1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность управления дебиторской задолженностью
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организации возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу. Кроме того, возникают расчеты с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами, с органами социального обеспечения и страхования, с другими юридическими и физическими лицами.
При продаже организацией продукции, товаров, услуг или работ другим юридическим и физическим лицам (включая своих работников) и при осуществлении расчетов с ними возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства, представляющие собой дебиторскую задолженность. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Причина возникновения дебиторской задолженности состоит в том, что факт поставки товара (предоставления услуг) не всегда совпадает по времени с поступлением денежных средств.
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечение средств из оборота организации и использование их другими организациями или физическими лицами [37, с.211].
В широком смысле дебиторская задолженность охватывает все расчеты предприятий-поставщиков с предприятиями-покупателями (заказчиками) и является предпосылкой кредиторской задолженности, но иногда не является таковой.
Дебиторская задолженность ? это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
Роль дебиторской задолженности не ограничивается только позицией актива в балансе.
Дебиторская задолженность по динамике, величине, изменению за период выступает как одна из составляющих финансового потока предприятия.
Классификация дебиторской задолженности предусматривает ее распределение по правовому критерию: на срочную одного месяца и которая связана с нормальными сроками расчетов, определенными в соглашениях. Просроченная ?это задолженность с нарушением договорных сроков. Дальше важно разобрать понятие сомнительный долг, который понимается как текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность ее погашения должником [37, с.215].
По продолжительности выделяют долгосрочную задолженность, срок погашения которой превышает 12 месяцев, и краткосрочную со сроком погашения менее 12 месяцев.
В свою очередь, краткосрочную и долгосрочную задолженность можно подразделить на:
? срочную (непросроченную), у которой не истек срок исполнения по договору или предельный срок исполнения (срок исковой давности);
? просроченную, у которой истек срок исполнения;
? отсроченную, по которой продлен срок исполнения[12, с. 16].
В то же время просроченная задолженность подразделяется на истребованную и неистребованную.
Истребованной считается задолженность, по возврату которой организация ? кредитор предприняла все предусмотренные законодательством меры (направление претензионных писем, подача искового заявления в суд), неистребованной ? задолженность, для возврата которой организация-кредитор в силу разных причин не предприняла всех необходимых усилий.
По времени возврата задолженность подразделяется на нормальную (в пределах срока) и просроченную.
Нормальной считается задолженность, вытекающая из установленных правил расчетов, являющаяся неизбежным балансовым остатком на 1-е число каждого месяца. Это задолженность: по ссудам и займам организации в пределах сроков договоров; поставщикам при расчетах на инкассо по платежам, срок которых не наступил; налоговым органам и внебюджетным фондам по сборам и отчислениям в пределах установленных сроков и т.п.
По возможности взыскания задолженность подразделяют на надежную, сомнительную и безнадежную.
К надежной дебиторской задолженности относят сумму счетов, предъявленных покупателям с оплатой в пределах срока, установленного договором, а также задолженность дебиторов, обеспеченную залогом, поручительством или банковской гарантией. Сомнительной является не погашенная в срок и необеспеченная задолженность, по которой, тем не менее, сохраняется вероятность возможного погашения. Безнадежной считают задолженность с истекшим сроком исковой давности, невозможную к получению вследствие форс-мажорных обстоятельств, в которых оказался должник, а также ликвидации организации-дебитора или ее банкротства.
Образование дебиторской задолженности, ее существование в условиях рыночной экономики как экономической категории объективно и объясняется двумя существенными факторами:
– для организации ? дебитора это бесплатный источник дополнительных оборотных средств;
– для организации-кредитора это возможность сохранения и расширения рынка распространения товаров, работ, услуг.
Третий фактор, который, как правило, не афишируется, но существует, это способ отсрочки налоговых платежей при расчетах между взаимозависимыми юридическими лицами.
Появление дебиторской задолженности как актива в бухгалтерском балансе сопровождается изменением состава оборотных активов: стоимость реализованных активов перетекает в дебиторскую задолженность. В связи с тем что стоимость затраченных и реализованных активов, как правило, меньше стоимости дебиторской задолженности (цены реализации), в пассиве бухгалтерского баланса возникают налоговые обязательства и прибыль.
Роль дебиторской задолженности не ограничивается только позицией в балансе. Дебиторская задолженность организации образовывается и погашается в результате деятельности организации, формируя притоки денежных средств. Наибольший удельный вес в структуре актива баланса, как правило, составляет дебиторская задолженность, возникающая в результате текущей (основной) деятельности, которая связана с реализацией товаров, работ, услуг, производимых или оказываемых организацией.
Активы организации в виде сырья, материалов, основных средств (через амортизацию) переносят свою стоимость на вновь создаваемую продукцию, товары, работы, услуги. Реализация этой продукции, товаров, работ, услуг сначала превращается в дебиторскую задолженность, затем погашается и принимает форму денежных средств. Приток денежных средств возникает при оплате дебиторской задолженности [13, с.87].
Дебиторская задолженность, запасы, денежные средства являются составляющими оборотного капитала с различными уровнями ликвидности и риска. В процессе кругооборота они меняют свою материально-вещественную форму, переходят из одной стадии в другую, возмещая стоимость выручки (себестоимость + прибыль) в виде денежных средств. Если организация продает свои товары, работы, услуги с условием рассрочки платежа (в кредит), то прибыль возникает в момент реализации продукции. При этом до того, как оплачены счета за отгруженные товары, работы, услуги, нет реального притока денежных средств. Поэтому изменений в остатках денежных средств не происходит, но за счет возникновения дебиторской задолженности увеличивается чистый оборотный капитал и появляется прибыль от продаж. Когда дебиторская задолженность будет оплачена, увеличатся денежные средства на сумму уменьшения дебиторской задолженности, но прибыль организации не увеличится. Таким образом, момент возникновения дебиторской задолженности связан с моментом появления прибыли от продаж. Дебиторская задолженность не всегда погашается денежными средствами или иными активами. В случае невозможности ее взыскания (путем погашения денежными средствами или обмена на другие активы) она может быть признана безнадежной. В этом случае дебиторская задолженность ликвидируется (списывается с баланса) и прекращает свое существование в качестве актива [19, с. 46].
Период, в течение которого происходит образование дебиторской задолженности, сохраняется ее наличие в балансе в качестве актива, она погашается денежными средствами (или иными активами) либо ликвидируется путем списания, можно определить как жизненный цикл дебиторской задолженности. Жизненный цикл дебиторской задолженности от образования до ликвидации путем погашения или списания представлен на рисунке 1.
Дебиторская задолженность представляет собой, по сути, иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия. Естественно, что этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, экономический смысл которых достаточно очевиден и выражается в трех аспектах.
Во-первых, чем длительнее период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход от средств, вложенных в дебиторов.
Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками средства в известной степени облегчаются.
В-третьих, дебиторская задолженность представляет собой один из видов активов предприятия, для финансирования которого нужен соответствующий источник; поскольку все источники средств имеют собственную цену, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности сопряжено с соответствующими затратами.
Поэтому каждое предприятие заинтересованно в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция [20, с.12].
Управление дебиторской задолженностью охватывает весь процесс получения своевременной оплаты от покупателей.
Некоторые думают, что для этого нужно всего лишь высылать счета-фактуры и писать письма-напоминания тем покупателям, которые не платят в срок. Если бы все было так просто, но, увы, в реальности дела обстоят совсем по-другому. Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны:
? нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
? не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
? отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
? не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
? функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.
Для управления дебиторской задолженностью нужна следующая информация:
? данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
? время просрочки платежа по каждому из счетов;
? размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
? кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).
Рисунок 1. Жизненный цикл дебиторской задолженности
Источник: составлено автором
Таким образом, управление задолженностью должно входить составным элементом в общую политику управления оборотными средствами предприятия и корреспондировать с другими ее элементами. Кроме того, управление задолженностью должно быть тесно связано с маркетинговой политикой предприятия. Значение проблемы в том, что с уменьшением дебиторской задолженности у предприятия уменьшается потребность в оборотных средствах.
1.2 Этапы управления дебиторской задолженности
В связи с ростом дебиторской задолженности, зачастую приводящим к платежному кризису, особую актуальность приобретает задача квалифицированного управления дебиторской задолженностью, основанного на знании механизма ее возникновения и методов ликвидации. Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.
На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность.
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде.
На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность.
На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности).
Таблица 1. Анализ дебиторской задолженности
Показатель Методика расчета Обозначения Характеристика
1 2 3 4
Коэффициент отвлечения оборотных активов в ДЗ ДЗ/ОА ДЗ ?дебиторская задолженность
ОА ?оборотные активы Характеризует долю оборотных активов, отвлеченных в дебиторскую задолженность
Период инкассации дебиторской задолженности ДЗср/Оо ДЗср? средний остаток ДЗ
Оо? сумма однодневного оборота Средний период инкассации ДЗ характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла.
Количество оборотов ДЗ В/ДЗср В – выручка от продажи Характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода
Коэффициент просроченностидебиторской задолженности ДЗпр / ДЗ ДЗпр? просроченная дебиторская задолженность Характеризует долю просроченной ДЗ с составе ДЗ
Средний «возраст»просроченной ДЗ ДЗпр / Оо Показывает средний возраст ДЗ
Эффект Пдз
ТЗдзФПдз Пдз?дополнительная прибыль
ТЗдз? текущие затраты
ФПдз? сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями Показывает эффект от инвестирования средств в ДЗ
Источник: составлено автором
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
– в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
– какой тип кредитной политики следует избрать организации.
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
При расчете этой суммы необходимо учитывать:
– планируемые объемы реализации продукции в кредит;
– средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
– средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
– коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции [27, с. 203].
Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле (1):
Идз = Орк?Кс:ц? (ППКср + ПРср) / 360,(1)
где Идз? необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;
Орк?планируемый объем реализации продукции в кредит;
Кс:ц? коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
ППКср? средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
ПРср? средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
4. Формирование системы кредитных условий.
В состав этих условий входят следующие элементы:
– срок предоставления кредита (кредитный период);
– размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
– стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
– система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию.
Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе[30, с. 147].
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите ? средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации ? кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.
Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой (2):
ПСк = ЦСн? 360 / СПк, (2)
где ПСк? годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;
ЦСн?ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, %;
СПк? срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.
Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
7. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.
1.3 Актуальные методы управления дебиторской задолженностью
Развитие финансового рынка позволяет использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью, в основе которых лежит рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.
Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании ? «фактор компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем)[24, с.38].
Факторинговая операция позволяет предприятию-продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности соответствующей информации) с покупателем в процессе осуществления им платежей.
Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфейтирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). По своей сути векселей (с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг используется при осуществлении долго-срочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортеру следует проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта [24, с. 40].
Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью необходимо проводить АВС-анализ дебиторской задолженности. АВС-анализ ? метод экономического анализа, основанный на делении всех должников на группы по удельному весу дебиторской задолженности.
Предполагает деление объектов анализа на 3 группы, которые чаще всего находятся в соотношении 75 : 20 : 5.
Дебиторы группы А? наиболее важные дебиторы, те 20% на которые приходятся 80% дебиторской задолженности, которые заслуживают повышенного контроля, поскольку здесь усилия будут оправданными.