Глава 1 Теоретические аспекты формирования и оценки умений организовывать самостоятельную работу обучающихся колледжей
1.1. Сущность и основные понятия самостоятельной работы студентов колледжа
Основная задача среднего специального образования - развиваться, формировать творческую личность специалистов, способных к самообразованию и новаторству. Невозможно решить эту проблему только за счет быстрой передачи знаний от учителя к ученику. Во многом непрерывная реформа среднего специального образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме обучения, от потребителя пассивных знаний к активным знаниям, способным сформировать проблему, проанализировать способы ее решения, найти оптимальные результаты и доказывая свою правильность. В этой связи необходимо признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не только важной формой учебного процесса, но и его основой [3].
Это означает ориентацию на активные методы усвоения своих знаний, развитие своих творческих способностей, переход от непрерывного обучения к личному обучению с учетом потребностей и способностей личности. Речь идет не только об увеличении количества часов для самостоятельной работы. Усиление роли самостоятельной работы студента должно быть направлено на развитие способности к учебе, на создание возможностей студента для саморазвития, творчества, применения полученных знаний, формирования методов адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система мониторинга результатов - одно из самых слабых мест в практике высшего образования и одна из наименее изученных проблем теории образования, особенно в связи с текущей образовательной ситуацией (диверсификация среднего профессионального образования, применение образовательных стандартов, мониторинг образования) применение систем и др.).
Прежде всего, необходимо точно определить, в чем заключается самостоятельная работа студента. В общем, это любая деятельность, направленная на улучшение мышления будущих профессионалов. Самостоятельное мышление, любой вид исследований, способствующих познавательной активности студентов, относится к самостоятельной работе [2]. В широком смысле независимая работа означает понимание суммы всех самостоятельных действий ученика, как в классе, так и за его пределами, как с участием учителя, так и без него.
Самостоятельная работа будет сделана:
• Непосредственно во время аудита - лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы.
• Внеплановый контакт с учителями - во время учебных консультаций, во время творческих контактов, при выплате долга, при выполнении индивидуальных заданий и т. Д.
• Когда студенты выполняют учебную и творческую работу в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре.
• Границы этого вида работы довольно размыты, а тип самозанятости частично перекрывается.
Таким образом, самостоятельная работа ученика может осуществляться как внутри, так и вне аудитории. Однако, учитывая проблему самостоятельной занятости студентов, это обычно внеклассная деятельность. Следует отметить, что для получения активных знаний в процессе работы на уроках требуется как минимум понимание материала и оптимальное творческое восприятие. Фактически, усвоенный материал, особенно на небольших курсах, имеет сильную тенденцию к запоминанию с элементом понимания. Кафедры и преподаватели часто преувеличивают роль логических принципов в интерпретации своих предметов и не видят проблем с их принятием студентами. Междисциплинарные отношения также менее специфичны, и наследование в этой области очень слабое, и даже существуют текущие образовательные программы. Уровень знаний учащегося, не подключенного к Интернету, поддерживается на низком уровне. Это особенно опасно для мест, где проводится базовая подготовка.
В образовательных стандартах половина академического периода студента тратится на внеклассные занятия, но этот стандарт часто не поддерживается. Количество и объем заданий для самостоятельной работы, а также количество дисциплинарных административных мер часто «увеличиваются и усиливаются» преподавателями или кафедрами.
Согласно новой образовательной парадигме, независимо от специальности или характера работы, последние 2 элемента обучения с новым специалистом, базовыми знаниями, профессиональными навыками и опытом решают новые задачи, а именно формируются в процессе самостоятельной работы студента. Кроме того, задачей отдела является разработка дифференцированных стандартов независимости в зависимости от специализации и вида деятельности.
То есть он основан на личном опыте преподавателя, оценке сложности задания и времени, необходимом для его подготовки. Сроки выполнения домашних заданий по разным направлениям не всегда регламентируются, что со временем приводит к неравномерному распределению самостоятельной работы. Все эти факторы побуждают студентов выполнять работу, обманывать ее и, как это ни парадоксально, сокращать время, которое студенты на самом деле тратят на нее. Слишком часто делайте вычеркивания и шпаргалки по домашнему заданию, курсовым проектам, работе (иногда оплачиваемой) и контролируемой деятельности. Многие учебные задания не рассчитаны на активную работу студентов, часто они выполняются без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.
Активная самостоятельная работа студентов в системе среднего профессионального образования возможна только при наличии серьезных и устойчивых побуждений. Сильнейшим мотивирующим фактором является подготовка к будущей эффективной профессиональной деятельности.
Давайте рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы:
Полезность проделанной работы. Если студент знает, что результаты его работы используются в лекционных курсах, учебных пособиях, лабораторных занятиях, подготовке публикаций и т. Д. При этом важно психологически выстроить ученика и показать ему, насколько важна работа.
Другой вариант использования коэффициента полезности - активное использование результатов труда в профессиональном обучении. Например, если студент получил диплом (специальность) на одном из младших курсов и может самостоятельно работать по гуманитарным, социально-экономическим, естественным и общеобразовательным специальностям, это направление включается в его / ее отдел занятости.
Участвуйте в творческой деятельности студентов. Он может участвовать в научно-исследовательских, опытно-конструкторских или методических работах на кафедре.
Интенсивное обучение - важный мотивирующий фактор. Это подразумевает применение позитивных методов в образовательном процессе, особенно в игровом обучении через инновационные игры и организационные мероприятия. В этих играх речь идет не только о переходе от односторонних частных знаний к многогранным знаниям об объектах, моделировании путем выявления ключевых противоречий и приобретении навыков принятия решений. Первым шагом в этом подходе является бизнес-тренинг или ситуационное обучение, включая использование персонального компьютера.
Участие в олимпиадах по академическим специальностям, научно-исследовательских и прикладных работах и др.
Использование факторов управления мотивационными знаниями (общая оценка, проверка, тестирование, нестандартные процедуры проверки). В некоторых случаях эти факторы могут привести к желанию соревноваться, что само по себе является сильной мотивацией для студентов к самосовершенствованию.
Штрафы за академические и художественные достижения (стипендии, награды, поощрительные баллы) и плохую успеваемость. Например, вы можете повысить или понизить рейтинг заранее определенной задачи.
Индивидуализация задач, выполняемых как на занятиях, так и вне их, их постоянное обновление.
Личность учителя является мотивирующим фактором для интенсивного обучения и, прежде всего, независима. Педагог может быть примером для ученика как профессионального, творческого человека. Педагог может и должен помочь ученику раскрыть его творческий потенциал и определить перспективы его внутреннего роста.
Мотивацию к самостоятельной учебной деятельности можно повысить, используя такие формы, как кружковое обучение («метод погружения») в организацию учебного процесса. Поэтому различные уроки этого типа, улучшающие изучение материала, охватывают несколько тем курса и множество практических упражнений, которые непосредственно направлены на решение задач.
Основная цель организации самостоятельной работы школьников по стратегическому направлению - не оптимизация отдельных типов, а создание условий для высокой активности, свободы и ответственности учащихся во всех сферах учебной деятельности.
Самый простой способ - пройти обучение аудитора в пользу самостоятельной работы.
По словам А. Вербицкого, специальная подготовка обучающегося включает в себя практические занятия [3]. Здесь тоже важны резервы развития навыков самостоятельной работы. Одно из направлений — профессиональная организация этих занятий. Насколько актуально это направление, можно увидеть по важности процесса передачи методологии в целом. Опыт показывает, что профессиональная ориентация должна быть такой, чтобы источником активности на занятиях становились профессиональные потребности: необходимость организовать общение, проявление лидерства в общении, необходимость контроля деятельности.
Развитие социальных и коммуникативных навыков может стать содержанием самостоятельной работы студента. Вот набор рабочих шагов, связанных с необходимостью развития навыков представления материала ребенку и прогнозирования содержания следующего урока.
По мнению П.Г. Пшебеке, решение учебных задач на уроках активизирует рефлексы учащегося, повышает уровень профессионализма и вызывает интерес к различным жизненным ситуациям в детском саду [19].
Г. А. Зборовский отмечает, что самозанятость значительно развивает познавательные способности студентов [6].
По мнению Л. Д. Воеводиной, учащимся необходимо знать свои сильные и слабые стороны, адаптировать их к личностным особенностям дошкольника, чтобы они могли целенаправленно работать самостоятельно [4].
Самостоятельная работа в рамках предмета «Организация самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования» охватывает различные виды работ. Задачи обучения, производства и научных исследований направлены на усвоение теоретических и практических знаний, усвоение и обобщение лучшего практического опыта, используя творческий потенциал студента. Их реализация в самостоятельной деятельности студента осуществляется через различные формы и виды работ в зависимости от стадии изучения предмета.
Самостоятельную студенческую работу (СРС) можно рассматривать как организационную форму обучения, систему педагогических условий, которые направляют учебную деятельность студента и деятельность студента по приобретению знаний и навыков в преподавании и исследованиях без какой-либо посторонней помощи. Проанализируем основные положения курса «Организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа».
Самостоятельная работа студентов осуществляется с целью:
- систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование навыков пользования нормативной, правовой, справочной и специальной литературой;
- развитие у студентов познавательных навыков и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мысли, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие практических (общих и профессиональных) навыков и умений;
- развитие исследовательских навыков;
-развитие эффективных независимых профессиональных (практических и научно-теоретических) навыков на уровне мировых стандартов;
В учебном процессе средней профессиональной школы различают 2 вида самостоятельной работы:
? класс;
? внеклассные;
Самостоятельная работа на уроках специальности осуществляется под непосредственным руководством преподавателя и под его руководством.
Самостоятельная внеклассная деятельность осуществляется под систематическим руководством преподавателей, которые планируют учебную, дидактическую и исследовательскую деятельность студентов, но без непосредственного участия.
Самостоятельная работа студентов в соответствии с национальными образовательными стандартами осуществляется в соответствии с основной образовательной программой с учетом рекомендаций Минобрнауки РФ по количеству очных учебных часов.
Самостоятельная работа студентов включает:
- Подготовка к занятиям в аудитории (лекции, тренинги, семинары, лаборатории, Интернет-конференции и др.) И выполнение сопутствующих задач;
- Самостоятельная работа по различным темам в области науки в соответствии с программой и тематическим планом;
- подготовка к стажировке и выполнение задач, предусмотренных стажировкой;
- выполнение письменных тестов и занятий, электронных презентаций;
- подготовка ко всем видам контрольных тестов, включая экзамены и предметные, циклические и комплексные тесты;
- Подготовка к итоговой государственной аттестации, включая выпускную работу;
- работа в студенческих исследовательских клубах, семинарах и др .;
- участие в элективных курсах, специальных семинарах и др .;
- участие в научной и научно-методической работе колледжа;
- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, съездах и др.;
- другие мероприятия, организованные и проводимые университетом и студенческим советом.
Для организации СРС необходимы следующие условия:
- Готовность студентов работать самостоятельно.
- Мотив приобретения знаний.
- Наличие и доступность всех необходимых печатных и электронных учебных, методических и справочных материалов, методических рекомендаций по внедрению, технологических карт индивидуального образовательного маршрута обучающегося, доступ к сети Интернет.
- Система регулярного контроля качества выполняемой самостоятельной работы.
- Наличие комнат для самостоятельной работы в группе.
Самостоятельная деятельность возникает из способности строить логику. Логические ориентиры — путеводная звезда для самостоятельной работы. Строгая классификация точных логических выражений, методы эффективного поиска, согласование источников необходимой информации, правильный результат и т. Д. - Все это объясняет Трофимов Н. М. Собака посылает и усиливает действие, мысль, в основном [24]. Аналитический принцип возникает в результате наличия этих факторов в деятельности студентов. Своеобразие принимаемых на их основе решений, динамизм мысли, широта.
Ю.Н. Фаустова считает, что если это стимулирует самосознание будущих профессионалов, то самостоятельная работа лучше всего выполнит поставленную задачу и выполнит свою миссию [25]. Студент сталкивается с четким пониманием того, что не только увлекательно, но и в принципе возможно придать определенной деятельности аналитический характер, проблематизировать ее, открывать все новые и новые ее аспекты и создавать ее все более глубокие «слои» с помощью соответствующий опыт непреодолимых трудностей.
Начиная моделировать, думать и задавать более «тонкие» вопросы, ученик, так сказать, «впитывает», преобразует содержание проблемного общения с окружающими в структуру внутреннего плана. Эта работа также отражает повышение профессионализма и навыков ученика, а преподаватель развивает навыки ученика и приближает к нему уровень его способностей. Вовлекая ученика в процесс формирования целей будущей самостоятельной работы, опираясь на исходные учебные цели, ориентируясь на хорошее поведение в их реализации, преподаватель активно способствует прогрессу ученика в достижении результатов, получая необходимый опыт.
По мнению А.Г. Зборовского, организация самостоятельной работы приводит к положительному повышению его способности эффективно действовать в определенных проблемных ситуациях с увеличением доли учебного времени.
1.2 Декомпозиция умений организации самостоятельной работы студентов
Общее умение организовывать самостоятельную деятельность студентов включает в себя ряд простых организационных умений, представленных на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Организационные умения
Формирование представленных на рисунке 1.1 умений способствует формированию технологической компетентности студентов.
Умение определить цель деятельности заключается в выборе студентом вида его деятельности. Ведущим мотивом, стимулирующим и регулирующим выбор, являются интересы студентов.
Умение планировать заключается в осознании путей, средств, условий и способов действий, которые должны привести к достижению поставленной цели.
Умение практически реализовывать намеченное предполагает осуществление ребёнком плана в реальных действиях.
Умение осуществить самоконтроль. В педагогической литературе самоконтроль рассматривается как средство саморегуляции деятельности, соотнесение действий с образцом, предъявляемыми требованиями или с поставленной целью.
В исследованиях ученых отмечается, что в продуктивных видах деятельности (в том числе — самостоятельной) важны два вида самоконтроля: процессуальный и итоговый.
Умение осуществлять самооценку. Умение оценить результаты своей деятельности необходимо для успешного осуществления всех её видов. А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин относили возникновение самооценки к концу дошкольного возраста, а одну из главных возможностей её возникновения видели в выделении студентом внутри деятельности отдельных действий и операций, на основе чего формируется оценка своих возможностей по практическому осуществлению той или иной деятельности.
Сформировать умение самостоятельно организовывать свою деятельность – это значит:
? формировать умение планировать свою деятельность, связанное с умением отобрать средства, предметы, необходимые для реализации выбранного вида самостоятельной деятельности, а также выделять этапы и последовательность действий, приводящих к желаемому результату;
? учить осуществлять намеченное, используя свой личный опыт, применяя разнообразные способы действий;
? приучать к самоконтролю, умению сравнивать полученный результат с намеченной целью;
? побуждать к оценке полученных результатов, т. е. развивать способность анализировать свою деятельность и качество продукта деятельности.
Решение этих задач способствует формированию технологической компетентности студентов.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования умений, можно сделать вывод, что овладение умением самостоятельно организовывать самостоятельную деятельность возможно при специально организованной педагогической работе, протекающей с учетом возрастных особенностей студентов.
Научить студентов самостоятельно организовывать свою деятельность, возможно при следующих условиях:
? активизации интересов студентов в повседневной жизни;
? актуализации их личного опыта, усвоенного как в специально созданных условиях, так и в повседневной жизни;
? поэтапном обучении способам организации самостоятельной самостоятельной деятельности;
? побуждение студентов к реализации умения самостоятельно организовывать свою деятельность.
Первый этап направлен на расширение знаний и представлений студентов об организационной стороне самостоятельной деятельности, активизации интересов и актуализации личного опыта.
Второй этап - овладение организационными умениями путем выделения способов действий из общего процесса организации самостоятельной деятельности; развитие волевых усилий.
Третий этап - расширение представлений студентов о необходимости целесообразной заполненности свободного времени и побуждение студентов к реализации умения самостоятельно организовывать свою деятельность в повседневной жизни.
На всех этапах большое значение имеет создание положительной эмоциональной атмосферы.?
1.3 Особенности практико-ориентированных заданий для формирования и оценки умения организовывать самостоятельную работу обучающихся колледжей
Концепция модернизации российского образования гласит, что «основная цель профессионального образования - быть конкурентоспособным, компетентным, ответственным, способным на рынке труда, вести свою специализацию на уровне мировых стандартов, готовить к непрерывному профессиональному росту, социальному развитию и профессиональная мобильность для удовлетворения личных потребностей. «Профиль - подготовка квалифицированного рабочего» [1].
Современный рынок труда подразумевает необходимость усиления практических элементов образовательного процесса, чтобы выпускники имели реальные возможности обеспечить достойную работу. Рынок труда требует не только теоретически подготовленных специалистов, но и людей, способных решать практические задачи.
Относительно большой процент студентов по окончании учебы не занимается той профессией, которую они получили. Иногда у них просто нет возможности найти работу по профессии. Основная причина - постоянно растущие требования работодателей к опытным профессионалам. Часто после окончания средней школы нет выпускников.
Интерес к практическому подходу к обучению эффективнее других учебных материалов.
В современной системе образования важно разрабатывать и применять образовательные технологии, повышающие силу, качество, уровень мотивации и привлекательность познавательных процессов. Цель обучения - развитие познавательных потребностей, обеспечение функции знаний в сознании студентов, организация поиска новых знаний, повышение эффективности учебного процесса. Суть практико-ориентированного обучения состоит в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образной и логической составляющих; получение новых знаний и практического опыта в решении важных задач и проблем.
Правила организации практических занятий:
? мотивационная поддержка учебного процесса;
? связь между обучением и практикой;
? осведомленность и активность студентов в обучении.
В рамках практического обучения в конкретной области студенты чувствуют себя компетентными, потому что они свободны в выборе решения обсуждаемой проблемы. В системе практического обучения формируются следующие практические навыки:сравнения, оценки явлений, процессов;
? выявление причинно-следственных связей;
? ставить задачи;
? необходимость дальнейшего пополнения специальных знаний.
Реализация практикоориентированного обучения предполагает рассмотрение опыта как источника знаний, как объекта познания с комплексным подходом к анализу фактов. Практические занятия влияют на оформление содержания всех составляющих образовательного процесса: преподавание предметов, учебно-производственная практика, самостоятельная внеаудиторная деятельность студентов.
Практическое обучение студентов выполняет в педагогическом процессе определенные функции:
? системные задачи, которые педагог понимает как основное направление выбора и оформления содержания урока;
? критерий педагогической ценности при разработке методики урока
? мотивация учащихся к обучению;
? критерий подготовки.
Чтобы постоянно овладевать знаниями по тому или иному предмету, необходимо развивать положительный настрой и интерес к изучаемому материалу. Интересные, знакомые и лично значимые материалы обычно воспринимаются как менее сложные. Поэтому перед учителем стоит задача организовать учебный процесс таким образом, чтобы педагогическая деятельность ученика была успешной, а знания требовали процесса понимания и творчества, одним из возможных решений этой проблемы является выработка практического подхода к ученику. образование.
Решение практических задач подразумевает использование дополнительных возможностей изучаемого материала, адекватных способов организации изучения традиционного учебного материала.
Для выполнения практических заданий учитель может использовать следующие дополнительные возможности изучаемого материала:
? характер используемого тематического содержания;
? содержание, включая оценку явлений и событий; различные концепции; различное толкование причин и следствий, другая противоречивая информация или позиции, которые могут интерпретироваться по-разному;
? материалы, актуальные для местного сообщества, касающиеся вопросов, широко обсуждаемых в обществе (например, экологические проблемы, вопросы межэтнических отношений и т. д.);
? содержание программы, относящееся к событиям, явлениям, объектам, доступным для непосредственного восприятия учащимся (в том числе в учебных ситуациях);
? материал, с которым работа дает возможность выйти за пределы школы, изучить ее на базе предприятий, вузов, учреждений культуры;
? содержание учебной программы, связанной с развитием образовательных компетенций;
? содержание учебных материалов, которые могут быть использованы в образовании, досуге, организации и т. д.
Развитие способности обучаемого решать практические задачи в классе математики следует рассматривать как способ развития их математической компетентности. Такой подход к обучению позволяет выпускнику решать проблемы, которые возникают в жизни и профессиональной деятельности в будущем.