Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Уровень развития внимания школьников при переходе на новую образовательную ступень

baby_devochka 516 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Цель исследования: выявить изменения уровня развития внимания школьников при переходе на новую образовательную ступень, а именно при переходе из младшего звена в среднее. Объект исследования: учащиеся пятых классов средней общеобразовательной школы. Предметом исследования: динамика уровня развития внимания учащихся пятых классов в период адаптации к новой образовательной Гипотеза исследования: при переходе на новую образовательную ступень у учащихся пятых классов меняется структура познавательного процесса внимания, что связано с изменением системы обучения. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующиезадачи: 1. Обосновать актуальность и социальную значимость проблемы развития внимания школьников в данный период. 2. Выявить уровень изученности проблемы динамики уровня развития внимания учащихся пятых классов в период адаптации к новой образовательной ступени 3.Выявить уровень развития таких свойств произвольного внимания как концентрация, переключение, объем и устойчивость 4. Разработать комплекс занятий по развитию внимания и опробовать его на практике. Теоретико-методологические основы исследования: Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ, обобщение, классификация свойств и видов внимания психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2. Тестирование 3. Анкетирование 4. Методы математической статистики. Методический инструментарий: 1. Методика № Тест Тулуз - Пьерона 2. Методика №2. Тест «Корректурная проба» Б. Бурдона База исследования: МКОУ СОШ с. п. Яникой им А. Ю. Байсултанова Выборочная совокупность: 27 обучающихся 5-го класса. Возраст 10-11 лет. Научная новизна исследования: в настоящие время выпущено достаточное количество программ и методических рекомендации, посвященных развитию внимания детей начального школьного возраста. В отличие от обучающих программ младшего звена, в среднем звене выделяется гораздо меньше времени на занятия и упражнения на улучшение внимания у учащихся пятых классов, на уроках реже применяются дидактические игры и упражнения. Предложенный комплекс упражнений и игр призван помочь повысить концентрацию внимания учащихся среднего звена на уроках. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что информация, полученная в ходе работы может применяться педагогами, работающими в пятых классах общеобразовательной школы с целью улучшить свойства внимания учащихся, фокусировать произвольное внимание учащихся на важных этапах урока. улучшить успеваемость учащихся и усвояемость материала. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проделанной нами работы помогут улучшить успеваемость учащихся и усвояемость материала. Так же результаты нашей работы могут помочь обучающимся в значительной мере легче перенести период адаптации к среднему звену.
Введение

По мере того, как происходит развитие человека, изменяется уровень его мыслительных действий. Расширяется диапазон возможностей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления. Развитие личности тесно связано с ее мыслительными способностями, такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к той или иной профессиональной отрасли. Основой для постижения наук в нашем обществе является школа. Она призвана создать основу для интеллектуально-творческого развития ребенка. Для успешного обучения необходимо, чтобы старшеклассники на уроках были особо внимательны. Обучение в школе подразумевает обучение в ее «звеньях». 1) Начальное звено, куда относятся учащиеся от 6,5-10лет. 2) Среднее звено- учащиеся от 10-14 3) Старшее звено – возраст учащихся от 14 до 16-17 лет. В начальном звене процесс обучения выглядит так: учащиеся находятся в одной и той же классной комнате и обучаются одним и тем же преподавателем на протяжении четырех лет. С переходом из начального в среднее звено у обучающихся меняется «привычный уклад», появляются новые предметы, различные преподаватели, меняется место проведения урока и стиль преподавания, что , несомненно, требует от ученика адаптации. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Уровень развития внимания школьников при переходе на новую образовательную Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. И, хотя внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует , оно является важнейшим динамическим показателем всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. [19,5] "Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка, внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира [23,22] Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, таким как память, мышление, восприятие или воображение, но оно есть главное условие осуществления познавательных функций. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Это есть направленность, настроенность и сосредоточенность психической деятельности. От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, его понимание, быстрое усвоение знаний и дисциплина во время учебных занятий. Умение быть внимательным имеет значение в развитии личности. Исторически сложившаяся система школьного образования подчинена задаче усвоения умений и навыков. Развитие внимания у старших школьников в рамках такой системы рассматривается, как важнейшая предпосылка успешности обучения. Ученик может быть талантливым, но имея рассеянное внимание, он всегда будет иметь пробелы в знаниях Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Наиболее значимыми являются труды по изучению внимания таких ученых как Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Эльконин ,И.П. Павлов, , Б.В. Эльконин ,Дж. Гилфорд, А.А. Ухтомский. Актуальность данного исследования, заключается в том, что сегодня рекомендации и методики для педагогов по развитию внимания относятся в основном к учащимся начальной школы и не освещают опыт организации развития внимания у старших школьников, хотя на сегодняшний день переход обучающихся на новую образовательную ступень (из начального звена в среднее) является «переломным» и требует большего внимания со стороны преподавателя.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1.Теоретические основы исследования динамики уровня развития внимания при переходе на новую образовательную ступень 1.1. Понятие о внимании, его функции и виды ……………………………..…8 1.2 Возрастные особенности развития внимания школьников ……………... 14 Выводы по первой главе………………………………………………………...16 Глава 2.Эмпирическое исследование динамики уровня развития внимания при переходе на новую образовательную ступень ………………………...…19 2.1. Методы, методики и процедура диагностики уровня развития внимания учащихся…………………………………………………………………………19 2.2. Количественный и качественный анализ результатов диагностики уровня развития внимания учащихся………………………………………………..….23 2.3. Рекомендации по результатам диагностики уровня развития внимания учащихся………………………………………………………………………....27 Выводы по второй главе …………………………..……………………………30 Заключение………………………………………………..……………………...32Список использованной литературы………………………………….…….….37 Приложение А……………………………………………………………………39 Приложение Б……………………………………………………………………39 Приложение В…………………………………………………………………...40
Список литературы

1. Айзенк М. Психология для начинающих. Питер, 2004; 2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М., 2004; 3. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. М., 2002; 4. Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Академия, 2004; 5. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. - М.: Педагогика, 1999. с.; 6. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка - М.: Роспедагенство, 1994; 7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение,1973; 8. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию/ Ред. А.Н., Леонтьева. - М..1976. - С. 184-220; 9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое обществоРоссии, 2003; 10. Гаяьперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974; 11. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Хрестоматия. - М.: ЧеРо, 2001; 12. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1972; 13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988; 14. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М.: ЦГЛ, 2002; 15. Дормашев Ю.Б. Психология внимания. - М., Просвещение, 2003; 16. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. - М., Просвещение, 2003. с 143; 17. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Инфра-М, 2000; 18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., Просвещение, 2003; 19. Петровский А. В. , Общая психология, 20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999; 21. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000; 22. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. М.: Валдос, 2002; 23. Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950, 24. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Юнити, 2004; 25. Шахмаев Н.М. Технические средства обучения. - М.: Просвещение, 2001, Просвещение.
Отрывок из работы

Глава 1.Теоретические основы исследования динамики уровня развития внимания при переходе на новую образовательную ступень 1.1.Понятие о внимании, его функции и виды Внимание — это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте. Оно дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы нервничаем, переживаем и беспокоимся, очень сложно заставить себя сконцентрироваться. Нам бывает гораздо легче сосредоточиться, если мозг находится в спокойном эмоциональном состоянии и ничем посторонним не занят. Л. С. Выготский в рамках культурно исторической теории высших психических функций занимался анализом внимания как высшей психической функции. По мысли Л.С. Выготского, в одном из своих ранних экспериментальных исследований "Развитие высших форм внимания в детском возрасте" писал: "Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, в том положении, что корни этой формы поведения надо искать не внутри, а вне личности ребенка. Решающее значение для внимания имеет овладение указательным жестом и словом как указанием, таким образом внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием."[8,7] Приведенное высказывание со всей ясностью показывает, что никакого собственно натурального внимания нет, если не считать таковым безусловную ориентировочную реакцию. Внимание с самого начала формируется как специфически человеческая психическая деятельность под влиянием общения, воспитания.[12,8] Понимание процессов и явлений внимания как особых свойств процесса восприятия внимания высказывает А.Н.Леонтьев: "Я думаю все-таки, что полнее, ближе и точнее эти своеобразные явления охватываются общим учением о восприятии, о перцептивной деятельности"[8,15]. Разрабатывая эту идею, Ю.Б. Гиппенрейтер вслед за А.Н.Леонтьевым формулирует предположение о непосредственной связи эффектов внимания и их проявления в сознании со структурой и динамикой деятельности. Суммируя взгляды А.Н.Леонтьева на проблему внимания, Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает: "Внимание не имеет самостоятельной сущности. Оно присутствует во всякой деятельности. Только через анализ структуры деятельности мы можем понять природу внимания и проникнуть в его свойства" Более того, "у внимания нет самостоятельных свойств. Все, что мы описываем как свойства внимания, по существу есть лишь различные свойства деятельности" [11,17] В статье "К проблеме внимания" П.Я. Гальперин высказывает следующее: "Когда внимание отрицают вместе с другими психическими функциями, это не затрагивает его в частности. Когда же внимание отождествляют с другими психическими явлениями, то в этом уже проступают реальные трудности проблемы внимания, невозможность его выделения. В основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:[10,95] 1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. 2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен). У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности .[10,14] Другая трактовка внимания представлена в книге "общая психология" С.Л. Рубинштейна, где внимание рассматривается как фактор, который обеспечивает протекание всех познавательных процессов. Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Педагогу необходимо знать особенности его формирования. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, отвлекаемостью и рассеянностью. Эти особенности можно использовать в качестве показателей внимания у старших школьников. При развитии внимания большое значение имеет учет их психологических и возрастных особенностей. По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. [20,18] Причины непроизвольного внимания можно разделить на три группы. К первой группе причин относятся: - сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание; - качество раздражителя, т.е его новизна, необычность, под "новизной" понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве. Ко второй группе причин относятся - раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище. Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Под направленностью следует понимать избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов. В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.[10,28] Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.[19,32] Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не неопосредованное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивости избирательной активности[13,34] Иными словами, все свойства произвольного внимания можно объединить под одним термином: концентрация. Концентрированность - это свойство отражает сосредоточениена определенномобъекте (например, просмотр телепередач), иными словами — фокус психической активности, созданный во временной момент «здесь и сейчас» с определенной целью. Ученые выделяют несколько видов свойств, присущих такому качеству как концентрация внимания: 1. Устойчивость Рассматривается, как способность индивидаудерживать концентрированность вниманияна определенном объекте длительное время. Она определяетсятипом нервной системычеловека, еготемпераментом, мотивацией, новизной, и значимостью. Потребностями в совокупности с личной заинтересованностью индивида, находящихся в обстоятельствах, связанных с его деятельностью. 2.Интенсивность Рассматривается, каксовокупность, эффективности восприятия мышления с памятьюис ясностью сознания в целом. Чем сильнее осознание значимости деятельности и чем меньше она знакома человеку, чем большее количество раздражителя его, тем интенсивнее будет внимание. 3.Объем Под этим свойством подразумевается количество однородных стимулов, которые человек может одновременно держать в фокусесвоего внимания. То есть, он, одновременно заостряясь на них, осуществляет удерживание концентрации вниманияна нескольких объектах. В это же время проявляются ещё два уникальных свойства внимания – переключение и распределение, задействованные полномасштабно. 4.Распределение Это свойство внимания характеризуется, каксосредоточенность на нескольких объектах одновременно. Иными словами, находящиеся в центре внимания человека объекты, могут быть одновременно управляемы человеком, благодаря чемунесколько действийодного человека одновременно управляют несколькими мыслительными процессами, не упуская ни одного из них из области своего внимания. В современных условиях труда примером может быть ученик, находящийся на уроке истории и одновременно наблюдающий в окно класса за прилетевшими птицами. Получается, чтополовина его внимания посвящена материалам, рассказываемым преподавателем. А другая половина его внимания следит за птицами, прилетевшими к окну. Это процесс может быть заметен по взгляду учащегося или по его позе. К тому же, если преподаватель обратиться в этот момент к человеку, то ответ последует не сразу (с небольшим опозданием) и будет немного заторможен.[16,34] Необходимо отметить, чтоуровень распределения вниманиявзаимосвязан с рядом обстоятельств. Примером таковых могут быть вид деятельности, и её сложность. Неотъемлемой частью всего процесса по распределению внимания, в этом примере, будет также егопереключаемость. 5.Переключение Под переключением внимания понимают способность переходаот одного вида деятельности к другому. С его функционалом связано включение и отключение внимания, переключением которого может быть проявление одного из основных двух его видов. При произвольномпереключении, человек сам отвлекается от основной своей деятельности на что-либо иное. 6.Объем внимания. Он подразумевает под собойколичество объектов, которые может одновременно удерживать человек. У детей (в зависимости от возраста) это может быть от 2-х до 5-ти объектов, а у взрослых от 4-х до 8-ми объектов. 1.2 Возрастные особенности развития внимания у школьников Развитие внимания у детей проходит постепенно. В учебной деятельности нас особенно интересует развитие произвольного внимания ребенка. Произвольное внимание особенно интенсивно развивается в играх, где соблюдение правил игр требует от ребенка сосредоточенности и концентрации внимания.[16,35] Развитию произвольного внимания способствует участие детей в других видах деятельности (учение, труд, рисование и др.). Без наличия цели, сосредоточенности и направленности внимания, без его устойчивости невозможно овладеть ни одним видом деятельности, невозможно достичь желаемого результата. Характер внимания зависит от направленности и интересов личности школьника. Внимание младшего школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто. Внимание учащихся начальных классов в связи с их значительной эмоциональной возбудимостью легко отвлекается и с трудом направляется на то, что им кажется скучным. Поэтому второстепенные детали замечаются ими иногда легче, чем основное.[15,11] У пятиклассников так же преобладает непроизвольное внимание. Внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором. Детям бывает трудно сосредоточиться более чем на 15-20 минут. У некоторых внимание устойчивое, но плохо переключается (они испытывают трудности при смене деятельности); некоторые внимание переключают легко, но поэтому и легко отвлекаются. А некоторые ученики своё внимание концентрируют не на уроке, а на чём-то другом, поэтому попросту часто «выпадают» из урока (слушают, но не слышат). У большинства пятиклассников обычно бывают затруднения с распределением и переключением внимания, что следует учитывать при смене видов деятельности на уроке. Важным условием успешной учебы в среднем звене является формирование произвольного внимания в процессе обучения приёмам самостоятельной работы, что связано с развитием у школьников умений самостоятельно ставить цель и контролировать свои действия. Учебная деятельность невозможна без мотивации. Так же структура обучения среднего звена отличается от начальной, именно поэтому ученики легко отвлекаются от работы, внимание часто переключается на другие объекты, и подросткам трудно управлять этим процессом, но все же навыки произвольного внимания продолжают формироваться в этот период. В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбуждения в поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.[18,39] Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в школьном возрасте. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.[16,41] Выводы по первой главе: 1. Обосновать актуальность и социальную значимость проблемы развития внимания школьников в данный период. 2. Выявить уровень изученности проблемы динамики уровня развития внимания учащихся пятых классов в период адаптации к новой образовательной ступени Итак, рассматривая понятия о внимании, его виды и возрастные особенности развития мы пришли к выводу, что 1. Переход на новую образовательную ступень-это значительные изменения в жизни школьника. Меняется привычная структура обучения и вместе с тем, часто падает успеваемость учеников. Педагоги отмечают у учащихся такие качества как понижение интереса к учебе, рассеянность, невнимательность. Внимание - неотъемлемая часть процесса обучения, без которой получение новых навыков является невозможным. Изучив понятие «внимание» мы узнали ,что в психологии выделяют два вида внимания, а именно «произвольное» и «непроизвольное». Непроизвольное внимание –это внимание без всякого намерения, не требующее волевых усилий. Произвольное внимание- это направленность в соответствии с задачей, тесно связано с волей человека. В связи с этим фактором, его часто называют «волевым» В любом процессе обучения участвует произвольное внимание. Оно необходимо учащимся для успешного усвоения новой информации. Актуальность и социальная значимость проблемы развития внимания школьников в данный период заключается в том, что , по наблюдениям педагогов, внимание школьников в данный период обучения снижается, что негативно сказывается на процессе обучения и его результатах. Однако, изучив подробно данный психологический феномен и его свойства , можно помочь обучающимся эффективно управлять своим произвольным вниманием, следовательно , сделать переход на новую образовательную ступень, нивелируя трудности, связанные с концентрацией и невнимательностью. 2. Существенный вклад в развитие изучения данного психологического феномена , видов и свойств внимания внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, А.В. Петровский, А.А. Ухтомский, С.Л.Рубинштейн. П.Я. Гальперин . Именно они определили виды внимания, его свойства и рассматривали произвольное внимание как содержательный процесс, организующий, контролирующий специфически человеческие формы поведения. Многие их труды посвящены вниманию у детей, а так же корреляции развития внимания и становления взросления ребенка. Позже такие ученые –психологи, педагоги как М.В.Гамезо, Дормашев Ю.Б, Ермолаев О.Ю и др.развили данную тему внимания и изучили внимание школьников в процессе обучения. Однако, большая часть научных трудов посвящена вниманию школьников начальных классов (начального звена). Действительно, это крайне важная тема , так как в этом возрасте ребенку очень сложно концентрировать внимание на изучаемом предмете, что необходимо для успешного обучения. В начальном звене ребенок активно учится управлять своим произвольным вниманием и для поддержания данного навыка существует множество упражнений и рекомендаций для педагогов. Возраст учеников среднего звена, исследуемых нами -10-11 лет. Они уже не новички в учебном процессе, и, казалось бы, умеют концентрировать свое внимание на уроке. Несмотря на то, что данный период перехода из младшего звена в среднее является стрессом для ребенка, в следствии чего, страдает процесс обучения , понижается уровень внимания и учебные показатели, вниманию учащихся на данном этапе обучения посвящено гораздо меньше трудов и рекомендаций. ? Глава 2. Эмпирическое исследование динамики уровня развития внимания при переходе на новую образовательную ступень 2.1. Методы, методики и процедура диагностики уровня развития внимания учащихся Для определения диагностики уровня внимания нами было взято несколько вариантов тестирования: Тест Тулуз- Пьерона, тест Б. Бурдона, Корректурная проба. Тест Тулуз- Пьерона Анри Пьерон — французский психолог, основатель первого в стране института психологии. В начале ХХ века учёный занимался рассмотрением воздействия окружения, в котором живёт индивид, на его психическое состояние. Эдуард Тулуз, один из его соратников, предложил рассматривать любые психические проявления человека как элементы поведения, характерные для определённой среды. Учёные выбрали в качестве экспериментальной группы младших школьников и сосредоточили своё исследование на способах диагностики у них объёма и качества произвольного внимания. Так появилась методика Тулуз-Пьерона, которая позже была адаптирована для испытуемых любого возраста. Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов "корректурной пробы", общий принцип которой был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по форме и содержанию в течение длительного, точно определенного времени. Тест Тулуз-Пьерона первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени. "Классический" вариант теста Тулуз-Пьерона (30 строчек) применим для широкого возрастного диапазона, начиная с 15 лет. Укороченный вариант (10 строчек) можно использовать, начиная с 3 класса. Для детей 6-8 лет (1-2 класс) предлагается упрощенный вариант методики. Он был разработан с учетом еще не полного сенсомоторного развития детей этого возраста и меньшего объема их оперативной памяти. Использовать тест (даже в упрощенном варианте) на детях более младшего возраста не рекомендуется, так как он перестает быть валидным. В тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга Тестовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном порядке расположены все типы используемых квадратиков В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы (два - на бланках для дошкольников и учащихся 1-2 классов; три - на бланках для учащихся 3-11 классов). В расположенных ниже строчках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные - подчеркивать. Время работы с каждой строчкой ограничено. Дети от 6 лет до 6 класса работают с каждой строчкой 1 минуту. Начиная с 7 класса, на работу с каждой строчкой отводится 55 секунд. Когда отведенное время истекает, обследуемый должен переходить к следующей строчке, независимо от того, смог он обработать предидущую до конца или нет. К преимуществам теста относится его независимость от культурной принадлежности, уровня вербального и социального интеллекта обследуемого, даже существенные речевые и слуховые дефекты не влияют на результативность его выполнения. Задания простые, решаются наглядно, посредством сравнения с образцами. По своему характеру работа с тестом - монотонная, несложная деятельность, требующая постоянного напряжения внимания и волевого усилия. Сведения об испытуемых: Испытуемые - учащиеся 5х классов среднеобразовательной школы. Общее количество испытуемых - 17 человек. Тест Тулуз-Пьерона исследует уровень развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, а также скорость переработки информации ребенком за короткое время. На одну строчку дается всего одна минута. Задача испытуемых - найти похожие квадратики и зачеркнуть их. Результаты тестирования (Приложение А, таблицы 1,2) Методика №2. Тест «Корректурная проба» Б. Бурдона. Бенжамин Бурдон-французский психолог. Выпускник Сорбонны. Ученик В.Вундта :) Профессор университета в Ренне, где он создал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии (1896). Автор работ по психологии восприятия, мышления, памяти, а также известного теста внимания. Тест "Корректурная проба" позволяет исследовать особенности внимания человека - устойчивость, концентрация, переключаемость, объем. Корректурная проба Б. Бурдона может проводиться для взрослых людей, школьников, а также для детей старшего дошкольного возраста. Методика используется в группе и индивидуально. Тестирование проводится с использованием специальных бланков с рядами случайных букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). В классическом варианте теста 40 рядов по 40 букв в каждом. Инструкция к тесту: "На бланке с буквами вычеркните все буквы «В», просматривая слева направо ряд за рядом. Через каждые 60 секунд по моей команде "Черта" ставьте вертикальную черту - сколько вы уже успели просмотреть. На работу дается 5 минут." Для оценки переключаемости внимания инструкция звучит так: "На бланке с буквами вычеркните все буквы "В" в нечетных рядах и все буквы "О" - в чётных, просматривая слева направо ряд за рядом. Через каждые 60 секунд по моей команде "Черта" ставьте вертикальную черту - сколько вы уже успели просмотреть. На работу дается 5 минут." Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать букву, которая стоит первой в строке, или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать, возможны 2 серии тестирования с перерывом 5 минут. Сведения об испытуемых: 10 обучающихся 5-го класса с разными показателями успеваемости Задачей данного исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания. Цель: измерение количественных характеристик внимания: (концентрации, точности и продуктивности), а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы. Оборудование: в работе используется бланк тест Бурдона (см. Приложение В) Порядок проведения: Исследование проводится с группой школьников. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Зачитывается инструкция: «По моей команде «начали» вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы: А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение каждой минуты в ответ на мою команду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу». Обработка и анализ результатов: 1. Вычисление коэффициента концентрации внимания производится по формуле: К= (n1-n2-n3)/n * 100%, где n1 - общее количество правильно зачеркнутых букв; n2 - количество пропусков букв А, М, К, З; n3 - количество ошибочно зачеркнутых букв; n - общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию. Результаты тестирования (Приложение А, таблицы 1,2) 2.2. Количественный и качественный анализ результатов диагностики уровня развития внимания учащихся Методика №1. Тест Тулуз-Пьерона Организация исследования первичной диагностики. Качественный анализ (20.09.2021). Таблица 1. Свойство и вид высший % средний % низкий % Концентрация 6 35,3 8 47,1 3 17,6 Переключаемость 6 35.3 7 41,2 4 23,5 Устойчивость 5 29,4 5 29,4 7 41,2 Объем 6 35,3 5 35,3 5 29,4
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg