1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РФ
1.1 История становления дежурной части территориального органа внутренних дел МВД РФ
Впервые функции общественного и постоянного органа власти, куда в любое время суток можно было обратиться за помощью для восстановления и защиты нарушенных прав, были закреплены еще в период становления органов полиции в XVIII веке. для Советов благочиния в лице частных судебных приставов и вверенных им полицейских отрядов, определенных на каждые 200-700 дворов города.
Согласно полицейского устава, учрежденного 8 апреля 1782 г., частный пристав был обязан: принимать жалобы, прошения и донесения о непорядке в своей части, допрашивать нарушителей и свидетелей (ст. 98, 99, 102); заключать преступников под стражу (ст. 104); докладывать обо всех происшествиях в его части за прошедшие сутки в Управу (ст. 108, 109). Частному приставу предписывалось отлучаясь из города на два часа и более, поручать исполнение обязанностей по должности иному приставу (ст. 90), жить в части к которой он представлен (ст. 97), не запирать свой дом «ни днем, ни ночью подобно пристанищу в опасности находящимся или нужды имеющим во всякий час» (ст. 98) .
С середины XIX века в каждой части Санкт-Петербурга существовал так называемый «съезжий дом», в котором размещались частные судебные приставы, городские унтер-офицеры, имелись помещения для заключенных. На территории подразделения были установлены «полицейские будки» с полицейским внутри, но до формирования полноценной дежурной службы и самого понятия «дежурство часть» было еще далеко.
С установлением Советской власти в России и созданием милиции функции будущего дежурного подразделения выполняли сотрудники уголовного розыска, участковые уполномоченные и другие сотрудники милиции, которые заступали на дежурство по графику. В начале 30-х годов. в ходе масштабной реорганизации аппарата милиции и уголовного розыска, специализации его подразделений, в некоторых крупных управлениях и отделах были введены штатные дежурные должности, но это не стало широко распространенной практикой и в большинстве городских учреждений обязанности дежурных продолжали выполнять участковые инспекторы и другие должностные лица, зачастую плохо подготовленные к этой работе. Роль дежурных сводилась к регистрации событий и сообщению об инцидентах руководству.
В приказе НКВД СССР от 14 июня 1935 г. № 077 «О работе дежурных по милиции», отмечена значимость работы дежурных: «От быстроты, правильной работы и своевременно принятых дежурным мер часто зависит предупреждение и раскрытие преступлений. Этот участок работы милиции надо немедленно наладить и поставить образцово», а также были закреплены основные обязанности дежурных, в основном оставшиеся неизменными до нашего времени: прием заявлений от граждан о преступлениях и нарушениях порядка, быстрое и решительное принятие мер по отношению к нарушителям, охране общественной собственности, руководство суточным нарядом, доклад начальнику о происшествиях. Более подробно права и обязанности дежурного, его подчиненность, а также порядок назначения на дежурство, ведения служебной документации были определены приказом НКВД СССР от 28 мая 1940 г., которым утверждена «Временная инструкция ответственному дежурному по городскому отделению районного комиссариата милиции».
Тем не менее эффективному управлению силами и средствами милиции по-прежнему препятствовали низкое техническое оснащение правоохранительных органов, нехватка транспортных средств, оперативного и криминалистического оборудования, средств связи, отсутствие надлежащих полномочий сотрудников, выполняющих обязанности дежурных по органу внутренних дел. Постоянно меняющийся личный состав плохо знал свои обязанности, не обладал необходимыми навыками для выполнения служебных обязанностей .
Сложившаяся ситуация в какой-то степени компенсировалась тем, что оперативные вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности, как в дневное, так и в вечернее время, решали руководители милиции и линейных служб, личный состав которых, в соответствии с режимом работы, установленным в 30-е годы, дежурил с 9 до 24 часов, а иногда и дольше. Когда в 1954 году органы МВД СССР были переведены на режим работы, установленный для государственных служащих, отчетливо проявилась неспособность дежурной службы милиции обеспечить эффективное реагирование на поступающую информацию и усложнение оперативной обстановки.
Для решения этих проблем был направлен ряд нормативных актов Министерства внутренних дел СССР, изданных в 1954-1956 годах, на основании которых повсеместно в органах внутренних дел стали формироваться дежурные подразделения. Однако проведенное в 1956 году масштабное сокращение органов внутренних дел вернуло существующие проблемы в прежнее русло.
До 1965 года к помещениям дежурной части не предъявлялось никаких нормативных требований. Дежурные располагались в дежурных комнатах, а для хранения оружия личного состава подразделения было выделено отдельное помещение. В целях создания надлежащих условий для работы дежурных частей Министерством охраны общественного порядка РСФСР были разработаны и утверждены Приказом от 17.12.1965 г. № 338 «Основные положения о планировке помещений и оборудовании дежурных частей городского и районного управления милиции».
Изданный в том же году приказ МООП РСФСР «О мерах по усилению борьбы с кражами, грабежами и разбоями» допускал возможность создания оперативных групп в составе следователя, эксперта, сотрудника уголовного розыска, кинолога для выполнения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, однако здесь вопрос о создании дежурного подразделения был полностью передан на усмотрение местных руководителей. В ряде случаев предпринимались попытки повсеместно внедрять организационные инновации без учета местных условий и специфики оперативной обстановки. В то же время при дежурстве подразделений РОВД оперативные группы несли службу только вечером и ночью. Дежурные части были укомплектованы сотрудниками, которые не справлялись с работой в других аппаратах и подразделениях, или пожилыми людьми, не имевшими юридической и оперативной подготовки.
Таким образом, несмотря на значительные организационные изменения, структура и функции дежурных подразделений к началу 70-х годов не были приведены в соответствие с новыми задачами органов внутренних дел. Вплоть до конца 1972 года дежурная часть ГРОВД действовала как простой регистратор сообщений о правонарушениях и была по существу неспособна компетентно реагировать на заявления и сообщения о преступлениях своевременными и решительными действиями.
1 января 1973 года были введены в действие «Временное типовое положение о дежурной службе органов внутренних дел» и «Временная инструкция по организации работы дежурной части отдела внутренних дел исполнительных комитетов районного, городского, районного Совета депутатов (отдела милиции)». Эти правила были объявлены в конце 1972 года приказом Министерства внутренних дел СССР «О коренном улучшении работы дежурных частей органов внутренних дел». Началось активное и целенаправленное формирование дежурных подразделений как органов управления и подразделений, направленных на решение конкретных задач по обеспечению общественного порядка и раскрытию преступлений «по горячим следам».
В 80-е годы дежурные части территориальных ОВД получили дальнейшее развитие: улучшилось их организационное и материально-техническое обеспечение, правовое регулирование. В это время дежурные части органов внутренних дел (в основном на региональном уровне) начали оснащаться автоматизированными системами обработки информации.
К началу 90-х годов дежурные части РОВД заняли важное место в структуре аппарата управления органов внутренних дел, а в последующие годы получили четкое правовое регулирование своей деятельности.
Приказ МВД России от 9.04.1993 г. № 170, а затем сменивший его приказ МВД России от 26.02.2002 г. № 174 «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации» определил практически все аспекты деятельности дежурного офицера, вопросы материально-технического оснащения дежурных подразделений, ведения служебной документации и т.д.
С 2004 г. начался новый этап автоматизации рабочего места оперативного дежурного органа внутренних дел. Планомерное внедрение и последующее совершенствование Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС) позволило расширить и усовершенствовать информационные банки данных по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, развернуть систему управления и позиционирования нарядов, внедрить в эксплуатацию Единую автоматизированную информационную систему дежурных частей органов внутренних дел Российской Федерации (ЕАИС ДЧ), которая позволила перевести в электронный вариант многие виды служебной информации, такие как содержание сообщений и заявлений о происшествиях, данные о лицах доставленных в дежурную часть, сведения о заявителях и пр. Дежурные части включены в систему оказания населению государственных услуг по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях .
До 2011 года дежурные части находились в оперативном подчинении штабов органов внутренних дел.
Таким образом, становление дежурной части МВД РФ началось в 18 веке. В ходе начатой в 2009 г. реформы МВД России дежурные части вошли в структуру полиции.
1.2 Управление и структура системы подчиненности дежурной части территориального органа внутренних дел МВД РФ
Дежурная часть МВД России – структурное подразделение полиции, на которое возложены функции оперативного управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации.
Структура системы подчиненности дежурной части территориального органа внутренних дел МВД РФ:
– Центр оперативного реагирования ОУ МВД России.
– Дежурные части МВД, ГУМВД, УМВД России по субъектам Российской Федерации (органов МВД России на региональном уровне).
– Дежурные части УМВД, МОМВД, ОМВД по муниципальным образованиям (органов МВД России на районном уровне).
– Дежурные части территориальных подразделений (отделов, отделений, пунктов полиции) органов МВД России на районном уровне.
В систему дежурных частей входят также дежурные части территориальных органов МВД России на окружном уровне (ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, Управления на транспорте МВД России по федеральным округам) и межрегиональном уровне (линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте).
Дежурная часть ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ выполняет возложенные на нее обязанности по реагированию на осложнения обстановки через дежурные части горрайлинорганов.
Дежурные части горрайлинорганов внутренних дел обязаны информировать дежурные части МВД, ГУВД, УВД, УВДТ об оперативной обстановке и ее изменениях.
Персональную ответственность за работу дежурной части несет начальник органа внутренних дел. Общее руководство деятельностью дежурных частей осуществляют организационно-инспекторские аппараты (штабы) органов внутренних дел.
Начальник горрайлиноргана внутренних дел в целях организации эффективной работы дежурной части обязан обеспечивать правильный подбор, расстановку и воспитание сотрудников дежурной части; постоянно контролировать ее деятельность, оказывать сотрудникам практическую помощь; организовывать служебную и боевую подготовку сотрудников дежурной части; принимать непосредственное участие в проведении служебных занятий; внедрять передовой опыт; принимать меры к обеспечению дежурной части служебными помещениями, документацией, вооружением, средствами защиты и связи, автотранспортом, другим имуществом согласно штатной и табельной положенности; обеспечивать ведения учета работы дежурной части.
Дежурные части органов внутренних дел обеспечиваются необходимыми помещениями. Их количество и предъявляемые требования по оборудованию определяются в соответствии с примерным перечнем помещений и оборудования дежурной части.
Примерный перечень помещений и оборудования дежурной части:
I. Помещения дежурной части ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД городов, имеющих районное деление, УВДТ, УВД (ОВД) Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России.
1. Зал оперативного дежурного.
2. Зал оперативного управления.
3. Кабинет начальника дежурной части.
4. Кабинет начальника смены (старшего дежурной смены).
5. Комната для хранения средств защиты, связи, оперативной и криминалистической техники.
6. Комната для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств.
7. Комната для чистки оружия.
8. Комната для размещения оргтехники, множительной аппаратуры.
9. Комната операторов ЭВМ и инженера-электроника.
10. Комната помощников оперативного дежурного по «02».
11. Радиоцентр.
12. Аппаратная.
13. Комната связи (телетайп, факсимильная связь и т. д.).
14. Комната бытового назначения.
15. Комната отдыха дежурного наряда.
16. Тренажерная комната.
17. Комната психологической разгрузки.
18. Комната для картотеки.
19. Комната для подогрева и приема пищи.
20. Туалеты.
21. Душевая комната.
22. Комната следственно-оперативной группы.
23. Комната рабочей группы оперативного штаба.
11. Помещения дежурной части управлений (отделов) внутренних дел городов, районов, иных муниципальных образований, отделов (отделений) милиции, линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, управлений (отделов, отделений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах.
1. Вестибюль.
2. Кабинет начальника дежурной части.
3. Кабинет начальника смены (старшего дежурной смены).
4. Зал (комната) оперативного дежурного с кабинами для радиосвязи, телетайпа, факсимильной связи и помощников оперативного дежурного по «02».
5. Аппаратная.
6. Комната для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств.
7. Комната для чистки оружия.
8. Комната для хранения средств защиты, связи, оперативной и криминалистической техники.
9. Комната операторов ЭВМ и инженера-электроника.
10. Комната следственно-оперативной группы (кроме отделения милиции). Для УВД городов количество комнат предусматривается в зависимости от количества СОГ.
11. Комната для группы немедленного реагирования.
12. Комнаты для задержанных в административном порядке (три комнаты для раздельного содержания мужчин, женщин и несовершеннолетних).
13. Комната для разбирательства с доставленными.
14. Комната отдыха дежурного наряда.
15. Комната для подогрева и приема пищи.
16. Туалет с умывальником в тамбуре для дежурного наряда и задержанных.
На дежурную часть органа внутренних дел составляется тактико-технический паспорт по установленной форме.
1.3 Полномочия и задачи дежурной части территориального органа внутренних дел МВД РФ
Дежурная часть ГУ МВД России субъекта находится в прямом подчинении начальника ГУ МВД России субъекта, непосредственном подчинении у заместителя начальника ГУ МВД России субъекта - начальника полиции, заместителя начальника полиции. Организационно - методическое руководство работой Дежурной части ГУ МВД России субъекта осуществляет начальник оперативного отдела ГУ МВД России субъекта в соответствии с действующими нормативными правовыми актами МВД России, ГУ МВД России субъекта. При проведении контртеррористических операций деятельность Дежурной части ГУ МВД России субъекта может дополнительно регламентироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России, устанавливающими порядок их проведения.
Штатная расстановка Дежурной части ГУ МВД России субъекта определяются с учетом типовой схемы организационной структуры, установленной МВД России, и утверждается начальником ГУ МВД России субъекта.
Дежурная часть ГУ МВД России субъекта обеспечивает:
1. Сбор и обобщение информации об оперативной обстановке на вверенной территории и ее изменение.
2. Своевременное реагирование на сообщения о преступлениях, нарушениях общественного порядка, стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях, в том числе природного и техногенного характера.
3. Организацию действий по обеспечению общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других происшествий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Управление силами и средствами, находящимися в оперативном подчинении.
5. Контроль за принятием подчиненными ГУ МВД России субъекта территориальными органами МВД России на районном уровне мер по раскрытию преступлений по «горячим следам».
6. Координацию работы подчиненных дежурных частей и дежурных служб территориальных органов внутренних, служб, подразделений аппарата ГУ МВД России субъекта при подготовке и осуществлении безотлагательных мер реагирования на осложнения оперативной обстановки.
К основным функциям дежурной части относятся:
1. Анализ и осуществление непрерывного круглосуточного сбора и обработки информации об оперативной обстановке на территории и ее изменениях для своевременного доклада руководству ГУ МВД России субъекта и передачу подготовленной информации в дежурную часть МВД России.
2. Осуществляет прием, регистрацию, разрешение поступивших в Дежурную часть ГУ МВД России субъекта заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях, в том числе в электронной форме, поступивших по информационным системам общего пользования, а также своевременное реагирование на них.
3. Непрерывное управление силами и средствами, находящимися в оперативном подчинении, а также вырабатывает и реализует меры по повышению эффективности их применения в пределах своей компетенции.
4. Контроль в пределах своей компетенции за соблюдением установленного порядка содержания, конвоирования задержанных и заключенных под стражу подозреваемых и обвиняемых лиц.
5. Сохранность служебных документов, сведений, составляющих государственную тайну, оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенного имущества.
6. Соблюдение установленного в ГУ МВД России субъекта режима секретности.
7. Контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания ГУ МВД России субъекта и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью и санитарным состоянием.
8. Передача в подчиненные территориальные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.
9. Обобщение информации о проделанной работе за дежурные сутки с подчиненными территориальными органами внутренних дел, подготовка суточной оперативной сводки для доклада руководству ГУ МВД России субъекта, других органов государственной и исполнительной власти. Подготовка информации на селекторное совещание, совещания при начальнике ГУ МВД России субъекта.
10. Получение информации от подчиненных территориальных органов внутренних дел об организации раскрытия преступлений и розыска преступников по «горячим следам» и оперативном руководстве силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
11. Организация выполнения в дежурные сутки задач, возложенных на дежурные наряды ГУ МВД России субъекта.
Дежурные части органов внутренних дел докладывают об оперативной обстановке и её изменениях в дежурные части вышестоящих органов внутренних дел, которые направляют информацию в Дежурную часть МВД России в соответствии с утвержденными в установленном порядке перечнем такой информации и порядком ее сбора и представления.
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РФ
2.1 Нормативно – правовое регулирование деятельности дежурных частей органов внутренних дел
Вся сфера общественных отношений, регулируемых в ходе деятельности дежурных подразделений органов внутренних дел, возникает, функционирует и развивается на нормативной основе. Их участники имеют взаимные субъективные права и обязанности, т.е. вступают в юридически закрепленные государством правоотношения.
В дежурные подразделения органов внутренних дел круглосуточно поступают сообщения о происшествиях, административных правонарушениях и преступлениях. Знание правового регулирования деятельности дежурных служб получение таких сообщений является важным аспектом при выполнении обязанностей оперативных дежурных.
Именно правовые нормы, отражающие то или иное взаимодействие людей, устанавливают модели определенных правоотношений, в которых конкретное поведение индивида соотносится с социальными потребностями, государственными целями правового регулирования.
В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан. Действие административно – правовых норм, как правило, не ограничивается определенными сроками.
Правовую основу деятельности дежурных частей составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
В их число, в частности, входят:
– Всеобщая Декларация прав человека, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 217 А (111) от 10.12.1948 г.;
– Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) принятая 4.11.1950 г.;
– Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169 от 17.12.1979 г.;
– Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию порядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 7.09.1990 г.;
– Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 43/173 от 9.12.1988 г.
Вышеупомянутые правовые акты регулируют деятельность действующих подразделений органов внутренних дел по таким направлениям деятельности, как судебное разбирательство задержанных, обеспечение содержания и сопровождения задержанных и заключенных под стражу лиц, и других лиц, где часть обязанностей перед лицом ежедневного наряда приходится на граждан в общественных отношениях или по поводу любых ограничений их прав и свобод.
К правовым актам, регулирующим деятельность дежурных частей также относятся основные законодательные акты государства, касающиеся общих вопросов правовой организации деятельности ОВД:
– Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г);
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Многие содержащиеся в нем общие нормы, прямо или косвенно регулирующие деятельность дежурных подразделений органов внутренних дел, имеют прямую административную направленность, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти. Конституционное положение о прямом действии Основного закона напрямую связано с деятельностью дежурных подразделений органов внутренних дел. Таким образом, глава 2 Конституции определяет основные права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64), которые составляют основу правового статуса личности в России. Более того, Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод . Эти положения в полной мере распространяются на деятельность дежурных подразделений органов внутренних дел.