Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности организации выявления и расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления

baby_devochka 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при выявлении, предупреждении, пресечения и раскрытия вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления. Предметом исследования являются особенности выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления. Целью работы является единое исследование предупреждения и пресечения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления и, в целях профилактики, разработка эффективных и результативных механизмов в области борьбы с исследуемым преступлением. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач, а именно: ? дать уголовно-правовую характеристику вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления; ? рассмотреть типичные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления; ? проанализировать характеристику личности взрослого человека, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение преступления и личности несовершеннолетнего вовлекаемого в совершение преступления; ? определить признаки вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и особенности возбуждения уголовных дел данной категории; ? охарактеризовать типичные следственные ситуации по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления; ? выделить особенности отдельных следственных действий при расследовании вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления. Методологическую основу работы составляет теоретический метод, основанный на анализе документации и литературы в области вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления. Теоретическая основа исследования. При исследовании использовались научные труду, таких авторов как: Игнатьев А.А., Карагодин В.Н., Мауленов Г.С., Травников А.В., Безлепкин Б.Т. и др., а также нормативно-правовые акты, такие как: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и другие, что позволило решить поставленные в дипломной работе задачи. Структура работы построена с учетом поставленных задач и состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка источников и литературы.?
Введение

Актуальность темы исследования. Активно меняющаяся российская действительность, совершенствование и изменение законодательной базы государства, внедрение новых технологий, цифровизация, изменение общества и типов взаимоотношений в семье и школе, при этом отсутствие минимально необходимых правовых знаний и понимания ответственности у молодых людей приводят к проблемам не только формирования личности как таковой, но и влияния такой личности на значительную часть общества, причем на наиболее активную ее часть – молодежь. Обилие информации и доступа к ней, нехватка понимания, как эту информацию воспринимать и обработать, найти истинное и выделить ложное, вызывает необходимость нахождения новых форматов, инструментов и алгоритмов просвещения молодежи в правовых вопросах, которое необходимо для полноценной реализации прав и свобод человека и гражданина. На это обращает внимание в своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – Татьяна Николаевна Москалькова. Она отмечает, что такое просвещение необходимо не только как гарантия соблюдения прав молодежи, но и как профилактика правонарушений, так как известно, что знание прав и обязанностей минимизирует риски правонарушений. Вместе с тем анализ мониторинга правоприменения в области системы профилактики правонарушений за 2020 год указывает на неполноту перечня основных понятий, используемых в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», терминологическое разногласие и противоречивость интерпретации ряда понятий, неясность формулировок правовых норм, что в результате отрицательно влияет на качество правоприменительной деятельности, обеспечение прав и законных интересов граждан. Особенно остро такая противоречивость и несогласованность проявляются в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. В мониторинге отмечается, что вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений в большинстве случаев осуществляется путем введения в заблуждение несовершеннолетних, убеждая их, что, совершив противоправное деяние они останутся безнаказанными. Поскольку в настоящее время уровень правовой грамотности несовершеннолетних оставляет желать лучшего, среди распространенных способов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления можно выделить обман вовлекателя в отношении возраста, с которого, по действующему законодательству, наступает уголовная ответственность на территории Российской Федерации. В большинстве случаев вовлеченные подростки даже не догадывались о том, что уже достигли возраста уголовной ответственности, например за совершение такого преступления, как кража ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 14 лет. Все вышеперечисленное подчеркивает актуальность указанной темы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 6 1.1. Понятие и уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления 6 1.2. Типичные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления 12 1.3. Характеристика личности взрослого человека, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение преступления и личности несовершеннолетнего вовлекаемого в совершение преступления 19 ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 26 2.1. Признаки вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и особенности возбуждения уголовных дел данной категории 26 2.2. Типичные следственные ситуации по делам о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления 33 2.3. Особенности допроса взрослого, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение преступления 42 2.4. Особенности допроса несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, № 144, 04.07.2020 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 25, 17.06.1996, ст. 2954 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) // Парламентская газета, № 241-242, 22.12.2001 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Российская газета, № 256, 31.12.2001 6. Закон города Москвы от 07.04.1999 № 16 (ред. от 29.04.2019) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы, № 7, 1999 7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 01.02.2011) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета, № 29, 11.02.2011 Научная и учебная литература 8. Аристархов А. Л. О значении стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном процессе // Российский следователь. 2020. № 1. С. 27-30 9. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. 304 с. 10. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. 608 с. 11. Дмитриевский Р.С. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (криминологический аспект): дис. канд. юрид. наук. М., 1995. 165 с. 12. Зеленина О.А. Некоторые вопросы возбуждения уголовного дела в случае выявления нового преступления или нового лица в стадии предварительного расследования // Российский юридический журнал. 2018. № 3. С. 85-90 13. Игнатьев А.А. Уголовный закон охраняет права несовершеннолетних. М., 2017. С. 61 14. Карагодин В.Н. Ситуационные факторы, обуславливающие тактику допроса несовершеннолетних потерпевших // Российский следователь. 2018. № 9. С. 9-12 15. Костина Е.Н. Некоторые проблемные вопросы, касающиеся участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве со стороны обвинения // Российский следователь. 2021. № 8. С. 33-36 16. Купцов И.А. Институциональные препятствия к возбуждению уголовного дела // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 107-129 17. Мауленов Г.С. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность. М., 2015. С. 9 18. Османова Н.В. Особенности соблюдения формы предварительного расследования и норм о подследственности // Российский следователь. 2019. № 2. С. 40-44 19. Пилипенко И.И. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления // Законность. 2019. № 11. С. 53-54 20. Россинский С.Б. Стадия возбуждения уголовного дела: безоговорочно упразднить либо попытаться понять подлинные причины ее возникновения // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 6. С. 133-139 21. Травников А.В. Вовлечение как конститутивный признак объективной стороны: понятие и классификация // Российский следователь. 2021. № 8. С. 51-56 22. Цветков Ю.А. Возбуждение уголовного дела в механизме отказоустойчивости УПК РФ // Законность. 2019. № 6. С. 48-52 23. Яшин А.В. Совершенствование методики расследования преступлений, связанных с организацией занятия проституцией // Современное право. 2019. № 5. С. 112-116 Интернет-ресурсы 24. Апелляционное определение № 22-1/2015 22-2165/2014 от 26 января 2015 г. по делу № 22-1/2015 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/DehC8WeCq4lX/ (Дата обращения: 13.11.2021) 25. Кассационное определение Верховного суда Российской Федерации от 07.12.2005 № 39-005-30 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/vsrf/doc/JT5gDRzxLpZ5/ (Дата обращения: 13.11.2021) 26. Приговор № 1-246/2019 от 18 июля 2019 г. по делу № 1-246/2019 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/aLNpQ3ugPFl1/ (Дата обращения 13.11.2021) 27. Отчет ФСИН России о работе с несовершеннолетними преступниками за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://fsiN.gov.ru/statistics/ (Дата обращения 26.11.2021)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 1.1. Понятие и уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений . Понятие «вовлечение несовершеннолетнего» толкуется по-разному. Так, по мнению Р. Дмитриевского, вовлечение – это понуждение или подстрекательство несовершеннолетнего к определенному противоправному поведению . Исходя из сказанного основной признак вовлечения – деятельность лица, направленная на побуждение у несовершеннолетних лиц желания совершить преступное деяние. В частности, по мнению А.А. Игнатьева, «вовлечение в преступную деятельность выражается в таких действиях, которые или возбуждают у несовершеннолетнего стремление к совершению преступлений или объективно втягивают его в участие в преступной деятельности» . Еще короче формулирует понятие вовлечения Г.С. Мауленов: «вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность – это действия взрослого лица, направленные на формирование желания (стремления) у несовершеннолетнего участвовать в совершении одного или нескольких преступлений» . Следовательно, сущность вовлечения заключается в том, что лицо воздействует на сознание и волю других лиц с целью побудить в них желание совершить преступление. Однако главная особенность рассматриваемого действия в том, что оно не овладевает волей человека в полном объеме. У лица, как и раньше, остается свобода выбора своих действий. Если же после воздействия на лицо у него не остается свободы выбора, речь пойдет не о вовлечении, а о принуждении лица. Также под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать активные действия взрослого, заключающиеся в приобщении и подготовке несовершеннолетнего к преступному образу жизни. Вовлечением не следует считать такое поведение лица, когда оно в обобщенном виде высказывает мысль о приемлемости совершения преступления, хотя она при этом и обращена к вовлекаемому. Так же и существует законодательное закрепление рассматриваемого понятия, так на основании п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ) под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий следует понимать действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественные действия. Рассмотрим состав преступления – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления – статья 150 УК РФ. В состав любого преступления входят четыре элемента, разберем их. Одним из ключевых элементов любого состава преступления является его объект. Общим объектом исследуемого преступления являются охраняемые законом общественные отношения, интересы, блага, ценности на которые посягает преступник при совершении общественно-опасного деяния. Родовым объектом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления выступает личность потерпевшего, поэтому данное деяние в УК РФ помещено в раздел 7 «Преступления против личности». Видовым объектом применительно к ст. 150 УК РФ необходимо признать общественные отношения по охране семьи и несовершеннолетних. Непосредственным объектом данного состава преступления следует признать общественные отношения, обеспечивающие гарантированную ст. 17 Конвенции о правах ребенка , правовую защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, духовному развитию ребенка. Реализация этого права является одним из условий нормального, правильного формирования личности ребенка. Деятельность государства в первую очередь заключается в нейтрализации и устранении, насколько это возможно, нежелательных для целей воспитания влияний, одним из проявлений которого признается воздействие на несовершеннолетнего с целью склонения его к совершению преступления. Рассматривая непосредственный объект нельзя не учитывать опасность действий взрослого преступника, непосредственно направленные на вовлечение несовершеннолетнего в противоправную деятельность. Поэтому, как уже было отмечено, оконченным оно считается с момента оказания воздействия на несовершеннолетнего в целях возбуждения в нем решимости совершить преступление. Таким образом, объектом рассматриваемого преступления следует признать охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с развитием личности несовершеннолетнего, объединяющее: физическое, интеллектуальное, психическое, развитие подростка, а также развитие его духовных и моральных качеств. Дополнительным объектом данного вида преступления, является безопасность жизни потерпевшего, в случае совершения данного преступления с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Объективная сторона ст. 150 УК РФ определяется как общественно-опасные деяния, выраженные в форме действия взрослого лица, направленные на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий. Факультативным признаком при квалификации по данному преступлению является способ вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления. Действия взрослого лица по вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления могут выражаться в различных формах. В ч. 1 ст. 150 УК РФ содержится открытый перечень способов вовлечения: обещание, обман, угроза, иные способы. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления представляет собой подстрекательство. Однако в том случае, когда субъектом вовлечения несовершеннолетнего является взрослое лицо, законодатель счел необходимым выделить его в самостоятельный состав преступления. Тем самым вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления превращается в специальный вид подстрекательства, но не приобретает какое-либо иное отличное от подстрекательства качество. Состав преступления формальный. Момент его окончания связан с совершением деяния – вовлечения как сложного (результативного) действия, охватывающего результат в виде возникновения у несовершеннолетнего желания совершить преступление и реализацию желания полностью или хотя бы частично; именно эта позиция после долгих споров отражена в п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Если несовершеннолетний совершил преступление, в которое оказался вовлеченным, виновный должен нести ответственность по совокупности: за вовлечение в совершение преступления по ст. 150 УК и за подстрекательство к преступлению, в которое он вовлек несовершеннолетнего, а если он при этом и сам участвовал в совершении преступления – как соисполнитель этого преступления. Субъектом преступления является вменяемое, физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления восемнадцатилетнего возраста. В соответствии с ч. 2 ст. 150 УК РФ устанавливается повышенная ответственность для родителей, педагогов и иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних. Необходимо подчеркнуть, что комментируемые статьи указывают на специальный субъект: родителей по происхождению (не лишенных родительских прав), усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, представителей органов опеки и попечительства, и иные лица. Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Часть 2 ст. 150 УК предусматривает уголовную ответственность родителей, педагогических работников и иных лиц, на которых законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего. Иными лицами, ответственными за воспитание, являются медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты. Субъективная сторона вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления характеризуется виной, выраженной в форме прямого умысла, то есть лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность своего действия, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. При этом необходимо установить, осознавал ли взрослый, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий. Если взрослый не осознавал этого, то он не может привлекаться к ответственности по ст. 150 УК РФ. При изучении субъективной стороны вовлечения несовершеннолетних важнейшее значение для квалификации деяния взрослого имеет мотив и цель. Цель и мотив преступной деятельности неразрывно связаны: они представляют социально-психологический аспект волевого процесса принятия антисоциального решения. Если цель определяет направленность действий, то мотив раскрывает социальный смысл этих действий. В указанном составе преступления в основном усматривается один основной мотив – получить определенную выгоду, удовлетворить какую-либо потребность. Таким образом, взрослое лицо, имея в виду достижение какой-либо отдаленной цели (совершить кражу, разбойное нападение и т.д.) при вовлечении подростков в совершение преступления (в качестве соучастников или самостоятельных исполнителей), руководствуется корыстным, эгоистическим мотивом. Таким образом, под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность следует понимать принуждение несовершеннолетнего любым способом быть помощником или соучастником взрослому лицу в воплощении своих противоправных деяний с помощью и совместно с несовершеннолетним. Преступность несовершеннолетних становится одной из самых серьезных проблем формирующегося гражданского общества в России. Не имея устоявшихся мировоззренческих принципов, молодежь подвержена негативным социальным влияниям, которые существуют и продолжают усиливаться в обществе, моральные чувства у них еще не имеют характера устойчивых нравственных убеждений. 1.2. Типичные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления Вовлечением в совершение преступления признаются действия лица, достигшего 18-летнего возраста, направленные на склонение несовершеннолетнего к совершению преступления и возбуждающие у него желание участвовать в совершении одного или нескольких преступлений. К уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие 18-летнего возраста и совершившие преступление умышленно. Законом в ст. 150 УК РФ перечислены конкретные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение данного преступления, а именно: обещания, обман, угрозы или иные способы. При этом для квалификации действий виновного не имеет значения, вовлекается ли несовершеннолетний в качестве исполнителя преступления, либо в качестве другого соучастника преступления (пособника, подстрекателя). Так, обещания могут быть связаны с различными благоприятными для вовлекаемого несовершеннолетнего последствий в будущем: получением денег либо иного имущества, в том числе похищенного у потерпевшего, оказанием какой-либо помощи и т.д. Обман может заключаться в сообщении вовлекаемому несовершеннолетнему заведомо недостоверной информации относительно признаков преступления, к совершению которого склоняется несовершеннолетний, и его последствий (уверение несовершеннолетнего, что он в силу своего возраста не может быть привлечен к уголовной ответственности за содеянное, либо что изъятые у потерпевшего ценности принадлежат не потерпевшему, а вовлекающему лицу и пр.). При этом несовершеннолетний не осознает, что он совершает преступление, добросовестно заблуждается в принадлежности изъятых ценностей. Под угрозой понимается предупреждение вовлекаемого несовершеннолетнего о различных неблагоприятных последствиях для него и (или) его близких в случае отказа от совершения преступления: причинить имущественный вред несовершеннолетнему, уничтожить его имущество, распространить позорящие сведения о несовершеннолетнем и пр. Наконец, «иной способ», о котором говорит закон, предполагает широкий спектр воздействия на психику несовершеннолетнего (за исключением вышеперечисленных обещания, обмана и угроз, а также насилия, которому закон придает значение квалифицирующего признака), побуждающие его совершить преступление: месть, подкуп, уговоры, возбуждение чувства зависти, воспитание в духе «воровской романтики» и т.д. В Постановлении Пленума ВС РФ от 01.02.2011 №1 разъяснено, что при рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Следует также устанавливать, осознавал ли взрослый либо допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления, он не может привлекаться к ответственности по ст. 150 УК РФ. Следует отметить, что законодатель в качестве одного из способов совершения данного преступления называет неконкретизированную угрозу, т.е. без указания, какому из благ или интересов потерпевшего угрожает виновный. Например, угроза разрыва дружеских отношений, отмены запланированной поездки к местам отдыха и т.п. Безусловно, как самостоятельное деяние подобные угрозы не будут являться уголовно наказуемыми, но в силу закрепления их законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы они становятся противоправными. Заметим, что обещания и обман также закреплены в диспозиции ч. 1 ст. 150 УК РФ в качестве способов совершения данного преступления, но по причинам, озвученным выше, их не следует относить к видам психического насилия. Вместе с тем в действительности, не только угрозы и угроза применения насилия могут образовывать объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ. Такой вид психического насилия, как оскорбление, способно выступать в качестве способа вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления. Оскорблением не только наносится психическая травма, но и оказывается воздействие на волю потерпевшего, чтобы понудить его к совершению каких-либо действий. На практике возможна ситуация, когда у несовершеннолетнего под воздействием примененных к нему со стороны взрослого лица, имеющего цель вовлечь последнего в совершение преступления, оскорбительных действий и (или) высказываний, унижающих и подрывающих его авторитет в глазах сверстников из круга общения, возникает желание совершить общественно опасное деяние и тем самым сохранить свое лицо. Подобное понимание оскорбления укладывается в рамки разъяснения, содержащегося в п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. № 1, в котором высшая судебная инстанция отметила, что под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий следует понимать действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественные действия. Перечень действий, направленных на возбуждение желания совершить преступление, содержащийся в п. 42 Постановления Пленума ВС РФ, как и перечень способов совершения преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ, является открытым. Следующим видом психического насилия, который также может выступать способом вовлечения несовершеннолетнего лица в совершение преступления, является гипноз. Способность последнего воздействовать на психику человека, в результате чего данное лицо способно совершить общественно опасное деяние, неоднократно отмечалась на страницах как юридической литературы, так и в СМИ. Использование гипноза в качестве способа совершения преступления подтверждается и судебной практикой. Так в одном апелляционном определении № 22-1/2015 22-2165/2014 было установлено следующее в период с 2004 по 2008 года осужденные Шеремет И.М. и Темников А.В., с целью хищения денежных средств у неопределенного круга граждан создали и зарегистрировали ООО, КТ и ряд кредитных потребительских кооперативов граждан. В созданные организации они нанимали сотрудников, не посвящая их в свои преступные планы. Шеремет И.М. и Темников А.В. использовали доверие участников сетевого маркетинга, а также способности убеждения в виде приемов воздействия и внушения, эмоционального давления, гипнотических приемов, приводившие к формированию у граждан неосознанного к ним доверия. Под предлогом реализации рекламируемых различными способами инновационных проектов в разных областях науки и производства Шеремет И.М. и Темников А.В. предлагали гражданам стать инвесторами путем внесения средств в созданные ими кредитные потребительские кооперативы граждан и коммандитное товарищество. В результате такой деятельности за указанный выше период Шеремет И.М. и Темников А.В. похитили у граждан денежные средства в особо крупном размере. Доводы осужденных о квалификации их действий не ставят под сомнение доказательства стороны обвинения, а сводятся, по существу, лишь к иной их оценке. При этом суд правильно сослался в приговоре как на доказательства виновности осужденных в совершении ими мошенничества: «на заключение судебно-психологической экспертизы, которым установлено, что в высказываниях руководителей, представителей, консультантов и иных сотрудников компании, печатной продукции компании проявляются приемы манипулятивного воздействия» . На сегодняшний день следственные и судебные органы в состоянии определить, совершало ли лицо преступление под воздействием гипноза. Об этом может свидетельствовать следующий вывод суда, содержащийся в одном из Кассационных определений Верховного Суда РФ: «Заявление Кононова в судебном заседании о том, что он «загипнотизировал» Пинти и тот принимал участие в преступлениях под воздействием гипноза, проверялось судом и мотивированно отвергнуто в приговоре» . Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ, может выражаться в таких видах психического насилия, как угроза (неконкретизированная), угроза применения физического насилия, оскорбление и криминальный гипноз. По делам, где имеются основания для назначения судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), при назначении таких экспертиз следователи зачастую не ставят перед экспертами вопросы, направленные на изучение индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего, позволяющих старшим по возрасту оказывать воздействие на несовершеннолетнего с целью склонения к совершению преступления. В связи с чем необходимо выделить группу вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение комиссии экспертов-психиатров и медицинских психологов: 1. Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, позволяющие старшим по возрасту оказывать воздействие на несовершеннолетнего с целью склонения к совершению преступления; 2. Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, способствовавшие совершению им преступления под воздействием взрослого лица. Так, 11 мая 2019 года у Ивановой О.А., из корыстных побуждений, возник преступный умысел, направленный на открытое хищение чужого имущества, принадлежащего П.И.А., с применением насилия не опасного для жизни и здоровья в отношении последнего. При этом Иванова О.А. достоверно знала, что за указанное преступление предусмотрено уголовное наказание, и в целях избегания уголовной ответственности, решила совершить данное преступление при помощи и использовании К.Д.С., о возрасте которой она достоверно знала. При этом Иванова О.А. указала К.Д.С., то, что она должно непосредственно нанести П.И.А. телесные повреждения и похитить находящееся при нем имущество, а сама Иванова О.А. должна была находиться в непосредственной близости с К.Д.С. и наблюдать за окружающей обстановкой и давать указания К.Д.С. Будучи вовлеченным в совершение преступления, будучи уверенной в безнаказанности своих действий, несовершеннолетнее лицо с предложением Ивановой О.А. согласилось. Согласно заключения амбулаторного судебно – психиатрического экспертного отделения № 631 от 24.06.2019 года, К.Д.С. обнаруживает хроническое психическое расстройство в форме легкой умственной отсталости. Как видно из примера судебной практики следователем была назначена и проведена судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетней К.Д.С. Одним из вопросов, поставленных следователем перед комиссией экспертов, являлся вопрос о наличии у лица индивидуально-психологических особенностей, позволяющих оказывать на него старшим по возрасту воздействие с целью склонения к совершению преступления (в юридически исследуемой ситуации конкретным совершеннолетним лицом). Приведенные вопросы при назначении судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) не являются исчерпывающими, и в зависимости от конкретной ситуации указанный выше перечень вопросов может дополняться. При этом в случаях, когда имеются основания для назначения судебной психиатрической экспертизы совершеннолетнему, в действиях которого содержатся признаки преступления, предусмотренного ст. 150 или ст. 151 УК РФ, представляется обоснованным назначение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы с постановкой вопросов экспертам о наличии у лица индивидуальных психологических особенностей (лидерских качеств и т.п.), позволяющих оказывать воздействие на конкретных несовершеннолетних с целью склонения к совершению преступлений или антиобщественных действий. 1.3. Характеристика личности взрослого человека, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение преступления и личности несовершеннолетнего вовлекаемого в совершение преступления В целях успешного решения задач по защите несовершеннолетних от негативного криминального влияния взрослых лиц необходимы спланированные на основе научных разработок и изучения следственной практики комплексные профилактические меры. К наиболее распространенным процессуальным формам профилактики преступлений относятся представления следователя, дознавателя. В большинстве представлений конкретные причины и условия вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления не указываются, отражается только его фабула и предлагаются меры общего профилактического характера. При вынесении представлений важно учитывать обстоятельства, способствовавшие вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность: 1. Антиобщественная направленность личности вовлекателя и вовлеченного подростка; 2. Условия ее формирования; 3. Обстановка совершения преступления. Уголовно-процессуальный закон не устанавливает период расследования преступления, на котором вносится представление, как и количество вносимых представлений. Необходимость направления представлений до возбуждения уголовного дела вызвана тем, что некоторые причины и условия, способствующие вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, могут быть выявлены до возбуждения уголовного дела по статье 150 УК РФ. С учетом того, что выявленные факторы могут способствовать дальнейшему вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность, было бы целесообразно принять меры к их незамедлительному устранению, т.е. внести представление до возбуждения уголовного дела. В представлении в обязательном порядке должны быть указаны выявленные следователем, дознавателем обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, как связанные с обстановкой совершения преступления, так и субъективного характера (по рассматриваемой категории дел – информация, характеризующая личность вовлекателя и вовлеченного). По результатам проведенного исследования Федеральной службой исполнения наказаний России установлено, что около трети из числа вовлекателей являются ранее судимыми, соответственно, одной из причин совершения ими преступления вновь послужила слабая профилактическая работа со стороны участковых уполномоченных полиции на своих административных участках, и, соответственно, представление должно быть направлено в адрес руководителя подразделения по организации деятельности участковых уполномоченных полиции . Характеристика личности взрослого человека, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение преступления представляет собой систему признаков, которые в своей совокупности характеризуют лицо, совершившее преступление.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 67 страниц
4000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 45 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg