Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

stitova 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Итак, проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи обучающихся остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников. Работу над орфографией нужно рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и отводить ей ведущее место в учебном процессе. Выход, как мы полагаем, следует искать в совершенствовании методики обучения правописанию в широком понимании, т. е. не только в использовании более эффективных приемов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится эта работа.
Введение

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно. Орфографически – правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: 1) навык письма; 2) умение анализировать слово с фонетической стороны; 3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; 4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило. Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком. Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается представителями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой. Поэтому проблема обучения правильному письму на всех этапах развития отечественной школы была и продолжает оставаться одной из центральных. В дидактике существует много книг и статей, помогающих разобраться в лингвистических, психологических и методических основах обучения грамотному письму. Однако, несмотря на разностороннюю разработку вопросов методики обучения орфографии, проблема продолжает оставаться актуальной. Об этом свидетельствует общее состояние грамотности выпускников школ. Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений. На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности. Психологи Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, Г. Г. Граник, П. С. Жедек, В. В. Репкин, методисты Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовская, А. В. Текучев, Е. Г. Шатова. настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того – насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Отсутствие соответствующего умения – орфографической зоркости – названные авторы считают важнейшей причиной орфографических ошибок. Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте – это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надежные основы следует, прежде всего, в начальных классах. Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической грамотности у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему остается актуальным. Важнейшим компонентом его решения является обеспечение готовности учителя начальных классов вести соответствующую работу на уроке(1). Актуальность темы исследования. Происходящие в настоящее время изменения в системе образования, обусловленные демократическими реформами, вызывают потребность в создании и реализации педагогических замыслов, направленных на совершенствование содержания и методов обучения русскому языку. Эти изменения внесли коррективы в определение целей обучения русскому языку. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся. Введение этих понятий в лингводидактику напрямую связано с компетентностным подходом, признанным сегодня одним из оснований модернизации образования. Включение понятий компетенции и ее типов в методику преподавания русского языка соотносится с мировой теорией и практикой определения целей и уровней владения языками, а также с достижениями современной психологической и лингвистической науки: теории речевой деятельности, коммуникативной лингвистики, исследующей общие закономерности речевого общения и функционирование языковых средств в реальных актах коммуникации, когнитивной лингвистики, предполагающей системное описание механизмов усвоения языка. Проблема обучения орфографической грамотности – одна из актуальнейших проблем не только сегодняшней школы, но и общества в целом. Орфографическая грамотность является важнейшей составной частью воспитания образованного, грамотного в широком смысле человека. Овладение орфографией – одна из основных коммуникативных задач при обучении русскому языку, так как орфография, определяя нормы единообразной передачи на письме звучащей речи, облегчает общение между людьми. К сожалению, в настоящее время наблюдается рецидив безграмотности не только среди школьников. Причин низкого уровня орфографической грамотности выпускников школ можно назвать несколько. Сейчас учащиеся мало читают, поэтому зрительный канал восприятия написанного или напечатанного слова используется плохо. Кроме того, в современных условиях не всегда можно доверять печатному слову, поскольку некоторые издательства обходятся без корректоров при производстве своей продукции, так часто орфографические и пунктуационные ошибки попадают на страницы книг, журналов и газет. Да и практика преподавания русского языка долгое время была ориентирована лишь на усвоение правил орфографии и пунктуации, что препятствовало развитию у учащихся лингвистической (знание основ науки о языке, усвоение сведений о роли языка в жизни общества, формирование учебно-языковых умений и навыков) и языковой компетенций (способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства), без которых невозможно прочное усвоение орфографических закономерностей, отражающих системные отношения в языке. Следует заметить, что традиционная методика обучения орфографии по правилам, с самого начала построенная на осознаваемой основе (правило — практическое его применение — автоматизация навыка), не лишена отдельных недостатков. Во-первых, знание правил письма сводилось нередко к заучиванию словесной формулировки правила, а не к овладению им по сути как орфографическим действием. Во–вторых, не обращалось достаточного внимания на морфемный состав, словообразовательные особенности и формообразующие закономерности слов разных частей речи. В–третьих, традиционное обучение орфографии по правилам не обеспечивало знания школьниками основополагающих принципов русской орфографии –фонематического и морфологического. Наконец, недооценивалась языковая и речевая база, на которой основано грамотное письмо (правильное произношение слов и их сочетаний, отработка навыков выразительного чтения, богатство словаря, умение производить анализ и синтез, проводить сопоставления, делать обобщения) (2). Таким образом, было принято решение провести исследовательскую работу, которая поможет решить проблему орфографической грамотности у младших школьников, и актуальность исследуемой проблемы определяется необходимостью дальнейшего совершенствования работы учителя по обучению младших школьников грамотному письму. Актуальность исследования – обусловлена необходимостью выработки орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применении орфографических правил, предполагающих успешное влияние на формирование орфографической грамотности младших школьников. Объект исследования – орфографическая грамотность младших школьников. Предмет исследования – формирование орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка. Цель исследования – подобрать комплекс упражнений направленный на формирование орфографической грамотности. Определить психолого–педагогические условия формирования орфографической грамотности младших школьников и с их учетом частично апробировать методическое содержание данной деятельности на уроках русского языка. Задачи исследования: 1) определить сущность понятия «орфографическая грамотность» и ее показатели; 2) уточнить психолого – педагогические условия формирования орфографической грамотности младших школьников; 3) провести анализ уровня сформированнос–ти орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка; 4) разработать проект формирования орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка, с учетом психолого-педагогических условий. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс упражнений направленный на формирование орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка будут эффективно помагать учителям в развитии орфографической грамотности обучающихся. Методы исследования: – теоретический изучение психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования с целью выявления сущности орфографической грамотности младших школьников и особенности ее формирования; – эмпирические (педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы; тестирование, анализ работ учащихся). Исследование проводилось на базе Муницыпальное образовательное учреждение «Сухменская средняя общеобразовательная школа», село Сухмень, улица Ленина 11 Структура дипломной работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников, приложение.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 1 Теоретические вопросы формирования орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка………………………………...9 1.1 Сущность орфографической грамотности и ее показатели...……………….9 1.2 Повышение орфографической грамотности …..……………………………16 1.3 Методы формирования орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка……………………………………………19 Выводы ………….………………………………………………………………….28 2 Организация опытно – экспериментальной работы по созданию условий формирования орфографической грамотности младших школьников…………29 2.1 Исследования уровня сформированности орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка………………………………...29 2.2 Реализация экспериментального проекта, направленного на формирование орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка………………………………………………………………………………...34 2.3 Результат опытно – экспериментальной работы, направленной на формирование орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………...44 Выводы ………….………………………………………………………………….47 Заключение………………………………………………………………………….49 Список литературы…………………………………………………………………52 Приложение
Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – Москва : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 624 с. – Текст : непосредственный. 2. Арутюнов, А. Р. Игровые занятия на уроках русского языка / А. Р. Атюнов. – Москва : Русский язык, 2007. – 361. – Текст : непосредственный. 3. Бакурина, Т. Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне / Т. Н. Бакурина. – Текст : непосредственный // Начальная школа. –2013. – № 2 С.19 4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе : учебное для студентов вузов / обучающихся по пед. спец / М.Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская , М. Р. Львов — Москва : Academia, 2000. — 361 с. – Текст : непосредственный. 5. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский — Москва : Просвещение, 1966. — 352с. – Текст : непосредственный. 6. Бондаренко, А. А. Парные звонкие и глухие согласные / А.А. Бондаренко // Начальная школа. –2006. – №9. – с. 13 7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов / Н.А. Бордоновская – СПб, Питер, 2006. – 304 с. – Текст : непосредственный. 8. Борисенко, И. Обучение младших школьников правописанию / И. В. Борисенко. – Москва : Просвещение, 2014. – 263 с. – Текст : непосредственный. 9. Булохов В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Педагогический университет «Первое сентября» –2002. – №1. – С. 90. – Текст : непосредственный. 10. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. Я. Булохов // Начальная школа, 1991. –№1. – с. 16 – Текст : непосредственный. 11. Буркова, Т. В., К. Д. Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию // Педагогический университет «Первое сентября». – 2008. – №11. – С. 82. – Текст : непосредственный. 12. Буркова, Т.В. Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию / Т. В. Буркова // Начальная школа, 2012. – №10. – с. 28 – 37. – Текст : непосредственный. 13. Венгер Л. А., Мухина В.С. Психология. –Москва: Просвещение, 1988. – 328 с. – Текст : непосредственный. 14. Власенков, А. И. Методика обучения орфографии в школе / А.И. Власенков. – Москва : «Русское слово», 2012. – 232с. – Текст : непосредственный. 15. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – Москва : Академия, 1999. – 344 с. 16. Волина, В. В. Веселая грамматика / В.В. Волина. – Мосува : Знание, 2011. – 247 с. – Текст : непосредственный. 17. Гальперин П. Я. и др. Проблемы формирования знаний умений у школьников // Вопросы психологии, 2003. – №5. – С. 61–71. 18. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. – Москва: МГУ, 1976. – 263 с. – Текст : непосредственный. 19. Гизатуллина, Д. Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно / Д.Х. Гизатуллина –СПб, : Литера, 2009. – 123 с. – Текст : непосредственный. 20. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 -х томах. – Москва: Мир, 1996. 21. Головей Л. А. Развитие личности ребенка от 7 до 11 лет /Л.А. Головей. – М. : Психология детства, 2006. – 640 с. – Текст : непосредственный. 22. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С.Соловейчик. – Москва: Просвещение, 2001. – 306 с. – Текст : непосредственный. 23. Жедек, П. С. Списывание в обучении правописанию / П.С. Жедек, М.И.Тимченко // Начальная школа. –1998. –№8. – с.67. – Текст : непосредственный. 24. Жуйков, С. Ф. Формирование орфографических деи?ствий / С.Ф. Жуйков. –Москва : 1965. – Текст : непосредственный. 25. Иванова, В.Ф. Современная русская орфография. – Москва: Просвещение, 2004. – 59 с. – Текст : непосредственный. 26. Иванова, В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – Моска: Просвещение, 2000. – 146 с. – Текст : непосредственный. 27. Игнатенко, М. В. Повышение орфографической грамотности младших школьников // Педагогические чтения, посвященные памяти Л. Ю. Бобкова : Материалы межвузовской науч.-практ. конференции (6 декабря 2004 г.) / под ред. О.Г. Каримовой. – Мурманск: МГПУ, 2004. – Вып. III. – 158 с. – Текст : непосредственный. 28. Игнатенко, М. В. Формирование орфографической зоркости в младшем школьном возрасте // Молодая наука Заполярья: идеи, новации, перспективы: Материалы науч.-практ. конференции студентов и аспирантов МГПУ. Апрель 2004 года / под ред. А.В. Воронина. – Мурманск: МГПУ, 2006. – 92 с. – Текст : непосредственный. 29. Канакина, В.П. Русский язык. Часть 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2014. – 165 с. 241 с. – Текст : непосредственный. 30. Колесова О. В. Развитие речи младших школьников при организации учебного сотрудничества на уроках // Вестник ППФ. - Н.Новгород. – 2003. – №3. – С. 56-59. – Текст : непосредственный. 31. Колесова О.В. Развитие речи младших школьников на лексическом уровне / Педагогика и психология детства: Материалы региональной научно-практической конференции. – Н.Новгород: Издательство НГПУ, 2007. – С. 318-321. – Текст : непосредственный. 32. Кравцова Е. Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста /лекции 1-8 //Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 48 с. – Текст : непосредственный. 33. Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе?.// Педагогический университет «Первое сентября». – 2006. №9–10. 34. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка // Педагогический университет «Первое сентября» –2010. – №3. –С. 89. – Текст : непосредственный. 35. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.- М.: Просвещение, 1964. –480с. – Текст : непосредственный. 36. Леонтьев, А. Н. К теории развития психологии ребенка / А.Н. Леонтьев. –Москва: Просвещение, 1974 –.352с. – Текст : непосредственный. 37. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., Просвещение, 2000. – Текст : непосредственный. 38. Львов, М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа. –2009. №12. – С. 35–41. – Текст : непосредственный. 39. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах-. – Москва: Просвещение, 2000. – 361 с. – Текст : непосредственный. 40. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — Москва: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с. – Текст : непосредственный. 41. Львов, М.Р. Обучение орфографии в начальных классах / М.Р. Львов //Начальная школа, 1984. – №12. – с. 42 – Текст : непосредственный. 42. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. - Москва: Просвещение, 1999. –263с. – Текст : непосредственный. 43. Мухина В.С. Детская психология. / В.С.Мухина. – Москва: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с. – Текст : непосредственный. 44. Николаева, Е. А. Формирование орфографических навыков у младших школьников // Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2007». Том 11. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2007. – С. 59–62. 45. Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности // Начальная школа, 2009 – №7. – С. 12–14. 46. Савельева Л.В. Пути совершенствования системы обучения орфографии в начальной школе: Материалы //Совершенствование системы языкового образования в современной школе и вузе : Материалы научно-практ. конференции. – СПб,: СпецЛит, 2010. – С. 33–37. – Текст : непосредственный. 47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2018. – 53 с. – Текст : непосредственный.
Отрывок из работы

1Теоретические вопросы формирования орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка 1.1 Сущность орфографической грамотности и ее показатели Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в младших классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Для определения орфограммы, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия. При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ. Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождения орфограммы и определения ее типа. Как показали исследования наряду со слуховым и зрительным анализаторами большое значение имет речевое проговаривание, оно позволяют более тонко и точно воспринимать речь. Воспоминания движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма. Зрительное, слуховое, кинестезическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, по К. Д. Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 77 страниц
1925 руб.
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg