Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Ресурсные возможности основной образовательной программы в процессе управления образовательным учреждением

baby_devochka 3350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 134 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Актуальность настоящей работы обусловлена возникшим противоречием между необходимостью проектирования и управления образовательной деятельности учреждений в условиях реализации основной образовательной программы и недостаточностью методических рекомендаций по созданию образовательных программ, отражающих изменения в системе основного образования, а так же стратегий управления образовательным учреждением в процессе реализации этих программ. С учётом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенности управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы? Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: управление образовательным учреждением. Предмет исследования: процесс управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы. Гипотеза исследования: управление образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы будут эффективным если: -исследована проблема управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы в психолого-педагогической литературе; - дана сущностная характеристика управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы; - реализована модель управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы; -выявлены и обоснованы особенности управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы. Проблема, объект, предмет, гипотеза исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач: 1.Выявить проблему управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы в психолого-педагогической литературе. 2.Дать сущностную характеристику управления образовательным учреждением. 3. Охарактеризовать специфику реализации основной образовательной программы образовательного учреждения 4. Выявить и обосновать особенности управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы. Методологическую основу исследования составляют системные представления о личности как о субъекте отношения и высшей ценности, положения системного, аксиологического, субъектно-деятельностного и культурологического подходов. Теоретическая основа исследования являются труды: системного подхода А.Н.Аверьянова, В.П. Беспалько , В.С. Лазарева и др.; методологические основы управления педагогическими системами В.П. Беспалько , В.С. Лазарева , М.М. Поташника , Т.И. Шамовой . Ю.А. Конаржевского , и др.; теоретические и методологические основания исследования педагогических систем: В.В.Краевского , В.И. Загвязинского , В.И. Слободчикова, В.П. Беспалько, В.Ф. Колесникова, Р.М. Шерайзина . и др.; особенности процессного подхода в управлении образованием В.С.Лазарева . и М.М.Поташника .; результаты исследований в области качества образования А.М. Цирульникова. В.А. Кальней , Г.Ф. Суворовой, М.И. Зайкина, О.А.Барабаш , С.Е. Шишова, Т.А. Селитрениковой ,и др. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), и эмпирическое (наблюдение, анализ, беседа). Опытно-экспериментальной базой исследования выступила Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1288 (148) имени Героя Советского Союза Н. В. Троян». Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов: На первом, констатирующем этапе, нами была проведена диагностика реализации основной образовательной программы образовательного учреждения на момент начала опытно-экспериментальной работы. На втором, формирующем этапе, мы описали сущностную характеристику управления образовательным учреждением, осуществляемым в ГБОУ Школа № 1288. На третьем, завершающем этапе, мы обосновали особенности управления образовательным учреждением в процессе реализации основной образовательной программы. Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования : - уточнены основы управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы - дана сущностная характеристика управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы; - описана модель управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы; -выявлены и обоснованы особенности управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы: Практическая значимость исследования заключается в том, что можно использовать ресурсные возможности реализации основной образовательной программы в процессе управления образовательным учреждением. Основные положения, выносимые на защиту: 1. В психолого-педагогической литературе нет единого подхода раскрытия проблемы управление образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы. 2. Управление образовательной организацией - это системная совокупность взаимодействия структурных элементов образовательной системы, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые создают конкретную целостность и обеспечивают эффективность образовательного процесса. 3. Основными функциями управления образовательным учреждением являются анализ, целеполагание и планирование, организация, руководство, контроль и регулирование, которые имеют специфическую для образовательного учреждения направленность и образуют единый управленческий цикл реализации основной образовательной программы. 4. Образовательная программа - ключевой документ, определяющий для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления образовательной деятельности. 5. Эффективность управления образовательным учреждением в условиях реализации образовательной программы зависит от следующих особенностей: - надежность организационной структуры управления образовательного учреждения; - поиска принципиально новых подходов к обеспечению качества работы учреждений образования за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и инновационных педагогических технологий; - степень проработанности условий реализации образовательной программы и рационального использования внешних и внутренних возможностей образовательного учреждения. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснованы актуальность, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования. Охарактеризованы его научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов. В первой главе определены теоретические основы управления образовательным учреждением, рассмотрена проблема управления образовательным учреждением в психолого-педагогической литературе; дана сущностная характеристика управления образовательным учреждением, описана модель управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы. Во второй главе раскрыты ресурсные возможности основной образовательной программы в процессе управления образовательным учреждением и обоснованы особенности этого процесса. В заключении исследования обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие обоснованность положений, выносимые на защиту. Список литературы составляет 114 наименований. В приложениях представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Введение

Актуальность исследования. В нынешних условиях становится актуальной проблема управление образовательным учреждением в условиях реализации основной общеобразовательной программы, которая не получила должного рассмотрения в каких-либо литературных источников. За последнее время в системе образования произошли значительные изменения в представлении о целях обучения и путях их достижения. Стали понимать обучение как процесс подготовки ребенка к реальной жизни и ее условиям, формирование готовности к тому, чтобы успешно адаптироваться и «найти себя», занять активную жизненную и гражданскую позицию, успешно решать задачи и проблемы, общаться в группе, быть готовым к изменениям в рынке труда. Образование в начальной школе является основой, фундаментом всего обучения в жизни каждого человека. На первый план выносится задача формирования универсальных учебных действий (далее УУД), обеспечивающих умения учиться. Образовательная организация является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Проблемой управление образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы рассматриваются в работах A.A. Орлова, A.M. Моисеев, А.Е. Кондратенков, B.C. Лазарева, H.JI. Селивановой, А.И. Субетто,В.А. Сластенин, В.А. Сластенина,В.В., Краевского, В.Г. Афанасьева, В.И. Слободчикоав,В.П. Беспалько, В.П. Симонов, В.Ю. Кричевского, В.Ю. Кричевский, Г.Ф. Суворова Е.Г. Осовский, И.М. Косоножкин, М.М.Поташник, М.Н. Скаткина,Н.Д. Неустроев, Н.И. Загузова ,П.И. Третьякова , Т.И. Березина, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмарева , Т.М. Давыденко , Ю.А. Конаржевский. Несмотря на значительное количество работ, посвященных отдельным аспектам данной проблемы, вопросы управление образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы остаются недостаточно исследованными. Образовательная программа является результатом работы всего коллектива образовательного учреждения, отражает конкретные образовательные запросы и потребности всех участников образовательного процесса, и через проектирование модели управления образовательным учреждением этим процессом. Изменения в системе основного образования в связи с реализацией образовательных стандартов нового поколения стимулируют изменения процесса управления образовательным учреждением. Современные концепции управления образовательными учреждениями направлены на обеспечение их устойчивого развития, на эффективность результатов образовательной деятельности, но недостаточно изучены механизмы проектирования и особенности управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы.
Содержание

Введение 3 Глава I Теоретические основы управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы 10 1.1. Проблема управления образовательным учреждением в психолого-педагогической литературе 10 1.2. Сущностная характеристика управления образовательным учреждением 23 1.3. Специфика реализации основной образовательной программы образовательного учреждения 44 Выводы первой главы 54 Глава II Ресурсные возможности основной образовательной программы в процессе управления образовательным учреждением 57 2.1. Диагностика реализации основной образовательной программы образовательного учреждения 57 2.2. Управление образовательным учреждением в процессе реализации основной образовательной программы 71 2.3. Обоснование особенностей управления образовательным учреждением в процессе реализации основной образовательной программы 92 Выводы второй главы 104 Заключение 109 Список литературы 116 Приложение С.128-135
Список литературы

1. Абанкина И. Механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений, обеспечивающие реализацию ФГОС с учетом особенностей финансирования трех типов учреждений (казенные, бюджетные, автономные) //Вестник образования. - 2011.- №10 .- С.51- 62. 2. Абдульманова Е.А. Правовые проблемы дистанционного образования в России // Право и образование № 4, 2000. с.21-23. 3. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И.Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2016. – 186 с. 4. Аманацкий, Ю.В. Современное отечественное образование в системе национальной безопасности России [Текст] / Ю.В. Аманацкий //Юридическая наука: история и современность. — 2017. — № 3. — С. 88-95. 5. Антонова, Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 1-9. 6. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2017. - № 4. – С. 15. 7. Аюшеева, А.О. Роль и значение системы образования в развитии экономики региона / А.Ю. Аюшеева, Н.Э. Хардаев, О.Д. Дагбаева, Е.С. Соктоева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2017. - № 4-1 (77). - С. 19-23. 8. Бадина, В.В. Система образования региона как объект управления / В.В. Бадина, М.В. Гаврилова, М.В. Гаврилова // В сборнике. Экономика и управление в контексте реиндустриализации: теория и практика. – Чебоксары, 2017. - С. 36–41. 9. Балыкин, Г.А. Тенденции развития управления системой регионального образования / Г.А. Балыкин, Ю.В. Федотова. - СПб.: Питер, 2016. - 224 с. 10. Беляев, А. Корпоративное многоступенчатое образование - современная концепция управления развитием человеческих ресурсов / А. Беляев, Л. Воробьева, О. Воробьева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2016 - № 9. – С. 15-17. 11. Беляков, С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С.А. Беляков, В.Д. Куклин // Народное образование. – М.: ИЭ РАН, 2017. – 122 с. 12. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 152 -С. 180-185. 13. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с. 14. Болотов, В.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки [Текст] / В.А. Болотов // Вопросы развития российской системы оценки качества образования. – 2019. — С. 86-90. 15. Боярских, Е.В. Система управления качеством образования в муниципальном автономном образовательном учреждении [Текст] / Е.В. Боярских // ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень. – 2019 — №1 (15). — С. 13-14. 16. Бреусова, Е.А. Развитие системы дошкольного образования [Текст] / Е.А. Бреусова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». — №16. – 2017. – С. 2. 17. Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018. 128 с. 18. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 160 с. 19. Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход: монография. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2017. 20. Волков, В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования/Кадровая политика школы: сборник/сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2019. -С. 10-37. 21. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2020. -№ 174. -С. 17-25. 22. Воробьева, Е.А. Развитие региональных образовательных систем как фактор инвестиционной привлекательности территорий / Е.А. Воробьева // Экономика и управление. - 2018. - № 7 (81). - С. 146-151. 23. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами / С.В.Воробьева. - М.: Академия, 2017. - 208 с. 24. Воронкова, И.Е. Наука управления: основные школы и подходы / Экономическая среда. 2019. № 4 (14). С. 93-97. 25. Гаврилов, Е. Образование в регионах по новым правилам / Е. Гаврилов // эж-ЮРИСТ. - 2017. - № 33. – С. 10-12. 26. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2017. – №1. – С. 35 – 41. 27. Гарькина, И.А., Данилов, А.М. Системный подход к повышению качества образования / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2017. – № 4. – Т. 19. – С. 4-7 28. Гарькина, И.А., Данилов, А.М., Волкова, О.В. Формальные методы при моделировании и идентификации организационных систем // Современные проблемы науки и образования. –2018. – №6. 29. Гельмс, А.В. Реформы системы образования в Российской Федерации: концептуальный замысел, практическая реализация, общественное восприятие (1991-1999 гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук. М. 2019. 20 с. 30. Георгизова, Е.В., Кокоева Н.В. Основы деятельности по управлению современной школой / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 6-2 (86). С. 24-28. 31. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. - С. 8-10. 32. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2017. - № 2. – С. 6-12. 33. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2017. - № 8. – С. 18-20. 34. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения /О.М. Горева, Л.Б. Осипова//Современные проблемы науки и образования. -2019. -№ 1 35. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2017. – 136 с. 36. Горшков, М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М., 2018. 352 с. 37. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 792) // «Собрание законодательства РФ», 28.04.2014, N 17, ст. 2058. 38.Грибоедова, Т. П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2019. — № 68. — С.50-60. 39. Грушевский, С.П., Остапенко, А.А. Сгущение учебной информации в профессиональном образовании. Монография. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2017. 188 с. 40. Дубовикова, Е.Ю. Место и роль системы образования в хозяйственном развитии региона / Е.Ю. Дубовикова // В сборнике: народный поиск модели хозяйственного развития России (к 250–летию вольного экономического общества России) материалы Международной научно–практической конференции. - 2017. - С. 64-68. 41. Егорихина, С.Ю. Нормативно – правовые основы подготовки обучающихся в магистратуре [Текст] / С.Ю. Егорихина // Вологодский научный центр РАН, г. Вологда. – 2017. – С. 69-70. 42. Егоршин, А.П. Управление российским образованием. Н. Новгород, 2019. 384 с. 43. Зборовский, Г.Е., Костина, Н.Б. Социология управления /Г.Е. Зборовский. -М., Гадарики, 2018. -272 с. 44. Зверева, Л.Г. Реформирование российской системы образования [Текст] / Л.Г. Зверева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». — №6(22). – 2018. — С. 1-3. Ким, И.Н. О роли магистратуры в стратегическом развитии вуза [Текст] / И.Н. Ким, С.В. Лисиенко // Высшее образование в России. – 2019. – № 11. – С. 23-28. 45. Зернова, И. Основные направления государственного регулирования образовательной деятельности / И. Зернова // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. - № 1. – С. 13-16. 46. Канашина, Г.А. Федеральные государственные образовательные стандарты как вектор обновления перехода на новые образовательные стандарты / Г.А. Канашина, Т.В. Деревянных // Сборник научно – методических статей. - Йошкар–Ола, 2017. – №1. – С. 13 – 20. 47. Карпова, С.И. Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. -М, 2019. -45 с. 48. Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Л. Клячко. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 48 с. — (Научны е доклады : образование). 49. Кнорринг, В. Теория, практика и искусство управления. -М.: Издательство НОРМА -ИНФРА, 2017. -283 с 50. Ковальчук, О.В. Методологические аспекты оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образованиях [Текст] / О.В. Ковальчук // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. — С. 87-88 51. Ковальчук, О.В. Модернизация и проблемы инновационного управления развитием образовательных систем//Человек и образование. -2018. -№ 3 (36). -С. 92-97. 52. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 1993. – 18 декабря. 53. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р) // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489. 54. Коркишко, И.В. Объективность оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти в системе образования муниципального сектора экономики [Текст] / И.В. Коркишко // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» — №13. – 2017. – С. 3-5 55. Корчинская, Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций.//Проблемы и перспективы развития экономики и управления. -Новосибирск: Изд. «Априори», 2019. -228 с. -С. 206 -211. 56. Косарецкий, С.Г., Моисеев, А.М. и др. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки/под общ. ред. С.Г. Косарецкого, Е.Н. Шимутиной: монографический сборник. -М.: Вердана, 2018. 57. Костылёва, С. Ю. Институт высшего образования в контексте экономического развития//Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2019. № 1 (45). С. 148-154. 58. Костылёва, С. Ю. Экономические отношения субъектов образовательного пространства в РФ//Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. Тамбов, 2020. № 5 (97). С. 52-60. 59.В. И. Кузин, Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления 60. Кураков, А.Л. Основные принципы организации системы планирования и прогнозирования при управлении региональной системой образования / А.Л. Кураков // Вестник Чувашского Университета. – Чебоксары, 2018. – №1. – С. 93 – 96. 61. Ларионов, Г.В. Теоретические и методологические аспекты инновационного менеджмента в сфере управления персоналом. -М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2019. 62.Лоутон А. Организация и управление в государственных учреждениях/А. Лоутон, Э.Роуз.-М.:[б.и.],341с. 63. Медведева, Н.В. Инновационный подход к управлению системой образования. Материалы Ивановских чтений. 2018. Т.1. № 2. -С. 96 -100. 64.Мерзликин А. Ю. Матричная структура управления как основа системы инновационного управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — No12. — С. 1355-1359. — URL https://moluch.ru/archive/116/31433/ (дата обращения: 16.07.2018). 65. Моисеев, А.М. Школа как объект управления: новые черты в понимании/Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 3. С. 3-10. 66. Мониторинг качества образовательного процесса в школе [Текст] : монография / С. Е. Шишов, В. А. Кальней, Е. Ю. Гирба. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 205 с. : табл.; 21 см. - (Научная мысль. Образование).; ISBN 978-5-16-006507-6 67.Мотова, Г.Н. Методология управления региональной системой образования. / Г.Н. Мотова, И.В. Гуськова. – Н. Новгород: НИМБ, 2017. – 352 с. 68. Мухаметзянова, Г.В. Образование: системный взгляд на проблему / Г.В. Мухаметзянова. – Казань: Идел–пресс, 2018. – 608 с. 69. Неборский, Е.В. Оценка индикаторов эффективности системы образования на муниципальном уровне [Текст] / Е.В. Неборский // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2017. — Т. 1. — № 2. — С. 124-131. 70. Неустроева, А.П. Критерии качества образования в общеобразовательных учреждениях [Текст] / А.П. Неустроева // Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск. – 2019. С. 93-94 71. Никандров, Н.Д. Перспективы развития образования в регионах России / Н.Д. Никандров, В.А. Зернова. – СПб.: СПбГУП, 2018. – 280 с. 72. Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2017. – 144 с. 73.Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2017. – С. 63. 74. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем / Д.А. Новиков. – М.: Современник, 2017. – 83 с. 75. Осипова, Л.Б. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС /Л.Б. Осипова//Научные исследования в сфере общественных наук: вызовы нового времени. -Екатеринбург, 2019. -С.55-59. 76.Осипова, М.Б. К проблеме создания системы школьной оценки качества образования [Текст] / М.Б. Осипова // Научный журнал Дискурс. — 2018. — № 1 (15). — С. 95-110. 77. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Минобрнауки.рф. 78. Павлова, Н.В. Управление образованием на муниципальном уровне: тенденции и перспективы [Текст] / Н.В. Павлова // Научно-практический журнал Аллея Науки. — №6(22). – 2018. — С. 4 79. Панфил, А. Т. Состояние и перспективы малокомплектной сельской школы / А.Т. Панфил // «Научно-практический журнал Аллея Науки» — №10 – 2017. – С. 3 80. Пастухов, А.Л. Моделирование системы управления образованием в регионе / А.Л. Пастухов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 3 (17). – С. 11–14. 81. Пасынок, Ю.Ю. Новая система оценки качества образования, ориентированная на современные результаты образования (инновационный проект) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/652381//. 82. Пиддэ, А.Л. Реформы образования в России: Лекция. /А.Л. Пиддэ. -Изд-во РАГС, 2019. -267 с. 83. Пидкасистый П. И. Педагогика [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2014. - 619, [1] с. : табл.; 22 см. - (Бакалавриат) (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование) (Учебник).; ISBN 978-5-4468-0229-6 84. Попова, Н.А. Инновационная школа: управленческие аспекты деятельности в условиях изменения парадигмы образования.//Современная высшая школа: инновационный аспект. -2018. -№ 2. -С. 97-101. 85. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – СПб.: Педагогическое общество России, 2017. – 448 с. 86. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 377 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс] – Доступ из информ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 87.Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. N 1116 "О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации" base.garant.ru 88. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс] – Доступ из информ.-правовой системы «КонсультантПлюс». П 89. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс] – Доступ из информ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 90. Принципы научного менеджмента / Тейлор Фредерик Уинслоу; Пер. с англ. А. И. Зак. - М. : Журн. "Контроллинг" : Изд-во стандартов, 1991. - 104 с.; 22 см. - (Библиотека журнала "Контроллинг") (Серия "Классики менеджмента").; ISBN 5-86005-010-0 : Б. ц. 91. Прокудина, Е.Д. Сравнительный анализ систем образования в России и за рубежом [Текст] / Е.Д. Прокудина // Интеграция наук. — 2017. — № 6 (10). — С. 98-105. 92. Прудникова, А.С. Муниципальное право России: учебник / под редакцией А.С. Прудникова, И.А. Алексеева. Издательство: ЮНИТИ -ДАНА, Закон и право, 2019-320с 93. Растворцева, С.Н. Конкурентоспособность региона в условиях глобализации /С.Н. Растворцева, Н.А. Гринева. – Белгород.: Константа, 2017. – 187 с. 94. Рогач, О.В. Экспертная оценка качества государственного управления сферой образовательных услуг в современной России. Материалы Рысбекова, 95. Родионова, С.Ю. Система образования в РФ [Текст] / С.Ю. Родионова // Социальное образование в России. – 2019 (№8). – С. 34-35 96. Романова, В.П. Главное конкурентное преимущество российского ребёнка: чему научить сегодня, чтобы он был счастливым завтра? [Текст] / В.П. Романова // Современное образование: проблемы и перспективы. – 2018. — №8. С. 137 97. Рысбеков С.Т, Т.З. Информационные технологии в управлении современной школы / Знание. 2018. № 12-2 (29). С. 87-90.Афанасьевских чтений. 2017. Т. 1. № 11. -С. 215 -218. 98. Скаткин, М.Н. Совершенствование системы управления / М.Н. Скаткин, Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Колос, 2017. – 256 с. 99.Сластенин В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 576 с. 100. Соболева, E.H. Экономический механизм использования проектного инвестирования в повышение конкурентоспособности образования / Е.Н. Соболева. – СПб.: ГАМАЮН, 2018. – 261 с. 101. Соколова, Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества [Текст] / Е.В. Соколова // Дельта науки. — 2017. — № 1. — С. 82-84. 102. Султанова, Т. А., Ткачева, Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией.//Молодой ученый. -2019. -№19. -С. 613 -616. 103. Тавокин, Е. П. Управление — социальное управление — социология управления. Учебное пособие., М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. -256 с. 104.Третьяков П.И. Управление качеством образования- основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы[Текст]/ П.И. Третьяков, Т. И. Шамова.//Завуч №7,2002.-С.69. 105. Управление образовательными системами, Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н., 2007. 106. Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002. С. 185. 107.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 - 576 с. 108. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. М.: Республика, 1992. С. 12–13. 109. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru. 110. Федеральная целевая программа развития образования на 2016- 2020 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 491) с изменениями // «Собрание законодательства РФ», 01.06.2015, N 22, ст. 3232. 111. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598. 112. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598 113. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273- Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, вступил в ситу с 01.09.2013 г. 114.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение,2014. 115.Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ.-Москва: Просвещение,2010.-32. 116. Филиппов, В.М. Новая динамика развития образования в мире и российская школа / В.М. Филиппов. – М: ЭКСМО, 2017. – 168 с. 117. Фищенко К.С. Современные подходы к определению качества образования в различных системах оценки эффективности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2019. — № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10729. 118. Харисова, Л.А. Инновационные процессы в общем образовании//Проблемы современного образования. -2018. -№ 1. -С. 82-87. 119. Цирульников, А.М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть 1//Управление образованием: теория и практика. 2017. -№ 4. -С. 29-56. 120. Чемоданова, О. Н. Совершенствование управления коммуникационными процессами в современных организациях с использованием инновационных технологий//Вестник Финансового университета. -2018. -№ 6 (66). -С. 21-26. 121. Эффективный школьный менеджмент. Пособие для директоров школ. / Под редакцией О.И. Тавгеня, Н.И. Запрудского, Н.Н.Кошель. М.Н. Тонпик, 2006,с.312-331 122. Юрченко, В.В. Экономические методы управления в сфере образования / В.В. Юрченко. – М.: Амипринт, 2018. – 156 с.
Отрывок из работы

Глава I Теоретические основы управления образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы 1.1. Проблема управления образовательным учреждением в психолого-педагогической литературе Раскрывая проблему управления образовательным учреждением в психолого-педагогической литературе, мы, прежде всего, дадим определение образовательному учреждению. Образовательное учреждение – это важнейший элемент системы образования, представляющий собой некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. [22]. «Управление образовательной организацией представляет собой процесс сознательного целенаправленного воздействия учредителя, руководителя, иных органов управления и органов самоуправления образовательной организации на деятельность такой организации с целью достижения образовательной организацией результатов, определенных законодательством об образовании и ее уставом» [ 113]. Исследователи в области менеджмента определяют управление как процесс, включающий планирование, организацию и контроль, необходимые в достижении какой-либо цели. Исследованием управленческих систем занимались такие ведущие зарубежные ученые как [85]: Р. Блейк, М. Вебер, Д.Макгрегор, А. Маслоу, А.Лоутон, Р.Оуэн, Ф.Тейлор, А. Файол [108] и др., а также видные отечественные ученые, такие как В.В.Гончаров, В.Н Иванова, В.И. Кузин, Л.В. Моргунова, П.И. Пидкасистый, И.Т. Посошков, М.М. Поташник, А.Н. Радищев, В.А.Сластенин, П.А. Столыпин, В.И. Франчук и др. Так, Кузин В.И [59]. подчеркивает, что управление – есть функция каких-либо организованных систем, обеспечивающая сохранение структуры и поддержание целесообразного режима деятельности, направленного на реализацию поставленной программы. Тейлор Ф.У [90 ] . считал управление точным определением того, как можно сделать что-то самым лучшим и дешевым способом. Иванова В.Н. полагает, что управление – это специфический вид профессиональной деятельности, который представляет собой средство поддержания целостности и функционирования любой сложной социальной системы. Пидкасистый П.И [82] . считает, что управление – процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. В.А. Сластенин [107] отдельно выделяет внутришкольное управление, которое, подразумевает целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. На сегодняшний день можно выделить несколько основных подходов в управлении образованием: процессный, системный и ситуационный. Процессный подход рассматривает управление как комплекс взаимозависимых видов деятельности, при этом любая функция представляет процесс, состоящий из других взаимодополняющих операций. В системном подходе образовательное учреждение воспринимается как сложноустроенная социально-педагогическая система. Деятельность ее руководителя нацелена на достижение целостности модели управления образовательной организацией, с учетом многообразия факторов ее развития. Ситуационный подход рассматривается как возможность управления школой в зависимости от особенностей определенной ситуации. Наиболее подходящим для нашего исследования определение системы управления разработал А. Лоутон[62], определив систему как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая создает конкретную целостность». Соответственно, в педагогическом смысле «система» определяется как совокупность регулярно взаимодействующих взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей. Использование системного метода в управлении позволит руководителю образовательного учреждения выбрать наиболее подходящий арсенал управленческих стратегий и технологий и использовать их в процессе функционирования школы. В отличие от управления в сфере менеджмента, социальное управление связано с общественными отношениями и потребностями. Оно представляет собой сложноорганизованную систему, включающую отдельных людей и общественные подразделения, которые имеют определенные связи и отношения [25]. По мнению А. Лоутона, Э. Роуз[62], одним из главных принципов создания организационных структур учреждения считается принцип выделения компетенции. Его сущность заключается в том, чтобы наделить каждый управляемый субъект только ему присущими конкретными функциями. В этом случае для реализации данного принципа управленческий орган наделяется соответствующими необходимыми объемами ресурсов. В том случае если управленческая структура работает по принципу иерархии своих звеньев с их расширением «сверху вниз», ее называют пирамидальной. Она функционирует в соответствии с принципом единоначалия. В пирамидальной структуре присутствуют только формальные бюрократические отношения, что делает ее статичной и устойчивой к каким-либо изменениям и нововведениям. Существует также другой вид организационной структуры – классическая, которая функционирует по принципу жесткого разделения функций работников коллектива. Однако в большинстве случаев в учреждениях используются комбинированные организационные структуры. Они применяют в своей работе следующие признаки разделения труда: по функциям и виду деятельности, по функциям и субъекту управления и др. Подобные структуры дают возможность образовательным учреждениям лучше адаптироваться к различным функциональным ситуациям. Деятельность руководителя, реализующая управленческие функции основывается на определенных принципах управления. Ведущими могут быть принципы социального управления, разработанные А. Файолем [108]: оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении; единства единоначалия и коллегиальности в управлении; рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении. Но в практике общеобразовательных организаций существуют и специфические принципы. Так, например, принцип сочетания интересов детского и взрослого коллективов, который учитывает особенности формирования и развития детского коллектива, подчеркивает необходимость развития детской самостоятельности, инициативы. Принцип нормативности предполагает управление школой на нормативной базе, в соответствии с предписаниями, которые регламентируют разные стороны учебно- воспитательной работы. Он предусматривает точное соблюдение требований важных закономерностей учебно-воспитательного процесса, учет объективных возможностей коллектива педагогов, субъективного вклада всех его членов, а это является базисом деятельности образовательной организации [62]. Единство педагогических позиций формируется на основе единого взгляда на педагогические задачи, значение внеурочной работы и т.д., что в конечном итоге приведет к обеспечению единых требований к ученикам. Принцип сочетания государственных и общественных начал благоприятствует сложению усилий государства и общества для успешной реализации проблем развития, слияния общественного и государственного начал в ее управлении. В соответствии со статьей 26 Закона [114] «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом является руководитель образовательной организации. На основании данной статьи в общеобразовательной организации организуются коллегиальные органы управления: общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом. Для защиты интересов обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии решений, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе участников образовательного процесса организуются: советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации [46]. Образовательная организация как сложная динамическая социальная система является объектом как внешнего, так и внутриорганизационного управления. Следовательно, можно сделать вывод о наличии управления образовательной организацией в целом и ее отдельными компонентами, которые являются подсистемами общей системы образовательной организации. Подсистемами считаются образовательный и другие процессы, персонал образовательной организации, используемые ресурсы и инфраструктура, имущественный комплекс, взаимодействие с партнерами и др. П.И. Третьяков [104] в своих исследованиях подчеркивал, что организационная структура управления школой является целостной структурой, управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. B.C. Лазарев, М.М. Поташник [85] , В.А. Сластенин в своих работах выделяют три таких звена или уровня: уровень директора (директор, совет школы, педсовет и др.); уровень заместителей директора (методический совет, совет по профилактике правонарушений, учебная комиссия, малый педсовет, социально-психологическая служба и др.); уровень классных руководителей, учителей, воспитателей. Вариативная подсистема на каждом уровне может быть представлена различными звеньями, объединениями, субъектами управления в зависимости от конкретного учебного заведения в соответствии с его Уставом и локальными актами на основе п. 9 ст. 32 Закона [115] РФ «Об образовании», определяющего самостоятельность образовательного учреждения в установлении своей структуры управления. М.М. Поташник [85] определяет условия рационального распределения функциональных обязанностей: ? в личности руководителя любого звена необходимо наличие таких важных управленческих качеств как: • умение принимать решение, • организаторские способности, • аналитические способности, • психологическая совместимость, ? сочетание инициативы с исполнительностью и пр.; ? адекватное сочетание централизации и децентрализации, ? единство единоначалия и коллегиальности; ? формирование демократической возможности участия каждого члена коллектива в управлении; ? четкость в определении компетенций; ? грамотное распределение вертикальных и горизонтальных структур, их соподчинение и соотношение. Коллегиальные органы управления образовательным учреждением позволяют включать педагогический персонал в управленческую деятельность. Статья 35 Закона [114] РФ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что формами самоуправления общеобразовательного учреждения является его Совет, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. В состав Совета школы и Попечительского совета могут входить представители учредителей, общественности, родителей, администрации и коллектива школы. В соответствии с Уставом могут действовать общее собрание или конференция коллектива образовательной организации, которые должны принимать сам Устав. Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников. Его основные задачи: реализация государственной политики по вопросам образования и воспитания; организация деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса; применение в педагогической практике достижений науки и передового опыта; регулярная деятельность по повышению квалификации педагогов и пр [67]. Управление педагогическим коллективом имеет две основные цели: организацию образовательного процесса и удовлетворение личных потребностей и интересов работников. Они составляют так называемые целевые функции внутришкольного управления: производственную – обслуживание производственных процессов; подчиняется социальному заказу на обучение и воспитание детей, их подготовку к жизни; социальную или социально-психологическую – регулирование эмоционального состояния коллектива; ориентируется на самих педагогов, их интересы, удовлетворение их материальных и духовных потребностей, запросов. Лазарев В.С., Моисеев А.М [65] . Сластенин В.А. выделяют в свих трудах следующие наиболее важные функции управления образовательной организацией: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование. Педагогический анализ занимает основное место в управленческом цикле: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. С его помощью изучается состояние и тенденции развития педагогического процесса, готовятся рекомендации по упорядочению управляемой системы [99] . Параметрический анализ способствует изучению ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса и выявлению причин его нарушающих. Благодаря тематическому анализу изучают устойчивые, повторяющиеся зависимости, тенденции педагогического процесса. Этот вид педагогического анализа дает возможность руководителю сконцентрироваться на детальном изучении особенностей проявления отдельных сторон педагогического процесса, отследить их взаимодействие с другими составляющими и системой в целом. Итоговый анализ позволяет охватить большие временные, пространственные или содержательные рамки и подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. В содержательную основу итогового анализа работы за учебный год входят такие составляющие как: качество преподавания; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; качество знаний, умений, навыков учащихся; уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе; эффективность работы с родителями и общественностью; состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности совета школы, педагогического совета и др. Качественный итоговый анализ способствует более продуктивной работе над новым учебным планом. В управлении любой педагогической [121] системой важную роль играет целеполагание и планирование. Благодаря их постоянному совершенствованию происходит продвижение педагогической системы в целом. В образовательном учреждении имеют место следующие планы: перспективный, годовой и текущий. Для их успешной реализации они должны являться стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей соответствовать требованиям целенаправленности, перспективности, комплексности, объективности. Организационная структура управления образовательной организацией предполагает распределение задач и полномочий на принятие решений между лицами или структурными подразделениями по исполнению контроля и оценки качества образования, которое учитывает направленность организации на достижение поставленных целей. Она может быть линейной, линейно-функциональной, матричной и пр. В организационную структуру системы управления входят подструктуры, которые имеют определенные функции и права, а также их органы управления, осуществляющие контроль и оценку за деятельностью структурных подразделений [80] . В структуре организаторской деятельности управления особое место занимает: мотивация предстоящей деятельности, инструктаж, развитие убежденности в необходимости выполнения конкретного задания, соблюдение единства действий детского и взрослого коллектива, организация необходимой помощи в процессе выполнения определенной деятельности, выбор эффективных форм стимулирования педагогической деятельности. В организаторской деятельности руководителя происходит также оценивание хода и результатов определенного мероприятия. Комплекс действий, которые совершает субъект управления для выполнения всех выше названных условий, называется руководством. Руководитель образовательной организации решает следующие основные задачи [121] : 1. Подбирает и оценивает кадры, ставит задачи перед исполнителями; 2. Анализирует и регулирует социально-психологический климат в коллективе; 3. Стимулирует деятельность своих подчиненных и их саморазвитие; 4. Создает условия для профессионального роста педагогических работников. Особенность контроля в образовательном учреждении состоит в его оценочной функции. В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как: изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, поэтому для получения информации о реальном положении дел, то необходимо применять разнообразные методы контроля. С контрольной функцией управления взаимосвязан этап регулирования или коррекции. Регулирование и коррекция предполагает оперативное управление текущими состояниями. В случае отсутствия положительных результатов, возникает необходимость пересмотра целей, что, в свою очередь, предполагает начало нового управленческого цикла с развертыванием всех основных стадий управленческой технологии. Для эффективного управления школой необходимо осуществление различной деятельности [80] : административной, хозяйственной, организационной, правовой, педагогической. Вышеперечисленные виды деятельности направлены на решение различных по характеру задач, таких как, укрепление материально-технической базы школы, благоустройство территории, зданий школы, приобретение мебели, учебно-наглядных пособий, обеспечение санитарно-гигиенических условий, расстановка педагогических кадров, комплектование классов, и др. Эффективность этой деятельности может быть достигнута, если она подчиняется общим педагогическим задачам. Структура общеобразовательной организации многообразна, так как в ней функционируют структуры различного рода: материально-учебной базы школы; общешкольного коллектива, включающая структуры: педагогического коллектива, ученического коллектива, вспомогательного персонала школы, управленческого аппарата; процессуальная; духовная. Процессуальных структур в школе огромное количество, начиная от структуры каждого урока до инновационного процесса. Системообразующим, объединяющим, подчиняющим все остальные, является учебно-воспитательный процесс. Духовная структура представляет философию, миссию, политику и стратегию, организационную культура данной организации. Управление педагогической системой это в первую очередь процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов [121] : сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения. Выделение данного уровня подчеркивает субъект – субъективный характер отношений между учителями и учениками. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом [72] . Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. В условиях реализации ФГОС нового поколения можно выделить следующие методы управления образовательной организацией: • социально-психологические, • административные, • экономические. Социально-психологические методы ставят своей целью Формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Они реализуются в следующих формах: метод научно-технических и исследовательских конференций; социальное исследование в виде анкетирования, опроса; интервьюирование и личное наблюдение; социальный эксперимент, тренинги общения; социальное стимулирование, различные виды эмоциально-словесного поощрения. К административным методам управления относятся: организационное проектирование; регламентирование; нормирование. Их целью является установление правил, обязательных для выполнения и определение содержания и порядка организационной деятельности (типовое положение, устав ОУ, локальные акты и т.д.) [73]. Данные методы предполагают использование следующих механизмов: административные – приказ, распоряжение, указание; нормативные – закон, положение, инструкция, муниципальное задание, спущенное сверху и обязательное для выполнения; экономические – процент выплачиваемой премии, стоимость оказываемых образовательной организацией платных услуг, зарплата; социально-психологические – выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития ОУ и мероприятий по его реализации. Целью экономических методов являются: воздействие на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и взыскание, зарплата). Они достигаются с помощью методов материальной мотивации, реализующиеся в виде материального вознаграждения (заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или материальных взысканий за недолжное его выполнение [121] . Организационную структуру управляющей системы обычно изображают в виде схемы, модели, где, кроме субъектов, показаны связи между ними: кто кому подчиняется, кто с кем взаимодействует на равных, в подчинении и сопочтенении. Рассматривая проблему управления образовательным учреждением, мы пришли к выводу, что в психолого-педагогической литературе нет единого подхода раскрытия проблемы управление образовательным учреждением. Мы соглашается с мнением Э.М. Никитина [73] , и считаем, что управление образовательным учреждением - это систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности организации. В нашем понимании, управление образовательным учреждением - это системная совокупность взаимодействия структурных элементов образовательной системы, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые создают конкретную целостность и обеспечивают эффективность образовательного процесса. Анализируя проблему управления образовательным учреждением в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что нет единого подхода раскрытия проблемы управление образовательным учреждением в условиях реализации основной образовательной программы. ? 1.2. Сущностная характеристика управления образовательным учреждением В современном мире образование является одним из основных механизмов прогресса, как научно-технического, так и социального. Поэтому интерес к деятельности образовательных учреждений, требования к их работе в последние годы резко возросли. Причем, не только со стороны государства, но, в первую очередь, со стороны граждан. И это понятно, так как уровень образования, профессиональная компетентность во многом определяют благополучие личности, его социальный статус. Важнейшим элементом этой системы являются образовательные организации, где основным, ключевым процессом деятельности выступает образовательный процесс [74]. Понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства сформулировано в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Там же дано определение образовательной организации, как некоммерческой организации, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Важнейшим признаком, который позволяет идентифицировать организацию организующую обучение, является наличие обучения сотрудников. Среди государственных и муниципальных образовательных учреждений существуют разновидности : казенные, бюджетные, автономные. Выбор происходит при их создании. Различия между казенными, бюджетными и автономными учреждениями зависят от гражданско-правового статуса образовательной организации и прослеживаются по нескольким основным критериям[73]. 1. Осуществление приносящей доход деятельности и распоряжение полученными от нее средствами. Казенные учреждения имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если это зафиксировано в их учредительных документах, при этом доходы поступают в бюджетную систему РФ. Бюджетные и автономные учреждения осуществляют приносящую доход деятельность в соответствии с целями этих учреждений. В этом случае доходы от этой деятельности поступают в распоряжение учреждений [74]. 2. Имущество учреждения. Казенное учреждение не может отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником. Бюджетное и автономное учреждения имеют право распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg