Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Образование и деятельность первых российских монополий.

baby_devochka 180 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 18 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Подобная организация производства требует высокого вложения, не доступного для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы, воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. В условиях больших расстояний, сурового климата и плановой экономики в нашей стране были созданы уникальные по масштабам и значению для России естественные монополии. Их инфраструктурный комплекс является связующим для всей территории страны, ее населения и экономики. Крупнейшие Российские естественные монополии обеспечивают 12% ВВП, а определяют возможности политического и экономического развития страны, это больше, чем на 50%. На протяжении последнего десятилетия эти отрасли пребывают на стадии реформирования. И реформаторы стараются сделать все возможное – усиленно работают над усилением эффективности отраслей, создают механизмы привлечения инвестиций, думают над расширенным воспроизводством. При этом с очевидным постоянством сталкиваются с проблемами, отдаляющими достижение поставленных целей. В то же время достаточно очевидно, что предпосылками преобразований стали именно накопившиеся проблемы, решение которых возможно только при наличии единого государственного подхода к дальнейшему развитию этих отраслей, имеющих стратегическое значение для будущего России.
Введение

Наилучшим действенным возведением экономики, многими влиятельными политиками и учеными признается конкурентный рынок. Но всё же из-за большого числа неоднородных социально-экономических моментов абсолютная конкуренция не может быть естественной средой рынков. Более того, функционирование некоторых отраслей общественного производства на конкурентном основании недопустимо или не действенно, то есть естественной для них является наивысшая стадия монополизации. Классическая картина естественных монополий на федеральном уровне это может быть транспортировка, нефти, газа и электроэнергии, железнодорожные перевозки, а также отдельные отрасли связи, так же на региональном уровне — коммунальные услуги, включая канализацию, водоснабжение, теплоснабжение и т.д. Заметим, что в большинстве стран за последние годы сфера и масштабы государственного контроля и мониторинга существенно уменьшилась как с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых технологий к построению и мониторингу соответствующих рынков. Естественная монополия в промышленном производстве, это своего рода случай или момент, когда для народа или общества вся монополистическая компания производства и реализации продукции экономически наиболее выгодна и комфортна, чем разработка и организация конкурирующих между собой структур (компании, предприятия). Основанием возведения и сохранения естественных монополий в отрасли производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей. Отличительная черта таких отраслей — использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Монополии: возникновение, сущность и виды…………..5 1.1. Возникновение монополий…………………………………………...5 1.2. Сущность монополий, и их характеристики………………………..8 1.3. Формы и виды монополий………………………………………..…10 ГЛАВА 2. Монополии в России…………………………………………13 2.1. История развития монополий в России…………………………….13 2.2. Современные монополии: формирование и развитие……………..16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………28
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 1.1. Возникновение монополий История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства. В античном мире хорошо знали, что такое монополия и какие выгоды она означает (слово происходит из греческого). Например, Аристотель, живший в IV в. до н.э., вообще считал создание монополии умелой хозяйственной политикой, к которой может прибегнуть умный гражданин или правитель. В качестве примера он рассказывал о том, как «в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железнодорожных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на 50 талантов он заработал 100». Очевидно, такие ситуации не были чем - то редким или исключительным для хозяйств античного мира. Более того, даже регулирование монополии началось уже в античном мире. «Некто» из приведенного выше примера был выслан правительством с Сицилии. По свидетельству римского мыслителя Плиния, правительство установило предельные цены горным компаниям, злоупотреблявшим своим монопольным положением. В средние века появление монополии происходило по следующим 2 причинам. Существовал способ организации производителей, который получил название цеховой системы. Цехом называлась организация всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных условий существования ремесленников. Цех контролировал выпуск каждого ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов. Насколько эти организации пользовались своей позицией монополистов? Возможно, они действительно занимались только стабилизацией цены на некотором уровне, а не пытались получить максимальную прибыль. Хотя ничто не могло гарантировать, что у руководства цеха не возникало желания «чуточку» повысить цену, коль такая возможность была. Другим распространенным случаем образования монополий была выдача монархами различных привилегий, дающих исключительное право на производство или торговлю чем-либо. Такие привилегии были предметом желания практически любого купца или производителя, которые стремились избежать таким образом конкуренции со стороны соотечественников или иностранцев. [1] В Англии в XVII в. такие привилегии раздавал в большом количестве король Карл I. Существовали монополии отдельных лиц или ассоциаций на производство мыла, стекла, тканей, булавок и других благ. Сам Карл I скупал грузы перца, привозимые Ост-Индской компанией, и потом продавал их по монопольным ценам. Вскоре монополии настолько ухудшили положение на рынках, что к концу XVII в. король лишается права давать привилегии без согласия парламента. Иногда привилегии носили произвольный и абсурдный характер. Например, французский король Людовик XVI в знак расположения подарил некой графине Д’ Юзес право распоряжаться всеми угольными копями королевства. Графиня поспешно переуступила это право другим заинтересованным лицам, которые как указывалось в одном документе того времени, «сделались единственными хозяевами на угольном рынке и добывали уголь лишь в том количестве, которое позволяло им продавать его по высокой цене». Но монополии могли возникать и при появлении возможности захвата рынка с помощью какого-либо ресурса. При том же Людовике XIV возникла монополия «масленичных горшков». По словам одного управляющего, это был союз «3 частных лиц, которые скупили 60000 пустых горшков и хотели таким образом стать хозяевами в торговле маслом и поднять цены на горшки на ? прежней цены». Или вот другой пример. В XVII в. парижские печи топились дровами, которые доставлялись в город путем сплавления по реке, т.к. другие способы перевозки делали благо «дрова» слишком дорогим. В 1606 г. главные портовые торговцы организовали «товарищество» для продажи дров, и в результате цена дров выросла с 4 до 110 ливров за воз. Население обратилось с жалобой к городским властям, и те распустили «товарищество». В некоторых случаях, монополистом решало стать само государство для получения дохода. Выбирался товар с неэластичным спросом – соль, водка, табак – и объявлялась государственная монополия на его продажу. Бурный рост монополий начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна. Чтобы избежать этой конкуренции предприниматели организовывали различные «общества», которые и являлись, по сути, монополистическими объединениями. Самыми простыми формами были ринг или корнер – временные соглашения о единой политике в продажах. Долгосрочное соглашение называлось синдикатом («действующий сообща»). Иногда эти синдикаты принимали форму пулов – в этом случае у фирм была общая касса, которая объединяла прибыль, делившуюся впоследствии между фирмами. Трест представлял собой наиболее полное объединение фирм, когда возникало общее управление производством (трест являлся одной фирмой). Во второй половине XIX в. монополистические объединения начали появляться в очень многих отраслях (производство сахара, табака, нефтепродуктов, в металлургии, на транспорте). Во многих отраслях тресты контролировали практически весь объем производства. Например, в самом конце XIX в. American Sugar Refining Company контролировала 90% всего производства сахара. Иногда эти монополии были естественными (существование 2 фирм в отрасли было невыгодно), и в этом случае монополистом становилась первая фирма, начавшая производство блага. Например, в 1866 г. первая американская телеграфная компания Western Union надолго осталась единственной фирмой в своей отрасли. Некоторые тресты представляли собой внушительные производительные империи с огромным количеством рабочих и капитала. Например, в конце XX в. Дж. Д. Рокфеллером был организован гигантский трест Standard Oil Company, контролировавший 90% добычи своей нефти в Америке. Отчасти это было обусловлено владением сетью трубопроводов (естественная монополия), что позволило ему оказать влияние на независимые нефтедобывающие фирмы. Размеры этой империи были поразительны: в 1903 г. Standard Oil Company имела около 400 предприятий, 90000 миль трубопровода, 10000 железнодорожных цистерн, 60 океанских танкеров, 150 речных пароходов. [6] Таким образом, монополии начали появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним и тем же общим принципам. 1.2 Сущность монополий и их характеристики Сущность монополий характеризуется следующими моментами: 1) Монополия возникает из господства в производстве; 2) Господствуя в производстве, монополия господствует и на рынке; 3) Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль. Главной целью любого монополиста является получение максимальной прибыли. Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. [5] Также можно предположить, что 1000 единиц своей продукции монополист может продать по цене 500 рублей. В дальнейшем при расширении сбыта на 1000 единиц монополист вынужден каждый раз снижать цену на 2 рубля, поэтому предельный доход сокращается на 4 рубля при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14000 единиц продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход равен предельным издержкам. Если фирма произведет 15000 единиц, то эта дополнительная 1000 единиц больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль. На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 000 продукции, причем цена продукции была бы ниже, чем в условиях монополии. Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии. [6] Итак, экономический смысл монополии состоит в получении экономической сверхприбыли. И поскольку фирма-монополист производит товар в объеме меньшем, чем фирма – конкурент, и назначает цену выше конкурентной, монополизированные рынки неэффективны для общества. Реализуя свой экономический интерес, монополия наносит ущерб обоим рыночным агентам: и потребителю, и производителю, - которые вследствие монополизации рынка несут экономические убытки. [7] 1.3. Формы и виды монополий. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на 3 основных: естественная, административная и экономическая. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Он отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или не желательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут 2 пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на добровольном объединении и поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем, или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начнет доминировать на рынке. [11] В процессе работы были выявлены причины появления и развития монополистических тенденций. По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым. Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами. Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях. [3] Различают пять основных форм монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. (см. Приложение 1) Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ 2.1. История развития монополий в России Рассмотрим историю развития монополий в России, современные монополии и их особенности. Первые монополии появились в России в 80-х гг. XIX в. (Союз рельсовых фабрикантов и др.). В 80-90 гг. действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. В России первый промышленный синдикат возник в Петербурге при участии немецких предпринимателей в 1886 г., когда объединились 6 фирм по производству гвоздей и проволоки. В 1903 г. это уже был синдикат «Гвоздь», который контролировал 87 % всего производства гвоздей. В 1887 г. возникает сахарный синдикат, который к началу 1890-х гг. объединял 90% всех заводов (203 из 224). В 1902 г. возникает крупнейший синдикат «Продамет», объединивший металлургические заводы. В 1906 г. появление синдиката «Продуголь» вызвало кризис на рынке угля, т.к. политика снижения объемов добычи оказалась опасной для всего хозяйства, зависящего очень сильно от этого топлива. В 1907 г. появился синдикат «Кровля», объединивший производителей кровельного железа. В 1908 г. образовался синдикат «Медь», контролировавший 94% производства этого металла. В 1904 г. начал деятельность синдикат «Продвагон», который контролировал 97% всех заказов на железнодорожные вагоны. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XX в. роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован, сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество "Бр.Нобель", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ("Продпаравоз", военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – "Продамет", "Продуголь", "Продвагон", "Кровля", "Медь", "Проволока", РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, "Треугольник", "Коломна-Сормово", "Россуд-Новаль", военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок. В годы первой мировой войны 1914-18 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме "принудительных объединений" по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. Наши крупнейшие корпорации не имеют таких вековых традиций как в развитых странах Запада, хотя отдельные из них созданы еще в петровские времена. В 1799 году была создана знаменитая "Трех горка", ставшая в 1996 году центром одноименной промышленной группы (ФПГ). Сто лет назад начали развиваться акционерные отношения: в Русско – Американской компании, и Александр I подписал в 1805 году Указ в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей. [2] И к августу 1998 года, в экономике России в среде 3 млн. предприятий, 130 тыс. акционерных обществ, 27 тыс. совместных предприятий, большого числа неразвитых мелких предприятий появилось несколько устойчивых крупных финансово – промышленных образований, из которых формируются интегрированные структуры. [1] Развитие монополий в России было своеобразным. Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. 2.2. Современные монополии: формирование и развитие В 90-е годы после развала СССР многие предприятия, не получая государственных дотаций и из-за отсутствия рынков сбыта ввиду своей не конкурентно способной продукции начали разваливаться и закрываться. Чтобы как-то поддержать своих производителей и избежать полного развала отечественной экономики были выпущены акции этих предприятий. Владельцами их стали трудовые коллективы, частные лица и зарубежные граждане. Произошло акционирование большинства предприятий, заводов, фабрик, предприятий услуг. Но чтобы нормально вести производство нужны были большие капиталовложения, т. к. технологические линии почти везде были старые, изношенные, люди подолгу не получали зарплату. Но трудовые коллективы не стали подлинными хозяевами на своих предприятиях, нужны были средства на развитие производства, акции были скуплены у народа за бесценок, появились новые хозяева. [8] Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять "дешевый" рынок от "дорогого". [9] Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего 1-2 заводам. Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу. Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают 2-3 сотни мелких заводов. В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма, так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие - в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированны: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой - только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа в человеческом организме. Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Педагогика, 14 страниц
200 руб.
Контрольная работа, Педагогика, 14 страниц
250 руб.
Контрольная работа, Педагогика, 11 страниц
100 руб.
Контрольная работа, Педагогика, 21 страница
200 руб.
Контрольная работа, Педагогика, 23 страницы
200 руб.
Контрольная работа, Педагогика, 16 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg