Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Система профилактики семейного благополучия и социального сиротства

baby_devochka 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Объект исследования – общественные отношения в сфере семейного благополучия и социального сиротства. Предмет исследования – нормы права семейного и уголовного права Российской Федерации, затрагивающие сферу семейного благополучия и социального сиротства, а также иные нормативно-правовые акты Российской Федерации. Задачи исследования: 1. Обосновать актуальность проблемы семейного неблагополучия. 2. Раскрыть сущность понятий «неблагополучие», «семейное неблагополучие», «неблагополучная семья». 3. Описать комплексные проблемы детей из неблагополучных семей. 4. Проанализировать критерии и показатели семейного неблагополучия в современной образовательной практике. 5. Провести анализ современной образовательной практики по профилактике семейного неблагополучия в социально-педагогической деятельности. 6. Описать сущность и содержание технологии индивидуального образовательного маршрута семьи в профилактике семейного неблагополучия. Цель работы: комплексное исследование российского законодательства в области общественных отношений в сфере семейного благополучия и социального сиротства, особенностей их правового регулирования. Обосновать и разработать программу по организации межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства. Объект работы: профилактика социального сиротства. Предмет работы: межведомственное взаимодействие по профилактике социального сиротства. Методы исследования. • теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение нормативно-правовых документов, сравнение и обобщение научных данных); • эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ учебной документации и продуктов деятельности детей); • математические методы: (ранжирование, регистрация, количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов экспериментальной деятельности). Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу составили работы многих классиков педагогики - Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо. Не потеряли они актуальность и для современных исследователей - И. В. Гребенникова, С. С. Новиковой, Ю. Хямяляйнен, П. Н. Щербань и др. Среди современных исследователей различные аспекты проблемы поддержки семейного воспитания представлены в работах Н.В. Анненковой, О.С. Бажановой, Н.В. Голубцова, А.И. Добруновой, Н.Н. Дружининой, Е.С. Евдокимовой, М.А. Пономаренко, Г.А. Сабитовой, Е.А. Сергеевой, К.Н. Сивцевой, И.А. Писаренко. Нельзя не отметить представителей «пермской научной школы» в вопросах исследования проблемы развития воспитательного потенциала современной семьи – это В.В. Коробкова, Л.А. Метлякова, С.Ю. Галиева, Ю.И. Якина, М.Б. Шеина и др. Аспекты семейного подхода раскрыты в работах В. П. Беспалько, И. Ф. Исаевой, Н. В. Кичук, Н. В. Кузьминой, А. И. Мищенко, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др. Термин неблагополучная семья наиболее распространен и изучен в психолого-педагогической литературе (Л. С. Алексеева, М. А. Алемаскин, П.П. Балашов, И. С. Ганишина, Е. В. Губанихина, В.Д. Ермаков, Г. Г. Зайдулина, А. В. Кирпаль, А. И. Невский, В. И. Селиванов, и др.). Характеристики данным семьям даны М.В. Целуйко, Ю.В. Корчагиной, Т.И. Шульгой, Л.Я. Олиференко, Л.С. Алексеевой и др. Содержание и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей в своей семье то, что было в семье родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Семья рассматривается как малая ячейка общества, как социальная ячейка. От состояния семьи зависит состояние государства. В связи с тем, что в последнее время довольно отчетливо заявила о себе проблема семейного неблагополучия, семейному воспитанию стало уделяться особое внимание. Это обусловлено тем, что семейное неблагополучие влечет за собой целый ряд проблем – это нарушения в поведении, развитии и общении детей: бродяжничество, агрессивность, кражи, аморальные формы поведения, низкая успеваемость, неуравновешенность психики, конфликтность, употребление ненормативной лексики и т.д. В своем исследовании в качестве эффективной технологии профилактики семейного неблагополучия мы рассматриваем технологию индивидуального маршрута семьи. Теория и технология индивидуального образовательного маршрута личности описываются в исследованиях С. В. Воробьевой, Н. А. Лабунской, А. П. Тряпицыной, Ю. Ф. Тимофеевой, А. И. Писаренко и др. Практические работники (учителя, психологи, социальные педагоги, социальные работники, воспитатели и др.) постоянно сталкиваются с тем, что проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, напрямую связаны с их жизнью в семье. Ситуация в семье определяет дальнейшее развитие ребенка, его поведение, обучение и т. д. Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной тактики оказания помощи, направленной на работу с семьей в целом и на ребенка, воспитывающегося в ней, с учетом особенностей его семейной ситуации. Наиболее трудными случаями подбора форм и видов работы для оказания помощи являются неблагополучные семьи, в которых проживают дети разного возраста. Это проблема является действительно актуальной. Поэтому в настоящее время большое значение уделяется государственной политике в интересах семьи и ребенка. Достаточно значимым документом в этой сфере является Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Главной целью Национальной стратегии является - определение основных направлений и задач государственной политики в интересах семьи и ребенка, ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на глубинных российских ценностях и общепризнанных принципах и нормах международного права. Нельзя не отметить также целевую программу «Семья и дети Пермского края на 2014-2017 годы», основной целью которой является создание условий для развития и благополучия детей и семей с детьми в Пермском крае. Важным пунктом программы является борьба с социальным, а также семейным неблагополучием. В Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года особое внимание уделяется поддержке семейного воспитания, которое реализуется через: содействие укреплению семьи; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности; сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей; популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях; содействие укреплению связей между поколениями и т.д В своем исследовании в качестве эффективной технологии профилактики семейного неблагополучия мы рассматриваем технологию индивидуального маршрута семьи в учреждении открытого типа. Это специальное профессиональное училище для детей и подростков с девиантным (общественно-опасным поведением). Ежегодный анализ показывает, что среди поступающих в училище 86 % подростков из социально-неблагополучных и маргинальных слоев населения, практически каждый третий – опекаемый или воспитанник детского дома, более трети подвержены алкогольной или наркотической зависимости, 42 % условно осуждены или находятся под следствием, 13 бродяжничают. В специальных профессиональных училищах для детей и подростков с девиантным (общественно-опасным поведением) работа с семьей – приоритетное направление социально-педагогической деятельности, поскольку зачастую именно семья является первоисточником проблем воспитанника, исправив ситуацию в котором, можно преодолеть ряд существующих проблем, а также предупредить появления новых. Однако результаты анализа научных исследований и образовательной практики высветили наличие противоречий между: - возрастающими потребностями государства и общества в профилактике семейного неблагополучия, и недостаточной научной разработанностью способов поддержки данных семей; - педагогическим потенциалом специального образовательного учреждения открытого типа по вопросам социально-педагогической профилактики семейного неблагополучия и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий осуществления этой задачи; - объективной потребностью в разработке научно-методического обеспечения процесса социально-педагогической профилактики семейного неблагополучия в условиях специального образовательного учреждения открытого типа и недостаточностью содержательно-методического обеспечения данной области. С учетом выявленных противоречий нами была сформулирована следующая проблема исследования: в чем заключается теоретическое обоснование проблемы профилактики семейного неблагополучия в специальном образовательном учреждении открытого типа, и каков механизм разработки, реализации и внедрения индивидуального маршрута семьи в этом направлении в деятельности социального педагога? Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная проработанность послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Профилактика семейного неблагополучия на основе использования технологии индивидуального маршрута семьи в условиях специального образовательного учреждения открытого типа».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……...…………………………………………………..…………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА………………….....9 1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………………………………………………………………......9 1.2. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ…………………………………………………...............21 1.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕТЕЙ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ……………………………………………….32 ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА…………………...39 2.1. АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ………………39 2.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ДЕТСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА…….45 2.3. ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ……………………….………………….....51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………56СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....61
Список литературы

Нормативно-правовые акты и официальные документы: 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек. 2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями) 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями) 4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 5. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) 6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изменениями и дополнениями) 7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) 8. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Научная и учебная литература: 1. Анисимова, С.А. Разработка управленческих решений в организации социального обслуживания: учебное пособие / С.А. Анисимова // – М.: АПКиППРО, 2018. 2. Бреева, Е. Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования / Е. Б. Бреева // Социологические исследования. – М., 2019. № 4. 3. Брутман, В. И. Причины социального сиротства. Аналитический взгляд на проблему / В. И. Брутман // Социальная работа. – М. – 2018 . № 5. 4. Бурганова, Л.А. Теория управления / Л.А. Бурганова //. – М.: 2019. 5. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А.Василькова, Ю.В.Василькова //. – М.: КНОРУС, 2018. 6. Вдовина, М.В. Программа социологического исследования отказа детей от родителей Республике Мордовия / М.В. Вдовина // XXVIII Огаревские чтения. – Саранск. – 2018. 7. Ефременко, А.И. Беспризорные дети как общероссийская проблема / А.И. Дубровская // Информационно аналитический бюллетень. Молодежь. Образование. Студенчество. 2018. № 4. 8. Лаврентьева, И. П. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие / И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев //. – Ульяновск: УлГТУ, 2019. 9. Лобатюк, В. В. Социальные технологии профилактики социального сиротства в условиях современного российского общества / В. В. Лобатюк // Отечественный журнал социальной работы. 2020. № 3. 10. Локальные документы организации социального обслуживания семьи и детей: сборник материалов / Под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2018. 11. Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учеб.пособ. / А.И. Ляшенко // М.: Наука, 2018. 12. Малярова, Н.В. Социальная защита детства: концептуальный подход / Н.В. Малярова, М.И. Несмеянова // Социс. – 2019. № 4. 13. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия / Р. К. Мертон // Социология. Хрестоматия. – М.: Гардарики, 2019. 14. Митина, Т.А. Социальное сиротство при живых родителях / Т.А. Митина // Человеческий капитал. М.: РГСУ, 2018. № 4. 15. Неблагополучная семья: социально-педагогические технологии работы / авт.-сост. Н.Г. Чанилова, Н.Б. Дворцова //. - Саратов: Научная книга, 2018. 16. Осипова, И. И. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства / И. И. Осипова // Народное образование, 2018. 17. Осипова, Л.Б. Насилие в семье как феномен семейного неблагополучия / Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2018. – № 1. 18. Осипова, Л.Б. Состояние и динамика проблемы социального сиротства в России / Л.Б. Осипова, Е.А. Сербина //. – Тюмень : ТИУ, 2018. 19. Реан, Л.А. К проблеме социальной адаптации личности / Л.А. Реал / Вестник СПб. – 2018. - №3. 20. Стракулина, Л.С Основные пути решения проблемы социально сиротства / Стракулина Л.С // Пособие 2018. 21. Холостова, Е.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе/ Е.И. Холостова, И. Комаров О.П. Прохорова. – М.: Юрайт, 2018. 22. Холостова, Е.И. Управление в социальной работе/ Е.И. Холостова, Е.И. Комаров О.П. Прохорова. – М.: Дашков и К, 2018. 23. Черныш, А.Я. Основы научных исследований: учебник/ А.Я. Черныш, Е.Г. Анисимов, Н.П. Багмет, И.В. Глазунова, Т.Д. Михайленко //. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2019. 24. Шахманова, А.Ш. Особенности развития детей вне семьи (к постановке проблемы / А.Ш. Шахманова //. Начальное образование. 2019 25. Шахманова, А.Ш. Социальное развитие детей в детском доме. Мир науки, культуры, образования / А.Ш. Шахманова //. 2018 26. Шульга, Т.И. Социально-психологические технологии оказания помощи семьям и детям групп социального риска / Т.И. Шульга //. - М., 2020.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 1.1. Общая характеристика социального сиротства и семейного неблагополучия в российской федерации Социальное сиротство является одной из серьезнейших современных проблем общества и в наиболее общем виде определяется как явление, при котором дети и подростки являются сиротами, находясь на попечении государства, при живых родителях. Социальное сиротство — это комплексная многоаспектная проблема, являющаяся объектом изучения различных областей научного знания. Объект исследования социального сиротства у ряда наук совпадает, различия прослеживаются в предмете изучения. Изучение данного феномена ведется в рамках социальной педагогики, психологии, социальной работы, юриспруденции, а также социологии. Социальное сиротство является объектом исследования таких научных направлений, как психология, социальная педагогика, юриспруденция, социология, социальная работа. Помимо таких областей, как психология, социальная педагогика, социальная работа, изучением социального сиротства также занимается и юриспруденция. В контексте правового знания проблема социального сиротства изучается в сопряжении с проблемой правонарушения несовершеннолетних. С точки зрения юриспруденции социальное сиротство — это изменчивое социально-экономическое явление, которое возникает в результате отсутствия контроля и надзора за несовершеннолетними со стороны субъектов, наделенных соответствующими правами и обязанностями, и проявляющееся в различных социально опасных формах девиантного поведения . Также социальное сиротство в праве рассматривается как один из потенциальных факторов виктимного поведения несовершеннолетних, который при влиянии определенной социальной среды может быть реально действующим. С точки зрения социологического анализа социального сиротства представляются важными причины и последствия социального сиротства, социальные детерминанты, определяющие развитие этого феномена, а также механизмы регулирования социального сиротства и последствий, к которым оно может привести . В наиболее широком смысле социальное сиротство является явлением, характеризующимся устранением или неучастием большого круга лиц в выполнении ими родительских (попечительских, опекунских) обязанностей, в силу чего растет число детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также безвестно отсутствующими . Е.В. Бреева определяет социальное сиротство как «феномен, характеризующийся проживанием детей, имеющих родителей, в приютах, интернатах, детских домах» . В Семейном кодексе Российской Федерации для определения социального сиротства используются понятие – дети, оставшиеся без попечения взрослых родителей, дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных лечебных целях. Сиротство, как социальное явление, существовало всегда, и являлось неотъемлемой частью цивилизации. На протяжении всего времени существования цивилизации войны, эпидемии, катаклизмы, другие причин, приводили к гибели родителей, таким образом, дети оставались сиротами. С возникновением современного общества появляется новое явление, социальное сиротство, когда дети становятся социальными сиротами в силу нежелания или невозможности осуществлять родителями свои родительские обязанности. Они отказываются от воспитания своих детей. Сиротство – это социальное суждение, которое характеризует положение детей-сирот. Сиротой числится ребенок, который временно или постоянно лишен там своего семейного окружения, либо не может оставаться в такой семье. Такие дети имеют право на особую защиту и помощь государства. По мнению авторов Т.А. Васильковой и Ю.В. Васильковой «социальное сиротство появляется в случаях отстранения или неучастия круга лиц в выполнении родительских обязанностей (искажение родительского поведения) . По мнению С.А. Беличевой «социальное сиротство социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими» . Дети-сироты это несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет, родители которых умерли. Дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. А так же в связи с ограничением родителей в родительских правах или признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в специализированных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в местах лишения свободы, уклоняющимися от воспитания и содержания детей или от защиты их прав и интересов. Исходя из данных понятий, можно сделать вывод, что социальное сиротство это социальное явление, а социальные сироты это дети до 18 лет, лишившиеся заботы родителей по каким-либо причинам. Одним из характерных особенностей в последние годы стало существенное увеличение количества социальных сирот, появление их новых характеристик. Наблюдается скрыто социальное сиротство, которое связано с падением уровня жизни семьи. Социальное сиротство это результат уклонения родителей в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Родители обязаны воспитывать детей, содержать, защищать их права и интересы во всех учреждениях готовить их к общественно полезному труду, и т. д. Социальное сиротство зависит от нескольких причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других. Причинами социального сиротства становятся различные природные явления, войны, межнациональные конфликты и др. К числу социальных причин социального сиротства, относятся следующие : – добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего малолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка это правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью; – принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и законных интересов родителей лишают родительского попечения. В большей степени это происходит в неблагополучных семьями, где родители злоупотребляют спиртными напитками, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. Значительную роль играют усиление процессов в изменении образа жизни современной молодежи, снижение моральных ценностей, которые приводят к добрачным половым связям, что влияет на увеличение числа беременностей в подростковый период, а, следовательно, к росту потенциальных социальных сирот. Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка часто встречающееся социальное явление. Роль социальных факторов в отказе новорожденных велика и очевидна, многие исследователи видят именно в этом проблему появления социального сиротства. Беличева С.А. отмечает две основные группы причин, по которым женщины принимают решение об отказе от новорожденных детей. Первая группа, это трудная жизненная ситуация (недостаточность средств к существованию, не возможность приобретения жилого помещения, решительный отказ мужа от ребенка). Вторая группа с очевидными психологическими нарушениями, нуждается в психкоррекции. Должно, однако, заметить, что грань между этими двумя группами размыта. Есть и такие женщины, которые родивши детей с врожденными дефектами, зачастую оставляют его в родильном доме, не желая иметь такого ребёнка у себя в семье . Рассмотрим причины, провоцирующие социальное сиротство : – социально-экономические: безработица, отсутствие возможности получении жилья, снижение материального уровня жизни, постоянный ростцен, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка, со стороны государства, молодой семьи; – кризис семьи: разводы, рост детей, появившихся вне брака, младенцев, родившихся у несовершеннолетних, семейный алкоголизм, наркомания, токсикомания; – несостоятельность родителей в педагогическом направлении: «утрата традиций, отсутствие связи поколений, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала; – снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, уменьшение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги; – неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей; – распад системы воспитательной работы с детьми и родителями по месту жительства; – рост влияния СМИ, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи; – недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав. Из всех перечисленных условий, способствующих росту социального сиротства, одним из основных является кризис современной семьи. Он негативно сказывается на состоянии детей в стране, приведя к росту социального сиротства. Семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери. Как правило, у детей-сирот отсутствует положительный опыт семейной жизни, что приводит в дальнейшем к отказу от новорожденных и перекладывания ответственности на государство. Большинству детей не хватает внимания от родителей и эмоциональной поддержки требующейся для развития. Замечая у таких детей тяжелую деформацию личности. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться . Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития. Для детей, воспитывающихся в условиях детского дома, характерны следующие искажения : 1) в общении. С одной стороны, у детей увеличена необходимость во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой - полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых к детям, меньше в этих контактах интимно-личностных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного детского учреждения в другое. Перечисленные особенности общения со взрослыми лишают детей, во - первых, важного для их благополучия переживаний своей нужности и ценности для других, уверенности в себе, лежащей в основе формирования полноценной личности, а во - вторых, переживание ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. Воспитанники детских домов и интернатов менее успешны в решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. 1) бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е., по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и соответственно неспособность конструктивно решать конфликт. Наиболее простое и распространенное психологическое объяснение возникновения агрессии у детей сирот состоит в том, что агрессия есть следствие неудовлетворенности (фрустрированности) потребности в родительской, материнской любви. Некоторые добавляют, что у этих детей не удовлетворены и все другие социальные потребности - в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале - и именно эта тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности. У ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости, заброшенности (которое может не соответствовать реальности), образующее затем основу негативной Я - концепции. Это в свою очередь приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми и к уже вполне реальному неприятию индивида. В ходе такого взаимодействия усиливается негативный характер негативного отношения, как к самому себе, так и к другим людям. В качестве важной причины возникновения агрессивных реакций отмечаются также дефекты в становлении самоидентичности: неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность Я - концепции, которая сводится у детей, воспитывающихся без семьи, к зыбкому набору случайных характеристик и может служить как причиной, так и следствием постоянного переживания глубокого эмоционального дискомфорта. У детей, растущих вне семьи, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности. При этих условиях такой глубокий эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается в агрессию. Психологические портреты проблемных детей-сирот по классификации Е. И. Морозовой . Детский дом закрытое учреждение, поэтому общение с окружающим миром имеют эпизодический характер. Закрытость детей детского дома от общества накладывает особый отпечаток на их нравственное развитие и на ознакомление с окружающим миром в целом. У каждого человека должны быть свои личные любимые вещи, которые неприкосновенны. В условиях детского дома не уделяется внимание именно этой стороне личного развития, недооценка которой может привести к серьезным проблемам. Одной из значимых проблем последнего десятилетия стала проблема религиозного воспитания в детском доме. Важным аспектом является привитие навыков самостоятельности, ответственности за нарушенное дело, воспитание в условиях стремления к порядку. Воспитательный процесс не должен носить замкнутого характера, необходимо выводить детей за пределы детского дома. Из-за отсутствия, какого либо воспитания выделяют несколько видов, психологических портретов проблемных детей. «Избегающие». Основной особенностью является тяжелое эмоциональное состояние. Такие дети очень трудно привыкают к жизни в группе, период их адаптации может затянуться на несколько месяцев. Они производят впечатление маленьких дикарей, оказавшихся во враждебном окружении: не умеют общаться с другими детьми, всячески избегают общения со взрослым, в играх проявляется агрессивная разрушительная манера. Чаще всего они стараются уединиться. Такое поведение обусловлено, с одной стороны, страхом, который настолько силен, что не позволяет ему познавать новую среду. С другой – несформированностью простых способов установления любого контакта с окружающими. - «Цепляющиеся». Как правило, это дети отказные с рождения. Активно стремятся к контакту со взрослым. В этом состоянии для ребенка крайне важно оставаться в защищенном состоянии, во взрослом он ищет источник тепла и защиты, даже в малознакомом. - «Неудачники». Основная особенность повышенный уровень тревожности, проявляющийся в неуверенности к себе, постоянном беспокойстве, волнение. К повышенному уровню тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудностями в общении и т д. Повышенный уровень тревожности наблюдается у детей сирот, перенесших глубокую психологическую травму, семейные драматические события или материнскую депривацию. Для ребенка, находящемся в этом состоянии, характерны постоянные опасения и страхи. Повышение уровня приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, сказывается во всех сферах жизни ребенка. - «Мечтатели». Происходит из-за недостаточного внимания со стороны взрослых. Ребенок не слышит адресованных ему вопросов, не выполняет задания. Игра в уме становиться средством удовлетворения не игровой потребности, такие потребности во внимание окружающих. Обычная жизнь для таких детей не достаточна, она не насыщена впечатлениями, она им кажется скучной и локальной. Иной раз создается впечатление, что ребенок путает фантазию и реальность. Для ребенка мечтателя характерен повышенный уровень тревоги. - «Умники». Хорошее логическое мышление, интеллектуализм. Дети “умники” редко испытывают трудности в школе. Общаются больше со взрослыми чем со сверстниками. Контакты с другими детьми нарушаются. - «Говоруны». Бойкая речь, уверенные ответы на любые вопросы. Может быть низкая успеваемость, неорганизованность, трудности в общение со сверстниками, нарушения правил поведения в школе, связанные с неумением ребенка управлять своими действиями. Это один из вариантов педагогической запущенности. - «Путаники». Ребенок нарушает социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути. Отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения и есть желание «быть хорошим». - «Актеры». Любовь к окружающим. Для привлечения внимания использует все средства: кривляние, нарушение правил. - «Негативисты». Сознательное нарушение ребенком правил поведения, чтобы вызвать к себе внимание в виде наказания или замечания. Яркая демонстративность, народность при нарушении правил. Исследования, проводимые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие. И более того, есть все основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только психологических, но и соматических отклонений таких детей. Так, из-за родителей, ведущих аморальный образ жизни, дети оказываются без надзора и должного общения и воспитания. Они испытывают моральные травмы в связи с утратой родительской любви и внимания. Им не хватает диалога со взрослыми и близкими родственниками. Компенсируя «жизнь в семье» - «уличной жизнью», попадают в негативную среду. В результате чего у них формируется социально отрицательный тип личности. Ухудшается здоровье, происходит отставание в развитии и образовании. Таким образом, социальное сиротство – это нежелание родителей воспитывать и содержать своих детей, связано с негативными жизненными условиями, ухудшением семейных нравственных устоев и растущего безразличия к детям. Учитывая вышесказанное, можно выделить основные причины социального сиротства: отказ от новорожденных в родильном доме, смерть или болезнь родителей, лишение и ограничение в родительских правах родителей, финансово-экономические проблемы семьи, асоциальное поведение (пьянство, наркомания, совершение преступления), рост числа разводов и увеличение количества матерей одиночек. Последствие социального сиротства – это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. У оторванного от родителей ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревог и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем в больше и дольше изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития». Таким образом, в связи с вышеперечисленным, можно сделать вывод, что вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях требует новых решений и инновационных методов. Организация профилактики социального сиротства играет важную роль в формировании личности ребёнка, который воспитывается в семье группы риска или социально опасном положении. 1.2. Причины социального сиротства и семейного неблагополучия В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей. Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям, родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают. Вся жизнь такой семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью, им приходиться тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих. В правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Отличительной особенностью такого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе. В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей: - недостаточная забота; - неправильный уход и питание; - физическое и сексуальное насилие; - игнорирование душевного мира и переживаний Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения. Какой должна быть семья Психология семейного воспитания должна определяться наличием оптимальной родительской позиции - принимать ребенка таким, каков он есть, тепло относится к нему, объективно оценивать его и воспитывать на основе этой оценки. Если родители способны изменять методы и формы своего действия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка, если их воспитательные усилия нацелены в будущее и соотносятся с требованиями, которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь, то это – оптимальная родительская позиция. Она всегда направлена на благо ребенка и предполагает критичное отношение родителей к своим ошибкам и разумное проявление своей любви к детям. Жесткое обращение с детьми Все типы неблагополучных семей характеризуются общей чертой – жестоким обращением с детьми. Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни. К жестокому обращению с детьми относится: Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушает его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, а также попытки удушения или утопления. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников до шлепков и порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение, оно всегда сопровождается словесным оскорблением и психической травмой для ребенка. Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения выгоды. К сексуальному развращению относится также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 67 страниц
4000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 45 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 75 страниц
1875 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg