Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Применение института электронного голосования в Российской Федерации

baby_devochka 1100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
Объектом исследования является электронное голосование. Предметом исследования — опыт применения и перспективы развития электронного голосования в России. Цель работы – проанализировать опыт применения электронного голосования в различных странах, на основании анализа сделать вывод о будущем развитии электронного голосования. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: ? изучить развитие и становление института электронного голосования; ? проанализировать зарубежный опыт; ? изучить практическую реализацию электронного голосования в избирательном процессе России; ? выявить негативные и позитивные аспекты применения нового института; ? проанализировать перспективы дальнейшего использования. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение

Двадцать первый век – это век цифровых технологий, наша повседневная жизнь становится все сильнее и сильнее зависима от них. Это непременно приводит к тому, что технологии проникают на все уровни взаимодействия людей: данная модернизация затронула и отношения между гражданами и государством. Теперь они все чаще переходят на дистанционный уровень. Это обусловило и появление такого сравнительно молодого института как электронное голосование. Необходимо отметить, что Интернет обладает рядом преимуществ перед традиционными средствами информировании и коммуникации. Из самых очевидных преимуществ можно назвать: оперативность публикации информации при практически неограниченных объемах и малых издержках на распространение, доступность для пользователя, мультимедийные возможности, визуализация и интерактивность. С учетом того, что такие явления, как фактическое доминирование одной политической партии в избирательном процессе, избыточное влияние исполнительной власти на выборы на фоне отмены порога явки избирателей, ставят перед законодателем задачу принятия дополнительных мер, направленных на повышение доверия граждан к избирательной системе и повышение уровня их участия в выборах. Стремительно развивающиеся современные информационные технологии довольно быстро и прочно проникли во многие сферы и уголки нашей жизни. Исключением не стал и избирательный процесс. Поначалу информационно-коммуникативные технологии начали использоваться политтехнологами в предвыборных кампаниях, затем новые технологии проникли в процесс подсчёта голосов, оперативного снабжения информацией о количественном раскладе голосов и т.д. А позднее они добрались и до конкретного избирателя. Мировой опыт электронных выборов имеет уже более чем десятилетнюю историю. Внимательно изучив опыт электронной демократии за рубежом, стало интересно узнать насколько богат отечественный опыт электронного голосования, сравнить его с мировым, определить позитивен он или негативен, тем более, что в среде специалистов нет однозначного мнения по поводу эффективности электронных систем голосования. Мне, как будущему избирателю и человеку с активной гражданской позицией очень полезно знать о существующих ныне формах волеизъявления в России. Электронное голосование сейчас находится на переломном этапе развития, когда от него могут и отказаться, вернувшись полностью к бумажному голосованию, и наоборот – признать перспективным институтом и продолжить дальнейшие тесты и внедрения. В этой связи актуальность темы исследования состоит в том, что именно в данный момент идет активная разработка теоретической и практической базы электронного голосования. Это дает широкую возможность для анализа различных механизмов электронного голосования в каждой отдельной стране, проведения сравнений, выявления общих и различных тенденций, анализа перспектив развития. Вместе с тем, на данный момент эта тема в научной среде слабо исследована. По ней написано небольшое количество полноценных научных трудов как в России, так и в мире, что, несомненно, повышает актуальность и важность исследований данного правового явления.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы электронного голосования 6 1.1. Развитие и становление института электронного голосования 6 1.2. Анализ зарубежного опыта 16 Глава 2. Применение института электронного голосования в Российской Федерации 24 2.1. Практическая реализация электронного голосования в избирательном процессе России 24 2.2. Негативные и позитивные аспекты применения нового института 30 2.3. Перспективы дальнейшего использования 33 Заключение 39 Список использованных источников и литературы 42
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. № 237; www.pravo.gov.ru. 10.11.2021. 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ. (в ред. от 10.10.2021). 3. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. N 234/1740-7 «О некоторых аспектах итогов избирательной кампании по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва, состоявшимся 8 сентября 2019 года» // Вестник Центризбиркома РФ [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/documents/2019/12/11/45265.html (дата обращения: 14.11.2021). 4. Белов В.Г. Электронная демократия в современной России // Ценности и смыслы. 2012. С. 238. 5. Богдан Ю.И., Веселая О.О. Анализ существующих систем голосования // Восточноевропейский журнал передовых технологий. 2019. № 2 (49). С. 337. 6. Борисов И., Журавлев В. Развитие электронного голосования // Журнал о выборах. 2011. №4. С. 448. 7. Босова Е.Н. Электронное голосование на выборах и общественный контроль: правовые и организационные гарантии // Взаимодействие власти, бизнеса и общества в осуществлении общественного контроля. 2019. С. 248. 8. Васькова М.Г. Проблемы становления и реализации электронной демократии в электронном государстве// Российский Юридический журнал. 2010. № 4 (73). С. 450. 9. Грачев М. Н. Электронное голосование: «За» и «Против» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. №1. С.366. 10. Доклад «Электронное голосование на выборах в Мосгордуму в 2019 году» // evoting [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/file/d/1L9U2ssdjw_nRJMjBIzebhPDppfoWZgmJ/view (дата обращения: 15.11.2021). 11. Костенков К.А. Электронное голосование: понятие, проблемы, перспективы развития в России // Актуальные вопросы права, экономики и управления. 2019. С. 216. 12. Крюков В., Лопатин А., Лысенко В., Малышев В. Информационный центр ЦИК России «Выборы-2012» // Журнал о выборах. 2012. №2. С. 625. 13. Макаров О. Отдай голос машине: Голоса из урны // Популярная механика. 2012. №3 (113). [Электронный ресурс] URL: https://www.popmech.ru/technologies/12454-otday-golos-mashine-golosa-iz-urny/ 14. Матвейчев М.Ю. Зарубежный опыт реализации системы электронного голосования как одного из важнейших механизмов электронной демократии // Право и государство: теория и практика. 2019. №8 (176). С.16- 19. 15. Матерщина К.Ю. Принцип тайного голосования при использовании современных технологий // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. №3. С. 211. 16. Матренина К.Ю. Достоинства комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования // Государство и право. 2015. №12. С. 712. 17. Матренина К.Ю. К вопросу о генезисе и эволюции электронного голосования: мировой опыт и практика // Право и государство: теория и практика. 2014. №12 (120). С. 147. 18. Матренина К.Ю. К вопросу о преодолении риска фальсификаций при использовании современных информационно-коммуникационных технологий на выборах // Государство и право. 2016. №8. С. 104. 19. Матренина К.Ю. Проблема сопровождения электронного голосования на выборах: российский и зарубежный опыт // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 348. 20. Митин Г. Принцип тайного голосования: история и содержание // Журнал о выборах. 2013. №3. С. 458. 21. Насыбуллин А.А. Проблемы электронного голосования // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. №1 (9). С.451. 22. Ракитская И.Е., Орлов А.Г., Ефимова Л.М.; науч. ред. Лафитский В.И., Лысенко В.И. Современные избирательные системы. Вып. 11: Нидерланды, Никарагуа, Сингапур /. – М.: РЦОИТ, 2016. 496 с. 23. Решение Чертановского районного суда N 2а-296/2019 // evtoing [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/file/d/1hzFuBVd5fk_kOzStEDgn3qe0hIqNYrAA/view (дата обращения: 15.11.2021). 24. Садекова Г.У., Токарева Е.А. Перспективы развития электронного голосования: совершенствование законодательства в условиях сближения международного и внутригосударственного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 4. С. 232. 25. Старостина И.А., Старостенко М. В. Выборы федерального Президента Бразилии 2018 года: новые технологии в действии // Избирательное законодательство и практика. 2018. №24. С. 227. 26. Ткач А. С. Динамика и анализ причин абсентеизма в России с начала 1990-х годов // Вестник КГУ. 2019. №1. С. 217. 27. Федоров В.И. Электронное голосование в России: шаг вперед, два шага назад // PRO NUNC, современные политические процессы. 2017. №2 (18). С. 183. 28. Федоров В.И. Электронное голосование как имиджевый донор: случай Кыргызстана // Избирательное законодательство и практика. 2018. №4. С. 337. 29. Федоров В.И. Электронное голосование: идея фикс или основа демократии будущего // Гражданин. Выборы. Власть. 2017. №1-2 (2017). С. 185. 30. Чимаров Н.С. Риски и условия применения комплексов обработки избирательных бюллетеней и электронного голосования в избирательном процессе Российской Федерации // Современное российское право. 2019. №2 (3). С. 710. 31. Электронное голосование. Риски и уязвимости // evoting [Электронный ресурс] URL: https://evoting.ru/#rec148407047 (дата обращения: 19.11.2021). 32. Electronic voting, written by Rene Peralta // Britannica [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/topic/electronic-voting (дата обращения: 13.11.2021). 33. FBI Director: Our Electronic Voting System Is Such A Complete Mess, It Would Be Difficult To Hack // techdirt [Электронный ресурс] URL: https://www.techdirt.com/articles/20160912/16553435504/fbi-director-our- electronic-voting-system-is-such-complete-mess-it-would-be-difficult-to- hack.shtml (дата обращения: 12.11.2021).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы электронного голосования 1.1. Развитие и становление института электронного голосования В российском законодательстве прямое разделение электронного голосования на виды отсутствует, но можно сделать вывод, что оно охватывает два вида: ? голосование посредством электронных вычислительных машин в помещении, специально предназначенном для голосования; ? дистанционное голосование (интернет-голосование, мобильное голосование). Говоря о зарубежной литературе, стоит исходить из того, что Electronic voting является объединяющим понятием, а его составляет distant voting (интернет-голосование, мобильное голосование) и voting by electronic voting machines. В рамках написания работы будем руководствоваться этим делением. Предлагаем более детально обратить внимание на классификацию видов электронного голосования. Российские ученые предлагают деление на следующие виды: 1. средства электронного подсчета голосов. В Российской Федерации это КОИБ. Часть ученых не совсем согласны с данной классификацией, так как при использовании КОИБ идет заполнение бумажного бюллетеня, данные с которого затем считываются сканирующим устройством. Получается, что этот вид не совсем согласуется с понятием электронного голосования, закрепленным в Федеральном законе, и его следовало бы выделить в отдельный вид бумажно-электронного голосования; 2. голосование с помощью терминалов, установленных на избирательных участках. Сенсорное устройство или кнопочное, пример в России – КЭГ; 3. дистанционное голосование при помощи – а) интернета; б) мобильной связи и сотовых телефонов. Немного иное деление распространено в зарубежной науке. Исследователь Рене Пералта из университета Мэрилэнда выделяет I-voting (интернет-голосование) и E-voting (электронное). В свою очередь E-voting включает direct recording electronic machines - DRE (в России – КЭГ) и optical scanning machines (КОИБ). Данный эксперт считает, что интернет- голосование – это уже отдельный институт, который не является частью E- voting. По мнению Рене Пералта, у КОИБ есть преимущество перед КЭГ (прим. я использую российские понятия для лучшего понимания). При сбоях можно будет пересчитать бумажные бюллетени вручную, в случае же хакерских атак на КЭГ и повреждении карт памяти, выборы могут быть сорваны. Именно поэтому сейчас при голосовании и на сенсорном устройстве избирателю стали показывать на бумажном носителе результат его выбора. При отсутствии безопасных и широко применяемых технологий сохранять бумажную составляющую голосования все же приходится. Обратимся к классификации, разработанной в Австралии. Объединенный постоянный комитет по избирательным вопросам Парламента данной страны привел иную классификацию: 1. Голосование при помощи электронных средств (Electronically- assisted voting). В Австралии его применяли для слепых и слабовидящих избирателей. Избиратель отдавал свой голос на электронном устройстве на избирательном участке (устройства не подключены к интернету); 2. Локальное электронное голосование (Isolated static electronic voting). Избиратели голосовали на электронных устройствах, подключенных к специальной сети; 3. Интернет голосование. Последний вид голосования также делится на несколько подвидов: ? Стационарное интернет-голосование (static internet voting). Избиратель приходит на участок и уже там через аппарат голосует на специальной интернет-странице; ? Мобильное интернет-голосование (mobile internet-voting). Избирательная комиссия создает рабочую группу, которая приходит к избирателям с портативном устройством, через которое идет голосование. ? Дистанционное интернет-голосование (Remote internet voting). Избиратель отдает голос в сети Интернет с любого устройства. Механизмы использования электронных средств для голосования на участке детально рассмотрены на примере стран во второй главе, так как у каждой страны есть свои особые процедуры. Интернет-голосование имеет схожие процедуры осуществления, поэтому можно рассмотреть общие черты. За пример возьмем процедуру, используемую в Эстонии – в одной из самых развитых стран в плане интернет-голосования. У каждого гражданина в Эстонии есть специальная индивидуальная карта «ID-карта», которая является документом, удостоверяющим личность. С помощью этой карты избиратель может проголосовать, получить другие различные государственные услуги. Выглядит процедура голосования следующим образом: ? Избиратель скачивает на компьютер специальное приложение; ? Вставляет карту в кардридер (специально для ID-карты существует считывающее устройство); ? Вводит первый пинкод для входа в систему; ? Голосует; ? Вводит второй пинкод – подтверждая цифровой подписью свой выбор. Если же у избирателя нет устройства, к которому можно было бы присоединить ID-карту, то он может использовать специальную сим-карту – Mobiil-ID. Этот механизм появился в Эстонии в 2011 году. Он действует так же, как и ID-карты, но только через телефон/планшет. Примечательно, что голосование через интернет длится несколько дней, оно является предварительным, проводится до дня бумажного голосования. У избирателя есть возможность изменить свой голос, учитывается самый последний поданный голос. Если же гражданин не желает голосовать подобным образом, то он может прийти на участок и отдать свой голос в традиционной бумажной форме. Даже если он проголосовал через интернет, он вправе прийти на участок и проголосовать путем заполнения бумажного бюллетеня. В этом случае его голос, поданный через интернет, аннулируется. Право избирать и быть избранным – ключевые права человека. Без этих прав невозможно было бы представить развитое демократическое общество, эти права – основа конституционализма. Именно посредством свободных выборов и референдумов граждане осуществляют свое право на участие в управлении делами государства. Как закреплено в статье 3 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ), носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Избирательное право – это важнейшая отрасль права, необходимая для нормального функционирования государства. Новые технологии, получившие активное развитие в XX веке, поспособствовали появлению совершенно нового института – института электронного голосования, который, по мнению многих, смог ответить на данный вопрос и сделать выборы более честными, удобными для граждан и для тех, кто подсчитывает результаты волеизъявления. Появлению электронного голосования предшествовало несколько этапов. Изначально распространение получили механические устройства для голосования, их стали ограниченно применять в Англии и США в XIX веке. В Англии в середине XIX века применили довольно необычный механизм: избирателю выдавался латунный шар, который он опускал в отверстие, соответствующее его выбору, а шар, в свою очередь, приводил в действие механизм, считывающий голос5. В конце XIX века в США также появился свой механизм, называемый рычажным. Избиратель тянул рычаги, соответствующие его выбору. После записи голоса в механической машине рычаги возвращались в первоначальное положение. Стоит отметить, что в США в конце XIX – начале XX века существовало множество разработок машин для голосования. Одна из них была спроектирована Якобом Майерсом в 1889 году. Голосование шло посредством нажатия кнопок на механическом устройстве, модернизированная версия этого механизма сейчас применяется во многих странах (Индия, Бразилия). Тогда граждане США с воодушевлением встретили данное изобретение, так как до этого они боялись, что из-за обилия бумажных бюллетеней в процессе подсчета их голос может быть утерян. Однако не все политические силы США поддерживали данное нововведение: например, на выборах в Чикаго кандидаты просили избирателей требовать на участке бумажные бюллетени. Все же постепенно Штаты отказывались от бумажного голосования, переходя к механическому (в основном рычажному). В 1956 году на выборах Президента США уже 50% избирателей использовали механические средства для голосования9. Впервые же электронное голосование (e-voting, electronic voting) появилось в 1960-е годы прошлого века в США: оно предоставило возможность гражданам осуществлять волеизъявление с помощью электронных средств, а также выразилось в использовании электронных средств для обработки избирательных бюллетеней и подсчета голосов10. Назвать существовавшую тогда систему чисто электронным голосованием сложно. Следует выделить его подвид – электронно- механическое голосование. В 1960 в США стали применяться для голосования перфокарты. Избиратель нажимал на определенные кнопки, которые делали отверстие в бумажных бюллетенях напротив выбранного кандидата, затем эти бюллетени собирались в урну. По мере развития технологий, ближе к 1980 – 1990-м годам, стали применяться оптические комплексы обработки избирательных бюллетеней (в России назван КОИБ) и комплекс прямой записи голосов (в России – КЭГ). Именно с этого периода можно считать, что устанавливается полноценное электронное голосование. Эта система значительно упрощала подсчет голосов, объем бумажной работы уменьшался, возможность подтасовок результатов снижалась. Граждане также приходили на избирательные участки, но голосовали уже при помощи электронных средств. В США пришли к выводу, что пора полностью переходить на современные средства для голосования в 2000 году, после того, как старые механизмы во время выборов Президента США во Флориде дали серьезный технический сбой. В некоторых штатах использовались технологии еще середины XX века. Сейчас правительство Штатов старается утвердить единый современный стандарт для электронных машин. В Европе электронные средства впервые применили в Нидерландах в 1982 году, затем опыт переняла Бельгия в 1991 году, в середине девяностых – Франция, а затем уже в 2000-х Италия, Испания, Соединённое Королевство, Ирландия. Однако, ввиду того, что против электронного голосования выступало внушительное количество граждан, наблюдателей и кандидатов, масштаб применения электронных средств в 2010-е был резко сужен. Хотя до этого в Бельгии и Нидерландах оно очень широко применялось, а процент проголосовавших с помощью электронных средств там доходил порой даже до 90%. Большее развитие в те же годы получило электронное голосование в Латинской Америке и Индии. В Бразилии был осуществлен переход в 1996 году, в Венесуэле в 1999 году, в Индии в 2004 году. Причем вышеуказанные страны используют данный механизм и в наши дни. В России история применения механизмов электронного голосования началась в 1996 году, когда был разработан первый аппарат – сканер избирательных бюллетеней СИБ-96 16. Впервые СИБ был применен на 15 избирательных участках на выборах Президента РФ в Москве в 1996 году. СИБ-96 получил высокую оценку, различие результатов между ручной и автоматической обработкой бюллетеней не превышало 0.05 %. На этих выборах протокол СИБ был предварительным и не имел юридической силы. В 2003 году появился новый механизм – комплекс обработки избирательных бюллетеней (далее – КОИБ) КОИБ-2003: была обновлена оптическая система сканирования, в каждое устройство встраивался компьютер. Протокол, выдаваемый сканером, стал официальным документом. Впервые механизм был применен в том же году на выборах в г. Ейске и получил положительные отзывы. Обучение по работе с машиной не требовало большой подготовки и занимало всего 8 часов. В дальнейшем система модернизовалась, и были выпущены новые аппараты – КОИБ-2010 и КОИБ-2017. С 2006 года в России стала применяться система прямой записи голоса – комплекс электронного голосования (далее – КЭГ). Впервые его применили на выборах в Новгороде 19. В целом, в ЦИК РФ отмечали, что на выборах Президента 2018 года в России уже около 30 миллионов человек воспользуются механизмами электронного голосования. В последние десятилетия электронное голосование получило дальнейшее развитие. Его составной частью стало набирающее популярность в ряде стран интернет-голосование (мобильное). В литературе зачастую между электронным голосованием и интернет-голосованием ставят знак равенства, что не совсем правильно. Интернет-голосование является частью электронного голосования. Собственно, историю развития электронного голосования можно разделить как бы на три этапа: 1. этап использования механических технологий и электронно- механических; 2. этап, когда электронное голосование развивалось только посредством электронных технологий; 3. этап, когда к электронным технологиям добавился интернет и мобильные технологии. Интернет-голосование напрямую связывают с новым институтом – электронной демократией. Электронную демократию можно охарактеризовать как децентрализованную сетевую модель, обеспечивающую установление связи между гражданами и органами государственной власти посредством использования средств электронной коммуникации. То есть взаимодействие постепенно переходит на дистанционный уровень. Электронная коммуникация в теории должна упростить взаимодействие между субъектами по различным вопросам: начиная местными и заканчивая общегосударственными выборами и референдумами. Учреждение института интернет-голосования призвано повысить явку на выборах. Особенно это актуально в условиях роста уровня политического абсентеизма, который сейчас наблюдается во многих странах мира. Когда в государстве существует благоприятная социально-экономическая ситуация, граждане зачастую воздерживаются от участия в выборах. Таким образом они выражают согласие с действующей политикой. При возникновении проблем – явка повышается. В Европе отмечался прирост явки на выборах в момент острой миграционной проблемы. Проблема повышения явки на выборах имеет больше психологический характер, чем правовой. Но пути и средства ее решения лежат в правовой и технологической сфере. Введение доступных, современных, удобных и главное – надежных средств может привлечь граждан к активному участию в вопросах местного значения и всего государства. В случае нахождения за рубежом, отсутствия физической возможности проголосовать либо при нежелании тратить свое время на поход на избирательный участок гражданин сможет отдавать голос удаленно. Процент явки на выборах должен повыситься. По мнению многих исследователей, проведение реформ в данном направлении будет способствовать росту доверия граждан к государству. При повышении явки репрезентативность мнений станет намного выше – следовательно, произойдет повышение уровня легитимация власти. Однако достижение данной цели потребует значительных усилий в плане развития информационных технологий государства. Особенно сложно это будет реализовать в государствах, где существует экономический и географический разрыв между регионами, к примеру, в России. Сложность внедрения защищенного механизма интернет-голосования напрямую сказывается на его распространённости. Так, впервые интернет- голосование было проведено в 2000 году в США, в штате Орегон. Однако развития институт в стране не получил. В Швейцарии работы над введением механизма интернет-голосования стали осуществляться с 2000 года, на протяжении 10 лет в нескольких кантонах проводились опыты по применению технологии. Сейчас в стране создается новая, улучшенная система. На данный момент только в Эстонии применяется интернет- голосование на выборах всех уровней, начало этого института в балтийской стране датируется 2005 годом. В Новой Зеландии с 2013 года принимаются меры по внедрению интернет-голосования, в ряде других стран допускается интернет-голосование на выборах местного уровня (Австралия, Канада), а также для граждан, находящихся за рубежом (Франция). Россия также старается развивать данный вид электронного голосования, в 2019 году были проведены испытания интернет-голосования на выборах в Мосгордуму в трех избирательных округах. Пока интернет - голосование в РФ находится на начальном этапе развития. Подведем небольшой итог. Исторически, еще с XIX века, человечество пыталось внедрить новые механизмы в процесс выборов. В наши дни развитие электронного голосования находится в приоритете для целого ряда стран. В связи с этим международные организации, а также сами государства активно разрабатывают действенные стандарты и принципы осуществления этого механизма. Активное развитие института электронного голосования началось в 1960-е годы с внедрением перфокарт в США. В 1990 – 2000-хх с развитием технологий стали применяться более совершенные механизмы. А уже с 2000- х годов свое развитие получило интернет-голосование. Утверждение механизмов электронного голосования идет на данный момент очень медленно: ряд стран отказываются от них, другие применяют ограниченно в рамках теста и только некоторые государства активно используют электронные механизмы. Поэтому мы можем утверждать, что несмотря на то, что данный институт начал возникать еще в 1960-е годы, мы до сих пор являемся свидетелями этого самого возникновения. 1.2. Анализ зарубежного опыта При упоминании интернет-голосования, сразу вспоминается пример Эстонии. Когда же затрагивается тема электронных машин на участке для голосования, на ум сразу приходят Соединенные Штаты Америки, развивающие технологию еще с конца XIX века. Отличительная особенность процесса голосования в США – это отсутствие единых для государства требований к способам работы электронных машин. Сам штат определяет какие машины будут применены на выборах. Это могут быть терминалы прямой электронной записи голосования, электронные урны или терминалы, где голосуют с помощью перфокарт. Однако отсутствие единых требований не раз приводило к ошибкам во время выборов. В связи с этим в США была создана независимая комиссия по содействию выборам (U.S. Election assistance comission), целью деятельности которой является помощь штатам в улучшении электронных машин. Также комиссия занимается разработкой минимальных стандартов сертификации для всех штатов и осуществляет сертификацию электронных машин. Все больше и больше штатов прибегают к сотрудничеству с данной комиссией. В связи с этим в 2002 году Конгресс принял закон «О поддержке выборов» (HAVA – Help America Vote Act). Чтобы понять, на что необходимо обращать внимание при внедрении, осуществлении и использовании электронного голосования, следует обратиться к закону. Согласно закону, Федеральный центр выделяет средства штатам на улучшение электронных машин, на повышение квалификации лиц, связанных с выборами, на обучение избирателей, на повышение доступности выборов. Тем самым США стремятся к тому, чтобы полностью исключить использование перфокарт, которые в некоторых регионах все еще применяются. После проведения модернизации штаты отчитываются центру о целевом расходовании выделенных средств. Отдельно стоит отметить, что федеральный центр выделяет гранты для тех лиц, которые улучшают техническое обеспечение электронных машин (касается всех составляющих – безопасности, скорости подсчета голосов и т.д.), проводят исследования опыта использования технологии, выделяет деньги на программы в университетах, колледжах, где рассказывают о преимуществах системы e-voting и обучают базовым знаниям. После прочтения этого закона приходит понимание, что в США развитие электронного голосования – это приоритет. Можно сделать вывод, что государство, несмотря на существующие трудности, не собирается отказываться от электронного голосования. Тот факт, что в законе отдельно выделяются пункты об обучении персонала, избирателей и даже студентов по работе с электронными средствами, прямо свидетельствует об этом. По моему мнению, опыт США может быть полезен России и любой другой стране, где хотят учредить электронное голосование. Он показывает, что систему нужно развивать сразу в нескольких аспектах. Эта программа дала свои плоды. В США в среднем около 93 % избирателей принимают участие в голосовании при помощи электронных средств. На президентских выборах 2020 года прогнозируется, что число таких избирателей составит уже около 99 %. Остальные граждане голосуют по почте, эти бюллетени затем также обрабатывают на оптических сканерах. Бумажные бюллетени полностью не исчезли из выборов в штатах, но почти в каждом уже используются оптические сканеры бюллетеней. Согласно статистике, на выборах Президента США в 2016 году в 19 штатах применялся оптический сканер, а в 31 – терминалы прямой записи. Можно однозначно сказать, что в США уже полностью преобладают электронные технологии. Однако старый элемент выборов сохраняется. Более доверительное отношение у американцев существует к системе, использующей оптическое сканирование, так как в случае ошибок бумажные бюллетени можно пересчитать вручную. Особо остро этот вопрос обсуждался в рамках предполагаемого вмешательства России в выборы в США. У избирателей стали возникать сомнения, правильно ли электронная машина учла их голоса. Именно поэтому еще в 2000-х годах при первых сбоях электронных машин в Help America Vote Act было прописано, что электронный голос