Глава I Теоретические основы управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы
1.1. Проблема управления образовательным учреждением в психолого-педагогической литературе
Раскрывая проблему управления образовательным учреждением в психолого-педагогической литературе, мы, прежде всего, дадим определение образовательному учреждению.
Образовательное учреждение – это важнейший элемент системы образования, представляющий собой некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. [22].
«Управление образовательной организацией представляет собой процесс сознательного целенаправленного воздействия учредителя, руководителя, иных органов управления и органов самоуправления образовательной организации на деятельность такой организации с целью достижения образовательной организацией результатов, определенных законодательством об образовании и ее уставом» [ 113].
Исследователи в области менеджмента определяют управление как процесс, включающий планирование, организацию и контроль, необходимые в достижении какой-либо цели.
Исследованием управленческих систем занимались такие ведущие зарубежные ученые как [85]: Р. Блейк, М. Вебер, Д.Макгрегор, А. Маслоу, А.Лоутон, Р.Оуэн, Ф.Тейлор, А. Файол [108] и др., а также видные отечественные ученые, такие как В.В.Гончаров, В.Н Иванова, В.И. Кузин, Л.В. Моргунова, П.И. Пидкасистый, И.Т. Посошков, М.М. Поташник, А.Н. Радищев, В.А.Сластенин, П.А. Столыпин, В.И. Франчук и др.
Так, Кузин В.И [59]. подчеркивает, что управление – есть функция каких-либо организованных систем, обеспечивающая сохранение структуры и поддержание целесообразного режима деятельности, направленного на реализацию поставленной программы.
Тейлор Ф.У [90 ] . считал управление точным определением того, как можно сделать что-то самым лучшим и дешевым способом.
Иванова В.Н. полагает, что управление – это специфический вид профессиональной деятельности, который представляет собой средство поддержания целостности и функционирования любой сложной социальной системы.
Пидкасистый П.И [82] . считает, что управление – процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.
В.А. Сластенин [107] отдельно выделяет внутришкольное управление, которое, подразумевает целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
На сегодняшний день можно выделить несколько основных подходов в управлении образованием: процессный, системный и ситуационный. Процессный подход рассматривает управление как комплекс взаимозависимых видов деятельности, при этом любая функция представляет процесс, состоящий из других взаимодополняющих операций. В системном подходе образовательное учреждение воспринимается как сложноустроенная социально-педагогическая система. Деятельность ее руководителя нацелена на достижение целостности модели управления образовательной организацией, с учетом многообразия факторов ее развития. Ситуационный подход рассматривается как возможность управления школой в зависимости от особенностей определенной ситуации.
Наиболее подходящим для нашего исследования определение системы управления разработал А. Лоутон[62], определив систему как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая создает конкретную целостность».
Соответственно, в педагогическом смысле «система» определяется как совокупность регулярно взаимодействующих взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей.
Использование системного метода в управлении позволит руководителю образовательного учреждения выбрать наиболее подходящий арсенал управленческих стратегий и технологий и использовать их в процессе функционирования школы. В отличие от управления в сфере менеджмента, социальное управление связано с общественными отношениями и потребностями. Оно представляет собой сложноорганизованную систему, включающую отдельных людей и общественные подразделения, которые имеют определенные связи и отношения [25].
По мнению А. Лоутона, Э. Роуз[62], одним из главных принципов создания организационных структур учреждения считается принцип выделения компетенции. Его сущность заключается в том, чтобы наделить каждый управляемый субъект только ему присущими конкретными функциями. В этом случае для реализации данного принципа управленческий орган наделяется соответствующими необходимыми объемами ресурсов. В том случае если управленческая структура работает по принципу иерархии своих звеньев с их расширением «сверху вниз», ее называют пирамидальной. Она функционирует в соответствии с принципом единоначалия. В пирамидальной структуре присутствуют только формальные бюрократические отношения, что делает ее статичной и устойчивой к каким-либо изменениям и нововведениям.
Существует также другой вид организационной структуры – классическая, которая функционирует по принципу жесткого разделения функций работников коллектива. Однако в большинстве случаев в учреждениях используются комбинированные организационные структуры. Они применяют в своей работе следующие признаки разделения труда: по функциям и виду деятельности, по функциям и субъекту управления и др. Подобные структуры дают возможность образовательным учреждениям лучше адаптироваться к различным функциональным ситуациям.
Деятельность руководителя, реализующая управленческие функции основывается на определенных принципах управления. Ведущими могут быть принципы социального управления, разработанные А. Файолем [108]: оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении; единства единоначалия и коллегиальности в управлении; рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении.
Но в практике общеобразовательных организаций существуют и специфические принципы. Так, например, принцип сочетания интересов детского и взрослого коллективов, который учитывает особенности формирования и развития детского коллектива, подчеркивает необходимость развития детской самостоятельности, инициативы.
Принцип нормативности предполагает управление школой на нормативной базе, в соответствии с предписаниями, которые регламентируют разные стороны учебно- воспитательной работы. Он предусматривает точное соблюдение требований важных закономерностей учебно-воспитательного процесса, учет объективных возможностей коллектива педагогов, субъективного вклада всех его членов, а это является базисом деятельности образовательной организации [62].
Единство педагогических позиций формируется на основе единого взгляда на педагогические задачи, значение внеурочной работы и т.д., что в конечном итоге приведет к обеспечению единых требований к ученикам.
Принцип сочетания государственных и общественных начал благоприятствует сложению усилий государства и общества для успешной реализации проблем развития, слияния общественного и государственного начал в ее управлении.
В соответствии со статьей 26 Закона [114] «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом является руководитель образовательной организации. На основании данной статьи в общеобразовательной организации организуются коллегиальные органы управления: общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом.
Для защиты интересов обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии решений, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе участников образовательного процесса организуются: советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации [46].
Образовательная организация как сложная динамическая социальная система является объектом как внешнего, так и внутриорганизационного управления.
Следовательно, можно сделать вывод о наличии управления образовательной организацией в целом и ее отдельными компонентами, которые являются подсистемами общей системы образовательной организации. Подсистемами считаются образовательный и другие процессы, персонал образовательной организации, используемые ресурсы и инфраструктура, имущественный комплекс, взаимодействие с партнерами и др.
П.И. Третьяков [104] в своих исследованиях подчеркивал, что организационная структура управления школой является целостной структурой, управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.
B.C. Лазарев, М.М. Поташник [85] , В.А. Сластенин в своих работах выделяют три таких звена или уровня: уровень директора (директор, совет школы, педсовет и др.); уровень заместителей директора (методический совет, совет по профилактике правонарушений, учебная комиссия, малый педсовет, социально-психологическая служба и др.); уровень классных руководителей, учителей, воспитателей.
Вариативная подсистема на каждом уровне может быть представлена различными звеньями, объединениями, субъектами управления в зависимости от конкретного учебного заведения в соответствии с его Уставом и локальными актами на основе п. 9 ст. 32 Закона [115] РФ «Об образовании», определяющего самостоятельность образовательного учреждения в установлении своей структуры управления.
М.М. Поташник [85] определяет условия рационального распределения функциональных обязанностей:
? в личности руководителя любого звена необходимо наличие таких важных управленческих качеств как:
• умение принимать решение,
• организаторские способности,
• аналитические способности,
• психологическая совместимость,
? сочетание инициативы с исполнительностью и пр.;
? адекватное сочетание централизации и децентрализации,
? единство единоначалия и коллегиальности;
? формирование демократической возможности участия каждого члена коллектива в управлении;
? четкость в определении компетенций;
? грамотное распределение вертикальных и горизонтальных структур, их соподчинение и соотношение.
Коллегиальные органы управления образовательным учреждением позволяют включать педагогический персонал в управленческую деятельность.
Статья 35 Закона [114] РФ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что формами самоуправления общеобразовательного учреждения является его Совет, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. В состав Совета школы и Попечительского совета могут входить представители учредителей, общественности, родителей, администрации и коллектива школы. В соответствии с Уставом могут действовать общее собрание или конференция коллектива образовательной организации, которые должны принимать сам Устав.
Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников. Его основные задачи: реализация государственной политики по вопросам образования и воспитания; организация деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса; применение в педагогической практике достижений науки и передового опыта; регулярная деятельность по повышению квалификации педагогов и пр [67].
Управление педагогическим коллективом имеет две основные цели: организацию образовательного процесса и удовлетворение личных потребностей и интересов работников. Они составляют так называемые целевые функции внутришкольного управления: производственную – обслуживание производственных процессов; подчиняется социальному заказу на обучение и воспитание детей, их подготовку к жизни; социальную или социально-психологическую – регулирование эмоционального состояния коллектива; ориентируется на самих педагогов, их интересы, удовлетворение их материальных и духовных потребностей, запросов.
Лазарев В.С., Моисеев А.М [65] . Сластенин В.А. выделяют в свих трудах следующие наиболее важные функции управления образовательной организацией: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.
Педагогический анализ занимает основное место в управленческом цикле: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. С его помощью изучается состояние и тенденции развития педагогического процесса, готовятся рекомендации по упорядочению управляемой системы [99] .
Параметрический анализ способствует изучению ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса и выявлению причин его нарушающих. Благодаря тематическому анализу изучают устойчивые, повторяющиеся зависимости, тенденции педагогического процесса. Этот вид педагогического анализа дает возможность руководителю сконцентрироваться на детальном изучении особенностей проявления отдельных сторон педагогического процесса, отследить их взаимодействие с другими составляющими и системой в целом.
Итоговый анализ позволяет охватить большие временные, пространственные или содержательные рамки и подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла.
В содержательную основу итогового анализа работы за учебный год входят такие составляющие как: качество преподавания; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; качество знаний, умений, навыков учащихся; уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе; эффективность работы с родителями и общественностью; состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности совета школы, педагогического совета и др. Качественный итоговый анализ способствует более продуктивной работе над новым учебным планом.
В управлении любой педагогической [121] системой важную роль играет целеполагание и планирование. Благодаря их постоянному совершенствованию происходит продвижение педагогической системы в целом. В образовательном учреждении имеют место следующие планы: перспективный, годовой и текущий. Для их успешной реализации они должны являться стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей соответствовать требованиям целенаправленности, перспективности, комплексности, объективности.
Организационная структура управления образовательной организацией предполагает распределение задач и полномочий на принятие решений между лицами или структурными подразделениями по исполнению контроля и оценки качества образования, которое учитывает направленность организации на достижение поставленных целей. Она может быть линейной, линейно-функциональной, матричной и пр. В организационную структуру системы управления входят подструктуры, которые имеют определенные функции и права, а также их органы управления, осуществляющие контроль и оценку за деятельностью структурных подразделений [80] .
В структуре организаторской деятельности управления особое место занимает: мотивация предстоящей деятельности, инструктаж, развитие убежденности в необходимости выполнения конкретного задания, соблюдение единства действий детского и взрослого коллектива, организация необходимой помощи в процессе выполнения определенной деятельности, выбор эффективных форм стимулирования педагогической деятельности.
В организаторской деятельности руководителя происходит также оценивание хода и результатов определенного мероприятия. Комплекс действий, которые совершает субъект управления для выполнения всех выше названных условий, называется руководством.
Руководитель образовательной организации решает следующие основные задачи [121] :
1. Подбирает и оценивает кадры, ставит задачи перед исполнителями;
2. Анализирует и регулирует социально-психологический климат в коллективе;
3. Стимулирует деятельность своих подчиненных и их саморазвитие;
4. Создает условия для профессионального роста педагогических работников.
Особенность контроля в образовательном учреждении состоит в его оценочной функции.
В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как: изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, поэтому для получения информации о реальном положении дел, то необходимо применять разнообразные методы контроля.
С контрольной функцией управления взаимосвязан этап регулирования или коррекции. Регулирование и коррекция предполагает оперативное управление текущими состояниями. В случае отсутствия положительных результатов, возникает необходимость пересмотра целей, что, в свою очередь, предполагает начало нового управленческого цикла с развертыванием всех основных стадий управленческой технологии.
Для эффективного управления школой необходимо осуществление различной деятельности [80] : административной, хозяйственной, организационной, правовой, педагогической.
Вышеперечисленные виды деятельности направлены на решение различных по характеру задач, таких как, укрепление материально-технической базы школы, благоустройство территории, зданий школы, приобретение мебели, учебно-наглядных пособий, обеспечение санитарно-гигиенических условий, расстановка педагогических кадров, комплектование классов, и др. Эффективность этой деятельности может быть достигнута, если она подчиняется общим педагогическим задачам.
Структура общеобразовательной организации многообразна, так как в ней функционируют структуры различного рода: материально-учебной базы школы; общешкольного коллектива, включающая структуры: педагогического коллектива, ученического коллектива, вспомогательного персонала школы, управленческого аппарата; процессуальная; духовная.
Процессуальных структур в школе огромное количество, начиная от структуры каждого урока до инновационного процесса. Системообразующим, объединяющим, подчиняющим все остальные, является учебно-воспитательный процесс. Духовная структура представляет философию, миссию, политику и стратегию, организационную культура данной организации.
Управление педагогической системой это в первую очередь процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов [121] : сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения. Выделение данного уровня подчеркивает субъект – субъективный характер отношений между учителями и учениками.
Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом [72] .
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. В условиях реализации ФГОС нового поколения можно выделить следующие методы управления образовательной организацией:
• социально-психологические,
• административные,
• экономические.
Социально-психологические методы ставят своей целью Формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Они реализуются в следующих формах: метод научно-технических и исследовательских конференций; социальное исследование в виде анкетирования, опроса; интервьюирование и личное наблюдение; социальный эксперимент, тренинги общения; социальное стимулирование, различные виды эмоциально-словесного поощрения.
К административным методам управления относятся: организационное проектирование; регламентирование; нормирование. Их целью является установление правил, обязательных для выполнения и определение содержания и порядка организационной деятельности (типовое положение, устав ОУ, локальные акты и т.д.) [73].
Данные методы предполагают использование следующих механизмов: административные – приказ, распоряжение, указание; нормативные – закон, положение, инструкция, муниципальное задание, спущенное сверху и обязательное для выполнения; экономические – процент выплачиваемой премии, стоимость оказываемых образовательной организацией платных услуг, зарплата; социально-психологические – выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития ОУ и мероприятий по его реализации.
Целью экономических методов являются: воздействие на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и взыскание, зарплата). Они достигаются с помощью методов материальной мотивации, реализующиеся в виде материального вознаграждения (заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или материальных взысканий за недолжное его выполнение [121] .
Организационную структуру управляющей системы обычно изображают в виде схемы, модели, где, кроме субъектов, показаны связи между ними: кто кому подчиняется, кто с кем взаимодействует на равных, в подчинении и сопочтенении.
Рассматривая проблему управления образовательным учреждением, мы пришли к выводу, что в психолого-педагогической литературе нет единого подхода раскрытия проблемы управление образовательным учреждением.
Мы соглашается с мнением Э.М. Никитина [73] , и считаем, что управление образовательным учреждением - это систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности организации.
В нашем понимании, управление образовательным учреждением - это системная совокупность взаимодействия структурных элементов образовательной системы, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые создают конкретную целостность и обеспечивают эффективность образовательного процесса.
Анализируя проблему управления образовательным учреждением в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что нет единого подхода раскрытия проблемы управление образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы.
?
1.2. Сущностная характеристика управления образовательным учреждением
В современном мире образование является одним из основных механизмов прогресса, как научно-технического, так и социального. Поэтому интерес к деятельности образовательных учреждений, требования к их работе в последние годы резко возросли. Причем, не только со стороны государства, но, в первую очередь, со стороны граждан. И это понятно, так как уровень образования, профессиональная компетентность во многом определяют благополучие личности, его социальный статус.
Важнейшим элементом этой системы являются образовательные организации, где основным, ключевым процессом деятельности выступает образовательный процесс [74].
Понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства сформулировано в Законе «Об образовании в Российской Федерации».
Там же дано определение образовательной организации, как некоммерческой организации, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Важнейшим признаком, который позволяет идентифицировать организацию организующую обучение, является наличие обучения сотрудников.
Среди государственных и муниципальных образовательных учреждений существуют разновидности : казенные, бюджетные, автономные. Выбор происходит при их создании. Различия между казенными, бюджетными и автономными учреждениями зависят от гражданско-правового статуса образовательной организации и прослеживаются по нескольким основным критериям[73].
1. Осуществление приносящей доход деятельности и распоряжение полученными от нее средствами. Казенные учреждения имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если это зафиксировано в их учредительных документах, при этом доходы поступают в бюджетную систему РФ. Бюджетные и автономные учреждения осуществляют приносящую доход деятельность в соответствии с целями этих учреждений. В этом случае доходы от этой деятельности поступают в распоряжение учреждений [74].
2. Имущество учреждения. Казенное учреждение не может отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником. Бюджетное и автономное учреждения имеют право распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника.