Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Развитие культуры досуга мололдёжи в условиях сельского дома культуры

baby_devochka 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Актуальность исследования определяется острой потребностью в научно обоснованных методиках и практических рекомендациях по разрешению реальных проблем в сохранении и развитии культуры и прививания ее сегодняшней молодежи и подрастающему поколению и, конечно же, решение этой проблемы лежит на культурно-досуговых центрах, а именно в предоставлении ими качественного досуга молодежи. Тем не менее, в последние несколько лет наблюдается процесс активизации возрождения традиционной культуры и духовности. Для его систематизации необходимы научно обоснованные коррективы, как в концепции, так и в механизме реализации государственной культурной политики, основанной на новых социально-политических и экономических реалиях. Суть проблемы состоит в том, что стагнация культурного развития сдерживает развитие экономики, снижает эффективность внутренней и внешней государственной политики, искажает и разлагает общественное сознание. Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования потенциала культурно-досуговой деятельности в системе организации досуга приобрела особую актуальность. Имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, из-за отсутствия необходимых навыков, недостаточной организационно-педагогической помощи молодежь часто не готова к осознанному выбору видов деятельности, способствующих их полноценному развитию. Проблема заключается в противоречии между необходимостью развития культуры досуга молодежи и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике социально-культурной деятельности. Данная проблема обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие культуры досуга молодёжи в условиях сельского Дома культуры» Цель исследования - теоретически обосновать и разработать проект программы молодёжного объединения, направленной на развитие культуры досуга молодежи в условиях сельского Дома культуры. Объект исследования – культура досуга молодежи. Предмет исследования - деятельность сельского Дома культуры, направленная на развитие культуры досуга молодежи. Гипотеза исследования: процесс развития культурного досуга молодёжи в условиях сельского Дома культуры будет осуществляться более эффективно, если: • будет исследовано понятие культуры досуга, выявлены её сущность и критерии • будет исследован комплексный подход к изучению молодёжи • будут изучены особенности развития культуры досуга молодёжи в условиях сельского Дома культуры • будет проведён анализ деятельности ДК с Ларино, направленный на развитие культуры досуга сельской молодёжи • будет разработан проект программы молодёжного объединения «Праздник +», направленной на развитие культуры досуга молодежи. В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить понятие культуры досуга, её сущность и критерии 2. Определить сущность и функции досуга молодежи; 3. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга; 4. Проанализировать деятельность сельского клуба по организации молодежного досуга; 5. Разработать проект программы молодежного объединения «Праздник +". Теоретическая база исследования. Для формирования теоретических и методологических основ данного исследования проведён анализ трудов ведущих учёных и специалистов в области изучения данной темы, таких как Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации, Л. А. Акимова, С. Н. Иконникова и др., а также научные статьи и разработки, опубликованные в периодической печати, среди которых: «Педагогика», «Образование и общество», «Гуманитарные науки» и др. Исследования в области культуры досуга молодежи рассматриваются в работах Фатова, А. В., Сикевич З. В., Чупрова, В. И.,Зубок, Ю. А Суртаева и др. Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукции; наблюдение, программирование деятельности. Теоретическое значение исследования заключается в изучении понятия культуры досуга, в выявлении её сущности и критериев, в изучении осбенностей молодежного возраста, в выявлении особенностей развития культуры досуга молодежи в условиях сельского Дома культуры. Практическое значение исследования состоит в анализе деятельности сельского клуба с. Ларино Уйского муниципального района Челябинской области по организации молодежного досуга; в разработке проекта программы молодежного объединения «Праздник +", развитие культуры досуга молодежи. Базой исследования является сельский Дом культуры с. Ларино Уйского муниципального района Челябинской области. Гипотеза основывается на предположении о том, что в настоящее время в социально-культурной практике недостаточно уделяется внимание организации досуга молодежи и не используются все формы и средства социально-культурной деятельности. Совершенствование деятельности учреждений культуры во многом зависит от правильной организации досуга молодежи. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Введение

Актуальность темы исследования. Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, по-новому высвечивают позиции воспитания, формирования интеллектуального и творческого потенциала молодых людей. Так же отметим, что при зарождении новых тенденций в развитии нашего общества, забываются старые традиции, которые несут в себе важные вопросы, касающиеся воспитания молодого поколения, развития его творческих способностей и духовно-нравственного совершенствования. Проблемы исследования и модернизации досуга молодежи выступают в настоящее время как стратегическая задача общества, способная решить ряд вопросов, направленных на оздоровление и укрепление всех молодежных страт. На сегодняшний день все более очевидной стоит проблема неоднозначности исследования ряда аспектов: множественности и неоднозначности толкований понятия «досуг», размытости теоретических его рангов, смене государственной социальной организации досуга, происходящей на стыке индустриального и постиндустриального общества. Это ставит перед исследователями целый ряд проблем, а именно, изучения объема качества досугового пространства, ориентации молодежи на пассивные виды деятельности, приобретения досугом ярко выраженной формы потребительского характера, который соседствует с проявлениями девиации, а порой и делинквенции. Актуальность темы исследования заключается в том, что 20 последних лет стагнации и деградации российской культуры отложили негативный отпечаток на национальное самосознание, социальное самочувствие всех поколений россиян, в особенности младших поколений. Процесс социализации, которых пришелся на время распада социалистических идеалов и культурных нормативов, период перестройки, формирования основ нового государства, утраты существовавшей и отсутствия новой доктрины культурного воспитания и просвещения на фоне активной культурной экспансии извне.
Содержание

Введение ……………………………………………………………..…………….4 Глава I Теоретические аспекты изучения возможностей сельского Дома культуры в развитии досуга молодёжи …………………………………………..8 1.1 Понятие культуры досуга, её сущность и критерии ….……………………..8 1.2 Комплексный подход к изучению молодёжи ………………………………18 1.3 Особенности развития культуры досуга молодёжи в условиях сельского Дома культуры……..…………………………………………………………….. 37 Выводы по 1 главе ….…………………………………………………………. ..49 Глава II Эмпирические аспекты развития культуры досуга молодёжи в условиях сельского Дома культуры…………………………….....51 2.1 Анализ деятельности ДК с Ларино, направленный на развитие культуры досуга сельской молодёжи..……………………………………………………...51 2.3 Разработка проекта программы молодёжного объединения «Праздник +»…………………………………………………………………......61 Выводы по 2 главе ………………………………………………………………70 Заключение ……………………………………………………………………... ..72 Список литературы ……………………………………………………………….75
Список литературы

1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. для вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект-Пресс, 2011 ? 76 с. 2. Азарова, Р. Н. Досуг современной молодежи / Р.Н. Азарова // Внешкольник. - 2003. - № 10. - С. 19-21. 3. Азарова, Р. Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи / Р. Н. Азарова // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 27-32. 4. Акимова, Л.А. Социология досуга / Л. А. Акимова. - М.: МГУКИ, 2003. - 123 с. 5. Алиева А.Н. Культурно-досуговая деятельность – универсальное решение [Текст] / А.Н.Алиева // Управление персоналом. – 2016 – №6. – С. 16-19. 6. Андреев Валентин Иванович. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности : Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1988. - 236, с. 7. Беспалько В. П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы. Тюмень, 1999.- 145 с. 8. Букин, В. П., Атаева, Т.А. Структура досуга молодежи российской провинции: социологический анализ / В. П. Букин, Т. А. Атаева // Известия высших учебных заведений.Поволжский регион. Общественные науки. – 2010 – Вып.№ 1 (13). – С. 109 9. Быстрова, А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. / А. Н. Быстрова. - М.: Издательство Федора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. - 712 с. 10. Волков, Ю. Г. Социология/ Ю. Г. Волков. – М.: Гардарики, 1999 – 432 c. 11. Гальцева, И Сельская молодёжь в условиях современности [Электронный ресурс] / И. Гальцева. Режим доступа: https://proza.ru/2013/05/16/527 12. Герасимов, С.В. Специалист в сфере PR: профессиональный статус и специфика деятельности./ С.В. Герасимов// Современные аспекты экономики. - № 19(86). - //СПб.:«Инфо-да», 2014 - С. 235 13. Годовой отчет за 2020 год, отчеты за месяц 2021 г. ДК c. Ларино 14. Головина, Г.В. Культура досуга, как фактор формирования современного общества/ Г.В. Головина // Адыгейского государственного университета. - 2010 - №4. - С. 263 15. Гузиева Е.В. Культура и ее роль в нашей жизни / Е.В. Гузиева, И.А. Павленко, А.В.Никитина. Экономика устойчивого развития. 2016 № 2 (26). С. 93-95. 16. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность./ А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. - М.: МГУК, 1998. - 462 с. 17. Жарков, А. Д. Технология культурно - досуговой деятельности./ А. Д. Жарков. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1998. - 248 с. 18. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки. /А. Д. Жарков. // Образование и общество. - 2007. - № 2. - С. 98 - 105. 19. Жуганов Александр Васильевич. Творческая активность личности : Содерж., пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1990. - 82, с. 20. Звоновский В. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. - 2002. - № 5. - С. 59-66. 21. Иванов, В. Г. О понятии социокультурная деятельность. / В. Г. Иванов // Гуманитарная культура как фактор преобразования России. - 1995. - С. 121 - 123 22. Иконникова, С.Н. Молодежь: Социальный и социально-психологический анализ. / С. Н. Иконникова. - Л.: ЛГУ, 1974. - 166 с. 23. Касьянов, В. В. Социология. Учебное пособие/ В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д: изд.центр «МарТ», 2001. - 512 с. 24. Киселева, Т. Г. Социокультурная деятельность: основные тенденции на современном этапе./ Т. Г. Киселева, А. Ю. Стрельцов, Ю. Д. Красильников // Гуманитарная культура как фактор преобразования России. - 1995. - С. 128 - 130. 25. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: Нормы, отклонения, социализационная траектория//Социс.-2003.-№61.С. 54 - 62 26. Кравченко, А. И. Социология/ А. И. Социология. - М.: Академический Проект, 2003. - 2-е изд. - 508 с. 27. Крылова, Г.Д Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. / Г. Д. Крылова, М. И. Соколова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 519 с. 28. Кулаков А. М. Активный досуг в контексте трансформации ценностных ориентаций населения России / А. М. Кулаков // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 3. - С. 30-32. 29. Лавриненко, В. Н. Социология/ В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. -349 с. 30. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологических исследований – // Педагогика № 4, 1998г 31. Лисовский, В. Т. Социология молодежи./ В. Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 215 с. 32. Луков, В. А. (2007) Теории молодежи: пути развития // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 70–82; № 4. С. 87–98 33. Луков, В. А. (2011) [Рец. на кн.:]ЧупровВ. И.,Зубок Ю. А. Социология молодежи : учебник. М. : Норма, 2011 // Социол. исследования. № 11. С. 151–153 34. Майерс Д. Социальная психология – С-Пб.: Питер, 1997г 35. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников / Т. Н. Мальковская. - М. : Педагогика, 1988. - 139 с 36. Маркова, А. П. Социокультурная деятельность как технология и предмет теории. / А. П. Маркова // Гуманитарная культура как фактор преобразования России. - 1995. - С. 126 - 128. 37. Махошева, С. А. Маркетинговое исследование рынка услуг культурного досуга молодежи: на примере Кабардино-Балкарской Республики / С. А. Махошева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 2. - С. 90-101. 38. Молодежь востока России: мозаика рубежа века / под ред. Байкова Н.М., Базилевского А.А. – Хабаровск, 1999г 39. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад. - Москва - 2007. - .Морозова, Е. Я. Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы./ Е. Я. Морозова. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 320 с. 40. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность – Новосибирск.: Наука, 1989г 41. Никитина, Е. М. История социально-культурной деятельности. Электронный учебник. / Е. М. Никитина. -.Панкрухин, А. П. Маркетинг: Учебник./ А. П. Панкрухин. - 4-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 656 c. 42. Понукалина, О. В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи / О. В. Понукалина // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 137-142. 43. Понукалина, О. В. Специфика досуга современной молодежи // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 124-128. 44. Попов, В.В. Теория социально-культурной деятельности. Электронный учебник. / В. В. Попов. - .Радугин, А. А. Социология: курс лекций/ А.А. Радугин. - 3-е изд. - М.: Центр, 2000. - 244 с. 45. Программные документы всероссийского молодежного национального центра. Выпуск 1 – М, 1998г 46. Росенко, С.И., ВелединскийВ.Г. Спортивно - оздоровительные услуги: своеобразие в контексте сервисной деятельности / С.И. Росенко, В.Г. Велединский //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта . – 2014 - № 12 (118). - С. 181- 186 47. Рукша, Г.Л, Кудрина, Е.Л, Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: проблемы и пути решения / Г.Л. Рукша, Е.Л. Кудрина// Мир науки, культуры, образования. – 2011 - №6. - С. 240 – 241 48. Русанова, В.С. Словарь-справочник/ЧГИК 49. Рыбакова, Н.В. Формирование эстетического сознания в сфере досуга / Н.В. Рыбакова //Вестник Волгоградского государственного университета. – 2008.- № 1 - С.159 – 161 50. Самсонова, Е. А. Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни./ Е. А. Самсонова, Е. Ю. Ефимова // Социологические исследования. - 2007. - № 11. - С. 110 - 116. 51. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи./ В. Е. Семенов // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С.37 - 43. 52. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. - Л.: Лениздат, 1977 – 207 с. 53. Социальная педагогика – М.: Просвещение, 1987г 54. Социология молодежи. Учебник / ред. проф. В.Т.Лисовского .—СПб: Изд-во C. –Петербургского университета,1996. 460 с. 55. Сребник, Б. В. Маркетинг. / Б. В. Сребник. - М.: Высшая школа, 2005. - 359 с. 56. Степнов А.Ш. Основы ювенологии. Учебное пособие для студентов вузов МГУ – М.: МГУ, 1998г 57. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие - Изд. 2-е. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с. 58. Суртаев, В. Я. Социология молодежного досуга./ В. Я. Суртаев.- С-П.- Ростов н/Д.: Изд-во «Гефест», 1998. - 224с. 59. Суртаев, В.Я. Молодежь как объект и субъект культурной политики / В.Я. Суртаев. - СПб.: Издание Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств,2008.- с.39. 60. Теория социальной работы / под ред. Холостовой Е.И. – М.: Юристъ, 1998г. 61. Триодин, В. Е. Клуб и свободное время / В.Е. Триодин. - М.: 1982 – 92 с. 62. Тутина, Ю. По поводу молодежи / Юлия Тутина // Смена. - 2007. - № 1 - С. 112-117. 63. Фатов, А. В. Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления / А. В. Фатов // Закон и право. - 2006. - № 10. - С. 85-86. 64. Фокина, М.Л. Определение целей учреждений культуры при формировании системы стратегического управления процессом оказания услуг / М.Л. Фокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010 - №120. - С 72 – 78 65. Чальцева, И. С. Молодежные клубные объединения : современное состояние и перспективы развития / И. С. Чальцева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 2. - С. 138-141. 66. Черкасова, И. О. Маркетинг./ И. О. Черкасова. - СПб: НЕВА, 2005. - 160 с. 67. Чижиков, В. М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности./ В. М. Чижиков. - М., 1991. - 142 с. 68. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма / А. Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КноРус, 2005. - 437 с. 69. Чупров, В. И.,Зубок, Ю. А. Социология молодежи : учебник. М. : Норма. 335 с.; Чупров, В. И.,Зубок, Ю. А. (2000) Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / ИСПИ РАН. М. 115 с. 70. Шишкин С.В. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? / С. В. Шишкин, И. А. Рождественская// Вопросы экономики, 1996. - № 1. - С. 33 71. Шлыков, И.И. Особенности предоставления досуговых услуг для подростков и молодежи с использованием здоровье сберегающих технологий / Шлыков И. И., Павлов М. А. // Аналитика культурологии. - 6. - 2006. - С. 19. 72. Щегорцов, В. А. Маркетинг: Учеб. для вуз./ В. А. Щегорцов. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 447 c. 73. Ядов, В. А. Социология в России. / В.А. Ядов. -. 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Институт социологии РАН, 1998. - 696 с. 74. Ядов, В.А. Социологические методы исследования клубной работы: метод. Пособие / В.А. Ядов. - М.: 1986 - 241 с.
Отрывок из работы

Глава 1: Теоретические аспекты изучения возможностей сельского Дома культуры в развитии досуга молодёжи 1.1 Понятие культуры досуга, её сущность и критерии У термина «культура» десятки определений. Культура - ( от лат. возделывание, обработка) есть процесс и механизм как сохранения и трансляции ценностей, так и их постоянного порождения и пересмотра в сфере познания, общения и творчества, это среда социально значимого взращивания человечности и пространство свободного произрастания новых элементов творческого опыта, его самоорганизации, саморазвития и самообновления. Культура – это пространство воспитания, которое присущими ему методами способствует формированию не только эстетического, но и политического, правового идеала. Через экран, книгу, сцену, эстрадную площадку, залы музеев человеком осознается творческая деятельность народа, его культура, его будущее[9,15]. Многообразие и многогранность культуры как искусственной среды обитания порождает множество подходов к её определению. Представление о культуре как способе и продукте разумной деятельности человека актуализирует культуру в качестве сущностного признака человека и общества. В рамках данного подхода человеческая культура – это уровень организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного производства, а также в характере овладения приемами и процедурами всех видов деятельности человека. Человек становится личностью в процессе инкультурации и социализации, овладевая культурой и обретая социальные качества. Необходимо отметить и аксиологический аспект досуга. Досуговая деятельность является процессом создания, распространения и умножения культурных ценностей. Культура досуга – важная сфера человеческой жизни, регулируемая системой социальных институтов и культурных установлений (традиций, обычаев и ритуалов). [48,17] Досуг должен быть разнообразным и содержательным. Необходимо в его организации сделать акцент на креативные виды досуговой деятельности, которые способны заинтересовать, способствовать раскрытию индивидуальных качеств личности; сделать досуг ярким, активным, насыщенным. В своих трудах Ю.А. Стрельцов рассматривает понятия «досуг» и «свободное время» как идентичные. Досуг он определяет как часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д. [57, с. 102]. С древних времён досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Таким образом, мы приходим к выводу, что досуг – это не пустое времяпровождение, а деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень досуга. [1,7] Беспалько В.П. в своей работе «Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы» приводит примеры того, как многие воспринимают досуг: «досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и др.), и даже с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и др.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг. [7, с. 10-12]. Что же означает слово досуг, поясняет Жуганов А.В. в работе «Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации»: «английское слово досуг (leisure) берет свое начало из латинского языка (ligere), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (loisir), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (lisense), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т.д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (schole) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (scool) произошло от греческого слова schole, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием». [19, 76]. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах. Стрельцов Ю.А. в работе «Свободное время и развитие социокультурной деятельности» классифицирует определение досуга на четыре основных группы: 1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо. 2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации. 3. Досуг как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью. 4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени. [57, с. 63]. В своем труде «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности» Андреев В.И. говорит о том, что Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и других. Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.[6, 74] Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг. Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения. Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, либо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам. [3, 28]. Ильинский И.М. отмечает, что в подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства, и одновременно существует три позиции: деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где «досуг» и «внерабочее» рассматриваются как одно и то же; отождествление понятий «досуг» и «свободное время», досуг - часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности Сегодня в энциклопедиях и справочниках «досуг» и «свободное время» между собой уравнивают. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как «досужий» - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала 20 века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время. [24, с. 6]. Стрельцов Ю.А. («Клуб-организатор отдыха и развлечений») обращает внимание на словарную интерпретацию понятия «досуг»: «советский энциклопедический словарь дает такое определение: «Досуг» - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми». [57, 102]. Аванесова Г.А («Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации») считает, что под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. [1, с. 7]. В нашем случае интерес представляет культура досуга, которую можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга и др., то есть время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению. В трактовке В. Я. Суртаева, культурно - досуговая деятельность является «одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно - досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки» [58,34]. Стрельцов Ю.А. выделяет три основные социокультурные функции досуговой деятельности. – рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленных главным образом на снятие психического утомления. – развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, улучшить настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить эмоциональную подзарядку. Также выделим критерии досуга: - культурные интересы; - избирательность в выборе содержания и форм досуговой деятельности; - общекультурная эрудиция; - умения и навыки организации досуга.[57, 104] В основе организации досуга лежат следующие методы: 1 Совмещение отдыха с воспитанием и просвещением (викторины, игровые, конкурсные и познавательные программы, и др.) 2 Свобода выбора форм досуга (любительские объединения, клубы по интересам, кружки, организация экскурсионной деятельности, волонтерской помощи музеям и галереям, массовые праздники, вечера отдыха, и др.) [52,36]. В структуре досуга можно выделить следующие виды: развлекательный, интеллектуальный, оздоровительный и эстетический. Развлекательный вид досуга – это традиционный метод проведения досуга. Развлечением можно назвать такие формы деятельности, которые доставляют удовольствие, дают возможность отвлечься от работы, повеселиться (конкурсные и игровые программы, шоу, культурно-массовые мероприятия, дискотеки, ночные клубы). Уметь организовать коллективный отдых – это означает каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей. И эффективность такого вида досуга во многом будет зависеть от интереса людей, их умения отдыхать. В процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического напряжения. Из этого следует, что развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки [16,82]. Под интеллектуальным видом досуга подразумевается обогащение человеческой личности посредством различных источников информации, к которым относятся научная и художественная литература, пресса, кино, радио, телевидение, интернет. Данный вид досуговой деятельности играет важную роль в развитии культуры, поскольку вырабатывает у человека творческий способ мышления и сохраняет его на протяжении всей его жизни, способствует свободному выбору профессии, основанному на личных и общественных интересах. . В процессе интеллектуального досуга человек узнает новое, чему-то учится, черпает информацию. Вид этого досуга нес?т целенаправленный характер, человек познает мир культурных ценностей, которые расширяют когнитивные границы и духовный мир человека и общества в целом [16,82]. Спортивно – оздоровительный досуг – это одна из форм активного отдыха, содержание которой представлено разнообразными видами физических упражнений (спортивными, гимнастикой, подвижными и спортивными играми), выполняемых в сочетании с элементами театральности, хореографии, пения, шуточных викторин и аттракционов [16,83]. Спортивно-оздоровительный досуг направлен на здоровый образ жизни. Он включает такие компоненты как: рациональная организация труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, правильное питание, отсутствие вредных привычек, формирование личностных качеств подростков и молодёжи через воспитание патриотизма, чувства товарищества, взаимоуважения, честности, ответственности за свои поступки, формирование у юношей необходимых для военной службы навыков и умений, внутреннюю готовность к службе в Вооруженных Силах России. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении [46,182]. Роль художественно - эстетического вида досуга в жизни человека и общества трудно переоценить. Сегодня намечена тенденция вытеснения эстетических ценностей и потребностей физической релаксацией. Это совершенно недопустимо, так как ощущение и понимание красоты эмоционально обогащают человека, развивают образно – художественное мышление, эмпатию. Эстетическое воспитание в культурно – досуговой сфере является фундаментом, на базе которого отражаются и продуцируются мировоззренческие и духовные ценности. Художественно - эстетическое сознание человека, сформированное посредством не только искусства, творчества, но и многочисленными формами досуговой деятельности, формирует стиль жизни [16, 83]. Однако же нарушение меры в подаче этого материала серьезно искажает работу учреждений культуры, подрывает веру и девальвирует ценности гуманистического образа жизни. Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно. Представление, которое формируется в любой этнонациональной культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время, прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития. Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированное внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Сдедовательно, под культурой досуга в рамках нашего исследования мы понимаем: реализацию социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности. 1.2 Комплексный подход к изучению молодежи Молодёжь – в широком смысле, обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом смысле молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ молодёжи нет общего мнения. В отсутствии единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в разных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями [69,5]. На современном этапе развития общества понятие молодости несколько трансформировалось, что связано с учетом некоторых социально-психологических характеристик помимо биологических, вследствие чего в ряде нормативных документов России на законодательном уровне период молодости продлен до 35 лет (например, при определении понятия «молодая семья»). Задачи изучения молодежи. Основные подходы: - исследование молодёжи как социально-демографической группы, комплексный анализ её социально-демографических характеристик; - изучение проблематики, связанной с жизнедеятельностью молодого поколения, поиск путей решения проблем молодёжи; - интеграция молодого поколения в систему общественных отношений. Среди направлений и концепций, оказавших серьезное влияние на развитие, можно выделить следующие: - концепция рассмотрения молодежи как возрастной группы, в рамках которой молодежь сводится к маргинальному слою общества, ожидающему полноценного статуса по достижении взрослого возраста; - концепция, в рамках которой молодежь исследуется с точки зрения охвата определенного жизненного цикла с упором на психофизические свойства молодости, предстающей биологической реальностью и в свою очередь являющейся также результатом социально-исторических и социокультурных процессов;[69,20] - структурно-функциональный подход к исследованию молодежи (В. Райх, Г. Маркузе), в рамках которого молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретаются социальный статус и соответствующие социальные роли; - культурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т. Лукман и др.) стремятся осмыслить мир молодежи в соответствии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих индивидов, отражающимися в определенных типах культуры; - исследование молодежи в рамках теории общественного воспроизводства (В. И. Чупров), которая акцентирует внимание на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями — вопроизводственной, инновационной, трансляционной. - Рискологичсский подход (Ю.А. Зубок), который приобретает актуальность в условиях, когда риск становится всеобщим основанием современности; - концепция социального конструирования реальности, основанная на принципах взаимосвязи объектно-субъектных характеристик молодежи и окружающей ее социальной реальности, определяющих групповую специфику молодежи, а также сам процесс конструирования ею социальной реальности; - концепция повседневности (Е. Омельченко, Е.Лукьянова и др.), изучающая разнообразные социальные практики молодежи (труда, досуга, потребления, формирующиеся вне взрослого контроля) как следствия различных значений и смыслов, значимых индивидуальных и групповых стратегий; - социально-воспроизводственный подход, предложенный в конце 1980-х гг., в соответствии с которым социальная сущность молодежи определяется становлением ее субъектности в общественном воспроизводстве и выявляются ее основные социальные функции: воспроизводственная, инновационная, трансляционная.[69,21] На базе социально-воспроизводственного подхода были разработаны такие известные в отечественной социологии молодежи концепции, как: социальной интеграции молодежи, ее гражданской идентификации, управления конфликтами в молодежной среде, воспроизводства малого предпринимательства в России. В концепции общественного воспроизводства молодежь является основным источником воспроизводства общества и одновременно его отражением во всех проявлениях на экономическом, политическом, культурном уровне. Социология молодёжи развивается в рамках практики. Изначально молодёжь изучалась социальной психологией и антропологией. В основе психологической ориентации лежит выводимая из психоанализа концепция жизненного пути личности. Она базируется на идеях ортодоксальных доктрин Э.Фрейда, развитых его учениками и последователями неофрейдизма (Р.Бенедикт, Л.Фойер, Л.Шелефф, Э.Эриксон). В частности их усилиями получила дальнейшую разработку теория "эдипова комплекса", в соответствии с которой объясняются природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности выступлений молодежи против существующего порядка и прочие формы сублимации свойственной ей энергии. Эпигенетический принцип Э.Эриксона позволил представить развитие индивида, как последовательное прохождение им ряда этапов, каждый из которых означает успешное преодоление предыдущего. Р.Бенедикт показала, что на любом этапе индивид испытывает целенаправленное общественное воздействие, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости, т.е. "социальный характер", соответствующий конкретному обществу. Рассмотрение молодежи как социологической категории, определяемой не только возрастными границами, но и специфическим социальным статусом, особенностями человеческого сознания и поведения продуцировало более глубокое понимание молодежных проблем, научное обоснование дифференцированной воспитательной работы. Накопленный опыт и знания послужили толчком к наметившемуся в 70-е годы комплексному исследованию всего хода социализации молодежи, при этом четко были очерчены особенности ее социальных слоев. Именно благодаря психоаналитическому методу, применению принципов "понимающей социологии" удалось проникнуть в глубинные пласты молодежного сознания, полнее раскрыть индивидуальность молодого человека и в меру сил способствовать его самоактуализации, "снятию" отчуждения от общества.[58,104]
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 64 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Культурология, 84 страницы
2100 руб.
Дипломная работа, Культурология, 48 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg