I Теоретические основы обоснования проблемы исследования
1.1 Понятие трудной жизненной ситуации
У любого человека в жизни случаются трудные ситуации, преодолеть которые бывает сложно без посторонней помощи.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.) определяет, что трудная жизненная ситуация – это такие обстоятельства, при которых жизнедеятельность человека, как гражданина, нарушена вследствие объективных причин (4, с. 5). При этом одним из критериев законодательство считает неспособность самостоятельно разрешить сложившуюся критическую ситуацию.
В Федеральном Законе № 178 «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 23.11.2018г.)трудная жизненная ситуация - одно или несколько обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, и последствия, с которыми они не могут справиться самостоятельно (8, с. 10).
Большая советская энциклопедия констатирует, чтотрудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно (15, с. 515).
«Трудная жизненная ситуация- ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть», замечает Е. И. Холостова (48, с. 103).
Трудную для человека жизненную ситуацию можно определить как временную, объективно или субъективно создавшуюся ситуацию; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональное напряжение и стрессы, препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; как ситуацию, объективно нарушающую привычную жизнедеятельность.
Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условияхможет привести к неблагоприятным последствиям для развития личности.
Существуют разные классификаций понятия «трудная жизненная ситуация», которые предлагают классифицировать их по степени участия человека: трудные жизненные ситуации; трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи; трудные ситуации, связанные с социальным воздействием (17, с.110). В таблице 1.1.1. представлены классификации трудных жизненных ситуаций различных ученых.
Таблица 1.1.1. - Классификации трудных жизненных ситуаций
Ученый Классификация Типы
Ф. Е. Василюк
(17, с.110) трудные ситуации, связанные с социальным воздействием Стресс, фрустрация; конфликт; кризис
К. Муздыбаев
(29, с.105) по интенсивности острые, средние, умеренные
по величине потери или угрозы
по длительности хронические, краткосрочные
по степени управляемости событий по уровню влияния контролируемые, неконтролируемые
Н.Г. Осухова
(32, с.102) По уровню или степени сложности ситуации обыденной жизни,
экстремальные ситуации
И. Ф. Дементьева (21), Н. Н. Михайлова (25), Н. Г. Осухова (32) считают, что трудная жизненная ситуация» - это «временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей)»(21, с.28).
К. Флейк-Хобсон изучал трудные жизненные ситуации, характерные для детей, и выделил два типа ситуаций повышенного риска.
1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности: враждебная, жестокая семья; эмоционально отвергающая семья; не обеспечивающая надзора и ухода семья; негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся); чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека); появление нового члена семьи (отчим, мачеха, сестра, брат); противоречивое воспитание или смена типа воспитания; чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи: помещение в другую семью; направление в детское учреждение; госпитализация (51, с.102).
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - это дети:
- оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие
недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети — жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных
колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении (7, с. 8).
В детском возрасте трудно выйти из таких ситуаций, поэтому педагог, психолог, социальный педагог, медицинский работник, в силу своих профессиональных возможностей должны увидеть, что ребенок нуждается в помощи и поддержке и сопровождать его до выхода из создавшейся ситуации.
1.2 Сопровождение и поддержка как типы социально-педагогической деятельности с обучающимися в сельской школе
Как мы отмечали, из трудной ситуации дети часто не могут выйти самостоятельно, поэтому им нужна помощь и поддержка взрослых.
Педагогический словарь отмечает: «Педагогическая поддержка – это деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением» (32, с. 515). «Особый вид педагогической деятельности, основной целью которого является помощь школьникам в саморазвитии, в решении жизненных и образовательных проблем, передача средств разрешения внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения» (44, с. 412).
Эта особая сфера педагогики позволяет решать возникающие у детей проблемы. Все авторы, занимающиеся теорией и практикой педагогической поддержки (среди них назовем Н. Н. Михайлову и С. М. Юсфина (25), и др.), включают в определение ее сущности три основные позиции: «проблема-препятствие»; сотрудничество; самостоятельность.
«Проблема-препятствие» - негативное состояние личности в данное время. Проблемы у ребенка могут возникать в любом возрасте и в любой ситуации, например, в учебе, семейных отношениях, отношениях с одноклассниками и так далее. Источник препятствий - недостатки самого ребенка, либо окружающей его социальной среды. Исходя из этого, препятствия можно объединить в две основные группы: субъективные – «Я-препятствия» и социальные – «Они-препятствия».
«Они-препятствия» -это особенности той или иной школы: социокультурная среда; особенности развития и образования учащихся; качество организации учебно-воспитательного процесса.
Требования, которые предъявляются к социальному педагогу, осуществляющемупедагогическую поддержку ребенка: понимать особенности оказываемой деятельности; проявлять готовность прийти на помощь; поддерживать ребенка, используя любые возможности; взаимодействовать с другими специалистами для решения проблемы.Социально-педагогическая помощь будет эффективнее, если будет проводиться в комплексе.
Специалист работает в тесном контакте, прежде всего, с классным руководителем, который осуществляет профилактическую функцию: помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в его семье, своевременно выявляет несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, регулярно общаться с родителями.
Вхождение человека в мир, все его бытие неразрывно связано с преодолением препятствий, разрешением трудностей. Каждый человек стремится найти в мире опору, поддержку, быть понятым, принятым, востребованным. Отсутствие заботы и поддержки в жизни человека часто обуславливает его неудачи в жизненных схватках, а те, кто выходят победителями, обычно обязаны людям, протянувшим руку помощи в трудную минуту.
В последнее время в современной науке и практике все большую популярность приобретает парадигма сопровождения (М. Р. Битянова (12), Е. И. Казакова (22), Г. В. Семья (20) и др.). Концепцию сопровождения для нашей страны разработала Е.И. Казаковой в 2001 году.
Е.И. Казакова выделяет следующие основы формирования российской системы сопровождения:
- комплексная помощь в системе специального образования;
- службы по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи. К таким относятся – коррекционные центры, служба «Доверия» и пр.
- практика ПМПК;
- наработки экспертных советов в области развития образовательных учреждений;
- открытия научных исследований в данном направлении;
- зарубежный опыт;
- результаты инновационной работы (22, с. 84).
Исходя из вышеуказанного, Е.И. Казакова считает:«Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных жизненных ситуациях» (22, с. 12).
Из анализа теории, можно определить суть психолого-педагогического сопровождения. Не стоит путать сопровождение с оказанием помощи. Поддержка оставляет за собой право сохранения свободы за субъектом при выборе варианта решения проблемы. Субъектом проблемы могут выступать не только дети, а также их родители, педагоги, а иногда и окружение ребенка. Во время проведения сопровождения, специалист выступает в центе всевозможных носителей проблем, работая с ними изнутри образного круга.
При изучении данного вопроса, необходимо раскрыть понятия: процесс сопровождения;метод и служба сопровождения.
Процесс сопровождения – это оказание помощи, которая дает субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за свой выбор (22, с.12).
Метод сопровождения – это обеспечение условий для принятия решений.
Служба сопровождения – это профессиональная деятельность специалистов разного профиля, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного развития детей.
Виды психолого-педагогического сопровождения: диагностика; формулировка проблем и разработка путей решения; проведение консультаций; первичная помощь.
Психолого-педагогическое сопровождение строится на следующих принципах:
1. Принцип рекомендательного характера. Все советы службы сопровождения несут рекомендательный характер. Ответственность за решения вопроса остается за ребенком, т.к. возрастная категория нашего дипломного исследования это младшие школьники, то ответственность возлагается на родителей, педагогов.
2. Принцип «на стороне ребенка». Суть данного принципа – ребенок не может сам себе оказать помощь, поэтому ему необходимо сопровождение в тандеме со специалистами, которые выступают на его стороне.
3. Принцип непрерывного сопровождения. Название принципа говорит само за себя. Прекращать психолого-педагогическое сопровождение стоит только тогда, когда проблема ребенка полностью разрешена. Далее может идти только профилактика.
4. Принцип мультидисциплинарности сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение дает результат только при слаженной работе всей команды по проведению сопровождения.
5. Принцип стремления к автономизации. На наш взгляд, абсолютно не нужный принцип и малоэффективен в работе с детьми. Наше мнение обусловлено тем, что, специалисты, проводящие сопровождение вне учебного заведения, не могут владеть полной информацией о ребенке. Если сопровождение происходит в стенах школы и в команде работает классный руководитель, психолог, социальный педагог, то у них есть полная картина развития ребенка.
Специалисты по организации и проведению психолого-педагогическому сопровождению в своей работе применяют два основных процесса:
- индивидуальное сопровождение детей в общеобразовательном учреждении выявляет детей «группы риска» и далее специалисты работают с этими детьми. Этот принцип не совсем эффективно работает в условиях автономных центров, т.к. сопровождение ведется только с теми детьми, родители которых обратились за помощью;
- системное сопровождение в работе с детьми использует профилактическое и коррекционное направление.
Таблица 1.2.1. - Определение термина «сопровождение» в разных источниках
Автор Определение
Толковый словарь русского языка Ушакова Д. Н действие по глаголу сопроводить и сопровождать (устар.); теперь употребляется только в выражении: в сопровождении кого-чего (книжн.) – вместе с кем-чем-нибудь, сопровождаемый кем-чем-нибудь (46)
Словарь русского языка Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю. то, что сопровождает какое-либо явление, действие (29, с.46)
Психолого-педагогические понятия: словарь комплексная технология помощи и поддержки ребенка, которая является особым видом взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого и направлена на создание оптимальных условий, обеспечивающих развитие ребенка (33, с. 392)
Педагогический словарь тип педагогической деятельности, которая состоит в превентивном научении ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, а также в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на ситуации эмоционального дискомфорта растущего человека (32, с. 520)
Битянова М.Р. система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия (13, с.210)
Казакова Е.И. помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора, сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка (22, с.20)
По мнению М.Р. Битяновой, сопровождение, как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса, определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами:
1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;
2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента) (22, с. 108).
Особую значимость педагогическое сопровождение развития ребенка приобретает в период возрастных кризисов, когда изменяется социальная ситуация развития ребенка, происходит изменение ведущего вида деятельности, развивается потребностно-мотивационная, эмоционально-чувственная и познавательная сферы.
Рассматривая педагогическое сопровождение в современном образовании необходимо выделить его целевые ориентиры. Приоритетной целью модернизации образования, как указано в Концепции модернизации российского образования на период до 2030 года, является обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствуя актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решение данной задачи не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, асвязывается с развитием человека, формированием его базовой культуры.
Поддержка и сопровождение как типы педагогической деятельности взаимосвязаны. Поддержка с одной стороны предваряет сопровождение, с другой же – следует за ним по запросу ребенка. Поэтому возможно рассматривать виды педагогической поддержки и сопровождения совместно, различая их по следующим критериям:
? по степени участия взрослого -непосредственная (ое) и опосредованая (ое) поддержка/сопровождение;
? по времени оказания: опережающая (ее), своевременная (ое), предупреждающее последействие;
? по длительности: единовременная (ое), пролонгированная (ое), дискретная (ое).
Остановимся на их краткой характеристике.
Непосредственные поддержка/сопровождение практикуются педагогом в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом. Цель разговора - конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации.
Опосредованные поддержка/сопровождение осуществляются педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни и так далее. Это проверенный способ натолкнуть ребенка на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение.
Социальный педагог обращается к группе детей в целом, хотя не исключаются и индивидуальные «намеки». В этом случае, в отличие от предыдущего, роль специалиста не меньше, но менее заметна, а цель - является провокация ребенка на самостоятельный поиск разрешения проблемы или обдумывание нравственных аспектов ситуации.
Опережающие поддержка/сопровождение состоит в том, что ученики получают от педагога «информацию для размышления», повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения. Этот вид поддержки/сопровождения во многом перекликается с опосредованным, но для него характерно не столь обсуждение проектируемой ситуации, сколько проигрывание в ней той или иной роли. Его цель - создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает ребятам выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме. Специалист работает над процессом создания условий для адекватного восприятия учениками информации вербального и невербального характера, затрагивающей направленность их интересов и поведения, как в настоящем времени, так и в недалеком будущем, с целью помочь им осознать и проявить для себя зону ближайшего культурного развития и поддержать пробуждающийся интерес к саморазвитию.
Поддержка/сопровождение – предупреждающее последействие оказывается после того, как в жизни ребенка произошло событие, способное породить проблему. Его цель - нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.
Единовременные поддержка/сопровождение оказываются в том случае, когда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Характерной его особенностью является использование педагогов не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах.
Пролонгированные поддержка/сопровождение используются педагогом в том случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на его, практически ежедневные обращения к классному воспитателю или же, если этот процесс длителен по своей сути, но требует наблюдения со стороны взрослого человека.
Дискретные поддержка/сопровождение уместны время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.
Социально-педагогическое сопровождение взрослым ребенка представляет собой циклическое непосредственное и опосредованное воздействие друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом в определенном пространстве и во времени.
Таким образом, понятие «социально-педагогическое сопровождение» предполагает, что в процессе обучения, воспитания и развития личности нужно использовать не только педагогические средства, возможности педагога, способности воспитанника как отдельной личности, но и широкие возможности социальной среды как дополнительного педагогического средства воздействия на личность. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.
1.3 Социально-педагогическая характеристика
подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Проблемы экономического, демографического, социального, политического характера привели к тому, чтоколичество подростков, оказавшихсяв трудной ситуации, постоянно растет.
Многие ученые (14, 22, 25, 39) подчеркивают, что подростковый возраст – один из самых трудных этапов в жизни человека, переходный этап между детством и взрослостью. В этот период происходит перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных норм, подростки осваивает новые социальные роли и функции. Они по-новому смотрят на себя, испытывают новые способы взаимодействия с окружающими. Подростковый возраст характеризуется не только физиологическими изменениями организма, но и эмоционально-психической неустойчивостью.
Категория «подростки, оказавшиеся в трудной ситуации» является предметом исследования многих отраслей научного знания. Она имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяется множество классификаций. В таких областях знания как психология, педагогика, социальная педагогика к данной категории подростков относят тех, кто испытывает трудности в обучении, воспитании, психофизическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, социализации в целом. ¬
Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева отмечают, что «подростки в трудной ситуации – это категория подростков, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены неблагоприятным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних (31, с.23).
Л. В. Мардахаев к группе риска относит группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К подросткам «группы риска» он относит подростков, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального характера уже приходят в образовательное учреждение психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации(24, с.34).
Л. Я. Олиференко выделяет следующие категории таких подростков:
- подростки с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- подростки, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (дети-сироты);
- подростки из неблагополучных, асоциальных семей;
- подростки из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
- подростки с проявлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации( 30, с. 43).
Следовательно, классификации понятия разнообразны - это могут быть подростки с девиантным поведение, с расстройствами, связанными с физическим и психическим развитием и др. Попадание подростка в эту группу может зависеть и от его социального статуса. Следует отметить, что в каждом случае, подросток оказывается в критической ситуации под влиянием различных нежелательных факторов.
Ученые обращают внимание на различные группы факторов, которые позволяют отнести подростков к этой группе. Е. И. Казакова называет три ключевые группы факторов риска, создающие наибольшую опасность для подростка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных) (22, с.52).
В. Е. Летунова выделяет четыре главные группы факторов риска:
- медико-биологические (группа здоровья, наследственность, врожденные свойства, нарушения в психофизическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);