Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

stitova 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2022
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале развивающим мелкую моторику. Раннее формирование пальцевой мелкой моторики, положительно влияющее на формирование речи ребенка, необходимо при рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Естественно, невозможно достичь желаемых результатов, только с помощью пальчиковых игр. Это лишь одно из средств развития мелкой моторики и речи.
Введение

Актуальность темы обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно-развитого, способного и стремящегося динамично познавать внешний мир и контактировать с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в правовых и нормативных документах образования. В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования представляет полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Значительную роль в успехе речевого, интеллектуального и психофизического формирования ребенка играет сформированная мелкая моторика. Чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ложкой, ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения, которые необходимы для такого взаимодействия, тем ярче креативная стихия детского ума, чем больше мастерства в детской руке. Речевое формирование предполагает овладение речью, как средством общения и культуры: освоение фонетической, лексической, грамматической сторон речи, умениями монологической и диалогической речи, усовершенствование связной речи. Один из главных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «хорошо сформированная мелкая моторика, которая может помочь ребенку овладеть основными движениями, осуществлять их контролировать и управлять ими. Речь – прекрасный дар природы – не дается человеку от рождения. Прежде чем ребенок начнет говорить, должно пройти время. И взрослые должны приложить максимально усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Мелкая моторика – «совокупность согласованных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой, направленной на выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук». Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал о том, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. На кончиках детских пальчиков находятся нервные окончания, которые способствуют передаче большого количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все методы и способы формирования мелкой моторики оказывают положительное влияние на организм. Наукой доказано, что одним из показателей отличного физического и нервно – психического формирования ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По ловкости и умелости детских рук на базе современных исследований специалисты делают вывод об особенностях формирования центральной нервной системы и головного мозга. Развитие мелкой моторики является важнейшем условием физического и психического развития ребенка на протяжении всего детства начиная с рождения и заканчивая дошкольным возрастом. Уровень развития мелкой моторики – это один из показателей интеллектуальной готовности к школе, и именно в этой области большинство дошкольников испытывают большие сложности. Проблема формирования ловкости рук и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует формированию у него инициативы в различных видах детской деятельности. На современном этапе проблемой развития мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики занимались Л.С. Выготский, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, Г.В. Плеханов, Л.И. Тищенко. Учёные своими исследованиями подтверждают тот факт, что тренировка мелких движений пальцев рук является стимулирующей для общего формирования ребенка, особенно для развития речи. Развивать мелкую моторику рук у детей можно с помощью различных средств. Одним из таких средств являются пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений для формирования и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Дети, регулярно занимающиеся пальчиковой гимнастикой, учатся быстрее писать, лучше говорить, имеют хорошую память, развивают координацию движений, ловкость и силу рук. Поскольку в настоящее время увеличивается количество детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, то проблему развития мелкой моторики рук можно считать актуальной. Исходя из актуальности, мы определили параметры работы: Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Цель исследования: разработать и апробировать комплекс серии пальчиковых игр, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза: процесс развития мелкой моторики и речи у детей младшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если: ? использовать разные виды пальчиковых игр в режиме дня (самомассаж, игры с речевым сопровождением, игры манипуляции, театр в руке); ? в ДОО создана предметно-пространственная развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторики рук у детей данного возраста (шапочки на пальчики, мячики, палочки); ? организовано взаимодействие педагога с родителями по развитию мелкой моторики у детей; ? пальчиковые игры включены педагогом в различные виды деятельности младших дошкольников (художественно – эстетическое развитие и др.). Задачи исследования: 1. Определить сущность, значимость и разновидности мелкой моторики. 2. Охарактеризовать психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста, связанные с развитием мелкой моторики. 3. На основе анализа теоретических источников описать возможности использования пальчиковых игр в ДОО. 4. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. 5. Разработать серию игр «Весёлые пальчики» и определить эффективность использования данных игр для развития мелкой моторики рук у младших дошкольников. Методы исследования: 1. теоретические (анализ психолого-педагогической литературы и периодических изданий, сравнение, обобщение); 2. эмпирические (применение методов диагностики, педагогическое наблюдение); 3. статистические. База исследования: ГБДОУ детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга.
Содержание

Введение 4 Глава I. Теоретические основы использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 8 1.1. Мелкая моторика рук и роль пальчиковых игр в ее развитии 8 1.2. Психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста, связанные с развитием мелкой моторики 15 1.3. Использование пальчиковых игр в ДОО 22 Вывод по 1 главе 28 Глава II. Экспериментальное исследование использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 32 2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики у младших дошкольников 32 2.2. Разработка, проведение и анализ эффективности серии пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у младших дошкольников 37 Выводы по 2 главе 52 Заключение 54 Литература 59 Приложение 64
Список литературы

1. Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей 4–5 лет / Е. А. Борисова // Логопед: научно-методический журнал / ред. Т. В. Цветкова, О. А. Степанова. — 2006. — № 1. — с. 65–75. 2. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова. — М.: «Олма–Пресс», 2001. — 236 с. 3. Тищенко Л. И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л. И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. — 2014. — № 12. — С. 56–59. 4. Ткаченко В. Н. пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/7.pdf (дата обращения: 07.11.2021) 5. Методические рекомендации на тему: «Использование пальчиковых игр в формировании речи детей» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-na-temu-ispolzovanie-palchikovyh-igr-v-formirovanii-rechi-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-4499104.html 6. Использование пальчиковых игр на занятиях по изобразительной деятельности и их роль в развитие речи дошкольника [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/365873-ispolzovanie-palchikovyh-igr-na-zanjatijah-po 7. Психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/psychology/00645271_0.html 8. Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://moluch.ru/archive/301/68009/ 9. Пальчиковые игры и их значение [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pandia.ru/text/79/054/34282.php 10. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/material-na-temu-diagnostika-urovnya-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk.html 11. Диагностика развития мелкой моторики рук [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://firstklass.ru/19-diagnostika-razvitiya-melkoy-motoriki.html 12. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников (детей 2-7 лет) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov.html#i-4 13. Картотека развития мелкой моторики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-kartoteka-palchikovih-igr-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki-3218382.html 14. Исследовательский опыт «Развитие мелкой моторики средствами предметного рисования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskiy-opit-razvitie-melkoy-motoki-sredstvami-predmetnogo-risovaniya-509436.html 15. Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики в ДОУ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studbooks.net/1760105/pedagogika/eksperimentalnoe_issledovanie_osobennostey_razvitiya_melkoy_motoriki_uchrezhdeniyah_dopolnitelnogo_obrazovaniya 16. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/26343 17. Диагностика и развитие моторики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/diagnostika-i-razvitie-motoriki-408168.html 18. Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://moluch.ru/archive/301/68009/ 19. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Москва: Перспектива, 2018. – 224 с. 20. Влияние пальчиковых игр на развитие ребенка и его готовности к обучению в школе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/rabota-ssemey/news14521.html 21. Пальчиковые игры и их значение [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pandia.ru/text/79/054/34282.php 22. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://multiurok.ru/files/kursovaia-rabota-na-temu-palchikovye-igry-kak-sred.html 23. Диагностика уровня развития мелкой моторики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/11/20/diagnostika-urovnya-razvitiya-melkoy-motoriki 24. Методическая разработка: пальчиковые игры [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/410/713.php 25. Методы диагностики состояния мелкой моторики детей раннего возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/01033194_0.html 26. Диагностика и развитие мелкой моторики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/diagnostika-i-razvitie-motoriki-408168.html 27. Запорожец, А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца – Москва : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с. 28. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, М., 2018. – 163 с. 29. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2015. – 212 с. 30. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 144 с. 31. Эльконин, Д. Б. . Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – Москва : Педагогика, 1988. – 136 с. 32. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: 2017. – 86 с. 33. Соколова Г.И. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2018. - № 6. – С. 34-36. 34. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / П под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб: КАРО, 2015. – 167 с. 35. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2011. – 84 с. 36. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под науч. руков. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016. – 345 с. 37. Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lomonpansion.com/articles_2_3441.html 38. Психофизиологические основы развития мелкой моторики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/psixofiziologicheskie_osnovyi_razvitiya_melkoj_motoriki/ 39. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Под ред. Т.И. Гризик и др.. – М.: Просвещение, 2016. – 141 с. 40. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии - М.: Питер СПб, 2017. - 713 с. 41. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. СПб., 2016. – 96 с. 42. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, М., 2018. – 163 с. 43. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2015. – 212 с. 44. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 144 с. 45. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: 2017. – 86 с. 46. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2016. – 196 c. 47. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. – М.: Литера, 2008. – 218 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 1.1. Мелкая моторика рук и роль пальчиковых игр в ее развитии Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Она представлена в целевых ориентирах на стадии завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей рук и пальцев в психологии, имеет большое значение и расценивается, как один из показателей психической сформированости ребенка. Условно, моторику разделяют на крупную и мелкую. «Мелкая моторика – это способность совершать точные движения малой амплитуды. Крупная моторика – это способность выполнять движения большей амплитуды, требующие участия всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов и другие подобные физические движения». [3] Навыки мелкой моторики, также, как и крупной связаны с движением. Однако, в отличие от крупной моторики, мелкая моторика уделяет особое внимание на малые движения рук, кистей рук и пальцев. Развитие мелкой моторики рук начинается с раннего детства, когда родители направляют кроху, оставляя мозг голодным до энергии и активности, нуждающимся во впечатлениях. Не только ранние годы жизни важны и значимы, но и ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основу для личностного развития.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg