Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В СИСТЕМЕ РОЛЕВЫХ ИГР

stitova 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
В ходе проведённого исследования были решены три взаимосвязанные задачи: 1. В ходе решения первой задачи – «учитывать особенности проведения ролевых игр в начальной школе» - были сделаны следующие выводы: сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни.
Введение

Актуальность темы исследования. Всестороннее гармоническое развитие личности - главная задача нашего общества. Она осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются. В начале развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми (родителями). Затем круг его общения постепенно расширяется в его мире появляются незнакомые люди. В этот же период формируется знание этикета и умение общаться. Основы культуры речевого общения, закладываемые в дошкольном и младшем школьном возрасте, используются впоследствии в течение всей жизни. Владение речевым этикетом обеспечивает комфорт в общении, поскольку способствует установлению доброжелательных взаимоотношений. На современном этапе развития нашего общества можно наблюдать проблемы в воспитании речевого этикета у школьников, которые связаны, прежде всего, со сложившейся социально-экономической и культурной ситуацией. Частным проявлением кризиса культуры является низкая культура речевого общения. В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Общество нуждается в образованной, воспитанной личности, так как только она способна «выжить» в условиях трудного процесса становления демократизации. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами – надежная гарантия личностного успеха. Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают трудности в школе. Степень разработанности проблемы исследования. Ведущая роль в накоплении жизненного опыта у детей дошкольного и младшего школьного возраста принадлежит игре. Разработкой этой проблемы занимались ведущие психологи и педагоги: Н.М.Аксарина, Л.С.Выготский, Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин. Авторы отмечают, что развитие игровой деятельности детей способствует освоению ими первоначальных представлений социального характера, развитию личности. Младший школьный возраст — сенситивный период для овладения основными средствами речевого этикета, что отмечали в своих исследованиях такие авторы, как: А.А.Акишина, В.Е.Гольдин, В.Г.Костомарова, Н.И.Формановская, А.А.Бодалев, А.А.Добрович, М.И.Лисина. Необходимыми элементами игры являются знания, действия и отношения ребенка, развивающиеся под воздействием взрослого. Выполняя игровую роль, ребенок действует как взрослый, он как бы отождествляет себя с ним. Роль возникает тогда, когда социальные отношения людей, их правила и функции становятся предметом активного отношения и сознания ребенка. Через роль мир социальных отношений проникает в сознание ребенка и поднимает его на более высокий уровень развития. Современные исследователи считают игру важнейшим средством воспитания и обучения детей, средством воспитания взаимоотношений и т.д. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития речевого этикета у младших школьников с нарушениями в развитии с одной стороны, и недостаточным использованием современных технологий формирования речевого этикета детей в начальной школе, в частности, ролевых игр как средства воспитания у них речевого этикета. Проблема исследования какова эффективность использования ролевых игр в воспитании речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии? Данная проблема определила выбор темы исследования: «Воспитание речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования ролевых игр в воспитании речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии. Объект исследования: процесс воспитания речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии. Предмет исследования: ролевые игры как средство воспитания речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии. Гипотеза исследования: воспитание речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр будет более эффективным, если: - учтены особенности проведения ролевых игр в начальной школе; - в начальной школе используются современные технологии формирования речевого этикета детей; - разработана и внедрена в воспитательно-образовательный процесс начальной школы программу воспитания речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр. Задачи исследования: 1. Учитывать особенности проведения ролевых игр в начальной школе. 2. Использовать современные технологии формирования речевого этикета детей в начальной школе. 3. Разработать, внедрить и доказать эффективность использования в воспитательно-образовательном процессе начальной школы программы воспитания речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр. Методологической базой исследования стали работы отечественных ученых, посвященные: теории развития личности (Л.В.Петровский, В.А.Аверин, B.C.Мухина); теории речевой деятельности (H.A.Леонтьев, М.Р.Львов); теории индивидуализации и личностно-ориентированного подхода (Е.В.Бондаревская, В.Г.Бедерханова, В.Е.Турин, А.А.Кирсанов, А.И. Савостьянов, P.M.Чумичева, И.С.Якиманская); теории развивающего обучения и технология игровой деятельности (В.В.Давыдов, И.Я.Лернер, Д.Б.Эльконин); теоретическим аспектам организации коммуникативной деятельности у дошкольников (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, А.А.Люблинская, М.И.Лисина, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, Т.А. епина, А.ГРузская); этическим проблемам общения: в педагогике (Л.В.Артемова, Т.И.Бабаева, В.Д.Бакиева, Б.В. Бушелева, Д.А.Исмаилова, С.В.Петерина и другие); в психологии (Т.В.Антонова, A.A.Бодалев, Я.Л.Коломинский, Е.С.Кузьмин, В.Н.Мясищев, A.B.Петровский и другие). Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по теме исследования); эмпирические (тестирование, анкетирование), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента), методы математической статистики. Методики исследования: В исследовании были использованы методика методика «Варежка», Карта наблюдения склонности ребенка к дружеским взаимоотношениям, методика «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» М.И.Рожкова. Экспериментальная база исследования. Исследование проходило на базе школы-интерната № 7 г. Казани. В исследовании принимало участие 20 детей с ЗПР, в возрасте 8 лет, обучающихся во 2 классе. Теоретическая значимость исследования: систематизирован материал по проблеме воспитания речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии средствами ролевой игры; разработана система педагогических мер, которая позволяет улучшить развитие речи младших школьников. Практическая значимость исследования: разработана и внедрена в в воспитательно-образовательный процесс начальной школы программа воспитания речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр; результаты исследования и полученные выводы могут быть использованы в практике работы образовательных организаций, а также в научной работе студентов по данному направлению подготовки. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Содержание

Введение 3 I. Теоретические аспекты воспитания речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр 8 1.1. Сущность основных понятий исследования «речевой этикет», «ролевые игры», «дети с нарушениями в развитии» 8 1.2. Особенности проведения ролевых игр в начальной школе 20 1.3. Технология формирования речевого этикета у детей младшего школьного возраста 25 Выводы по I главе 31 II. Экспериментальное исследование воспитания речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр 33 2.1. Организация эксперимента по воспитанию речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр 33 2.2. Программа воспитания речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр 39 2.3. Анализ результатов исследования по воспитанию речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр 40 Выводы по II главе 51 Заключение 54 Список литературы 57 Приложение 60
Список литературы

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. Москва : Мозаика-Синтез, 2009. 272 с. 2. Асадов, А.Н. Культура делового общения: учебное пособие / А. Н. Асадов, Н.Н.Покровская, О. А Косалимова. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 156 с. 3. Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников : методическое пособие / О. Ю. Безгина. Москва, 2004. 4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л.Н. Блинова. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 136 с. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2008. 400 с. 6. Бойченко, Н.Я. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н.Я. Бойченко. Киев: Род. Школа, 1982. 7. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская. Ростов на Дону: Феникс, 2004. 8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009. 288 с. 9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с. 10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. 11. Генинг, М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. Чебоксары, Чувашское изд-во, 2007. 12. Гольдин, В.Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. М.: Просвещение, 2003. 13. Даль, В.И. Толковый словарь / В.И. Даль. Москва : Академия, 2014. 14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей./ Под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2011. 224 с. 15. Жукова, Н.С. Формирование устной речи : учебно-методическое пособие / Н. С. Жукова. Москва: Соц.-полит. журн., 2008. 16. Зауш-Годрон, Ш. Социальное развитие ребенка / Ш. Зауш_Годрон. - СПб.: Питер, 2004. 123 с. 17. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 384 с. 18. Ильина, Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г.В. Ильина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 197203. 19. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве : учебно-методическое пособие / М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова. Елец, 2003. 20. Каган, М.С. К вопросу о понимании культуры: учеб. пособие / М. С. Каган. М.: Спутник, 2013. 21. Карпова, Г.В. Этикет и мы : практикум по культуре поведения / Г. В. Карпова. Ульяновск, 2015. 22. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. СПб. : Питер, 2014. - 408 с. 23. Коменский, Я.И. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / Я. А. Коменский. Москва : Академия, 2012. 24. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 25. Ладыженская, Т.А. Речевые секреты: книга для учителя начальных классов / Т. А Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина. Москва : Просвещение, 1992. 26. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с. 27. Лубовский, В.И. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая система задержки психического развития //Дефектология /Ред. Н. Н. Малофеев, И. А. Коробейников. 2011. №5. С.17-26. 28. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2006. - 216 с. 29. Мухаметзянова, Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные педагогические труды: В 3-х т. Т.2 / Г. В. Мухаметзянова. Казань: Магариф, 2005. 447 с. 30. Мухаметзянова, Г.В. Приоритеты воспитания в профессиональной школе // Г.В.Мухаметзянова. - Казань: Казанский педагогический журнал. -2000. - № 2. С.8-14 31. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Академия, 2014. 450 с. 32. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М.: Спутник, 2012. 33. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / под ред. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. Москва : Айрис-пресс, 2009. 34. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. / К. Д. Ушинский // Сост. С. Ф. Егоров. Москва : Академия, 2012. 35. Формановская, Н.И. Речевой этикет как регулирующее правило речевого поведения / Н. И. Формановская. Свердловск : УрГПУ, 1990.
Отрывок из работы

I. Теоретические аспекты воспитания речевого этикета детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии в системе ролевых игр 1.1. Сущность основных понятий исследования «речевой этикет», «ролевые игры», «дети с нарушениями в развитии» Важнейшим необходимым средством и условием существования человеческого общества является общение между людьми (межличностное) и группами людей (групповое). Ученые И.Т.Димитрова, М.И.Лисина под общением понимают определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Языковеды А.Богуш, Е.П.Аматева, С.К.Хаджерадева рассматривают «культуру речевого общения» как соблюдение совокупности требований к общению, которое достигло коммуникативных целей вещания, таких как: актуальность, реальность, способность заинтересовать слушателя; соответствие законам логики и коммуникации; соответствие языковой норме; целесообразный выбор средств языка, выразительность и другое [8]. По их мнению, понятие «культура речевого общения» включает в себя и речевой этикет. На протяжении веков человечество выработало приемлемые формы сосуществования, которые базировались на правилах и традициях каждого народа, а также были обусловлены особенностями национальной истории, ментальности, политического устройства страны [17]. Этикет – это установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет носит ситуативный характер. Выбор человеком слова или жеста обусловлен спецификой возникшей ситуацией [12].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg