ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности некоммерческих организаций
До того, как определить понятие и признаки предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, представляется целесообразным определить понятие и обозначить виды некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация - это организация, которая в качестве основной цели своей деятельности не подразумевает извлечение прибыли и распределение её между участниками организации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 указанного закона, «некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ».
Те формы, в которых могут создаваться некоммерческие организации, определены достаточно конкретно в п. 3 ст. 50 ГК РФ и перечень, указанный исчерпывающим не является. Однако, следует отметить, что в п. 4 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» в качестве участника гражданских правоотношений упоминается иностранная некоммерческая неправительственная организация, под которой понимается «организация, в качестве основной цели своей деятельности не имеющая извлечение прибыли и между участниками не распределяющая полученную прибыль, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы, созданная за пределами территории Российской Федерации на основе законодательства иностранного государства».
Помимо этого, в п. 6 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» обозначено понятие некоммерческой организации, у которой в качестве основной функции – полномочия иностранного агента, в лице такового выступает «российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации».
Нельзя не отметить, что непосредственно некоммерческая организация имеет возможность в рамках действующего законодательства вполне свободно реализовывать целый перечень различных видов деятельности, но только при единственном условии – эта самая деятельность обязательно должна быть предусмотрена учредительными документами данной некоммерческой организацией, и, конечно, должна соответствовать целям её деятельности.
Ряд авторов отмечают в качестве основной проблемы некорректность самого понятия «предпринимательская деятельность некоммерческой организации» , не смотря на то, что в п. 2. ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» пределы и границы правоспособности различных некоммерческих организаций определены вполне внятно и четко, особенно в части осуществления ею деятельности, направленной на извлечение прибыли. Кроме того, отмеченная норма устанавливает в обязательном порядке только лишь два условия, при соблюдении которых, есть возможность извлекать прибыль у некоммерческой организации: осуществляемая деятельность должна служить непосредственно той цели, которая обозначена в учредительных документах в качестве основной и ей полностью соответствовать, отражая сущность организации.
Предпринимательская деятельность понимается как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть неограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательскую деятельность регулируют нормы торгового (коммерческого, хозяйственного) права» .
Во-первых, предпринимательская деятельность представляет собой систематическую, целенаправленную и самостоятельную деятельность. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности означает осуществление ее своей властью и в своем интересе, то есть указывает на волевой источник предпринимательской деятельности. Необходимая предпосылка признания воли некоммерческой организации в сфере предпринимательского оборота — наличие у организации статуса юридического лица. Почти все некоммерческие организации обладают правами юридического лица; лишь общественным объединениям согласно статье 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предоставлено право не регистрироваться. Соответственно, в случае нерегистрации общественное объединение не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
Во-вторых, предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. В соответствии с пунктом 2 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательским риском является риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, а также риск неполучения ожидаемых доходов.
В неразрывной связи с предпринимательским риском находится и еще один, не выделяемый законодателем признак предпринимательской деятельности — самостоятельная имущественная ответственность лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Законодательство, исходя из того, что некоммерческие организации создаются для достижения общественно полезных целей, имеющих, как правило, нематериальный характер, не уделило должного внимания существенному различию имущественного статуса коммерческих и некоммерческих организаций. Несмотря на то что любая некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, согласно пункту 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, должна иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, имущество некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, наряду с функцией обеспечения общественно полезной деятельности организации должно служить в равной мере интересам защиты прав кредиторов организации в случае неисполнения ею своих обязательств . Для обеспечения самостоятельной имущественной ответственности основных участников предпринимательской деятельности — коммерческих организаций законодателем используются два способа: установление минимального размера уставного капитала (фонда) или субсидиарной ответственности учредителей (участников) организации по ее обязательствам.
В отличие от коммерческих организаций в отношении некоммерческих законодательство Российской Федерации вообще не применяет термины «уставный капитал» и «уставный фонд». Им не устанавливаются какие-либо обязательные требования к составу и размеру имущества некоммерческих организаций. Следует отметить, что подпункт «г» пункта 3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 и, согласно его преамбуле, распространяющегося и на некоммерческие организации, устанавливает, что государственной регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности подлежат также некоммерческие организации, если в соответствии с их утвержденными учредительными документами (уставами) им предоставлено право ведения предпринимательской деятельности. Причем для предприятий всех организационно-правовых форм, не упомянутых специально в этом пункте, размер уставного капитала устанавливается в сумме, не меньшей 100-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц, установленного законодательством РФ на дату представления учредительных документов для регистрации. Существует мнение, что указанная норма в отношении некоммерческих организаций не подлежит применению, поскольку названное Положение введено в действие до принятия Гражданского кодекса РФ, который не содержит каких-либо требований к минимальному размеру уставного капитала некоммерческих организаций.
Что же касается предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, то такой деятельностью признаётся в соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» «приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика».
Законодательством Российской Федерации могут определяться некоторые ограничения на деятельность предпринимательскую и иную, приносящую доход, для некоммерческих организаций отдельных разновидностей, а относительно учреждений, ещё и для отдельных их типов. Следовательно, необходимо рассмотреть непосредственно виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций и определить пределы её осуществления.
1.2. Виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций и ее ограничения
В настоящий момент законодательство не запрещает осуществлять некоммерческим организациям предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, а только устанавливает некоторые границы.
Как отмечают некоторые авторы, «предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, прежде всего, должна служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, способствовать реализации общественно полезных целей организации. Кроме того, она должна соответствовать уставным целям некоммерческой организации, не выходя за рамки ее уставной правоспособности. Поэтому предпринимательская деятельность должна выполнять исключительно вспомогательную функцию, то есть должна быть подчинена уставным целям. Если предпринимательская деятельность из вспомогательной превращается в основную, то можно говорить о превращении некоммерческих организаций в коммерческие» .
По мнению Т.М. Звездиной, «возникает ряд вопросов: как соотносятся понятия «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность», означает ли замена первого на второе запрет некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность либо под доходной деятельностью понимается и предпринимательская деятельность в том числе? Законодатель, несмотря на имеющиеся проблемы правового регулирования участия некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности, к сожалению, не стремится облегчить ситуацию, напротив, он отказывается от правовой оценки предпринимательской деятельности некоммерческих организаций и уходит к использованию в отношении них иного понятия – «приносящая доход деятельность некоммерческих организаций». Причем, если понятие «предпринимательская деятельность» имеет легальное определение в ст. 2 ГК РФ, то, что представляет собой приносящая доход деятельность, в ГК РФ не раскрывается» .
Для того чтобы регулировать гражданский оборот, закон предъявляет дополнительные требования и условия осуществления предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Некоторые разновидности деятельности могут осуществляться ими исключительно на основе лицензий (специальных разрешений). Виды этой деятельности определены действующим законодательством в зависимости от формы некоммерческой организации.
По мнению некоторых авторов, «предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций можно разделить на активную и пассивную. К активной относится получение прибыли от реализации товаров, работ и услуг, в том числе, от некоммерческих организаций, созданных хозяйственными обществами. К пассивной предпринимательской деятельности относится получение прибыли от размещения средств на депозитных счетах, от акций, облигаций и иных ценных бумаг. Последняя разрешена всем некоммерческим организациям, кроме бюджетных учреждений. Активная же предпринимательская деятельность не может осуществляться ассоциациями и союзами, в противном случае, они должны быть преобразованы в хозяйственные общества и товарищества» .
В теории целесообразно выделить две формы предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: та, которая осуществляется непосредственно самой некоммерческой организацией; и та, которая осуществляется посредством создания и участия в коммерческих организациях.
В теории гражданского права различают общую (универсальную) и специальную правоспособность. Первая означает непосредственно для субъектов гражданского оборота вероятную возможность иметь и осуществлять некоторые гражданские обязанности и права, которые представляют собой содержание правосубъектности участников деятельности предпринимательской. «Специальная правоспособность юридического лица предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Правоспособность некоммерческой организации является специальной, то есть, такая организация вправе совершать лишь такие юридические действия, которые направлены на достижение ее уставных целей» .
Заметим, что действующее российское законодательство не даёт возможности юридическому лицу с правоспособностью специальной создавать другое юридическое лицо, если только у создаваемой организации предмет деятельности будет идентичен правоспособности учредителя специальной. Поэтому вне зависимости от целей деятельности некоммерческой организации, направление деятельности создаваемой коммерческой организации может быть каким угодно. Но все, что заработает некоммерческая организация (доходы) в процессе своей деятельности, направленной на извлечение некоторой прибыли, должны обязательно быть направлены исключительно на цели устава учредителя и должны непосредственно соответствовать его специальной правоспособностью. Это и отличает предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций, осуществляемую ими непосредственно, и ту деятельность, которая связанна с созданием и их участием в коммерческих организациях.
Как полагает Мамбетов Ф.К., «объем правоспособности некоммерческой организации определяется не только типом правоспособности, но и законодательными ограничениями правоспособности, которые условно можно разделить на три группы:
1) ограничения в равной степени распространяющиеся на все юридические лица и установленные в зависимости от вида осуществляемой деятельности;
2) ограничения деятельности, предусмотренные для всех некоммерческих организаций;
3) ограничения деятельности, предусмотренные для отдельных видов некоммерческих организаций».
Нельзя не отметить, что для некоторых видов некоммерческих организаций законодательством в обязательном порядке устанавливаются четкие ограничения, недопустимость нарушения которых, вполне объяснима и целесообразна. В качестве примера можно привести ограничения, касающиеся ассоциаций (союзы) коммерческих организаций. Относительно этих организаций закон определяет возможность осуществлять предпринимательскую деятельность только в случае, если они участвуют в хозяйственных обществах. Тогда, когда участники ассоциаций (союзов) примут решение о ведении ими какого-либо вида предпринимательской деятельности, то п.1 ст.121 ГК РФ вменяет в обязанность им преобразовываться ассоциациям (союзам) в хозяйственные товарищества или общества, если они планируют и далее заниматься деятельностью, приносящей им доходы.
Ещё одним показательным примером ограничения в занятии предпринимательской деятельностью для некоммерческих организаций можно считать ситуацию с запретом для благотворительных организаций принимать какое-либо участие непосредственно в тех или иных хозяйственных обществах совместно с другими организациями и лицами, кроме того, ещё одно ограничение – и благотворительным общественным объединениям, и общественным фондам допустимо участие только исключительно в хозяйственных обществах и создавать их только они могут, согласно п.4 ст.12 Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (в ред. 18.11.2018 г.) (далее по тексту – ФЗ «О благотворительной деятельности»).
Ещё закон устанавливает некоторые ограничения, связанные с возможностью для некоммерческих организаций принимать некоторое участие в отдельных обязательствах. В договорах финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента в договорах коммерческой концессии ст. 825 Гражданского кодекса РФ (часть 2) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.18.2018 г.) (далее по тексту – ГК РФ) предусматривает участие исключительно только для организаций коммерческих, но никак не иначе (п.3 ст.1027 ГК РФ). Ещё одна особенность, в случаях с доверительным управлением, только непосредственно коммерческая организация может брать на себя подобные обязательства (п.1 ст.1015 ГК РФ).
Примечательно, нужно сказать, что кроме того, что относительно предпринимательской деятельности эти ограничения для некоммерческих организаций не такие значительные, что даёт им возможность активно участвовать в гражданском обороте и хозяйственной деятельности.
То имущество и доходы, которые они приобретают в результате их предпринимательской деятельности, в их собственность поступают и на их балансе учитываются, за исключением доходов учреждений, которые они получают от предпринимательской деятельности, и то имущество, которое ими приобретается за счёт полученных доходов, аналогичным же образом зачисляются на отдельный баланс и могут быть распределены учреждениями совершенно самостоятельно по их усмотрению исключительно (п.2 ст.298 ГК РФ).
Естественно, «по всем своим возникающим обязательствам совершенно всем имуществом своим любая организация некоммерческая (кроме учреждений) непосредственно отвечает. Учреждения бюджетные и частные по своим обязательствам отвечают теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое за ним закреплено, кроме недвижимого имущества и особенно движимого ценного имущества. «При условии недостаточности у частного или бюджетного учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам несет его собственник. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения» (п.2 ст.120 ГК РФ).
ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено ограничение свободы распоряжаться полученной прибылью и некоммерческие организации вправе только с уставными целями в соответствии использовать ее. Такое ограничение установлено ФЗ «О благотворительной деятельности», который предусматривает, что более 20% своих средств благотворительные организации не имеют возможности тратить на заработною плату своих административных работников, речь идёт о средствах за отчётный финансовый год, конечно. Однако п. 3 ст. 16 этого закона отмечает, что указанное ограничение не касается оплаты труда тех работников, которые не принимают участия в реализации благотворительных программ организации. Ещё одно ограничение устанавливает п. 5 ст. 16 ФЗ «О благотворительной деятельности» и оно касается того, что учредителям и членам благотворительных организаций не может передаваться её имущество в какой угодно форме, будь то продажа или оплата работ или услуг или чтолибо ещё, на условиях, которые были бы изначально более выгодны для них, по сравнению с другими лицами.
Как считает А.П. Кашковский, «общие для всех юридических лиц ограничения направлены, прежде всего, на защиту публичных интересов. К числу таких ограничений относятся прямо указанный в законе запрет, установленная государственная монополия и обязательность лицензирования отдельных видов деятельности» .
Исследователи неоднократно отмечали, что «отсутствует в российском законодательстве целостная система критериев разграничения допустимой хозяйственной (прежде всего предпринимательской) деятельности и основной (общественно полезной) деятельности некоммерческой организации» . Устранение пробелов в определении допустимых пределов предпринимательской деятельности некоммерческих организаций обеспечит минимизацию нарушений закона в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Рассмотрев правовые основы содержания предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, целесообразно обозначить особенности правового регулирования последствий предпринимательской деятельности некоммерческих организаций за пределами их правоспособности.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИХ ПРАВОСПОСОБНОСТИ
2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изложен в иной редакции п. 4 ст. 50 ГК РФ. Отмеченные изменения дают некоммерческим организациям возможность сообразно уставным целям и ради этих целей осуществлять в рамках закона приносящую доход деятельность. Если в прежней редакции ст. 50 ГК РФ предоставлено было некоммерческим организациям право для достижения целей создания предпринимательскую деятельность реализовывать и при условии соответствия целям создания такой деятельности, то в действующей редакции законодатель предусмотрел необходимость разграничения понятий «предпринимательской деятельности» и «приносящей доход деятельности» .
Несомненно, подобное отграничение понятий имеет не столько формальный характер, сколько имеет практическую значимость, изменяющую содержание правового статуса некоммерческих организаций. Невозможно не заметить, что изучение границ реализации деятельности некоммерческих организаций имеет большое значение в условиях возникшего интереса государства к деятельности социальноориентированных некоммерческих организаций. В последнее время очень возрос масштаб материальной и политической поддержки деятельности некоммерческих организаций, в связи с чем и необходимо совершенствовать законодательную регламентацию их правового статуса и отдельных вопросов, касающихся их деятельности.
Некоммерческие организации по своей сути, конечно же, отличаются от организаций коммерческих и имеют свои характерные только для них особенности. В качестве одного из примеров таких особенностей может служить то, что некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, не только на основании норм ГК РФ создаются, но и иные нормативные правовые акты регламентируют порядок и условия их создания, а формы создания могут быть различными. Ещё одно отличие заключается в том, что у организаций некоммерческих правоспособность специальная, а это означает, что законодатель изначально устанавливает для них рамки осуществления их деятельности, прямо указывая на то, что специфика деятельности должна быть конкретизирована в их учредительных документах, и в законах, конечно же, непосредственно .
Нельзя не отметить ещё одну отличительную особенность, которая касается процедуры несостоятельности (банкротства), а именно, по решению суда, если расплатиться с кредиторами не может некоммерческая организация, то тогда суд не может принять решение о банкротстве, хотя, впрочем, это не касается таких некоммерческих организаций, как потребительские кооперативы и фонды, в том числе и благотворительные. В случае ликвидации некоммерческой организации, следует заметить, после всех расчетов со всеми кредиторами, оставшееся у ликвидируемой организации имущество, непосредственно должно быть передано на удовлетворение её уставных целей, а не иначе (опять же, это не касается потребительских кооперативов и ещё некоммерческих партнёрств, члены которых могут после ликвидации претендовать на получение ликвидационной квоты, хотя и может быть предусмотрено совершенно иное законами или их учредительными документами) .
И некоммерческие, и организации коммерческие могут на основании закона заниматься такой деятельностью, которая может приносить им какуюлибо прибыль (доход).