должен иметь бумажное подтверждение. Но не все штаты еще следуют этому правилу. Возможно, что на выборах Президента США в 2020 году что-то изменится. Опыт США в электронном голосовании складывался на протяжении долгого периода времени. Тогда как Бразилия, о которой речь пойдет дальше, сумела всего за пару лет ввести электронное голосование. В 1996 году там были проведены первые тесты, а в 2000 осуществлен полный переход на электронное голосование. Бразильцы стали вообще первыми, кто это осуществил. И вот уже на протяжении 24 лет в Бразилии применяется данная система. Опыт этой страны крайне интересен, так как Россия и Бразилия имеют много общего, взаимодействуют в рамках БРИКС. На законодательном уровне электронное голосование предусмотрено в общем законе – Избирательном кодексе, а также в 2005 году был принят отдельный специальный закон об электронном голосовании. В Бразилии применяется исключительно безбумажная технология, там используются только аппараты прямой записи голоса. Для этого применяются две машины, соединённые кабелем: одна – для голосования избирателем, другая – для работника избирательного участка (техническое обеспечение голосования). Отличительной особенностью Бразилии является тот факт, что электронные машины для голосования размещались на крупных дорожных узлах, станциях общественного транспорта. У избирателей есть возможность проголосовать в любом удобном для них месте, не существует каких-либо привязок к голосованию по месту проживания. Система учитывает, что определенный человек уже отдал свой голос. Возможно, что данный механизм необходим именно для Бразилии, так как там голосование является всеобщим и обязательным для граждан от 18 до 70 лет (за некоторым исключением). В Бразилии помимо права избирать, у избирателя есть обязанность сделать выбор. При таком законе государству следует предоставлять гражданам удобный механизм для голосования. Рассмотрим, как именно происходит процедура голосования в Бразилии. Избиратель приходит на участок и показывает документ, удостоверяющий его личность. Затем работник участка вводит ID избирателя в устройство (сейчас в Бразилии тестируется механизм идентификации личности с помощью биометрических данных, для чего необходимо заблаговременно пройти биометрическую регистрацию), после этого избиратель голосует и ему высвечивается результат его голоса – фотография поддерживаемого кандидата или ошибка в голосовании. Затем избиратель повторно подтверждает выбор. В отличии от США, в Бразилии существует единый технический стандарт используемых механизмов, а за выборы полностью отвечает Высший электоральный суд (Избирательный трибунал). Перед выборами вся система в случае необходимости централизованно обновляется. Поэтому в Бразилии легче в случае каких-либо неполадок устранить проблему – все механизмы широко известны и понятны. По завершению голосования председатель участковой избирательной комиссии вводит код, закрывая голосование. После чего идет печать итогового бумажного протокола, который передается в вышестоящий избирательный орган. Также флэш-карта с результатами голосования передается в информационный центр, подводящий в реальном времени итоги голосования. Основное беспокойство у многих экспертов вызывает безопасность электронного голосования. Для этого Бразилия не раз проводила испытания системы, предлагая денежное вознаграждение тем, кто сумеет нарушить работу механизмов. По итогам этих исследований и аудитов было установлено, что бразильские механизмы отвечают всем требованиям избирательного процесса. Однако понятно, что гарантии безопасности необходимо постоянно совершенствовать, тратя на это немалые средства, так как хакеры разрабатывают все новые и новые возможности для взлома. К примеру, в 2017 году в бразильской системе, считавшейся надежной, были обнаружены уязвимости. Собственно, после этого необходимо было проработать новый механизм защиты. Стоит сказать, что повсеместное электронное голосование посредством электронных вычислительных машин широко распространено в Южной Америке. Помимо Бразилии всеобщее электронное голосование используется в Венесуэле, Парагвае, ограниченные эксперименты проводятся в Аргентине, Перу, Эквадоре.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Политология, 108 страниц
2700 руб.
Дипломная работа, Политология, 67 страниц
1675 руб.
Дипломная работа, Политология, 68 страниц
1700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg