Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Исполнительские и педагогические принципы Г.П. Вишневской в процессе работы с вокалистами

baby_devochka 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Цель исследования : сформулировать современное представление об особенностях мастерства певца – интерпретатора (профессиональные данные , мастерство перевоплощения на сцене , знание музыкального языка исполняемого произведения и верное стилевое исполнение) на примере исполнительского стиля и педагогической школы Вишневской. Объект исследования: исполнительский стиль и педагогические принципы Г.П . Вишневской. Предмет исследования : процесс становления Г.П . Вишневской как великой академической певицы мирового уровня. Задачи исследования: - изучить литературу по теме исследования ; - проанализировать процесс становления исполнительских и педагогических принципов Г .П. Вишневской ; - изучить специфику работы над сценическим воплощением Г.П . Вишневской образов оперных героинь - рассмотреть меценатство Галины Вишневской как вид музыкально-общественной деятельности; - проанализировать педагогический опыт Галины Вишневской с музыкантами -вокалистами. Методологическую основу исследования составили труды по теории вокальной методики (Л .Б. , В .В. , О .П. ), исследования по истории оперного пения (М .К. , Д .К. ). Обращение к вопросам сценической интерпретации вызывало необходимость обращение к самым новым диссертационным исследованиям по вопросам музыкального сознания (диссертация А.В , , классические работы по музыкальной психологии Л.Л . Бочкарева , теория креативности Т.А . Барышевой, Ю.А . Жигалова ) и современным взглядам на вокальную педагогику (диссертация И .А. ). В дипломной работе применялись следующие методы : 1. Теоретические: анализ педагогической, психологической, музыковедческой литературы , обобщение и синтез исполнительского и педагогического опыта . 2. Эмпирические: практическое изучение опыта классической вокальной педагогики на примере сценических образов Галины Вишневской . Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении информации о жизни Галины Вишневской, отрывочно представленной в кратких биографических , в автомонографии, в статьях и интервью (печатных и электронных). Также значимым является создание модели сценического образа Г .П. Вишневской , формулировка основных ее педагогических принципов. Практическая значимость дипломного исследования связана со сферой применения теоретических данных работы . Данный материал может быть использован в лекционных и практических курсах, посвященных истории и теории исполнительского искусства , психологии вокально -сценического творчества, оперной режиссуре, актерскому мастерству вокалистов в музыкальных вузах , училищах , оперных студиях , индивидуальных программах . Структура дипломной работы состоит из введения, 2-х глав , заключения , списка используемой и приложения .
Введение

Актуальность темы продиктована тем, что в настоящее время отсутствуют работы по комплексному изучению роли певицы для Российской культуры. Галина Павловна занимает особое место в истории классического вокального исполнительства. Русская вокальная школа формировалась благодаря появлению плеяды выдающихся русских композиторов, ис-полнителей и педагогов, которые развивали музыкальную культуру, создавали свои прогрессивные методики. М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, П.И.Чайковский и др. искали новое направле¬ние русской музыкальной школы, в том числе и вокальной, стремились показать истинную красоту, духовную глубину музыкальных творений. Огромное поле деятельности откры¬валось перед молодыми исполнителями и педагогами, надо было найти такие способы и приёмы, которые бы научили чувствовать характер новых произведений. Вокальная школа, обобщив опыт выдающихся мастеров в своём наивысшем развитии, воплотилась в мастерстве Г.П. Вишневской, превра¬тившись «в мировое явление». Галина Павловна Вишневская – отечественная певица, творчество которой составило целую эпоху в классической музыке СССР и России. Выдающаяся исполнительница, родоначальница собственной школы оперного пения, организатор многочисленных конкурсов, фестивалей и мастер-классов вокального мастерства, меценат – все сферы ее деятельности были тесно взаимосвязаны с высоким искусством. Когда Г.П. Вишневская ушла из жизни в декабре 2012 года перед российским вокальным искусством и музыкальной наукой одновременно встало две задачи: продолжать ее дело, развивать отечественную вокальную школу; осуществить сбор факто логической информации о жизни и творчестве Вишневской, осуществить анализ ее исполнительского стиля, научно обосновать роль певицы в отечественной культуре. Дополнительный аспект профессиональной актуальности придает та ситуация в культуре и педагогике, которая реализуется в настоящее время на базе предшествующего опыта. В отечественном музыкальном образовании сложилась уникальная традиция, в рамках которой выдающиеся исполнители передают опыт своим ученикам. На рубеже XX – XXI веков этот опыт существенно преобразуется в контексте реформ образовательной сферы и запросов современного социума. Методологическая база, накопленная мастерами прошлого, начинает пересматриваться. Изменяются не только федеральные образовательные стандарты, законодательно регулируя изменения в музыкальном образовании. Меняется положение вокалиста, камерного и оперного исполнителя, на сцене. На смену дирижерам в оперный театр приходят режиссеры, регулирующие постановку сценического действа. В этом контексте драматическое мастерство актера, которое демонстрировали лучшие представители русской оперной сцены – Ф.И. Шаляпин, Г.П. Вишневская и др. – начинает играть значимую, если не ведущую роль. Ситуация в российском классическом вокальном образовании определила основную проблему дипломной работы: на основе исполнительской и педагогической деятельности Г.П. Вишневской сформулировать наиболее значимые параметры мастерства певца-актера. Данные представления становятся чрезвычайно актуальными в ситуации режиссерского оперного театра, который получает различные эстетические оценки в обществе. На этапе кардинального слома традиционных представлений об опере, необходимо четко сформулировать, какие черты сценического образа и профессиональной деятельности вокалиста в начале второго десятилетия XXI века являются определяющими. Особенно интересно это сделать на основе анализа творчества Г.П. Вишневской – яркой, артистичной исполнительницы современной музыки, замечательного педагога, создателя уникальной школы, знаменитой по всему миру. Кроме того, Галина Павловна в начале своей карьеры сама шла против традиционного направления воспроизведения шаблонов оперной сцены, однако со временем стала одной из представительниц традиционной русской интеллигенции, певицей высокой требовательности, феноменальной одаренности, драматического дарования и собственного интерпретаторского взгляда на произведения классики. Реальная исполнительская практика, вокальный стиль Вишневской могут существенно обогатить современную педагогику. В этом нам видится практическая значимость дипломной работы. Степень изученности темы исследования. Существуют отдельные статьи, интервью с Галиной Вишневской, в которой она высказывает собственные представления о роли певца на сцене, приоткрывает завесу тайны над секретами собственного мастерства, повествует об обстоятельствах собственной жизни и творчества. Особое значение для исследователя наследия Г .П. Вишневской имеет ее автобиография «Галина » , неоднократно переизданная на русском языке. Яркий , эмоциональный стиль описания , меткие наблюдения об окружающей действительности советского образца, размышления о собственной судьбе на родине и в изгнании делают страницы автобиографического издания важнейшим источником, благодаря которому можно проникнуть в суть творческой натуры Вишневской . Также важными источниками служат фильмы (фильмы – оперы, документальные фильмы ), благодаря которым можно составить представление о драматическом таланте певицы .
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Г.П. ВИШНЕВСКОЙ) 9 1.1. Становление исполнительских и педагогических принципов Г.П. Вишневской 9 1.2. Специфика работы над сценическим воплощением Г.П. Вишневской образов оперных героинь 20 1.3. Особенности исполнительского мастерства Г.П. Вишневской. Жизнь и творчество за рубежом дю 30 ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МУЗЫКАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАЛИНЫ ВИШНЕВСКОЙ 39 2.1 Центр оперного пения Галины Вишневской 39 2.2 Анализ педагогической деятельности Галины Вишневской с музыкантами-вокалистами: отечественный и зарубежный опыт 46 2.3 Меценатство как вид музыкально-общественной деятельность Галины Вишневской 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58 ПРИЛОЖЕНИЯ 62 Фильмография: 62
Список литературы

1. Аспелунд Д.Л . Развитие певца и его голоса – учебное пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа: https ://www.studmed .ru/aspelund -d-l -razvitie-pevca -i-ego -golosa_4b639f1b5eb.html 2. Великие вокалисты: Галины Вишневская [Электронный ресурс ]: биография . – Режим доступа: 3. http Вишневская Г. Бриллианты мне дарит только муж [Электронный ресурс]: интервью. - Режим доступа : http ://www.peoples .ru/art /music/classical /vishnevskay/ 4. Вишневская Г . Я хочу все , что умею , успеть отдать моим ученикам [Электронный ресурс] / Г .П. Вишневская . Статья и интервью к первому международному конкурсу оперных артистов Галины Вишневской. - Режим доступа : http://belcanto.ru/061027.html 5. Вишневская Г.П . Галина. История жизни [Текст] / Г .П. Вишневская . – Чимкент: МП «Аурика », 1993. – 576 с. 6. Вишневская Галина Павловна [Электронный ресурс]: статья на информационном интернет портале «Википедия». - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Вишневская,_Галина_Павловна 7. Галина Вишневская (Galina Vishnevskaya ) [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа : http://classic-music.ru/vishnevskaya.html 8. Галина Вишневская [Электронный ресурс ]: Жюри Пятого Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург ». Официальный сайт Санкт-Петербургской государственной консерватории им . Н.А . Римского-Корсакова . - Режим доступа: http://www .conservatory.ru /node/2180 9. Галина Вишневская Ни дня без музыки [Текст ] / Г.П . Вишневская // Музыкальная жизнь . – 2010. - № 11. – С. 7-10. 10. Галина Вишневская . Письмо Л. И . Брежневу: «В ваших силах заставить нас переменить место жительства , но Вы бессильны переменить наши сердца » [Электронный ресурс]: Известия. – 1978. – 16 марта . – Режим доступа: 11. http Галина Вишневская: Моя школа готовит к жизни [Текст] / Г .П. Вишневская . - Студенческий меридиан. – 2009. - № 11 от 03.09.2009. 12. Галина Павловна Вишневская [Электронный ресурс]: биографическая справка. – Режим доступа : http://ria.ru/spravka/20111025/469639520.html 13. Галина Павловна Вишневская [Электронный ресурс]: почетный доктор Российского химико-технологического университета имени Д .И. Менделеева . - Режим доступа: 14. http Дмитриев Л . Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л . Б. Дмитриев . - 2-е изд. - Москва : Музыка , 1996. 15. Емельянов В . В. Развитие голоса : Координация и тренаж [Текст] / В .В. Емельянов . - Спб.: Лань, 1997. 16. Емельянов В.В . Развитие голоса (2000) [Текст] / СПб .: Лань 17. Идеологические перерожденцы [Текст] / Г . Вишневская, интервью. – Известия . – 1978. - № 63 (18823) от 16.-3.1978. С . 4. 18. Карлина Златта . Основы вокальной безопасности [Текст ] / Москва: 2007.-31с. 19. Коротко о разном : юбилей Галины Вишневской [Электронный ресурс]: статья на портале «opera news». - Режим доступа : http://operanews.ru/11102303.html 20. Кочнева И ., Яковлева А . Вокальный словарь [Электронный ресурс ] / Издательство: ЛЕНИНГРАД «МУЗЫКА» (изд . 2-е) Год : 1988 Режим доступа : https://www.studmed.ru/kochneva-i-yakovleva-a-vokalnyy-slovar_211e68243d7.html 21. Ламберти Ф. Искусство вокального пения [Электронный ресурс ] Издательство Бритиш Паблишерс, 1973 Режим доступа: 22. https Луканин В .М. Обучение и воспитание молодого певца [Текст] / Л :.Музыка, Ленинградское отделение , 1977.-85с. 23. Морозов В.П . И др . Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное , хоровое пение , сценическая речь [Текст] / М :. Когито-Цетр , 2013. – 318с. 24. Назаренко И .К. Искусство пения [Текст ] / М:. Музыка , 1968. 625с. Хрестоматия. 25. Народной артистке СССР Галине Вишневской вручен орден преподобной Евфросинии Московской [Электронный ресурс]: официальный сайт Московского патриархата. – Режим доступа: 26. http Оперу осовременили , а примадонна недовольна [Электронный ресурс]: статья и интервью с Галиной Вишневской. - Режим доступа: 27. http Последнее интервью Галины Вишневской [Электронный ресурс ]. – Режим доступа : http://www.youtube.com/watch?v=NMJlL1QprSA 28. Рудин Л.Б . Основы голосоведения [Текст] / Учебное пособие для студентов вокальных , актёрских и дирижёрско-хоровых факультетов. 29. Самин Д.К . Сто великих вокалистов [Текст ] / Д.К . Самин. – М .: Вече, 2004. 30. Советские примадонны: Галина Вишневская [Электронный ресурс]: статья к 85 летнему юбилею певицы . - Режим доступа : http://belcanto.ru/sov-vishnevskaya.html 31. Сотни людей пришли прощаться с Галиной Вишневской [Электронный ресурс]: статья и некролог . – Режим доступа : http://www.newsru.com/cinema/13dec2012/vishnevskaya.html 32. Степурко О. Скэт . Импровизация [Текст ] / Учебник. – Москва : Камертон, 2006. – 78с. 33. Трифонова И.А . Академическое вокальное искусство как социокультурный феномен [Текст] / И .А. Трифонова . Автореф. канд . дис. – Тюмень , 2011. 34. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2012 № 1585 «О награждении орденом "За заслуги перед Отечеством "» [Электронный ресурс ]: официальный интернет -портал правовой информации. – Режим доступа: 35. http Указ Президента РФ от 25.10.1996 N 1489 о награждении орденом «За заслуги перед Отечеством » [Электронный ресурс ]: архив документации на сайте «Президент России ». – Режим доступа : http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1171202 36. Ульев И.Е . Словарь ошибок вокальной педагогики [Текст] / Выходных данных нет . – 40с. 37. Флеминг Р . Внутренний голос [Текст] / Издательство : Фантом Пресс , Год выпуска 2008, 352с. 38. Холопов, Ю .Н. Современные парадигмы музыкальной эстетики XX века [Электронный ресурс]: статья . - Режим доступа : http://www .twirpx.com /file/423247/ 39. Центр оперного пения Галины Вишневской [Электронный ресурс ]: официальный сайт . – Режим доступа : http://www.opera-centre.ru/ 40. Чишко О. Певческий голос и его свойства [Текст] / М :. Ленинград: Музыка , 1966. – 48с. 41. Юшманов В .И. Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов [Текст] – Десертация на соискание учёной степени доктора искусствоведения / СПб. 2004 - 256с. ПРИЛОЖЕНИЯ Фильмография: I. Александра . Художественный фильм , участник 60го Каннского фестиваля. Режиссер – А. Сокуров . В роли Александры Николаевны – Галина Вишневская . II. Вольный ветер . Экранизация одноименной оперы И . Дунаевского. Режиссер – Л. Трауберг . Партию Стелы поет Г . Вишневская. III. Двое в мире . Документальный фильм телеканала «Культура » о Галине Вишневской и Мстиславе Ростроповиче . Режиссер – Т . Малова. IV. Евгений Онегин. Фильм -опера. Режиссер – Р.И . Тихомиров. Главные роли исполняют Галина Вишневская , Лариса Авдеева и Евгений Кибкало. V. Звезда в ночи . Фильм – посвящение Ахмади Донишу . Режиссеры – А . Рахимов, И . Усов. В главной роли Г. Вишневская . VI. Катерина Измайлова . Экранизация одноименной оперы Д . Шостаковича. Режиссер – М. Шапиро . В роли Катерины – Г . Вишневская. VII. Леди Макбет Мценского уезда. Фильм по мотивам пьесы Лескова . Режиссер – Р . Балаян. В роли Катерины – Наталья Андрейченко . Поет Галина Вишневская. VIII. Провинциальный бенефис. Фильм по пьесам А. Островского : «Таланты и поклонники», «Лес » и др . Режиссер – А . Белинский. В ролях: Александр Лазарев (мл .), Галина Вишневская , Лена Ростропович , Светлана Немоляева , Анжелика Неволина , Владислав Стржельчик , Вячеслав Тихонов , Владимир Самойлов , Леонид Куравлёв , Валентин Смирнитский , Всеволод Кузнецов , Елизавета Никищихина . IX. Свидетели. Роман о славе . Документальный фильм о жизни и творчестве Галины Вишневской . Режиссер – А . Гречиха. X. Элегия жизни. Документальный фильм о жизни Галины Вишневской. Режиссер – А. Сокуров . В главной роли – Галина Вишневская.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Г.П . ВИШНЕВСКОЙ) 1.1. Становление исполнительских и педагогических принципов Г.П . Вишневской Галина Павловна Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Кронштадте. Воспитывала ее бабушка, Дарья Александровна Иванова, с родителями она не была близка. Мать ее была цыганкой, любила петь в сопровождении гитары . От матери Галя унаследовала яркую внешность и голос , поставленный от природы. Одним из тяжких испытаний молодости стала блокада Ленинграда. Оказавшись в кольце блокады, она выжила, потеряв единственного близкого человека - бабушку . В возрасте 16 лет служила в частях ПВО. Специального музыкального образования Вишневская не получила (впоследствии , уже работая в Большом, окончила консерваторию экстерном), однако в 1944 году смогла устроиться в Ленинградский областной театр оперетты . К тому времени она знала много арий, романсов . Ее с детства поставленный голос с красивым тембром давал ей возможность осуществлять концертную практику , пока далекую от профессионализма. Уже через год начала карьеры Галина Павловна пела главную партию в «Свадьбе в Малиновке» и в «Фиалке Монмартра». Дебюты прошли успешно , и в последующие годы певица исполнила на опереточной сцене немало партий. После успеха на сцене Вишневская поняла, что создана для сцены. Условия работы в провинциальной оперетте были далеко не простыми . Приходилось много гастролировать по воинским частям , колхозам , селам , играя оперетты Кальмана , Оффенбаха , Стрельникова . «Спали вповалку, где придется… Играли каждый день в промерзлых клубах — на стенах снег . Платили мне семьдесят рублей в ». В своей монографии Галина Павловна впоследствии писала, что работа в оперетте дала ей то, что не может дать ни оперная сцена, ни эстрада : это актерское мастерство , умение рационально использовать свой голос , а также определенная выносливость. Ведь работать приходилось очень много , спектакли шли каждый день , а иногда и два в день. В этой ситуации без профессионализма можно было либо потерять голос , либо научиться им пользоваться. После трагического события в своей жизни – смерти 2хмесячного малыша , первого сына - Галина Павловна ушла из оперетты . Ее кумиров в то время была Клавдия Шульженко Ее чувство вкуса , стиля , умение пользоваться голосом , тщательная проработка каждой песни (в том числе и актерская , ведь каждый жест имеет значение ) восхищали Вишневскую. Галина охотно включала в свои программы песни из репертуара Шульженко, пыталась ей подражать . Тогда певица объездила чуть ли не всю Россию, во всяком случае , европейскую ее часть . Пела по 25-30 концертов в месяц. Это была тяжелая , но весьма полезная школа. Ее карьера шла в гору, муж Марк (бывший директор ) бросил работу и стал ее первым антрепренёром. Она поступила в музыкальную школу для взрослых, где неумелый педагог сумел испортить ее природные вокальные данные : верхние ноты пропали , и Вишневскую уверили , что она поет меццо -сопрано. В своей книге «Галина» певица так впоследствии анализирует это событие : «Дело в том , что у меня была природная постановка голоса – маски , грудного резонатора и дыхания, что в пении самое важное . Певцы годами учатся правильному дыханию, но так и не постигают этой основной тайны пения . Мне это было дано от Бога , я родилась с умением правильно дышать , его то и лишил меня первый педагог » . По случайному стечению обстоятельства, разочаровавшись в учителях , она попала к скромной учительнице - восьмидесятилетней Вере Николаевне Гариной , которой в то время уже исполнилось 80 лет . Несмотря на это , учительница сразу разобралась в природе голоса Галины Павловны: сопрано. На вопрос молодой ученицы «Как же вы узнали?» Вера Николаевна ответила : «Я поняла по переходным нотам второй октавы . У сопрано эти ноты “ре ”, “ми бемоль ”, “ми ”. Ты не умеешь включать на этих нотах головной регистр, а это – запомни на всю жизнь ! – ключ к верхним нотам » . Педагог и ученица стали заниматься каждый день , и в результате этих занятий не только ушли все зажимы, открылись верхние ноты. Гарина определила решительно : «У тебя сопрано. Лирико -драматическое. Будешь петь сопрано » . Вера Николаевна смогла ощутить особенности , физиологию и приемы голоса Вишневской, научить ее управлять голосом , петь сложнейшие арии (из репертуара того времени лучшей была ария Аиды «Берег Нила », труднейшая в репертуаре сопрано, которая впоследствии поможет певице стал солисткой Большого театра). Занимаясь с Вишневской, она ощутила всю силу ее таланта , и предрекла: «Будешь петь в опере. У тебя звезда на лбу ». О такой карьере Вишневская не мечтала и продолжала кочевать, выступая в роли субреток . Однажды, гуляя по Невскому проспекту , она увидела афишу о прослушивании в Доме искусств молодых вокалистов для набора в стажерскую группу Большого театра. Был последний день конкурса . Вишневская пришла послушать , но , не сдержавшись, в антракте заявила , что хочет участвовать , петь будет Аиду и романс Рахманинова «О , не грусти». Терять было нечего , спела и , к собственному изумлению , прошла на следующий тур, состоявшийся в Москве в Бетховенском зале. На втором туре были Б .А.Покровский , Н .С.Голованов , Н .С.Ханаев . Вишневская очень волновалась, но волнение обрело сценическую форму . В исполнение арии Аиды она вложила столько эмоций, что хватило бы на несколько спектаклей. Тогда певица получила ценный совет от Никандра Сергеевича Ханаева, который она запомнила на всю жизнь : «Да не волнуйся , ты уже прошла на третий тур ! Через три дня будешь петь с оркестром . Но запомни на всю жизнь : у тебя во время пения перед глазами всегда должен быть стоп -сигнал. Знаешь , как у машин сзади? Красненький такой огонек … иначе с твоим темпераментом на сцене костей не соберешь » . Вишневская прошла на третий тур , который проходил в филиале Большого театра. Здесь она вновь исполняла арию Аиды с оркестром под управлением К .П. Кондрашина. Природный голос , драматический талант , внешние данные сыграли свою роль : из ста человек, участвующих в 3 и 4 турах, были приняты только двое певцов. На тот момент у Галины Павловны даже не было диплома , и консерваторское образование она получала позже, экстерном . В октябре 1953 года состоялось первое выступление в роли Татьяны в «Евгении Онегине », и из стажерской группы Вишневскую перевели в основную труппу солистов Большого театра. Роль принесла первый успех в театре, и через 30 лет с нею вместе певица простилась с оперной сценой – серией из восьми спектаклей «Евгения Онегина » в октябре 1982 года в парижской Гранд-Опера . «Евгений Онегин» шел в постановке Бориса Покровского, и Вишневской дали с ним репетицию по «Онегину ». Это было ее первое творческое общение с режиссером, который перевернул все ее представления об оперном театре. Именно с ним Галина Павловна создавала все свои роли. С первых же дней он стал для нее безоговорочным авторитетом , благодаря ему она проникла в тайны оперного искусства. Этот замечательный режиссер -психолог с первого часа работы с Вишневской над ролью пошел от ее актерской индивидуальности , от ее молодого , звонкого голоса . Чутьем своего таланта почувствовал в ней одержимость и порыв. В тот день , сам того не подозревая, Покровский вручил Галине Павловне ключ от «ее театра », который уже давно жил в душе певицы. С того дня Вишневская кинулась работать очертя голову , ломать традиционные условности , которые казались несокрушимыми , как мир . Начиная работать над ролью Татьяны, Вишневская не испытывала энтузиазма . Тот восторг и упоение , которое она испытывала в 10 лет, слушая запись оперы на пластинке , выучив ее наизусть, она не ощущала . Посмотрев оперу на сцене , Галина Павловна разочаровалась в условности оперного театра, недостаточно убедительной актерской игре певцов, в результате чего опера представлялась ей скучной. Покровский , тонкий психолог , открыл ей глаза, помог вдохнуть свежую творческую струю в роль , которая станет ее визитной карточкой. В первый период работы Вишневской на оперной сцене в театре работали над постановкой «Фиделио» Бетховена . В течении полутора лет готовилась премьера единственной оперы маститого композитора на советской сцене . Вишневской поручили партию Леоноры. В спектакле были заняты знаменитые артисты , дирижировал А . Ш. Мелик -Пашаев, только что назначенный главным дирижером театра. Галина Павловна признается , что ей невероятно повезло начать свой творческий путь с профессионалом такого уровня : «Александр Шамильевич с этой постановки полюбил мой голос - "чистый, девственный звук", как он говорил . Как-то уже потом он мне признался, что у него выступали слезы , когда я начинала петь. Этот серебристый оттенок тембра помог мне в будущем создавать образы молодых героинь , особенно таких, как Наташа Ростова в "Войне и мире " Прокофьева, Марфа в "Царской невесте ", Татьяна , Чио-Чио -сан, Маргарита в "Фаусте", и даже Аида , которая имела большие традиции исполнения драматическими сопрано , у меня получила совершенно иное вокальное и сценическое воплощение - я подчеркивала в ней нежность, хрупкость, жертвенность: "Нильской долины дивный цветок ...» . Вишневская, как одержимая, работала над «Фиделио ». С самого начала стала добиваться инструментального звучания голоса, слияния с воображаемыми инструментами в оркестре. Старалась добиться большого дыхания , разнообразия красок, прозрачности piano, ежедневно пропевая всю оперу полным голосом, как на спектакле. Галина Павловна пела свою партию с чистотой и точностью инструменталистки , хорошо зная, с каким требовательным дирижером ей предстоит работать. Мелик -Пашаев рвался скорее начать спевки , а поскольку солисты еще не были готовы, ему предложили прослушать ее, мол, Вишневская только одна и выучила . На прослушивании Вишневская пропела всю партию от первой до последней ноты без остановок, без замечаний с его стороны . В этой труднейшей в мировом репертуаре героической партии сопрано певицу еще и на выносливость проверял - хватит ли ее на весь спектакль . «Я была собрана , как солдат перед боем , ни разу не ошиблась , легко пропела все трудные места . Я понимала, что сейчас решается моя судьба: или я буду петь в его спектаклях - или вылетаю , и он уже никогда меня не возьмет. Допела последний , грандиозный ансамбль ... Уф, конец...» - вспоминает певица . Эта требовательность к себе и полная самоотдача в работе будет отличать Вишневскую всю жизнь . Вся жизнь Вишневской в тот период проходит в театре. Ежедневные уроки , спевки , сценические репетиции в классах, оркестровые репетиции. Премьера «Фиделио» состоялась весной 1954 года. Она стала музыкальным событием огромной важности . «Какое счастье, что на заре моей певческой карьеры мне довелось прикоснуться к этому гениальному творению . Чистота и мужество бетховенской души наложили отпечаток не только на творческую, но и на всю мою человеческую судьбу . "Через тернии - к свету ! Музыка должна высекать огонь из людских сердец !"» - эти слова стали ее девизом . Вскоре Вишневская получила свою третью по счету роль - Купаву в будущем спектакле «Снегурочка» Римского -Корсакова (дирижер К. Кондрашин , режиссер Б .Покровский). Все эти роли: Татьяна, Леонора, Купава - как нельзя больше отвечали нутру певицы , ее молодости , открытости чувств , стремлению к справедливости, желанию немедленно решать самые важные жизненные вопросы . Раньше, в других постановках, Купаву пели крупные женщины - драматические сопрано , и смешно было видеть ее рядом с подружкой-Снегурочкой , этой маленькой, холодной льдинкой. Вишневская долго не могла найти нужного внутреннего градуса роли , пока однажды на репетиции не подумала: «А интересно, сколько Купаве лет? Лет тридцать , должно быть . Уж очень драматически напряженная вокальная партия... Да ты что ? Замуж-то в деревнях выходили в 16 лет , а к 30-ти уже куча детей . Ведь она подружка Снегурочки, а той 15 лет. Она чиста, естественна, как сама природа, и бросается в объятия Мизгиря , не раздумывая: для нее не существует условностей. И когда Мизгирь упрекает ее: Влюбленному всего дороже скромность ... А ты меня любила без оглядки , Обеими руками обнимала… - на нее рушиться небо . Как же возможно такое предательство ! Разве любить и говорить о любви - бесстыдство ? Как безумная, обращается она за помощью к птицам, деревьям , к речке - люди в их лицемерии и ханжестве не понимают ее. Бежит она к царю Берендею не жаловаться, а за правдой и справедливостью » . Публика заметила красивую певицу с чистым , серебристым голосом , действовавшую на оперной сцене с удивительной гибкостью и естественностью, ощущавшую оперу как яркую драму, певшую сильно и свободно . Скоро она становится ведущей солисткой Большого театра и исполняет все основные партии для сопрано. В 1955 году Вишневская была направлена в Прагу для участия в концертной программе происходившего там фестиваля молодежи и студентов. Там состоялась ее вторая встреча с известным виолончелистом Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем, который специально организовал эту поездку , чтобы быть рядом с женщиной, которая покорила его сердце. Головокружительный и стремительный роман привел к женитьбе через 4 дня Ростропович стал не только мужем , но и бессменным аккомпаниатором певицы на всех ее гастролях. Вишневская сначала была удивлена его предложением сыграть партию фортепиано , но затем она убедилась в мастерстве и таланте своего аккомпаниатора. Его игра (неизменно мастерская и всегда наизусть , с тщательной отработкой всех деталей) помогала певице в полной мере раскрыть вокальный образ. В фильме «Двое в мире» певица вспоминала , как в творческой семье были разногласия относительно репетиционного процесса. Ростропович учил свою партию , всегда наизусть , и времени у него для этого было немного – слишком много концертов приходилось играть в то время. До того , как партия фортепиано не была выучена, с женой репетиций он не допускал . В результате, очень часто они исполняли первый раз вместе произведение только на сцене . Это очень не нравилось Вишневской , предпочитающей тщательное впевание вместе с инструментальной партией. Однако художественный результат всегда был на высоте. Его мастерство аккомпаниатора , помогающего вокальной партии , чутко следующего за ней, ее вокальное и сценическое мастерство, а также глубокое взаимопонимание пары делали их дуэт универсальным художественным организмом. Это было время больших успехов Вишневской и в театре . Она овладела многими ведущими сопрановыми партиями текущего репертуара. Ее отличали многие дирижеры : всесильный А . Мелик-Пашаев на свои спектакли выбирал только Вишневскую. Позднее Вишневская называла 50-60-е годы лучшими в своем творчестве. Вишневская уделяла много внимания и звукозаписям. Среди них лучшими стали «Евгений Онегин» (1955 года) с дирижером Большого театра Хайкиным и артистами Беловым (Онегин ) и Лемешевым (Ленский ). Несмотря на то, что Лемешеву было уже 56 лет , он впервые записывал эту оперу , хотя уже в течение десятилетий был непревзойденным Ленским и кумиром публики . Оперу «Борис Годунов» (1970 г , партия Марины ) с дирижером Гербертом фон Караяном записывали в Вене . Головокружительная карьера была неожиданно прервана, и виной тому стали политические обстоятельства . Ростропович и Вишневская оказали покровительство Солженицину , писатель жил в их доме в период гонений со стороны государства . Репрессии коснулись и выдающихся музыкантов , особенно Мстислава Ростроповича – ему отказывали в гастролях , все залы Москвы были для него закрыты . Устроившись в театр оперетты , он и там вынужден был терпеть недовольство директора , получившего «указ свыше». Галина Павловна принимает волевое решение уехать , бросить Большой театр , с которым ее так много связывало . К тому времени М. Ростропович переживал тяжелый период , он был сильно раздавлен давлением, которое оказывали представители ГБ на их творчество и семью. Имя Вишневской замалчивалось , даже если ей дозволялось петь в спектакле . Расставание с любимым театром она очень тяжело переживала , о чем очень эмоционально пишет в . Однако, для творческой реализации и семейного спокойствия , будущего детей было принято решение уехать из Советского Союза. В следующем разделе дипломной работы остановимся подробнее на тех ролях, которые примадонна Большого театра пела до 1973 года , охарактеризовав основные особенности их прочтения примадонной. Выводы : 1. Галина Павловна Вишневская имела от природы поставленный голос , однако ее певческая карьера складывалась сначала в оперетте , на эстраде, и только по случайному стечению обстоятельств привела ее на прослушивание в Большой театр . 2. Не имея специализированного высшего образования, в результате самостоятельной сценической практики и с помощью частных уроков Веры Николаевны Гариной Г .П. Вишневская достигла вершин вокального исполнительства . 3. Стремительная карьера в Большом театре , успех у зрителей и признание профессионалов произошли благодаря вокальной технике в сочетании с актерским талантом и полной самоотдачей на сцене . 4. В силу политического конфликта с советской властью карьера в Большом театре прервана, и Галина Павловна с мужем, Мстиславом Ростроповичем, и дочерями уезжают за границу. 1.2. Специфика работы над сценическим воплощением Г.П . Вишневской образов оперных героинь Воплощая на сцене различные образы , Галина Павловна Вишневская подходила к ним комплексно. Каждый образ она тщательно продумывала , «вынашивала». Имела значение и музыкальная составляющая образа (тембр голоса , фразировка , интонация , средства музыкальной выразительности музыки и ее характер , стилистика воплощения музыкального содержания ), и драматическая игра. Вишневской от природы были даны сильный темперамент, энергетика, которые реализовывались в духовной составляющей образов на сцене через мимику, жест, внешний зрительный ряд. Природная вокальная одаренность удивительным образом соединялась в ней с природным мастерством актрисы . Одной из центральных партий , которым сама певица придавала большое значение , была партия Аиды из одноименной оперы Верди. «Аида » в Большом театре сочетала в себе все самое лучшее , что было в нем: избранный состав солистов, великолепные декорации и костюмы художника Т . Старженецкой , блестящую режиссуру Б . Покровского, непревзойденную дирижерскую интерпретацию А . Мелик-Пашаева . Как впоследствии вспоминала в монографии Вишневская , в ее представлении Аида была исключительной ролью . Ей казалось, что никому в этой опере не дал Верди таких трепетных pianissimo. Ее вокальная партия - воплощение любви, счастливой жертвенности, и все ее нутро должна переполнять та звенящая нежность , что звучит в оркестре при ее первом появлении на сцене. Галина Павловна рассказывала о работе над ролью: «Внешний облик ее я ясно видела в музыке. Она рисовалась мне ожившей черной фарфоровой статуэткой . Я видела изысканность линий ее тела , плавность походки , горделивую посадку головы плененной эфиопской царевны . Но насколько всем ясно , как нужно одеть Амнерис , - стоит только лишь посмотреть фрески , не говоря уже о том , что дочери фараона в спектакле дано все : драгоценности, головные уборы , платья , которые она меняет по ходу спектакля много раз, - как нарядить примадонну -эфиопку, не знает никто . Обычно Аида одета в платья того же покроя, что и Амнерис , только хуже и гораздо беднее, - что лишает ее образности и персональной значительности. Но ведь , прежде чем полюбить Аиду, Радамес должен был ее увидеть, отличить в толпе прислужниц прекрасной дочери фараона , влюбленной в него и жаждущей взаимности. Какой же она должна быть ярчайшей индивидуальностью и какая должна исходить от нее притягательная и таинственная сила, если ради нее блестящий полководец отказывается от руки царевны Египта и готов принять смерть , но не потерять любовь маленькой рабыни ! Мне захотелось сбросить с нее царские обноски , так не идущие ей , чтобы освободилась, заиграла ее природная грация, подчеркнуть ее дикость , экзотичность . Черная орхидея! Но как добиться этого ? Само положение рабыни не дает ей никаких возможностей внешне украсить себя - все будет выглядеть жалким подражанием Амнерис. Тогда я решила пойти от крайности - одно платье на всю огромную роль . Но в этом единственном костюме должен быть весь образ героини, чтобы публика , раз увидев, продержала бы ее в памяти весь спектакль - даже когда ее нет на сцене. Платье подчеркнуто простое и лаконичное: узкое , прямое, левое плечо открыто и разрез у правой ноги выше колена . Из материи, хорошо выявляющей фигуру и все движения, такого цвета, что не встречается в платьях Амнерис, и в противовес ей - никаких украшений, лишь золотые кольца-серьги в ушах и золотые сандалии. Я сама нарисовала эскиз и выбрала для платья красный цвет .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg