аренду и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система налогообложения не всегда способствует развитию сектора МСП. Применение специальных налоговых режимов должно приносить выгоду, как налогоплательщику, так и государству, особенно бюджетной системе на региональном уровне при формировании налогового потенциала.