Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

stitova 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Исследовав теоретические аспекты проблемы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с ЗПР, пришли к следующим выводам. Речевому развитию у детей дошкольного возраста с ЗПР присущи некоторые особенности как лексического, так и грамматического компонентов.
Введение

В настоящее время увеличивается количество детей с отклонениями в интеллектуальном и языковом развитии. Важнейшим условием нормального языкового развития является адекватная коррекция когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. В современной логопедии особое значение приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями интеллектуального развития. В этом контексте одной из наиболее актуальных проблем логопедии является проблема нарушений речи и их коррекции у детей с умственными недостатками, особенно детей с ЗПР. Нарушения познавательной деятельности негативно влияют на весь процесс языкового развития: как на усвоение языковой семантики, так и на усвоение языковых паттернов, на формирование языковых обобщений. В настоящее время отмечается большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева. Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.). Одними из первых особенности речи у детей с ЗПР стали изучать Н.Ю. Борякова, Ковшиков В.А., Слепович Е.С. и некоторые другие педагоги. Этой проблеме стало уделяться больше внимания в 90-х годах 20 в. Так, Е.В. Мальцева отмечала, что у большинства детей с ЗПР отмечаются недостатки в устной речи. Г.Н. Рахмакова, Р.Д. Тригер отмечали, что наряду с недоразвитием устной речи, наблюдаются нарушения слухового, самостоятельного письма, чтения. Развернуто нарушения речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР представлены у Р.И. Лалаевой, которая систематизировала имеющиеся данные и представила наряду с основными видами нарушений речи методы и приемы их коррекции. Несмотря на кажущуюся разработанность проблемы, она остается чрезвычайно актуальной. Неуклонно растет количество детей с ЗПР, чему благоприятствует нестабильная обстановка в обществе: повышение количества неблагополучных семей, увеличение числа наследственных заболеваний и травм среди детей, поэтому педагогике необходимо постоянное совершенствование и обновление методических материалов, направленных на раннюю коррекцию и развитие всех сторон речи детей с ЗПР, начиная с раннего дошкольного возраста. Объект исследования: лексико-грамматическая сторона речи у дошкольников с ЗПР. Предмет исследования: коррекция лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Цель исследования – разработка системы методов и приемов коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР. Гипотеза исследования: в процессе становление лексико-грамматического строя у детей с задержкой психического развития обнаруживаются как закономерности, характерные для детей с нормальным психическим развитием, так и специфические особенности развития лексико-грамматического строя у дошкольников с ЗПР. Использование дидактических игр позволит сформировать положительный лексико-грамматический строй у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Задачи исследования: 1. Провести психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР; 2. Изучить сущность лексико-грамматических нарушений у дошкольников; 3. Рассмотреть методы формирования лексико-грамматического строя у дошкольников с ЗПР; 4. Провести исследование лексико-грамматических нарушений у детей с ЗПР; 5. Провести коррекционную работу по формированию лексико-грамматической стороны речи и оценить эффективность использования дидактических игр у детей с ЗПР. Методы исследования: организационные; эмпирические; интерпретационные; обработка полученных результатов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 6 1.2. Сущность лексико-грамматических нарушений у дошкольников 16 1.3. Методы формирования лексико-грамматического строя у дошкольников с ЗПР 26 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 39 2.1. Организация, методы и результаты исследования лексико-грамматических нарушений у детей с ЗПР 39 2.2. Коррекция лексико-грамматической стороны речи и оценка эффективности использования дидактических игр у детей с ЗПР 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., – 2000. – 400 с. 2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с. 3. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку / Н.Ю. Борякова / Дефектология. М., – 1982. – № 5. – С. 7-14. 4. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М., – 1999. – 122 с. 5. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития / Н.Ю. Борякова. М., – 2004. – 78 с. 6. Вильшанская, А.Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития / А.Д. Вильшанская. М., –2004. – № 1. –25 с. 7. Власова, Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития М., – 1981. – 65 с. 8. Вольская, О. В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития / О. В. Вольская. – М., – 2006. – 110 с. 9. Кондратенко, И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И.Ю. Кондратенко – М., –2005. – 93 с. 10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М., 2007. – 480 с. 11. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. – М., 2005. – 96 с. 12. Громова, О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи / О.Е. Громова. –2003. – 122с. 13. Зорина, С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР / Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / С.В. Зорина. М., –2006. – № 3. –С. 6-15. [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/4/0227/4_0227-1.shtml 14. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М., 1985. – 207 с. 15. Китаева, Н. Н. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР / VI Царскосельские чтения / Н.Н. Китаева - СПб., 2002. – С. 135-136. 16. Лалаева, Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева. – СПб., 1992. – С. 34-50. 17. Лалаева, Р.И., Зорина С.В., Серебрякова Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, С. В. Зорина, Н.В Серебрякова. – М., –2003. – 55-60 с. 18. Лебединская, К.С. Методические рекомендации по диагностике и коррекции ЗПР / К.С. Лебединская. – М., –1980. – 6-24 с. 19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М., 1968. – 369 с. 20. Логинова, Е. А. Дифференцированный подход в логопедической работе по устранению дисграфии у учащихся с задержкой психического развития / Е.А. Логинова – СПб., –1992. – 55-67 с. 21. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов [Электронный ресурс]. под ред. Волковой Л.С., Шахавской С.Н. – http://pedlib.ru/Books/2/0049/2-0049-1.shtml. 22. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М., 1979. – 320 с. 23. Малышева, Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Малышева/ Дефектология. – М., –1992. - № 2. – С. 25-42. 24. Мальцева, Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева / Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 24-28. 25. Мачихина, В.Ф. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / В. Ф. Мачихина, Н. А. Цыпина. – М., 1981. – 331 с. 26. Рахмакова, Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития / Г.Н. Рахмакова М., – 1987. – 121 с. 27. Толмачева, Г. А. Формирование готовности учителей к обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / Г. А. Толмачева – М., 2004. – 20 с. 28. Тригер, Р.Д. Обучение русскому языку: Обучение письму / Р.Д. Тригер / Обучение детей с ЗПР. – М., 1981. –104 с. 29. Тригер, Р. Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи / Р.Д. Тригер. – 1987. – 94 с. 30. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М., 1990. –67 с. 31. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. –М., –1994. – С.23-35. 32. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М., 2004. – 288 с. 33. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М., 2001. – 256 с. 34. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко. – М, 1977. –56 с. 35. Федосеева, Н.Н. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях: Дошкольная педагогика/ Н.Н. Федосеева М., – 2016. – С 38-41. – [Электронный ресурс]. – https://penza.work5.ru/gotovye-raboty/148466 36. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника / Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева. – Екпб. –1996. – 80 с. 37. Фотекова, Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи задержкой психического развития / Т.А. Фотекова / Дефектология. – 2003. –С. 21-34. 38. Хохлова, А. А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процесс е логопедической работы / А.А. Хохлова. – СПб., 1999. –22-46 с. 39. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития / Н.А. Цыпина. – М., 1994. –11-16 с. 40. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи: Психолингвистика и современная логопедия. / С.Н. Шаховская. – М., 1997. – 240-250 с. 41. Шевченко, С.Г Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С.Г. Шевченко. – М., 2004. –С. 13-26. 42. Шевченко, С. Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко / Дефектология. – 1987.– С.12-15. 43. Шевченко, С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. – С 27-35. 44. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко. – М., 1990. – 67 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение или замедление нормального темпа психического развития ребенка. Данный термин используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы нарушений развития. Несмотря на неоднородность в ЗПР имеются общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию. Многие ученые как отечественной, так и зарубежной психологии, физиологии и иных отраслей научного знания, смежных с данными науками, занимались изучением такого феномена как «задержка психического развития». Таким образом, весомый вклад в разработку данной проблемы внесли физиологи, изучавшие феномен возникновения и проявления дефекта, его механизмы. К примеру, немецкий психоневролог Г. Хоффман в 1845 году впервые описал особенности детей с дефицитом внимания и двигательной расторможенностью с точки зрения клинической психологии. В конце XIX-начале XX веков французские исследователи – психологи А. Бине и Т. Симон – описывали детей, уровень интеллектуального развития которых занимал промежуточное положение между умственной отсталостью и нормальным развитием, и составили первый практический психологический тест для диагностики детей с задержкой умственного развития. А отечественные ученые примерно в этот же промежуток времени также вели речь о детях, «умственно недоразвитых, с пониженным общим развитием, но отличающихся от умственно отсталых детей». Немногим позже, в 30-х годах XX века, впервые было предложено определение «минимальное мозговое повреждение», которое говорило о не прогрессирующих резидуальных состояниях, возникающих у детей из-за ранних, локальных повреждений ЦНС. Позже данный термин несколько претерпел изменения, так как в него включили и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи), и в 50-х годах было введено понятие «минимальная мозговая дисфункция», которое в данный промежуток времени получило широкое распространение у невропатологов и психиатров при описании поведения и обучения детей, имеющих ранние поражения центральной нервной системы.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg