Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Налоговый контроль как метод реализации публичного интереса государства (на примере ИМНС по Лидскому району)

baby_devochka 2040 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Актуальность исследования. В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без эффективного налогового контроля, призванного, в свою очередь, обеспечить публичный интерес государства при надлежащем исполнении налогового обязательства каждым плательщиком. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в Республике Беларусь, анализом эффективности контрольной деятельности налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля представляются весьма актуальными. Целью диссертационного является комплексное исследование особенностей организационно-правового механизма налогового контроля, характера контрольной деятельности налоговых органов, а также разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в данной сфере и правоприменительной практике. Объектом исследования общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления налогового контроля. Методологическая основа диссертации сформирована на основе философских и общенаучных принципов (объективности, системности, всесторонности, единства теории и практики). В качестве научного инструментария в исследовании применялись общенаучные методы - общелогические, эмпирического познания, а также частно-научные методы: категориальный, структурный, сравнительных сопоставлений, статистических группировок, экспертных оценок. Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие контрольную деятельность налоговых органов, правоприменительная практика инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Лидскому району, а также научные концепции, идеи, взгляды, теоретические разработки по исследуемой тематике. Нормативной основной служит Конституция Республики Беларусь [20], Налоговый кодекс Республики Беларусь [30], Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [18], Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [37]. Правоприменительная практика представлена аналитическим материалом инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Лидскому району. В основу диссертационного исследования положены научные труды Л. Я. Абрамчик [1], А. В. Брызгалина [8], С. К. Лещенко [24], О. А. Ногиной [32], Ю. А. Крохиной [21], И. И. Кучерова [23], А. А. Пилипенко [40]. Первая глава посвящена изучению понятия публичного интереса государства в налоговых отношениях. В разделе первом данной главы мы изучим теоретические положения интереса как правовой категории. Во втором разделе ознакомимся непосредственно с публичным интересом государства в налоговых отношениях, а также выведем его понятие. Во второй главе диссертационного исследования мы дадим сущностно-содержательную характеристику налогового контроля. В первом разделе настоящей главы проанализируем различные подходы к определению налогового контроля, как с точки зрения доктрины налоговогового права, так и с точки зрения законодателя, а также рассмотрим основные элементы и виды налогового контроля. Второй раздел посвящен изучению принципов налогового контроля. Третья глава позволит нам остановиться непосрредственно на контрольной деятельности налоговых органов Республики Беларусь. Первый и второй разделы данной главы посвящены организации и проведению камеральных и выездных проверок, проводимых налоговыми органами. В третьем разделе представлен анализ правоприменительной практики ИМНС по Лидскому району. В четвертом разделе отражены направления совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь. В заключении подводятся результаты диссертационного исследования, формулируются основные выводы и положения, полученные нами в ходе выполнения научного исследования. Магистерская диссертация изложена на 68 страницах, библиографический список включает в себя 67 наименований, из них 5 публикаций автора.
Введение

Взимание налогов представляет собой одно из основных условий существования любого государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Процесс взимания налогов осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств различными категориями плательщиков, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании бюджета государства за счет собственных средств, в связи с чем на практике возникают случаи уклонения плательщиками от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о доходах и др. Для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институтов налогового права – налоговый контроль. Налоговый контроль – ежедневная деятельность налоговых органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в государственный бюджет. Изучая и анализирую механизм налогового контроля следует исходить из его места, роли и значимости в сфере налоговых отношений. Главное значение налогового контроля заключается в выявлении фактов нарушения налогового законодательства, их пресечении, обеспечении достоверности данных о полноте и своевременности уплаты соответствующих налогов и сборов, а также проверке законности операций и действий и привлечение к ответственности плательщиков.
Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3 ВВЕДЕНИЕ 4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 7 ГЛАВА 1ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА ГОСУДАРСТВА В НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ 12 1.1 Интерес как правовая категория 12 1.2 Публичный интерес государства в налоговых отношениях 19 ГЛАВА 2СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 25 2.1 Понятие и сущность налогового контроля 25 2.2 Принципы налогового контроля 32 ГЛАВА 3ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ 39 3.1 Организация и проведение камеральных проверок 39 3.2 Организация и проведение выездных проверок 44 3.3 Анализ правоприменительной практики ИМНС по Лидскому району 49 3.4 Направления совершенствования налогового контроля 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Список литературы

Список использованных источников 1. Абрамчик, Л. Я. Налоговый контроль как разновидность налоговых процедур и метод налогового администрирования / Л. Я. Абрамчик // Уголовная политика Республики Беларусь: состояние и пути совершенствования : сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф., Барановичи, 12-13 мая 2016 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Барановичский гос. ун-т ; Белорус. респ. фонд фундаментальных исследований ; под науч. ред. М. В. Андрияшко. – Барановичи : БарГУ, 2016. – С. 7–9. 2. Абрамчик, Л. Я. Реализация принципов налогового права в процессе налогового администрирования: аксиологические аспекты / Л. Я. Абрамчик // Аксиология в финансовом праве государств Центральной и Восточной Европы : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Л. Я. Абрамчик (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2019. – С. 3–9. 3. Абрамчик, Л. Я. Сущностно-содержательная характеристика налогового правонарушения (по законодательству Республики Беларусь) / Л. Я. Абрамчик // Современное право. – 2015. – № 10. – С. 163–168. 4. Абрамчик, Л. Я. Финансовое право Республики Беларусь [Электронный ресурс] : элек. учебник / Л. Я. Абрамчик. – Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы. – 2013. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/index.htm. – Дата доступа: 15.12.2021. 5. Александров, Д. О формировании критериев добросовестности налогоплательщиков / Д. Александров // Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие. – 2019. – № 1. – С. 4–11. 6. Амельченя, Ю., Крук, Н. Некоторые аспекты презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин) / Ю. Амельченя, Н. Крук // Судовы веснік. – 2019. – № 3. – С. 69–75. 7. Артемьева, Ю. А. Роль государства в налогообложении / Ю. А. Артемьева // Новый университет. Серия : Экономика и право. – Йошкар Ола : ООО Коллоквиум. – 2012 . – № 6 – С. 19–24. 8. Брызгалин, А. В. Налоги и налоговое право : учеб. пособие / А. В. Брызгалин. – М. : Аналитика-Пресс, 2017. – 300 с. 9. Вознесенский, Э. А. Методологические аспекты анализа сущности финансов : учеб. пособие. / Э. А. Вознесенский. – М. : Финансы, 1974. – 128 с. 10. Войнов, А. С. Правовые особенности понятия «Налоговый контроль» / А. С. Войнов // Обмен научными знаниями: актуальные вопросы и перспективные направления развития. – Казань : ООО «СитИвент». – 2021. – №4. – С. 13–15. 11. Воробей, Г. А. Финансовое право Республики Беларусь : учеб. пособие / Г. А. Воробей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2012. – 432 с. 12. Воронов, Г. Р. О концепции многопорядковой сущности права Л. С. Явича / Г. Р. Воронов // Вестник СГЮА. – Саратов. – 2012. – № 3 – С. 41–46. 13. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: в вопросах и ответах : учеб. пособие. / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. – М. : Проспект, 2014. – 198 с. 14. Данина, Е. Принципы налогового контроля / Е. Данина // Вестн. Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь. – 2006. – № 6. – С. 106–115. 15. Евстифеев, Д. Н. Конституционно-правовые интересы личности в Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Д. Н. Евстифеев. – Екатеринбург, 2007. – 21 с. 16. Заяц, Н. Е. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Н. Е. Заяц [и др.] ; под общ. ред. Н. Е. Заяц. – Минск : Выш. шк., 2009. – 303 с. 17. Киреева, Е. Ф. Налоговый контроль : учеб. пособие / Е. Ф. Киреева [и др.] ; под ред. Е. Ф. Кереевой, И. А. Лукьяновой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 153 с. 18. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 6 янв. 2021 г., № 91-З : принят Палатой представителей 18 дек. 2021 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021. 19. Конституционный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.kc.gov.by/. – Дата доступа: 13.11.2021. 20. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021. 21. Крохина, Ю. А. Налоговое право : учеб. пособие / Ю. А. Крохина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Юрайт, 2021. – 503 с. 22. Курбатов, А. Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности : учеб. пособие / А. Я. Курбатов. – М. : Сканрус, 2001. – 212 с. 23. Кучеров, И. И. Налоговое право. Общая часть : учеб. пособие / под ред. И. И. Кучерова. — М. : Изд-во Юрайт, 2014. — 760 c. 24. Лещенко, С. К. Налоговая проверка / С. К. Лещенко // Белорусская юридическая энциклопедия : в 4 т. – Минск, 2010. – Т. 3. П-С.– С. 318–319. 25. Лимская декларация руководящих принципов контроля [Электронный ресурс] : [заключена в г. Лима в 1977 г.] // Международная организация высших органов аудита. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru. – Дата доступа: 05.12.2021. 26. Лобанов, А. В. О содержании и формах налогового контроля / А. В. Лобанов / Финансы. – 2008. – № 3. – С. 24. 27. Макарова, О. А. Организационно-правовые формы участия государства в экономике России / О. А. Макарова // Актуальные проблемы правового регулирования экономической деятельности в России и Китае. – 2012. – С. 144–151. 28. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/. – Дата доступа: 03.12.2022. 29. Налоговое право стран Восточной Европы. Общ. часть: Республика Беларусь, Польша, Россия, Словакия, Украина, Чехия / отв. ред. М. В. Карасева (Сенцова), Д. М. Щёкин. – М. : Волтерс Клувер, 2009. – 336 с. 30. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) [Электронный ресурс] : 19 дек. 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021. 31. Нестеров, Г. Г., Попонова, А. В. Налоговый контроль : учеб. пособие / Г. Г. Нестеров, Н. А. Попонова, А. В. Терзиди. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2009. – 379 с. 32. Ногина, О. А. Налоговый контроль: вопросы теории / О. А. Ногина. – СПб. : Питер, 2002. – 159 с. 33. Об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Лидскому району [Электронный ресурс] : приказ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 15 июня 2018 г., № 75 // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/polozhenie-ob-inspekcii-511/. – Дата доступа: 04.12.2021. 34. О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2001 г., № 174-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021. 35. О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов [Электронный ресурс] : постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 30 апр. 2019 г., № 24 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021. 36. О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 19 дек. 2019 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021. 37. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 28.10.2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021. 38. Пепеляев, С. Г. Налоговое право : учеб. пособие / С. Г. Пепеляев. – М. : Пепеляев Групп, 2020. – 796 с. 39. Першина, И. В. Интерес в праве : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / И. В. Першина. – Н. Новгород, 2002. – 183 л. 40. Пилипенко, А. А. Налоговое право : учеб. пособие / А. А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2007. – 448 с. 41. Пилипенко, А. А. Научно-нормативное моделирование добросовестности участников налоговых отношений / А. А. Пилипенко // Журнал БГУ. Право = Journal of the Belarusian State University. Law. – 2020. – № 3. – С. 94–100. 42. Пилипенко, А. А. Период проверки: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации / А. А. Пилипенко // Промышленно-торговое право. – 2010. – № 3. – С. 83–88. 43. Пилипенко, А. А. Сроки проведения проверок: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации / А. А. Пилипенко // Промышленно-торговое право. – 2010. – № 2. – С. 86–92. 44. Понаморенко, Е. И. К вопросу о сущности правового интереса / Е. И. Понаморенко // Вестник ЮуРГУ. Серия «Право». – 2018. – № 3. – С. 95–100. 45. Попов, Е. М. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Е. М. Попов. – Минск: Выш. шк., 2011. – 272 с. 46. Попонова, Н. А., Место налогового контроля в системе финансового контроля / Н. А. Попонова // Теория и практика модернизации научной деятельности сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Оренбург, 2019. – С. 49 – 52. 47. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 6 янв. 2021 г., № 92-З : принят Палатой представителей 18 дек. 2020 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021. 48. Рыжик, А. В. Интерес как правовая категория / А. В. Рыжик // Социально-политические науки. – 2016. – № 2. – С. 156–157. 49. Савченко, С. В. Правовой интерес и его соотношение со смежными правовыми категориями / С. В. Савченко // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 8. – С. 180–184. 50. Самбор, М. А. Інтерес в праві: загальнотеоретичні аспекти розуміння та реалізації : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.01 / М. А. Самбор. – Киев, 2010. – 20 с. 51. Сидорович, Ю. С. Проблемы правового регулирования проведения выездной налоговой проверки: теоретический и практический аспекты / Ю. С. Сидорович // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2010. – № 3 – С. 182–189. 52. Соловьев, В. А. Частный и публичный интерес субъектов налоговых правоотношений : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / В. А. Соловьев. – М., 2002. – 194 л. 53. Субочев, В. В. Законные интересы / В. В. Субочев; под ред. А. В. Малько. – М. : Норма, 2008. – 496 с. 54. Тихомиров, Ю. А. Некоторые вопросы публичного права / Ю. А. Тихомиров // Правоведение, 2002. – С. 19–25. 55. Тютин, Д. В. Налоговый контроль, ответственность и защита прав налогоплательщиков : учеб. пособие / Д. В. Тютин. – М., 2014. – 216 с. 56. Филиппович, Е.С. Налоговый контроль : учеб. пособие / Е. С. Филиппович, М. А. Шклярова. – Минск : БГЭУ, 2014. – 399 с. 57. Худяков, А. И. Налоговое право Республики Казахстан : учеб. пособие / А. И. Худяков. – Алматы: ТОО «Изд-во НОРМА-К», 2003. – 304 с. 58. Шепелев, Д. В. Проблемы реализации и защиты интересов в праве : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / Д. В. Шепелев ; Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. – М., 2011. – 26 с. 59. Шепелев, Д. В. Публичный интерес как правовая категория / Д. В. Шепелев // Актуальные вопросы государства и права. – 2017. – Т. 1, № 2. – С. 6–13. 60. Шумилов, В. М. Категория «государственный интерес» в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты) / В. М. Шумилов // Право и политика. – 2002. – № 3. – С. 4–7. 61. Эриашвили, Н. Д. Налоговое право : учеб. пособие / Н. Д. Эриашвили. – М. мака: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 511 с. 62. Яцков, А. Ф. Налоговая система и налоговый контроль на субфедеральном уровне : дисс. … канд. экон. наук : 08.00.10 / А. Ф. Яцков. – Саратов, 2004. – 219 л. Список публикаций магистранта 1-А. Павлова, А. В. Арест имущества как способ обеспечения исполнения налогового обязательства / А. В. Павлова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. XVII Международной науч.-практ. конф. : В 2 ч. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2021. – Ч. 2. – С. 101–103. 2-А. Павлова, А. В. Исполнения налогового обязательства физическими лицами: теоретический и практический аспект / А. В. Павлова // Взаимодействие правовых систем современности в целях устойчивого развития общества : сб. науч. ст. : в 2 ч. / ГрГУ им. Янки Купалы ; редкол.: С. Е. Чебуранова (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2021. – Ч. 1 – с. 167–171. 3-А. Павлова, А. В. Налоговый кредит как форма изменения срока исполнения налогового обязательства / А. В. Павлова // Сб. науч. ст. студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 26 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. Е. А. Достанко. – Минск: Четыре четверти, 2021. – С. 184–186. 4-А. Павлова, А. В. Публичный интерес государства в налоговых отношениях / А. В. Павлова // материалы V Междунар. науч.-практ. конф., 28–29 мая 2021 г. : в 2 т. / Мво науки и высш. обр. РФ [и др.] ; отв. ред. В.Ю. Стромов. – Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2021. – С. 167–171. 5-А. Павлова, А. В. Налоговый контроль как метод реализации публичного интереса государства / А. В. Павлова // European Scientific Conference : сб. ст. XXVIII Международной науч.-практ. конф. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. – С. 149–151.
Отрывок из работы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Связь работы с крупными научными программами и темами. Подготовка магистерской диссертации осуществлялась в соответствии с направлениями, предусмотренными государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года (подпрограммой 3 «Налоговое и таможенное регулирование и администрирование в Республике Беларусь»), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2020 г. № 143, а также по заявке ИМНС по Лидскому району oт 23.12.2020 № 12-30/2518. Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексное исследование особенностей организационно-правового механизма налогового контроля, характера контрольной деятельности налоговых органов, а также разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в данной сфере и правоприменительной практике. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: ? изучить правовую категорию «интерес»; ? определить понятие публичного интереса государства в налоговых отношениях; ? раскрыть понятие и сущность налогового контроля; ? определить и раскрыть основные принципы налогового контроля; ? изучить порядок организации и проведения камеральных проверок; ? изучить порядок организации и проведения выездных проверок; ? проанализировать правоприменительную практику ИМНС по Лидскому району и выявить проблемы, возникающие в данной сфере; ? выработать предложения по совершенствованию налогового контроля. Положения, выносимые на защиту. Проведенное исследование позволило сформулировать и вынести на защиту следующие основные положения: 1. Доказано, что интерес как правовая категория имеет как общие, так и отличительные черты с категориями «законный интерес» и «охраняемый законом интерес». Объединяющим звеном этих категорий выступает первоначальный интерес. Знак тождество между понятиями поставить нельзя, однако эти понятия тесно взаимосвязаны общей целью – обеспечить формирование правового государства и гражданского общества, в котором надлежащим образом утверждаются интересы каждого индивида и реализуются на практике. Что касается соотношения и взаимосвязи интереса и потребности, на наш взгляд, потребность необходимо рассматривают как одну из структурных частей интереса. При этом основное различие этих понятий состоит в их природе. Потребность – это неотъемлемое свойство всего живого, является естественной необходимостью в чем-либо. 2. Определено, что публичный интерес государства в налоговых отношениях можно понимать как признанный государством и обеспеченный правом интерес, направленный на достижение финансовой стабильности посредством установления определенных налогов, сборов (пошлин), а также обеспечения бесперебойного и своевременного поступлении таких платежей в бюджет. 3. Установлено, что налоговый контроль представляет собой ни что иное как элемент финансового контроля и часть налогового механизма. Механизм осуществления налогового контроля охватывает всю систему налогообложения, а также осуществляется в разрезе конкретных налогов, отдельных категорий плательщиков и территории. Налоговый контроль пронизывает всю налоговую систему государства, обеспечивая при этом соблюдение правил учета и отчетности, законодательных основ налогообложения. Эффективный налоговый контроль является необходимым условием обеспечения финансовой стабильности государства. При его отсутствии или малой эффективности рассчитывать на своевременное и бесперебойное поступление причитающихся налоговых платежей в доход государственного бюджета не представляется возможным. 4. Под принципами налогового контроля следует понимать закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи, определяющие сущность и организацию налогового контроля, которыми должны руководствоваться налоговые органы при осуществлении ими контрольной деятельности. Кроме того, для обеспечения баланса интересов государства и плательщиков, а также для установления компенсационных механизмов защиты нарушенных правомерных требований частных субъектов, считаем необходимым модифицировать закрепленный в налоговом законодательстве Республики Беларусь принцип добросовестности в контексте распространения его действия на всех участников налоговых отношений. 5. На основе анализа деятельности налогового органа доказано что камеральная проверка является наиболее эффективной, действенной формой предупреждения правонарушений, направленных против государственной финансовой безопасности и стабильности. В результате такой деятельности возникают особые правоотношения между государством в лице налогового органа и плательщиком по вопросам своевременности и полноты перечисления в государственный бюджет налогов, сборов (пошлин). Камеральная проверка, проводимая налоговыми органами, есть ни что иное как плановый, повседневный контроль за деятельностью плательщиков. Такая проверка представляет собой форму оперативного реагирования, направленную в первую очередь на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере налогообложения на их начальной стадии. по итогам камеральных проверок увеличиваются суммы доначисленных платежей в бюджет. Во-вторых, камеральным проверкам, в отличие от выездных, подвергаются практически все плательщики, на которых возложена обязанность по представлению налоговой отчетности. В-третьих, камеральная проверка является менее затратной, поскольку для ее проведения требуется меньше времени, а также материальных и денежных средств. В-четвертых, при рассмотрении ее с точки зрения плательщика, именно камеральная проверка является более удобным по срокам и по форме проведения видом проверки. Камеральная проверка является наиболее эффективной, действенной формой предупреждения правонарушений, направленных против государственной финансовой безопасности и стабильности. При этом для достижения ее большей эффективности считаем необходимым внести в НК норму, четко регламентирующую сроки ее проведения. 6. Определено, что проведение выездной проверки представляет собой многосторонний процесс, требующий выполнения всех регламентированных законодательством действий как со стороны налогового органа, проводящего проверку, так и проверяемого субъекта. При этом любое нарушение проверяющего может быть основанием для признания результатов проверки недействительной. 7. Инспекция МНС по Лидскому району является составным звеном Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. При этом в процессе осуществления своей деятельности инспекция выполняет все функции и задачи, возложенные на налоговые органы. Результативность проводимых инспекцией контрольных мероприятий в плане выявления нарушений налогового законодательства у проверяемых субъектов весьма высока, причем процент допустивших нарушения стабильно высок в течение ряда лет. Сделан вывод о том, что в правоприменительной практике, большинство нарушений, выявленных по результатам проверок, связаны не с умышленным уклонением от уплаты налогов, а с недостаточно высоким уровнем налоговой культуры, являющимся, как правило, следствием нестабильного и сложного в понимании налогового законодательства. 8. Весьма актуальной в настоящее время представляется задача, направленная на поиск определенных путей совершенствования налогового контроля. Причем такая задача состоит как на уровне конкретного территориального налогового органа, так и государства в целом. В диссертационном исследовании отражены основные направления совершенствования налогового контроля, призванные, на наш взгляд, увеличить эффективность проводимых налоговыми органами контрольных мероприятий. При этом повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на финансово-хозяйственную деятельность добросовестных плательщиков и все права плательщиков должны соблюдаться в полном объеме. Личный вклад соискателя. Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, содержащиеся в ней положения, выводы и предложения разработаны автором самостоятельно. Научная новизна состоит в разработке научных предложений по совершенствованию налогового законодательства, регулирующего механизм осуществления налогового контроля. Практическая значимость состоит в том, что выработанные выводы и практические рекомендации создают теоретическую и прикладную основу дальнейшего совершенствования налогового законодательства. Апробация результатов диссертации. Результаты исследования, выводы и предложения, включенные в магистерскую диссертацию, апробированы в виде научных докладов на следующих научных конференциях: Х Международной научно-практической молодежной конференции «Путь в науку. Юриспруденция» в г. Ярославль (Российская Федерация) – 22.04.2021 г.; XXI Международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Взаимодействие правовых систем современности в целях устойчивого развития общества» в г. Гродно – 23.04.2021 г.; ХIV международном научном семинаре студентов, магистрантов и аспирантов «Современные проблемы финансового права» в г. Гродно – 15.05.2021 г.; V Международной научно-практической конференции «Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако» в г. Тамбов (Российская Федерация) – 29.05.2021 г. Опубликованность результатов диссертации. Теоретические положения, выводы и предложения, сформулированные в исследовании, отражены в пяти научных публикациях автора: «Арест имущества как способ обеспечения исполнения налогового обязательства» (2021 г.), «Налоговый кредит как форма изменения срока исполнения налогового обязательства» (2021 г.), «Исполнения налогового обязательства физическими лицами: теоретический и практический аспект» (2021 г.), «Публичный интерес государства в налоговых отношениях» (2021 г.), «Налоговый контроль как метод реализации публичного интереса государства» (2022 г.) и 1 научная статья принята к публикации «Законность как принцип налогового контроля» (01.2022 г.). Структура и объем диссертации. Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего список использованных источников и список публикаций магистранта, а также аналитического материала, представленного в виде трех приложений. Полный объем диссертации составляет 68 страниц, библиографический список включает в себя 67 наименований, в том числе 5 публикаций автора. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА ГОСУДАРСТВА В НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ 1.1 Интерес как правовая категория Современное представление о правообразовании, правовом прогрессе, гражданском обществе и правовом государстве во многом зависит от интересов личности, общества, государства, которые выступают ориентирующим фактором жизнедеятельности любого общества в политической, экономической, социальной и других сферах. Формирование и становление правового государства и гражданского общества зависит от внедрения и реализации интересов общества и государства. В последнее время в правовой литературе все больше внимания уделяется интересу, рассмотрению его составных элементов, однако проблема его реализации остается исследованной весьма поверхностно. Значение правого интереса может стать определяющим для дальнейшего развития современного законодательства и права в целом, поскольку наличие интересов и их внедрение выступают фактором формирования правового и социального государства, гражданского общества. Анализ научной юридической литературы позволяет выделить основные подходы к пониманию природы правового интереса: 1) интерес рассматривается как категория объективная (интересы существуют независимо от сознания их субъектом); 2) интерес – категория субъективная (зарождение и формирование интереса в праве у конкретного носителя, независимо или это отдельный индивид, или их объединения, ведь он представляет собой направленность субъекта, стремление к овладению тем или иным благом. Зарождение интереса прослеживается на уровне сознания самим субъектом-носителем); 3) согласно третьего подхода, так называемой «смешанной концепции» – интерес признается единством объективного и субъективного. Стоит отметить, что именно третий подход наиболее полно раскрывает природу правового интереса. Вполне логично, что термин «интерес» может употребляться для обозначения двух разных, хотя и взаимосвязанных явлений: интереса как явления общественного бытия людей («объективного интереса») и интереса как явления их сознания («субъективного интереса»), формирование которого происходит под влиянием как объективных, так и субъективных факторов. При этом объективный интерес фиксирует мероприятия (средства), способствующие укреплению и положительного изменения социального положения субъекта общественных отношений, а субъективным интересом является отношение данного субъекта к способам достижения этой цели [39, с. 56]. Таким образом, интерес в праве имеет субъективно-объективную природу. Интерес в праве рассматривают с различных позиций: во-первых, как один из критериев разграничения частного и публичного права; во-вторых, как элемент, предпосылка или цель субъективного права; в-третьих, в узко материальном смысле – как «благо», «выгода», «польза». [44, с. 96]. Многообразие определений понятия «интерес» обусловливается важностью его места и роли в таких областях гуманитарных знаний, как философия, социология, политология, психология, педагогика и др. Анализируя тенденции рассмотрения направлений исследований интереса в праве, можно сгруппировать их по 4 основным направлениям: 1) выделение «правового интереса»; 2) анализ понятия «интерес» физического или юридического лица, общества и государства; 3) рассмотрение вопроса «охраняемого законом интереса»; 4) исследование «законного интереса» [49, с. 180]. Таким образом, исследование интереса позволяет свести всё существующее многообразие использования понятия «интереса» к трем основным его соединениям: 1) «интерес» в праве; 2) «законный интерес»; 3) «охраняемый законом интерес». Поэтому в связи с многообразием подходов в изучении интереса существует необходимость в исследовании соотношения, взаимовлияния, взаимообусловленности указанных понятий, что позволило бы органично исследовать такую многоаспектную категорию, как «интерес» в праве. Подход к выяснению содержания понятия «законный интерес» базируется на понимании сущности термина «интерес», что является определяющим в данном словосочетании «законный интерес». Как следствие, предлагаются следующие существенные признаки «законного интереса»: во-первых, закрепленная в нормах закона ссылка на наличие определенной запрещенной юридической возможности по направленности личности на пользование социальным благом или отказа в его использовании; во-вторых, социальное одобрение таких интересов субъектов; в-третьих, отсутствие юридического запрета или запрещающих норм в реализации этой возможности; в-четвертых, «законный интерес» можно воспринимать как потенциальную возможность, которая, приобретая соответствующего распространения и актуальности, может реформироваться с осознанной направленностью в возможность субъекта, которая будет признана и закреплена в виде субъективного права [49, с. 180]. Исходя из этого, стоит отметить, что законные и правовые интересы разные по своей природе. Д. Евстифеев считает, что под законным интересом следует понимать: «интерес, охраняемый объективным правом, подлежащий правовой защите со стороны государства, но не обеспеченный конкретным субъективным правом, обязанностями или иным правовым средством». Подобный интерес, по мнению автора, во-первых, не требует обязательного закрепления в правовых нормах; во-вторых, может иметь место не в рамках конкретного правоотношения; в-третьих, его реализация не обуславливается особенностями правового статуса лица, но осуществляется с помощью правомерного поведения субъекта, одобряемого как социумом, так и действующими правовыми нормами. При этом даже если законный интерес реализуется вне конкретного правоотношения, его соответствие действующему законодательству превращает такой интерес в самостоятельный объект правовой охраны, защиты [15, с. 17]. Что касается правового интереса, то он является видом социального интереса, реализация которого осуществляется в рамках правоотношений и детально регламентируется законом. Следует отметить, что участие заинтересованного субъекта в правоотношениях обусловлена его правовым статусом, а реализация его правовых интересов осуществляется посредством его правового поведения, что является социально одобряемым поведением, регламентированным не только общерегулятивными, но и конкретными нормами права. Указанные критерии позволяют выяснить соотношение и взаимосвязь вышеуказанных правовых категорий. Однако это не лишает возможности законным и правовым интересам иметь общие черты. Так, во-первых, они выступают видами социальных интересов. Во-вторых, взаимодействуют с правом, правда, по-разному. В-третьих, и те и другие подлежат правовой охране, защите. В-четвертых, указанные интересы могут переходить из одной разновидности в другую, в зависимости от их правовой природы. При этом, исходя из того, что законный и правовой интерес охраняются законом, следует говорить о том, что понятие «охраняемый законом интерес» надо рассматривать не как синоним законного интереса, а как родовое понятие по отношению к правовым и законных интересам [49, с. 180]. Таким образом, понятия «правовой интерес», «законный интерес», «охраняемый законом интерес» не тождественные термины, однако имеют общие черты и могут по возможности переходить из одной разновидности в другую. В свою очередь, определив предметную сущность таких понятий, как «интерес» в праве, «законный интерес» и «охраняемый законом интерес», М. Самбор, выделяет общие и отличительные черты этих понятий, а именно: 1) «интерес» в праве, «законный интерес», «охраняемый законом интерес» содержат общие для интереса следующие свойства: а) это осознанная направленность субъекта к обладанию определенным благом материального или нематериального характера; б) направленность в удовлетворении потребности; в) реализация направленности субъекта находит свое выражение в нормах права; 2) для «интереса» в праве, «законного интереса» и «охраняемого законом интереса» присущи следующие отличия: а) «законный интерес» по сравнению с «интересом» в праве признается как социально значимый, что соответствует отсутствию прямого запрета в его реализации и достижении соответствующего блага, а «охраняемый законом интерес» выражает не просто социальную значимость, но и подчеркивает его социальную пользу; б) по сравнению с «интересом» в праве, «законный интерес» подлежит правовой защите и охране при наличии в его составе субъективного права, тогда как «охраняемый законом интерес» является самостоятельным объектом судебной защиты и других средств правовой охраны, определенных уже как право субъекта [50, с. 17]. Это подчеркивает значимость «охраняемого законом интереса» над «законным интересом» и «интересом» в праве, а именно полезности владения таким благом со стороны субъекта для общества [49, с. 182]. Стоит отметить, что категории «правовой интерес», «законный интерес», «охраняемый законом интерес» содержат в своей основе первоначальный интерес, что в свою очередь подчеркивает сходство происхождения любого интереса в этих категориях. Каждая из перечисленных категорий имеет общую цель – удовлетворение потребности. Любой интерес возникает там и тогда, когда возникает определенная потребность. Как видим, отдельные авторы разграничивают понятия «законного интереса» и «охраняемого законом интереса». Осуществляя общетеоретический анализ интересов в праве, во внимание необходимо принять тот факт, что в отечественной правовой науке широко употребляется понятие «охраняемый законом интерес», а в зарубежной научной литературе – «законный интерес». Вместе с тем, в последнее время в отечественной общетеоретической правовой науке довольно часто прослеживается тенденция употребления термина «законный интерес». В правовой доктрине законный интерес рассматривается как разновидность разрешений, закрепленные в объективном праве или выходящие из его содержания и выражающиеся в возможностях субъектов права пользоваться конкретным социальным благом, а в ряде случаев обращаться за защитой в компетентные государственные органы или общественные организации – с целью удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным [53, с. 421]. Законный интерес современные ученые связывают с осознанием субъектом права необходимости удовлетворения своих потребностей способом, который допускается, но прямо не гарантируется действующим законодательством. Основными признаками законного интереса, по мнению В. Субочева, являются: 1) законный интерес выражается в простом юридическом правиле «разрешено все, что прямо не запрещено»; 2) законным признается только тот интерес, который не противоречит общественным интересам; 3) законный интерес обеспечивает стремление субъекта пользоваться конкретными социальными благами; 4) законный интерес выступает поводом обращения в компетентный орган (но только в определенных случаях) [53, с. 192–193]. Законные интересы находятся в тесной взаимосвязи с субъективными правами и юридическими обязанностями. Существует мнение, согласно которому более разработаны в литературе (и соответственно – отражены в законодательстве) вопросы законных интересов. В свою очередь, незаконные интересы рассматривают как такие, что: 1) вообще не отражаются в объективном праве (не выходят из его общих принципов) или определяются как общественно вредные; 2) не соответствуют общему благу (публичным интересам и законным интересам других лиц); 3) защита таких интересов не гарантируется государством; 4) их реализация даже влечет за собой юридическую ответственность, если при этом нарушается установленный правопорядок и законные интересы других лиц [53 с. 11]. По нашему мнению, интерес в праве является побудительным, стимулирующим фактором при создании любой нормы права, так как ее задачей является урегулирование, упорядочивание общественных отношений во всех сферах внутригосударственной и межгосударственной жизни. В тоже время, ни одно какое-либо общественное отношение не может возникнуть при отсутствии интереса и цели у участников этих отношений. Следовательно, процесс правового воздействия на общественные отношения предполагает выявление потребностей (объективных условий) и интересов (внутренних источников). При этом, хотя интерес и имеет субъективную сущность, он обусловлен и объективными социальными условиями, определяющими как направленность воли, так и действия людей. Из этого следует, что национальная правовая система, состоящая из совокупности юридических компонентов, не может, в сущности, возникнуть при отсутствии правового интереса. С другой стороны, интерес может быть опосредован лишь через правовую систему. То есть, интерес реализуется исключительно через право и только. В правовой науке в настоящее время все чаще рассматривается вопрос о соотношении понятия интереса в праве с понятиями желания и потребности. Несмотря на тесную взаимосвязь потребностей и интересов человека, в научной литературе прослеживаются различные взгляды относительно их соотношения. Одни исследователи, по сути, отождествляют эти понятия, другие четко разграничивают их, третьи включают потребность в состав интереса как одну из его структурных частей. Существует точка зрения, согласно которой «потребность» – это необходимость для субъекта социальных отношений устранить противоречия между его состоянием и другим наиболее благоприятным состоянием, «интерес» же – это возможность субъекта удовлетворить свои потребности [50, c. 18]. Анализируя соотношение потребностей и интересов, стоит исходить из того, что: во-первых, человеческие потребности представляют собой объединение объективного и субъективного; во-вторых, они меняются в зависимости от различных условий; в-третьих, они могут быть как биологическими, так и социальными. Поэтому под потребностью следует понимать объективную необходимость живого организма, отдельной личности, социальной группы или общества в целом, которая отражает характер и содержание объективной связи (природной и социальной) потребностей субъекта и окружающей среды. Потребности и интересы существенно отличаются по своему назначению: в то время как назначение интереса заключается в производстве предмета, конечной «целью» потребности является поглощение, т.е. уничтожение предмета. Наконец, разграничение интереса и потребности заключается и в том, что не всякая потребность связана с интересом. Таким образом, те потребности, которые легко удовлетворяются и по сути не требуют деятельности по их осуществлению, не вызывают интереса. Например, потребление человеком воздуха, воды и т.п. осуществляется человеком в нормальных условиях [15, с. 20].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 68 страниц
2500 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 110 страниц
3125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg