В 2016-2020 гг продажи томатных соусов в России выросли на 0,8% и достигли 264 тыс т. В 2017-2018 гг показатель сокращался на 1,2-1,7% в год, что происходило вследствие высокой базы 2016 г. В 2019 г продажи томатных соусов в стране выросли на 1,2%.
В 2020 г продажи продолжили рост и увеличились на 2,5%, несмотря на существенное падение спроса со стороны сектора HoReCa, активность в котором беспрецедентно снизилась во время действия ограничительных ме-роприятий в период пандемии коронавируса. Росту продаж в 2020 г способ-ствовало увеличение спроса на томатные соусы в рознице. Временно вынужденные отказаться от посещения заведений общественного питания, россияне стали чаще питаться дома и увеличили покупки томатных соусов – это явилось одним из способов разнообразить домашнее меню. Кроме того, в 2020 г выросли продажи томатных соусов сектору промышленной переработки, где рассматриваемая продукция используется для изготовления широкого спектра полуфабрикатов – в частности, полуфабрикатов пиццы.
Объемность отечественного рынка томатной пасты в рамках 2020 года показала максимальную тенденцию увеличения.
Отечественный рынок томатной пасты в 2020 году показал устойчивую плюсовую динамику увеличения объемности рынка, так в оценке физических индикаторов рынок вырос практически на 18%.
Объемы экспорта томатной пасты на мировой рынок в 2020 году показали более существенное увеличение и абсолютную максимизацию, как в оценке физических величин, так и в оценке стоимости. Если в натуральных показателях экспортные поставки увеличились на 32%, то совокупная объемность экспорта по стоимости на 32,4%.
Согласно данным исследования, подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2021 году, суммарная стоимость экспортных по-ставок томатной пасты на мировой рынок увеличилась на 2 млн. долларов. Необходимо обозначить, что в 2020 году зафиксировано максимальное зна-чение объема экспорта томатной пасты за весь период исследования.
Ключевыми потребителями томатной пасты на мировом рынке тради-ционно являются украинские и белорусские компании. Потребители томат-ной пасты из данных регионов по-прежнему остаются ключевыми для рос-сийских производителей.
Известно, что помидор один из немногих овощей, который более полезен в приготовленном виде, нежели в сыром. А дело вот в чем: в спелых томатах содержится довольно сильный антиоксидант ликопин – он защищает наши клетки от старения и конечно же, от воздействия окружающей среды. За счет выпаривания жидкости при изготовлении томатной пасты, его количество в концентрированном продукте значительно выше, чем в свежих томатах. Именно поэтому томатные изделия, в том числе и паста, так необходимы человеческому организму. Однако, томатная паста – это все же продукт, который, как правило, не едят ложками прямо из банки. Поэтому идеальной комбинацией будет сочетать в рационе как свежие помидоры, так и соусы на их основе.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что томатные пасты являются прекрасным кулинарным компонентом, без которого не обходится множество блюд и соусов. Продукт, который по сути своей должен быть однокомпонентным, т.е. состоять из одних только томатов. Однако некоторые производители превращают томатную пасту в очередной набор химических ингредиентов. В современном мире на сегодняшний день качество является неотъемлемой частью продукта, которая занимает особо важное значение в предпринимательской деятельности.
Объектом исследования является томатная паста, реализуемая на по-требительском рынке г. Красногорск.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение ассортимента, товароведной характеристики и экспертизы качества томатной пасты.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ рынка томатной пасты в РФ;
- изучить теоретические основы проведения товароведной оценки качества томатной пасты;
- рассмотреть ассортимент томатной пасты, реализуемой в торговых сетях г. Красногорск;
- провести оценку качества выбранных образцов, сделать вывод по полученным результатам.
Выпускная квалификационная работа содержит две главы, введение, заключении и списка использованной литературы. В первой главе рассмот-рена товароведная характеристика и оценка качества томатной, во второй главе проведена товароведная оценка качества отобранных образцов томат-ной пасты, реализуемой в торговых сетях г. Красногорск.