Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Совершенствование экономического механизма процедуры банкротства

baby_devochka 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений по совершенствованию экономического механизма процедуры банкротства на основе анализа действующего законодательства, правоприменительной практики и научных трудов. Задачи исследования. Достижение постановленной цели обусловила постановку и решение следящих задач: -изучение теоретических основ экономического механизма процедуры банкротства -определение классификации и состава экономического механизма -рассмотрение целей и принципов, составляющих системы, объекты, субъекты банкротства -изучение механизма процедуры банкротства -исследование путей совершенствования экономического механизма процедуры банкротства -рассмотрение практической реализации экономического механизма -анализ экономического эффекта от внедрения экономического механизма обеспечения процедур банкротства Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе признания физического лица или организации несостоятельным (банкротом). Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие процедуру несостоятельности (банкротства). Методологическая основа исследования определяется поставленными в работе целями и задачами. В процессе их достижения и решения использовался общенаучный диалектический метод познания, позволивший рассмотреть процессуальные особенности реализации процедуры банкротства. С помощью формально-юридического метода изучались юридические понятия, выделение их признаков, с помощью сравнительно-правового и статистического методов обобщена и изучена судебная практика. Логический метод использовался при теоретическом анализе содержания и определения понятий, входящих в предмет исследования, а также при изучении нормативных и иных правовых актов. Метод обобщения был необходим при исследовании различных источников информации и дальнейшего формирования единого подхода к тем или иным явлениям и процессам. Системно-структурный метод применялся при установлении структурных связей между исследуемыми элементами. Кроме того, использовался системный анализ теории и практики реализации процедуры банкротства. Использовался и такой формально-логический метод познания, как дедукция, представляющий собой познание от общего к частному, в результате которого сначала исследовались общая проблематика процедуры банкротства. В исследовании также применяется индуктивный метод познания, выявлялись частные проблемы, существующие на практике. Теоретической основой исследования магистерского исследования служат труды известных ученых, как А.Д. Шеремет, Г.В. Савицкая, О.С. Бирюкова, Н.А. Кущий, Н.С. Жилина, Т.В. Завьялова, В.В. Ковалев, О.Е. Большакова, А.Г. Максимов, Н.В. Максимова Ю.Л Воробьев, Е.С. Абрамова, К.Э. Тетерева, К.В.Балдин, Ю.Д. Шмидт, Л.С. Мазелис, С.В. Валдайцев, А.П. Ковалев, М.А. Федотова, В. М. Родионова, Т. Скоун, Э.А. Маркарьян, В.В Ковалев, Г.П. Герасименко, Г.В. Давыдова, Л.И. Журова, А.Ю. Шехтмен, С.А, Анюхин, А.И. Афоничкин, А.Ю. Беликов, Т.Е. Рубан, П.В. Байдаус, Г.Г. Кадыкова, а также нормативные правовые акты, в том числе Федеральный закон от 27 сентября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Научная новизна исследования экономического механизма процедуры банкротства – разработка регламента сопровождения процедуры, приводящей к сохранению финансовых ресурсов государства. Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства. Разработаны предложения по совершенствованию НК РФ: -внесение изменений в ст. 59 НК РФ, которую необходимо дополнить пунктом, предусматривающим, что безнадежными к взысканию признаются суммы до 270.00 рублей включительно, чтобы не наносить вред бюджету государства в процедурах банкротства граждан и организаций, ввиду отсутствия дохода в бюджет. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в исследовании автором проведен комплексный анализ процессуальных особенностей реализации процедуры банкротства, раскрыты проблемные аспекты теории, а также практики применения рассматриваемого института. Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в двух опубликованных работах в научном журнале «Вестник магистратуры» 2022 №12 (123) по темам: «Проблемы банкротства физических лиц в практике арбитражных судов», «Банкротство граждан: актуальные проблемы правоприменения». Структура диссертации включает в себя следующие разделы: введение, заключение и список литературы, а также три главы, представленные шестью параграфами, раскрывающими проблематику ареста настоящего кроме исследования.
Введение

Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике, демократизация государственной и общественной жизни в числе важнейших проблем обеспечения закрепления предусмотренной Конституцией РФ свободы экономической деятельности и единства экономического пространства предусматривают необходимость наиболее полного правового регулирования несостоятельности (банкротства). За последние годы в российском обществе произошли существенные изменения, затронувшие почти все его сферы. Проведение радикальной экономической реформы, развитие предпринимательства привели к основательному обновлению законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики. Механизм реализации института несостоятельности (банкротства) оказывает огромное влияние на экономику государства, поэтому процедура банкротства требует тщательности и добросовестности исполнения, в процессе ее осуществления должна обеспечиваться защита прав и законных интересов должника и кредитора, при этом не следует забывать о соблюдении равенства и баланса частных и публичных интересов. Именно поэтому, при инициировании процедуры банкротства, необходимо просчитать ее экономическую эффективность и доходность для бюджета.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..3 1. Теоретические основы экономического механизма процедуры банкротства 1.1 .Экономический механизм: определение, классификация, состав…...…7 1.2.Банкротство: цели, принципы, составляющие системы, объекты, субъекты………………………………………………………………………….23 2. Экономический механизм процедуры банкротства 2.1.Механизм процедуры банкротства……………………………………...46 2.2.Совершенствование экономического механизма процедуры банкротства………………………………………………………………………58 3. Практическая реализация экономического механизма процедур банкротства 3.1. Практическая реализация экономического механизма………………..66 3.2. Экономический эффект от внедрения экономического механизма обеспечения процедур банкротства…………………………………………….70 Заключение…………………………………………………………………...76 Список литературы………………………………………………...………...78
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ 3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) 4. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О несостоятельности (банкротстве) 5. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (последняя редакция) Научная литература: 1. Абалкин Л.И. Что такое хозяйственный механизм? - М.: Мысль, 1980. - 76 с. 2. Агишева А.Р., Аксенов И.А., Гревцова О.А. и др.; под ред. В.А. Гуреева Банкротство физических лиц. Часть I. Основные изменения в законодательстве о несостоятельности (постатейный). - М.: Редакция Российской газеты, 2015. - № 19. 176 с. 3. Алексеев А.А. Проблемы и особенности введения института несостоятельности (банкротства) физических лиц в России // Экономик и управление народным хозяйством. – 2016. - № 4 (175). С. 75 - 82. 4. Балдин, К.В., Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование / К.В. Балдин, В.В. Белугина, С.Н. Галдицкая, И.И. Передеряев // Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – С. 376 с. 5. Банкротский устав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 6. Банкрут // Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.?кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987. 7. Введение в институциональный анализ: учебное пособие / под ред. В.Л. Тамбов - цева. - М.: Изд-во МГУ: 8. Вексельные уставы — сборники законов (1729, 1832 и 1902 гг.), регулировавших обращение векселей на территории Российской империи. История вексельного регулирования: Васильев В. Е. Некоторые страницы истории векселя // Развитие российского права и права стран АТР в условиях конституционного реформирования: Материалы региональной научно-практической конференции, 29 ноября 2003 г. — Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2004. — С. 8—14.) 9. Второзаконие 15:1-3. 10. Гальперин М. Л. Обращение взыскания на единственное жилое помещение должника гражданина: существует ли нормативное решение? // Закон. – 2013. - №10. С. 16 - 18. 11. Губин, П. Е. Банкротство граждан: установление баланса интересов должника и кредиторов / П. Е. Губин, А. С. Смирных // Предпринимательское право. - 2010. - №4. - С. 35 – 38. 12. Гуриев С., Плеханов А. Экономический механизм сырьевой модели развития // Вопросы экономики. - 2010. - № 3. - С. 3-10. 13. Ермоленко А.А. Участие государственных и иных уполномоченных органов в делах о несостоятельности (банкротстве): автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2004. 24 с. 14. Иванов Н. Глобализация и общество: проблемы управления // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 4. - С. 3-15. 15. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов // Вопросы экономики. - 2008. - № 1. - С. 4-26. 16. Захряпит А.В., Фоминов П.А. Особенности осуществления банкротства граждан // Мир науки и образования. - 2015. - № 4. С. 6 - 10. 17. Иванова С.П., Земляков Д.Н., Баранников А.Л. Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц: учебное пособие. М.: Юстиция, 2018. 200 с. 18. Карелина, С. А. О введении института банкротства физических лиц: реальность и иллюзии / С. А. Карелина, И. В. Фролов // Законодательство. - 2015. - №8. - С. 52-57. 19. Книга Левит 25:8-54. 20. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. / В.В. Ковалев – 2-е Издательство, – М.: Издательство Проспект, 2013. – С. 1024. 21. Кондратьева К.С., Гройсберг А.И. Особенности проведения процедуры реструктуризации задолженности физического лица в деле о банкротстве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2016. - № 4. С. 41 - 45. 22. Кульман А. Экономические механизмы. с. 12 - М.: Издат. группа «Прогресс»; «Универс», 1993. - 192 с. 23. Михайловский М.В. Преднамеренное и фиктивное банкротство // Административное право. – 2017. - № 2 24. Мифтахутдинов Р.Т. Реформирование законодательства о банкротстве в части совершенствования реабилитационных процедур // Право и бизнес: приложение к журналу Предпринимательское право. - 2016. - № 3. С. 31 - 39. 25. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник. с. 195 - М.: Экзамен, 2002. - 384 с. 26. Назаров Д.Г. Особенности и тенденции банкротства физических лиц в современной России // Евразийская адвокатура. – 2018. – № 1 (32). С. 42 - 44. 27. Огонёк. — 2020. — № 2 (5594). — С. 9. 28. Петрова В. Новый закон о банкротстве и несостоятельности // Бизнес – адвокат. – 1998. - № 11. С. 6 - 9. 29. Полтерович В.М. Кризис экономической теории // Экономическая наука современной России. - 1998. - № 1. - С. 46-66. 30. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: Монография / А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева и др.; Отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376 с. 31. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Губин Е. П., Лахно П. Г. — М.: Норма, Инфра-М, 2010. — С. 350—352. 32. Рыбалка, А.И. Банкротства юридических лиц в России: основные тенденции IV квартал 2017 г. / А.И. Рыбалка, В.А. Сальников // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования // 18.02.2018. 33. Свит, Ю. П. Мировое соглашение при банкротстве / Ю. П. Свит // Закон. - 2003. - №8. - С. 96 - 97. 34. ТЕИС, 1996. - 170 с. 35. Фролов И.В. Банкротство гражданина: проблемы введения и модели правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 2. С. 95- 102. 36. Хайдаршин В.Г. Модель прогнозирования банкротства. / В.Г. Хайдаршин. // Экономика, 2016. – с.11. 37. Царева, Н.Е. Анализ методик прогнозирования банкротства предприятий / Н.Е. Царева // Факторы развития экономики России. – 2016. – С 138-144. 38. Черных Л.А. Оценка уязвимости банковского сектора России при становлении института банкротства физических лиц // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - №1 (17). С. 18- - 187. 39. Чикишева Н.А. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. 40. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права, Русское право, Т. IV: Торговый процесс. Конкурсный процесс, § 188. 41. Ясинский Ю., Тихонов А. Новая информационно-поведенческая парадигма: конец равновесной теории или ее второе дыхание? // Вопросы экономики. - 2007. - № 7. - С. 35-58. Судебная практика: 1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 45 г. Москва "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" // «Российская газета». — 19 октября 2015 г. 2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 № 506 // Российская газета. – 2004. - № 219. 3. Определение Арбитражного суда Орловской области от 21.11.2016 г. № А48-7405/2015 4. Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.04.2021 г. № А71-5466/2020 5. Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 апреля 2021 г. № А71-5397/2019
Отрывок из работы

1. Теоретические основы экономического механизма процедур банкротства 1.1. Экономический механизм: определение, классификация, состав История термина «экономический механизм» весьма молода. Так, например, А. Кульман в своей работе «Экономические механизмы», вышедшей в свет в 1993 г., подчеркивал, что еще в 60-е гг. XIX в. известные экономические словари не включали в свой состав такой термин . Но сегодня этому термину уделяется первостепенное внимание: механизм развития национальной экономики, механизмы повышения эффективности и конкурентоспособности промышленности, механизмы государственного регулирования инновационной сферы, механизмы управления эколого-экономическими системами и так далее - это лишь незначительный перечень тем аналитических исследований, докладов, научных публикаций. Вышеперечисленное характеризует многоаспектность данного термина и его высокую значимость для экономической науки в целом. Объяснить эту популярность можно крайне высокой необходимостью эффективно управлять направленным развитием экономики государства в условиях морально и физически устаревших основных фондов предприятий, активного развития науки и техники, неизбежного истощения природных ресурсов, высокой степени интеграции в сотрудничестве стран, глобализации многих процессов, что создает высокую степень неопределенности в силу национальных, территориальных, политических и идеологических различий. Поиск наиболее эффективных схем управления и взаимодействий, которые учитывали бы базовые экономические закономерности, становится основной задачей в исследовании экономических механизмов. Какие бы мы не использовали источники, различные определения термина «механизм» в основе своей имеют общее: механизм - это множество взаимосвязанных элементов, которые приводят в движение объект. При этом выделяется два подхода: механизм может рассматриваться как совокупность элементов, воздействующих на развитие объекта, и как взаимосвязь и взаимодействие элементов, обеспечивающих развитие объекта. Рассмотрим первый подход к определению понятия «экономический механизм». Механизм как инструмент воздействия характеризует процесс управления каким-либо объектом. Структура такого механизма включает следующие элементы: объект - это управляемый элемент, который изменяется под действием центра управления в желательном для последнего направлении; центр - это управляющий элемент, осуществляющий воздействие; субъекты механизма - это носители предметно-практической деятельности (индивид или группа индивидов), участвующие в работе «механизма»; алгоритм «работы» механизма, представляющий собой совокупность функций управляющих воздействий и методов и способов достижения целей управления; параметрическое описание планируемых результатов, характеризующих стадию развития объекта; условия, способствующие или препятствующие «работе» механизма, или факторы, способные изменить алгоритм «работы» механизма; принимаемые к анализу допущения или ограничения применения механизма, при которых возможно достижение целевой эффективности. Описание механизма управления кроме описания вышеприведенных элементов дополнительно должно включать характеристику языка описания - логико-аналитического, графического, математического и др., а также характеристику целевой функции, для реализации которой создается механизм. Специфика приведенной выше структуры управленческого механизма заключается в особой роли центра - элемента, который определяет правила «работы» механизма, а также в слабой обратной связи субъектов и центра. При этом интенсивность обратной связи обратно пропорциональна «размеру» объекта, например, обратная связь по такому емкому объекту, как реальный сектор экономики представляет собой реакцию этого сектора на управляющее воздействие с накопленным за прошлые года эффектом и возможными предположениями субъектов о влиянии этого механизма на их будущее. В целом это в большей степени «вертикальные» взаимоотношения с субъектами по типу «управление сверху-вниз». Необходимо отметить также, что экономический управленческий механизм - это категория более широкая, чем организационная система управления, например, в части трактовки объекта системы , к которому в системах управления традиционно относят людей или коллективы людей, и, как следствие, разделения понятий объекта и субъекта. Можно привести много примеров управленческих механизмов, например, на уровне экономики страны в целом: механизмы эффективной бюджетно-налоговой политики российского государства; организационно-экономические механизмы стабилизации и устойчивого развития промышленных предприятий; механизмы привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов России; механизмы преодоления внутрирегиональной социально-экономической дифференциации; механизмы использования инвестиций на этапе трансформации финансовых рынков в России и т. п. К управленческим механизмам, реализующим процессы какого-либо воздействия на исследуемые объекты на микроуровне можно отнести, например: механизм согласования требований к качеству продукции производственного назначения; механизм повышения эффективности управления предприятиями гостиничной индустрии; механизм формирования и управления конкурентными преимуществами промышленного предприятия; финансовый механизм распределения прибыли предприятий в России; механизм стимулирования инвестиционных процессов на предприятиях и т. п. Объектами управленческого механизма могут быть: экономика страны в целом, отрасли народного хозяйства, организации и предприятия разных форм собственности и сфер деятельности, индивидуальное предпринимательства. Например, механизм стабилизации национальных финансов, механизм государственного регулирования АПК, финансово-экономический механизм оценки эффективности инвестиций при выборе и внедрении информационных систем предприятий, экономический механизм компенсации социального ущерба на угольных предприятиях. В роли центра управленческого механизма могут выступать: государство в лице государственных органов всех видов власти, корпоративные управленческие центры и общественные организации, а также неформальные структуры. Например, механизм государственного регулирования энергоэффективности экономики России, организационный механизм управления интрапренерскими подразделениями на промышленном предприятии, механизм формирования общественного мнения. К субъектам управленческого механизма можно отнести организации и предприятия, физические лица и государственные органы, прямо, т. е. в роли центра или объекта, или косвенно вовлеченные в процесс «работы» механизма или ощущающие на себе результаты работы механизма. При этом в механизме управления субъект может совпасть с объектом, или центром или (в терминологии систем управления) с управляемой или управляющей системой. Специфика используемых в механизмах методов и способов управления позволяет выделить следующие их типы, например: • организационные • институциональные • финансовые • природоохранные • социально-экономические • инвестиционные • инновационные • адаптационные • трансфертные • концессионные • антикризисные Характер, используемых механизмом, функций управляющих воздействий позволяет разделить механизмы на мотивационные и механизмы принуждения. В первом случае механизм создает условия, косвенно влияющие на реализацию целевых намерений и мотивирующие субъекты к достижению поставленных механизмом целей в их хозяйственной деятельности, например, механизм стимулирования инвестиций в промышленное производство. Во втором случае механизм напрямую определяет правила действий или поведения субъектов, например, финансовый механизм таможенного обложения. Мотивационный вариант предполагает учет интересов и потребностей субъектов, и качество алгоритма будет определяться степенью совпадения предлагаемых механизмом стимулов и интересов субъектов. Качество результатов «работы» механизма может измеряться количественными и качественными показателями, такими как уровень эффективности инвестиционных вложений (количественный показатель), уровень инвестиционной привлекательности (интегральный показатель) или качество промышленной продукции; степенью и темпом развития объекта, например: интенсификацией интеграционных процессов, снижением распространенности профессиональных заболеваний работников угольной отрасли; качеством получаемого результата в целом, таким как, например, механизм стабилизации национальных финансов или механизм преодоления трансформационного спада. Условия или факторы, способствующие или препятствующие работе механизма, можно систематизировать на внешние (политические, экономические, правовые, социальные, научно-технические и так длаее) и внутренние, характеризующие ресурсную базу объекта (материальные, трудовые, человеческие или психофизиологические, интеллектуальные, информационные и так длаее). Допущения или ограничения представляют собой исключения из общих правил управления, определяющих особенности алгоритма конкретного механизма. Жизнеспособность механизма зависит от уровня и значимости этих допущений - «неучтенных обстоятельств» , которые, по мнению В.М. Полтеровича, определяют «зыбкость теоретических конструкций». Этот элемент в большей степени, чем все остальные объясняет необходимость систематизации структуры элементов как управленческого, так и других видов механизмов, а также может быть критерием достижения целевой эффективности экономического механизма. Характеристика оптимальности, вероятно, будет определяться простотой используемого в механизме алгоритма, что определяет объем ресурсного обеспечения процесса реализации экономического механизма на практике, при условии достижения плановых целевых результатов. Второй подход к определению понятия «экономический механизм» заключается в определении механизма как инструмента взаимодействия субъектов. Такой механизм определяет принципы и последовательность выполнения определенных действий между различными субъектами, например: механизм параметрической координации взаимодействия в системе поставщик - заказчик; система антикризисного управления на промышленных предприятиях - механизмы участия трудового коллектива; институциональная составляющая эффективного взаимодействия малого и крупного бизнеса в системе региональной экономики - формы, модели, механизмы; модели и экономические механизмы согласованного взаимодействия в промышленных комплексах; модели и механизмы управления межкорпоративными взаимодействиями в авиационно-промышленном комплексе и т. п. Если рассматривать структуру этого типа механизмов, то объект механизма взаимодействия ограничивается объемом или сферой интересов субъектов и, вероятно, имеет смысл на уровне отраслей, предприятий, формальных и неформальных объединений субъектов. Роль центра, в данном случае независимого арбитра, ограничивается функцией организации и/или контроля выполнения правил, разработанных субъектами на основе учета интересов всех сторон. При этом есть механизмы, в которых роль центра минимальна, например, механизм параметрической координации взаимодействия в системе «поставщик - заказчик». В данном случае центр создает условия, благоприятствующие развитию указанных отношений, и определяет основные, фоновые правила игры, например, рыночные условия ценообразования и правила налогообложения хозяйственных сделок. Наиболее значима роль центра в механизмах взаимодействия типа «один ко многим» или «многие ко многим», например аукционах, где центр выступает и организатором, и контролером проводимых торгов. Но в данном случае право субъектов в выборе правил определяется его возможностью выбирать те виды аукционов, которые в большей степени отражают его интересы, не говоря уже о механизмах, в которых субъекты влияют или определяют правила взаимодействия напрямую. К субъектам механизма взаимодействия можно отнести объединения предприятий, организации и предприятия, физические лица, участвующие в разработке правил взаимодействия. Методы и способы взаимодействия могут быть разных типов: информационные, перераспределение функций (например, аутсорсинг), заключение различного рода сделок (договорные отношения), проведение торгов, интеграционные процессы и т. д. Характер этих методов в большей степени мотивационный. Качество результатов «работы» механизма взаимодействия может измеряться продолжительностью существования такого механизма, так как целевая функция направлена не на развитие каких-либо процессов, а на согласование и реализацию интересов субъектов. Условия или факторы, способствующие или препятствующие работе механизма, допущения или ограничения, представляющие собой исключения из общих правил, для управленческих механизмов применимы и для механизмов взаимодействия. Отличительным от управленческого механизма является активная обратная связь субъектов и центра механизма взаимодействия, что определяет в большей степени «горизонтальные» взаимоотношения самих субъектов. К этому же типу можно отнести тип экономического механизма, представленный теорией экономических механизмов Л. Гурвица, который определяет схему взаимодействия между субъектами и центром и вводит условие эффективности механизма - совместимость стимулов как некоторое предположение о рациональном поведении субъектов . Под экономическим механизмом в данном случае понимается процесс взаимодействия, позволяющий достигнуть заданной цели при согласовании интересов всех субъектов. Этот подход учитывает роль информации, которая характеризует степень неопределенности, которая, в свою очередь, управляет рациональным поведением субъектов. Дисбаланс информационных потоков, т. е. ситуации, когда участники взаимодействия обладают неодинаковой информацией о предпочтениях и возможностях друг друга, характеризует наличие асимметричной информации, что, по мнению Л. Гурвица, является причиной недееспособности и несовершенства рынков, т. е. приводит к нарушению действия экономических законов - естественных закономерностей. Таким образом, эффективность механизма взаимодействия должна определяться степенью реализации интересов субъектов, а оптимальность - сложностью схем взаимодействий и информационных потоков между субъектами. Кроме описанных выше двух подходов к определению понятия экономического механизма есть еще один подход - определение экономического механизма как определенной последовательности взаимосвязанных экономических явлений, которая носит объективный характер и может объяснять некоторый естественный эволюционный процесс развития рассматриваемого явления. С этой точки зрения А. Кульман относит к экономическим механизмам, например, механизмы равновесия национальной экономики и внешнего мира, механизмы равновесия между производством и потреблением, механизмы превращения капитала в доход и дохода в капитал - это он называет механизмами открытого типа, так как результатом действия такого механизма является новое, отличное от исходного экономического явления. К механизмам закрытого типа он относит, например, механизм экономических циклов, механизмы мультипликаторов - механизмы, которые воспроизводят исходное явление в больших или меньших масштабах. Примеров таких механизмов можно привести немало: механизм влияния внешнеторговых экспортных цен на основные макроэкономические показатели России; экономические механизмы развития российского рынка газа в условиях глобализации мировой экономики; приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона, механизмы передела собственности в современной России и т. д. Механизм сырьевой модели развития, рассмотренный С. Гуриевым и А. Плехановым в статье «Экономический механизм сырьевой модели развития» , тоже можно отнести к этому типу механизмов. Примечательно, что в данном случае анализ механизма, его элементов и особенностей проведен без точных определений самого понятия и его составных элементов. Но, по существу, исследуется именно механизм, следствием «работы» которого являются проблемы экономической политики, с которыми сталкиваются страны - крупные экспортеры сырья. Причины, влекущие за собой описанные в статье проблемы, лежат в основе закономерностей развития стран, богатых природными ресурсами; зависимости макроэкономических показателей от цен на ресурсы; закономерности влияния политических и экономических институтов на экономический рост и т. д. [5, с. 3]. Целью исследования является поиск и описание этих механизмов - закономерностей для того, чтобы можно было прогнозировать последствия и предлагать какие-либо рекомендации. Аналогичный подход представлен в исследовании Н. П. Иванова «Глобализация и общество: проблемы управления» . Автор анализирует проблемы управления обществом в условиях глобализации с точки зрения закономерностей развития сложных систем, используя в качестве инструментария теорию неравновесной термодинамики. Открытость и замкнутость, неравновесность, самоорганизация систем, фактор сознания - характеристики таких систем. При этом механизмами он называет системы управления регулирования исследуемых объектов на макроуровне как базовых закономерностей развития экономики, относя к ним, например, рыночный механизм. Таким образом, и это исследование можно отнести к исследованиям экономических механизмов как некоторых глобальных закономерностей развития, но определение «экономического механизма» в данном случае базируется на теории систем управления. Если вернуться к механизму как эволюционному процессу, то структура такого механизма аналогична структуре управленческого механизма, но роль центра в данном случае играет некоторый первоначальный импульс, который «запустил» работу механизма в прошлом. Центр в данном случае является причиной возникновения последовательности явлений, которые могут проявлять себя как макро-структурные закономерности. Параметрическое описание результатов, характеризующих стадию развития объекта, должно дополняться характером воздействия механизма на субъекты или характеристикой процессов, возникающих между субъектами. Можно привести пример краткого описания структуры, например, рыночного механизма ценообразования. Объектом и субъектами этого механизма являются процесс ценообразования между продавцами и покупателями товара. Центром в данном примере является государство, принявшее за основу организации экономических отношений в стране свободный принцип ценообразования. Алгоритм проявления или «работы» закономерностей -это процесс формирования равновесной цены. Конечный результат - цена, обладающая двумя свойствами: она едина и позволяет заключать максимально возможное количество сделок. Долгосрочный аспект результата работы данного механизма следующий: равновесная цена способна обеспечить равновесие между производством и потреблением, и цена товара постоянно стремится к его себестоимости (в данном случае это параметрическое описание результатов, характеризующих стадию развития объекта). К условиям, способствующим или препятствующим «работе» закономерностей в данном случае можно отнести влияние доходов покупателей и цен товаров-субститутов на изменение спроса, а цен производственных ресурсов - на предложение. Принимаемые к анализу допущения или ограничения, способствующие формализации описания закономерностей, - это известные всем существование совершенного рынка и стандартизированного товара и наличие определенных побудительных мотивов, которыми руководствуются участники обмена. К этим ограничениям, например, А. Кульман добавляет еще два: 1) режим экономической свободы можно поддерживать только ценой сокращения свободы объединений; 2) четкое упорядочение процедуры банкротства обеспечивает беспрепятственное действие рыночного механизма. Сколько еще существует «неучтенных обстоятельств», которые препятствуют реализации в жизни идеальной модели рыночного механизма? Таким образом, полнота и непротиворечивость описания экономического механизма определяют его жизнеспособность, а также возможность использования для прогнозирования или разработки рекомендаций по реализации целевой функции этого механизма. Завершая анализ определений и структуры разных видов экономического механизма, можно привести косвенное подтверждение обоснованности приведенной выше систематизации механизмов на управленческие механизмы, механизмы взаимодействия и механизмы-закономерности. Этим подтверждением служит классификация механизмов, предложенная Н. Ивановым, который, не определяя того, что конкретно относится к «базовым принципам реализации механизма», по этому критерию делит механизмы на «рыночные, действующие на основе саморегулирования, «командно-иерархическую вертикаль» и информационно-сетевые, основанные на горизонтальных взаимных связях элементов системы. Имея ввиду проведенный выше анализ, можно сказать, что этим критерием является роль центра в «работе» механизма: в «рыночных» механизмах действует «невидимая рука» А. Смита, «командно-иерархическая вертикаль» включает активную управляющую роль центра, а информационно-сетевые структуры - это саморазвивающиеся механизмы, регулируемые участниками, в которых центром является орган, координирующий взаимодействие всех участников. Рассмотрим еще один аспект в определении экономических механизмов. Выделение многими исследователями термина «механизмы» среди таких вроде бы однородных понятий, как «стратегии», «методы», «условия», «модели», «факторы», «методологии», «концепции» позволяет говорить о том, что существуют дополнительные признаки, позволяющие выделить это понятие как отдельную категорию, которая наиболее точно описывает предмет исследования. Проанализируем эти отличия на понятийном уровне. Стратегия отличается от механизма обоснованием направленности и интенсивности развития объекта, а механизм определяет способы ее реализации, поэтому эти два термина не пересекаются. Методы и способы представляют собой элементарные инструменты аналитического, исследовательского характера и инструменты реализации намерений и планов, а механизм носит комплексный характер, включающий в себя систему определенных методов и способов. Условия определяют ограничения и требования для получения целевого результата и являются составной частью механизма. Модель - формализованное описание исследуемого явления в фактическом или идеальном формате, а механизм - способ реализации модели на практике, адаптированный к влиянию конкретных факторов, специфичных условий. Факторы - это причины, влияющие на исследуемое явление или предмет, и механизм включает в свой состав влияние факторов как один из элементов. Методологии определяют базовые подходы проведения аналитических исследований и разработки вариантов решений, а механизмы являются результатом применения тех или иных методологических оснований, что в равной степени относится и к концепциям - теоретическим основам методологий. Поэтому выделение термина «экономический механизм» как самостоятельного, не пересекающегося по содержанию с остальными, вполне обосновано. Учитывая все вышеприведенное, можно сформулировать обобщающее определение экономического механизма: экономический механизм - это совокупность способов управления и взаимодействия субъектов, целевой функцией которого является рациональное хозяйствование и формирование устойчивых закономерностей в развитии экономики. Выделение целевой функции означает допустимость существования неэффективных и неоптимальных механизмов, и примером в данном случае может служить механизм коррупции. Особенности этого механизма взаимодействия субъектов определяются ограниченным числом субъектов, имеющим расширенный доступ к разного рода ресурсам (финансовым, природным, административным и т. д.). К объекту этого механизма относятся права на ресурсы, центром в данном случае являются неформальные структуры, формирующие правила распределения и перераспределения прав на ресурсы. Характеристика остальных элементов соответствуют структуре классического механизма взаимодействия, но подход с точки зрения классификации механизмов дает возможность ответить на вопрос почему трудно избавиться от коррупции. Ответ прост: особенность механизмов взаимодействия определяет их устойчивость за счет согласованности интересов субъектов. Приведенное выше определение экономического механизма не включает в себя третий вид экономического механизма - механизма как экономической закономерности, а лишь определяет эту экономическую закономерность как целевую функцию по следующим причинам. Целенаправленное творчество человека проявляется в создании искусственных механизмов взаимодействия и управления на стратегических направлениях развития экономики. Непосредственный и краткосрочный результат творческой деятельности по проектированию искусственных механизмов в случае удачных решений способствует тиражированию положительного опыта и формированию долгосрочных последствий, закрепляемых в экономике как естественные, закономерные процессы, а в случае отрицательного эффекта приводит к разрушению сложившихся схем взаимодействия, поиску новых вариантов, которые могут способствовать появлению новых закономерностей и так до бесконечности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 52 страницы
1000 руб.
Дипломная работа, Экономика, 70 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Экономика, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Экономика, 89 страниц
7000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg